Аристотель сочинения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный технический

университет «МАМИ»

РЕФЕРАТ

по философии на тему:

«Жизнь и сочинения Аристотеля»

Выполнил: студент группы 3-ЭФЭк-8

Никонорова Анна Михайловна

Проверил: Кузиков Александр Васильевич

МОСКВА 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………2

1. Первая философия, учение о сущности, учения о материи

и форме, учение о причинах……………………………………………3

2. Создание логики………………………………………………………5

3. Космология и идеи неподвижного двигателя………………………-

4. Учение о трёх видах души……………………………………………6

5. Этика Аристотеля……………………………………………………..7

6. Учение о государстве…………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………11

Введение

Аристотель — величайший древнегреческий философ, живший в 384 — 322 гг. до н. э. Родина Аристотеля — полис Стагира, расположенная на Северо-Западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой она зависела.

В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя «Академии» в 347 г. до н. э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл «умом», с другим своим учеником — Ксенократом, Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель — в узде. Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона.

Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не все. Еще будучи слушателем «Академии», Аристотель писал здесь диалоги, в которых начинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, а также переложения. И в тех и в других Аристотель оставался еще в основном на позициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, это было описание ста пятидесяти восьми государственных устройств.

Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп: логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политикоэкономические и искусство-ведческне произведения.

Философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания. Во многом это объясняется плохим состоянием текста, но также и тем, что сам Аристотель так и не смог ясно решить для себя такие важные философские проблемы, как взаимоотношение общего и отдельного, ума и тела, эмпирического и рационального познания. Именно в попытках решить их Аристотель колебался между «линией Платона» и с «линией Демокрита».

Первая философия, учение о сущности, учения о материи и форме, учение о причинах

Первая философия Аристотеля, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика»: учение о «заприродных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении.

«Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе критики предшествующих философов. Возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть бытия». Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идет отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным «. Тем самым окончательно формируется понимание формальной и целевой причин. Но именно здесь Аристотель радикально разошелся с Платоном. Возражения Аристотеля Платону таковы. (1) Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее. (2) Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. (3) «Третий человек»: связь предмета и идеи требует «посредника». Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один «человек», скажем, «грек». Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один «человек», допустим, «белый человек», и т. д. до бесконечности. (4) Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения. (5) Платон не выяснил, что означает «причастность» вещей идеям, – это «пустые слова и поэтические метафоры». Наконец, (6) вообще невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является».

Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. Мы уже говорили о его логической формулировке – в «Метафизике» он превращается в начало бытия. Это «наиболее достоверное из всех» положение гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле».

Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум, ибо и действующая, и целевая причины могут быть подведены под понятие «формы». Тогда остаются материя и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная форма — она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны» вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен «наивной» теории идей.

Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего». И в то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи – гомеомерий, «корней», атомов. Во-вторых, оно позволяет реалистически представить источник движения. Источник этот лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, данное уже не в статике, а в динамике.

Что же касается первой философии, то ее завершением (впрочем, также и началом) можно считать понятие божества. К числу причин и начал (принципов), по общему согласию, следует отнести божество. Если в отношении материи и формы он выступает как «форма форм», то применительно к изменению – как «перводвигатель» или «неподвижный двигатель». Неподвижный — потому, что всякое движение конечно и логически требует конца. В то же время бог – «мышление мышления», и блаженство божества состоит в блаженном самосозерцании. Отсюда отождествление Аристотелем первой философии с теологией.

Конечно, это не традиционная теология с ее антропоморфными богами. Бог Аристотеля — «бог философов», безличное и универсальное мировое начало. Добавим к этому изменение в понятие материи. Она уже не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа — фюсис первых философов, но неподвижная, пассивная, неоформленная масса, требующая отличного от нее источника движения. Это ошибочное представление в течение двух тысячелетий тяготело над философией, обусловливая непоследовательность материализма и преимущества идеалистического понимания мира.

Создание логики

Деятельность Аристотеля принадлежит как истории философии, так и истории науки. В кругу наук, разработкой и созданием которых занимался Аристотель, первое место принадлежит логике. Аристотель — автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.
Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.
Все, что было сделано в логике до Аристотеля — это было всего лишь подходами, попытками уяснить отдельные методы и принципы, без какой-либо их систематизации и объединения в единую стройную систему. В трактате «О софистических опровержениях» Аристотель пишет: «в искусстве красноречия имелось многое и давно сказанное. Что же касается учения об умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил».
Аристотель сделал фундаментальное для всей логики открытие, вводя переменные. Тем самым было показано, что логика — это не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах, а логика — наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения, формальная логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию предметов.

Космология и идеи неподвижного двигателя

Учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира — космологии. Это самая слабая часть его мировоззрения. Космология Аристотеля рождает даже чувство неловкости при всей скидке на его время, ибо и для того времени Аристотель отнюдь не был на высоте. Позиция Аристотеля в космологии, увековеченная его авторитетом, надолго задержала развитие науки — вплоть до эпохи Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея.

Аристотель увековечил геоцентризм, признав, правда, шарообразность Земли, конечность и замкнутость космоса в пространстве (но не во времени), отрицание материального единства мира. В этом он был ниже атомистов, отстаивающих мысли о бесконечности универсума в пространстве, о бесчисленности заключенных в этом бесконечном пространстве миров, о материальном единстве универсума. К мысли о шаровидности Земли философ пришел как в результате наблюдений за тенью Земли во время лунных затмений, так и на основе совершенно неверного умозрения. Аристотель учил не только о местах тел как границах объемлющих их других тел, но и об естественных местах тел, благодаря чему он пытался объяснить движение тяжелого всегда вниз, а легкого — всегда вверх. Земля находится в центре мира, потому что естественное место тяжелого именно там, тяжелое, падая к центру, совершает движение по природе, а будучи поднято, тяжелое претерпевает насильственное движение.

Мир состоит из пяти стихий, «элементов». Земля — сочетание холодного с сухим, огонь — теплого с сухим, воздух — теплого с влажным, вода — холодного с влажным. Эти четыре элемента переходят друг в друга, но не как попало, а лишь благодаря наличию одного общего качества. Поэтому огонь непосредственно в воду перейти не может, он может это сделать лишь через воздух или землю.

Отрицая материальное единство мира, Аристотель строит все небесные тела из пятого элемента — из некоего эфира, который вообще заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы. В небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Поскольку этому противоречат наблюдаемые движения планет (их «петли» и т. п.), Аристотель совершает насилие над природой, заставляя небесные тела вращаться не просто вокруг Земли, а так, что вокруг Земли вращается центр окружности, по которой вращается планета, но и то не центр, а центр центра, и так далее. Здесь пример насилия метафизики над физикой, надуманной концепции над природой.

Учение о трёх видах души

Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. В своем трактате: «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики — сущности, формы, возможности, сути бытия. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. Чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию — критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что «жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь».

Таким образом,

1) растительная душа — первая и самая общая способность души, чье дело — воспроизведение и питание, а воспроизведение — минимальная причастность к божественному. Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;

2) животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи. Здесь слово «формы» употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;

3) человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом. В силу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа (О ней ниже.)

Этика Аристотеля

Взгляды Аристотеля на этику в основном выражают господствовавшие мнения образованных и много повидавших людей его времени. Аристотель считает, что Платон был прав, разделяя душу на две части: одну — разумную, другую — иррациональную. А иррациональную часть души он делит на растительную (которая имеется даже у растений) и стремящуюся (которой обладают все животные). Стремящаяся часть может быть до некоторой степени разумной — когда те блага, к которым она стремится, таковы, что разум их одобряет. Это существенно для определения добродетели, так как, согласно Аристотелю, разум сам по себе является чисто созерцательным и без помощи стремления не ведет к какой-либо практической деятельности.
Имеется два рода добродетелей: интеллектуальные и моральные, — соответственно двум частям души. Интеллектуальные добродетели — результат обучения, моральные слагаются из привычек. Задачей законодателя является делать граждан добродетельными путем выработки хороших привычек. Мы становимся справедливыми, осуществляя акты правосудия, и то же самое относится ко всем другим добродетелям. Будучи вынуждены приобретать хорошие привычки, мы тем самым приучаемся со временем, думал Аристотель, находить удовольствие в добрых делах. Этические добродетели определяются философом как «середина двух пороков». Например, недостаток мужества — это трусость, избыток же мужества — тоже порок, ибо это безумная отважность. Но так как она встречается редко, то люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели — это мудрая середина между крайностями. Так, щедрость — середина между скупостью и мотовством.
Достижение добродетели и роль знания. В этом вопросе Apистотель справедливо оспаривает мнение Сократа о том, что якобы «никто, обладая знанием, не станет противодействовать добру». Этот тезис Сократа противоречит очевидности. Ведь одно дело иметь знание о добре и зле, а другое — уметь или хотеть эти знанием пользоваться.
Знание и действие не одно и то же, знание носит общий характер, действие же всегда частно. Знание того, что мужество — середина между двумя пороками, еще не дает, умения находить эту середину в жизни. Добродетели — не качества разума, делает вывод философ в полемике с мнением Сократа, они всего лишь сопряжены с разумом. Главное в приобретении этических добродетелей характера не само знание, а воспитание, привычка. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая же трусить — трусом. Дело воспитателей и государства прививать добродетели. Законодатели должны приучать граждан быть не только хорошими, но и храбрыми.

Учение о государстве

В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.

Аристотель прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства. Сохранение установившегося строя зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка. Отсюда учение Аристотеля о формах государственного устройства. Он делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и цель (моральная значимость) правления. С точки зрения последней, формы государственного устройства делятся на «правильные», при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. По количеству правящих – один правитель, правление богатого меньшинства и правление бедного большинства. В результате получается три «правильных» формы правления
(монархия, аристократия, полития) и три «неправильных» (тирания, олигархия и демократия).

Аристотель считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него – к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Эта неисторическая «природная» структура общественных отношений увековечивает отношения господства и подчинения, конкретно – отношения рабовладельческого общества.

Размещено на http://www.allbest.ru

Эссе

Аристотель

1. Введение в эпоху, когда творил Аристотель. Вопросы, которые стояли в это время

Аристотель родился в Стагнре, греческой колонии на Фракийском побережье (отсюда второе имя Аристотеля — «Стагирит»). Первоначальное образование получил под руководством отца, придворного врача македонского царя. С 367 г. жил в Афинах и, став учеником Платона, в течение 20 лет (до самой смерти Платона) был участником платоновской Академии. В 343—339 гг.— воспитатель Александра Македонского. В 335 г. в Афинах основал собственную школу, известную под названием «Ликей» или «перипатетической школы». Умер на Эвбее, куда бежал от преследований по обвинению в преступлении против религии.

Аристотель жил в эпоху, когда общественное сознание отождествляло мир с гармонической целостностью Космоса, причем Космос понимался скульптурно, как прекрасно организованное тело, а микрокосм (человек) — как часть этого Космоса, его элемент, органически определяемый целым. Будучи типичным представителем стиля мышления античности, Аристотель в качестве фундаментального принципа определения природы принимает именно телесную пластичность, гармонию. Поэтому первой сущностью, по Аристотелю, являются сами материальные объекты. Обосновывая многообразие их конкретного бытия, он вводит четыре вида причин: материальную, т. е. субстратную и тем самым пассивную, и активные причины — движущую, целевую и формальную. Формальная причина, в силу к-рой всякая вещь такова, какова она есть, и определяет вторую, высшую, сущность бытия — «форму». Путь же познания формы как сущности каждого конкретного предмета лежит, по Аристотелю, прежде всего в так наз. аподиктическом познании, т. е. безусловно достоверное знание достигается при выведении истины из высших принципов, которые созерцаются умом непосредственно, в то время как «диалектическое познание», берущее начало в общем опыте людей, может дать лишь вероятностное «мнение».

ЭПОХА АРИСТОТЕЛЯ. Пелопонесская война 431 — 404 гг. до н. э. привела к упадку Афин и афинской демократии. Происходили глубокие изменения в идеологии. Материалистическая система ионийцев и атомистов вытиснилась идеалистической философией Сократа и его ученика Платона. Появились учителя диалектики — софисты, на которых был большой спрос в обострившейся политической борьбе в нутрии господствующего класса. Вместе с ним развивалось искусство диалога, умение логически мыслить, повышался интерес к строгим математическим доказательствам. Общество ощущало потребность в систематизированном научном знании и на долю ученика Платона, знаменитого мыслителя древности, Аристотеля выпала задача составить систематический свод знаний своего времени.

Македония далеко уступала Афинам в экономическом и культурном развитии. Афиняне презрительно называли македонцев варварами. Однако при Аминте и, особенно Филиппе, Македония превратилась в грозную в военном отношении державу, а политические распри были искусно использованы Филиппом.

В 338 г. до н. э. в битве при Хероне греческие войска были разбиты македонскими, а состоявшийся в 337 г до н. э.. Коринфский конгресс запретил гегемонию Македонии над Афинами и Грецией. Сам Филипп стал готовиться к походу на Персию, но в 316 г. до н. э. был убит, и этот поход начался под предводительством Александра Македонского. Александр в результате многолетних победоносных походов в Азию и Африку создал огромную империю, подчинив Персию, Египет, среднеазиатские государства, дойдя со своими войсками до Индии.

Наступила новая эпоха в развитии древнего мира.

2. Учения

аристотель мыслитель учение философия

Основе учения Аристотеля лежит представление о четырех стихиях. Аристотель учил, что существуют четыре первичных стихий: тепло и холод, сухость и влажность, эти стихии являются качествами. Парное их соединение и сочетание дает четыре основных элемента: сочетание сухого и жаркого дает огонь, жаркое и влажное — воздух, холодное и влажное — воду, холодное и сухое — землю. Из этих элементов образуется всё многообразие материального мира. Элементам по природе присущи свойства тяжести и легкости; земля по своей природе тяжелая, а огонь наоборот абсолютно легок. Поэтому в центре вселенной помещается земля, над нею вода, затем воздух и, наконец, огонь. Кроме этих четырех элементов Аристотель признает еще существование пятого элемента — эфира, который является небесным началом. Земля по Аристотелю имеет сферическую форму, и она не может двигаться, так как, состоит из более тяжелого начала. Окружность по Аристотелю равно 400 тыс. стадиям, или около 9970 географических миль, то есть почти вдвое больше действительного значения.

Что касается свободно падающих тел, Аристотель считает, что они падают с постепенно возрастающей скоростью, но о законе ускорения ему не было известно. Он предполагает, что скорости различных тел при падении соответствуют их тяжести: тело, которое вдвое тяжелее другого, падает вдвое быстрее. Ошибочность этих положении позже доказал Галилей.

Аристотеля удивляет, например, почему движение брошенного тела продолжается после того, как оно отделилось от бросившей его руки. В итоге он приходит к выводу, что брошенное тело оставляет после себя пустое пространство, в которое и устремляется воздух, сообщая телу новый толчок.

С помощью простых машин Аристотель правильно объясняет действие рычага: » Большим плечом рычага можно приподнять большой груз, потому что большее плечо производит большие движения «, или » Сила, приложенная на большем расстоянии от точки опоры, легче двигает груз, так как она описывает больший круг» Закон рычага — лучшая часть аристотельской механики.

Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговые движения — это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель — бог. Земные же движения, где совершенно всё имеет начало и конец, бывают естественными и насильственными. Естественное движение — это движение тяжелого тела вниз к центру мира, а легкого — вверх. Это движение тел происходит само собой, в результате стремления тела занять своё естественное место. Все остальные движения на земле насильственные и могут происходить только под действием внешних сил. Свой основной принцип динамики Аристотель формирует так: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействия другого.»

Акустические и оптические явления рассматриваются Аристотелем при описании органов чувств. Звук происходит вследствие того, что звучащее тело определенным образом приводит воздух в движение. Воздух при этом сжимается и растягивается и ударами звучащего тела проталкивается все дальше и дальше, отчего звук и распространяется во всех направлениях. «Эхо возникает, когда воздух встречает на пути своего движения стену и отбрасывается назад подобно мячу».

При исследовании зрения Аристотель, подобно Демокриту, восстает против теории зрительных лучей, исходящих из глаза: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаза, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте? Предполагать, что свет гаснет, когда на выходе из глаза попадает в темноту, — бессмыслица». Как в природе свет сменялся тьмой, так и в телах образуется белое и черное. Цвета, по Аристотелю, не представляют что-нибудь абсолютно видимого, они только присущи видимым предметам и происходят в следствии того, что свет наблюдается сквозь темное, а свет и тьма смешиваются между собой. Так солнечный свет, видимый сквозь туман, кажется красным, а радуга происходит потому, что солнце, отражаясь в более темных облаках, дает все цвета.

Теплоту Аристотель рассматривает как основное качество, присущее, огню как стихии, но вместе с ним и всем телам. Так как огонь по своей природе постоянно стремится кверху, то этим объясняется испарение воды, плавание тел. Насколько вредно отражается отсутствие точных измерений в физике, как мало разумного можно сказать относительно физических явлений, когда различные причины не изучены с точки зрения своего действия путем наблюдения, показывает следующее место, место относящееся к действию теплоты. Кипящая вода согревает сильнее пламени, но пламя сжигает горючее и плавит вещества, вода же нет. Далее, кипящая вода жарче слабого огня, но теплая вода охлаждает скорее и сильнее слабого огня, так как огонь не теряет жара, вода же постепенно охлаждается

Для Аристотеля материя не есть нечто определенное. Материя по Аристотелю — это лишь возможность, без которой не может существовать никакая вещь, она сама по себе не обладает никакими качествами и лишена всякой определенности. Для того, чтобы возникла конкретная вещь, необходимо соединение материй с неким другим активным началом, формой, которая придает материи определенность — качества этой вещи, превращает возможность в действительность. В каждом определении, по Аристотелю, можно видеть указание на материю или форму: «Лев — есть животное, имеющее определенное свойство; статуя есть мрамор, изваянный в определенную форму; и животное и мрамор — материя, оформленная во льва, в статую. Материя есть отношение, она меняется с формой, и другой форме соответствует другая материя. Процесс соединения материи с формой, по Аристотелю, оформление материи, превращения возможности в действительность есть движения.

Признавая объективное существование пространства, Аристотель стоит на материалистической позиции. Он правильно оценивает неразрывную связь движения и пространства: «место не стали бы исследовать, если бы не было известно вида движения относительно места: мы считаем что и небо находится в месте, главным образом, потому, что оно всегда в движении». Аристотель нащупывает связь между пространственными и материальными отношениями; пространственные отношения — это материальные отношения, нет материальных тел — нет пространства.

Перейдем к рассмотрению времени. Аристотель указывает, что » время не есть движение, но и не существует без него…»

Пространство и время непрерывные величины: Пространство по протяженности — конечная граница одной его части является начальной границей другой; время по последовательности — «теперь» соприкасается с прошлым и будущем.

Аристотель признавал объективное существование материального мира, и его познаваемости. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отражениями идей, постигаемых душой, и на познание, и на познание которое должно отвернуться от реального опыта. Знаменитые слова Аристотеля: » Платон мне друг, но истина дороже»- означали отход его от воззрений учителя.

3. Мое отношение к влиянию Аристотеля на современность

Мир, в котором мы живем, современность, это очень сложная и развитая система. И в наше время, как и во все предыдущие времена для людей остаются актуальными одни и те же философские вопросы. Для многих людей всегда сложными остаются вопросы на тему смысла жизни, предназначения, добре и зле и так далее. Именно поэтому каждый из нас немного философ.

Несомненно, Аристотель был очень сильной и разносторонней личностью. Это знаковый человек, с которым практически невозможно никого сравнить. Аристотель повлиял практически на каждую науку и оставил свои мысли практически во всех направлениях знаний. По сей день, его учения являются актуальными и думаю, что еще многие годы не потеряют своей важности.

Свои учения Аристотель писал в IVвеке до н. э. Они написаны сложным языком их сложно понять. Потому что писал он их не для нас, а для своих учеников. Но терминами и понятиями основу, которым положил Аристотель, мы пользуемся до сих пор.

Аристотель первый мыслитель в философии, воспринимавший самого себя как звено в историческом развитии науки, это одна из отличительных его черт. Всегда подходя к любому вопросу, он начал изучать, что об этом говорили и думали до него.

На мой взгляд, его учения сильно повлияли на современные науки, к примеру, Аристотель заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое значение они не потеряли и в наше время.

Без сомнений Аристотель оставил свой вклад в науке и повлиял на развитие философской мысли. Но вот только в наше время, к сожалению, появились совершенно пустые люди. Они не интересуются историей, мирозданием, они заняты лишь плотскими и материальными вещами. Они знать не знают о том кто такой Аристотель и не узнают уже никогда. Наверно только на таких людей его учения оказывают не сильное влияние. Но я надеюсь, что таких бездушных и не мыслящих людей совсем мало.

Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть.

Размещено на Allbest.ru

Аристотель – величайший древнегреческий мыслитель, логик, создатель философского языка, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

Происхождение и воспитание

Изучение биографии Аристотеля – это изучение истории философской мысли как таковой. Космологию этого философа принимали все мыслители последующих поколений от Фомы Аквинского до Карла Маркса.

Философ родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире (Халкидики). Некоторые современные ученые считают, что этот город был Македонским и сам Аристотель был македонянином (это объесняет факт приглашения его на должность воспитателя сына македонского царя Филиппа).

Отец философа Никомах был врачом (считается, что он происходил из рода легендарного героя Махаона, сына Асклепия, прославленного в поэме Гомера «Илиада). Он прекрасно знал деда и отца Александра Македонского. Мать Фестида была родом из Халкиды Эвбейской.

Воспитанием Аристотеля занимался его дядя по матери Проксен, который отправил 17-летнего юношу в Афины. Он учился там у ритора и философа Исократа и у Платона в его Академии (в Академии Аристотель провел 20 лет и покинул ее только после смерти своего учителя).

Самостоятельная философская работа

После смерти Платона Аристотель отправился в Ассос, а потом на остров Лесбос, где занимался преподаванием, пока не получил приглашение стать педагогом Александра, наследника македонского царя Филиппа.

Он был его учителем около 10 лет, а потом долгое время оставался советником, хотя и жил в Афинах, где им была основана философская школа, Лициум, где были написаны величайшие труды, такие, как «Метафизика», разработаны теория мышления, теория космологии, содержание которой сводится к тому, что Земля, являющаяся центром Вселенной и что она шарообразна, политическая теория (им был написан большой труд «Политика», в котором представлены и объяснены многие формы политического устройства, поделенные на «правильные» и «неправильные»), сформированы представления о возможностях познания, этики и логики (Аристотель являлся автором основных логических законов: тождества, противоречия и исключения третьего).

После смерти Александра, в 323 году до н. э., в Афинах началось антимакедонское восстание, и Аристотель, подвергнувшийся разного рода нападкам, вынужден был бежать на родину матери (он не хотел повторять судьбу своего коллеги Сократа, вынужденного из-за нападок и политических преследований принять яд).

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка, хотя есть свидетельства того, что он принял яд аконит.

Сейчас краткая биография Аристотеля изучается в школе в 5 классе на уроках истории.

Семья

Доподлинно известно, что Аристотель был женат один раз на племяннице правителя Ассоса Гермия – Пифиаде. От нее он имел дочь. Также Аристотель состоял в связи со служанкой по имени Герппелида, от которой родился сын по имени Никомах.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Некоторые биографы Аристотеля, такие, как Плутарх или Страбон, утверждали, что Аристотель имел дефект речи, был внешне очень некрасив, но очень любил роскошно одеваться.
  • Есть свидетельства того, что философ очень мало спал и даже во сне держал в руке бронзовый шар, который, падая в таз, будил философа.
  • Всего Аристотелем было написано свыше 40 трудов по риторике, поэтике, этике, политике, метафизике, логике и естествознанию (космологии).
  • Считается, что именно Аристотель привил Александру Македонскому любовь к «Илиаде» Гомера. Царь всегда держал поэму под подушкой, рядом с кинжалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *