Баллада пример

Андреева А.Ю. Урок литературы в 5 классе по балладе В.А. Жуковского «Кубок»

    Андреева Алла Юрьевна,

    учитель литературы

    ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»

    Предисловие

    Изучение текста баллады В.А. Жуковского «Кубок» вызвало искренний интерес у пятиклассников и удовлетворение результатом работы у меня. Класс работал на эмоциональном подъеме, активно подключился к ответам на проблемные вопросы. Эвристическая беседа с учениками неоднократно сопровождалась небольшими исследовательскими элементами. Дети с увлечением высказывались, развивая монологическую речь, аргументировали свои высказывания цитированием, пытались понять авторский замысел и смело выдавали свою (иногда откровенно детскую) интерпретацию избранных для обсуждения эпизодов, находили ключевые слова, прочувствовали их экспрессивную окраску.

    С этой целью использовала приём «Чтение с остановками», завершающимися проблемным вопросом, ответы на которые переходили в беседы или дискуссии.

    Естественно, для того чтобы подобный урок состоялся, чтобы он стал по-настоящему уроком сотворчества, учителю нужно заранее заслужить доверие собеседников. Это достигается регулярностью использования этой методики, поощрением тех, кто желает высказаться, а для этого ребенку надо поверитьь, что его мнение интересно одноклассникам и учителю. В нашем случае этот контакт налажен.

    С таких уроков общения не только дети, но и я, учитель с 45-летним стажем, выхожу в состоянии словно сквозь промытое стекло просмотрела страницы сотни раз прочитанной классики. Мы с детьми проникаем в глубины произведения. Речь идет не только об этой балладе. Иногда воспринимаю текст, благодаря им, моим первооткрывателям, под таким ракурсом, что сама диву даюсь! Одновременно в атмосфере абсолютно свободного общения я наблюдаю за учениками, отмечаю их и свои пробелы, радуюсь достигнутому ими.

    Эти записи были сделаны сразу после проведенного урока с целью самоанализа в форме дневникового наблюдения за уровнем восприятия текста произведения в 5 классе, за умениями и навыками учеников среднего звена, чтобы в последующем проследить их изменение.

    Чтобы мы понимали друг друга

    Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, учителем словесности, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.

    Слайд 2

    Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.

    Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.

    Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).

    Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.

    Епанча – широкий плащ без рукавов.

    Чрево – внутренность чего-либо.

    Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.

    Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.

    Мокой – рыба морской волк, род акулы.

    Учимся выразительному чтению

    Слайд 3

    Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад. Аудиозапись можно найти в Интернете, например, по адресу: muzofon.com›search/Кубок Жуковский.

    Слушать только первые полторы минуты (монолог царя).

    Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»

    О чем говорят и думают дети

    Слайд 4

    – Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?

    – Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.

    – Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.

    Рисунок 1

    – Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.

    И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.

    – Скорее всего, это царский каприз.

    – Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.

    Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.

    – Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.

    – Ищет охотников за золотом?

    Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!

    О тех, кто стоял в стороне…

    Слайд 5

    Рисунок 2

    После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
    – Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?

    – Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.

    Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:

    – Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.

    А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…

    Мнение о главном герое

    Слайд 6

    Рисунок 3

    Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.

    – Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?

    – Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.

    – Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.

    – Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.

    – Хочет скорее стать взрослым.

    – Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.

    – Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?

    – Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!

    – Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.

    – Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».

    – Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».

    – Он хочет завоевать сердце царской дочери?

    – Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.

    – Может быть, хочет угодить царю?

    – Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!

    Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте… Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.

    Покаяние

    Слайд 7

    После чтения 9–10 строфы:

    – Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?

    Рисунок 4

    – Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.

    – Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.

    – За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.

    – За то, что отмолчались перед царём.

    – Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…

    – Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.

    Такие микро находки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.

    Дети не прощают царя-убийцу

    Слайд 8

    Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.

    Рисунок 5

    Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:

    Слайд 9

    — Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?

    Рисунок 6

    – Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:

    …смертный пред богом смирись:

    И мыслью своей не желай дерзновенно

    Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-

    он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.

    – Еще бы — на то он и царь!

    Очень по-детски, но забавно!

    – Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.

    – Заметили, что первый раз царь » БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: » свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.

    Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.

    – Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.

    – Почему даже мольба дочери не останавливает царя?

    Слайд 10

    Рисунок 7

    – Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.

    – Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.

    – Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.

    – А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», — звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.

    – Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.

    – А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..

    – Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..

    Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.

    Безумство влюбленных

    Слайд 11
    Читается предпоследняя строфа.
    – Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)

    – И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.

    – Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.

    – Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.

    – Желание не разочаровать её.

    – Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.

    – Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.

    Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»

    – А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?

    – Такой корысти у героя нет.

    – А в моих глазах он лучший из рыцарей!

    Не перевелись романтики и в наше время!..

    Задумаемся о вечном и быстротечном…

    Слайд 12

    Рисунок 8

    – Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:

    Приходит, уходит волна быстротечно:

    А юноши нет и не будет уж вечно.

    – Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.

    – От нелепой гибели мальчика.

    – Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.

    – Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах влюбленных будет вечна.

    – И любить царевна будет долго-долго.

    – Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.

    – Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.

    Использованные материалы:

    В оформлении использованы иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Кубок» Д.И. Митрохина, А.В. Озеровской, А. Кошкина.

    Опубликовано на сайте Mosmetod.ru

    1.Лис грустил по ночам,

    Вспоминая о юном Принце.

    Он скучал по речам,

    По беседам, по небылицам.

    Вспоминал те глаза,

    Что сверкали во время споров…

    Лис во снах его звал,

    Верил, ждал, что вернется скоро!

    Лис писал на клочках,

    Обо всем, что в лесу бывало —

    О смешных облачках,

    О цветах с ароматом сандала,

    Об опавшей листве,

    Над уютной норкой осенней..

    В каждом новом письме

    Речь идет об их встрече весеней.

    Принц вернулся с утра,

    Улыбаясь тепло и нежно…

    Лис дождался. Пора

    Говорить обо всем — как прежде.

    2.Однажды на шумном пиру пировали

    Цари и вельможи и прочий народ.

    Они веселились, они хохотали

    На тихой поляне посредь старых болот.

    И вот один царь поднимает свой кубок

    И резким движеньем в болото швырнул

    Найдется храбрец, — закричал царек грубо

    Что кубок достанет, который тонул.

    Я за того храбреца свою дочку

    Отдал бы тогда с половиной дворца

    И рыцарь какой-то вдруг прыгнул на кочку

    В молитвах своих поминая творца

    Давно разошлись отшумевшие люди

    Давно пир затих и погасли огни

    А рыцаря нет и наверно не будет

    Лишь на болоте растут пузыри.

    3.Кто видел как девочка весело скачет

    По залитым солнцем прибрежным лугам

    Тот сразу не понял зачем она плачет

    И где же тот мячик, что жался к ногам?

    Но нет уже круглого верного друга

    Он скрылся поднятый прибрежной волной

    Мелькание в дали разноцветного круга

    Едва разглядишь в синеве золотой.

    Но выступил рыцарь из круга стоящих

    В безмолвье застывших суровых людей

    Сказал несколько слов он девчонке бодрящих

    И смело шагнул прям в доспехах в ручей.

    И вот уже девочка снова смеется

    И мячик надежно руками прижат

    Но где же тот рыцарь, когда он вернется?

    Но только бейсболка плывет по волнам.

    Роберт Льюис Стивенсон является ярким представителем эпохи неоромантизма в Англии. В своем произведении «Вересковый мед» ему удалось в стихотворной форме описать древнее шотландское предание, на основе которого и была написана поэзия. Анализ баллады «Вересковый мед» описывает ее композицию, сюжет и демонстрирует уникальность произведения. Автор прославился не только как создатель прекрасных стихов, но и как человек создавший великие приключенческие романы «Остров сокровищ», «Алмаз раджи».

    Краткий анализ

    История создания – Стих написан в 1942 году, на основе реальных событий.

    Тема стихотворения – Дети и война.

    Композиция – Кольцевая композиция.

    Жанр – Баллада.

    Стихотворный размер – Ямб с перекрестной рифмой.

    Метафоры – «а он гвоздит», «душила гарь и копоть».

    Эпитеты – «трудный», «недозрелые».

    Сравнения – «все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем».

    Стихотворения и баллады разных авторов

    В 5‑м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жу­ковского «Кубок». Тема баллады — вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолю­бивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить по­чести. На внеклассном чтении также в 5‑м классе мы читали бал­лады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь». Кондратий Фёдорович Рылеев написал балладу, ставшую русской народной песней: «Смерть Ермака». Её мы изучали в 8‑м классе.

    Обращение к истории для Рылеева служило поводом для решения современных проблем, возможностью высказаться на актуальные, но запретные в тогдашней литературе темы. Константин Николаевич Батюшков — яркий представитель романтизма. Воспевал любовь, удовольствие, дружбу. Наиболее известны такие его стихотворения как «Весёлый час», «Мои пе­наты», «Вакханка».

    В жанре элегии он писал о неразделённой любви, душевным переживаниям, например: «Разлука», «Умирающий Тасс» (Торквато Тассо — широко известный тогда итальянский поэт). Евгений Абрамович Баратынский. В шестом классе мы изу­чали классе «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…» (про облака). В его творчестве оригинально­стью отличаются жанры элегии и послания. Его произведения отличаются лиризмом, философичностью и психологической глубиной. Басни Ивана Андреевича Крылова мы читали в пятом и восьмом классах. Крылов высмеивает людские пороки, в иносказательном виде описывает те или иные значительные события (войну с Наполеоном и прочее).

    История создания

    Александр Трифонович был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. Этот период жизни наложил большой отпечаток не только на личность писателя, но и на все его творчество.

    Стихотворения Твардовского во многом схожи с публицистическими очерками, что позволяет читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

    В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения. Главный герой так и остался неизвестным, однако он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и мужества.

    «Как сочинить балладу?» − 5 класс

    Совет 1

    Баллада – лирическое, эпическое произведение, своеобразный рассказ, изложенный в стихотворной форме. Несмотря на то, что баллады бывают совершенно разного направления, и героического, и исторического, мифического, бытового, трагедийного и любовного характера, все они, по сути, выражают чувства и эмоции народного фольклора. Именно поэтому этот жанр так популярен в народном творчестве.
    Как сочинить балладу

    Инструкция

    Для того чтобы сочинить балладу не нужно быть поэтом, вы должны лишь быть мыслящим и духовно целостным человеком.

  1. Сядьте, и сосредоточься на моральных, душевных проблемах, которые вас беспокоят, подумайте, какие события в вашей жизни имели, быть может, драматический сюжет, или неожиданную трагедийную, или комедийную развязку. Загляните к себе в душу, возможно, вы найдете там любовные переживания, пережитые когда-то в прошлом.…Именно путем таких размышлений и рождается баллада.
  2. Главное определите, что вы чувствуете, исходя из этого определите какую балладу вы будете писать: героическую, любовную, комическую, возможно какую-то сказочную и волшебную балладу, навеянную прочтенным строчками из любимой баллады поэта-классика, или… балладу, навеянную событиями, увиденными где-нибудь в подворотне вашего района.
  3. Вспомните героически поступок, который совершили вы или кто-то из ваших знакомых, о котором до сих пор говорят и помнят, или нашумевшую любовную историю или мыльную мелодраму обыденной жизни…
  4. Постарайтесь изложить эти события в стихах, таким образом, чтобы их можно было напеть, т.е. впоследствии переложить в музыку. Если идеи не придут сразу не огорчайтесь, скорее всего, они придут, когда вам будет «плохо и грустно и на душе тоскливо, а на улице будет идти дождь». Вдохновение может прийти не заметно, вот тогда и получится шедевр.
  5. При сочинении не ограничивайтесь тем, что вы видели и помните, только лишь на свои чувствами и воспоминаниями, активно используйте гиперболу, искажайте факты, заостряйте внимание на основной «теме» вашего произведения. Для того чтобы «призвать» музу, используйте в качестве фона классическую музыку (например, звуки арфы), также перечитывайте баллады, которые вам особенно нравятся, возможно после их прочтения вас охватит вдохновение и строчки сами «потекут» рекой.

Тренируйтесь и все получится, главное, чтобы у вас было о чем или о ком сочинять.

Совет 2

Вам не дают покоя лавры трубадуров, и вы бы хотели научиться писать столь же изысканно или вы знаете о каком-то героическом событии, о котором иначе как в форме баллады и не расскажешь? Ничего не поделаешь, придется писать балладу. Она может стать не только свидетельством вашего литературного таланта, но и оригинальным поздравлением друзьям.

Народные музыканты тоже сочиняли баллады

Инструкция

  1. Подумайте, какую именно балладу вы бы хотели написать. Наиболее популярны английские, немецкие и французские и достать подборки в хороших переводах обычно не составляет труда. Французская баллада бессюжетна, но требует изрядного владения поэтической техникой, в особенности нужно умение рифмовать. Классическая французская баллада строится на трех сквозных рифмах, в конце каждой строфы есть повторяющийся рефрен. Баллада заканчивается посылкой — кратким содержанием. В английской балладе есть строки, повторяющиеся в каждом куплете. Они должны быть к месту и иной раз меняют смысл сказанного в других строках на противоположный. Для начала лучше попробовать написать сюжетную балладу о каком-либо историческом событии.
  2. Выберите событие. Уместнее всего рассказать о чем-то, что происходило в далеком пошлом. Герои при этом могут быть вымышленными. Сверхъестественные силы в такой балладе тоже уместны, они могут как помогать герою, так и создавать всевозможные препятствия. Но сказочные и мифические существа должны соответствовать эпохе, о которой ведется повествование.
  3. Подумайте, от чьего лица ведется повествование. Обычно его ведет певец, который рассказывает о других. Набросайте сюжетную линию. Придумайте, что происходит с главным героем, кого он встречает по пути, представьте характеры персонажей. Не забывайте о том, что главный герой должен быть именно героем — отважным, честным и целеустремленным.
  4. Форма сюжетной баллады может быть любой, как и стихотворный размер. Выберите тот, которым вы уже пробовали писать. Вспомните, из каких частей состоит почти любое литературное произведение. В данном случае зачин может быть от первого лица, поскольку рассказывает певец. В основной части события должны развиваться постепенно, чтобы ближе к концу достигнуть кульминации. Заключительная часть как бы подводит итог всему действию, и ее тоже можно вести от первого лица.
  5. Не забудьте о рифмовке. Сюжетные баллады пишутся чаще всего с чередованием мужских и женских рифм. Постарайтесь избегать грамматических и однокоренных рифм. В балладе это не так важно, как в небольших лирических произведениях, но плохая рифмовка может очень сильно испортить все дело, в то время как красивая богатая рифма обычно украшает стихотворение. Если вы не очень хорошо в этом разбираетесь, поищите словари рифм. В сюжетной балладе изысканные рифмы не обязательны, поскольку главную роль играет все-таки сюжет, но если удастся изобрести новую рифму — это будет большой удачей.
  6. Решите, будет ли это стилизацией или современной балладой. Современную балладу можно писать тем языком, которым вы разговариваете. Ведь баллада не обязательно должна быть написана высоким штилем, произведения этого жанра создавали и народные сказители. Если же вы пишете стилизацию, то используйте словарь той эпохи, о которой рассказываете.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.

Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

«Жираф» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – разбор, тема, лирический герой

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря подобному приему автор подчеркивает трудность военного пути, предрекает обязательную, пусть и не скорую победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что в полной мере раскрывает образы персонажей.

К основным элементам композиции стихотворения относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, который не узнал имени маленького героя, его описание;
  • завязка – сообщение мальчика о расположении вражеской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского орудия;
  • завязка – слова благодарности безымянному герою.

Баллада: история и особенности жанра

Баллада – лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера, в котором часто используются темы и герои из мифов.

Термин «баллада” происходит от провансальского слова и означает «танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Много баллад о народном герое по имени Робин Гуд существовало в Англии XIV-XV вв.

Баллада является одним из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Мир в балладах предстает таинственным и загадочным. В них действуют яркие герои с четко очерченными характерами.

Создателем жанра литературной баллады стал Роберт Бернс (1759–1796). Основой его поэзии было устное народное творчество.

В центре литературных баллад всегда оказывается человек, но поэты XIX века, избравшие этот жанр, знали, что силы человека не всегда дают возможность ответить на все вопросы, стать полновластным хозяином своей судьбы. Поэтому часто литературные баллады представляют собой сюжетное стихотворение о роковой судьбе, например, баллада «Лесной царь” немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.

Русская балладная традиция была создана Василием Андреевичем Жуковским, писавшим как оригинальные баллады («Светлана”, «Эолова арфа”, «Ахилл” и другие), так и переводившим Бюргера, Шиллера, Гете, Уланда, Соути, Вальтер Скотта. Всего Жуковским написано более 40 баллад.

Александр Сергеевич Пушкин создал такие баллады как «Песнь о вещем Олеге”, «Жених”, «Утопленник”, «Ворон к ворону летит”, «Жил на свете рыцарь бедный…”. Также к жанру баллады можно отнести его цикл «Песен Западных славян”.

Отдельные баллады есть у Михаила Юрьевича Лермонтова. Это «Воздушный корабль” из Зейдлица, «Морская царевна”.

Жанр баллады использовал в своем творчестве и Алексей Константинович Толстой. Он называет свои баллады на темы родной старины былинами («Алеша Попович”, «Илья Муромец”, «Садко” и другие).

Целые отделы своих стихотворений называли балладами, применяя этот термин уже более свободно, А.А.Фет, К.К.Случевский, В.Я.Брюсов. В своих «Опытах” Брюсов, говоря о балладе, указывает только на две своих баллады традиционного лиро-эпического типа: «Похищение Берты” и «Прорицание”.

Ряд шуточных баллад-пародий оставил Вл. Соловьев («Таинственный пономарь”, «Осенняя прогулка рыцаря Ральфа” и другие)

События бурного XX века вновь вызвали к жизни жанр литературной баллады. Баллада Э.Багрицкого «Арбуз” хотя и не повествует о бурных событиях революции, но рождена именно революцией, романтикой того времени.

Средства выразительности

Произведение не изобилует разнообразными художественными средствами, что объясняется его содержанием. Тем не менее, автору удалось даже с небольшим их запасом придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении встречаются эпитеты («трудный», «недозрелые»), метафоры («а он гвоздит», «душила гарь и копоть»), сравнения («все нынче как спросонку», «рубашонка пузырем»).

Предыдущая

Анализ стихотворений»Зима» анализ стихотворения Сурикова по плану кратко – эпитеты, сравнение, метафоры, рифма

Следующая

Анализ стихотворений»Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Как только человек определился со значением любви, он начал писать о ней баллады. Баллады написаны о страдающих от любви королей, о моряках с разбитым сердцем, и про ковбоев мечтающих о своей любимой девушки, встречая в пыли закат солнца. Напишите и вы свою балладу, следуя некоторым простыми шагами.

Шаги

Придумывая тему для баллады

    Поймите, что такое баллада. Баллада это поэма или песня, которая рассказывает определенную историю. Как правило, баллады пишутся о любви, неважно потерянной и новой, или про человеческие отношения. Это романтические или трагические мысли, высказанные на бумаги. Вы можете прочитать несколько баллад других писателей, чтобы определится с темой вашей баллады.

    Выберите тему баллады. Баллады рассказывают истории про скандалы, про любовь, про смерть и разные катастрофы, или даже современные события. Как правило, у них однолинейные сюжетные линии, с интригующими действиями (неразрешенная ситуация, кульминация и разрешения). Так как многие пересказывают истории из поколения в поколение, вы можете взять уже имеющеюся балладу и переменить ее слегка, если вы не хотите писать что-то совершенно новое.

    Выберите какое событие или историю описать в балладе. Вы можете выбрать между важными историческими событиями, либо мелкими личными моментами из вашей жизни. Как только вы выбрали событие или человека, которое вы будете описывать, узнайте как можно больше информации по этому событию или человеку, чтобы узнать все детали на эту тему и описать самые важные события.

    Выделите самые важные события. Баллады пропускают не интересные моменты той истории, которую они описывают, чтобы можно было больше времени уделить интересным частям. Чтобы повторить такой стиль описания событий, просто оставьте в стороне предысторию и второстепенные детали, которые могут отвлечь читателя от основного сюжета.

  • Stagger Lee, баллада которую мы приводит во пример в этой статье, это классическая Американская блюз баллада, про убийство Билли Лайонс рукой Стаггера Ли, который слишком сильно отреагировал, на то, что Билли сбил его шапку с головы. Такие непристойные истории, делают самые популярные баллады.

Напишите свою Балладу

  1. Придумайте первую фразу. Фраза, которая открывает балладу, является самой сложной, но и самой важной, так как она и привлекает внимание читателя или слушателя к этой истории. Баллады могут начинаться с призывной фразы как «Слушайте друзья», «Идите сюда милейшие дамы». Если вы не хотите начать с такой фразы, просто сделайте быстрое введение в суть истории.

    • Версия Stagger lee от Mississippi John Hurt, сразу вводит слушателя в действие, начиная с фразы

      Police officer, how can it be?

  2. Придумайте ритм и рифму песни. Баллады, как правило, имеют куплет из четырех стихов, из которых два или больше рифмуются (Блюз баллады с другой стороны имеют две строки с рифмой, и одну свободную строку). Чтобы определится с ритмом и рифмой вашей баллады, напишите первый куплет свободно, и по нему уже стройте остальные (старайтесь, чтобы каждый куплет имел тот же ритм, те же рифмы и ту же длину, что и первый).

  • АА рифма, это когда первая и вторая строка заканчиваются в рифму.
  • ААВВ это когда первые две строки рифмуются и последние две рифмуются.
  • АВАВ это когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой.
  • АВСВ это когда рифмуются только вторая и четвертая строка.
  • Пример из Staggerlee (первые три строки следуют образцу ААВ, то есть традиционной блюз балладной схеме)

    Police officer, how can it be ?
    You can «rest everybody but cruel Stagger Lee
    That bad man, cruel Stagger Lee.
    .

Напишите припев. Припев не имеет определенной формы в балладах. Это может быть одна строка, которая повторяется после каждого куплета, либо две строки, которые повторяются каждые несколько куплетов. Это даже может быть четверостишье. Вы также можете просто дословно повторят какой-то куплет, или слегка его изменять, чтобы было эффектней.

  • Эта версия песни Stagger Lee имеет припев после каждого куплета (припев это That bad man, oh cruel Stagger Lee (Тот плохой парень Стаггер Ли):

    Police officer, how can it be?
    You can «rest everybody but cruel Stagger Lee
    That bad man, oh, cruel Stagger Lee

Напишите второй куплет, в том же стиле, что и первый. Старайтесь придерживаться метру первого куплета (метр это ритмичная схема в песне или поэме). Большинство баллад придерживаются определенному метру. Иногда куплет может отличаться ритмом от припева.

  • Закончите балладу, используя придуманный вами ритмический рисунок. Как только вы придумали ритмический рисунок куплета и припева, вам остается только закончить вашу историю, следуя ритму. Но, это не означает, что вы не можете слегка изменять ваш ритм или рифму, чтобы сделать вашу балладу более интересную.

    • «What I care about you little babies, your darlin» lovin» wife?
      You done stole my Stetson hat, I»m bound to take your life.»
      That bad man, cruel Stagger Lee

      «Boom-boom, boom-boom,” went the forty-four
      When I spied Billy de Lyon, he was lyin» down on the floor
      That bad man, oh cruel Stagger Lee

      «Gentlemen of the jury, what do you think of that?
      Stagger Lee killed Billy de Lyon about a five-dollar Stetson hat.»
      That bad man, oh, cruel Stagger Lee.

      And all they gathered, hands way up high,
      At twelve o»clock they killed him, they»s all glad to see him die
      That bad man, oh, cruel Stagger Lee
      .

  • Имейте в виду, что некоторые баллады как Стаггер Ли, могут иметь припев в каждом куплете. В таком случае, рифмовая схема это ААВ либо АВАС (смотрите выше).

    • Те строки, которые рифмуются, должны иметь то же количество слог и ударение должно быть на одинаковых слогах.
  • Не всегда обязательно использовать трех или четырехстишия в куплетах и припевах. Большинство баллад написано таким образом, но вы можете найти баллады с 6 стихами или куплеты с разным количеством стихов.

    • Имейте в виду, что порой ритм каденции может оказаться главнее рифмы.
  • Вам не дают покоя лавры трубадуров, и вы бы хотели научиться писать столь же изысканно или вы знаете о каком-то героическом событии, о котором иначе как в форме баллады и не расскажешь? Ничего не поделаешь, придется писать . Она может стать не только свидетельством вашего литературного таланта, но и оригинальным поздравлением друзьям.

    >Вам понадобится

    • подборки английских, немецких, шотландских и французских баллад, словарь рифм.

    Инструкция

    Подумайте, какую именно балладу вы бы хотели написать. Наиболее популярны , немецкие и французские и достать подборки в хороших переводах обычно не составляет труда. Французская баллада бессюжетна, но требует изрядного владения поэтической техникой, в особенности нужно умение рифмовать. Классическая французская баллада строится на трех сквозных рифмах, в конце каждой строфы есть повторяющийся рефрен. Баллада заканчивается посылкой — кратким содержанием. В английской балладе есть строки, повторяющиеся в каждом куплете. Они должны быть к месту и иной раз меняют смысл сказанного в других строках на противоположный. Для начала лучше попробовать написать сюжетную балладу о каком-либо историческом событии.

    Выберите событие. Уместнее всего рассказать о чем-то, что происходило в далеком пошлом. Герои при этом могут быть вымышленными. Сверхъестественные силы в такой балладе тоже уместны, они могут как помогать герою, так и создавать всевозможные препятствия. Но сказочные и мифические существа должны соответствовать эпохе, о которой ведется повествование.

    Подумайте, от чьего лица ведется повествование. Обычно его ведет певец, который рассказывает о других. Набросайте сюжетную линию. Придумайте, что происходит с главным героем, кого он встречает по пути, представьте характеры персонажей. Не забывайте о том, что главный герой должен быть именно героем — отважным, честным и целеустремленным.

    Форма сюжетной баллады может быть любой, как и стихотворный размер. Выберите тот, которым вы уже пробовали писать. Вспомните, из каких частей состоит почти любое литературное произведение. В данном случае зачин может быть от первого лица, поскольку рассказывает певец. В основной части события должны развиваться постепенно, чтобы ближе к концу достигнуть кульминации. Заключительная часть как бы подводит итог всему действию, и ее тоже можно вести от первого лица.

    Не забудьте о рифмовке. Сюжетные баллады пишутся чаще всего с чередованием мужских и женских рифм. Постарайтесь избегать грамматических и однокоренных рифм. В балладе это не так важно, как в небольших лирических произведениях, но плохая рифмовка может очень сильно испортить все дело, в то время как красивая богатая рифма обычно украшает стихотворение. Если вы не очень хорошо в этом разбираетесь, поищите словари рифм. В сюжетной балладе изысканные рифмы не обязательны, поскольку главную роль играет все-таки сюжет, но если удастся изобрести новую рифму — это будет большой удачей.

    Решите, будет ли это стилизацией или современной балладой. Современную балладу можно писать тем языком, которым вы разговариваете. Ведь баллада не обязательно должна быть написана высоким штилем, произведения этого жанра создавали и народные сказители. Если же вы пишете стилизацию, то используйте словарь той эпохи, о которой рассказываете.

    Полезный совет

    Можно воспользоваться словарями рифм в Интернете или скачать программу Rhymes.

    Если вы хоть раз в жизни ловили себя на мысли, что хотите сочинить собственную балладу, то прежде чем приступать к ее написанию, вам нужно знать о том, какая у нее структура и как правильно ее составить. Готовьтесь не только писать о чем-то реальном, но и фантазировать, как следует — и тогда ваша баллада будет самой настоящей! И помните, всему можно научиться!

    О чем писать?

    Как сочинить балладу? Прежде чем приступать к написанию баллады, вам нужно придумать, о чем вы будете повествовать. Вообразите героя будущей баллады, представьте сюжет, сказочных персонажей, которые будут в ней присутствовать. Помните, что баллада не обязана быть основана на реальных событиях, вы можете дофантазировать правду.

    Решите, от чьего имени будет рассказана баллада: от имени автора или от героя. Помните о том, что всегда в этом повествовании главный герой выступает храбрым и бесстрашным воином. Сочиненная баллада очень красочно и ярко описывает происходящие события и действия, происходящие в ней. Не забывайте о рифме — она очень важна для баллады! Не стесняйтесь обращаться к словарям рифм, они очень сильно помогают при написании.

    Какой она будет, ваша баллада?

    Какая бы цель не стояла перед вами, вы сможете, добавив немного фантазии и своего таланта, сочинить балладу по литературе, написать поздравление другу в такой форме, придумать песню-балладу. Для начала нужно определить, какой она будет, ваша баллада. Сейчас немецкие, французские и английские примеры набирают популярность, и найти подборки таких баллад в переводе для того, чтобы вдохновиться ими, совсем не сложно.

    Во всех трех видах есть различия, которые должен понимать каждый человек, однажды задавшийся вопросом о том, как сочинить балладу.

    Во французской балладе нет сюжета как такового, однако она требует таланта к рифмованию и пониманию построения текста: три сквозные рифмы и повторяющийся рефрен в конце каждой строфы. В конце — обязательная посылка, краткое содержание.

    Английская баллада отличается тем, что в ней есть строки, которые повторяются в каждом куплете и при этом каждый раз меняют смысл сказанного в последующих строках на противоположный.

    Немецкие же баллады мрачные и в большей степени готические.

    Как сочинять?

    Как сочинить балладу? Для начала определитесь с событием. Например, вы выбрали далекое прошлое, при этом герои не обязательно должны быть настоящими. Можете добавить в такую балладу немного сверхъестественных сил, которые будут помогать вашему герою или же, наоборот, мешать ему. Однако не забывайте, что мифические и сказочные существа обязаны соответствовать той эпохе, о которой вы пишете.

    Далее решите, кто будет вести повествование — герой, непосредственно участвующий в событиях, или певец, рассказывающий эту балладу слушателям. Продумайте сюжет, обозначьте характер персонажей, определите события, которые будут обыграны в балладе. Форму и стихотворный размер можете выбрать любой, но обязательно соблюдайте структуру: завязка, основная часть с кульминацией и развязка. Не забывайте о рифмовке, избегайте однокоренных и грамматических рифм. Играйте с рифмой, стараясь сделать ее поэтичной и изящной. Помните, что раз уж в вашей голове проскочила мысль «как сочинить балладу?», значит, при условии, что вы приложите для этого усилия, у вас все получится.

    Помогите сочинить балладу срочно завтра сдавать 5 класс балладу

    1.Лис грустил по ночам,

    Вспоминая о юном Принце.

    Он скучал по речам,

    По беседам, по небылицам.

    Вспоминал те глаза,

    Что сверкали во время споров…

    Лис во снах его звал,

    Верил, ждал, что вернется скоро!

    Лис писал на клочках,

    Обо всем, что в лесу бывало —

    О смешных облачках,

    О цветах с ароматом сандала,

    Об опавшей листве,

    Над уютной норкой осенней..

    В каждом новом письме

    Речь идет об их встрече весеней.

    Принц вернулся с утра,

    Улыбаясь тепло и нежно…

    Лис дождался. Пора

    Говорить обо всем — как прежде.

    2.Однажды на шумном пиру пировали

    Цари и вельможи и прочий народ.

    Они веселились, они хохотали

    На тихой поляне посредь старых болот.

    И вот один царь поднимает свой кубок

    И резким движеньем в болото швырнул

    Найдется храбрец, — закричал царек грубо

    Что кубок достанет, который тонул.

    Я за того храбреца свою дочку

    Отдал бы тогда с половиной дворца

    И рыцарь какой-то вдруг прыгнул на кочку

    В молитвах своих поминая творца

    Давно разошлись отшумевшие люди

    Давно пир затих и погасли огни

    А рыцаря нет и наверно не будет

    Лишь на болоте растут пузыри.

    3.Кто видел как девочка весело скачет

    По залитым солнцем прибрежным лугам

    Тот сразу не понял зачем она плачет

    И где же тот мячик, что жался к ногам?

    Но нет уже круглого верного друга

    Он скрылся поднятый прибрежной волной

    Мелькание в дали разноцветного круга

    Едва разглядишь в синеве золотой.

    Но выступил рыцарь из круга стоящих

    В безмолвье застывших суровых людей

    Сказал несколько слов он девчонке бодрящих

    И смело шагнул прям в доспехах в ручей.

    И вот уже девочка снова смеется

    И мячик надежно руками прижат

    Но где же тот рыцарь, когда он вернется?

    Но только бейсболка плывет по волнам.

    Как правильно сочинить балладу?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *