Бесчувственность

Бесчувственность – это состояние, для которого характерно излишне отрешённое, апатичное отношение к происходящему; безучастность по отношению к проблемам близким, чуждость к состраданию и отзывчивости. Нынче безэмоциональное отношение – это скорее норма, а не особенность. Бесчувственность предполагает холодность и безразличие к ближнему, к его нуждам и заботам, нередко равнодушие в целом подразумевается по отношению к социуму и даже к самому себе.

Пример в жизни

Бесчувственный индивид может жить в достатке, не замечая обездоленных людей. Он легко проигнорирует чужую беду и без проблем найдёт себе оправдание, считая это не своим делом.

Внешне человек, наделённый бесчувственностью, производит впечатление уравновешенной личности. Это позволяет ему с лёгкостью вызывать у других симпатию и производить человека с миром в душе. Однако бесчувственная личность незамедлительно обнаружит себя, когда будет необходимо сочувствие, живое участие, сострадание, но этого человек не проявит в критической ситуации. По этой причине бесчувственность человека вызовет у окружающих отторжение, непонимание, раздражение, поскольку общество ценит участливых и внимательных людей. Поэтому нередко спутником бесчувственного человека выступает одиночество. Бесчувственность опасна тем, что приводит к обособленности, сердечной окаменелости, замкнутости.

Бесчувственному человеку не интересно происходящее вокруг или же его отношение к нему как нечто к чему-то скучному, обыденному, серому. Ему не знакомо чувство сострадания, участия, жалости. Компромиссов в его жизни не существует. Характер такому человеку присущ жёсткий. В своё время он осознал, что равнодушным людям живётся намного проще. Таких личностей не беспокоят ситуации, из-за которых обычные люди страдают и переживают. Чужие неприятности их не волнуют, поскольку у них низкий чувственный порог. Преследуя только свои цели, они движутся по жизни буквально «по головам». Безразличие и эгоизм защищает их от стрессовых моментов и волнений.

Причины появления бесчувственных людей

Истоки равнодушия и обесценивания чувств берут начало из детства. Родители имеют прямое отношение к воспитанию бесчувственного отношения ребёнка к окружающим. Поскольку взрослые зачастую заняты зарабатыванием денег, поэтому на общение с отпрысками время своё не тратят. Это основная их ошибка. Взрослые воспитывают ребёнка, не сопереживая и не участвуя в его жизни. Вырастая, ребёнок рассуждает холодно и здраво. Он не может проявлять чувства. Не получивший любви и сердечности, ребёнок становится эгоистом, игнорирующим проблемы окружающих, не пытаясь вступать с ними в коммуникацию.

Бесчувственный человек со временем свои чувства подменяет расчётливостью и рациональностью. К этому его в жизни приводят зачастую определённые предпосылки и обстоятельства. Точные причины данного поведения до конца ещё не изучены. Однозначно одно: такое поведение это реакция на окружающую реальность. Чтобы не испытывать разочарований, страданий и сохранять спокойствие личность в определённый момент начинает себя вести иначе. Она осознаёт, что зачастую в выигрыше остаётся бесчувственный человек, поэтому со временем ей становится всё безразлично и различные переживания не посещают. Так некогда эмоциональная личность перевоплощается в сдержанную и холодную.

Отстраняясь от участия в жизни других, бесчувственный человек утрачивает способность сопереживать. Отсюда возникает бесчувственность по отношению к другим людям. Аргументы в оправдание такой человек выдвигает такие: лучше жить обособленно, много работать, не обращая внимания на других, думать о себе и собственных благах. Согласно мнению такой личности, подобное поведение значительно упрощает жизнь, не оставляет в ней место для чувств и размышлений. Бесчувственность никогда не позволит испытывать эмоции и не заставит проронить слезу.

В обществе считается, что нет ничего хуже равнодушия, хотя бесчувственность людей встречается на каждом шагу – на улице, в метро, в коллективе, в семье. Бесчувственность присуща не только жестоким и эгоистичным людям, но и тем, кому ответили злом на их отзывчивость, участие. Такие люди, не желая получать душевную боль, закрывают глаза на жестокость и проходят мимо.

Бесчувственный человек не видит необходимости дружить, поскольку зачастую ему не о чем разговаривать с друзьями. Ему не нужны назойливые товарищи, диктующие свои правила. Такие личности исключают близкие контакты. Общение с другими людьми возможно, но сближаться они не видят смысла.

Бесчувственный индивид не испытывает потребность в любви. Если чувства в прошлом не принесли радости, то он от них в будущем отказывается. Он опасается этого чувства, поскольку любовь вынуждает раскрыться и проявить свою слабость. Для самодостаточного человека это является прямой дорогой к потере себя.

Бесчувственной личности не понятны переживания окружающих, у неё отсутствует интуиция и воображение. Присутствие инфантильности приводит к прагматизму, ложному представлению о жизни и конфликтам с окружающими.

По мнению психологов, бесчувственному человеку присущи трудности в определении личных чувств других людей, проблемы в различении эмоций и телесных ощущений; отсутствие способности фантазировать. Концентрация внимания происходит на внешних событиях. Такой человек умеет здраво рассуждать, испытывая дефицит эмоциональных проявлений. Нередко причиной этого выступает отсутствие внимания, ласки, заботы, тепла в детстве. Большинство бесчувственных людей – это взрослые, которых не баловали и не любили. Родители учили детей скрывать свои чувства, стараться быть уверенными и сильными. И как результат вырос человек, не умеющий любить, сострадать и чувствовать.

Если происходит разговор с бесчувственным человеком и в диалоге он вступает в небольшую тираду из-за личных недостатков своего собеседника, то этот разговор оставит у собеседника неприятное ощущение атаки и что с ним что-то не так. Даже если обычно во время общения с людьми всегда присутствует уверенность в себе, то после общения с бесчувственным человеком настигает понимание, что он грубый. Если сообщить ему, что конкретно не нравится в его общении, то можно услышать в ответ, что звучала откровенность и чистая правда.

Как человек становится бесчувственным

Когда откровенность превращается в грубость? Имеют ли люди право делать неприятные замечания о личности собеседника? Почему некоторые люди чувствуют, что должны высказывать своё мнение? Почему они критикуют и дают нежелательные советы?

Согласно опубликованным психологическим исследованиям такие откровенные комментарии можно отнести к аспектам личностей людей, которые попадают в устоявшуюся пятифакторную модель.

Модель предполагает, что личность индивида включает в себя следующие пять независимых черт: экстраверсию, доброжелательность, нейротизм, добросовестность, открытость опыту (интеллект).

Психологи считают, что область экстраверсии имеет наибольшее значение для понимания того, что заставляет людей слишком настойчиво исповедовать свои взгляды. Аспекты в этой области включают уверенность в себе (доминирование и пребывание в центре внимания), коммуникабельность (наслаждение обществом других), позитивную эмоциональность (веселье и энтузиазм), поиск опыта (наслаждение интенсивными ощущениями). Это значит, что высокая в некоторых аспектах экстраверсия, отражает качество чрезмерной откровенности.

Можно объединить энтузиазм и самоутверждение в одну группу, которая создаст этого нетерпеливо настроенного человека, который выступит с потенциально навязчивыми личными комментариями.

Итак, экстраверсия способна привести людей к тому, что у них разовьётся откровенность, переходящая в бесчувственность. Происходит это из-за того, что люди с высоким уровнем экстраверсии превращают свою исходящую природу в антагонизм и желание одолеть других. Других людей это возмущает.

Также бесчувственные люди могут быть более склонны к поиску волнения и не могут подавлять проявление эмоций. Нарциссизм может быть частью психопатологии людей с высоким уровнем экстраверсии, которые считают своим правом выражать своё мнение без такта.

Таким образом, возвращаясь к основному вопросу о том, почему люди бесчувственные и кто становится досадно откровенным, исследователи считают, что именно люди с высоким уровнем коммунальной экстраверсии будут выходить за границы приличия, возможно, из убеждения, что их мнение всегда правильно, и поэтому они должны делиться этим свободно.

Итак, бесчувственному человеку неинтересны проблемы окружающих. Он настолько самодостаточный и уверенный в себе, что ему комфортно заниматься только собственными проблемами. У него отсутствует потребность в других людях и не возникает желания понимать чувства других людей, проникаться их переживаниями. В конце жизненного пути, возможно, что у таких личностей проснётся что-то человеческое в душе. Их личные аргументы уже не будут работать и они осознают, что проведя на протяжении всей жизни обособленное существование, они остались в полном одиночестве.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Русский

В Викиданных есть лексема бесчувственность (L91582).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бесчу́вственность бесчу́вственности
Р. бесчу́вственности бесчу́вственностей
Д. бесчу́вственности бесчу́вственностям
В. бесчу́вственность бесчу́вственности
Тв. бесчу́вственностью бесчу́вственностями
Пр. бесчу́вственности бесчу́вственностях

бесчу́вственность (дореформ. безчувственность)

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: бес-; корень: -чу-; интерфикс: -в-; суффиксы: -ств-енн-ость .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного бесчувственный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Я научилась жить без чувств. В пустом доме без теплоты, уюта.

      Одна паутина прошлого и бесконечный поток гостей. Приходят,

      уходят. Никто не задерживается, многие даже не здороваются…

      Эльчин Сафарли. Туда без обратно

      … иногда бесчувствие бывает мучительней самой острой боли.

      Юкио Мисима. Исповедь маски

      Скрытое за крепкими преградами сердце становится льдом.

      Фрэнк Херберт. Еретики Дюны

      Бесчувственность как качество личности – неспособность проявлять интереса к окружающему, быть сострадательным, отзывчивым и милосердным; склонность проявлять безучастность, бессердечность, жестокость и равнодушие.

      Однажды, один из односельчан Хинг Ши, в разговоре с ним посетовал на то, что близкие люди, окружающие его, по природе своей слишком чёрствые и настолько бесчувственные, что не могут понять его проблем и переживаний, а сам он не решается им об этом говорить. Позже, когда они говорили уже о чём-то другом, Хинг Ши наступил ему на ногу. Крестьянин запнулся, но, не высвобождая своей ноги и ничего не сказав мудрецу, продолжил свой рассказ. Тогда Хинг Ши сильнее надавил ему на ногу. Мужчина вздохнул, но так и не сделал мудрецу замечания. Спустя какое-то время Хинг Ши всё ещё продолжал давить на ногу собеседника, и тот, наконец, не выдержав, возмущённо спросил: — Учитель, почему ты стоишь на моей ноге, мне же больно?! — Извини, — сказал, спешно убирая ногу, мудрец, — я не знал, что это тебя беспокоит, ведь ты молчал.

      Бесчувственность – дочь гордыни. Это крайность. Гордиться своей чувствительностью, своими утончёнными чувствами – это тоже проявление гордыни. И в том и в другом случае Силы Мироздания будут наказывать человека за бесчувственность и чувствительность. Философ С.Б. Тимченко говори: «Сначала человек был бесчувственным, ему всё равно было до чувств других, что он ранил других, что он причинил им боль своими действиями, своими словами, что он ущемлял их интересы. И очень часто из своей гордости, мне главное, чтобы мне было хорошо. А все остальные – мне всё равно. Не зря мы говорим, что гордый человек, всегда агрессор, притом он неосознанно ранит других, ущемляет их. Ему всё равно кто что думает, что другие люди страдают от этого, что они тоже живые существа, они тоже чувствуют, что они тоже живые – ему это не интересно. Ему интересна только своя персона. Поэтому бесчувственность – проявление гордости».

      Настрадавшись, человек зачастую мечтает о бесчувственности. Но что из этого выходит? Аль Квотион в «Запчастях Импровизации» пишет: «Как иногда хочется — чтобы холодно. Чтобы сердце — до бесчувствия. Чтобы душа — гранитом, бетоном, камнем. Чтобы взгляд — льдом, снегом, инеем. Чтобы не любить, чтобы не больно. Чтобы дышать прозрачным небом и не знать земных страстей. Чтобы не хотеть рук, не искать в оглохшем мире жалкие крохи тепла. Чтобы скалой — в любом шторме, чтобы безразличие вместо всех разбитых надежд. Чтобы уверенный шаг вместо бесполезных попыток, чтобы не гнули и не ломали слова «останемся друзьями». Чтобы любые слова — оставались лишь словами. Чтобы не жить, почти умирая, а умереть, оставшись живым. И иногда почти получается, и уже чувствуешь в груди этот холод, и уже ждешь его, готов к нему… но почему-то мама смотрит на твое лицо и начинает плакать».

      Бесчувственность – это отсутствие адекватной, своевременной, сострадательной реакции на определённую жизненную ситуацию, нуждающуюся в проявлении чувств. Бесчувственный человек посчитает происходящее мелочью. Когда мы не реагируем на «мелочи» жизни, значит, в нас прописывается бесчувственность. Плачет девушка на улице. Мелочь. Упала женщина. Прошел мимо. Мелочь. Человеку стало плохо. Нужно вызвать скорую помощь. Мелочь. Кто-нибудь другой вызовет, а мне некогда.

      Бесчувственность – торжество равнодушия, отчуждённости и холодности. Об этом замечательно пишет Иосиф Бродский:

      Бывает лед сильней огня,
      зима — порой длиннее лета,
      бывает ночь длиннее дня
      и тьма вдвойне сильнее света;
      бывает сад громаден, густ,
      а вот плодов совсем не снимешь…
      Так берегись холодных чувств,
      не то, смотри, застынешь

      Бесчувственность – каменное сердце, неспособное любить и сострадать. Как очистить сердце от бесчувственности? Марсело Фигерас в «Камчатке» пишет: «Смотри мне в глаза. Смотри внимательно! – сказала она, удерживая мою голову, как я ни уворачивался. – Нельзя так отгораживаться от всего. Я знаю, страдать тяжело, никто страдать не любит. Все мы хотели бы иметь броню, которая защищала бы нас от боли. Но когда строишь вокруг себя стены, чтобы защититься от внешних сил, потом оказывается – ты сам себя заточил в тюрьму. Не отгораживайся, сынок. Лучше мучиться, чем стать бесчувственным чурбаном. Если ты прячешься в броню, то упускаешь всё самое лучшее в жизни! Обещай мне кое-что. Обещай мне, что ничего не упустишь. Что не проглядишь ни одной радости. Ни одной. Обещаешь?»

      Иногда в минуты трудностей, в экстремальных ситуациях приходится проявлять бесчувственность. Человеку вообще свойственно становиться бесчувственным, когда его к этому вынуждают экстремальные обстоятельства. Ален (Эмиль-Огюст Шартье) говорит: «Все мы чувствительны, когда выступаем в роли зрителей. Все мы бесчувственны, когда действуем».

      Бесчувственность зачастую является единственным способом выжить. В семье жена может проявлять чувствительность, может, укоряя себя, дать волю слезам. Но мужчина в семье должен быть чуточку бесчувственным, ведь на нем лежит ответственность защищать семью на физическом и эмоциональном уровне. Он должен хладнокровно, не дав воли чувствам, принять решение. Переживать можно потом. Женщина переживает сразу, мужчина – позже. Мужчина первоначально принимает решение. Его сострадательное сердце будет болеть после. Почему много сердечников среди мужчин? После принятия решения возникает стресс, отходняк проходит крайне в тяжелой форме. При этом приходится все отрицательные эмоции держать в узде. В итоге мнимая мужская бесчувственность оборачивается реальными проблемами с сердцем.

      Мы живем в сложном мире, отягощенном непростыми политическими проблемами, которые усугубляет тяжелая экономическая ситуация. Иссякают источники энергии; перед людьми встают небывалые проблемы, связанные с головокружительным по скорости ростом населения нашей планеты. Политики и экономисты пытаются найти выход из сложившейся ситуации, привлекая к сотрудничеству различных специалистов. Создаются кризисные комитеты.
      Используя современную вычислительную технику, человечество стремится стать хозяином положения и рационально управлять данными процессами. В результате возникает технократия, иными словами, господство техники, развитие которой в конечном счете начинает определять экономическую и политическую ситуацию.
      Человеку не находится места в мире, порабощенном техникой. Его с успехом заменяют механизмы. В том случае, если все же используется труд человека, от последнего требуют уподобиться роботу или персональному компьютеру. В таком мире неважно, что у человека могут быть какие-то личные потребности, чувства и желания. Чувства пользуются не большим уважением, чем сентиментальность. Страсти вообще считаются анахронизмом. Даже в период отпуска человек попадает в сферу индустрии туризма и бывает вынужден подчинить свои желания ее правилам.
      Положение в современной литературе является отражением общественной ситуации: в списках бестселлеров месяцами держатся специальные книги, посвященные социально-политическим проблемам. Необозримо количество книг о путешествиях; короткие рассказы и эссе стали ведущей литературной формой нашего времени. Если речь в книге заходит о чувствах, то лишь о тех, которые связаны с освобождением от иллюзий. Их выжимают до предела и затем отбрасывают за ненадобностью. Кажется, мы позабыли, что люди могут жить иначе: трепетать от страсти, запутываться в сетях взаимной ненависти, которая способна преследовать человека не только дни и месяцы, но и годы, изнемогать от несчастной любви, мучиться ревностью, зеленеть от зависти, бледнеть от бешенства, жертвовать собой в состоянии беспамятства, быть безжалостными в мести.
      Драмы, романы и эпос свидетельствуют о том, что человеческую жизнь наполняют страсти. Об этом повествуют древнегреческие мифы и трагедии и романтическая литература XIX века. Романы, подобные «Страданиям юного Вертера” Гете, не только отражают чувства, характерные для своего времени, но и влияют на читателя посредством идентификации. Чувства всегда властвовали над людьми. Люди всегда были игралищем страстей. Если бы существовала форма государственного устройства, основанная на определенных чувствах и страстях, то мы могли бы назвать ее пассиократией, то есть господством страстей.
      Технократия проникла не только в архитектуру, естественные науки и медицину, но и в гуманитарные науки. Из психологии — учения о душе, пытаются изъять понятия страсти и чувства, заменяя их на такие точные, с естественнонаучной точки зрения, понятия, как эксперимент, статистика и математическая закономерность. Эта тенденция не миновала даже психоанализ: предпочтение теперь отдается не многолетнему анализу по пять-шесть часов в неделю, а разнообразным формам психоанализа, адаптированным для краткосрочного лечения, а также для политологии, социальной работы и педагогики.
      С теоретической точки зрения такой подход представляется многим людям слишком абстрактным, далеким от жизни и не имеющим никакого отношения к чувствам и страстям. Реакцией на это стало возникновение так называемых новых видов психотерапии, например, «первичной терапии”, в рамках которой, пожалуй, впервые делается упор на бессознательную, вытесненную боль, а также «разговорной психотерапии”, ставящей своей целью обнаружить и назвать чувства. Большой популярностью пользуются также секты и эзотерические общества.
      Мы уже почти не способны на спонтанное выражение чувств. Не только человек, работающий, на конвейере, но и служащий становится всего лишь винтиком огромной машины; вместе со своим начальником он подчиняет свою жизнь деловому расписанию, в котором не учитывается его личная свобода, гарантированная каждому гражданину конституцией. Даже на отдыхе поведение человека запрограммировано. Достопримечательности производятся словно на конвейере, фотографируются и рекламируются с помощью путеводителей. Для неожиданных, непредсказуемых переживаний, романтических встреч времени просто нет.
      Поэтому неудивительно, что изнутри личность человека ограничивает закостеневший «панцирь характера”, не менее жесткий, чем те ограничения, которые накладывает на человека общество. Такая личность с «авторитарным характером”, подчиняясь внешней власти, в свою очередь стремится властвовать над окружающими и, вместо того чтобы жить свободно, неординарно и независимо, существует экономно, ординарно и аккуратно. Подобные люди потеряли связь со своими чувствами. Поступают они рационально, мыслят прагматично и «функционируют” внешне безупречно. Они делают то, что требует от них общество, лозунг которого — бесстрастный человек в бесстрастном мире.
      Существо, которое в прежние времена именовалось в психотерапии бесчувственным, равнодушным психопатом, превратилось сейчас в широко распространенную особь «марионетки цивилизации”. Люди этого типа любить не в состоянии, поскольку не могут выносить длительного и глубокого эмоционального контакта с другим человеком. Они с легким сердцем разрывают отношения, не обращая внимания на чувства верности и благодарности, ибо вина и печаль им чужды; они холодны и бессердечны.
      Люди, страдающие такими психосоматическими расстройствами, как язва желудка, гипертония и астма, в принципе больны «алекситимией”. Греческое «а” означает отрицание, «lexis” переводится как «слово”, a «thymos” — «чувство”. Люди, о которых идет речь, не способны выражать свои чувства словами, поскольку они попросту не могут адекватно воспринимать свои ощущения. Их телесная чувственность, а следовательно, и жизнь искажены. Они опустошены, безразличны, не способны чувствовать, а значит, не способны поддерживать отношения с другими людьми, поскольку отношения эти, равно как и ощущение собственного тела, оказываются нездоровыми. Это не означает, что подобные люди одиноки в буквальном смысле. Они работают в коллективе, они делят жизнь и ложе с другим человеком, но не испытывают при этом никаких чувств.
      Поэтому не стоит удивляться, что феномен отсутствия чувственности считается в рамках медицины, в особенности медицины психосоматической, серьезной проблемой. В связи с этим говорят о «симптоме Пиноккио”, проводя параллель между людьми, страдающими психосоматическими расстройствами, и марионеткой с деревянной душой. В своей книге «Кто сделан из дерева?” известный психолог Жан Фудрен, отвечая на поставленный в заглавии вопрос, без колебаний заявляет, что чаще всего впечатление «деревянного” человека производит не пациент, а врач. Приходится с этим отчасти согласиться, поскольку, как отмечалось выше, деловая рутина, обусловленная технократией, проникла и в медицину: врачу не хватает времени на то, чтобы в спокойной атмосфере доверительно побеседовать с пациентом. Получается, что сама медицина страдает «алекситимией”.
      Не стоит удивляться и тому, что в основе своей структура характеров большинства из нас более или менее соответствует особенностям, типичным для пациента, страдающего психосоматическим расстройством. Разумеется, степени заболевания различаются. Однако следует отдавать себе отчет в том, что всех нас, учитывая условия нашей жизни, без сомнения, можно назвать «больными”.
      Невроз, психосоматическое расстройство или психоз — лишь крайнее выражение нервозности для современного человека. В том случае, если человека обошел стороной явный недуг, распознать который можно по известным симптомам, это указывает лишь на то, что он разучился замечать равнодушие окружающего мира. В своем эссе «Неудовлетворенность культурой”, опубликованном в 1927 году, и гораздо раньше, в 1908 году, в менее известной и небольшой по объему статье «О культурной половой морали и современном состоянии психики” Зигмунд Фрейд указывал на то, что господствующее общество стремится подавить влечения человека. Из-за этого значение чувств стремительно уменьшается, особенно недооценивают чувства интенсивные и длительные, иными словами, страсти. Чувства и страсти забыты, и мы на сознательном уровне даже не ощущаем связанного с этой потерей дефицита. Нам кажется, что наша жизнь безукоризненна, между тем она находится в состоянии стагнации, и многие из нас если и не страдают от внутренней опустошенности и бессмысленности, то, по крайней мере, ощущают определенного рода неудовлетворенность.
      Причина этому — глобальное обесценивание всего того, что имеет отношение к страстям, или, формулируя эту мысль иначе, — идеализация бесстрастности, рационализма, техники. Не стоит себя обманывать: глубинная психология учит тому, что чувства, которые сдерживаются с помощью защитных механизмов, не исчезают бесследно. Они сохраняются на бессознательном уровне. О наличии бессознательных чувств можно судить по таким симптомам «патологии” общества, как наркомания, потребительская психология и насилие. Барометром для определения напряженности в обществе служат молодые люди, подростки, дети, как и при оценке «патологии” семьи. Часто бессознательное поведение детей указывает на существование определенных общественных проблем. Дело неравнодушных людей — заметить эти сигналы и попытаться понять, о каком именно расстройстве они свидетельствуют, чтобы впоследствии разобраться в причинах отклонений в поведении ребенка. В бесчувственности, которая ныне воцарилась в обществе, во многом повинно воспитание.
      Речь идет о воспитании, лишенном чувств, педантично следующем педагогическим правилам, не подразумевающем сопереживание ребенку, о воспитании, из-за которого человек с самого раннего возраста привыкает мыслить рационально и не получает ни одного урока чувственной жизни. Речь идет о так называемой социализации, в рамках которой человеку не дается даже «социальное образование”, не говоря уже об «образовании эмоциональном” или, лучше сказать, «сердечном”; все это заменяет то, что известный немецкий психолог Александр Мичерлих назвал «специальным образованием”. Человек, не получивший урока сердечности, — существо бесчувственное. Если же ему недостает социального образования, то он превращается в нарциссически настроенного эгоцентриста, который скорее «функционирует”, чем живет в коллективе, не вступая ни в какие отношения с окружающими.
      Для того чтобы исцелиться, нам необходимо извлечь на поверхность сокровища, таящиеся в глубине души. С первого взгляда эта находка может показаться скорее слепой ненавистью или обжигающим бешенством, праведной яростью или жестокостью, чем творческими достижениями, нежным благоговением или пламенной страстью. Однако обнаруженные чувства следует воспринимать такими, какие они есть, и терпеливо их сносить. В атмосфере, пронизанной терпимым отношением к страстям, рано или поздно будет достигнуто необходимое согласие.
      Пришла пора заново открыть для себя достоинства страстей. Человек не только homo sapiens (человек разумный) или homo faber (человек умелый), но и творческое существо, создающее символы, осознающее самое себя, имеющее собственную волю и способное на ее выражение. Человек — это еще и homo sentiens (человек чувствующий), существо, подверженное волнениям, готовое любить и ненавидеть и живущее прежде всего этим. Декарт сказал «cogito, ergo sum” — «я мыслю, следовательно, существую”; на мой взгляд, к его словам можно добавить «sentio, ergo sum” — «чувствую, следовательно, существую”. Необходимо осознать огромное и исключительное значение страстей, которые дают нам возможность чувствовать жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *