Буддийские религиозные праздники

Буддизм — одна из самых древних и одновременно современных философских систем (Фото: Elena Yakusheva, )

Буддизм — исторически первая мировая религия и одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Впрочем, определение «религия» применительно к буддизму скорее номинативно. Буддизм — это философская система, чрезвычайно разноликая, но абсолютно единая внутри себя.
Интересен тот факт, что буддизм наиболее близок к миру науки — как своей тягой к познанию законов природы и жизнедеятельности, так и основным принципом перемещения жизни в новую ипостась, чем часто напоминает ученым закон о сохранении вещества или изменении его агрегатного состояния. Можно также вспомнить А.Эйнштейна, назвавшего буддизм «самой наукообразной религией». Буддийские ученые постоянно занимались и занимаются медициной, биологией, физикой и астрономией. Трактаты и комментарии сугубо научного толка можно увидеть в многотомном собрании Данжура — комментариях к книгам Ганжура — 108-ми томам священных текстов.
Учение Будды возникло в середине I тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого, такие как стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) совершенно не мешали, и, даже более, раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру.
Буддийская ступа — своеобразная антенна для связи с нематериальным миром (Фото: Kodda, ) Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В 19 — начале 20 веков Россия стала одним из крупнейших центров изучения буддизма. В ту пору издавались источники и велись археологические раскопки памятников буддизма в Средней и Центральной Азии. На территории Российской Федерации буддизм распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии (в последней — государственная религия). Наиболее обширно представлена одна из классических школ буддизма – тибетская «школа добродетели» (гелуг, желтошапочники).
Основоположник буддизма — реальная историческая личность. Сиддхартха Гаутама родился и жил в Северной Индии. Исследователи полагают, что годы его жизни — 566-473 до н.э. Другое имя — Шакьямуни — напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды. Он родился в стране Шакьев — маленьком провинциальном государстве, где господствовал клан Шакьев. Отец Сиддхартхи был раджаном — членом правящего собрания, состоявшего из представителей воинской аристократии. Стоит отметить, что более поздняя буддийская традиция считает его раджой (царем), а Сиддхартху — принцем, но в стране Шакьев правление строилось по республиканскому типу.
Принц Сиддхартха Гаутама, родоначальник буддийского учения (Дхармы) (Фото: Arvind Balaraman, ) Жизненный путь благополучного Сиддхартхи Гаутамы, выросшего в неге, изменился после того, как он, тайно покинув дворец, где его опекали и ограждали от «лишней информации», узрел мучения больных, безобразие старости и облик бездвижного трупа. Он осознал, что не существует ничего неизменного, а счастье не сможет быть вечным. Сиддхартха решил искать путь избавления от страданий. После различных опытов и поисков истины, не принесших желаемого результата, он погрузился в состояние глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние будды.

Он осознал, что ни в одной сфере космоса нельзя достичь стабильности — вечного блаженства, ибо в природе живых существ нет ничего вечного, а вера в реальность «Я» — вечной души, обретающей с течением времени новые рождения, безосновательна и бессмысленна. Также ему открылось высшее абсолютное знание, устраняющее причины страдания, и эту истину Будда Шакьямуни решил передать живым существам.
Само понятие «будда» означает «просветленный» и, соответственно, не является именем конкретного божества. Слово «будда» может использоваться во множественном числе и также может быть написано с маленькой буквы. Также существует понятие «сиддхи» — экстраординарные способности буддийских монахов и лам. Это понятие — память о первом будде — Сиддхартхе.
Буддийские монахи — кажется, они знают ответ на любой вопрос… (Фото: Pichugin Dmitry, ) В центре буддизма как философской системы находится учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисаттв («просветленных», наставников), ритуалы, которые сопровождают познание Дхармы (Учения), появились Сангхи (монашеские общины). Одна из важнейших молитв – благопожеланий, являющихся своего рода выражением желания «принять Прибежище», звучит так:
«Намо Будда, Намо Дхарма, Намо Сангха» — «Я принимаю Прибежище в Будде, я принимаю Прибежище в Учении, я принимаю Прибежище в Общине».
На сегодняшний день в России закон позволяет официально регистрировать любые традиционные буддийские сообщества, и поэтому сегодня существует достаточное количество сангх, многие из которых верны историческим традициям и культуре буддизма.
Буддийская философия раскрывает принципы бытия (причинно-следственную связь, которая существует независимо от нашего знания о ней), и все его усилия направлены на то, чтобы человек жил в этом мире осознанно, в гармонии с природой, космосом, отдельными людьми и человечеством в целом. За каждое совершенное дело — как хорошее, так и плохое, люди несут ответственность во всей полноте, каждый фактический момент, кажущийся реальностью, является своеобразной тенью прошлых свершений или же последствий, ожидающих в будущем.
Сегодняшние буддийские ученые часто говорят, что эпоха буддизма как религии, да и всех религий вообще, осталась в прошлом — будущее за учеными и их свершениями. Но так или иначе, правильный взгляд на себя и свои поступки, гармония с собой и окружающим миром — безвредное существование — это цели каждого буддиста. На достижение этих же целей направлена и праздничная культура буддизма.
Цель защитников — отпугивать злых духов (Фото: Jimmy Lee, ) Человеку с «западным» складом ума могут показаться странными изображения защитников и божеств в устрашающих ипостасях. В то же время стоит понимать, что, по восточной логике, чем более страшен лик защитника, тем вероятнее, что защитник способен победить зло или грех. Что же касается танок, на которых изображены будды и бодхисаттвы, то здесь крайне редко печальное выражение лица — чаще всего лики улыбчивы и спокойны.

Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.
Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).
…во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, ) Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.
На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

По преданиям, в этот день много веков назад — на 49-й день после того, как Будда достиг Просветления, он совершил первый символический поворот колеса Учения согласно его жизнеописанию, так описывается в его 12-ти деяниях. После своего Пробуждения Шакьямуни даровал первое учение о Четырёх благородных истинах своим пятерым ученикам (из общины аскетов), а потом предписал Восьмеричный Путь. Учение, которое дал им Будда, называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно состоялось в полнолуние Асалха. Таким образом, можно говорить о том, что первые ученики Шакьямуни образовали первую Сангху. Позже она разрослась уже до 60-ти человек, её составляли 60 монахов-архатов (арха́т — в буддизме человек, который достиг полного освобождения от клеш и вышел из «Колеса перерождений» — прим. вып. ред.). Считается, что Будда разослал их по всему Свету для обучения Дхарме других людей, передачи знаний об Истинном пути освобождения от страданий и достижения счастья.

Скульптура на фасаде Петербургского Дацана Гунзэчойнэй

В День «Первого поворота Колеса Учения Будды Шакьямуни», который ещё называют Днём рождения Дхармы, верующим-буддистам полезно с утра принять однодневные обеты, или обеты Махаяны. В эти сутки нужно начитывать как можно больше молитв, совершать хорошие дела, иметь благие намерения, посетить хурал или совершить Гороо в святом месте (в буддийском дацане, например). Сегодня как раз самое благодатное время для такой практики. Можно принять участие в праздничном Майдари Хурале и в священных ритуалах Гороо и Туй в Дацане Гунзэчойнэй в честь будущего Будды Майтреи. Подробнее о трёхдневном празднике Майдари Хурал в Петербургском Дацане мы написали в другой новости на сайте — можно прочитать .
Дацан Гунзэчойнэй передаёт свои поздравления Традиционной Сангхе России, всем буддистским общинам лам, монахов и мирян-верующих в России и за её пределами!
В адрес Петербургского Дацана, его ламам и нашей общине буддистов, поступают поздравления, которыми мы с радостью делимся с вами!

Поздравление с Днём Первого поворота Колеса Учения Будды для Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй
от досточтимого настоятеля Центрального хурула Калмыкии «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» Анджа Гелюнга.

Иллюстрация: из открытых источников в Интернете.

Буддийский праздник Висакха Буча отмечается в Таиланде в мае-июне. В 2020 и 2021 годы это будет соответственно 7 и 26 мая. Его также называют Вишакха Пуджа или День рождения Будды. Впрочем, он отмечает также «просветление» и «смерть» Будды, так как все эти три события произошли в один день. Прочитав статью, вы познакомитесь с тем, когда и как Висакха Буча отмечается в Таиланде.

1. Висакха Буча — государственный праздник в Таиланде

Висакха Буча является важным религиозным событием в Таиланде и, отмечается здесь как государственный праздник. Он выпадает на полнолуние шестого лунного месяца, поэтому обычно проходит в мае-июне. В 2019 году празднование состоялось 18 мая, в 2020 году оно произойдёт 7 мая и 26 мая в 2021 году.

Все магазины, рестораны и бары не имеют права продавать алкоголь в этот день в знак уважения. Большинство правительственных учреждений и банков также остаются закрытыми в этот день. Однако общественный транспорт функционирует в обычном режиме.

2. Что за праздник Висакха Буча в Таиланде?

Говорят, что Будда был реальным человеком, который ходил по земле в современном Непале и Индии более 2500 лет назад. Он родился богатым принцем в Лумбини. Однако оставил роскошную жизнь, чтобы искать мудрости у отшельников, которые жили в лесах по всему региону в то время. Однажды он почувствовал разочарование и медитировал под деревом Бодхи. Там он, как полагают, достиг просветления в возрасте 35 лет и сформулировал основные принципы буддизма.

Он умер в 80 лет в Кушинагаре. Буддисты верят, что он вошёл в состояние «нирваны» и избежал всех страданий смерти. Эти три события жизни, мудрости и смерти Гаутамы Будды произошли в один и тот же день. Сегодня этот день празднуется как Висакха Буча.

Таиланд в последнее время буквально захлестнула волна религиозного рвения с местными храмами, проводящими различные ритуалы и проповеди. Туристам также разрешено посещать некоторые храмы, чтобы окунуться в духовную ауру буддийских монахов и местных жителей.

3. Как в Таиланде отмечается Висакха Буча?

Торжества начинаются почти за неделю до того, как буддисты вывешивают желтые флаги у своих домов. День Висакха Буча начинается с посещения буддистами своих местных храмов, где они выполняют различные ритуалы и жертвуют на благо своих храмов.Это является «заслугой на будущее». В течение дня последователи буддизма посещают проповеди, где они узнают о жизни и учении Будды. Эти религиозные лекции в день Висакха Бучи вращаются вокруг Трёх Драгоценностей буддизма: Будды, Дхармы (истины) и Сангхи (буддийской общины). Также буддисты осуществляют свои молитвы через медитацию.

Некоторые буддийские тайцы в этот день освобождают птиц или рыб как средство устранения «негативной кармы». Все молитвы в этот день посвящены приверженности жизни, основанной на принципах, проповедуемых Буддой.

После захода солнца в большинстве храмов Таиланда проходят процессии с зажжёнными свечами, где преданные буддизму и монахи трижды обходят главную часовню по часовой стрелке, держа в руках три ароматические палочки, зажженную свечу и бутон лотоса. Процессия со свечами (Wiangtian) — это завораживающий момент высшей духовности, с воздухом, полным запаха ладана.

4. Где в Таиланде проходят самые грандиозные празднования Висакха Буча?

Хотя все храмы в Таиланде, большие или маленькие, отмечают праздник, некоторые из них выделяются масштабом и грандиозностью. Для туристов это лучший повод, чтобы мельком увидеть тайскую культуру, когда дело доходит до дня Висакха Буча.

Основанный в Бангкоке храм Ват Пхра Каев является одним из самых божественных храмов Таиланда. Здесь находится знаменитая двухфутовая Изумрудная статуя Будды в медитативной позе, культовый символ страны. В храме Ват Пхра Каев проводится множество мероприятий, в том числе массовое раздача милостыни и подношений.

Храм Пхута-Монтон, расположенный в провинции Накхон, содержит массивную статую Будды. Поскольку королевская семья Таиланда проводит здесь процессию свечей, то этот храм проводит один из самых запоминающихся праздников Висакха Буча.

Ват Пхо — этот храм 7-го века в Бангкоке. Он содержит лежащую статую Будды, изображающий его смерть через Нирвану. Храм Ват Пхо проводит день Висакха Буча с большой помпой и изюминкой.

Храм Ват Пхра Тхат Дой Сутхеп — самый известный из всех храмов. Он привлекает самое большое число паломников в день Висакха Буча каждый год. Храм также проводит значительные процессии, чтобы отметить этот день. Преданные окружают часовню «Бхоте», которая состоит из реликвий Будды, которым по меньшей мере четыре столетия.

Храм Дои Сутхеп (Doi Suthep) расположен в Чиангмае. Он является ведущим храмом в праздновании Висакха Буча. Прогулка паломников по храму проводится в канун праздника, а также в день Висакха Буча. Трёхчасовая экскурсия протяженностью более девяти километров поддерживается едой и напитками для посетителей и туристов.

Храм Ват Пан Тао, расположенный в городе Чианг Миа, является еще одним прекрасным местом, чтобы открыть для себя традиции и ритуалы праздника Висакха Буча.

Вот так в Таиланде отмечается Висакха Буча! О том, как здесь проводится буддийский праздник Макха Буча, вы узнаете здесь…

Читать статью: «Как в Таиланде отмечается Макха Буча?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *