Буддизм заповеди

Нравственные заповеди буддизма интересующейся этой темой публике известны под названием «пять шил». Это набор правил, охватывающих всю философию этой школы. Обычно они формируются в отрицательном или запрещающем ключе. Но основные заповеди буддизма имеют и положительную трактовку. Давайте их коротко рассмотрим, чтобы составить впечатление о том, что это такое.

Пять заповедей буддизма

Правила следует рассматривать всеобъемлюще. В короткой фразе заключена небольшая философия, которой придерживаются сторонники школы. Заповеди буддизма – это не просто перечень требований. Они значительно глубже. Мы с вами их сначала перечислим, а потом изучим их запрещающие и разрешающие стороны. 5 заповедей буддизма звучат так:

  1. Не убий.
  2. Отказ от взятия не данного.
  3. Запрет дурного полового поведения.
  4. Отказ ото лжи.
  5. Запрет на употребление алкоголя и иных наркотических средств.

На первый взгляд, заповеди буддизма воспринимаются отрицательно. Они говорят о том, что нельзя делать, ибо не получится достичь просветления. Однако каждую из пяти шил следует разбирать подробно, чтобы докопаться до сути.

Запрет на убийство

Заповеди буддизма имеют и иное название – драхмы. На самом деле под этим термином понимается их обратная, положительная, сторона. Мы выше привели дословный перевод первой заповеди. Но она говорит не только о запрете убийства. Любое насилие недопустимо для буддиста. Действие, предпринимаемое мастером, усиливает энергию многократно. Если в основе лежит угнетение или насилие – оно способствует распространению в мире негатива, что недопустимо.

Обратной стороной этой заповеди буддизма является практикуемая любовь. Недостаточно хорошо относиться к окружающим людям и явлениям. Созерцание – это не действие. Оно приводит к перекосам, самолюбованию, если не хуже. Любовь следует практиковать, дарить вселенной, заключенной в конкретном человеке. К примеру, представьте себе супружескую пару, справившую серебряную свадьбу. Мужу все эти годы не приходило в голову подарить жене хоть один цветочек. А зачем? По мнению мужчины и так понятно, что он предан супруге. С точки зрения буддистской этики, такое поведение неразумно. Люди, даже близкие, не обязаны нас понимать, додумывая чувства, которые якобы есть в душе. Любовь следует демонстрировать постоянно в словах и поступках.

Отказ от взятия не данного

Здесь имеется в виду не только воровство. Заповеди религии буддизм намного глубже. Любое присвоение того, что не дается добровольно, находится под запретом. Дело в том, что в таковом акте присутствует агрессивная энергетика обмана. Ее воплощение не позволяет достичь цели мастера – стать просвещённым.

Обратная сторона этой заповеди – щедрость. Мастер обязан делиться с окружающими тем, что имеет. И делать это следует практически, а не только в воображении. В реальной жизни всегда можно найти нуждающегося, если правильно относиться к миру. Щедрость только тогда способствует совершенствованию духа, когда постоянно подтверждается делами. Помогите соседу, другу, незнакомому человеку, разломите пополам кусок хлеба, чтобы накормить голодного. Нельзя оставаться в стороне, если у вас что-то просят словами или даже взглядом. Кроме того, данный принцип подразумевает отказ от эксплуатации, пользования плодами чужого труда.

Запрет дурного полового поведения

Пять основных заповедей буддизма – это правила, выработанные для того, чтобы очистить душу от негатива. Запрет на дурное половое поведение был объяснен учителем в сутрах. Там он говорил, что имеет в виду насилие, прелюбодеяние и похищение. Любое из перечисленных действий приводит к порождению чувства страха, отвращения, ужаса, боли у жертвы и ее родных.

К примеру, прелюбодеяние по согласию унижает супруга женщины. Изнасилование и связь с несовершеннолетней девочкой вызывают боль у родителей. Нужно отметить, что в буддизме брак не является таинством, как в других религиях. Это добровольное объединение людей в семью, исключающее принуждение.

В некоторых буддистских общинах практикуется моногамия, это не запрещено. Положительная сторона заповеди – довольство. Человек должен принимать свое положение без агрессии. Если партнера нет – будьте довольны этим. Составили пару – любите половинку, не ищите другого человека. Необходимо достигать гармонии в том состоянии, какое есть на настоящий момент.

Отказ ото лжи

Эта заповедь пересекается со второй. Ложь коренится в страстях. Обманывает человек тогда, когда испытывает страх, ненависть, зависть, вожделение и тому подобные негативные чувства. Ложь используют потому, что правда кажется слишком сложной или невыгодной. К примеру, человек боится признаться в чем-то, желает завладеть тем, что ему не принадлежит, обхитрить, скрыть истину.

Все это явственно демонстрирует отсутствие гармонии в душе, перекос в психическом состоянии. Обратная сторона заповеди – правдивость. Ее, пожалуй, расшифровывать не обязательно. Вы же помните из классики: «Правду говорит легко и приятно». Будда был с этим согласен.

Запрет на употребление алкоголя и иных наркотических средств

Последняя из 5 заповедей буддизма является самой неясной. Алкоголь и наркотики приводят к утрате контроля или осознанности. Это негодное состояние, вызывающее перекосы в психике, пробуждающее бесконтрольные страсти.

Но трактуют эту заповедь по-разному. В одних странах наркотики, в том числе алкоголь, находятся под полным запретом, в других разрешены, но в ограниченном количестве. Важно, чтобы человек не утратил контроля над ситуацией. Специалисты рекомендуют самостоятельно определяться с тем, как именно исполнять данное наставление.

Если организм не поддается влиянию алкоголя, то позволяйте себе его иногда. В противном случае лучше вести трезвый образ жизни, чтобы избежать искушения страстями. Обратная, положительная сторона этой драхмы – внимательность. Контроль над ситуацией, осознанность, не должны покидать мастера. Необходимо стремиться к полному овладению всеми аспектами сущего. Без осознанности или внимательности это сделать трудно, если, вообще, возможно.

Суть буддийского учения заключена в доброте сердца, проявленной в поведении. Перечисленные заповеди являются этапами достижения такого состояния. Они просты для понимания и несложны для воплощения. Если решите присоединиться к этой религии, вероятно, предстоят срывы.

Практическое воплощение философии натыкается на спрятанные в глубинах души страсти. Но отчаиваться и отступать не стоит. Знайте, мы приходим в этот мир с определенным грузом. Он состоит из стремления к негативным эмоциям и поступкам, в индуизме именуется карой. Задача наша переработать этот груз в чистую и светлую любовь. А какой системой верований вы станете пользоваться – дело личное. Ошибки и срывы – это этапы на пути к большой победе духа. Удачи!

Любая религия, так или иначе, содержит заповеди, которые рекомендованы для исполнения. Кто-то слепо следует наставлениям, не понимая смысла, кто-то понимает важность выполнения предписаний – каждый последователь воспринимает заповеди в силу своего уровня развития. И, как правило, те, кто не понимают, почему важны те или иные правила, часто их нарушают. Потому что когда не понятен смысл, то очень низка мотивация придерживаться выбранного пути.

К примеру, некоторые религии запрещают употребление алкоголя. И если человек следует этой заповеди лишь потому, что так сказано каким-то пророком или написано в умной книжке – рано или поздно такой человек нарушит это правило, когда соблазн будет слишком велик.

Совсем другое дело, если человек не только понимает пагубность употребления алкоголя, но и осознаёт, что это противоречит выбранному им пути. К примеру, если человек практикует медитации, даже однократное употребление алкоголя – надолго снизит качество медитации. И это вопрос не слепого следования правилам, а расстановки приоритетов – если человек желает духовно развиваться и в полной мере понимает, что алкоголь будет тем балластом, который будет тянуть его вниз, то мотивация к воздержанию от него будет в разы выше, чем в случае просто какого-то абстрактного страха перед каким-то попаданием в ад, который адепт, в общем-то, и не видел и слабо в него верит.

И проблема современных религий именно в этом – часто последователям не объясняют всю пагубность так называемых «грехов», а просто запугивают. И тут неважно, чем запугивать – Страшным Судом, кармой, адом, гневом Бога и так далее. Принцип остаётся один – вера таких людей держится на страхе, а это очень плохая мотивация. По той простой причине, что такой человек будет следовать предписаниям до тех пор, пока над ним будет висеть тот или иной «дамоклов меч», в виде рассказанной страшилки.

Но у страха, как у психологического явления есть одна особенность – он не может быть постоянным и не может постоянно расти. То есть рано или поздно – наступает предел, после которого у человека попросту атрофируется чувство страха или же какая-то конкретная «страшилка» перестаёт быть пугающей. И если мотивацией человека был только страх, то на этом следование тем или иным религиозным предписаниям закончится.

Поэтому важно понимать глубинную суть тех или иных предписаний, как в случае с алкоголем или любым другим наркотиком. Если человек ведёт трезвую жизнь, не потому что боится попасть в ад, а потому что осознаёт простую цепочку причинно-следственной связи – такого человека будет сложно сбить с пути. Постараемся же разобраться в основных заповедях буддизма и понять в чём смысл следования данным наставлениям.

  • Для мирян существует пять основных предписаний.
  • Базовые предписания буддизма предостерегают человека от накопления негативной кармы.
  • Первая заповедь – воздержание от убийства.
  • Вторая заповедь – запрет на воровство.
  • Третья заповедь – запрет на дурное сексуальное поведение.
  • Четвёртая заповедь – запрет на ложь.
  • Пятая заповедь – запрет на употребление опьяняющих веществ.

Рассмотрим причины, по которым рекомендуется следовать данным заповедям и последствия, к которым их нарушение может привести.

Основные заповеди буддизма

Для мирян существует пять основных запретов: запрет на убийство, воровство, дурное сексуальное поведение, ложь, употребление опьяняющих веществ.

Эти основные пять заповедей защищают последователя буддизма от накопления наиболее негативной кармы. Что такое карма? Это закон причины и следствия. Иногда можно встретить ошибочное мнение, что карма – это судьба или нечто вроде «карающего меча». Но парадокс заключается в том, что «карающим мечом» человек для себя всегда является сам.

И тождественность между понятиями «карма» и «судьба» тоже весьма сомнительна. Потому что когда говорят о судьбе – говориться о том, что её кто-то для человека «написал», а кто и зачем – не уточняется. Впрочем, можно сказать, что судьба – это уже сформированная карма, которая проявилась. Но карму эту человек создал сам.

При чём же здесь пять заповедей? Всё очень просто. Если говорить упрощённо о законе кармы, то он гласит – «Что посеешь, то и пожнёшь». И речь тут не идёт о каком-то наказании. К примеру, если мы посеяли сорняки (точнее, мы просто бездельничали, а ветер за нас посеял), то глупо ждать, что взойдёт пшеница. И разве в этом есть какой-то элемент «наказания»? Это просто элементарная логика. Какое зерно мы сеем – такие всходы и получаем.

Таким образом, взгляд на мир через призму причинно-следственных связей существенно отличается от различных религиозных спекуляций темами ада и прочих наказаний. Буддизм, как и другие дхармические религии дают человеку более глубокое понимание мироустройства, объясняя последствия совершенных дурных поступков, а не просто утверждают, что этого делать нельзя, потому что нельзя.

И с этой точки зрения – становятся понятными все пять базовых предписаний буддизма. Собственно, их нельзя и назвать заповедями – Будда не давал никаких чётких запретов, он лишь дал рекомендации, следуя которым – можно избежать накопления наиболее негативной кармы. Попробуем с этой точки зрения рассмотреть все пять предписаний буддизма.

Запрет на убийство

Под термином «убийство» не следует понимать только лишь лишение жизни живого существа. Кстати – важный момент – рекомендуется воздерживаться от убийства не только людей, но и вообще всех живых существ, то есть эта заповедь включает в себя также и вегетарианство.

И данную заповедь следует понимать более широко, чем воздержание от прямого физического убийства. Ведь, как известно, убить можно словом или даже мыслью. К примеру, высказав человеку пусть даже правду, но в грубой форме – можно на всю жизнь ему «обрезать крылья», а постоянно гневаясь на окружающих – человек может в своих мыслях чинить над своими обидчиками жестокую расправу ежедневно. И то, что он пока что не претворяет эти планы в жизнь – отнюдь его не оправдывает.

Считается, что наша карма накапливается не только на уровне действий, но также и на уровне слов и мыслей. Поэтому первая заповедь даёт предписание воздерживаться не только от убийства, но от всякого насилия на трёх уровнях – уровне тела, речи и ума. И уровень ума здесь является, пожалуй, даже более важным, ведь наши мысли – рано или поздно воплощаются в жизнь. Наши мысли и слова – не столь безобидны, как нам кажется. Взять, к примеру, чёрную магию – она позволяет убить человека, даже не прикасаясь к нему.

Тут можно вспомнить историю о таком йогине, как Миларепа, который в своей юности, до того как встал на путь духовного развития, однажды с помощью чёрной магии обрушил своды здания, устроив тем самым братскую могилу более, чем трём десяткам людей. И это всё – силой мысли и слова. Поэтому если человек не хватается за нож при каждом случае – это ещё вовсе не значит, что он соблюдает ненасилие. Важно контролировать себя во всём. И здесь речь идёт не только о том, чтобы сдерживаться силой воли – подавленные эмоции тоже радости не принесут. Важно понять, почему окружающие порой причиняют нам дискомфорт. Во-первых, это также проявление нашей кармы, то есть причину этому мы создали сами, а во-вторых, Будда говорил о том, что все злодеяния совершаются лишь по причине невежества. То есть нет плохих людей, есть люди невежественные. И гневаться на них за то, что они причиняют нам вред – тоже самое, что гневаться на ребёнка, который ведёт себя неразумно.

Запрет на воровство

С воровством проблема в том, что воруя у кого-то, человек ворует у самого себя. Здесь также действует закон кармы – если человек берёт то, что ему не принадлежит, то ровно столько же он и потеряет, а возможно, потеря будет и в ещё большем размере. Поэтому брать чужое – попросту нерационально – баланс всё равно восстановится.

Также существует мнение, что если человек ворует, он берёт на себя негативную карму того, у кого он украл. Есть даже одна шутливая поговорка: «Спасибо, что взяли деньгами». Так говорят в случае потери чего-то материального. Шутка шуткой, но доля правды тут есть. Если человек что-либо теряет – значит таким образом в этот момент он освобождается от какой-то части своей негативной кармы. Но, как известно – ничто не появляется ниоткуда и не исчезает в никуда. Если эта негативная карма «уходит» от того, у кого что-либо украли, то «приходит» она к тому, кто украл. Выгода данного обмена – весьма и весьма сомнительна.

Запрет на дурное сексуальное поведение

Проще говоря – запрет на прелюбодеяние. Почему так? Этот вопрос можно рассмотреть с нескольких сторон. Во-первых, прелюбодеяние большей частью невозможно без лжи – самому себе или другим, а это поступок, которые также повлечёт за собой кармическую реакцию.

Во-вторых, интимная связь – это установление также кармической и энергетической связи между партнёрами. Существует мнение, что один половой акт – устанавливает энергетическую связь между людьми минимум на семь лет. Что это значит? Это значит, что все эти семь лет будет идти взаимообмен между партнёрами, даже если они никоим образом не будут взаимодействовать на физическом уровне.

Поэтому при выборе партнёра следует тщательно обдумать – действительно ли это тот человек, с которым вы готовы обмениваться энергией долгие годы? Можете ли вы быть уверенными в том, что все эти как минимум семь лет ваше мировоззрение и образ жизни будут совпадать? Дело в том, что если впоследствии – один из партнёров встанет на путь духовного развития, а другой – будет вести саморазрушительный образ жизни, то первому – будет очень тяжело. Второму, правда, будет полегче, но скорее всего он не сможет достойно распорядиться той благостной энергией, которую будет получать.

Поэтому данная заповедь призывает к ответственности за свои действия в плане сексуального поведения. Вопреки легкомысленному отношению в современном обществе – сексуальная связь между людьми – надолго связывает их друг с другом на тонком энергетическом и психическом уровне.

Также стоит отметить аспект траты энергии. Секс – это расход больших объёмов энергии через вторую чакру. И если это происходит сверх меры (а по большому счёту, любой половой акт, целью которого не является зачатие ребёнка – является пустым расходом энергии), то энергия просто не сможет подняться выше второй чакры и все аспекты человеческой жизни, которые проявлены на более высоких чакрах, будут человеку просто недоступны или не смогут раскрыться в полной мере.

Запрет на ложь

Снова-таки – что посеешь, то и пожнёшь. Если человек лжёт, он создаёт для окружающих некую иллюзию, искажение реальности и впоследствии – эта же энергия искажения реальности вернётся к человеку. Наблюдали ли вы за патологическими лгунами? Часто они настолько «завираются», что уже сами себе верят, а их ложь становится всё более невероятной, нелогичной и даже смешной для окружающих. Они становятся настолько нелепыми в своих попытках солгать, что становятся посмешившем для всех вокруг, но при этом сами – не видят очевидной нелогичности и нелепости своей лжи.

Это как раз и происходит потому, что создавая иллюзию для других, такие люди и сами начинают смотреть на реальность, словно через пелену. Так и работает в данном случае закон кармы – вводя в заблуждение других, такие люди и сами начинают жить в иллюзорном мире. И именно на пути духовного развития это очень опасно. Ведь наша задача – максимально разрушить свои иллюзии и заблуждения. И если мы будем обманывать окружающих, наше собственное невежество будет только расти, как на дрожжах.

Запрет на употребление опьяняющих веществ

Этот аспект мы уже рассматривали в самом начале. Опьяняющие вещества меняют сознание и опять-таки – искажают реальность. О какой здоровой и адекватной жизни можно говорить, если человек видит реальность искажённой?

Есть одна притча о монахе-отшельнике, которого захотел искусить дьявол. Он сказал ему: «Если я смогу пробраться в твою келью, ты совершишь один из трёх грехов, если же нет – оставлю тебя в покое». Монах, будучи уверенным в своих силах – согласился. Затем дьявол обманным путём-таки пробрался в келью монаха, приняв безобидный облик обычного человека. Когда же монах впустил его, тот проявил своё истинное лицо и потребовал от монаха выполнения договора, предложив ему на выбор предаться одному из трёх грехов – алкоголь, прелюбодеяние или убийство.

Монах, будучи человеком с рациональным мышлением подумал так: «В случае с прелюбодеянием и убийством я причиню вред ещё кому-то, кто вовсе никак не виноват в том, что я оказался таким беспечным и впустил дьявола в свою келью. Поэтому лучше я употреблю алкоголь – в этом случае я причиню вред только себе». Сказано – сделано. Монах употребил алкоголь, который подействовал на него очень остро, ведь монах (история умалчивает) либо вовсе его не употреблял, либо давно от него отвык. Закончилась история тем, что, будучи нетрезвым, монах затем провёл ночь с замужней девушкой, а затем ещё и зарезал её мужа, когда тот их увидел. Таким образом, употребив алкоголь, монах совершил все три греха.

Это очень поучительная притча о том, как, казалось бы, такая, на первый взгляд безобидная вещь, как алкоголь, может привести к плачевным результатам. Статистика преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, как нельзя лучше иллюстрирует этот факт: 82% убийств, 75% самоубийств, 50% аварий, 50% изнасилований совершаются именно под воздействием алкоголя. Эти цифры были озвучены в фильме организации «Общее дело» о вреде алкоголя. Этот фильм на самом деле разоблачает миф о безобидности такого явления, как алкоголь.

Мы рассмотрели пять основных заповедей буддизма. В различных школах и направлениях могут быть упомянуты и другие заповеди, но чаще всего – они лишь дают более полное понимание этих пяти основных предписаний. К примеру, монахи-буддисты соблюдают более двухсот предписаний, которые считаются важными на пути освобождения из круговорота Сансары. Но лейтмотивом любых предписаний является отказ от причинения вреда себе и другим. А путеводной звездой каждого буддиста является сострадание ко всем живым существам. И уже всё остальное – из этого следует.

(Нет голосов)
726 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Заповеди в Буддизме

Религии. Заповеди в Буддизме

Сущность буддийской практики — доброе и любящее сердце. Мы должны воспринимать окружающих с теплом и нежностью и непрестанно культивировать любовь к ним. 10 заповедей буддизма — это 10 добродетелей, которые совершаются телом, речью и умом. 10 добродетелей — это несовершение 10 недобродетелей, которые перечислены ниже:
1. Убийство. Не убивай, но спасай чужую жизнь — первая заповедь буддизма.
2. Воровство. Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрости — вторая заповедь буддизма.
3. Половая распущенность. Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни — третья заповедь буддизма.
4. Ложь. Не лги в речах своих, будь честным и искренним — четвертая заповедь буддизма.
5. Клевета. Не клевещи, но вноси гармонию между людьми — пятая заповедь буддизма.
6. Грубая речь. Не говори грубо — шестая заповедь буддизма.
7. Пустая болтовня и сплетня. Не трать время на пустую болтовню иль сплетню — седьмая заповедь буддизма.
8. Алчность. Пресеки алчные мысли — восьмая заповедь буддизма.
9. Злонамеренность. Не намеревайся причинить кому-либо вред — девятая заповедь буддизма.
10. Ложные взгляды — верь в закон причины и следствия, не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

Главной основой соблюдения нравственности является воздержание от десяти неблаговидных действий, три из которых касаются тела, четыре — речи и три — мыслей.
Три дурных действия в отношении тела таковы:
1) убийство — преднамеренное лишение жизни живого существа — человека ли, животного или даже насекомого;
2) воровство — присвоение чужой собственности без согласия владельца вне зависимости от ценности объекта кражи;
3) сексуальный проступок — совершение распутных действий.
Четыре словесных дурных действия таковы:
1) ложь — обман других словом или действием;
2) злословие — раздувание вражды, чтобы согласные не соглашались, а несогласные — разошлись во мнениях еще больше;
3) грубая речь — словесное оскорбление других людей;

4) пустословие — разговоры о глупостях, мотивированные вожделением и т. п.
Три мысленных дурных действия таковы:
1) алчность — желание обладать тем, что принадлежит другому;
2) злонамереннность — желание повредить другому, неважно, сильно или нет;
3) ложные воззрения — вера, что таких реальностей, как перевоплощение, закон причины и следствия или Три драгоценности, не существует.
Моральные принципы, положенные в основу нравственного образа жизни, регулируемого некоторыми наставлениями, получили название дисциплины личного освобождения, или пратимокши. Соблюдение нравственных принципов — т. е. охрана своих трех «дверей»: тела, речи и ума от неблаговидных действий — вооружает нас внимательностью и сознательностью. Эти две черты помогают нам избегать грубых негативных физических и словесных действий, т. е. поступков, которые разрушительны как для себя, так и для других. Таким образом, нравственность — это основа буддийского пути.
Перечень христианских заповедей
1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
_________________________________________________ _____________________
Перечень буддийских заповедей.
Для тела
1. Не убивать, отдаляться от насилия, заботиться о живых существах, защищать их.
Заповеди в Буддизме

Называемый последователями «Буддхадхарма», то есть «Учение (или Закон) Будды», буддизм воспринимается европейцами как религиозно-духовное учение. Сам термин «буддизм» употребляется в основном людьми, не исповедующими «Дхарму» и имеющими о нем слабое представление. Основателем буддизма считают царевича Сиддхартху Гаутаму, после просветления ставший Буддой Шакьямуни. Сформулированные им заповеди стали основой буддистских верований и добродетелей.

Буддизм, как и христианство, имеет свои заповеди, основы учения, на которых базируется вся структура верования. 10 заповедей буддизма очень похожи на христианские, за исключением того, что Моисей получил свои от бога как непререкаемое руководство к действию, а в буддизме заповеди фактически являются клятвами бодхисаттв. Эти просветленные существа клянутся

  • Не лишать жизни любое существо.
  • Не красть.
  • Не совершать прелюбодейства.
  • Не лгать и не наговаривать на ближнего.
  • Не принимать затемняющих сознание веществ.
  • Не пустословить и не разводить сплетни.
  • Не возвеличивать себя и не унижать других.
  • Не проявлять алчность и скупость.
  • Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо.
  • Не клеветать на Три Драгоценности.

Под Триратной, или Тремя Драгоценностями буддизма понимают

  • Будду.
  • Дхарму.
  • Сангху.

Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община. Десятая заповедь, призывающая не клеветать и не порочить Триратну, таким образом, направлена на защиту основ буддистских верований. Отзываться дурно о какой-либо одной из Драгоценностей означает порочить и все остальные, так как они взаимосвязаны и фактически составляют единое целое.

При всем внешнем сходстве заповедей в буддизме и христианстве глубинная суть у них различна. Кроме того, что буддизм фактически верой и не является, он никак не призывает к вере в бога или божество любого толка, его цель — духовное очищение и самосовершенствование. В этом плане заповеди — всего лишь руководство к действию, следуя которым можно стать лучше и чище, значит, приблизиться хоть на шаг к состоянию нирваны, абсолютного просветления, моральной и духовной чистоты.

В христианстве же требуется подчинение заповедям, иначе последует наказание — от церкви или от бога. Вера приобретает характер сделки — я выполняю твои заповеди, а ты в награду дашь мне то, что я у тебя попрошу, Господь. Для буддиста же следование основным заповедям — путь к самопознанию и улучшению себя самого, образа божества здесь даже и не намечается.

Все 10 заповедей можно разделить на три группы:

  • Прегрешения тела:

1. Убийство.

2. Воровство.

3. Прелюбодеяние.

  • Прегрешения речи:

1. Ложь.

2. Клевета.

3. Оскорбления и гневливость.

4. Болтовня и сплетни.

  • Прегрешения ума:

1. Алчность.

2. Злобность.

3. Ошибочные взгляды.

По своей сути все заповеди буддизма прямо направлены на улучшение природы человека, совершенствовании его духовности, значит, на прерывание колеса сансары и реинкарнации в лучшей, высшей сущности.

  • Откажись от причинения смерти любому живому существу, ведь даже муравей может быть в прошлой жизни твоим родственником. Все живущее достойно жизни, так как является составной части круговорота сансары, рождаясь и перерождаясь в различных формах и обличиях.
  • Не кради ничего, ведь отняв что-либо у ближнего, ты наносишь вред собственной карме. В череде перерождений ты рискуешь оказаться в роли обворованного или стать чем-либо крайне неприятным.
  • Не совершай развратных или сексуальных действий. Половая энергия должна быть направлена лишь на добро и любовь, все прочее оскорбляет человека рядом с тобой.
  • Ложь унижает человеческое достоинство того, кто ее произнес и искажает действительность.
  • Клевета, как и ложь, провоцирует искажения облика мира, нарушает гармонию в нем и ведет к негативному воздействию на карму.
  • Невоздержанный на язык грубый человек не может находиться в гармонии с самим собой, значит, он очень далек от просветления.
  • Сплетни и пустые разговоры — праздность ума, они его засоряют и мешают духовному очищению.
  • Жадный человек хочет материальных ценностей, которые не нужны просветленному.
  • Злоба — это противоположность тому, к чему должен стремиться настоящий буддист — доброте, открытости и доброжелательному отношению ко всем и всему на свете.
  • Отрицая Триратну, подвергаешь сомнению истинность учения. Еретические мысли уводят разум в сторону от пути Будды и стают препятствием к полному просветлению, к которому должен стремиться всякий настоящий буддист.

Буддистские заповеди сформировались как система общечеловеческих ценностей, в которые не входит идея подчинения собственной сущности воле могучего потустороннего существа — Бога. Не являясь религией, как христианство или ислам, буддизм представляет собой великое духовное и философское учение, призывающее человека стать лучше не для достижения благосклонности божества, а для улучшения собственной природы. Так как колесо сансары вечно, не имеет начала или конца, так и жизнь вечна и состоит из череды трансформаций. Чем искреннее душа следует 10 заповедям, тем она чище и выше в градации перерождений. Очистившие свой разум становятся Бодхисаттвами, или просветленными, окружающими трон Будды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *