Чем отличается мифология от религии

Отличие мифологии и религии

Под мифологическими воззрениями сле­дует подразумевать самые архаические, спонтанные представления человека о мире и самом себе, сложившиеся у самых оснований мыслительной деятельности, на начальных стадиях существования культуры. Религия — более организованная система, поэтому ее образы легче реконструируются, даже если речь идет о древних ве­рованиях.

Можно наметить несколько параметров, по которым отличается мифология от религии, но эти маркеры весьма условны.

Отношение к богам

Самым важным критерием в различии мифологии и религии является от­ношение к богам и вообще к сверхъестественному. Религия обязательно требует поклонения высшим силам, беспрекослов­ного почитания. Культ — это преклонение, не допускающее неуважения или пренебрежения. Мифологические отношения с духами и богами напоминают торг. Они построены по принци­пу «ты — мне, я — тебе», как отмечал К. Леви-Стросс.

Такую же формулу люди использовали в обрядах жертвоприношения. Люди приносят дары сверхъестественным персонажам, требуя в обмен различных благ для себя и для племени. Финский ученый и путешественник Ф. Карьялайнен в своих поездках по Сибири не раз удивлялся, наблюдая, что угорские язычники, поклоняясь идолу высшего бога Торума, грозились утопить его в озере, если он не вы­полнит их требований. Похоже, здесь боги вынуждены соблюдать правила, установлен­ные в человеческом сообществе. Для религиозного сознания подоб­ные взаимоотношения наверняка показались бы кощунственными.

Пожалуй, когда людям приходит в голову, что принцип обмена не действует, что могущество богов позволяет им поступать по соб­ственному усмотрению, приходит понимание, что высшие силы не­обходимо задабривать, умилостивлять, просить их и поклоняться им, чтобы получить желаемое. Первоначально человек совершает обряды жертвоприношения, чтобы воздействовать на духов, богов.

Разуверившись в собственных возможностях влиять на реаль­ность, заставить подчиниться духов природы, человек пыта­ется заручиться их поддержкой путем задабривания, лестного славословия и подношений. Так и возникает культ, собственно религиозная форма поведения. Утверждается полная и оконча­тельная зависимость человека от высших сил.

Образы богов

В мифологическом сознании образы сверхъестественных пер­сонажей связаны преимущественно с природной сферой, они под­держивают жизненно важные интересы древних охотников и зем­ледельцев. Вспомним, даже бога мифологий — это бога природных стихий и явлений (Зевс — бог грома и молнии, Посейдон — бог моря в древней Греции; Церера — богиня проросшего зерна в Риме). Высший ранг, как правило, занимают бога неба и солнца, но даже они не выходят за пределы реального физического мира, находятся по эту сторону бытия. Бога сложившихся высших религий трансцендентны (от латинского transcendere — «переступать»), то есть они находятся за пределами существующего мира. Как правило, они не имеют материальной формы и приобретают ее только тогда, ког­да желают явиться людям. Например, Будда нисходит на землю и перерождается 550 раз то в облике монаха, царя, купца, кузнеца, то обезьяны, крысы, слона, рыбы и т.д. В каждом воплощении он вы­полняет какую-либо миссию. Рождение Иисуса — явление того же порядка: Бог-отец, когда надо наставить погрязших во грехе людей на путь истинный, посылает на землю своего сына, иногда является в виде голубя — духа. Но мы помним, что все три ипостаси состав­ляют одно божество. В исламе визуальный облик аллаха настолько недопустим, что существует запрет даже на изображение человека, созданного по подобию бога. То есть, в религии священная сфера полностью отделена от земного, человеческого мира.

Связь с богами

Чем более отдаленным представляется сверхъестественный мир, тем более недоступным он становится. Для общения с ним требу­ется все большая специализация. Предполагается, что в архаиче­ские времена не существовало никаких специальных институтов, осуществляющих связь с сверхъестественными силами. Поскольку боги и духи населяют те же пространства, обитают вокруг человека, встретиться с ними может каждый, достаточно лишь обратиться к ним, вызвать специальными приемами (чтение заклинаний, гимны-воззвания и т.п.). Но практика, естественно, опровергала подобные представления, поэтому возникли идеи, что только особые люди, об­ладающие специальными способностями, могут обратиться к богам. В архаических сообществах подобные функции выполняли старей­шины племени, отцы семей или шаманы, еще не превратившиеся в жрецов-профессионалов. Еще в XIX в. исследователи народов Си­бири сообщали, что шаманы ведут обычный образ жизни, охотятся, рыбачат и не берут плату за свои услуги. Шаманский дар (умение предсказывать события, ясновидение и целительство) расценивался как тяжкое бремя, от которого нельзя отказаться, поскольку сами духи избрали человека для исполнения данных обязанностей и на­учили его этому.

В религиозных культурах возникает особый класс священ­нослужителей, прошедших обучение. Прорицания и пророчества не поощряются религиозными традициями. Недаром библейская ис­тина гласит, что нет пророка в своем отечестве. А исламские пре­дания рассказывают о сомнениях Мухаммеда, слышащего голоса и склонного к видениям. Ему пришлось уединиться и удостовериться, что это не сумасшествие и не искушение дьявола, а знаки, поданные Аллахом. Для исполнения обязанностей священнослужителя в рели­гиозных сообществах не требуется какого-то специального таланта, но необходимо следовать правилам и исполнять некоторые условия, выдвигаемые вероучением. Так, в католичестве служители церкви должны соблюдать целибат, то есть, они не имеют права вступать в брачные отношения; буддистские монахи не могут есть мясо, так как жизнь любого живого существа священна. Все правила и требова­ния символизируют чистоту и преданность богу, поэтому частично они переносятся и на простых верующих. Так, помимо практических, целесообразных требовании, необходимых для человеческого обще­жития (запреты на убийство, воровство, прелюбодеяние, обман), в любой религиозной традиции возникает еще ряд характерных норм, свойственных именно данной конфессии (пищевые нормы, как диета буддистов; брачные нормы, как многоженство у мусульман). Ясно, что основы морали обоснованы религиозными нормами. С архаиче­ских времен мало что изменилось, так как основным сдерживающим фактором в недопущении преступлении является страх наказания божьего, а не человеческого закона. Вера во всезнающего, всевидя­щего бога заставляет людей жить нравственно. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Вера

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз­ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден­ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под­ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер­сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно­вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич­ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова­тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про­мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа­ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч­ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Категории:На этой странице материал по темам:

  • Мифология религии

  • Чем отличается духи и боги

  • Как научные мифы отличаются от религиозных.

  • Сравнениемифологииирелигии

  • Общие черты и различия у мифологии и религии.

Вопросы к этой статье:

  • В чем отличие религиозного культа от мифологического обще­ния с богами?

  • Охарактеризуйте отличие веры религиозной от веры мифологи­ческой.

  • Являются ли мифологические представления основой религиозного куль­та?

  • Какие новые формы поклонения сверхъестественным существам появлялись в мифологии и религии.

  • Как происходило ста­новление класса профессиональных священнослужителей?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

1. Мировоззрение, его исторические типы. Мифология.

Мировоззрение— совокупность взглядов, оценок, принципов иобразныхпредставлений, определяющих самое общее видение,пониманиемира, места в немчеловека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Исторические типы

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологическийтип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия(дословно: любовь к мудрости) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческойдеятельностии особый способпознания,теория илинаука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно вДревней Греции,Древней ИндиииДревнем Китаев так называемое «Осевое время» (терминЯсперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Мифология— объект исследования многих научных дисциплин (философии,истории,филологиии др.), включающий древнийфольклори народные сказания:мифы,эпосы,сказкии др.

2. II-II-II-II. Религия, ее отличие от мифологии.

Религия— особая форма осознания мира, обусловленнаяверойвсверхъестественное, включающая в себя сводморальныхнорм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиознуюобщину).

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся наверев сверхъестественные силы и существа (богов,духов), которые являются предметом поклонения.

  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается нарелигиозную веруи связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкреплятьсямистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как доброизло,нравственность, цель исмысл жизнии т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богомили богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшегодуховногосостояния, великими учителями, особопросветлённымиили посвящёнными,святымии т. п.

Отличие

1) Мифология-это история выдуманая народом,в которую могут верить и неверить не чего от этого не изменится.А религия-это вера людей обдуманая и твёрдо поставленая народом.

2) Религия — это мировоззрение, образ жизни. К религии примыкает многочисленная группа людей. Имеется главный служитель религии. А мифы — это умершая религия. Когда-то это была религия со всеми признаками. Но затем она была вытеснена более молодой, востребованной религией. И забыта. И воспринимается как сказки.

3) В какой-то степени религия более «прогрессивна», чем мифология, по крайней мере, в историческом аспекте – ведь религиозное мировоззрение пришло на смену мифологическому. В этом смысле мифология может считаться более примитивной, чем религия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *