Чита река

На протяжении двух столетий краеведы и историки, выдвигая разные точки зрения, пытались расшифровать слово Чита. В 1907 году межевой инженер А.И.Попов — автор путеводителя по Чите — писал в нем, что «происхождение самого слова Чита установить трудно, буряты говорят, что в их языке этого слова нет, и что по всей видимости это слово ороченское». Известный забайкальский краевед XIX столетия М.А.Зензинов, действительно, объяснял название Чита от ороченского «чита» -«берестяной коврик». Это мнение поддерживали другие исследователи тем, что в давние времена забайкальские эвенки так называли березовые рощи, заросли березняка или просто бересту. Именно так в эвенкийско-русском словаре звучит перевод — «чита» — «береста». Н.Г. Кирюхиным было высказано предположение о происхождении названия от собственного эвенкийского имени — князца Чита Матуганова. Но оно вряд ли состоятельно, так как в долине реки Читы этот предводитель ороченов кочевал со своими сородичами только во второй половине XVIII столетия, тогда как слово Чита было уже давно известно. К тому же, после смерти человека эвенки старались не произносить его имя вслух из-за боязни потревожить душу умершего. В.А. Никонов в своем «Кратком топонимическом словаре» трактует происхождение слова от нивхского «читы» — «колодец». Читинский естествоиспытатель и педагог Ю.Т. Руденко аргументировано дает объяснение названию Чита, как «озерная река», а историк В. Г. Изгачев утверждал, что топоним переводиться как «голубая глина». В доказательство он приводил тот факт, что известный скульптор Иннокентий Жуков для создания своих удивительных скульптур возил на санках эту глину с верховьев реки Читы. Археолог Л.Р. Кызласов имеет на этот счет еще одно мнение, что Забайкалье «по рекам Селенге, Чикою и вплоть до реки Онон» являлось древней родиной уйгуров. Крепости, которые сооружали уйгуры, называются «чыт». Современное «чаата-чыт» по-уйгурски значит просто «жилище». К слову сказать, слово Чита в переводе на итальянский язык вообще переводится как «город». Краевед В.В.Солонько высказывает также мало убедительную, но оригинальную версию. Он находит, что поскольку часть территории Восточного Забайкалья входила в Тюрский Каганат, то возможно предположить, что название местности, где расположен город Чита связано с азиатским гепардом — читой. При этом автор версии ссылается на словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона, где дается подробное описание внешнего вида и мест обитания, как азиатского вида гепарда (читы), так и африканского (фахгада). Гепардов-чита в старину содержали в огромном количестве для охоты при дворцах восточных государей Персии, Индии, Монголии. Не случайно — пишет он — в могильниках дворцовой культуры находили остатки шкур и костей царственных кошек. И не случайно, что на гербах большинства сибирских городов XVIII века был изображен бабр (тигр) по описанию внешне похожий на гепарда-читу. Краевед даже предполагает, что предки забайкальских бурят — курыкане также могли здесь охотиться с прирученными гепардами — чита, которые вместе с другими видами породы кошачьих обитали на огромных сибирских просторах, а затем были уничтожены или изгнаны человеком. В то же время современные ученые зоологи утверждают, что огромные кошки в забайкальском регионе не исчезли с лица земли. Отдельные особи леопардов, хотя и очень редко, но встречаются на огромных просторах края и в наше время, а в гольцах Чикоя обитают целые семьи снежных барсов. По сведениям «Красной книги” Забайкалья снежный барс был убит в Акшинском районе в феврале 1999 года. Кстати одно из самых первых, теперь уже не существующих русских сел Чикойского района, носило название Читнак.

Возможно, что топоним произошел от эвенкийских слов «чатэ» «чату», «чатул», в переводе означающих — «черная земля», «каменный уголь», «уголь». С этим, в числе других исследователей, соглашается краевед В.Ф.Балабанов, посвятивший исследованиям забайкальской топонимики немало страниц. В своей книге в «Дебрях названий» он говорит о том, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находили целое месторождение бурых углей — Черновское. В территориальных эвенкийских диалектах, кроме того, существуют слова «чата», что означает — «ил», «глина», «глинистая земля», «дорожная грязь»; «читала» — «глина», а также «читаравун», «чату» — «грязь на берегу» и «читаран» — «загрязниться, запачкаться глиной». Автор книги «Географические названия Восточной Сибири» М.Н. Мельхеев как раз и указывает на то, что долина реки Читы, особенно приустьевая ее низменная часть, сложена из глинисто-илистых вязких речных наносов, и вполне возможно, что корень «чат», «чит» лежит в основе этимологии топонима. Этому толкованию вторит забайкальская легенда «О названии города Читы», записанная в 1940 году, со слов местных жителей, известным сибирским фольклористом Л.Е. Элиасовым. В ней рассказывается о том, что оленные тунгусы, кочевавшие по Ингоде, часто попадали в беду, когда им надо было перейти реку недалеко от озера Кенон, чтобы попасть в богатые охотой места около Ченгоканского гольца. Весной в те места наносило столько грязи и ила, что люди вязли, а олени уходили в топь «по самые уши».

Но как бы не спорили на протяжении многих лет исследователи края, несомненно одно — имя будущему городу дала река Чита. В.Ф. Балабанов наряду со своим обоснованием мнений и анализом версий, указывает, что в топонимике края существовала одна особенность. В первую очередь эвенки присваивали название горе (ороним) или какой-либо группе смежных гор. Стекающим с этих гор речкам обычно давалось то же название, что и самой горе. При этом, он советует обратить внимание на карту верховьев реки Читы, исток, которой берет начало в отроге Яблонового хребта. С северо-западной стороны группы гор находится один из истоков реки Юмурчен (правый приток Витима), который также как и исчезнувшее село Чикоя называется Читнак. «По — видимому, пишет автор, происхождение название реки Читы следует искать в ее верховьях». Сам краевед признает, что «мнений о происхождении названия Читы много, но какое из них наиболее правильно решить пока, что невозможно… и все они, как видим, строятся на предположениях».

Новую версию о топониме предлагает читинский архитектор А.Шаравина, по которой наряду с родственными Чите гидронимами, присутствующими на карте Забайкалья, а это — Читанга — приток Чикоя, Читкан — приток Баргузина, Читканда — приток Калара и Читкандо — озеро в Каларском районе, есть в районе истоков реки Читы голец Чингикан. Он самый высокий в радиусе до трехсот метров, высота его немногим больше, чем высота знаменитой горы Алханай. У его подножия берет свое начало приток Читы — речушка Чингикан. Эти слоги «чи» и «чит» во всех названиях подсказывают мысль об общности их происхождения. В геологическом отношении голец Чингикан образован вулканитами. Цвет этих пород черный, а горные кряжи, расположенные вокруг гольца сложены породами, которые относятся к габроидам цвет, которых также преимущественно располагается в гамме от черного до темно-серого. Эти черные вулканиты встречаются на всем протяжении хребтов, обрамляющих реку Читу. За многие тысячи лет, выщелачиваясь и стекая в меловые впадины долины реки, эти породы, в которых очень велико содержание железа и марганца, оставляли на других породах прочные несмываемые пленки темно-серого цвета. А если учесть присутствие темного цвета в горельниках и залежах, пусть не очень мощных пластов каменного угля («чата», «чатул») на берегах реки, то можно предположить, что слово «черный» является определяющей визуальной характеристикой долины реки. Вкрапления черных вулканитов встречаются и в составе пород Титовской сопки, главной высотной доминанты города у подножия, которой река Чита заканчивает свое течение, впадая в Ингоду. Это в то же время и главный пространственный ориентир местности в бесконечных кочевьях «оленных людей». Итак, есть возможность высказать гипотезу, что Чита — это река черной горы.

Но топонимы живут во времени и пространстве. Яркое забайкальское солнце и высокое синее небо создают совершенно иной светлый и яркий облик реки и города, а значит и самого слова. Именно поэтому ороченское — «береста» созвучно образу реки, как и чистота «колодца» и «озера», а «голубая глина» несет в себе отблеск забайкальского неба. Смысл же гидронима Чита оставался и остается загадкой. Само это слово со временем все далее уходит от своего уже позабытого значения. А множество толкований будет и дальше порождать различные мнения, версии и споры. А может пусть так и будет? Ведь слово живет своей жизнью. Да и река, давшая имя городу, как-то незаметно поменяла свое название и стала в обиходе любовно называться его жителями — Читинкой. Тем самым уступая городу право быть более главным ориентиром в пространстве человеческих отношений.

Река Читинка

фото, видео, панорама

Река Чита или как ее ласково называют жители Читинка проходит как раз по территории столицы Забайкальского края. Вернее сказать, город Чита был построен на берегах этой реки, поэтому и получил такое название.
Протяженность Читинки 150 км, а ширина ее русла колеблется от 25 до 60 м. Глубина составляет порядка 80 см. К сожалению, ранее полноводная река сейчас серьезно обмелела. На этот процесс оказали огромное влияние промышленные предприятия, которые неконтролируемо, а порою незаконно используют водные ресурсы Читы и ее притоков.

Свои истоки река Чита берет из района Чингиканской перемычки, соединяющей два хребта – Яблоновый и Черского. Начинаясь как небольшой болотный ручеек, речка постепенно разгоняется и набирает силу. На всем ее протяжении примерно 60 различных источников подпитывают Читинку, самым полноводным из которых является река Аблатуй. Чита – это левый приток Ингоды. Соединяются реки непосредственно в пределах города.

Несмотря на доступность водных ресурсов Чита в гидробиологическом и ихтиологическом отношении изучена достаточно плохо. В верховьях реки помимо типичной для Забайкалья флоры встречаются ива, душистый тополь, черемуха, ольха и плосколистная береза. Берега покрыты зарослями кустарников – боярышником и багульником. Рыбный мир представлен шестью семействами. Здесь обитают сом, ленок, пескарь, шиповка, хариус, таймень, гольян, чебак, налим.
В связи с повышенной нагрузкой на реку факторов, созданных человеком, то есть антропогенных факторов, наблюдается серьезная угроза не только численности обитающих здесь видов рыб, но и вообще их проживанию. Так, например, на верхнем участке реки Чита от села Бургень уже разрушены места, где нерестились ценные породы рыб. Выжить теперь здесь могут только представители семейства карповых, не представляющих особой ценности. Молодь ленка или хариуса встречается только в единичных экземплярах, чуть чаще пока еще можно увидеть сома или налима.

Для того чтобы сохранить Читинку, которая имеет огромное значение и в процессе водоснабжения города, и просто в жизни горожан, необходимо провести ряд мероприятий:

• регламентировать ловлю рыбы;
• в целях защиты от обмеления засадить берег реки кустарником;
• обозначить водоохранную зону;
• запретить вырубку леса в верховьях Читы;
• убрать все промышленные источники загрязнения и простые свалки.

Затем расширяясь, с появлением здесь декабристов, поселение называется Читинский острог. В 1772 году, побывавший здесь П.С.Паллас называет это поселение – Читинск. А с 1851 года Чита возводится в степень города как центр Забайкальской области, когда столицу Забайкалья перевели сюда из города Нерчинска.
Таким образом, как и многие русские города стоящие на реках Чита получила свое название благодаря реке, на берегах которой ее и построили. А вот, что означает само слово «Чита». Здесь единого согласия нет, и известный краевед Виктор Балабанов в книге «В дебрях названий» представил часть имеющихся предположений, по забайкальской топонимике, в части истории названия реки Чита.
При этом краевед отмечает, что чем больше людей пытается это сделать, тем больше появляется различных мнений и толкований. Попытаемя разобраться в этих дебрях множества вариантов разных толкований и выберем наиболее точную версию, рассказывающую почему река Чита, названа именно Читой.
Итак, приступая к работе возьмем справку о коренном населении проживающем на интересующих нас территориях, которое и могло давать свои названия природным объектам. Исторические справки говорят о том, что коренным населением последнего тысячелетия здесь были уйгуры и тунгусы. И именно свойственные данным этим народам названия и отдадим предпочтение.
Таким образом, отклоняем версию известного забайкальского краеведа М.А.Зензинова, который объяснял название от ороченского «чита» – березовый коврик. Отклоняем и уйгурский вариант археолога Л.Р.Кызласова со словом — «чыт», который трактуется, как «крепость», «жилище», по той причине, что за исключением древней стоянки на Титовской сопке, никакого древнего жилья в долине реки Читы не зафиксировано.
В книге «В дебрях названий» мы видим и такие варианты: » Г.М.Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата» или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует так же слово чатэ – черная земля (углистый сланец), уголь. По мнению В.Г.Игначева, в словах «чита», «чатэ» или «читала» отражено не только добротное качество глины, но и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «читума».
«Глина с голубоватым оттенком залегает массивными гнездами и пластами во многих местах города по берегам реки Читы. Люди пользуются этой глиной с глубочайшей древности». Подобным же образом можно обосновать и происхождение названия Читы как «уголь, черная земля». Естественно, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находится целое месторождение бурых углей – Черновское».
Отклоняем и эти версии, хотя здесь есть близкая по смыслу идея, но разбавленная совершенно неприемлимыми вариантами, которые попытаюсь объяснить. Кочевой образ жизни тунгусов не предусматривает строительство таких сооружений, для которых могла употребляться глина, в то время, когда голубая глина хуже качеством, чем серая употребляемая современными мастерами.
Связывать название Читы с угольными месторождениями бурых углей – Черновское, так же не следует, по той причине, что эти месторождения находятся в пределах другой реки, а отнюдь не Читинки. И предположение Н.Г.Кирюхина, который утверждает, что название реки произошло от собственного имени князца Чита Матуганова, так же отклоняется.
По той причине, что по датировке Н.Г.Кирюхина, его доказательство было написано в период 1777-1799 годах, тогда как с 1719 – 1720 гг., в «Сказках», впервые появляется название Читинский острог. А еще ранее здесь в 1693 году проехал царский посланник Избранд Идес, который так же отмечал название реки «Цета» (Чита).
Так же отклоняется и вариант В.А.Никонова, который при объяснении топонима Читы высказывается мнение, что он может быть, из нивхского «Читы – «колодец». Это интересное предположение о колодце, с эзотерической точки зрения, но здесь нивхи не жили, и как в случае с именем местного князца, название реки не меняется часто.
Таким образом, множество мнений о происхождении названия Читы не соответствуют действительности. Сам В. Ф. Балабанов предлагает обратить внимание на верховья реки Читы, которая берет начало в отрогах Яблонового хребта, где на смежной группе гор (откуда берет начало Чита), находится один из истоков реки Юмурчен, который называется Читнак.
Я был знаком с Виктором Федоровичем и мнение его имеет определенные резоны, когда стекающим с гор рекам в обычной практике присваивалось то же название. Которое давалось горе или группе гор. Там есть один интересный вариант, но мы туда не пойдем, а направимся в совершенно другом направлении.
Я считаю, что единственным и правильным ответом на вопрос что означает: гидроним «Чита» , — это перевод с эвенкийского языка «чатара», «читара»- грязь. В то время как вода по эвенкийски — «Му», в других местах, вода — «ули», голова – дыли, небо – тимадула, снег – имана. В данном случае Чита, — это определенный ориентир, так же как гидроним Амур, говорит о том, что река море или река впадающая в море.
Какое же это место? В долине реки Читы, на протяжении многих сотен лет, только лечебные природные факторы иловой грязи и минеральной воды озера Угдан, могли превлекать людей. И название реки Чита служило ориентиром, места имеющего целебные свойства. Больше здесь нет ничего ценного, с точки зрения кочевого населения.
Впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Н.Г.Спафария: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали». Чита (Читинка), река в Забайкальском крае, длиной 210 километров , левый приток реки Ингоды, который берёт свое начало в пределах гольца Чингикан.
Слово «Чита» было указано Спафарием, зимой 1676 года, когда через Даурию проходила, возглавляемая им первая экспедиция русского посольства в Китай. Эта экспедиция через Яблоновый хребет, вышла к реке Чите между селами Угдан и Бургень. И именно здесь, в пределах угданских грязей, впервые прозвучало название реки Чита, которая разливаясь, заливала и озеро Угдан.
Да и полноценной рекой Читинку можно называть от этих мест, где в нее впадает река Карповка, названная так видимо по имени казака Карпа Юдина, а затем и река Смоленка. Отсюда Спафарий, не останавливаясь ушел на Иргенский волок, не упомянув, какого-либо селения, значит их не существовало.
Утверждая, что данная версия названия Читы единственно правильная, я не хочу обидеть исследователей, пользующихся топографическими картами, которые делал, в том числе, и я и мои товарищи. Я участвовал в изготовлении топографической карты долины реки Читы, в конце 60 годов прошлого века, в составе одного из отрядов (В. Сухих), топографической партии КГСЭ ЧГУ.
У меня самого есть десяток разных предположений о названии города Чита и других мест Забайкальского края, Улеты, например или Яблоновый хребет, сведения о которых, по моему мнению неверно отражены в имеющейся справочной литературе.
Балабанов В.Ф. В дебрях названий. Иркутск, Восточносибирское книжное издательство, 1977., стр.68-69.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *