Что такое джаз?

Содержание

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс — услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

«What’d I Say». Эта замечательная композиция американского исполнителя Рэя Чарльза, записанная в 1959 году, покорила миллионы людей. Песня появилась случайно во время концертного выступления, как импровизация, которой нужно было заполнить неожиданно образовавшуюся паузу, а в результате стала родоначальницей нового стиля джазовой музыки получившей название соул.

«What’d I Say» (слушать)

«Hello, Dolly!» Песня создана в 1963 году композитором Джерри Херманом для мюзикла с одноимённым названием, а мировую известность получила после её исполнения знаменитым джазменом Луи Армстронгом. Композиция была удостоена премии «Грэмми» и признана джазовым стандартом.

«Hello, Dolly!» (слушать)

«New York, New York». Данная композиция является визитной карточкой выдающегося американского певца Фрэнка Синатры. Песня, написанная композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом, впервые была исполнена Лайзой Миннелли в 1977 году в одноимённом фильме. Через два года композиция с небольшими изменениями была записана Фрэнком Синатрой и стала по-настоящему культовый.

«New York, New York» (слушать)

«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.

«Chattanooga Choo Choo» (слушать)

«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки — на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.

Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране. Небольшие ансамбли темнокожих музыкантов — первые джаз-бэнды, поначалу выступавшие в ресторанах Нового Орлеана, в поисках лучшего заработка начали гастролировать по разным городам. Так 1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг.

Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. Например, в Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году сформировал большой оркестр и к джазовой музыке подошёл по-особенному. Он явился зачинателем нового стиля, который сам же назвал «симфоджазом». Именно Уайтмен заказал Джорджу Гершвину знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» — произведение совершившее революцию в музыкальном мире.

Следующий этап развития джаза связан с появлением больших джаз-оркестров — биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название «свинг». Наибольшей популярностью в середине двадцатых, а также в тридцатых годах пользовались джаз — оркестры под управлением Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси.

Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

   

Джаз в России

Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им «»Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.

Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.

Тем не менее, в конце сороковых годов, в эпоху борьбы с космополитизмом, джазовая музыка, подверглась гонениям: джазовые оркестры были переименованы в эстрадно — симфонические, а настоящие джазмены ушли «в подполье». С наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, и лишь Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР, которая затем с успехом вышла на международную арену в лице таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин.

Интересные факты

  • Первая запись с джазовой музыкой была сделана в Нью-Йорке в 1917 году однако не афроамериканскими, а белыми музыкантами. Пластинка «Original Dixieland Jazz Band» с композициями новоорлеанского джаза стремительно набрала большую популярность.
  • Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой — от английского слова, обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения, что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик.
  • Джаз был настолько популярен в двадцатых годах прошлого столетия, что историки часто называют этот период эпохой джаза, а её королём Пола Уайтмена.
  • Типичными джазовыми инструментами являются барабаны, гитара, пианино, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
  • Организация Объединенных Наций назвала 30 апреля официальным Международным днем ​​джаза.
  • День рождения отечественного джаза принято отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году состоялось дебютное выступление впервые созданного в нашей стране джазового коллектива под руководством В. Парнаха.
  • В Советском Союзе восьмилетний период, начавшийся в 1948 году, вошёл в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов». В результате постановления ВКПб от 10 февраля, саксофон и джаз как враждебные элементы попали в опалу. Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Джаз

Впервые джаз прозвучал в Москве 1 октября 1922 в зале только что открытого Государственного института театральных искусств (ГИТИС); играл «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд», собранный поэтом и танцовщиком В.Я. Парнахом, который привёз из Парижа набор необходимых инструментов (банджо, саксофоны, ударные и шумовые). Оркестр Парнаха был приглашён В.Э. Мейерхольдом для звукового оформления спектакля «Трест Д.Е.». Столицу охватило увлечение джазом, которое разделяли и представители руководства страны (К.Б. Радек, позднее К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович). В 1926 в здании Мюзик-холла с огромным успехом давали концерты негритянский оркестр С. Вудинга с джаз-ревю «Шоколадные ребята», в кинотеатре «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком») — секстет Ф. Уитерса с выдающимся саксофонистом С. Беше. В Москве возникли джаз-оркестры А.Н. Цфасмана — АМА-джаз (1927) и А.В. Варламова (1933), здесь гастролировали ленинградские коллективы Г.В. Ландсберга (1929), Л.О. Утёсова и Я.Б. Скоморовского, харьковский — Б.Б. Ренского. В Москве гастролировали, а иногда и оставались на постоянное жительство многие зарубежные мастера этого жанра: негритянская певица Ц. Коул, чешский барабанщик Л. Олах, американский чечёточник Г. Скотт.

В 30-х гг. джаз считался идейно-прогрессивным искусством «пролетарского происхождения», джаз-оркестры приглашались в Кремль; «Мосфильм» снимал картины с участием джаз-оркестров («Весёлые ребята», «Цирк», «Девушка спешит на свидание»). В 1936 в Москве был учреждён Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением В.Н. Кнушевицкого. Возникли Госджаз железнодорожников под управлением Д.Я. Покрасса, джаз-оркестр Радиокомитета, которым руководили последовательно Варламов и Цфасман. Популярными жанрами стали джазовая чечётка и вокальный ансамбль (от трио до квинтета), названный «джаз-гол». После 1939 в новых границах страны оказались польские джаз-оркестры Г. Варса, Е. Петерсбургского, интернациональный джаз-оркестр под руководством трубача Э.И. Рознера (ставший Госджазом Белорусской ССР), который произвёл в Москве фурор. В 30-х гг. в столице успешно выступали и другие зарубежные коллективы: «Вайнтрауб Синкопейторс» (Германия), джаз-оркестры А. Циглера (Чехословакия), М. Берга (Швеция).

Во время Великой Отечественной войны Варламов создал в Москве «Мелоди-оркестр» (с группой смычковых). Джаз-оркестры участвовали в концертных программах для фронта и тыла со злободневными джазовыми куплетами, осуществлялся обмен нотами и грамзаписями с США. В День Победы, 9 мая 1945, джаз-оркестр Утёсова выступал на площади Свердлова (ныне Театральная площадь).

В послевоенный период джаз попал в разряд «гонимых» жанров, однако в Москве он продолжал существовать; музыканты ежедневно сходились «на бирже» — участке тротуара на улице Неглинке или на Китайском проезде, куда приходили представители организаций, желающие устроить танцы под джаз. Некоронованными королями этой своеобразной среды были саксофонист Л. Геллер, трубач Г.П. Гутман, пианист М.Х. Генерсон и др.

С началом «оттепели», в середине 50-х гг., появились новые оркестры, показавшие свежие приёмы стиля свинг. Образцами для подражания стали перебравшийся из Шанхая оркестр О.Л. Лундстрема и обновлённый оркестр Рознера, возвратившегося из заключения. После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) началось интенсивное становление современных форм импровизационного ансамблевого джаза. Новыми кумирами стали оркестр Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) под управлением Ю.С. Саульского и «Восьмёрка ЦДРИ» под управлением Г.А. Гараняна. В 1960 концертом Нью-Йоркского джаз-квартета открылся Московский джаз-клуб в ДК «Энергетик» (Раушская набережная); с 1962 джаз появился в молодёжных кафе — «Аэлита», «Молодёжное», «Синяя птица»; в «Молодёжном» был проведён I Московский джаз-фестиваль, лауреатами которого стали пианист В.П. Сакун, трубач А.Е. Товмосян, гитарист Н.Н. Громин, саксофонист А.С. Козлов, контрабасист И.С. Берукштис, барабанщик В.Ю. Буланов. Московские джаз-фестивали 1965—68 выявили многих мастеров джаза, среди них — трубачи В.П. Грачёв, Г.К. Лукьянов, В.Д. Пономарёв; саксофонисты А.Н. Зубов, В. Сермакашев, В.Е. Клейнот, А.И. Пищиков, Ю.Н. Чугунов, М.М. Цуриченко; тромбонисты К.И. Бахолдин, А. Шабашов; пианисты Б.Н. Рычков, В.А. Прудовский, И.М. Бриль, Б.М. Фрумкин, В.Н. Данилин; вибрафонист Л.М. Гарин; гитарист А.А. Кузнецов; контрабасисты А.А. Егоров, А.В. Соболев, А.Г. Сатановский; барабанщики А.Б. Гореткин, В.Н. Журавский, В. Багирян. В 1967 был открыт Джаз-клуб МВТУ, проводивший знаменитые «Джазовые посиделки». Значительными событиями в жизни Москвы стали гастроли ведущих американских оркестров — Дюка Эллингтона (1971), Т. Джонса и М. Люиса (1972). В 1977 была проведена аттестация нескольких концертных ансамблей современного джаза — трио Л.А. Чижика, «Арсенала» Козлова, септета Бриля, «Каданса» Г.К. Лукьянова, «Аллегро» Н.Я. Левиновского. Со второй половины 80-х гг. джаз обрёл полную творческую и организационную свободу. На 1996 он представлен в Москве главным образом небольшими ансамблями, которые выступают на сценах ресторанов, клубов, казино, отелей, баров и артистических кафе, ЦДРИ, Дома художника, Дома кино, Дома композиторов, в салоне «Аккорд»; нередки джазовые концерты в Концертном зале имени П.И. Чайковского и залах Московской консерватории. Выступления и «джем-сешн» регулярно проводятся в «Джаз Арт Клубе» А.Л. Эйдельмана (Беговая улица, 5). Джазовое образование в Москве музыканты получают в Российской академии музыки имени Гнесиных.

С 1991 функционирует Международная джазовая ассоциация (ныне Международный джаз-ангажемент; президент Ю.С. Саульский).

Литература: Баташев А., Советский джаз, М., 1972; Мархасев Л., В легком жанре, 2 изд., Л., 1986.

А.Н. Баташев.

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.

Регтаймы Скотта Джоплина

Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.

Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино

Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.

Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен

Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.

Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.

В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В академическом исполнении Марии Каллас
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. В джазовом исполнении Фрэнка Синатры
Джордж Гершвин. Порги и Бесс. Ария Summertime. Рок-версия. Исполняет Дженис Джоплин
Джордж Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Исполняет Леонард Бернстайн и оркестр под его управлением

Одним из наиболее известных российских композиторов, как и Гершвин, пишущих в джазовом стиле, является Николай Капустин.

Из обоих лагерей на такие эксперименты смотрят косо: джазисты убеждены, что выписанное произведение без импровизации — это уже не джаз «по определению», а академические композиторы считают джазовые средства выразительности слишком тривиальными, чтобы работать с ними всерьез.

Однако классические исполнители с удовольствием играют Капустина и даже пытаются импровизировать, тогда как их «визави» поступают мудрее, не покушаясь на чужую территорию. Академические пианисты, которые выставляют свои импровизации на всеобщее обозрение, давно стали мемом в джазовых кругах.

Начиная с 20-х годов число культовых и знаковых в истории направления фигур растет, и уложить эти многочисленные имена в голове становится все труднее. Однако некоторых можно узнать по характерному тембру или манере исполнения. Одной из таких запоминающихся певиц была Билли Холидей.

All of Me. Исполняет Билли Холидей

В 50-х годах наступает новая эпоха, называемая «модерн-джазом». От нее-то и открещивался упомянутый выше музыковед Юг Панасье. Открывается это направление стилем бибоп: его характерная особенность — высокая скорость и частая смена гармонии, а потому он требует исключительного исполнительского мастерства, которым обладали такие выдающиеся личности, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и Джон Колтрейн.

Бибоп создавался как элитарный жанр. На джем-сейшн — вечер импровизаций — всегда могли прийти любые музыканты с улицы, поэтому пионеры бибопа ввели быстрые темпы, чтобы избавиться от любителей и слабых профессионалов. Этот снобизм отчасти присущ и поклонникам такой музыки, которые считают любимое направление вершиной развития джаза. К бибопу принято относиться с почтением, даже если ничего в нем не смыслишь.

Giant Steps. Исполняет Джон Колтрейн

Особый шик — восхищаться эпатажной, намеренно грубоватой манерой исполнения Телониуса Монка, который, если верить сплетням, великолепно играл сложные академические произведения, но тщательно это скрывал.

Round Midnight. Исполняет Телониус Монк

К слову, обсуждение сплетен о джазовых исполнителях не считается зазорным — скорее, наоборот, это свидетельствует о глубокой вовлеченности и намекает на большой слушательский стаж. Потому следует знать, что наркозависимость Майлза Дэвиса сказалась на его сценическом поведении, Фрэнк Синатра имел связи с мафией, а в Сан-Франциско есть церковь имени Джона Колтрейна.

Фреска «Танцующие святые» из церкви в Сан-Франциско. Источник

Вместе с бибопом зародился и другой стиль в рамках все того же направления — кул-джаз (cool jazz), который отличают «холодное» звучание, умеренный характер и неспешные темпы. Одним из его основателей стал Лестер Янг, но также в этой нише немало белых музыкантов: Дейв Брубек, Билл Эванс (не путать с Гилом Эвансом), Стэн Гетц и др.

Take Five. Исполняет ансамбль Дейва Брубека

Если 50-е, невзирая на упреки консерваторов, открыли дорогу экспериментам, то в 60-е они становятся нормой. В это время Билл Эванс записывает два альбома обработок классических произведений с симфоническим оркестром, Стэн Кентон, представитель прогрессив-джаза, создает насыщенные оркестровки, гармонию в которых сравнивают с рахманиновской, а в Бразилии возникает своя, совершенно отличная от других стилей версия джаза — босанова.

Granados. Джазовая обработка произведения «Маха и соловей» испанского композитора Гранадоса. Исполняет Билл Эванс в сопровождении симфонического оркестра

Malaguena. Исполняет оркестр Стэна Кентона
Girl from Ipanema. Исполняют Аструд Жилберту и Стэн Гетц

Любить босанову так же просто, как любить минимализм в современной академической музыке.

Благодаря своему ненавязчивому и «нейтральному» звучанию бразильский джаз попал в лифты и холлы отелей в качестве фоновой музыки, хотя это и не умаляет значения стиля как такового. Утверждать, что вы любите босанову, стоит, только если вы действительно неплохо знаете ее представителей.

Важный поворот наметился в популярном оркестровом стиле — симфоджазе. В 40-х припудренный академическим симфоническим звучанием джаз становится модным явлением и эталоном золотой середины между двумя стилями с совершенно различным бэкграундом.

Luck Be a Lady. Исполняет Фрэнк Синатра с симфоджазовым оркестром

В 60-х звучание симфоджазового оркестра потеряло новизну, что повлекло за собой эксперименты с гармонией Стэна Кентона, обработки Билла Эванса и тематические альбомы Гила Эванса, такие как Sketches of Spain и Miles Ahead.

Sketches of Spain. Исполняет Майлз Дэвис в сопровождении оркестра Гила Эванса

Эксперименты в симфоджазовом поле актуальны до сих пор, наиболее интересными проектами последних лет в этой нише стали оркестры Metropole Orkest, The Сinematic Orchestra и Snarky Puppy.

Breathe. Исполняет The Сinematic Orchestra
Gretel. Исполняют Snarky Puppy и Metropole Orkest (премия «Грэмми», 2014 год)

Традиции бибопа и кул-джаза слились в таком направлении, как хард-боп, улучшенной версии бибопа, хотя на слух отличить одно от другого довольно непросто. Выдающимися исполнителями в этом стиле считаются The Jazz Messengers, Сонни Роллинз, Арт Блэйки и некоторые другие музыканты, первоначально игравшие бибоп.

Hard Bop. Исполняет оркестр The Jazz Messengers
Moanin’. Исполняют Арт Блэйки и The Jazz Messengers

Насыщенные импровизации в быстрых темпах требовали изобретательности, что привело к поискам в области лада. Так родился модальный джаз. Его часто выделяют как самостоятельный стиль, хотя подобные импровизации встречаются и в других жанрах. Наиболее популярным модальным произведением стала композиция «So What?» Майлза Дэвиса.

So What? Исполняет Майлз Дэвис

Пока великоумные джазисты выдумывали, как еще сильнее усложнить и без того сложную музыку, незрячие авторы и исполнители Рэй Чарльз и Стиви Уандер шли дорогой сердца, соединяя в своем творчестве джаз, соул, госпел и ритм-н-блюз.

Fingertips. Исполняет Стиви Уандер
What’d I Say. Исполняет Рэй Чарльз

В это же время громко заявляют о себе джазовые органисты, исполняющие музыку на электрооргане Хаммонда.

Джимми Смит

В середине 60-х появляется соул-джаз, который совместил в себе демократизм соула с интеллектуализмом бибопа, однако исторически его принято связывать с последним, умалчивая о значении первого. Наиболее популярной фигурой соул-джаза стал Рэмси Льюис.

The ‘In’ Crowd. Исполняет трио Рэмси Льюиса

Если с начала 50-х разделение джаза на две ветви только чувствовалось, то в 70-х об этом уже можно было говорить как о неопровержимом факте. Вершиной элитарного направления стал фри-джаз — стиль, коренным образом отличающийся от всех других жанров и сохраняющий только базовый джазовый принцип — импровизация и взаимодействие между музыкантами. Пионерами здесь были всё те же бибоперы: Джон Колтрейн, Орнетт Коулман, Сесил Тэйлор и Чарли Мингус. Одним из самых известных фри-джазовых исполнителей более позднего времени считается Джон Зорн.

Секстет Орнетта Коулмана
Фри-джазовая импровизация Джона Зорна

Популярные стили на основе джаза начали появляться с ритм-н-блюза, со временем превратившегося в R&B, и если Майкла Джексона можно смело определить в эту группу, то многие другие затесались туда скорее случайно, потому что быть R&B-исполнителем более почетно, чем просто поп-звездой.

Появившиеся к 70-м годам стили поп- и рок-музыки стали настолько самостоятельными, что в сочетании с джазом давали новые, совсем не похожие друг на друга направления, которые тем не менее часто сваливают в одну кучу «популярного джаза».

О джаз-фьюжне в российской музыкальной среде ходит поговорка: «Сегодня ты играешь фьюжн, а завтра — никому не нужен», — отражающая скоротечность модных веяний и поверхностный характер явления. Однако полистилистика и открытость ко всей мировой музыке делает джаз-фьюжн жизнестойким стилем, актуальным до сих пор. Среди наиболее известных исполнителей, обращавшихся к нему, — Херби Хэнкок, Чик Кориа, Карлос Сантана и Пат Мэтини.

Из фьюжна вышли и другие синтетические стили, такие как джаз-рок, эйсид-джаз, джаз-фанк. В дискуссиях на эту территорию лучше не заходить: неминуемо начинаются споры о том, кто есть кто, потому что жанровые рамки здесь весьма размытые, а представления о престижности того или иного стиля у каждого свои.

Head Hunters — джаз-роковый альбом Херби Хэнкока
Virtual Insanity. Исполняет джаз-фанковая группа Jamiroquai
Hell Alright. Исполняет эйсид-джазовая группа De-Phazz

Электронные эксперименты на основе джазовых гармоний, начавшиеся с «эйсида», продолжились в ню-джазе.

Shapes. Исполняет Вольфганг Хаффнер
Sweet Mercy. Исполняет Эрик Труффаз

На сегодняшний день большая часть джазовых исполнителей играет в так называемых зонтичных стилях, соединяющих в себе черты сразу нескольких направлений, нередко довольно далеких от джаза. Популярный джазовый пианист Брэд Мелдау пишет киномузыку и создает ремиксы на песни Radiohead и The Beatles, израильский контрабасист Авишай Коэн работает с этническими гармониями и ритмами, а Sly5thAve соединяет джаз, хип-хоп и электронику и не стесняется сотрудничать с популярными исполнителями.

Seven Seas. Исполняет трио Авишая Коэна
Paranoid Android. Исполняет Брэд Мелдау
Sly. Исполняют Джесс Фишер и Sly5thAve

Кроме того, существует масса стилей, имеющих джазовые черты, но все же относящихся к другим направлениям. Среди них — дарк-джаз, который ближе к эмбиенту, и смуз-джаз — легкая разновидность поп-джаза.

Destroying Angels. Исполняет дарк-джазовая группа Bohren & der Club of Gore
Mornin’. Исполняет Эл Джерро

Культовых исполнителей в джазе слишком много, и охватить тему во всей ее полноте — задача не на один вечер. В Россию не так часто приезжают настоящие звезды, а отечественный джаз хотя и развивается, но все же остается провинциальным явлением на мировой сцене. Сегодня ощутить атмосферу легендарного стиля можно разве что на больших фестивалях.

Однако, как и любое крупное направление в искусстве вообще и в музыке в частности, свои локальные черты джаз приобрел в разных европейских странах, и сегодня имеет смысл ехать на Leopolis Jazz Fest во Львов или сходить на концерт малоизвестного французского трубача. Еще десять лет назад человек, слушающий джаз, был представителем определенной субкультуры, но сегодня статус этого стиля и его широчайшее развитие уже не позволяют нам так говорить. Вы можете выучить поведенческий код и всех исполнителей за минувший век — или просто слушать то, что нравится, без оглядки на иерархию жанров. А на субкультурных снобов, бросающих на вас косые взгляды, смотреть с сочувствием, как мы смотрим на символы уходящей эпохи.

В словаре Ожегова

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

музыка толстых

В словаре Энциклопедии

(англ. jazz), вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия западно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертывание музыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразным эффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг; также название стиля джаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. при четкой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. В русле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистических направлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

В словаре Синонимы 4

джаз-музыка, музыка

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

джа́з,
джа́зы,
джа́за,
джа́зов,
джа́зу,
джа́зам,
джа́з,
джа́зы,
джа́зом,
джа́зами,
джа́зе,
джа́зах

В словаре Словарь иностранных слов

а, м.

1. мн. нет. Род профессионального музыкального искусства, сложившийся на рубеже 19-20авв. и ос-нованный на музыкальной культуре негров США. Классический д. | Основные черты джаза — осново-полагающая роль ритма, мелодические акценты, импровизация и др.

Самым главным доводом в этом вопросе является отсутствие довода. Любая вещь, на которую нет довода – ни при каких обстоятельствах не может быть отнесена к религии. Поэтому, отсутствие довода на что-либо автоматически исключает возможность принадлежности этого к Исламу.

Представьте ситуацию, при которой человек начнет утверждать, что во время утреннего намаза «фаджр” следует совершать не два, а три рака’ата. При этом, на все возражения он начнет говорить: а вы покажите, где сказано, что нельзя три рака’ата во время фаджра совершать? Во всех подобных случаях, именно утверждающий что-то в религии обязан привести довод, потому что в противном случае, это его утверждение, на которое нет довода, автоматически будет являться запретным нововведением.

Это так, потому что Господь миров завершил религию и сделал её молодой:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Поэтому любая вещь, которой не было при сахабах, но которую люди относят к религии – непременно будет нововведением (бид’а).

А раз так, то поскольку мы не находим среди сподвижников даже упоминания об иджазе, тазкии или иснаде (не по отношению к передатчику) – то это указывает на то, что все эти вещи являются нововведением в религии.

На это люди могу сказать: раз так, то писать книгу, говорить азан в микрофон и так далее – тоже является нововведениям. Но это не так, поскольку мы относим эти дела к религии и не считаем их обязательными.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесёт в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!”» (Ахмад 6/146 и 270, Бухари 2697, Муслим 1718, Дауд 4606 и Ибн Маджах 14).

Слова «в это наше дело» прямо указывают на дела религии. Что же касается способов, то они не являются обязательными и не являются религией, а потому не попадают под этот хадис.

Поэтому, когда кто-то предъявляет свою иджазу только лишь для информации, как средство познакомиться – то нет в этом никаких проблем. Но когда люди начинают считать наличие тазкии или иджазы обязательным, делая из этого условие для преподавания, то в таком случае это уже становиться нововведением.

У меня (Абу Шуайба) тоже есть и иснад, и иджазы, и тазкии. Но мы не считаем это условием для преподавания. Нужно понять, что когда люди делают какую-то вещь обязательной (уаджиб), то это автоматически становится религией.

Некоторые люди говорят, что иснад человека (цепочка, по которой к нему через шейхов дошли знания от пророка) – является обязательным условием к преподаванию. Мы не согласны с этим, поскольку:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое условие, отсутствующее в книге Аллаха, является ложным, даже если этих условий сотни» (Бухари 2729, Ахмад 24000, Насаи 9991, Ибн Маджах 2521, Ибн Хиббан 4272).

Тазкия, иджаза и иснад, которые эти люди ставят условием к преподаванию, не приходят к нам из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. А это значит, что все эти условия являются ложными. Поэтому если мы не будем называть эти условия батылем, то тогда мы не будем действовать по этому хадису.

Важно понять, что когда до вас доходит какой-то аят из Къур’ана или достоверный хадис, то у вас уже нет выбора и остается только покорно принять их себе в религию, вне зависимости от того, есть ли у сообщившего вам это человека иджаза или тазкия. Точно так же и наоборот: какие бы иджазы и тазкии человек не имел, вы не можете принимать его слова себе в религию, если он говорит без довода.

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:39).

Получается, что когда до человека дошла достоверная информация от Аллаха или Его посланника – то для него уже нет выбора и он обязан подчиниться этому доводу.

Так же нужно знать, что когда у человека есть знание, то он должен преподавать, вне зависимости от того, есть ли у него иджазы и тазкии.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того (человека), у которого попросили о знании и который его утаил, в День воскрешения взнуздают огненной уздой”» (Ибн Маджах 266, Тирмизи 2649, Абу Дауд 3658, Ахмад 10209, Ибн Хиббан 95, Табарани 5540).

Абу Хурайра сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы аяты из Книги Аллаха, то я бы никогда не стал передавать хадисы от пророка, до благословит его Аллах и приветствует. Это аяты:

«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнем. Аллах не станет говорить с ними в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (2:174)».

(Ибн Маджах 262). Хадис достоверный.

Мы видим как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, понял этот аят как обязанность передавать знания.

Так же в этом хадисе есть две большие пользы:

1) Не смотря на то, что в этом аяте речь идет о людях писания, сподвижник понимал его так, что он касается так же и его. Отсюда понимается большая основа: все аяты, в которых речь идёт о немусульманах, касаются в полной мере и мусульман, если только не приходит четкого обратного довода.

2) Сподвижники считали, что в понятие «Книга Аллаха» входят так же и хадисы.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят» (Ахмад 21630, Ибн Хиббан 67, Тирмизи 2656, Табарани 4890).

Часто бывает так, что тот, кто знает наизусть много аятов из Къур’ана и хадисов, может не понимать их так хорошо, как другой человек, который не обладает хорошей памятью, но зато имеет глубокое понимание. Так же бывает и так, что ученик может со временем превзойти своего учителя.

Получается так, что этот хадис является указанием на то, что получать знания можно даже у того человека, который не является ученым. Часто бывает так, что тот, кто передает хадисы, не является факихом. Соответственно, такой человек, раз он не ученый, просто по определению не может иметь иджазы и тазкии. И, не смотря на это, сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал что подобные ситуации случаются часто.

Именно так и поступали сподвижники, не усложняя религию какими-то дополнительными условиями.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вам задают вопрос, то дайте ответ, если вы его знаете из Къур’ана и Сунны. Если же вы не знаете – то оставьте это для понимающих» (Байхаки 2070). Хадис достоверный.

Мы видим приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том что мусульманин обязан передавать свои знания, даже если их немного и он не является ученым.

Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари 100, Муслим 2673, Ибн Маджах 52).

Из этого хадиса понимается что когда у человека нет знания, то он не должен говорить в религии. Однако, если он знает какой-либо вопрос, то он должен обучать ему, и не пришло для этого каких-либо дополнительных условий.

В мире много разных людей принимают Ислам. И большинство из них были призваны не большими учеными, а простыми мусульманами. Таким образом те, кто запрещают вести призыв людям, не имеющим разрешения от шейха, закрывают тем самым двери к большому благу.

Получается что не нужно от себя придумывать какие-то условия. Нужно просто взять простую формулу, которой нас обучил посланник Аллаха: человек должен разъяснять те вопросы, которые ему стали ясны на основании довода и должен молчать в тех вопросах, довод на которые ему не известен.

Сообщается, что Тарикъ ибн Шихаб передал, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит (нечто) порицаемое, изменит это собственноручно. Если он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит порицаемое) своим языком, а если не сможет (и этого), то – своим сердцем, что будет наиболее слабым (проявлением) веры”» (Муслим 49, Абу Дауд 1140 и 4340, ат-Тирмизи 2172, ан-Насаи 8/111 и 112, Ибн Маджах 1275 и 4013).

Из этого хадиса мы понимаем, что простому мусульманину является обязательным (фард) разъяснять людям их ошибки, если он знает этот вопрос на основе довода.

Есть и другие версии этого хадиса, которые передаются у Муслима 52, Ахмада 4466 и Байхакы 7047.

В жизни бывает много таких случаев, когда мусульмане учатся друг у друга какой-то Сунне, даже и не думая, есть ли у этих братьев тазкия и иджаза или нет. А если бы передавать знания простым мусульманам было бы запрещено, то Сунна была бы позабыта людьми и не получила бы такого широкого распространения.

Из достоверных хадисов нам известно, что многие люди приходили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задавали ему буквально несколько вопросов, а затем уходили к себе домой и распространяли там полученные знания, по причине чего многие люди в дальнейшем принимали Ислам.

Так, у имама Бухари приводятся такие хадисы, из которых становится понятно, что были такие сподвижники, которые вели дауа иногда даже на основе одного единственного известного им хадиса. И не было у них при этом обширных знаний, тазкии, иджазы или иснада.

От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Къур’ан и обучал ему других» (Бухари 5027).

Этот хадис является общим и включает в себя в том числе и таких людей, которые может быть знают всего несколько аятов.

Многие из сподвижников были малограматными простыми людьми, однако они поняли Къур’ан. Религия Ислам – легкая и доступная религия, поэтому нужно начинать изучать религию на основе Къур’ана и усердствовать в этом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *