Даниил и львы

Пророк Даниил

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Даниил, толкователь снов и укротитель львов

Автор Редакция рубрики «Религия» Обновлено: 01.07.2019 20:44 Опубликовано: 30.12.2011 10:00

Ветхозаветный пророк Даниил жил в V веке до Рождества Христова. Еще в юности он попал в плен, но благодаря своим выдающимся способностям и помощи Божией сумел занять высокий государственный пост на чужбине и пережить на нем шестерых царей. Нам он известен в первую очередь как автор библейской Книги пророка Даниила, в которой содержится ряд предсказаний не только о ближайшем будущем Вавилона и Израиля, но и о пришествии в мир Мессии, а также о конце света. Согласно тексту Евангелия, Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Истории Ветхого Завета. Даниил во рву со львами

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Рождества Xристова 15-летний Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там его в числе самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Царь поступил хитро. С одной стороны, он предотвратил восстания — ведь если в стране не останется одаренной молодежи, в будущем ее просто некому будет возглавить и останется только смириться с властью захватчиков. С другой стороны, этим юношам давали блестящее образование и делали их царскими советниками в Вавилоне — с их помощью царь принимал разумные решения.

Страсти Христовы и тайна иорданской находки

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору его сон, который сильно смутил царя. Навуходоносору пригрезился огромный и страшный истукан, чья «голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:31-43). Именно этому сну мы обязаны выражением «колосс на глиняных ногах».

Камень, скатившийся с горы, ударил идола в глиняные ноги и разбил истукана в прах, после чего сам превратился в большую гору. Даниил объяснил царю, что идол символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с его собственного, «золотого», и кончая тем, которое разделится и станет из-за этого очень хрупким. Именно разделение царства и означала смесь железа и глины. Таинственный камень, сокрушивший колосса, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство.

Второй сон, который Даниил растолковал тревожному царю, касался судьбы самого Навуходоносора. Властелину привиделось огромное, раскидистое дерево, со множеством плодов, от которых «питалась всякая плоть». В тени дерева прятались от жары звери, а в его ветвях гнездились птицы. Но сошел с неба «Бодрствующий и Святый» и повелел срубить дерево, сорвать с него все листья и разогнать зверей и птиц. К самому же себе царь услышал грозные и непонятые слова: «Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен».

Читайте также: Что есть Бог — «нечто» или Личность?

По толкованию Даниила, дерево во сне символизировало самого царя, чья власть и могущество простирались надо всей землей, как покрытые листьями ветви. Но его заносчивость и гордыня неугодны были Всевышнему, поэтому Он решил смирить Навуходоносора. По разным толкованиям, царь то ли временно сошел с ума и жил со зверями, то ли на самом деле принял скотский облик.

«Отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы», — сказано в Книге пророка Даниила. Но это прошло, и разум вернулся к царю, а тот благоразумно не взроптал на Бога. Напротив, пришедший в себя властелин вознес горячую благодарность Всевышнему за урок смирения.

Вторым царем, познавшим пророческий дар Даниила, стал муж дочери Навуходоносора, Валтасар, унаследовавший трон ее отца. Однажды он пировал со своими приближенными, женами и наложницами и за пирушкой возносил хвалу известным ему идолам. «Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных», — сказано в Книге Даниила. Это не прошло безнаказанным: внезапно царь увидел, как в воздухе появилась как бы человеческая кисть, начертавшая на каменной стене три непонятные слова «Мене текел упарсин». Перепуганный царь спросил у жены, где тот великий мудрец, о котором столько говорил ее отец, — и Даниил предстал перед Валтасаром.

Апостол Матфей: от мытаря до евангелиста

Перво-наперво он поставил властелину в пример и укор его предшественника Навуходоносора, который получил от Бога урок смирения и действительно смирился. Валтасар же продолжал славить своих идолов, за что и будет наказан. «Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам», — зловеще предсказал Даниил. Пытаясь умаслить небо, Валтасар провозгласил пророка «третьим властелином в царстве», но это не помогло. Идолопоклонник-царь был убит в ту же ночь, а его престол занял мидийский царь Дарий.

При Дарии Даниил занял важный правительственный пост и чуть ли не стал заместителем самого царя. Но языческие вельможи, позавидовавшие такой карьере, оклеветали его перед Дарием. Дело в том, что и этот царь страдал грехом гордыни и потребовал, чтобы в течение 30 дней никто в царстве не смел ни о чем просить богов или человека. Обращаться с просьбами можно было лишь к самому царю. Но Даниил пренебрег этим указом, ежедневно молясь Богу Всевышнему. Об этом вельможи донесли царю и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам.

Разгневанный неповиновением царь так и поступил. Даниила кинули в ров, и Дарий издевательски предложил пророку помолиться, чтобы Бог его спас. Но, судя по всему, царю не чужда была совесть: он даже аппетит потерял от своего деяния. «Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него», — сказано в Книге Даниила. А уже на рассвете окончательно раскаявшийся и расстроенный царь прибежал к месту казни: «И, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»

Конечно, ответом царю должно было бы стать лишь львиное рычание. Но Бог сохранил своего пророка невредимым: хищники лишь ластились к нему всю ночь. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и уж их-то львы не пощадили.

Помимо толкования царских снов, в своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христа. По своему содержанию его книга имеет много общего с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Например, Даниил получил несколько откровений, касавшихся прихода на землю Сына Божьего. В частности, это было откровение о 70 седминах, в котором указано время первого пришествия Мессии, о различных царствах в обличье диких и странных зверей. Открылось ему в видении и то, что Мессия будет Сыном Человеческим. Много и других дивных откровений узнал Даниил из снов, посланных ему Богом.

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Этот царь тоже был идолопоклонником и однажды спросил своего близкого советника: отчего же тот не кланяется идолам. Даниил спокойно ответил, что это всего лишь неживые истуканы. Они заспорили с царем, который утверждал, будто божок Вир ежедневно поедает огромное количество еды. Пророку удалось доказать царю, что пожертвованные кушанья на самом деле потребляет не идол, а жрецы и их семейства. Для жрецов это кончилось плачевно: царь велел их убить, а храм идола отдал Даниилу, который его немедленно разрушил.

Но тут на царя стали негодовать вавилонские вельможи, испугавшиеся, что Кир сделается иудеем по вере. Они потребовали, чтобы царь избавился от Даниила. Властитель согласился, и Даниила… снова бросили в львиный ров. То ли это была самая популярная казнь, то ли царь не знал, что повторяется, то ли надеялся, что Даниил снова спасется… Но вряд ли, ибо, в отличие от Дария, Кир не пришел на другой день спасать своего советника, а заглянул ко рву лишь через неделю, чтобы поскорбеть о нем. Но Даниил вновь был жив — старые знакомые львы не тронули его. Изумленный царь вытащил его из рва, а противников Даниила туда кинул, и тут уж хищники пообедали.

Даниил активно участвовал в политической жизни государства. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию, пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого. Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Бога и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме.

О последующей судьбе пророка Даниила ничего известно. Знаем мы лишь то, что он скончался в глубокой старости.

Монастырь Святого Даниэля в Жироне

Монастырь

Монастырь Святого Даниэля в Жироне Страна

  • Испания

Местоположение

Жирона

Конфессия

католичество

Епархия

Roman Catholic Diocese of Girona

Архитектурный стиль

романская архитектура

Дата основания

Медиафайлы на Викискладе

Монастырь Святого Даниэля в Жироне, назван в честь Святого Даниэля (кат. Sant Daniel).

Святой Даниэль

Считается, что Святой Даниэль был армянского происхождения. Он переехал в Прованс с готовностью проповедовать на этой территории до конца своей жизни. Проповедник умер во Франции 888 году.

Многочисленные последователи св. Даниэля забрали его останки и перевезли их на юг, где впоследствии захоронили в пещере, расположенной в долине, известной сегодня как долина св. Даниэля (фр. Valle de Saint Daniel).

Прижизненная слава св. Даниэля в качестве благочестивого христианина и прекрасного проповедника привела к тому, что после смерти, к его мощам потекла вереница пилигримов. Каждый желал попросить об исполнении желания и очиститься от грехов.

Постоянное увеличение количества паломников привело к тому, что на месте захоронения святого была построена церковь. Изначально она была известна как приход Св. Спасителя (San Salvador), а позднее, как монастырь Св. Даниэля (monasterio de San Daniel).

15 марта 1018 года графиня Эрмессенда Каркасонская (Ermessenda de Carcasona, 972? −1058), вдова графа Рамона Борелля (Ramón Borrell, 972—1017), со своим сыном Беренгером Рамоном I (Berenguer Ramón I, 1006? −1035), предоставили пожертвование церкви Св. Даниэля. Но не безвозмездно. Взамен они получили права на монастырь Св. Даниэля.

Историки полагают, что именно документ о пожертвовании свидетельствует о появлении монастыря. Ведь никаких других подтверждений не найдено, да и о существовании какого-либо сообщества не упоминается.

Монастырь Святого Даниэля и его первые обитатели

Под таким названием монастырь впервые упоминается в 1028 году. В том же году упоминается и имя настоятельницы монастыря — Бонафилла (Bonafilla). Предполагается, что это была первая «хозяйка» монастыря.

История утверждает, что к 1028 году монастырь уже мог самостоятельно обеспечивать своё существование. Более того, благодаря пожертвованиям монастырь процветает. Впрочем, многие пожертвования сделаны самими монахинями, чьи семьи были весьма и весьма состоятельными.

Первоначально в монастыре было 6 монахинь, в XIII веке уже 12, а в 1342 году — 20. Все монахини, в соответствии с бенедиктинским уставом, были дворянского рода или из богатых семей.

Второе рождение

В 1343 году были обнаружены останки Св. Даниэля. Нетрудно догадаться, что у монашеского сообщества возникло желание возродить почитание его мощей. В 1345 году мастеру Алою было поручено создание могилы святого, которую разместили в склепе.

Позднее к монастырю Св. Даниеля присоединились небольшие монастыри, которые на тот момент переживали упадок. Так, например, в 1458 году, к монастырю присоединилось сообщество Св. Маргариты из Пратс де Розес (comunidad de Santa Margarida), которое тоже переживало упадок. То же самое произошло с монастырём Санта Мария дель Мар (monasterio de Santa María del Mar). Он присоединился в 1458 году. Любопытно, что в 1543 году к монастырю Св. Даниеля присоединилась настоятельница монастыря Валдемарья (monasterio de Valdemaria). Спустя всего семь лет присоединился и сам монастырь Валдемарья.

Монастырь Святого Даниеля. Финал

В 1578 году, в соответствии с новыми положениями Тридентского собора (Concilio de Trento), были введены новые нормы и изменения. До этих поправок монахини жили в монастыре с определёнными удобствами (у них были индивидуальные комнаты и даже прислуга). Однако с введением новых правил их жизнь заметно усложнилась.

В 1640 году военные действия Сегадорского восстания вынудили монахинь покинуть оккупированный монастырь. С 1681 по 1819 года в период военных действий монастырь св. Даниэля часто грабят и атакуют.

Во время наполеоновских вторжений монастырь становится госпиталем для французских войск. Таким образом, больше века монахини находятся в крайне подвешенном состоянии: то возвращаются в монастырь, то снова покидают его. В отчаянии монахини делают несколько попыток присоединиться к барселонским монастырям Св. Антонио и Св. Клары (Sant Antoni и Santa Clara). Вернуться в свой монастырь они смогли только в 1819 году.

В 1835 году монастырь был конфискован государством. Однако монахини продолжали оставаться в монастыре. Во время гражданской войны 1936—1939 монахиням снова пришлось покинуть обитель и вернуться только после окончания войны.

В церкви монастыря св. Даниэля некоторые элементы сохранили первоначальный облик. Например, до наших дней нетронутыми дошли апсида и купол церкви. Нижняя часть монастыря — это типичный романский стиль, а второй этаж монастыря — это уже готика.

Примечания

Предания
о появлении Мавзолея Святого Даниила в Самарканде

Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу у небольшого притока Зерафшана — Сиёбча, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий покой, казалось, оберегают даже птицы.

Хранители Мавзолея и местные жители расскажут Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила — ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял — сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи предложат версию о том, что Даниёр — местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан, но и те, и другие, и третьи сходятся в одном — здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

Патриарх Алексий II, посетивший Самарканд в 1996 году во время празднования 125-летия Ташкентской Православной Епархии, отметил необычность этого места и даже позволил себе задержаться в нём больше времени, отведённого на Мавзолей Святого Даниила по протоколу. «Очень благостное место» повторял православный владыка, отмеривая шагами древнюю святыню.

Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Самаркандцы и не только — множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу.

Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Ею напиваются, умываются и забирают с собой в пластиковых бутылках — добавлять в питьё, воду для купания и стирки. Исторически воспитанные в духе толерантности и практичные самаркандцы отдают дань уважения всем своим святыням и пользуются их благами.

Меж тем, историки, исследователи и туристы вспоминают о том, что в мире существует несколько Мавзолее Святого Даниила, претендующих на официальность (в Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции) и вновь задаются вопросом — так кто же захоронен в самаркандском мавзолее?

Версия Первая — Мощи Святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром

Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий, Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране — Сузы. Город, однако, не сдавался. Это было невероятно — профессиональная армия великого полководца пыталась, но не могла сломить сопротивление небольшого городка. Анализируя ситуацию, Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниэля, ветхозаветного еврейского пророка.

Тимур объявил о прекращении осады, продолжает легенда, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого.

Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят. Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей.

Иногда можно услышать версию, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого, что вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд землю (тоже именуемую «прахом») с захоронения Святого.

Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия (она составляет более 10 метров) — логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден.

Однако, ряд византийских источников утверждает, что на момент похода Тимура в Малую Азию, мощи Святого Даниила уже были вывезены в Константинополь (хотя Мавзолей в Сузах остался). Историки также констатируют, что исследованные источники пока не смогли дать однозначную ссылку на события, описанные в этой легенде.

Есть также версия, что прах с могилы Святого Даниила привезли в Самарканд ещё в V-VI вв. переселенцы из Мосула (современного Ирака), где находится одно из официальных мест захоронения пророка Даниила. Теоретически, они могли это сделать, но снова — этому нет подтверждений в известных исторических источниках.

Версия Вторая — библейский Пророк Даниил… жил и умер в Самарканде

Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Версия гласит, что Великий Дарий мог пойти на исключение и назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако, данная версия также не подкреплена историческими источниками.

Версия Третья — в Мавзолее лежат останки пророка Табба

Эта версия упоминается в «Кандии Малой» (литературно-историческом произведении XVII века), которое ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что «… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: «Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы». И каждый, кто желает сделаться одаренным откровением, тому следует каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре того пророка…»

Интересно, что Ходжи Абду-Дарун проживал в Самарканде в IX веке. Если цитирующие его не ошибаются, то Мавзолей Святого появился на берегу самаркандской речушки за 4-5 веков до Тимура.

Версия Четвёртая — в Мавзолее лежат останки Даниёла, сподвижника Кусама ибн Аббаса

О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении «Самария» (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Кусам ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

Эти и другие версии отрабатываются историками и археологами и, возможно, вскоре мир познает историю загадочного Мавзолея. Но пока самаркандская земля хранит свои тайны, у Мавзолея звучат мусульманские, иудейские и христианские молитвы людей, прибывших в Самарканд наполнить свои сердца и души светом святости.

См. также:

Раздел Достопримечательности ::: Мавзолей Пророка Даниила

Раздел Достопримечательности ::: Краткое Жизнеописание Пророка Даниила

Статью «Мавзолей пророка Даниила — тайна в истории Самарканда»

Раздел Новости Региона ::: В Самарканде написана книга о библейском пророке Данииле

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *