Дерево как символ

Какое значение имеет портнёрство гриба и дерева плизззз помогите

Грибы играют важную роль в процессеразложения и мине­рализации отмирающей древесной массы. Не будь грибов, леса задыхались бы от того количества органических остатков, кото­рые нагромождаются в процессе их жизнедеятельности. От скорости круговорота веществ в лесных экосистемах во многом зависит и производительность, лесов. Грибам в этом отношении принадлежит важная роль. Часть грибов приспособилась к питанию более легкими и доступными органическими веществами, которые содержатся в живых клетках. Именно эти грибы и образуют микоризные свя­зи с высшими растениями. К микоризным относятся наиболее ценные виды съедобных грибов. В то же время они имеют боль­шое значение в снабжении деревьев и кустарников влагой и эле­ментами минерального питания.Особо важную роль микоризные грибы играют в обеспече­нии деревьев и кустарников теми элементами питания, которые не имеют газовых форм и вследствие этого постоянно вымываются с почвы. К таковым прежде всего относится фосфор. В почве он может соединяться с катионами кальция, железа, алюминия и образовывать труднодоступные для растений со­единения. Поэтому коэффициент усвоения фосфора высшими растениями довольно низкий. В то же время микоризные грибы способствуют лучшему усвоению растениями фосфора из трудно­доступных соединений. То же самое можно сказать о калии и не­которых микроэлементах.Микоризные грибы помогают деревьям переносить почвен­ную засуху, так как грибница продолжает функционировать при таких уровнях осмотического давления, когда корни деревьев уже не в состоянии. Среди грибов-макромицетов, в том числе и съедобных, име­ются паразитические. Опенок настоящий часто тесными груп­пами растет у основания молодых неокрепших елей в лесокуль­турах, вызывая их гибель. Он ускоряет процесс распада дубрав, ослабленных антропогенными факторами, морозами, насекомы- мифиллофагами и т. д. Имеющее место заболевание корней сос­ны вызывается корневой губкой — РотКорздзаппоэа. Заболе­вание наблюдается в сосновых культурах на старопахотных зем­лях. Корневой губкой могут поражаться также пихтовые и ело­вые леса. Правильным подбором культивируемых пород и со­ответствующей агротехникой можно противостоять данному заболеванию.

Какое значение имеет гриб для дерева

Грибы – это древнейшие живые организмы. Древние люди умело пользовались их качествами для разных целей. Переоценить значение грибов в природе невозможно. Общая численность видов равна 1 млн.

Значение грибов в природе

Общая характеристика

Мир грибов велик, прекрасен и многообразен. В природе значение грибов неоднозначно. Эти организмы бывают многоклеточными и одноклеточными, являются эукариотами с одним или несколькими ядрами в центре.

Это уникальные организмы. Ученые до сих пор не определили, к какому царству их отнести: к растениям или животным.

Таблица общих характеристик включает такие особенности:

  • наличие прочных клеточных стен;
  • способность синтезировать витамины и гормоны;
  • вегетативное размножение;
  • гетеротрофность;
  • отсутствие хлорофилла;
  • наличие хитина;
  • основой вегетативного тела является мицелий (грибница).

Мицелий состоит из тонких ниточек-гифов, которые имеют всего 1 ядро и образуют плодовое тело. Оно способно образовывать споры для дальнейшего бесполого размножения. Организмы способны размножаться и половым способом. Это происходит путем слияния половых клеток.

Питание большинства организмов осуществляется за счет поглощения питательных веществ частями тела или всей поверхностью. Некоторые организмы являются сапрофитами, симбионтами или хищниками, которые способны переваривать мелких мошек и червей.

Роль грибов в природе

Длительность жизни, способ питания и размножения определяют их ценность. Они участвуют практически во всех процессах жизнедеятельности, вступая в симбиоз с растениями и животными. Хозяйственное значение грибов в том что их едят, делают из них лекарства, используют в кулинарии и пр.

Значение грибов в природе определяется тем, что они влияют на следующие процессы:

  • на круговорот веществ;
  • на жизнь растений;
  • на жизнь животных.

При биоценозе и биогеоценозе возникает единение всех живых организмов, которые находятся на определенном участке. Наблюдается положительная динамика их совместного развития и роста. В мелких сообществах существуют характерные переходные состояния. При этом классификация бывает неоднородной и отличается по внешним характеристикам.

В экосистеме грибы играют огромную роль, т.к. выполняют определенные функции.

Роль в круговороте веществ

Грибы участвуют во многих процессах жизнедеятельности растений и животных

Роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что, как и бактерии, эти организмы способствуют разложению всех органических элементов, которые остаются после смерти животных и растений.

Между производителями, потребителями и разрушителями происходит непрерывное взаимодействие. Органику создают деревья леса, трава и кустарники, ее едят животные. Когда они умирают, требуются бактерии, которые поспособствовали бы разложению останков. В этом помогают разновидности микроскопических грибов. Они выступают санитарами окружающей среды, с их помощью образуется гумус, который обогащает почву.

Микоз имеет решающее значение и положительно отражается на росте и развитии других растений.

Экологическое значение редуцентов в природе заключается в том, что они замыкают круговорот природы.

Роль в жизни растений

Часто грибы образуют микоризу с растениями. Благодаря этому процессу дерево или куст получают больше питательных веществ и влаги из почвы. Поэтому требуется понимать, каково значение грибов в жизни природы. Как правило, формирование плодовых тел происходит неподалеку от совершенных и несовершенных организмов.

Роль в жизни животных

В природе грибы имеют значение для животных, т.к. обеспечивают их питание. Зимние виды полезны для грызунов и птиц, когда погода снежная и морозная. Лоси, косули и кабаны с удовольствием лакомятся этими организмами зимой и летом, доставая их из-под опавшей листвы и веток.

Роль грибов в жизни человека

В жизни человека грибы играют огромную роль. Они используются в таких сферах:

  • в пищевой промышленности;
  • в микробиологической промышленности;
  • в хозяйственной сфере.

В пищевой промышленности

Большое значение имеют грибы в пищевой промышленности. Многие виды используют для консервации, для приготовления различных блюд, их успешно сушат и замораживают. Некоторые виды научились выращивать в искусственных условиях. Существует много грибных ферм для получения урожая Вешенок, Шампиньонов и Белых.

Велико значение грибов в питании жителей Франции. Особенно там ценится черный Трюфель. А в Японии предпочитают Шиитаке, который в нашей стране чаще видят уже в засушенном виде.

В грибах большое значение для человека имеют полезные вещества, минералы и витамины. Некоторые свойства используются в виноделии и хлебопечении, в промышленности и быту.

Дрожжи – это одноклеточные грибы, которые хозяйки ежедневно используют при выпечке. Роль одноклеточных грибов, их хозяйственное значение сложно переоценить. Выделяя углекислый газ, они поднимают тесто и делают выпечку вкусной и нежной. Также велика их роль в виноделии, в получении плесневых сыров. Так, популярны плесневелые камамбер и рокфор.

В медицине и микробиологической промышленности

Плесневые грибы используются в медицине

Данные организмы давно используют в производстве медикаментов и лекарственных препаратов. Из плесневого грибка был получен пеницилл. Значение грибов в медицине доказано практикой. Их используют для получения белков, антибиотиков и органических кислот. Из вытяжки делают медикаменты для улучшения работы кишечника, стабилизации давления и регуляции сахара в крови. В здравоохранении некоторые препараты из биологически активных веществ, содержащихся в этих организмах, назначаются пациентам для восстановления после химиотерапии. Некоторые виды предназначены для получения препаратов, необходимых в борьбе с вредителями в сельском хозяйстве, для улучшения роста сельскохозяйственных культур.

В народной медицине

Народные целители давно заметили чудодейственные свойства некоторых грибов. Белый часто используют при лечении обморожений и заживлении гнойных ран или порезов.

Березовая Губка хорошо помогает от легочных заболеваний.

Из шляпочных видов в народной медицине чаще используют Дождевик, Мухомор, Желчный и Волнушку. Они хороши при подагре, при лечении желчного пузыря или мочевыводящих путей.

Вред грибов

Эти организмы способны приносить и значительный вред как для животных и растений, так и для человека. Названий у вредителей много. Общая категория – облигатные паразиты.

Часто на деревьях присутствуют паразитические наросты в виде полукруга. Это трутовики. У видов таких организмов разное строение. Они появляются в результате образования мицелия в месте проникновения спор паразитарного организма, который растет и развивается за счет дерева, питается его клетками.

Такие грибы-паразиты в круговороте природы делают растение хрупким, ослабляют его и приводят к медленной гибели. Они хорошо размножатся в лишайнике, на коре или во мху. В процессе своей жизнедеятельности в биосфере они воспроизводят миллионы спор, которые переселяются на соседние деревья. Чтобы этого не произошло, в саду требуется уничтожать трутовики. Не стоит узнавать, какова степень гниения, чтобы не нарушить целостность оболочки и не допустить распространения спорового порошка.

Задания по окружающему миру для 3 класса 3. Какое значение для леса имеют грибы?

Каждый из нас наверняка ел грибы, в том или ином виде, и при этом вряд ли задумывался о том, насколько полезны грибы дал леса, для лесного сообщества.

Ведь грибы в лесу оказываются главными переработчиками органических останков — прелой листвы, хвои, останков насекомых и даже животных. Грибы перерабатывают эти уже не нужные лесу органические соединения в полезные для растений минеральные вещества, которые деревья и травы использует для своего роста. Например благодаря работе грибов растения получают возможность получать фосфор в легкоусвояемой форме, а это очень важный элемент для здоровья растения.

Конечно встречаются среди грибов и паразиты, но селятся они в основном на трухлявых, старых деревьях и перерабатывают их древесину.

Грибы играют очень важную роль в жизни леса.

От грибов зависит образование полноценного леса. Если б не было грибов, то лесам бы не хватало воздуха от огромного количества органических остатков, которые накапливаются в процессе жизнедеятельности лесов.

Имеют функцию почвообразования – перерабатывая больщущее количество опавших листьев, веток и т.п. Заселяя опавшие части растений, пни и т.п., помогают их разрушению и разложению, очищая поверхность почвы леса, подготавливают ее у заселению новой растительностью.

Еще грибам принадлежит большая роль в круговороте веществ в лесной природе. Некоторые грибы питаются легкими и доступными органическими веществами живых клеток и снабжают деревья и кустарники элементами минерального питания и влагой.

Также грибы важны в снабжении лесной растительности элементами питания, которые вымываются из почвы, это, прежде всего – фосфор., а еще калий и некоторые другие…

Грибы помогают растениям переносить сухость почвы – «почвенную засуху».

В то же время, грибы могут вызывать и заболевания у деревьев. Однако, тем самым, грибы выполняют и роль «санитаров» леса – заражают самые ослабленные растения и расчищают, тем самым, место более молодым и устойчивым. Этим грибы способствуют созданию более сильной экологической системы леса.

Грибы относятся к низшим споровым растениям. Они имею довольно простое анатомическое строение, лишенное зелёной окраски, не содержат хлорофилла, не могут усваивать углекислоту из воздуха и питаются за счёт готового органического вещества, находящегося в почве или в другом субстрате. По способу питания грибы можно разделить на три основные группы: «сапротрофы», «симбионты» и «паразиты».

Грибы — сапротрофы питаются за счёт разложения отмерших растительных остатков (опавших листьев, хвои, веток, древесины).

Грибы — симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Они вступают с деревьями в своеобразную форму сожительства, (симбиоз), образуют на корнях деревьев так называемую микоризу, или грибокорень. Симбионты сожительствуют с определёнными породами деревьев. Так, подосиновики растут, как правило, под осинами, подберёзовики под березами, дубовики по соседству с дубами и т.д. Однако большое количество микоризных грибов могут жить не с одной, а со многими древесными породами. Например, подосиновик образует микоризу не только с осиной, но и с березой, а белый гриб сожительствует почти с пятьюдесятью деревьями.

Грибы — паразиты поражают живые ткани растительных и животных организмов, вызывая различные заболевания.

Большинство съедобных грибов относятся к сапротрофам и симбионтам. Опасными паразитами среди них являются лишь опёнок зимний, опенок осенний и некоторые чешуйчатки и трутовики. Они поселяются на живой древесине многих лиственных и хвойных пород и причиняют вред лесному хозяйству. Однако и эти грибы чаще всего растут на отмерших остатках древесины и ведут себя как грибы-сапротрофы.

Любители грибов хотят знать, под каким деревом какие грибы особенно распространены, в каких лесах какие грибы искать. У каждого дерева есть свой помощник его зелёной жизни. Гриб без дерева и дерево без гриба не жильцы.

И так под каким деревом?

Под берёзой: белый трюфель, белый гриб, дубовик (двойник белого), настоящий груздь (мохнач), подосиновик, черный подберезовик, сыроежка (в том числе: зеленая), фиолетовая рядовка, волнушка, тонкая свинушка, оленьей гриб, валуй и конечно красный мухомор.

Под дубом: белый гриб, крапчатый дубовик, дубовый рыжик, подмолочник, (перечный, синеющий) груздь, сыроежка (розовая), гладыш-молочай, волнушка белая, свинушка, оленьей гриб, скрипица, сатанинский гриб (похож на белый), валуй, красный мухомор.

Под осиной: (красный и простой) подосиновик, груздь (осиновый, собачий), сыроежка, валуй.

Под елью: белый гриб (самый настоящий белый боровик-еловик), трюфель (белый), (красный) рыжик, подосиновик, подберёзовик (чёрный), заправский сыромахнатый груздь, (чёрный, жёлтый) груздь, сыроежка (красная), валуй, свинушка, лисичка, красный мухомор.

Под сосной: боровик (черноголов-крепыш), рыжик (оранжевый), маслёнок (настоящий), маховик (зелёный, жёлто-бурый, каштановый), сыроежка (тёмно-красная, ломкая), ежевик, фиолетовая рядовка, свинушка, красный мухомор.

Под тополем: подберёзовик (серый), груздь (осиновый, синеющий).

Под вековой липой: дубовик, свинушка, сатанинский гриб.

Под ольхой: трюфель, белый гриб, молочай.

Под орешником: трюфель, белый гриб, молочай, груздь (перечный), валуй.

Дерево

Главная > Витамины для души > Символы >

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе — вода, а дереву — свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно — путь, соединяющий нас с небом
Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В мифах многих народов мира часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла.

Корни Древа жизни, или Мирового дерева глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за пределы самой жизни и смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным. Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, его законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни.

Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки.

В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.

Ашваттха, Космическое древо Индии, в одном из своих основных символических значений часто изображалось перевернутым, с корнями на небе. Это смоковница, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса. С возникновением буддизма оно становится священным деревом Бодхи: именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.

Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре мира. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.

В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.

Космическое древо в традициях Каббалы состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонна Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь».

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной, священной мистической силой. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как будет развиваться его судьба на новом этапе.

Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности каждое божество имело священное дерево, посредством которого передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.

>

Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Символика дерева

С самой далекой древности дерево является одним из самых любимых, самых таинственных и самых универсальных символов духовной культуры человечества. Символика дерева глубока, богата и многогранна; одна только библиография на эту тему составила бы весьма внушительную по объему книгу. Практически невозможно найти традицию, народ или эпоху, которые не строили бы свои основные учения на символике Древа жизни и Древа познания. Дерево как символ заключало в себе глубокие и самые разнообразные знания и истины. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления; сокровенную Мудрость и таинственные законы бытия. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что дерево имеет душу и обладает особой, только ему свойственной священной мистической силой. Этими животворными флюидами пропитано все вокруг дерева, их удивительное воздействие распространяется на всех, кто находится рядом с ним. Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться.

Древо жизни — центр мира

Древо жизни, или Мировое древо, — это древний символ, который занимал центральное место в учениях, мифах и традициях всех времен и народов. Древо жизни — не из этого мира. Его корни проникают глубоко в подземный мир, мир таинств и сокровенных истин. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигают загадочного мира истоков всего сущего, где живут звезды, боги, высокие Мечты и Идеалы, где царит вечная весна. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, но его корни и ветви выходят далеко за их пределы, за пределы самой жизни и самой смерти. Соки Древа жизни — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения, а тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным.
Мифы и легенды о Древе жизни в традициях всех народов мира прекрасны по своему содержанию и глубоки по своей символике. В древнескандинавской космогонии рассказывается о знаменитом Иггдрасиле, ясене, Древе Вселенной, времени и жизни. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хела, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Етунхейму, царству великанов, и Мидгарду — земле, обители людей. Иггдрасиль — самое красивое и самое большое дерево на свете. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Валгалле — высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как Норны, три сестры-пророчицы, Владычицы Судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд, находящегося на нашей земле. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью и всеведением.

Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он остается неподвижным, прямым и непобедимым. Ни огонь, ни лед, ни Тьма не могут его уничтожить. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей. Легенды говорят, что Иггдрасиль засохнет и исчезнет только в тот день, когда окончится последняя битва между Добром и Злом, когда с победой Добра исчезнут границы пространства и времени, жизни и смерти и станет возможным существование за их пределами, познание Вечности и бессмертия.
Китайское Древо жизни Киен-Му растет в центре ми­ра. Оно не создает тени; вокруг него царит полная тишина. Оно имеет семь корней, которые пронизывают семь источников, сокрытых в недрах земли, и семь ветвей, которые возвышаются до семи небес, населенных богами. Древо жизни в Древнем Китае — это одновременно и лестница, ведущая к бесконечным далям, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также короли, владыки, мудрецы — герои и Учителя людей, те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.
Ассирийское Древо жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами. «Милосердный, кто мертвых к жизни воскрешает» — эту молитву произносили перед Ашерой на берегах Евфрата.
Ашваттха, фиговое дерево, священное дерево Индии, которое изначально почиталось как жилище невидимых гениев-хранителей природы, а позже — как Мировое древо, отражающее законы Космоса, с возникновением буддизма становится священным деревом Бо, именно под ним Гаутама Будда достиг высшей Мудрости и Нирваны.
В ветвях Древа жизни, согласно многим традициям, обитают 12 небесных птиц; оно дает 12 плодов — символ 12 высших состояний сознания и мудрости. «Плод и сок Древа жизни даруют бессмертие». Достаточно вспомнить золотые яблоки сада Гесперид или божественный напиток, созданный из «сока Древа жизни», — сому у брахманов, хаому у парсов. Вкушающий плоды Древа жизни и утоляющий жажду его животворящим соком участвует в жизни богов и сам становится божественным.
Часто Древо жизни изображается как Arbor Inversa — перевернутое дерево, корни которого находятся на небе, а ветви опускаются вниз, простираясь над землей. Перевернутое дерево — символ Макрокосма, руководящих в нем законов, бесконечного числа параллельных измерений, миров и процессов эволюции, содержащихся в нем. Оно символизирует также вечные принципы сотворения и рождения жизни. Любое сотворение начинается на Небе, с сокровенных Законов существования, с архетипальных Идей, «опускающихся вниз» и воплощающихся, принимающих форму в мире материи. Поэтому корни Космического древа находятся на Небе; его ветви, обращенные к Земле, символизируют проявленный Космос со всем бесконечным разнообразием форм жизни.
В одном из своих основных символических значений так часто изображалось Ашваттха, Космическое древо Индии. В исламе корни Древа жизни и счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под нею. Самое известное перевернутое дерево — Оц-хим, Космическое древо в традициях Каббалы. Оно состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего, Сокровенного божества, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, альфы и омеги бытия, содержащего внутри себя все сотворенное. В каббалистических традициях его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Сефироты — это не только качества и атрибуты божественного Эйн Софа, но также и первый плод процесса сотворения. Они исходят из Беспредельного Света, сотворенные им, и, в свою очередь, порождают все остальные космические законы и принципы. Имена десяти сефиротов: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. В Космическом древе они разделены еще и на три вертикальные колонны. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонной Строгости. Центральная колонна, создающая равновесие, называется «Небесный путь». Взаимоотношения между сефиротами и их именами комплексные и многогранные. Они связаны с символикой чисел и отражают глубокие и возвышенные учения о таинствах человека, природы и Вселенной.

Древо познания добра и зла

Древо жизни часто отождествляется с Древом познания Добра и Зла, однако специалисты по символизму более склонны предполагать, что это два разных понятия; точнее, Древо познания — лишь один из аспектов Космического древа, или Древа жизни. Если Древо жизни охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса, то Древо познания отражает лишь ту его часть, которая доступна пониманию человека и, соответственно, подвержена искажениям и злоупотреблениям. Если плоды Древа жизни дарят великую единую универсальную мудрость, осознание бессмертия и критериев Неба, то воздействие плодов Древа познания полностью зависит от того, как и ради чего ими пользуется сам человек. Поэтому плоды Древа познания могут принести и пользу, и вред, вести к осознанию как Добра, так и Зла. Как и все, что зависит от критериев и поступков человека, плоды Древа познания могут ввести в заблуждение, создать иллюзию, которая будет восприниматься как истина. Злоупотребление ими никогда не проходит бесследно. Страдание и боль — самые естественные последствия такого злоупотребления, а если вовремя не остановиться и не извлечь нужных уроков, то оно может привести к духовному и моральному падению. Если Древо жизни — это Учитель, то Древо познания Добра и Зла — это, скорее всего, искуситель, ставящий препятствия и испытания на пути к Истине и Мудрости, для того чтобы человек научился отличать фальшивое от подлинного и нести ответственность за свои мысли, намерения и вытекающие из них поступки. В мифах многих народов мира о райском саде, в котором нет разрушения и смерти, в котором останавливается время и царит вечная весна, часто присутствуют два центральных дерева: Древо жизни и Древо познания Добра и Зла, дополняющие друг друга. Но вокруг ствола Древа познания всегда сворачивается Змей-искуситель. Е. П. Блаватская писала, что разница между Древом познания и Древом жизни такова же, как между самим познанием и Мудростью. Древо познания и Древо жизни она сравнивала с двумя зеркалами в каббалистической традиции. «Нелучистое зеркало» дает лишь смутное отражение образов и, соответственно, лишь смутные представления о том, что существует на самом деле, — это плоды Древа познания. «Лучистое зеркало», пишет Е. П. Блаватская, обозначает способности предвидения, ясновидения, прорицания, прозорливость, проникновение в глубину, в сокровенную суть вещей, — это плоды Древа жизни.

Дерево — человек — боги

Древние народы верили, что существует таинственная связь между деревом и человеком, деревом и богами, деревом и невидимыми мистическими силами природы. Они считали, что душа дерева впитывает и, словно зеркало, отражает все, что происходит на Небе и на Земле, на видимых и невидимых планах природы, в мире людей и мире богов. Согласно традициям и легендам, душа дерева — это очень древняя и очень мудрая сущность. В древности полагали, что она может рассказать историю всех существ, видимых и невидимых, которые когда-либо прикасались к дереву, что она обладает прекрасными целительными свойствами и может излечить любую болезнь. Люди верили, что душа дерева, общающаяся с ветрами, звездами, лучами солнца, может подсказать множество символических примет, составляющих язык природы.
Во многих мифах, сказках, легендах говорится о том, что дерево не только может стать мудрым учителем, но также способно преподать человеку прекраснейший урок любви, преданности и дружбы. Оно ничего не просит и не требует, но открывается только в ответ на чистоту души, доброту, бескорыстие и любовь того, кто находится рядом с ним.
В древности верили, что человек и дерево подобны сообщающимся сосудам. Все, что происходит с одним, отражается на другом. Поэтому дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего и сам человек о себе не знал, все его сокровенные мечты и способности, всю его дальнейшую судьбу. Недаром во многих традициях, когда рождался ребенок, сажали дерево. Где бы ни находился потом этот человек, о том, что с ним происходит, судили по тому, как росло дерево. Если дерево-«близнец» засыхало, это было знаком того, что с человеком происходит что-то неладное. Наблюдая за деревом-«близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили, сделал ли он верный шаг и как будет развиваться его судьба на новом этапе.
В Южной Индии до сих пор существует красивый об­ряд «венчания деревом». Перед свадьбой молодая пара (или часто муж и жена, у которых нет детей) сажала на берегу священного озера два дерева — одно «мужского» пола, другое «женского», — представлявшие жениха и невесту. В процессе обряда венчания ветвь дерева-«жениха» переплеталась с ветвью дерева-«невесты». Деревья-«супруги» становились гениями-хранителями, «близ­не­цами» супружеской пары людей, отражая и охраняя их дальнейшую судьбу. Когда обряд проводился для супругов, которые не могли иметь детей, через десять лет жена возвращалась туда, где росла пара деревьев-«близнецов», и клала под ними в качестве подарка камень, долго и тщательно омывавшийся в водах священной реки или священного озера, на котором была высечена пара сплетенных змей. Считалось, что в этот момент происходит второе, мистическое объединение душ священных деревьев и что благодаря ему женщина станет матерью. В некоторых племенах перед обрядом венчания жениха и невесту сначала, каждого по отдельности, «женили» или «выдавали замуж» за священное дерево. Считалось, что таким образом им передается новая сила обновления и возрождения самой природы, необходимая, чтобы благополучно начать этот новый важный этап жизни.
Дерево считалось зеркалом происходящего не только в человеке, но также и в видимой и невидимой природе и в мире богов. Верили, что душа дерева отражает сокровенную жизнь природы и обладает частью силы, заряда и магнетизма невидимой Сущности, которая проявляется через нее. Таким образом, дерево играло роль «моста», посредника между богами и людьми, человеком и его предками. Именно поэтому в древности каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих таинств и силы. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива — Афины, сосна — Кибелы, Пана и Атиса, кипарис — Аида, а кедр и ореховое дерево — Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде Хатхор и Нейт. Дуб был священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу, Дионису и индийскому богу Вишну.
У каждого народа было свое священное дерево, которое имело особые достоинства, флюиды, свойства, отражающие различные аспекты сокровенной жизни природы. В качестве примера приведем символику лишь некоторых из них.
Дуб. Во многих традициях дуб был особо священным деревом. Одно из его достоинств заключалось в том, что он привлекает на себя удар молнии — его всегда считали проводником силы верховных божеств. Знамениты были священный дуб Зевса в Додоне, дуб Юпитера Капитолина в Риме, дуб Перуна у славян. Во все времена дуб был символом стабильности, величия и силы, как внутренней, так и внешней, как духовной, моральной, так и физической. Особо почитался дуб у древних кельтов. Если верить Плинию Старшему, название друидов, знаменитых кельтских жрецов, можно перевести как «рожденные из дуба» (от греческого «друис» — «дуб»). Дуб символизировал сочетание мудрости и силы, в чем, как считают многие, и заключалось основное достоинство кельтских жрецов. В священных рощах друиды вешали на ветви дуба арфы, чтобы ветер играл на их струнах. Считалось, что таинственные звуки, которые издавали арфы, отражали музыку небесных сфер и волю богов.
Олива. Символика этого дерева очень красива, глубока и многогранна. Во многих традициях оно является символом мира, плодородия, очищения, силы, победы и благословения. В Греции оно было священным деревом Афины, богини мудрости. По легенде, первая олива появилась из земли от удара копья великой богини во время ее состязания с Посейдоном за право покровительства над вновь основанным городом — городом, который впоследствии получил имя Афины и стал центром древнегреческого мира.
Согласно древнекитайским традициям, функция оли­вы — хранительство и покровительство; ее кора нейтрализует некоторые яды. В Японии олива была символом победы, преодоления трудностей — на войне, в начинаниях мирских и духовных. В еврейских и христианских традициях оливковая ветвь была знаком мира и благой вести.
Сосна. Во все времена вечнозеленая сосна была символом бессмертия. Особенно красива символика сосны в традициях Дальнего Востока. Последователи даосизма питались только семенами, иголками и смолой сосны. Они считали, что такая пища делает тело легким, а ду­шу — способной улететь к новым далям. Одна из даосских притч рассказывает, что если смола сосны, стекая по стволу, попадает на землю и ее впитывает плодородная почва, то через тысячу лет на этом месте вырастет гриб, который приносит бессмертие.
В Японии из сосны строили храмы и изготавливали обрядовые сосуды и инструменты. Сосна считалась символом удачи, а также обретенной внутренней силы, которую никто и никогда не сможет уничтожить, ибо она является результатом долгих сражений и преодоления самого себя. В период празднования Нового года японцы кладут по обе стороны входной двери своего дома две сосны. Считалось, что в ветвях этого дерева живут маленькие невидимые существа — гении-хранители, приносящие благословение и удачу в начале любого важного цикла жизни. В древнегреческих и древнеримских традициях сосна была посвящена Пану, Кибеле и Атису и играла важную роль в их Мистериях.
Лавр. Лавр — священное дерево Аполлона, символизирующее особый вид бессмертия, которое достигается через сражение и победу как на физическом плане, так и на плане духа. Поэтому венок из листьев лавра украшал головы героев, гениев и мудрецов. Считалось, что листья лавра помогают пробуждению ясновидения и пророческих способностей. Очень распространенной в древности была особая форма прорицания при помощи лавра. В Дельфийском оракуле перед началом прорицаний пифии и жрецы посвящали Аполлону листья лавра, которые потом сжигали или разжевывали. Тот, кто получал от пифий благоприятный ответ, уходил из оракула с лавровым венком на голове. Считалось, что лавр передает все сокровенные качества Аполлона: божественное вдохновение, гармонию и свет, — а также является носителем света для всех живущих в темноте.
Береза. Береза — священное дерево в славянских традициях. Считалось, что она передает силу обновления весны, помогает возродиться, почувствовать «второе дыхание», победить инерцию, уныние и болезнь, почувствовать молодость души и тела. Береза считалась хранителем и проводником всех импульсов и состояний, приходящих с Неба, и потому всегда была символом вдохновения и пробуждения тонких струн души.

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

Дерево в живописи

А. Соколов.
«Михайловское. Аллея Керн. Раненое дерево».
1949.

Александр Витальевич Оболенский.
«Суздаль. Старые деревья».
2001.

Александр Семёнович Андреев.
«На дереве».
1985.

Александр Семёнович Андреев.
«Жук на дереве».
1995.

Александр Яковлевич Власов.
«Великие Луки. Начало XVI века. Дерево-земляная крепост»ь.

В самом дворце, в основе его строительства, была заложена какая-то редкая находка, иначе он не простоял бы в таком виде двести лет — ведь все это величественное и стройное здание, так похожее на мраморное, было сооружено из обыкновенного дерева, материала, дающего со временем осадку, сгнивающего от влаги. Наш тайгинский домишко, срубленный, согласно старому документу, в 1904 году, к последней войне подгнил понизу, весь покосился, и я помню, как заделывал его расширяющиеся пазы мхом и замазывал глиной. И ведь он стоял на горе, вдали от воды. А к этому дому-дворцу почти вплотную подступал большой пруд и пруд маленький, у Голландского домика шлюзы держали в нем уровень почти у поверхности земли, так что грунтовые воды увлажняли прилегающую часть парка, незримо подтекали под фундамент дворца. Почему же они за двести-то лет не сгноили сваи, нижние венцы, не перекосили окна, крышу, не похилили колонны? С восхищением я узнал про два особых секрета, которые заложил неизвестный архитектор в свой первоначальный проект, а крепостной Алексей Миронов перестроил по этому проекту весь, как ныне говорится, объект.

Первый секрет — дубовые, глубоко забитые сваи, которые не гниют в воде, а только крепчают. Недавно болгары раскопали на берегу Дуная прочные дубовые сваи моста, построенного еще римским императором Траяном! Я чуть было не написал «прочные, как железо», но вспомнил, что железо-то за полтора тысячелетия было бы бесследно съедено ржавью. Морёный дуб также не пища для жучков-древоточцев, грибков, всяческой плесени, и выходит, что сваям Кусковского дворца в ближайшую тысячу лет ничего не грозит, если только ненароком, по незнанию или какой-нибудь разновидности злого умысла, не вмешаются в их верную подземную службу люди.

Не менее интересным был секрет второй, гарантирующий многовековую стройность здания. Оказывается, оно не срублено и не сложено из бревен, а составлено. Бревна в горизонтальном положении влегают в пазы, старея, рыхлеют неприметно, так что венцы даже из самого прочного дерева дают со временем осадку. А вертикальная жесткость бревна необычайна и не уступит иному современному строительному материалу. Оказывается, не только мы, обнаружившие вдруг потребность в новой науке — бионике, стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей.

Не перестает удивлять и восхищать это простое и великое инженерное открытие строителей Кусковского дворца. Бревна в его стенах стоят так, как они жили, — вертикально и комлем вниз. Ни малейшей осадки не дали они, но это не единственное их достоинство. Стоящее дерево и сохнет и вбирает влагу по-особому — недаром погибшая лесина не падает еще много лет. Комель имеет более плотную тяжелую древесину, насквозь пропитан смолой, приближает к земле центр тяжести дерева и, выдержав при жизни огромные и длительные нагрузки на слом и сжатие, сформировал себя в виде прочнейшей, утолщающейся книзу колонны. Колонна здания — думалось попутно мне — это, в сущности, ствол дерева, шпиль — вершина его…

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья».
1850-е.

Дерево:

1. Многолетнее растение с твёрдым стволом и ветвями, образующими крону.
На одном холме стояло дерево – очень высокая ёлка. (М. Пришвин. Фацелия.)

2. Древесный материал, идущий на изделия, постройки.
Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею. (И. Гончаров. Обломов.)

Родословное дерево – родословная таблица в виде дерева.
За деревьями (или из-за деревьев) леса не видеть – проявляя внимание к мелочам, забывать о главном, основном.

«Словарь русского языка». Москва. «Русский язык». 1981 год.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у реки».
1861.

…ежедневно на земном шаре зажигают приблизительно 3,5 млрд. спичек и примерно 1 млн. кг дерева буквально выбрасываются на ветер.

«Техника – молодежи» 1963 год.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у озера».
1868.

Новое о деревьях.

Деревья растут только по ночам – с 9 час. вечера до 6 час. утра. Многочисленные измерения, проведённые д-ром Гонзалесом показали, что 90% суточного прироста приходятся на тёмное время суток, а остальные 10% — на вечер. Между полуднем и 6 часами вечера деревья «отдыхают» (Австралия).

«Техника – молодежи». 1970 год.

* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у воды. Ветви деревьев».
1870-е.

Кора очищает воду.

Воду, загрязнённую нефтяными отходами предприятий и судов, можно очищать обыкновенной древесной корой. Измельчённую и спрессованную кору, уложенную на основу из нейлона, опускают в «нефтяную» воду.

Два метра такой коры поглощают один литр нефти. После использования такая кора, пропитанная нефтью – великолепное топливо (Норвегия).

«Техника – молодёжи» №5 1970 год.

* * *

Андрей Иванович Иванов.
«Адам и Ева с детьми под деревом».
1803.

Аполлинарий Михайлович Васнецов.
«Строительство деревянных стен Кремля XII века».
1903.

Архип Иванович Куинджи.
«Закат с деревьями».
1876-1890.

Архип Иванович Куинджи.
«Дерево на фоне вечернего неба».
1890-1895.

Архип Иванович Куинджи.
«Стволы деревьев».

Василий Васильевич Верещагин.
«Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге».
1894.

Винсент Ван Гог.
«Абрикосовые деревья в цвету».

Винсент Ван Гог.
«Вид Арля с цветущими деревьями».
1889.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог.
«Два копателя среди деревьев».
1889.
Институт искусств, Детройт.

Винсент Ван Гог.
«Дерево, согнувшееся под ветром».
1883.

Винсент Ван Гог.
«Деревья в поле в солнечный день».
1887.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог.
«Деревья в саду госпиталя Сен-Поль».
1889.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог.
«Деревья».
1887.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог.
«Деревянные сараи».
1889.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог.
«Миндальное дерево в цвету».
1888.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог.
«Осенний пейзаж с четырьмя деревьями».
1885.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог.
«Стволы деревьев с плющом».
1889.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог.
«Стволы деревьев с плющом».
1889.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог.
«Фруктовый сад в цвету (Сливовые деревья)».
1888.

«Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны».

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья в поле. Братцево».
1866.

Деревья различаются по форме ствола (конусовидные, цилиндрические, вздутые и др.), кроны (пирамидальные, яйцевидные, шаровидные и др.), а иногда и корней (досковидные, ходульные, корни-подпорки, дыхательные и др.).

«Большая Российская энциклопедия». Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья. Козловка-Засека».
1873.

Государства брали своим гербом (кстати, слово «херба» переводится как растение, трава, дерево) то пальмовую ветвь, то кленовый лист, то невиданный цветок дерева. До сих пор представители некоторых племён и народностей считают, что устроили свой дом лишь только после того, как поставят на новой территории хотя бы шест – символическое дерево рода.

А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Овраг в Козловке-Засеке. Группа деревьев».
1873.

Взять хотя бы комнатные цветы. Если любящий и ухаживающий за ними хозяин заболевает, цветы чахнут и теряют листья. В случае же его смерти растения часто тоже погибают. Во многих странах есть обычай: в случае смерти одного из домочадцев вешать на комнатные растения траурные ленты или чёрную шаль. Такое траурное украшение помогает растению высказать свою скорбь и уберегает его от преждевременной смерти от горя.

Связь между человеком и деревом ещё более крепка. На этом основывается другой древний обычай у многих народов мира. После рождения ребёнка родители сажают в его честь маленькое деревце либо выращивают несколько лет саженец в горшке из семечка, а затем дают посадить его подросшему малышу. Подрастающий ребёнок из года в год оберегает своего «зелёного друга», ухаживает за ним. А многие годы спустя, покидая отчий дом, этот человек явственно ощущает незримую связь между собой и родным деревом.

Исследовавший этот феномен парапсихолог Валерий Андреев утверждает: «Когда человек сам посадил дерево и уделяет ему потом внимание, можно считать, что жизнь обоих прочнейшим образом связана. Человек и его дерево как бы составляют единое целое в астральном плане».

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Срубленное дерево».
1875.

Будучи четырёхлетним малышом, Игорь Жилин посадил в саду своих родителей маленькую берёзку. Деревце постепенно росло и крепло. В юношеском возрасте паренёк любил отдыхать с книжкой в руке под молодой берёзой, нежно шелестящей ярко зелёной листвой. Во время учёбы в институте Игорь почти всё лето провёл в геологической экспедиции далеко от родного дома. В один из дней, увидев, увидев, что на берёзе стали усиленно сохнуть листья, родители юноши не на шутку встревожились. Ведь сын их предупреждал: если с ним что-то случится, его дерево непременно сообщит об этом. Вскоре родители получили телеграмму, в которой сообщалось: Игорь попал в аварию и лежит в больнице, состояние его тяжёлое, но вероятность выздоровления высока. На сей раз Игорю удалось вылечиться, целым и невредимым вернуться домой. Берёза, немного поболев, снова приоделась в зелёную лиственную шаль. Позже, уже после окончания института, Жилин увлёкся альпинизмом и каждое лето ездил в горы. Когда ему было сорок три, он уехал с друзьями штурмовать Казбек. Совсем уже состарившиеся родители Игоря, коротавшие остаток жизни на подмосковной даче вместе с внуками, однажды, как и много лет назад, с ужасом обратили внимание на любимое дерево своего сына. Берёза стремительно чахла прямо на глазах. Страшная весть о гибели Игоря во время сложнейшего восхождения на гору пришла пару дней спустя. Дерево же, потеряв всю листву, превратилось в сухой остов, печально воздевающий к небу свои оголённые руки-ветви. Три года спустя мёртвую берёзу повалил бушевавший в Москве и Подмосковье знаменитый ураган 1998 года.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«В лесу. Упавшее дерево».
1878.

Растения – существа живые. Ботаники даже установили, что так называемые геопатогенные, то есть неблагоприятные для человека и животных, зоны на деревья влияют гораздо активнее, чем на людей. В таких зонах они просто не растут, как говорится, чахнут на корню.
А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья у ручья на горе Кастель».
1879.

Иван Иванович Шишкин.
«Упавшее дерево. Сиверская».
1879.

Деревья в родовых поместьях не всегда погибают после смерти посадившего их, а могут просто терять одну из своих мощных ветвей каждый раз, когда умирает кто-то из домочадцев. Родовой дуб в поместье дворян Никитских был посажен почти четыреста лет назад. Князь Алексей Никитский укрепил на дубе табличку с надписью: «Покуда жив наш род, будет дуб сей стоять, но если последний из нашего рода умрёт, погибнет и он». С того времени люди стали замечать каждый раз, когда у Никитских кто-то умирал, у дуба сразу же обламывалась или усыхала одна из веток. После Октябрьской революции Никитские бежали за границу, и вскоре в их дуб ударила молния, сильно изуродовав исполина. Но ещё десятки лет изувеченное дерево продолжало жить. И лишь в 1989 году, когда во Франции умер последний потомок этого древнего рода, уцелевший после всех передряг дуб стал стремительно сохнуть, вскоре превратившись в безжизненную изуродованную корягу.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья».
1870-е.

Учителей знаменитый йогов непременно изображают сидящими под священными деревьями. А самого человека йоговской школы нередко изображают в виде дерева. Ствол – спинной мозг, ветки – 72 тысячи нервов, семь цветков на дереве – семь центров астрального тела, листья – лёгкие… Дело, конечно, не только в аналогиях, но ещё и в том, что «нервизм» и нервную систему у деревьев недавно обнаружили учёные. И потому не надо смеяться над теми, кто утверждает, будто чувствует настроение растений и даже разговаривает с ними.
А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
Поваленное дерево.
1870-е.

Иван Иванович Шишкин.
«Спиленное дерево».
1870-е.

Обычно содружество человека и дерева приносит положительные результаты. Срок жизни дерева больше, чем у человека, и оно в какой-то мере продлевает жизнь и сохраняет здоровье своему «брату» или «сестре». Однако есть один неприятный побочный эффект. Если по воле рока первым погибнет дерево, то и с его хозяином может случиться несчастье.

Такой обратный эффект несколько лет назад оборвал жизнь одного из моих знакомых. Во дворе Михаила Шумилина росла раскидистая берёза, которую он посадил, ещё будучи ребёнком. Он любил дремать в её тени, а отправляясь в командировку, всегда прощался с ней, как с человеком, по возвращении здоровался. Но, к несчастью, берёза росла возле соседнего забора, и злобная старуха-соседка то и дело требовала от Михаила спилить дерево, мотивируя это тем, что оно «все соки высосало» из её огорода. Много раз он посылал куда подальше старую фурию, но однажды та решилась на откровенное злодейство. Когда пятидесятидвухлетний Шумилин уехал отдохнуть в санаторий, а его жена и дети отправились в турпоездку, соседка подговорила двух алкашей, и те за литр водки срубили берёзу под корень. В тот же день у находившегося за две тысячи километров от родного дома Михаила случился тяжелейший сердечный приступ, а спустя несколько дней, так и не оправившись от удара, он умер. Но и зловредная старуха скончалась через несколько месяцев после смерти соседа.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

Иван Иванович Шишкин.
«Этюды деревьев».
1880-е.

Иван Иванович Шишкин.
«Гнилое дерево, покрытое мхом».
1890.

Иван Иванович Шишкин.
«Группа лиственных деревьев и камни». Набросок.

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья».

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев.

* * *

Пугачёва И.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: irina.mironova.68@mail.ru

В прикладном искусстве старые формы, мотивы, символы, эмблемы и отдельные композиции бесконечно долго сохраняют свою живучесть, переходя без особых внешних изменений из одной культурной эпохи в другую. «Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа» – Б.А. Рыбаков.

Практически всегда Древо жизни связывает три мира: наш, рай и ад, или является связующим звеном между верхним миром, миром смертных и нижним, подземным, то есть потусторонним миром. В кроне Древа обитают птицы, души и святые, у корней хтонические и демонические существа (змеи, бесы и т.д.). Также, оно может являться символом человеческой жизни, как процесса рождения, непосредственного существования, смерти и возрождения (новое рождение). В первую очередь, значение Древа жизни заключается в связи и гармонии между землей и небом, человеком и божественной сущностью. Древо Жизни – источник жизни, символ возрождения, счастья, благополучия. Троичная система космогенеза представляет мир из трех классов существ (птицы, животные, земноводные), включает временные понятия (прошлое, настоящее, будущее), три части тела (голова, туловище, ноги), три стихии (огонь, земля, вода).

В мифологических и религиозных системах особенно подчёркивается восходящая линия жизни – от рождения к максимальной стадии роста – цветению и плодоношению. Наиболее наглядный образ жизни был найден в растительном мире, точнее, среди деревьев, особенно таких, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, явор – клен белый, произрастает на Украине, ива, лиственница, кедр, сикомор – фикус семейства тутовых, родина Египет, на Ближнем Востоке дерево неприкосновенное, баньян – индийский фикус из семейства тутовых с самой большой кроной, тис – самое долгоживущее дерево, возраст самого древнего тиса оценивается в девять тысяч лет).

Изображение Древа жизни – это единая гармоничная композиция, где могут быть использованы ствол, стебель, росток, бутон, распустившийся цветок, плод, указывает на течение жизни. Часто Древо жизни бывает представлено как женский (материнский) персонаж или, по крайней мере, как его обиталище. В некоторых архаичных традициях Древо жизни изображаются как женское начало, с которым сочетаются животные, связанные со средней частью дерева (стволом) и являющиеся носителями оплодотворяющей силы. Идея изобилия, высшей степени плодородия, соотносимая с Древом жизни, объясняет частый образ двойных (или спаренных) деревьев и соответственно двойных плодов.

В христианстве – особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды 12 раз в год, которые давали человеку бессмертие, вечную молодость и исцеляли любые болезни. Древо жизни служило образцом блаженной и полной благодати жизни с Господом. В христианстве древо жизни также символизирует развитие духовных качеств каждого человека, его стремление познать Всевышнего и связь каждого человека с тем, к кому он обращается с молитвами.

Мифологический сюжет спасения с помощью дерева как обретения жизни ещё более расширяет сферу, в которой выступает Древо жизни. Примером послужит исключительно широко распространённый сказочный мотив, где герой – победив змея, спасается из подземного царства смерти, взобравшись на вершину чудесного дерева, откуда его уносит птица (орёл); характерно, что обычно герой освобождает царевну, будущую свою жену, и приносит с собой на землю живую воду.

Узоры с Древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси в средневековой вышивке, распространены они были и в крестьянском искусстве России XIX века. Они присутствуют в резьбе по дереву, росписи по дереву, ткачестве, русском рисованном лубке. В языческой древности рай, называемый «ирей» или «вырий» находился на небе, где царство птиц. Поэтому дерево в окружении птиц на ветвях, с мотивом конских голов в основании дерева, служившие оберегами, символами домашнего очага и солярным знаком на вершине воспринималось как изображение райского древа, вечного символа Древа жизни (рис. 1). Указанием на Древо жизни может служить и треугольная горка (мировая гора), из которой произрастает дерево (рис. 2). Порой изображение Древа жизни становится совсем миниатюрным – листик с птичкой на его вершинке.

Рис. 1. Прялка-«терем». XIX век. Ярославская губерния

Рис. 2. Лопасть прялки. Конец XIX века. Мезенский уезд, Архангельская губерния

Крестьянское искусство всегда подпитывалось фольклорными поэтическими образами, где Древо жизни один из любимых мотивов, цветущее и плодоносящее дерево, как символ красоты природы, радости, оптимизма.

Мотив Древа жизни можно видеть в различных композициях в народном искусстве. Часто птица Сирин изображается с веткой, что символизирует Древо жизни, а Алконост с цветком в руке (рис. 3).

Рис. 3. Русский лубок. Конец XVIII – начало XIX века

Процветший хвост льва – это тоже Древо. На парадном украшении «Суздальское оплечье» конца 12 – первой четверти 13 века древнерусские златокузнецы изобразили орнамент в виде процветшего креста (рис. 4). А на русских вышивках порой трудно точно определить мотив богини-женщины, рожаницы или Древа. Но по смысловому значению все эти символы близки и относятся к плодородию.

Рис. 4. Суздальское оплечье (парадное украшение). Конец XII – первая четверть XIII века. Владимирская губерния

В русском рисованном лубке встречается «Древо разума», на котором назидательные изречения заключались в орнаментированные круги или были написаны на широких изогнутых листьях дерева-куста, как древо мудрости с полезными советами и наставлениями

В сфере ритуала образ Древа жизни реализуется чаще всего в связи с положительным членом комплекса: рождение – плодородие – смерть (роль деревьев в ритуалах плодородия, свадьбы и т.п.). В славянской мифологии дерево – объект поклонения. К священным деревьям приходили для свершения различных обрядов, чтобы избавиться от болезней, сглаза, порчи, бесплодия. Приходившие приносили жертвы и дары, молились, прикасались к коре дерева, «исповедовались», каялись в грехах, просили у дерева прощения.

Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений. У славян дуб соотносился с верхним миром. Ему приписывались положительные значения. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дерево. Мировое дерево в славянской мифологии похоже на дуб, только растут на нем не желуди, а семена всех растений земли. Отголоски этих представлений о дереве, растущем на земле, но достигшем небес, сохранились в многочисленных сказках.

Почитаемым «женским» деревом была у славян береза. Березе девушки жаловались на немилого жениха, неверного любимого, злодейку-разлуч-ницу. Березу наряжали лентами, бусами, платочками. Белый цвет считался у славян цветом смерти, поэтому береза являлась посредницей между миром живых и мертвых. Зелень листвы символизировала жизнь, то есть береза олицетворяла сразу и жизнь, и смерть.

Яблоня – не простое дерево для русского человека. Не случайно она упоминается во многих свадебных песнях и сказках. Народная мудрость рассудила правильно: на Древе жизни должны быть плоды, дарующие бессмертие или вечную молодость. Плод, приносящий бессмертие в сказке должен быть красивым, золотым, вкусным и сладким. Наш народ выбрал в качестве плода бессмертия яблоко. Но ведь яблоки не растут на дубах, так священный дуб, дерево Перуна-громовержца в сказках превратился в яблоньку.

В некоторых народных заговорах наряду с дубом, березой выступает как Мировое дерево верба, центр мироздания. Верба являлась олицетворением грозы, молнии, облаков, несущих дождь. Отсюда представление о том, что верба может защитить от бури, молнии, грозы, грома и имеет власть над погодой.

Ель и сосна – древнейшие деревья русских лесов. Сосна – вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств. На Руси ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: первое – добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и т.д.; второе – приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Происхождение слова «ель» – ель, острая, колючая. Для культурного применения и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, острого, колючего, пахнущего, «женского» дерева. Характеризуются пирамидальной, доходящей почти до земли, кроной. С елью Русы сопоставляли символизм вечной жизни.

Орешник или лещина – священное дерево, в народных поверьях связанное с загробным миром, использовалось в качестве оберега от нечистой силы.

Осина – в народной традиции «нечистое» дерево, проклятое Богом. Вместе с тем, осину использовали и как средство против нечистой силы.

Рябина – дерево-оберег, используемое в магии и народной медицине. Особую роль рябина играла в свадебных обрядах как защита от сглаза.

У западных и восточных славян липа тесно связана с христианскими легендами: дерево считалось древом Богородицы, говорили, что когда Богородица спускается с небес на землю, она отдыхает именно на липе. На липу вешали иконки и образки, существовали поверья, что именно на липе чаще всего являлись чудотворные иконы. Одна их христианских легенд гласит, что липа стала убежищем для Богородицы, когда она с маленьким сыном бежала в Египет.

Символическое значение Древа жизни не так однозначно, как представляется на первый взгляд. Хотя в мифологии разных культур символ Древа жизни имеет схожее значение и описание. Древо жизни – символ плодородия, вечного возрождения и обновления. Древо жизни, один из вариантов образа Древа мирового – мировой оси, центра мира и воплощения мироздания в целом. Образ Древа Мира устанавливается для разных традиций со времени бронзового века.

Литература

  1. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок кон-ца 18 – начала 20 века. М., 1992.
  2. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. М., 2006.
  3. Лаврова С.А. Славянская мифология. М., 2011
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
  5. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М., 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *