Джеймс фрэзер золотая ветвь

Золотая ветвь

Художник

JMW Тернер

Год

1834 г.

средний

Масло на холсте

Размеры

104,1 × 163,8 см (41,0 × 64,5 дюйма)

Расположение

Галерея Тейт , Лондон

Золотая ветвь — это картина 1834 года английского художника Дж . М. У. Тернера . На нем изображен эпизод с золотой веткой из » Энеиды » Вергилия . Он находится в коллекциигалерей Тейт .

Задний план

Джон Раскин описал «Золотую ветвь» как продолжение картины Тернера 1823 года «Бухта Байя» , основанной на мифе об Аполлоне и кумской сивилле .

Описание

На картине изображена сцена из книги VI древнеримской эпической Энеиды по Вергилию . Тернер использовал английский перевод Кристофера Питта . Герой Эней хочет попасть в Подземный мир, чтобы посоветоваться со своим мертвым отцом. Сивилла из Кумы говорит ему , что он должен предложить золотой сук от священного дерева к Прозерпину , чтобы войти. На картине изображен пейзаж вокруг озера Авернус , которое является входом в Подземный мир. Сивилла стоит слева и держит серп и срезанную ветвь. Танцующие судьбы на заднем плане и змея на переднем плане предвещают загадки подземного мира.

Происхождение

Коллекционер Роберт Вернон купил картину до того, как она была выставлена ​​публично. Он был показан в Королевской академии художеств в 1834 году. Вернон передал его Национальной галерее в 1847 году, а в 1929 году он был передан галерее Тейт . Он остается в коллекции галерей Тейт , но по состоянию на 2020 год не выставлялся.

Наследие

Джеймс Джордж Фрейзер упоминает эту картину в своей книге «Золотая ветвь» (1890), которая теоретически реконструирует мысленный образ, который, по словам Фрейзера, связывает множество мифов и религиозных практик. Книга впоследствии повлияла на многих писателей. Картина Тернера служит его фронтисписом и рассматривается в первом абзаце:

Кто не знает, как Тернер изображает Золотую ветвь? Сцена, залитая золотым сиянием воображения, в котором божественный разум Тернера погрузился и преобразил даже самый прекрасный природный ландшафт, представляет собой похожее на сон видение маленького лесного озера Неми , «Зеркало Дианы», как его называл древние. Никто, кто видел эту спокойную воду, плещущуюся в зеленой лощине Альбанских холмов, никогда не сможет ее забыть. Две характерные итальянские деревушки, дремлющие на его берегах, и столь же итальянские палаццо, террасные сады которого круто спускаются к озеру, почти не нарушают тишину и даже уединенность этой сцены. Сама Дайан может все еще задерживаться на этом пустынном берегу, все еще преследовать эти дикие леса.

Джеймс Фрэзер

Золотая ветвь. Исследование магии и религии

J. G. Frazer

The Golden Bough: A Study in Magic and Religion

© Рыклин М. К., перевод на русский язык, 2011

© Токарев С. А., наследники, послесловие и комментарии, 1980

© Издание на русском языке, оформление ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018

КоЛибри®

* * *

Из предисловия автора к сокращенному изданию «Золотой ветви»

Основной целью настоящей книги является объяснение любопытного правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции. Впервые приступив к изучению этой проблемы более тридцати лет тому назад, я полагал, что решение может быть найдено очень быстро. Однако вскоре обнаружилось, что для того, чтобы найти правдоподобное (и даже просто понятное) решение, необходимо обсудить ряд более общих вопросов, часть которых ранее практически не поднималась. В последующих изданиях обсуждение этих и близких к ним вопросов занимало все больше места, исследование разрасталось во многих направлениях до тех пор, пока два первоначальных тома не превратились в двенадцать. За это время читатели часто высказывали пожелание переиздать «Золотую ветвь» в более сжатой форме. Выход в свет данного сокращенного издания продиктован стремлением удовлетворить это пожелание и сделать книгу доступной более широкому кругу читателей. Хотя объем книги был значительно сокращен, я постарался сохранить в неприкосновенности основные ее идеи и привести для их иллюстрации достаточное количество примеров. Несмотря на сжатость изложения, большей частью был сохранен и язык полного издания. Чтобы вместить возможно больший объем текста, я пожертвовал примечаниями и точными ссылками на источники. Поэтому для проверки источника того или иного высказывания читатели должны обращаться к полному изданию, снабженному подробной библиографией.

В сокращенном издании я не вводил новый материал и не изменял взглядов, высказанных в последнем, полном, издании. В целом данные, с которыми мне удалось познакомиться за это время, либо подтверждали мои выводы, либо по-новому иллюстрировали старые положения…

Является ли моя теория верной или от нее следует отказаться, покажет будущее. Я всегда готов отказаться от нее в пользу лучшей теории. Предоставляя новый вариант книги на суд публики, мне хотелось бы предостеречь против неверного понимания ее задачи, которое продолжает иметь место, несмотря на то что в прошлом я уже выступал против него. Если я в данной работе подробно останавливаюсь на культе деревьев, то это происходит не потому, что я преувеличиваю его значение в истории религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Просто, стремясь объяснить смысл должности жреца, носившего титул Царя Леса, я не мог обойти молчанием этот культ. Ведь в обязанности этого жреца входило срывать Золотую ветвь – ветвь с дерева в священной роще. Но я далек от того, чтобы приписывать поклонению деревьям первостепенное значение в развитии религиозного сознания, и, в частности, считаю его подчиненным страху перед покойниками, который представляется мне самым мощным фактором в формировании первобытной религии. Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной. Однако я слишком близко знаком с гидрой заблуждения, чтобы, отрубая одну из ее голов, рассчитывать на то, что смогу предотвратить рост другой (или даже той же самой) головы. Тем не менее я верю в искренность и ум своих читателей: пусть же они исправят это серьезное заблуждение.

Джеймс Джордж Фрэзер

Лондон, июнь 1922

Глава I. Диана и Вирбий

Кто не видел картину Тёрнера «Золотая ветвь»? Пейзаж, залитый золотистым свечением грёзы, в которую погрузился божественный дух Тёрнера, преобразивший прекраснейший из природных ландшафтов, увиденное в порыве вдохновения небольшое лесное озеро Неми, «зеркало Дианы», как называли его древние. Незабываема спокойная водная гладь, окаймленная зеленой цепью Альбанских гор. Уединенность местности не нарушается двумя типично итальянскими деревеньками, погруженными в дрему на берегу озера, и дворцом – также в итальянском стиле – с садами, которые резкими уступами спускаются к озеру. Кажется, будто Диана не захотела оставить этот одинокий берег и продолжает обитать в лесной чаще!

В древности на фоне этого лесного пейзажа неоднократно разыгрывалось одно и то же странное и трагическое событие. На северном берегу озера, прямо под отвесными утесами, к которым притулилась деревушка Неми, находились священная роща и святилище Немийской, или Лесной, Дианы. Озеро и роща были известны тогда под названием Арицийских. Но город Ариция (теперь он называется Ла-Ричча) был расположен почти в пяти километрах отсюда, у подножия Альбанской горы, и отделен крутым спуском от озера, находящегося в небольшой воронкообразной впадине на склоне горы. В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом – убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент.

Должность эта, обладание которой было столь зыбким, приносила с собой царский титул. Но ни одна коронованная особа не была мучима более мрачными мыслями, чем Немийский жрец. Из года в год зимой и летом, в хорошую и плохую погоду, нес он свою одинокую вахту и только с риском для жизни урывками погружался в беспокойную дрему. Малейшее ослабление бдительности, проявление телесной немощи и утрата искусства владеть мечом ставили его жизнь под угрозу: седина означала для него смертный приговор. От одного его вида прелестный пейзаж мерк в глазах кротких и набожных паломников. С суровой и зловещей фигурой Немийского жреца плохо сочетались мечтательная голубизна итальянского неба, игра светотени в летних лесах и блеск волн на солнце.

Давайте лучше вообразим себе немийский пейзаж, каким он мог предстать перед запоздалым путником в одну из тех бурных осенних ночей, когда густым дождем падают увядшие листья и ветер поет погребальную песнь уходящему году. Какая мрачная картина, положенная на меланхолическую музыку! На заднем плане темнеет растерзанный лес на фоне низкого, затянутого тучами неба, вздохи ветра в ветвях, шелест увядших листьев под ногами да плеск холодной воды о берег. А на переднем плане в сумерках темная фигура человека, ходящего взад и вперед; и когда, выплыв из бегущего облака, бледная луна всматривается в него сквозь оплетенные ветви, на плече его ярко вспыхивает сталь.

Закон наследования титула жреца в Неми не имеет параллелей в классической древности. Для того чтобы найти ему объяснение, следует заглянуть дальше в глубь веков. Никто, видимо, не станет отрицать, что подобный обычай отдает варварской эпохой и, подобно первобытному утесу на гладко подстриженной лужайке, в совершенном одиночестве возвышается посреди изысканного италийского общества времен Империи. Но именно грубый, варварский характер этого обычая вселяет в нас надежду на его объяснение. Исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве поверхностных различий первые грубые философские системы, выработанные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах. Следовательно, если мы сможем доказать, что такой варварский обычай, как наследование титула жреца в Неми, существовал в других обществах, если нам удастся раскрыть причины существования подобного института и доказать, что одни и те же причины действовали в большинстве (если не во всех) человеческих обществах, при различных обстоятельствах пробуждая к жизни множество различающихся в деталях, но в целом сходных институтов, наконец, если нам удастся продемонстрировать, что те же самые причины, вместе с производными от них институтами, на самом деле действовали и в классической древности, – тогда мы сможем по праву заключить, что в более отдаленную эпоху те же причины породили правила преемственности жречества в Неми. За недостатком прямых сведений о том, как этот институт возник, наши заключения никогда не достигнут статуса доказательства, но они будут более или менее вероятными в зависимости от полноты, с какой удастся выполнить указанные условия. Предложить достаточно вероятное объяснение института жрецов в Неми, удовлетворяющее этим условиям, – вот цель данной книги.

6lib.ru — Электронная Библиотека
Название книги: Золотая ветвь
Автор(ы): Фрезер Джеймс
Жанр: История
Адрес книги: http://www.6lib.ru/books/zolotaa_vetv_-3730.html
От редакции
«Золотая ветвь» известного английского религиоведа и этнолога Джеймса Фрэзера (1854-1941) принадлежит к числу тех фундаментальных исследований, которые составляют непреходящую ценность для многих поколений ученых. Посвятив жизнь изучению фольклористики и истории религии, Дж. Фрэзер собрал огромный фактический материал, позволивший ему с помощью сравнительно-исторического метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. note 1
Первое издание «Золотой ветви» вышло в Лондоне в 1890 году в двух томах, а затем книга переиздавалась в различных вариантах, — то в более пространных, то в сокращенных. Труд был переведен на множество языков. На русском языке он впервые был издан в 1928 году (1-4-й выпуски). Однако перевод был сделан с подготовленного женой Дж. Фрэзера авторизованного сокращенного французского издания.
Настоящее издание — это первый перевод «Золотой ветви» на русский язык с английского сокращенного издания, подготовленног

Джеймс Джордж Фрэзер — известный английский культуролог и этнолог, учёный, работы которого стали настоящей вехой в исследовании мифов, фольклора и религий. Наиболее известное его произведение «Золотая ветвь» стало настольной книгой многих учёных и послужила вдохновением для поэтов и писателей (Томас Элиот, Говард Лавкрафт, Роберт Грейвс), использовавших образы этой замечательной работы.

Оригинальное название: The Golden Bough.
Первое издание: 1890 год, Лондон.

Джеймс Фрэзер

Имя Джеймса Фрэзера значит в антропологии и фольклористике не меньше, чем имена Эдуарда Тайлора, Карла Густава Юнга, В.Я. Проппа, А.Н. Афанасьева. И «Золотая ветвь», безусловно, та книга, без которой невозможно обойтись при изучении мифологии, сказок, фантастики. Впервые книга вышла в 1890-ом, в Лондоне, позднее она пополнилась огромным количеством новых материалов, примеров, новыми выводами, и с каждым переизданием число томов этой книги так же росло. Охватить весь корпус собранных Фрэзером сведений довольно невозможно, что понимал сам автор, выпустив позднее сокращённый, облегчённый вариант, более доступный для простого читателя. Именно это издание и было взято за основу при переводе и издании в России, именно его обычно и читают (если, конечно, у вас нет возможности читать 12-ти томное издание на английском языке).

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта».

Этот важнейшая научная работа не была задумана Фрэзером изначально, учёный всего лишь пытался объяснить один загадочный и странный ритуал, связанный со жрецом Дианы, обитающим в священной роще в Ариции, живописном городке, расположенном неподалёку от Рима. Этот жрец имел большую власть и носил титул Царя Леса, однако вынужден был постоянно опасаться за собственную жизнь, т.к. его преемником должен был стать человек, убивший его в поединке. Рано или поздно, когда силы одного жреца слабели, он старел и дряхлел, его самого убивал более молодой и сильный претендент.

Картина Уильяма Тёрнера
Золотая ветвь

Цель и замысел Фрэзера всё более усложнялись, количество материалов и примеров росло. Для объяснения одного ритуала ему пришлось заглянуть очень глубоко, понять и обобщить многие принципы и механизмы, которые и служат основой различных обычаев, попытаться ответить на многие очень сложные вопросы. В книге рассматривается огромное количество примеров самых причудливых ритуалов, суеверий, представлений народов и племён со всего земного шара. Есть там и описание традиций и ритуалов славян, украинского и русского, польского народов. Даже несмотря на то, что это издание представляет лишь сильно сокращённый вариант, количество примеров, эрудиция автора и его трудолюбие поражают.

Правда, Джеймс Фрэзер не сам наблюдал все эти обычаи, не сам собирал о них сведения в самых удалённых уголках земли. Он был кабинетным учёным, однако вёл переписку с большим количеством корреспондентов, в основном с миссионерами, непосредственно сталкивавшимися с традиционными культурами, с дикими племенами. Обычно в начале каждой главы даётся определённый тезис, который затем подтверждается и развивается многими примерами, затем делаются выводы. Каждая глава посвящена своей теме. Сопоставление похожих обычаев и представлений у разных народов позволяет увидеть сходство между ними и объяснить, как формируются эти представления.

«Одни народы верят, что душа человека пребывает в его тени, другие считают, что она пребывает в его отражении о воде или в зеркале. Например, «андаманцы считают душами не тени, а отражение (в любом зеркале)».

Приводимые примеры вызывают часто усмешку, удивление, а иногда даже и ужас. Поражаешься, насколько странными могут быть народные верования, насколько глупо и жестоко могут вести себя люди и как могут они столь бессмысленно усложнять свою и без того очень непростую жизнь. Книгу Фрэзера я бы не советовал всякому человеку, она точно может вызвать раздражение у людей излишне религиозных, поскольку Фрэзер убедительно и последовательно показывает связь и родство христианских представлений и ритуалов с языческими культами. По его мнению, убедившись, что собственных человеческих сил и способностей недостаточно для изменения мира, для создания благоприятных условий жизни, человек перешёл от магии к вере в сверхъестественное, высшее существо и к религии, которую затем должна сменить наука. Все эти стадии проходит любое общество, однако это не означает, что рождение нового вида познания полностью исключает существование предыдущего, что мы видим и в современном мире. Схема данная, конечно же, условна, но весьма интересна и полезна как модель для объяснения многих процессов. Причём Фрэзер отмечает, что магия не играла лишь отрицательную роль, что на определённой стадии её существование было необходимо для развития человечества, т.к. маги во многом были первыми учёными, пытавшимися познать мир, дать объяснение природным явлениям, только наука их была несовершенна, а выводы ошибочны. Но они дали толчок человеческому развитию, наиболее прозорливые из них и в действительно делали определённые открытия, подмечали реальную связь вещей, лишь маскируя свои настоящие знания с помочью причудливых и нелепых ритуалов. Древний жрец был наделён особой властью, иногда превышающей даже власть царя, светского правителя. А часто эти два титула носило одно и то же лицо.

Джеймс Фрэзер. Золотая ветвь

Когда ты читаешь Фрэзера, многое для тебя становится понятным: корни многих современных, сохранившихся до сих пор суеверий, символика и настоящий смысл некоторых религиозных таинств, их происхождение. Ты начинаешь смотреть на мир немного иначе, более осмысленно, ты вооружаешься этим новым знанием. И, видя, насколько странными, непонятными, бессмысленными могут быть верования, ты осознаёшь, какой длинный путь прошла человеческая мысль, какая непреодолимая пропасть отличает нас от карфагенян, древних греков, египтян и других народов, от наших предшественников и предков. И в то же время ты видишь, что сохраняется между нами и что-то общее, лишь видоизменяясь со временем.

Книга Фрэзера, несмотря на то, что это научное сочинение, написана красивым, точным, ярким и поэтичным языком, не случайно первая специальность автора — литературоведение, да и сам он писал стихи. Фрэзер не просто учёный, он настоящий мечтатель, поэт, он наделён даром слова и убеждения. Его мысль ясна, она легко усваивается и не вызывает отторжения, не приходится пробираться через лабиринты бессодержательных строк, пустых фраз и разглагольствований — каждая страница ценна. Это, пожалуй, одна из самых поразительных научных книг, которую я когда-либо читал. И одна из немногих научных книг, которые хочется ещё не раз впоследствии перечитывать, иметь у себя в коллекции. Мы проходим вместе с Фрэзером долгий, но очень интересный путь и он, как талантливый экскурсовод, проводит нас сквозь века, знакомя с самыми разными представлениями и традициями, объясняя нам нас самих.

Стоит сказать, что, так как книга писалась ещё в конце XIX века, она содержит те научные представления, в том числе в естественных науках, которые господствовали в то время. Некоторые географические названия покажутся незнакомыми или устаревшими, потому что многое на карте мира за это время изменилось. Однако эта книга, несмотря на то, что некоторые выводы можно поставить сейчас под сомнение и что в то время единых, досконально продуманных методов исследования фольклора и мифов ещё не существовало, сохраняет своё значение до сих пор.
И я бы сказал, что человек, читавший Фрэзера и «Золотую ветвь», всегда будет отличаться от человека, его не читавшего. Читая «Золотую ветвь», наверное, вы можете начать сомневаться во многих религиозных догматах и представлениях, они получат научное, понятное и логичное объяснение. Кому-то, наверно, покажется, что это плохо. Мне же чтение этнографии, культурологии всегда сообщает ощущение сделанного открытия, оно вдохновляет меня и помогает с интересом смотреть на мир и всё существующее в нём, пробуждает мысль и воспитывает наблюдательность. «Золотая ветвь» помогает более глубокому пониманию мира, культуры и самого человека.

«Прогресс познания является бесконечным продвижением к вечно ускользающей цели. И едва ли стоит роптать на то, что этот поиск не имеет конца…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *