Гадание на старинном

Рождественские, новогодние и святочные гадания на Руси

Гадание имеет такую глубокую древность, что уже многочисленные виды его мы встречаем среди различных памятников Египта, Греции и в других странах мира.
Среди славян гадание было весьма распространенным, и им преимущественно занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания.
В древней Руси гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. В длинные, зимние вечера сенные девушки боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее.
Виды гаданий крайне разнообразны и поэтому, не приводя здесь всех, мы остановимся лишь на наиболее употребительных и популярных.
ЛИТЬЁ ВОСКА
Для того, чтобы можно было выполнить это гадание, берут восковую свечу(можно и простую, парафиновую, елочную) и изломав ее на мелкие кусочки, положить в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут таз с водой и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в бесформенных массах воска автомобиль, другие — фигуру молодого человека или молодой девушки, третьи — кровать (болезнь). Четвертые — поезд, пятые — гроб и т.д.
КОЛЬЦО В ВОДЕ.
Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без всяких рисунков, налить в него три четверти воды о осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Потом надо продолжительное время смотреть через воду в середину опущенного кольца. При довольно богатой фантазии, многие уверяют, что видят лицо будущего жениха.
ПОДСЛУШИВАНИЕ.
Ходят слушать к запертой церкви к ее дверям или часовне, выбирая для этого ясную, лунную ночь. Слушающие обязательно должны быть девушки! По поверию, будто бы. Можно услышать или венчальное пение или за упокой — кому суждено в этом году выйти замуж или умереть.
БРОСАНИЕ БАШМАЧКА.
Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). И уже, судя по тому, куда указывает носок башмака можно судить о том , с какой стороны будет суженый. Если же носок башмака указывает на околицу, то это означает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.
ГАДАНИЕ С ПЕТУХОМ.
По полу рассыпают считанные зерна и потом ровно в 12 часов ночи берут петуха с нашеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим. Петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал — это означает неудачу в этом году.
ГАДАНИЕ С ЛОДОЧКОЙ
для этого гадания берут таз с водой так, чтобы он был не совсем наполнен водой. На бортах этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.
Надо заготовить маленькую бумажку и карандаш к тому времени, когда под новый год будут бить часы 12. После первого удара надо успеть написать желание, сжечь бумажку, размешать пепел в шампанское и выпить прежде, чем часы закончат бить 12.
ИМЯ СУЖЕНОГО.
Выходят за ворота и опрашивают прохожих, спрашивая имя женщины у мужчин или имя мужчины у женщин. Указанное имя обыкновенно указывает на имя суженого или суженой.
ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР.
В ночь под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега. Причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.
ГАДАНИЕ С ЛЕПЕШКОЙ.
Вечером по новый год пеклась лепешка из муки с большим количеством соли. И потом ее клали под подушку гадающего. Но так чтобы он не знал что ему положили эту лепешку. Обычно это делает кто-то другой (родители, подруги). А утром спрашивают, что приснилось ночью. Если приснилось, что кто-то подал воды напиться и кто — то это и будет его суженый.
Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий приурочивалось к 12 часам ночи. Наиболее удачными днями гаданий считаются Святки, ночь под новый год, под Крещение и летом в день Ивана Купалы. Обычно в старину гадавшие и ряженые в день освящения воды на Крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в прорубь, смывая этим свои грехи.

КАК В СТАРИНУ ГАДАЛИ НА СВЯТКИ?

Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.
Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.
Гадание об урожае
Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.
Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю.
В старину у каждого члена семьи была своя личная ложка. По ним чаще всего и гадали о благополучии родственников. В емкость с кашей на меду и изюме (традиционное поминальное блюдо) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило ее владельцу скорую смерть. На ночь наливали в ложки воду и выставляли на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лед бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие.
В новогоднюю ночь ложились на землю в том месте, где молотят хлеб (оно называлось «ток»), и прислушивались: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство. Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, веселый был разговор или тягостный. Самые смелые ходили подслушивать к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу.
Гадание о замужестве
В балладе Василия Жуковского «Светлана» перечисляются самые известные способы гадания на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие. Пушкинская Татьяна готовилась к этому так:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
Рассказал автор «Евгения Онегина» Александр Пушкин и о том, что значит «топить воск» и как гадали с помощью подблюдных песен:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»…
Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж.
Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало.

Лучшие старинные русские гадания

Большинство стариных русских гаданий приурочивалось к большим и малым годовым праздникам церковного календаря, перекликавшимися со старинными языческими действами. В этой статье вы можете узнать простые и достоверные старинные гадания нагих предков.

Происхождение старинных русских гаданий

Старинные русские гадания популярны до сих пор. Полуязыческий, полухристианский строй верований, понятий и образа народной жизни наложили свой отпечаток и на гадальные ритуалы русской деревни.

Причем в народной религии было принято отмечать праздники «вместе» со всеми существами, населяющими Мать сыру землю, независимо от их языческого или христианского «происхождения».

Вот и получалось, что на Пасху славяне вроде как ограждались молитвой и крестным знамением от «нечистой силы» и тут же христосовались с ней! — ведь согласно языческим и народным поверьям, на Пасху даже черти катают крашеные яйца на перекрестках, поскольку это один из излюбленных праздников всех сверхъестественных существ!

Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий.

В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта.

Поэтому совпадал со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.

При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.

После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся.

Кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.

Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» — колядовали.

Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками — сластями, а то и деньгами.

Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.

Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.

На какие праздники можно гадать

Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса);

На Масленицу — зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, — пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних;

Потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной;

11 февраля надень Белеса — «коровий праздник», замещенный днем «Власия — сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.

В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».

В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы — праздник пробуждения медведя;

Всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны.

Ппричем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» — «дра-тися по мертвеци».

Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев — мертвецов.

4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса.

Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы — кульминация языческой обрядности.

Эти дни сопровождались ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах…

20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков — посвящением девушек в женщины.

В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии — гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.

В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.

Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших.

По этой причине ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.

Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».

Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.

Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места — овины, бани, чердаки и подвалы.

Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой — у проруби, у колодцев и водоемов…

Гадание на Крестопоклонной неделе

Пекут «кресты» в среду и запекают в них кольца, деньги и крест. Кому крест достанется — трудно жить будет или умрет скоро, кольцо — замуж выйдет или женится, деньги — богатым станет.

Гадание на замужество с лентой — кладут под горшок ленту из косы, под другой — кольцо. Кто ленту-косоплетку достанет, той дома сидеть, кто кольцо поднимет, замуж пойдет.

Гадание на Троицу

  1. Накануне Троицына дня свивают по венку на каждого члена семьи и в рожь кидают. На Троицу вынимают и в речку пускают; чей венок не поплывет, а сразу потонет, значит пришло ему время умирать.
  2. В четверг перед Троицыным днем девицы собираются вместе, чтобы вьюнки завивать — прутья на березе вьюночком оплетают и лентами связывают, венки плетут и на ту березку надевают, после варят на всех кашу и едят. После каши кидают ложки через березу и примечают: куда ложка черенком упадет — оттуда и суженого ждать, туда и замуж отдадут.
  3. Перед Троицыным днем собирается молодежь и угощается яйцами и маслом перед тем, как вьюнки завивать; в Духов день вьюнки развивают и в речку бросают. Чей вьюнок поплывет — тому долгую жизнь пророчат.
  4. Гадание на замужество в Троицын день — бросают в реку березовые венки и примечают:

Потонет чей венок — к болезням или смерти, на месте закружится — дома сидеть по избе кружить, поплывет чей венок — к большому плаванью, к отъезду из дому родительского, к замужеству или свадьбе.

Гадания о ведьме

  1. Если кого заподозрили в ведьмачестве, то берут нож с изображением креста на рукоятке и бросают через голову — тогда ведьма откроется.
  2. Мажут салом детские башмаки, и тогда ведьмы не могут выйти из церкви, пока в ней находятся дети.
  3. Во время обедни на Рождество становятся на скамейку, сделанную из нового дерева и смотрят: кто отвернулся от алтаря — те ведьмы и есть. После чего нужно быстрее идти домой, чтобы ведьмы не настигли и не растерзали увидевшего их сразу же после службы.
  4. Если посмотреть в глаза человека обычного — увидишь свое собственное изображение, а ведьму можно узнать по тому, что изображение в ее глазах перевернуто.

Старинные русские гадания по звукам

«Слово не воробей, выскочит — не поймаешь», — говорили в народе, наделяя речь и звук чудодейственным свойством предсказывать и изменять течение судьбы. Гадание на будущее с помощью «голосов» было очень популярно на Руси.

Вещими на Руси считались колокольный звон и скрип полозьев, стук топора и звуки, извлекаемые «коловерчением» в снегу…

Главной особенностью гаданий «на крестах» или «росстанях» считалось «припадение» к Матери-Земле, чтобы внимать «ее голосу».

Прежде чем «слышать голоса», гадающий должен был ввести себя в состояние некоторого эйфорического экстаза — вращением на одной ноге, движением по кругу и так далее.

Как гадали на Руси

Гадание по собачьем лаю

Это гадание на будущее расскажет о возможном замужестве. Гадание на лай — становятся на взгорке, книзу спиной, набирают снегу в сарафан и сеют из подола, приговаривая:

«Полю, полю бел снег, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови на печи». После слушают: в какой стороне, на каком дворе собака залает, туда и замуж отдадут.

Гаданье-полотье на хмельнике

  1. Идут на хмельник (место в лесу, поросшее диким хмелем, или огород, где выращивают хмель), набирают сзади в подол снег, полют и приговаривают:

    «Полю, полю белый снег на собачий след, взлай, собаченька, у свекра — на цепи, у свекрови — на печи, у милого моего — на постельке!»

    После слушают: в какой стороне собака залает — в той и жених живет, грубым голосом лаять будет — за старого замуж выходить, тонким — за молодого.

  2. 2. Полют снег на хмельнике, набирают в полу снег, после сыплют горстями через левое плечо, приговаривая три раза подряд: «Полю, полю снег, лай, собачка, на чужой стороне», — и слушают, где собака залает.

    Гадание со скалкой — колотят скалкой по верее и приговаривают: «Собачка, собачка, залай у свекра на цепи, у свекрови — на печи, у жениха моего — на постели».

Гадание по скрипу

Гадание в бочке-квашенке — трут мутовкой снег в бочке или в опарнице и слушают скрип, будто имя чье раздается, — так и суженого звать-величать будут.

Гадание скрипом — вертят в снегу кол и слушают: имя какое выскрипится — так и суженого величать будут. Еще ворочают оглоблю — тогда подвертка мороженая скрипит и будто бы имя мужское невнятно выскрипывается.

Гадание на санях — трогают на санях полозья и скрип слушают: какое имя проскрипит-выскрипится, так жениха или невесту звать будут.

Гадание с лошадью

Гадание у конюшни — подкатываются по снегу к воротам конюшни рожей кверху со стороны улицы и слушают: начнет лошадь переступать, ходить или фыркать, значит и поезду свадебному скоро быть, если тихо будет — и свататься не приедут.

Гадание у ворот — валятся на снег, подкатываются к соседским воротам и стучат мутовкой — заржет лошадь или зафыркает, значит возьмут в этом году замуж.

Гадание на лошадь — вечером, когда заведут лошадей в конюшню после работы, собираются девки, валятся на снег, подкатываются к воротам и трижды приговаривают:

«Добрый конь, скажи — не соври, скажи — не утаи, выйду ль я замуж, али нет?» После примечают: заржет конь, загремит уздой — значит замуж возьмут.

Гаданье-обскакиванье — близ полуночи девушки обскакивают колодец против солнца — три раза на левой ноге и три раза завораживаются: «Место чертово — черт с тобой!».

После слушают: закапает в колодце вода — быть замужем, не закапает — этот год дома сидеть. Перед тем как идти домой — развораживаются: обскакивают колодец по солнцу — три раза на правой ноге и три раза приговаривают: «Богово место — Бог с тобой!»

Гадание у хлебного амбара — ночью близ полуночи идут к житнице, обскакивают ее три раза против солнца на левой ноге и приговаривают:

«Место чертово — черт с тобой!» После замолкают и слушают: посыплются хлеба — за богатым жить, послышится заметание — за бедного выходить. Перед тем как идти спать, развораживаются.

Гадание на будущее по звуку

Гадание в риге — идут в крытую ригу и, если есть там немолоченные скирды, выкликивают суждения разные на счет доли своей и судьбы: если на какое из них откликнется — звуком, шорохом или шевелением каким, значит доброму быть, и суждение исполнится.

Гаданье — дутье в замок — идут к амбару и в замок дуют: послышится, будто рожь в сусеках пересыпают, — за богатого идти; послышится, будто кто голиком метет, — бедный муж достанется.

Гадание на паперти — идут в церковь ближе к полуночи и слушают на паперти в замок: услышат «Исайе, ликуй» — к замужеству, «Со святыми упокой» или «Вечная память» — к смерти. Идти нужно одному и ни с кем по дороге не здороваться и не разговаривать.

Гадание по семи картам — кладут семь карт за пазуху и идут к церкви: какое первое слово там услышат, по нему о будущем своем и судят.

Гаданье-подслушиванье под окнами — как доткут девки полотна, так берут доски-ценовницы и идут с ними под окна чужие — подслушивать, загадывая заранее, что люди говорить будут:

О хлебе или зерне — к богатству, о лошадях и бубенцах — к замужеству, об одеже или о досках — к смерти.

Гадание на звон — услышав звон в ушах, спрашивают друг дружку, в каком ухе звенит; при этом загадывают желание на исполнение. Правильно отгадают — и желание сбудется.

Старинные русские гадания на предметах

Гадания на решете

  1. Обыкновенно на решете гадают женщины замужние, и только в том случае, если кого-нибудь заподозрили в обмане или воровстве.

    Утверждают решето на большом пальце, после отводят руку в сторону и начинают произносить вслух подозрительные имена. На чьем имени решето шевельнется, тот и признается виноватым в содеянном.

  2. Сверху решета привязывают ножницы, потом зовут двух человек, чтобы утвердили они концы-кольца на средних пальцах, после чего гадалка-ворожея начинает спрашивать:

    «Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Пегий украл?…» Стоит только решету завертеться — смотрят, после какого вопроса, после чего начинают толковать гадание и выяснять — кто правый, а кто — виноватый.

Гадание на псалтыри

В древней Руси вещими считали довольно интересные гадания на пcaлтыре, а делались эти гадания следующим образом:

  1. Пишут вопрос на листке бумаги, произвольно открывают псалтырь и вкладывают в него записку, примечая псалом, на котором открылась книга. Берут ключ, вкладывают его в книгу — стержнем с вырезами внутрь, кольцом — наружу.

    Крепко связывают веревкой или бечевой, чтобы псалтырь не раскрылся и ключ не выпал, привязывают кольцо к веревке и надевают на указательный палец гадающего.

    После чего ворожея начинает читать известный ей псалом. Завертится псалтырь на пальце — гадание удалось, все сбудется к лучшему, не завертится — худой знак.

  2. Гадающий задает вопрос, произвольно открывает псалтырь и читает открывшийся псалом, после чего ворожея-гадалка истолковывает ему прочитанное.

Гадание на бобах

Берут ровно сорок один боб и делят без счету на три части. Берут первую часть в левую руку, а правой отсчитывают по четыре боба, откладывая в сторонку, до тех пор, пока в руке не останется три, два или один боб. Остаток кладут в первую линию — рядом с первой частью.

Берут третью часть, отсчитывают по четыре боба и кладут остаток в первую линию — рядом с третьей частью. Составляют вторую линию из бобов, отлагаемых в сторонку, — и тоже в три порядка.

Третью линию составляют тоже в три порядка, но без счету, — из бобов, оставшихся после первых двух линий.

Второй порядок в первой линии — это голова, третий порядок в первой линии — это рука; второй порядок во второй линии — сердце, третий порядок в третьей линии — ноги.

По «голове» судят о настроении и учености, по «руке» — о бедности или богатстве, по «сердцу» — о радости или печали, по «ногам» — о получении посылки, о предстоящем путешествии, об исполнении желаний.

Чет в гадательном порядке предвещает препятствие или преграду на пути исполнения желания, нечет — успех, удачу, благоприятствование в делах.

Гадание на воде

Обыкновенно гадают по понедельникам, однако лучшее время для гаданий — четверг. Используют водогадание главным образом для уличения похитителя-вора.

Собирают в одном месте заподозренных и подозрительных людей, ставят на стол чашку с водой, после чего водогадательница пишет имя каждого на листках бумаги и бросает записки в воду.

Чья записка не потонет, а заскользит по поверхности, тот и признается виноватым.

Гадания о будущем молодоженов

«Скрыванье» — как приходит время молодым идти в подклеть (нижний этаж деревянного дома), в горнице дружка завертывает пирог в один конец полотенца, а другой — со стола опускает.

По тому, как скатится пирог, угадывают, сын или дочь народятся: верхом вниз — дочь, вверх — сын. Вот почему и называют это гадание на рождение ребенка — скрываньем.

С помощью каравая можно провести простое гадание кто родится — спустятся молодые в подклеть и улягутся, так дружка каравай по горбу девкиному скатывает. Ляжет хлеб верхнейкоркой вниз — девка родится, нижней- парень.

Гадание на рождение ребенка за «красным столом» — на второй день свадьбы — за «красным столом» зачинает дружка хлеб рушить и на стол кидать. Упадет первый кусок горбушкой вверх — ждать им первенца-сына, вниз — дочь.

Гадание кто родится на калаче — берут молодые калач с обеих сторон и тянут в разные стороны. Чья половина больше окажется, тот и будет в семье верховодить.

Тещино гадание — ставят посреди невестина двора квашню, покрывают скатертью, кладут сверху хлеб и ставят склянку.

Невестина мать встречает молодых, едущих из церкви, в вывороченной наизнанку шубе, сидя на ухвате, кочерге или же метле. Скачет навстречу им подвору с горшком с водой и овсом. Все это дарит она зятю.

Тот должен вылить воду с овсом на гриву коня и отдать пустой горшок дружке. Бросит дружка горшок в сторону, и если он разобьется — сын первым родится, уцелеет — дочка.

Статьи журнала starfate » Гадания — сборник » Лучшие старинные русские гадания

Старинные русские гадания

Русь всегда была страной, верившей в магические стечения обстоятельств и неслучайные происшествия.

Многие люди гадали, желая узнать свою дальнейшую судьбу.

В основном все гадания делились на три группы:

• Гадания на будущего мужа/жену

• Гадания с целью узнать свою дальнейшую судьбу, судьбу своей новообретённой семьи

• Гадания на детей

Гадания на будущего мужа/жену

Этот вид гаданий был особо популярен и широко известен среди молодых девушек, так как каждой из них хотелось поскорее встретить свою судьбу и выйти замуж.

Девушка могла снять один ботинок со своей левой ноги, выйти во двор и кинуть обувь так, чтобы она перелетела забор и упала за ним, не во дворе. В какую сторону покажет своим носиком башмак — оттуда девушке и стоит ждать своего суженого. Если башмак падал носом к двери родного дома, то это значило, что девушка ещё год не выйдет замуж.

Иногда девушки выходили со двора и проговаривали «Залай, залай собачонка! Где залает собачонка, там мой суженый живёт!». После произнесения данных слов девушка внимательно прислушивалась. Откуда после этого подаст свой голос собака, там и живёт будущий жених. Если собака лает звонко — то муж будет молодой, если глухо — старый.

На Рождество некоторые девушки брали две восковые свечи — одну разрезали на маленькие кусочки и клали в ложку, другую зажигали. Ложку держали над горящей свечой до того момента, как свеча, разрезанная на кусочки, не растопится полностью. Затем брали растопившийся воск и переливали его в стакан с прохладной водой. Дальше всматривались в получившиеся фигуры и по ним предсказывали своё будущее.

Одним из самых простых способов гадания было гадание с использованием крупы. Девушка засыпала в банку любой вид крупы и клала на неё свою левую руку, проговаривая вопрос, ответом на который будет «да» или «нет». После этого девушка опускала руку в банку, брала некоторое количество крупы и считала её количество. Если крупинок было чётное количество, это означало, что ответ «да», нечётное — «нет».

Некоторые девушки поздним вечером садились около окна и говорили «Суженый-ряженый, проезжай мимо моего окошка!», а затем смотрели в окно. Если после этого под окном проезжала весёлая компания, семейная жизнь будет удачной и счастливой, если проедет кто-то грустный или нахмуренный — наоборот, а если после этих слов под окошком будет пусто — девушке не стоит ждать свадьбу в этом году.

Гадания с целью узнать свою будущую судьбу

Очень популярным было гадание по соломке со стога сена. Гадающие по очереди подходили к стогу и выдёргивали из него по соломке. Если она оказывалась густой и длинной — гадающий мог рассчитывать на хороший год, если соломка была ломкой, тонкой и короткой — год пройдёт не очень хорошо.

Гадания с использованием крапивы также оставались одним из самых главных способов узнать, могут ли злые духи пробраться в дом. Человек срывал крапиву и разрывал её на множество мелких кусочков, которые вечером рассыпал вокруг дома сплошной линией. Если утром линия была порвана, это означало что злые духи способны пробраться в дом и навредить его обитателям.

Иногда и молодожёны прибегали к гаданиям. После свадьбы молодой жене давали веник, чтобы она символично вымела пыль. Делая это, невеста ходила по кругу и кланялась своей новой семье. В это время ей кидали деньги и она должна была их сметать. Чем больше денег она подмела — тем счастливее и обеспеченнее будет семья в будущем.

На следующий после свадьбы день молодожёны шли за водой к источнику, взяв с собой родственников, сватов и подружек невесты. Набирая воду, молодая жена бросала туда яблоки, монеты, лила вино. После жена кланялась свекру, свекрови, сватам и умывала их собранной водой. После она давала родственникам полотенце и получала вознаграждение. В зависимости от количества полученных за это денег узнавалось, какое благополучие ожидает семью в будущем.

Иногда невеста брала на венчание яблоко. Вернувшись домой, они с мужем делили его и съедали. Считалось, что последний, кто доест яблоко, будет хозяином и главой дома.

Гадания на детей

Нередко на Руси молодые семейные пары гадали на своих будущих детей.

Девушки выходили к поленнице и вытаскивали из её середины одно бревно. Сколько сучков было на бревне — столько детей и будет у молодой девушки.

На венчание некоторые девушки брали с собой семена яблок и запирали их в сундуке после венчания. На следующее утро девушка доставала из сундука произвольное количество семян. Сколько семян достала молодая жена — столько мальчиков будет в её семье.

При входе в дом жениха молодожён обсыпали рисом, зёрнами хлопка и другими мелкими вещицами, а свекровь выходит, слегка пританцовывая. После того, как поднос с зёрнами хлопка и риса становился пустым, его кидали на крышу дома. Если он падал дном книзу — у молодой семьи скоро родится девочка, если оказывался дном кверху — мальчик.

Когда и как гадали на Руси

Ворожбой на Руси активно занимались на Святки, начиная от Рождества и до Крещения. Проводили обряды гадания и в другие праздники зимы и поздней осени (на Введение, Параскеву Пятницу, день мученика Меркурия и святой Екатерины, Николу зимнего и т. д.). Длинные темные вечера и непроглядные ночи считались лучшим временем для контактов с духами – помощниками в гаданиях.

Гадали и в весенне-летний период – на Благовещение, Вознесение, Николу и Егория вешних, в Троицу, Духов день, на Ивана Купалу и в Петров день. В отличие от святочных весенне-летние гадания часто входили в определенные обряды (например, связанные с полевыми работами, выпеканием хлеба и т. д.).

Отличались и атрибуты, которые использовались для ворожбы в разное время года. Зимой (например, на Святки) это могли быть предметы гардероба (платки, обувь и др.), украшения, кухонная утварь, предметы обихода (полотенца, скатерти, столовые приборы, зеркала, свечи), орудия женского труда (прялки, веретена, мутовки) и др. Летом использовали главным образом растения – цветы и травы, венки, ветви деревьев, веники и т. д. Обыденные предметы превращались в магических посредников между гадающим и потусторонними силами. И если связь растений с миром духов понятна (своими корнями они уходят в землю), то одежда, украшения и предметы домашнего обихода выполняли свою роль в результате наделения их особым символическим значением (зерно – урожай, богатство; зола – болезнь; земля – смерть; кольцо – замужество; блюдо с предметами – вместилище человеческих судеб). В разных местностях одни и те же знаки могли толковаться по-разному.

Очень популярным было, например, такое гадание. Девушки собирались вместе, и каждая из них высыпала на пол горсть зерна. Затем в избу приносили петуха и смотрели, к какой из кучек он подойдет. Считалось, что счастливица, чье зерно петух начинал клевать в первую очередь, первой выйдет замуж.

Для гаданий использовались и другие домашние животные. Например, девушка шла в хлев и, завязав глаза, ловила одну из овец. Если овца оказывалась белой, это предрекало жениха-блондина. Черная овца сулила жениха-брюнета. В других случаях во двор выпускали курицу, кошку или собаку. Если животное шло к воротам, девушка могла рассчитывать на приезд сватов, если же оно садилось или топталось на месте, свадьбы в этом году ожидать не стоило.

Гадальные ритуалы различались по способу предсказания судьбы и подразделялись на две группы – гадания-толкования и гадания-колдовство. Первые основывались на приметах, не зависящих от людей (поведение птиц, расположение звезд на небе, выпадение первого снега и т. д.). В этом случае человек был просто наблюдателем. Гадания второй группы представляли собой магические манипуляции, выполняемые при помощи представителей потустороннего мира. Участие в гадании-колдовстве требовало от человека более активных действий, а также соблюдения особых правил, позволяющих уберечься от опасности.

Вне зависимости от того, к какой категории принадлежало гадание, чтобы оно было успешным, человек должен был создать условия, при которых ритуал совершался бы в нужное время и в нужном месте. Поэтому ворожбу приурочивали к определенным дням, а в течение суток выбирали особое время, считавшееся моментом наибольшей активности духов. Таким временем были полночь и полдень, которые больше всего подходили под понятие границы, перехода.

В пространстве выбиралось место, являвшееся каналом связи между миром людей и миром духов. В доме это могли быть окно, печь, зеркало, порог, а вне дома – ворота, сад, забор, колодец, баня, амбар и др. Но самыми опасными считались места, удаленные не только от дома, но и от селения – например, околица, церковь, кладбище, лес, поле, река.

Чтобы гадание прошло успешно, человек должен был приблизиться к своему природному состоянию. Для этого нужно было снять украшения, пояс, часть одежды, а иногда и полностью раздеться. Распуская волосы, девушка как бы сближалась с теми, на чью помощь рассчитывала, – кикиморами, банницами, русалками, лешими.

Для гадания также требовалось необычное поведение. Глядя в зеркало, старались не моргать, чтобы увидеть вещий сон, ложились спать в одежде. Некоторые движения делали наоборот: пряли не как обычно, а слева направо, нитку вдевали в иголку, перевернув ее ушком вниз, шли задом наперед. Перед началом гадания читали молитвы «наоборот» («Не властен Бог», «Не благослови Христос» и т. п.).

Важнейшими темами для гаданий русских крестьян были урожай, достаток, благополучие семьи и всей деревенской общины, а также судьба отдельного человека. Во время гадания люди пытались узнать о том, что было для них важно, – замужестве, количестве детей, времени смерти.

Исходя из темы гадания определялся и состав участников обряда. Гадание могло быть одиночным, семейным, групповым или коллективным, в котором зачастую участвовала вся деревенская община. К одиночному чаще всего прибегали девушки, мечтавшие о замужестве. Гораздо более редким явлением было гадание парня о своем будущем. К одиночному относилось и гадание по снам.

Семейные гадания устраивали члены одной семьи. Они гадали об урожае, достатке, благополучии своего хозяйства. В святочные дни многие семьи проводили гадальные ритуалы, чтобы узнать судьбу каждого домочадца в новом году.

Групповые гадания объединялись по возрастному или половозрастному принципу. В русальную неделю, например, в них участвовали компании девушек «на выданье». Во время святочных гаданий к девушкам часто присоединялись и парни. Нередко в девичьих гадальных обрядах принимала участие опытная пожилая женщина, которая руководила ими и следила за соблюдением правил. А в некоторых регионах России в гаданиях на урожай участвовали одни старики, избранные для этой цели общинным сходом.

Пример коллективных обрядов – подблюдные гадания, в которых могла участвовать вся деревенская община.

Многие гадания были основаны на использовании органов чувств (одного или нескольких). Для слушания на перекрестке, у двери церкви, под чужими окнами нужно было напрячь слух. Гадание на зеркале или у проруби требовало мобилизации зрения. А осязание использовалось при гадании на суженого в бане или овине, когда девушка со страхом и надеждой ожидала прикосновения к обнаженному телу руки нечистого.

Некоторые гадания, напротив, требовали отказа от привычного восприятия действительности с помощью органов чувств. Гадая о замужестве, девушки надевали на голову горшок или хлебную квашню и вслепую шли к воротам.

Многие гадальные обряды на будущее или суженого основаны на счете – кормлении курицы считанным зерном, подсчитывании ступеней лестницы или досок в заборе с одновременным произнесением слов «старик, вдовец, молодец» или «сусек, мешок» (богач или бедняк).

Распространенным было гадание «чет или нечет» (например, при подсчете соломинок в пучке), позволявшее определить, выйдет ли девушка замуж или ей придется ждать до следующего года. Чтобы узнать количество членов своей будущей семьи или число еще не рожденных детей, считали многочисленные отражения месяца в зеркале, сучки в полене, ямки и бугорки на замерзшей в рюмке воде.

Существовало немало гаданий, во время которых нужно было определить, изменилось или сохранилось состояние, положение предметов, оставленных на ночь. Наблюдали, расплелась ли коса, сплетенная из колосьев на поле, увял ли венок, «завитый» на березе, засохли ли цветы, вставленные в зазоры между бревнами избы, увеличился или остался прежним вес хлебного каравая, положенного под образами.

Важное значение во многих гадальных ритуалах имело все, что было первым, – имя первого встречного при гадании на суженого, первое попавшееся полено из поленницы, по которому определяли характер будущего мужа, предмет, к которому в первую очередь подошел петух (кольцо, уголь, зерно) во время предсказания судьбы.

Многие русские гадания были основаны на древней славянской традиции вынимания жребия, что позволяло узнать свою участь, предречь будущее. Именно к этому разряду относятся популярные на Руси подблюдные гадания.

К какому бы виду не относилось гадание, оно исключает такое понятие, как случайность. Любая случайность, считающаяся таковой в обыденной жизни, в гадальном ритуале приобретает иное значение. Однако для этого должны быть соблюдены все условия проведения обряда: время и место, необходимые требования и правила. В противном случае результаты гадания окажутся неверными.

Совет гадалки

В некоторых гаданиях, основанных на колдовстве, действуют всевозможные запреты: нельзя смеяться или разговаривать; уходя, не следует оглядываться; нельзя двигаться или, наоборот, останавливаться. Большинство запретов связано со страхом попасть во время выполнения ритуала под власть нечистой силы. Чтобы избежать этой опасности, очень важно завершить обряд по всем правилам: убежать, перекреститься, опрокинуть зеркало на стол или накрыть его платком, зачураться, разворожиться и т. д. Такие действия позволяют оборвать связь с потусторонними духами. Важное правило ворожбы – нечетное число участников. Если в ритуале участвует четное количество гадающих, результат гадания будет неудачным или, того хуже, с гадающими может приключиться несчастье.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святочные гадания

К. Е. Маковский. «Святочные гадания». 1900-е.

Святочные гадания — гадания у славянских народов, хронологически связанные с периодом зимних святок (с Рождественского сочельника по Крещение).

Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера — переломные, наиболее опасные, пограничные периоды, когда святочная нечисть особенно сильна.

Особенности

В отличие от гаданий в другие календарные периоды, гадания на Святки носили самостоятельный характер: они были изолированы от других обрядов, совершаемых в это время.

В святочных гаданиях присутствовали две основные темы: гадания об урожае и судьбе (своей и всей семьи) в наступающем году.

Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и, хоть с помощью нечистой силы, узнать, кого судьба пошлёт ей в мужья, и какая жизнь ожидает её впереди с этим неведомым мужем.

О гаданиях этого календарного периода писали В. А. Жуковский в балладе «Светлана» и А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Некоторые способы гаданий

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. (14 января 2019)

Гадание с зеркаламиГадание с петухомГадание о судьбе по теням Гадание на картах Гадание на воске Окликание прохожих Подслушивание

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж

Это наиболее известный и распространённый вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха

Это хорошо известное из литературы гадание. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очерёдность выхода замуж

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание с кольцом или иглой на пол будущего ребёнка

С кольцом или иглой проделывают определенные действия (кольцо опускают в стакан с водой, иглой протыкают шерстяную ткань), затем, подвешенное на волоске или нитке, медленно опускают возле руки того, на кого гадают. Если предмет (кольцо, игла) начнет совершать круговые движения — родится девочка (реже — мальчик), если маятникообразные — мальчик (реже — девочка), если предмет не движется — детей не будет.

Гадание с петухом (курицей)

В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам — его богатство, к воде — склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».

Гадание о судьбе по теням

Этот вид гадания в силу своей простоты весьма распространен в современной девичьей среде. Девушка поджигает смятый ею бумажный лист, а затем рассматривает тень от сгоревшей бумаги. Каждый берет чистый лист бумаги, комкает его, кладет на блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Внимательно рассматривая тени пытаются узнать будущее.

Гадание (на лай собаки) о возрасте жениха

После определенных действий участницы гадания прислушиваются к лаю собаки. «Хриплый» лай сулит старого жениха, а «звонкий» — молодого.

Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха

В стакан с водой девушка бросает обручальное кольцо и вглядывается внутрь кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый…».

Гадание с вызыванием сна про суженого.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет».

Гадают девушки если ложатся спать там где раньше не приходилось. Перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха

Гадание на картах

Перед сном кладут под подушку четырёх королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного.

Гадание на воске

Растапливают воск в кружке, наливают молоко в блюдце и ставят у порога квартиры или дома. Произносятся следующие слова: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». С последними словами выливают в молоко растопленный воск. Затем внимательно наблюдают за происходящим. Если видится застывший крест, — то ждут в новом году какие-то болезни. Если крест только покажется, то в наступающем году ваши финансовые дела будут идти не слишком хорошо, а в личной жизни одолеют неприятности, но не слишком серьёзные. Если зацветет цветком — будет свадьба или встретится любимый. Если покажется зверь, надо быть осторожным: появится какой-то недруг. Если воск потечет полосками, предстоят дороги, переезды, а ляжет звёздочками — ожидает удача на службе, в учёбе. Если образуется человеческая фигурка, появится друга.

Оклик прохожих

Выходят в полночь на улицу и спрашивают имя у первого встречного. Именно так будут звать суженого, точно так он будет красив и богат.

Подслушивание

Забираются под окно соседей и, слушают. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина — и у вас год будет гармоничным.

Гадание на яйце

Для гадания берут сырое яйцо, проделывают в нём маленькую дырочку и выливают содержимое в тёплую воду. Когда белок сворачивается и образует какую-либо фигуру, по форме которой, угадывают своё будущее. Вид церкви означает венчание, кольцо — обручение, куб — гроб, корабль — командировку (мужчине) или возвращение мужа из командировки (женщине). Если белок опустился на дно — быть в доме беде: пожару, смерти, девушке не выйти замуж.

Гадание на поленьях

Подходят к поленнице задом и на ощупь выбирают себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадётся с идеальным характером. Если полено толстое и тяжелое — муж будет состоятельным. Если сучков много — в семье народится немало детей, а коли полено кривое — муж будет косой и хромой.

Гадание с вызыванием духов

Для гадания нужен лист бумаги формата А2 и фарфоровое блюдце. На бумаге начертить круг диаметром примерно 30 см и написать по линии вне круга все буквы алфавита, а в круге — цифры от 0 до 9. Отметить внутри круга центр и поставить на него блюдце, предварительно нарисовав на посудине стрелку. Трижды повторить: «Вызываю дух …Ты будешь с нами говорить? Скажи: Да или нет» Блюдце должно ходить и стрелкой указывать на буквы и цифры. Нужно лишь успевать это читать.

> См. также

  • Подблюдные песни
  • Васильев или Щедрый вечер
  • Крещенский вечер
  • Андреев день

Примечания

  1. Виноградова, 1995, с. 483.
  2. 1 2 Мадлевская.
  3. Максимов, 1903, с. 290.
  4. Лутовинова, 1998, с. 156.
  5. Сахаров, 1885, с. 135–137.
  6. Корепова, 2009, с. 148.
  7. Борисов, 2002, с. 230.
  8. Максимов, 1903, с. 322–323.
  9. Борисов, 2002, с. 233.
  10. Борисов, 2002, с. 232.
  11. Борисов, 2002, с. 234.
  12. Кальницкая, 2002, с. 21.
  13. Шаповалова, Лаврентьева, 1985, с. 19.
  14. Сахаров, 1885, с. 127.
  15. Сахаров, 1885, с. 134.
  16. Чистов, Бернштам, 1978, с. 64.
  17. 1 2 Сахаров, 1885, с. 133.
  18. Терещенко, 1848, с. 233.
  19. Брудная и др., 1996.

Литература

  • Борисов С. Б. Мир русского девичества. 70-90 годы XX века. — М.: Ладомир, 2002. — 352 с. — (Русская потаённая литература). — ISBN 5-86218-418-X.
  • Гадание / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 482—486. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Гадание // Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • История русской культуры / подготовка текста Татьяны Ямпольской. — М.: Эксмо, 2007. — 830 с.
  • Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. — СПб.: Тропа Троянова, 2009. — 479 с. — (Русская этнография). — ISBN 978-5-89798-068-0.
  • Криничная Н. А. Домашний дух и святочные гадания. — Карелский науч. центр РАН, Ин-т языка,лит-ры и истории, 1993.
  • Мадлевская Е. Л. Святочные гадания. Русские праздники и обряды. Российский этнографический музей.
  • Максимов, С. В. Новый год; Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Можаровский, А. Святочные песни, игры и гадания Казанской губернии. Приложение к протоколам Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. — Казань: Лито-и тип. К. А. Тилли, 1873
  • Народный календарь Кемеровской области / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 204 с.
  • Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы / Под редакцией К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. — М.: Наука, 1978. — 277 с.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижье. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Тамбовский фольклор: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов. Т. 1. / сост. А. М. Кальницкая. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. — 115 с.
  • Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1848. — Т. 7. Святки, масленица. — 348 с.
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б. Н. Путилов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 342 с.
  • Григорьев С. Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»

Ссылки

  • Святочные гадания в Селивановском районе Владимирской области (culture.ru)
  • Святочные гадания с песнями «Илею» в Кировской области (culture.ru)
  • Святочные гадания: фольклорист Варвара Добровольская о целях гадания, банном духе и границе между мирами (видео)
  • «Страшные» гадания // РЭМ
  • Подблюдные гадания // РЭМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *