Главный признак

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 5

2. ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ.. 5

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА.. 5

4. ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА.. 5

5. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТНОС» И «НАЦИЯ». 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 5

ВВЕДЕНИЕ

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ

Существует множество определений понятия «этнос», в которых фиксируются такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

В социологии принято, что «этнос» — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы — чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив.

В современном обществе многие русские имеют слабое представление о прошлом своего народа, а набор идентификаторов становится все уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, — интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько исторических пластов, в том числе и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен всеми присущими этносу чертами характера. И все же он должен нести в себе некоторые основные черты этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление и др. переживаются представителями разных этносов в своей особенной форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам — невозмутимость перед опасностью, не столь очевидны, и возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, — это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей.

ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции ( потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», — завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

Этническая и национальная культура

Этнос (от греч. – племя, народ) –собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. В науке это понятие стали использовать в XIX веке (появилась этнография).

Человечество состоит из народов, или этносов: русские, японцы, кубинцы, египтяне.

Народ – главная форма этнических общностей.Внутри него – этнические группы, различающиеся особенностями в языке, одежде, жилище, семейном укладе. (к примеру: поморы, уральские казаки)

Подобные группы называются – субэтносами.

Этнос формируется на определœенной территории, (нередко совпадает с названием этноса – Франция). Этносы формируют общий язык и культуру, традиции, обычаи, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения (цыгане сохранили свою самобытность, их легко отличить от других этносов).

Этническое самосознание (этническая идентификация) –духовное отождествление человека со своим народом (совпадение между людьми не в деталях, а в главном). Духовное отождествление сильнее территориального или языкового признака.

Народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родинœе, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда целиком и полностью мигрировал, сформировались в единую общность и которая стала его второй родиной, то есть исторической родиной.

Диаспора (от. греч. – рассеяние) –пребывание значительной части народа вне страны его происхождения.

Диаспоры образуются за счёт добровольного перенаселœения (миграции), насильственного перенаселœения, угрозы геноцида и других социальных факторов.

Диаспора — ϶ᴛᴏ часто начало формирования меньшинства – отдельная часть этноса, оказавшиеся за пределами проживания главной части этноса.

Нация –это объединœение людей, живущих на большой территории, а потому не только утративших кровное родство, но даже незнакомы друг с другом.

Основу любой национальной культуры составляли этническаякультура тех этносов, из которых данная нация образовалась с 18 по 20 века в разных странах Европы, шел процесс формирования национальных государств.

В 19 веке в истории человечества появились нации – новые образования, сплоченные не только экономически и политически, но и силой человеческого духа.

В национальной культуре можно выделить два уровня:

ВЫРАЖАЕТСЯ В ʼʼЗДОРОВЬЕ НАЦИИʼʼ Представлено в

1. Национальном характере 1. Литературном языке

2. Национальной психологии 2. Высоком искусстве

(формируется стихийно, под 3. Философии.

воздействием случайных факторов)

3. Национальном самосознании

(осознание представителями

нации своего знания, интересов,

идеалов и мотивов деятельности,

целостная оценка себя как субъекта

общественного развития)

Элементы этнической культуры Этническая культура
— бытовые привычки (по разному носили воду, добывали и готовили пищу, обустраивали свое жилище) — обычаи — обряды — национальная одежда — местные разговорный (диалект) Фольклор (народные танцы, песни, мифы, этнические сказания) — создается стихийно (автор народ) — передается в прямом общении и устной форме, является дописьменной культурой — приобщается в непосредственном процессе жизни — для освоения не требуется специальной подготовки

Чтобы понять, является ли группа людей этносом или нет, выделяют ряд характеризующих признаков:

· Социальное устройство, развитое на должном уровне.

· Общий для всех экономический строй.

· Стабильное государственное устройство.

· Национальная культура и язык.

· Территория обитания этноса.

· Этническое самосознание каждого члена группы.

· Психологическая общность представителей этнической группы.

Во времена племенного общества было принято различать этносы по биологическим признакам. Современные нации помимо этого определяются и социально политическими чертами.

К этническим признакам в узком смысле этого слова, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях.

В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических черт, присущих социально-этнической общности. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.
Невозможно подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей. Этническая самоидентификация индивида – ещё один обязательный признак этнического этнических общностей, когда человек ощущает себя членом, частицей определённой этнической общности, когда он отождествляет и уподобляет себя с ней. Самоидентификация имеет теоретическое значение, так как индивид не только определяет своё местонахождение в системе связей, но и ощущает свою непрерывность в историческом времени как его неотъемлемая составная часть, и практическое значение, так как поддерживать реальные связи, реальное единство членов этноса через систему родственных, традиционных, культурных, бытовых и других черт. Этнонимы – обязательный внешний признак этнического сознания. Все когда-то и ныне существующие этносы имеют свои собственные названия (этнонимы: этнос – народ, онома – имя). Этнос украинцы долгое время венгры, немцы, румыны, поляки называли русинами, рутенами, руснаками (от названия Русь), турки и татары – казаками, русские – малороссами. Общность культуры. Культура есть то, что создано человечеством, в отличие от того, что имеется в природе. Культура – это совокупность того, что создано трудом и творчеством людей, то есть произведённые ими материальные и духовные ценности. Этническая культура– унаследованный от предков комплекс материальной и духовной культуры, которая определяет стиль жизни и выполняет этноидентификационную роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *