Инстинктивное поведение преобладает

Глава 1

Заполнить пробелы

1. Относительная роль….. и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии.

2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к….. признаков, наиболее….. к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

3. Труд Дарвина, опубликованный в….. г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался…..

4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными….. и открытием…..

5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием…..

6. Последовательность событий, в результате которой информация от….. передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется…..

7. Присущие данному виду сложные….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют….. поведением.

8. Врожденный….. механизм — это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.

9. У некоторых животных наблюдается….. — создается глубокая привязанность к первому….. предмету, который они увидели после появления на свет.

10. Только представители видов, обладающих способностью к….. и приобретению…… могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

11. Способность к….. — это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у…..

12. Вид Homo habilis,очевидно, возник….. лет назад в….. Африке.

13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение….. и развитие способности к изготовлению первых…..

14. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития….. во всех направлениях, а тем самым и для увеличения….. головного мозга.

15. Первые признаки гоминизации появились у Homo….. примерно….. лет назад.

16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo…… или…… произошло примерно….. лет назад.

17. Развитие….. создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.

18. Главные особенности социальной организации человека —….. пищи со своими сородичами и образование постоянных…..

19. Наблюдения Джейн Гудолл над….. показали, что агрессивность….. может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы.

20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара…… по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова.

Верно или неверно?

1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.

2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения.

3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым.

4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большинство ученых.

5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения.

6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов у всех видов, обладающих инстинктивным поведением.

7. Способностью к научению обладают только высшие организмы.

8. Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад.

9. Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад.

10. Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее.

Выбрать правильный ответ

1. У человека врожденными формами поведения считаются

а) агрессивные действия;

б) доминирование;

в) половое поведение.

г) Все ответы неверны.

2. Дарвин создал свою теорию эволюции

а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему;

б) с целью подтвердить тезисы креационистов;

в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов;

г) с целью показать причину неизменяемости видов.

3. Теория эволюции в широком смысле

а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых;

б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт;

в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.

г) Верны все ответы.

4. Таксис — это реакция организма, которая

а) носит общий (нелокальный) характер;

б) является механической;

в) ориентирована относительно источника раздражения.

г) Верны все ответы.

5. Рефлексы

а) всегда врожденные;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию.

г) Все ответы неверны.

6. Инстинктивные формы поведения

а) запрограммированы от рождения;

б) менее сложны, чем рефлексы;

в) не могут изменяться в результате опыта;

г) у человека более многочисленны, чем у других видов.

7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у

а) насекомых;

б) рыб;

в) рептилий;

г) млекопитающих.

8. Импринтинг, например у гусенка,

а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный;

б) создается в любом возрасте;

в) возникает благодаря скрещиванию.

г) Все ответы неверны.

9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию

а) идеально соответствующую условиям среды;

б) к вполне определенному типу среды;

в) к различным средам.

г) Все ответы неверны.

10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек

а) произошел от обезьяны;

б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой;

в) не происходит от животных.

г) Все ответы неверны.

11. Гоминизация тесно связана

а) с вертикальным положением тела;

б) с освобождением руки;

в) с развитием головного мозга;

г) Верны все ответы.

12. Наиболее прямые предки человека появились

а) 700 000 лет назад;

б) 200 000 лет назад;

в) 100 000 лет назад;

г) 40 000 лет назад.

13. Человек — единственное существо, способное

а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

б) пользоваться орудиями;

в) жить в сообществах.

г) Верны все ответы.

14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность

а) получать очень хороший уход;

б) воспринимать социальные и культурные обычаи;

в) усваивать опыт предшествующих поколений.

г) Верны все ответы.

15. Агрессивность человека

а) представляет собой врожденное свойство;

б) может быть легко преодолена;

в) отсутствует у большинства народов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1 — наследственности; 2 — отбору, приспособленных; 3 — 1859, «Происхождение видов»; 4 — генетики, законов наследственности; 5 — таксисов; 6 — органов чувств, рефлексом; 7 — стереотипные, инстинктивным; 8 — пусковой; 9 — импринтинг, движущемуся; 10 — научению, навыков; 11 — умозаключению, высших млекопитающих; 12–10 млн., восточной; 13 — рук, орудий; 14 — черепа, объема; 15— Homohabilis,2 млн.; 16 — sapiens,кроманьонцем, 40 000; 17 — языка (речи); 18 — разделение, групп; 19 — шимпанзе, самцов; 20 — агрессивность.

Верно или неверно (В или Н)?

По существующей теории, мозг работает по принципу компьютера, по программе, которая создавалась и совершенствовалась в течение сотен миллионов лет, и продолжает совершенствоваться. Поведением людей, как и животных с развитым мозгом, управляет расчёт мозга и инстинкты (унаследованные программы поведения, основанные на опыте предков), сознание и логическое мышление. Посредством сознания и мышления индивидуумы приспосабливаются к изменяющемуся миру, обучаются и приобретают собственный опыт методом проб и ошибок. При незнакомом раздражителе включается инстинктивная программа исследования, но анализ и вывод являются индивидуальными. Взрослые могут передать свой опыт детям путём научения, но передать его по наследству они не могут. Если состояние среды стойко неизменное, способ приспособления постепенно будет доведен до совершенства и затем отправлен в неизменные программы — инстинкты. Самой неизменной средой является стая. Следовательно, чем совершеннее существо, тем больше в нём инстинктов общения.
В 1771 физиолог Унцер назвал рефлексом автоматическую, стереотипную, целенаправленную реакцию организма на стимул, поступающий из окружающей среды или из самого организма.
Определения инстинкта не такие чёткие. Л. Морган высказывал следующее мнение об инстинктах: «граница между инстинктами и рефлексами точно установлена быть не может, так как инстинктивная деятельность представляет собою координированную серию рефлекторных движений». И. П. Павлов писал: «Таким образом, как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и поэтому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово «рефлекс», потому что ему с самого начала придан строго научный смысл». И слово «инстинкт» почти исчезло из научных работ и учебных пособий.
Другие учёные, не отрицая, что инстинктивное поведение всех живых существ представляет собой совокупность безусловных рефлексов, назвать унаследованное поведение млекопитающих и людей только рефлекторным считали невозможным.
В. А. Вагнер называл рефлексы «элементарными процессами нервной системы». Он считал, что рефлексы поведения образовались благодаря счастливым случайностям (наглядный пример «счастливой случайности» — отрыв хвоста у ящерицы или клешни у краба, что спасло им жизнь). И сделал вывод, что инстинкты — это «не модифицированные рефлексы, а новообразования, возникшие на базе рефлексов, что вовсе не одно и тоже». Главным отличием рефлексов от инстинктов Вагнер считал «случаи нецелесообразности рефлексов… В этом заключается один из важнейших признаков, по которым рефлекс принципиально отличается от инстинкта».
Действительно, рефлекс работает, как реле, включаясь в любой ситуации, даже когда это не нужно. И только во время инстинктивного поведения безусловные рефлексы включаются один за другим в строго определённом порядке. Они как будто становятся «разумными»! Это наводит на мысль, что они связаны общей программой действий. Вернер Фишель писал: «…мы в современных исследованиях говорим о врожденной программе поведения». («Думают ли животные?»1973).
Г. Спенсер заметил, что инстинкты включаются в ответ на определённую ситуацию, а рефлексы – на определённый сигнальный раздражитель. Но прежде, чем инстинкт включится на ситуацию, мозг должен её оценить. Следовательно, инстинкты включаются на УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ. Но было бы ошибочным думать, что инстинкты включаются на мысль. Например, инстинкт самосохранения включается против воли сознания, т.е. против его мысли.
Наблюдения З. Фрейда привели его к заключению, что движущими механизмами в жизни людей являются влечения. Так называемая «поисковая стадия» инстинктивного поведения животных с развитым мозгом (и людей!) представляет собой не что иное, как влечение.
Таким образом, мнения всех учёных, которые я привела здесь, не противоречат друг другу, а дополняют, ибо одни из них описали инстинктивное поведение животных, имеющих только аналог мозга (насекомых и червей) или примитивный мозг, а другие — различные составляющие инстинктивного поведения млекопитающих.
Инстинктивное поведение насекомых – это, очевидно, цепочки безусловных рефлексов, запускающиеся определёнными стимулами (внешними и внутренними), объединёнными общей программой в единое целое. И потому его условно можно назвать «сложным безусловным рефлексом» (по Павлову).
Рассмотрим знаменитый опыт Ж. Фабра с роющей осой, которая откладывает личинки в парализованном ею насекомом, чтобы оно служило им питанием, а затем замуровывает его в норке до созревания личинок. Фабр проделал с этой осой два опыта. Сначала он убрал насекомое из норки. Но оса всё равно замуровала её. Предыдущее действие закончилось, и она перешла к следующему, не понимая, что теперь её действия бессмысленны. Фабр изменил опыт. Оса всякий раз затаскивала насекомое в норку за один из усиков. Фабр отрезал усики. И тогда оса остановилась. А затем нашла новое насекомое, парализовала его, и т.д. Почему остановилась оса?
Разберём действия осы с самого начала. Они состоят из нескольких комплексов, которые в свою очередь состоят из безусловных рефлексов, включающихся на эталонный сигнальный раздражитель. Все эти достаточно сложные действия объединены общей инстинктивной программой, призванной обеспечить продолжение рода. Разберём последний комплекс. В генетической памяти осы записана схема подходящего участка поверхности почвы, а внутреннее побуждение заставляет её его искать. Она нашла участок, который соответствовал эталонному образу. В ответ на этот стимул по типу реле включилась программа определённых действий для рытья норки, каждое из которых являлось коротким рефлексом, включающимся в ответ на внешний стимул. Оса вырыла норку. Этот комплекс действий закончился. Начался следующий комплекс, который включился автоматически в ответ на завершение предыдущего. Оса вернулась к насекомому, проверила его наличие. Вернулась к норке, проверила её пригодность. Снова повернулась к насекомому, чтобы тащить его за усик. А усиков – нет! Тащить не за что! Очевидно, в программе этого комплекса есть ЭТАЛОННЫЙ ОБРАЗЕЦ насекомого с усиками. Без усиков образ насекомого не соответствует эталонному образцу, и очередной безусловный рефлекс включиться не может. Оса остановилась. А затем этот же комплекс инстинктивных действий начался заново, так как задача не выполнена, и следующий комплекс не может выключиться.
Наличие эталонов для безусловных рефлексов означает, что в цепочке безусловных рефлексов насекомых существуют промежутки, во время которых они ищут эталон для следующего рефлекса.
Таким образом, инстинкт продолжения рода роющей осы включается на внутренний стимул, и состоит из нескольких комплексов сложных движений, объединённых одной общей программой. Окончание каждого предыдущего комплекса действий рефлекторно (по типу реле) включает новый комплекс. А внутри комплексов каждое новое рефлекторное действие включается на строго определённый внешний стимул, между которыми есть промежутки.
Н. Тинберген показал, что роющая оса запоминает особенности ландшафта вокруг вырытой и закрытой ею норки, чтобы найти её, когда она вернётся с парализованным насекомым. Тинберген создал искусственный ландшафт, по которому оса отыскала свою норку. А когда он убрал поставленные им ориентиры, оса найти норку не смогла. Вероятно, в программе инстинкта этой осы следующим действием после комплекса: «рыть норку» запрограммировано действие: «запомнить ориентиры». Очевидно, сравнение реальных образов с эталонными и запоминание ориентиров для нахождения прикрытой норки – это работа головного ганглия осы. Если бы у насекомых вместо расчёта головного ганглия было мышление, оно могло бы включиться в промежутках между рефлексами и изменить поведение в соответствии с изменением ситуации.
В своей работе «Биологические основания психологии» В.А. Вагнер писал: «Уильям Джемс … полагает … что бывают случаи, когда к инстинктам присоединяется сознание…». К. Юнг также упоминает об этом учёном: «Так, по мнению У. Джемса, человек буквально кишит инстинктами» (К. Юнг, «Инстинкт и бессознательное»). Но Юнг согласен с идеей Джемса: «Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы проникнуть сквозь поверхностный слой большинства наших рационализаций и раскрыть стоящий за ними подлинный мотив — неодолимый инстинкт. В результате наших искусственных рационализаций нам может казаться, будто нас побуждает не инстинкт, а сознательные мотивы. … Потому нам и кажется, что мы, практически, лишены инстинктов. … никому … не хочется признавать инстинктивную природу своего поведения».
При внимательном наблюдении можно заметить, что инстинкты у животных с развитым мозгом и людей работают в содружестве с мышлением. Инстинкты включаются на оценку мозгом ситуации. Сознание и мышление постоянно контролируют инстинктивное поведение, включаясь в промежутках между безусловными рефлексами. А это значит, что Уильям Джемс был прав в своих умозаключениях (жаль, он не смог их достоверно обосновать). Но и само сознание в определённых ситуациях контролируется инстинктом.
Я заметила, что у млекопитающих (и у людей в том числе), инстинктивное управление поведением по механизму действия можно разделить на простое и сложное.
Простой инстинкт самосохранения
Простым инстинктом самосохранения я называю насильственные стереотипные действия, которые внешне похоже на безусловный рефлекс, но включается не на определённый раздражитель, а в определённой ситуации, которую мозг оценил, как опасную для жизни, причём, опасную для данного индивидуума, а не для всех. Но ответные действия, одинаковые у всех людей и животных: два шага назад, в сторону от опасности, потом пауза, и если сознание пытается повторить опасные действия, снова – два шага назад.
Во время простых инстинктивных действий человек не ощущает ни желания совершить их, ни каких либо эмоций. Он не может их ни изменить, ни прекратить. Только после окончания действия простого инстинкта человек или животное может выбирать, как ему поступить.
Человек осознаёт, что его действия являются инстинктивными, поскольку они происходят вопреки его воле.
Пример.
Я в постоянном напряжении быстро спускалась по крутому и узкому хребту Ай Петри уже в течение 2-х часов, но не ощущала усталости. По дороге я увидела в конце этого хребта тропинку, пологую и безопасную. Но тут же снова сосредоточилась на спуске и забыла о ней.
Неожиданно узкая тропинка, по которой я шла, влилась в широкую, хорошо утоптанную тропу. Я с облегчением расслабилась и почувствовала, как сильно я устала. Но через несколько метров тропа упёрлась в большую скалу, на вершине которой стоял крест. По крутому склону скалы шла едва заметная покатая тропка и заворачивала за скалу.
Я остановилась, осматривая её. Мелькнула мысль, что я могу сорваться, если пойду по ней: я устала, у меня не подходящая для такого случая обувь, ветер не сильный, но будет мешать, а падение со скалы может закончиться только смертью. Но я возразила самой себе, что другого пути нет, если тропинка проложена именно здесь. Если есть тропинка в скале, значит, по ней ходят, а поскольку я уже преодолела много трудных мест на этом спуске, то смогу преодолеть и это. Не возвращаться же назад! Уже вечер, а я прошла только половину пути.
Все эти мысли пронеслись в сознании достаточно быстро. Я почему-то не вспомнила о том, что во время спуска видела безопасную тропинку по другой стороне хребта. Не помнила я и том, что кресты, обычно, ставят на вершинах отвесных скал, и что когда-то давно я уже была на этом месте, во время турпохода, и знала, что спуска с этой скалы нет. Но мой мозг всё это помнил.
Не долго думая, я решила идти вперёд, даже не отдохнув. Но когда я хотела сделать шаг вперёд, мои ноги сделали два больших шага назад.
Мне не было страшно. Я не испытывала ни волнения, ни физического оцепенения. Моё тело двигалось легко и свободно, но подчинялось оно не сознанию.
Я почувствовала удивление и возмущение, и подумала, что это «подсознательный”, не ощутимый мною, страх заставил мои ноги идти назад. И снова хотела пойти вперёд. Но тело сделало движение назад и прижалось к склону холма (поскольку отступать уже было некуда). Одновременно внутри меня разлилась какая-то жалобная тревога, а затем и мрачная тоска.
Так прошло 1-2 минуты. Шевельнувшись, я почувствовала, что тело уже подвластно мне, и я могу поступить по-своему, но трагическое настроение не проходило. Я поняла, что мною руководит инстинкт самосохранения, и отказалась от своего намерения. Тяжесть на душе тут же исчезла. Я почувствовала радостное облегчение и уверенность. Сразу же вспомнилась другая тропинка, которую я видела сверху, когда спускалась. Я решила вернуться и поискать её. Но когда я возвращалась, то увидела, что широкая и удобная тропа, которая привела к этой скале, продолжается и дальше, вниз. Это была тропа для туристов, ухоженная, со скамьями для отдыха.
Позднее выяснилось, что с другой стороны скала отвесно обрывалась вниз приблизительно на 150 метров, а тропка вела к кресту на вершине скалы (скалу и крест на ней хорошо видно с ялтинского шоссе). Даже если бы я прошла по этой тропинке, развернуться, чтобы вернуться назад, мне было бы очень тяжело.
Здесь столкнулись два вида управления: сознательное и инстинктивное. Сознание приказало ногам идти вперёд, а ноги сделали два шага назад. Что произошло?
Я правильно оценила обстановку, как опасную для жизни, но возможности своего тела оценила неправильно, и решила рискнуть спуститься. А о другом пути, увиденном во время спуска, я забыла, и этот образ не принимал участия в моих размышлениях.
Неосознанное мышление, основанное на анализе всей поступившей в него информации, большая часть которой недоступна для доминирующего сознания, нашло мой риск неоправданным. И при попытке неправильных действий мозг применил ко мне силовой приём: переключил управление поведением с сознательного на инстинктивное, не подвластное сознанию. В результате мышцы стали подчиняться инстинкту, а не моей воле, что и спасло мне жизнь.
Это значит, что во время инстинктивного движения связь сознания с двигательной корой была блокирована. Я (моё сознание) посылала приказ делать движение, а сигнал не доходил к месту назначения, и я не имела власти над своим телом. Но связь сознания с другими отделами мозга не была нарушена, я могла наблюдать и анализировать.
После окончания действия простого инстинкта самосохранения, мозг, не допуская вклинения сознательного управления, включил сложный инстинкт — влечение к жизни, который обусловил эмоциональное воздействие на сознание. И только тогда сознание опомнилось и отказалось от своего намерения, и сразу же было вознаграждено положительной эмоцией. Когда опасность для жизни миновала, мозг высветил в моём сознании образ другой тропы (о которой я забыла), предлагая мне правильное решение.
У животных нет разума, их мыслительная деятельность примитивна. Но в аналогичной ситуации щенок действовал точно так же.
Парень в состоянии алкогольного опьянения заплыл на расстояние около 20 метров от берега и, несмотря на волнение моря, стал звать к себе породистого щенка месяцев 2-3-х от роду. Щенок, недолго поколебавшись, поплыл. Но, не доплыв до хозяина, быстро потерял силы, и с трудом вернулся на берег. На берегу у него тут же наступила обильная рвота. Обессиленный он лежал на песке.
Хозяин разгневался. Он расценил поведение щенка как непослушание. И стал требовательно звать его к себе. Друзья кричали парню, чтобы он не губил щенка, но он, багровея от злобы, снова и снова требовательно звал щенка в воду.
Щенок встал. Но он был ещё слаб. В момент, когда его шея и тело потянулись вперёд (видимо, отражая желание щенка войти в воду), его лапы сделали два больших шага назад. Щенок остановился. Хозяин ещё громче позвал его. И снова всё повторилось. На третий зов щенок вошёл в воду. Гордый хозяин, видимо, слегка протрезвев, поплыл к нему навстречу, взял его на руки и вышел с ним на берег.
Инстинкт самосохранения щенка включился не сразу, а только тогда, когда его мозг оценил сложившуюся ситуацию, как опасную для жизни, рассчитав, что сил у него недостаточно для повторного заплыва, и он может утонуть.
А почему у матерей не включается инстинкт самосохранения, если смертельная опасность угрожает их детям? Известно множество примеров, когда животные шли на верную гибель, бросались в зубы хищнику, чтобы спасти свой выводок. Так поступает куропатка с лисой, которая подошла близко к её гнезду с птенцами, так поступила кошка, когда собака проходила мимо её гнезда с котятами. Однажды, гуляя по парку, женщина услышала страшный предсмертный крик кошки и рычание собаки. Она бросилась на крик и увидела умирающую кошку с разорванным животом и удаляющуюся собаку. Рядом в кустах пищали новорожденные котята. Она забрала котят себе.
Очевидно, простой инстинкт самосохранения, как и влечение к жизни, на тот момент были отключены, и поведением матерей управлял только материнский инстинкт. Ибо одновременно выполнять противоположные команды индивидуум не может. Элемент случайности исключён. Значит, существует программа, которая управляет работой инстинктов по признаку степени важности, и в этой программе значится, что выживание потомства надёжнее обеспечивает выживание вида, чем сохранение жизни матери.
К сожалению, кроме инстинкта самосохранения, других простых инстинктов мне наблюдать не довелось.
Существует автоматическое поведение без участия сознания не инстинктивной природы. Речь не о сознательных действиях, которые в результате частого повторения стали автоматическими. Это – непроизвольные действия, которые представляют собой программу, рассчитанную мозгом только для данной ситуации, индивидуальное автоматическое управление.
Во время индивидуального автоматического управления сознание устраняется от управления мышцами, но не насильственно, у человека есть выбор, подчиняться ему этому управлению или нет. У одних эти действия могут быть осознанными, у других, — нет (как и у животных), но в любом случае, этими действиями управляет не сознание. Приведу наблюдение, благодаря которому я сделала этот вывод.
Спускаясь с горы, я остановилась возле отвесного участка скалы, в который упиралась тропа. Скала была высотой около 2 метров и покрыта мелкими неровными выступами, не более 5-7см. Рядом прикреплена толстая ржавая проволока для удобства спуска. Другого пути не было, справа и слева — крутой обрыв. Я попробовала спуститься, но ничего не вышло, слабые руки не выдерживали веса тела, а ноги скользили. Что делать? Возвращаться назад — далеко и тяжело, а я уже устала. Спускаться — страшно. Не смертельно, но шанс сломать что-либо был. Захотелось заплакать. Но делать нечего, присела отдохнуть перед возвращением назад и без всякой мысли смотрела на скалу. Примерно через 5 минут вдруг появилась уверенность, что я могу спуститься. Я не стала раздумывать, почему и как я могу это сделать, а быстро подошла к скале, попутно заметив, что мне уже не страшно, взялась за проволоку и сделала первый шаг вниз. С удивлением я почувствовала, что нагрузки на руки почти нет, а вес тела, как обычно, приходится на ноги. А затем с ещё большим удивлением я поняла, что мои действия были непроизвольными. Я не обдумывала каждое движение, а только наблюдала за собой со стороны, глядя, как мои ноги, как бы «сами по себе», ловко, не скользя, уверенно и быстро становились под внимательным контролем глаз на подходящие выступы скалы, которые я замечала только тогда, когда моя нога ступала на них.
Мои действия, хотя и были автоматическими, не воспринимались, как насильственные. Я чувствовала, что в любой момент могу их прервать. Но понимала, что делать это было бы неразумно и опасно. Я видела скалу и уступы на ней, но не различала деталей. Различал мой мозг, который помимо моего сознания воспринял эту информацию, сделал не осознанный мною анализ и создал программу автоматических действий. Результат этой работы мозга я получила в виде чувства уверенности в том, что могу спуститься. Я поверила этому ощущению, и решение спускаться приняла осознанно. Но в самом спуске моё сознание не принимало участия, все мои движения уже были рассчитаны. Роль сознания заключалась только в желании достичь цели и принятии решения.
Очевидно, эти непроизвольные автоматические действия представляют собой программу, рассчитанную мозгом только для данной ситуации. У одних эти действия могут быть осознанными, у других, — нет (как и у животных), но в любом случае, этими действиями управляет не сознание.
Простой инстинкт самосохранения напоминает индивидуальное автоматическое управление, но насильственное для сознания, сознание от управления мышцами устраняется полностью. Возможно, на основе подобных индивидуальных программ непроизвольного поведения без участия сознания и возникли инстинкты. Последние в большинстве случаев также не осознаются.
Сложное инстинктивное поведение
Во время простого инстинкта самосохранения человек не ощущает ни желания совершить его, ни каких либо эмоций. Это — насильственные для сознания действия, а то, что делается насильно, не требует стимула. Иначе обстоит дело при сложном инстинктивном поведении. Сложные инстинкты не оказывают грубого насилия над волей сознания, а как бы предлагают ему совершить необходимые действия в ответ на возникшее ВЛЕЧЕНИЕ. Животные и люди совершают эти действия ДОБРОВОЛЬНО, потому что они ХОТЯТ их совершить. Но что именно нужно делать для реализации своих влечений, животные и люди узнают ПУТЁМ ОБУЧЕНИЯ (см. пример с кошкой по кличке «Милочка» в описании полового инстинкта).
Отрицательные и положительные эмоции, как вожжи, направляют сознательное поведение в поисках цели влечения (так называемая «поисковая стадия инстинкта»), действуя по принципу «кнута и пряника»: правильное поведение поощряется чувством радости и удовольствия, а неправильное поведение (или бездействие) наказывается страданием разной степени выраженности, побуждая изменить поведение. Препятствия в достижении цели влечения включают мышление, либо осознанное, либо расчёт мозга без участия сознания.
При достижении цели влечения в действие вступает ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА сложного инстинкта, связанная именно с этим влечением.
Таким образом, сложные инстинкты содержит в себе несколько компонентов (потому я и назвала их «сложными»).
Исполнительная программа сложного инстинкта состоит из множества безусловных рефлексов, каждый из которых включается на строго определённый раздражитель. Наличие для каждого рефлекса определённого эталонного стимула означает, что в цепочке безусловных рефлексов существуют перерывы. Доминирующее речевое сознание включается в каждом таком промежутке, и потому люди думают, что их поведение подчинено только разуму, а инстинктов, в отличие от животных, у них очень мало, и они могут их контролировать.
На самом деле, люди могут контролировать только свои влечения, ибо они направляют их сознательное поведение. Но запрограммированные инстинктивные действия во время социального поведения в большинстве случаев остаются неосознанными, так как происходят на уровне немого сознания, работу которого доминирующее речевое сознание не осознаёт. Это можно объяснить тем, что во время работы немого сознания речевое сознание отключается. Ретроспективно люди объясняют себе своё инстинктивное социальное поведение и рефлекторные чувства сознательными мотивами, логически объяснимыми в такой ситуации.
Сложные инстинкты «пугливы». Инстинктивное управление, как череда безусловных рефлексов, прерывается при любом изменении среды, которое привлекает внимание сознания. При этом безусловные рефлексы временно НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ, не смотря на продолжающееся действие раздражителя. И что же происходит, когда во время инстинктивного поведения в ответ на изменение ситуации включается сознание и изменяет поведение? Мозг перестаёт реагировать на безусловные сигналы, потому что управление переключено с инстинктивного на произвольное. То же самое происходит, когда мозг (его «внутренний оператор») переключает поведение с произвольное на другое инстинктивное. Например, когда при включении инстинкта самосохранения, управление движениями переключается на инстинктивное, и сознание ничего сделать не может, хотя и хочет. Значит, при включении сознания, происходит обратная картина: инстинкт не может реагировать на безусловные сигналы, ибо «ручка переключателя повёрнута в другую сторону».
Степень выраженности влечений, их окраска и сила эмоционального воздействия на сознание у разных особей одного и того же вида различные, и имеют множество оттенков. И связанные с влечениями рефлекторные ощущения удовольствия и неудовольствия во время инстинктивного общения также у всех разные, как у людей, так и у животных, и обусловлены особенностями личности. Тем не менее, влечения являются составляющей сложного инстинкта. Связь рефлексов с влечением легко проследить на примере полового инстинкта, в котором чем сильнее выражено влечение («темперамент»), тем ярче ощущения от рефлексов.
При возникновении двух противоположно направленных инстинктов-влечений, подчиняются тому влечению, которое выражено сильнее. При сочетании различных влечений, направленных к одной цели, сила эмоционального воздействия возрастает и его окраска изменяется. При достижении цели суммарное поощрительное действие инстинктов на все функции организма становится оптимальным. Пример сочетанного действия влечений — обычная нормальная семья, где половой инстинкт работает в содружестве со стадным инстинктом.
Во время инстинктивного социального поведения, люди, как и животные, общаются посредством немого инстинктивного языка и других способов немого общения, которые являются неосознанными (см. «Неосознанное общение»). Лишь немногие люди осознают сигналы немого общения и благодаря этому могут наблюдать вторую сторону жизни людей, как бы невидимую для всех остальных. Имеющим возможность осознавать увиденное, открывается скрытый мир инстинктивного человеческого общения, в котором бушуют животные страсти по ничтожному с точки зрения осознанного мышления поводу, а слова имеют либо второстепенное значение, либо не имеют значения вовсе. В этом мире немого общения все нормальные люди выглядят удивительно умными, они понимают друг друга с первого взгляда и как будто знают все неписаные законы поведения. Увы, «знает» об этом только их социальный инстинкт. Мыслящему сознанию людей о законах инстинктивного поведения известно ещё очень мало.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) — целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершающаяся под влиянием основных биологических потребностей.

С эволюционной точки зрения И. представляет собой полезный для особи «информационный опыт» предыдущих поколений данного вида животных (или человека) по удовлетворению основных биол, потребностей, запечатленный в определенных структурах организма. Исторически главную роль в реализации наследственной информации, заложенной в генетическом аппарате клеток организма, приняла на себя нервная система, и в частности гипоталамическая область (у высших животных и человека), регулирующая все формы ритмической деятельности организма (метаболические процессы, рост, развитие и т. д.) и определяющая трансформацию внутренних биол, потребностей в поведение, направленное на их удовлетворение (см. Лимбическая система). Будучи выражением наследственных механизмов организма, И. определяет основы его поведения и индивидуального развития.

Понятие «инстинкт» впервые применил древнегреческий философ Хрисипп для характеристики поведения птиц и других животных. Франц. мыслитель и врач Ж. Ламетри положил начало научному анализу И., связав этот феномен с телесной организацией животных, со строением их нервной системы и подметив его автоматический характер. Франц. ученый Ж. Кювье подчеркнул такие особенности И., как врожденность и стереотипность. Ученые по-разному объясняли происхождение И. Кондильяк (Е. В. Condillac) характеризует И. как редукцию ума, X. Де Руа — как зародыш последнего, а Ж. Ламарк — как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. По Ч. Дарвину, существуют два источника формирования И.— унаследование свойств, приобретенных в результате разумной деятельности, а также благодаря естественному отбору случайно возникших, полезных для данного вида животных.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И. По И. П. Павлову, И.— это сложный, в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чиханье, кашель и т. д.), безусловный рефлекс, т. е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего. И. нередко просто отождествляется с безусловными рефлексами, между тем И.— это не только физиол., но и неосознанное психическое явление, физиол, механизмом которого являются безусловные рефлексы. Огромную роль в осуществлении инстинктивной деятельности играют железы внутренней секреции. Анатомо-физиол, субстрат инстинктивных реакций созревает в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни организма.

Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр, половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Так, для птиц сигнальными раздражителями являются длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др.; для млекопитающих (копытных) — резкий температурный скачок, появление зелени, а такжe особи противоположного пола и др.

Инстинктивные реакции имеют целесообразный характер лишь при постоянстве внешних условий. При резком изменении условий они становятся нецелесообразными (напр., при нарочитом разрушении человеком дна ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако на фоне стереотипности и шаблонности инстинктивной деятельности имеет место пластичность, изменчивость и развитие. Предопределяя форму поведения, врожденные механизмы у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зерна, и опилки. Выбор объекта дается индивидуальным опытом. При этом в чистом виде И. проявляется у высших животных сразу после рождения; так, у новорожденного организма включаются механизмы так наз. импринтинга (впечатывания, запечатления), с помощью которых организм вступает в первоначальное взаимодействие с окружающим миром. В дальнейшем инстинктивные реакции развиваются в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами обучения. И в реальном взаимодействии организма и окружающей среды участвуют психофизиол, механизмы как видового, так и индивидуально приобретенного опыта. При этом чем выше уровень развития ц. н. с., тем больший удельный вес в поведении занимают реакции, приобретенные в индивидуальной жизни.

Если у насекомых И. играют ведущую роль, а у млекопитающих по мере возрастания уровня организации ц. н. с. все больший удельный вес приобретает жизненный опыт, то у человека И. играют уже подчиненную роль, находясь под контролем разума и социальных норм нравственности.

Данные современной нейрофизиологии и попытки моделирования рефлекторной деятельности показали, что обычная схема безусловного рефлекса (т. е. стимул—реакция) недостаточна для объяснения И. Основу любого И. составляют внутренние биол, потребности, а они в свою очередь приводят в действие врожденные физиол, механизмы «основных влечений», или мотиваций,— голода, страха, полового возбуждения, заботы о потомстве, строительстве жилищ и т. п. (см. Мотивации).

С точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина, функциональная организация И. имеет общую с приобретенными формами поведения архитектонику (см. Функциональные системы). И. включает аппараты афферентного синтеза (см.), принятия решения, постановки цели к действию, действие, достижение результата, удовлетворяющего доминирующую потребность, и оценку достигнутого результата.

В отличие от приобретенных форм целенаправленной деятельности (см. Целенаправленные реакции), центральная архитектоника И. основывается гл. обр. на врожденных механизмах мотиваций, памяти, принятия решения, постановки цели к действию, поведения и оценки его результатов. Вместе с тем, по Тинбергену (N. Tinbergen), в реализации механизмов И. принимают участие и специальные внешние — так наз. ключевые или освобождающие, раздражители.

Любая инстинктивная деятельность, так же как и приобретенные формы поведения, строится по единой схеме: формирование соответствующей потребности — ее удовлетворение. В процессе деятельности организма, направленной на удовлетворение той или иной потребности, в ц. н. с. происходит оценка каждого этапного и конечного результата. Причем в инстинктивной деятельности на основе врожденных механизмов программируется вся цепь результатов — от промежуточных до конечного и вся сложная деятельность, обеспечивающая их достижение. При этом в отличие от приобретенных механизмов удовлетворения биол, потребностей И. характеризуется жестким программированием поэтапных результатов, ведущих к удовлетворению возникшей потребности. В случае отсутствия этапного результата (и соответственно обратной афферентации о нем) конечный результат не может быть достигнут и животное делает многочисленные попытки достичь этапного результата.

Инстинктивная деятельность, используемая из поколения в поколение для удовлетворения основных влечений организма, может быть очень сложной. Примером таких сложных И. может служить деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства, сезонные перелеты птиц и т. д. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда развертывается по шаблонному типу; только длите ль-ные изменения условий существования могут вызвать в ней некоторые сдвиги.

Инстинктивное поведение высших животных строится на основе врожденных связей подкорковых лимбических структур с минимумом корковых центров (поясная орбитальная и височная кора). И хотя участие коры головного мозга в инстинктивной деятельности ограничено, оно является основой для образования в индивидуальной жизни различных навыков, определяя важное значение И. в формировании в. н. д. человека (см. Высшая нервная деятельность).

На основе различных И. происходит обучение в любой форме. Однако в процессе обучения И. постепенно отступает на второй план; ведущая роль переходит к внешним, преимущественно социальным, факторам. Воспитание человека в значительной степени строится именно в направлении выработки способности подавлять и направлять инстинктивную деятельность, приурочивать ее к определенному месту и времени.

В процессе индивидуального обучения организм накапливает собственный опыт, который строится на основе синтеза раздражений внутреннего и внешнего мира (афферентный синтез, по П. К. Анохину). В этой синтетической деятельности ведущее значение приобретает деятельность коры головного мозга, к-рая все в большей степени способна подавлять подкорковые механизмы И.

Однако И. может проявиться в яркой форме, в частности когда деятельность коры ослаблена и нарушается контроль над нижележащими подкорковыми структурами (напр., в состоянии сна, при употреблении наркотических веществ или алкоголя).

В клин, практике имеются многочисленные примеры того, как в результате ненормального возрастания активности подкорковых центров или понижения тормозных влияний на них со стороны коры больших полушарий резко усиливается инстинктивная деятельность. При этом могут наблюдаться такие явления, как гиперсексуализм, обжорство, агрессивность и т. д.

Не менее часты случаи, когда повышенная активность подкорковых структур, ответственных за реализацию И., но имея возможности проявиться в соответствующем поведении, «прорывается» в форме ненормально повышенного влияния на деятельность внутренних органов, приводя к повышению кровяного давления, спазму различных гладкомышечных сфинктеров жел.-киш. тракта и т. п.

Описаны также патол, формы снижения инстинктивной деятельности (афагия, адипсия, импотенция и др.).

Специфика И. как объективно целесообразного действия сделала его излюбленным предметом различного рода телеологических и богословских рассуждений в доказательство мудрости творца или различного рода виталистических и спиритуалистических доктрин, противопоставляющих И. разуму как якобы более действенную силу, связанную с глубинными истоками творческого жизненного порыва и потому будто бы превосходящую разум определенностью и достоверностью своих достижений. Некоторые представители иррационализма, гипертрофирующие роль инстинкта в поведении человека (см. Фрейдизм), считают, что разум постоянно находится в поисках; он исследует и очень часто, если не большей частью, впадает в противоречия и заблуждения. И. же никогда ничего не ищет, но всегда находит. Подобные рассуждения опровергаются достижениями современной науки.

См. также Безусловный рефлекс, Условный рефлекс.

К. В. Судаков, А. Г. Спиркин.

Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).

Инстинкты человека

Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.

Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет мотивацию к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.

В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за страха за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.

Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.

Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.

Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в подсознание, запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.

Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.

Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.

Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.

Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.

Виды инстинктов

Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, клептомания, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).

Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.

Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.

Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.

Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.

Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.

Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.

Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.

Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.

Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее члены между собой не всегда являются родственниками.

Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.

Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.

Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.

Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.

Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.

В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.

Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.

Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.

Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.

Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.

Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.

В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.

Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).

Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.

Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.

Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.

Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления. Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *