Интеллектуальное развитие личности

Особенности и концепции развития эмоциональной сферы личности

На протяжении жизни каждый человек находится на пути своего развития, и развитие это происходит в различных сферах и областях. Сложно представить себе процесс психологического развития личности без процесса становления и развития эмоциональной сферы. Формирование эмоционально-волевого компонента одно из важнейших условий становления гармонично развитой личности. Именно эмоциональная сфера личности является центральным и важнейшим звеном общего психического развития личности.

Вопрос о развитии и становлении эмоциональной сферы личности долгое время являлся проблемным вопросом в психологической науке, более того, до сих пор существуют специалисты, утверждающие, что не существует единой и утвержденной концепции на данную тему.

Рассмотрим существующие концепции и учения на тему эмоционального развития личности.

Группа психологов, в которую входят П. Экман, К. Изард придерживаются точки зрения о том, что эмоциональная система присутствует у человека с момента рождения и тем самым очевиден факт, что она является одной из самых зрелых психических систем личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие личности в интеллектуальном и эмоциональном плане 460 руб.
  • Реферат Развитие личности в интеллектуальном и эмоциональном плане 260 руб.
  • Контрольная работа Развитие личности в интеллектуальном и эмоциональном плане 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Другая группа исследователей развивает идею о том, что человек при рождении обладает абсолютно чистым психоэмоциональным полем и лишь в процессе взросления это поле заполняется накопленной информацией.

В любом случае, все исследователи сходятся в том, что необходимо развитие эмоциональной сферы личности, для того, чтобы она достигла своей зрелой фазы и стала источником становления личности в целом.

Что же такое эмоциональное развитие и какие элементы оно в себя включает?

Под эмоциональным развитием понимается:

  • осознание человеком своих чувств с одной стороны и осознание переживаний другого человека, с другой;
  • постепенное разграничение эмоций, чувств на группы;
  • расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
  • способность к регуляции и контролю над своими чувствами и поведенческими реакциями.

Понятие интеллектуального развития личности

Определение 1

Интеллектуальное развитие — это процесс формирования способностей к осмысленному овладению и практическому пользованию различными видами и операциями мышления. Также в это понятие входит умение человека проводить самостоятельный анализ событий и явлений окружающей действительности, делать соответствующие выводы и обобщения. Неотъемлемой единицей интеллектуального развития личности является также речевое развитие, включающее в себя владение и свободное пользование словарным богатством языка.

Согласно еще одному определению понятия интеллектуальное развитие – это активный процесс приобщения личности к существующим стандартам культуры общества, шаблонам восприятия мира, способам поведения и мышления.

Процесс развития интеллектуальной стороны личности проходит в онтогенезе с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни.

На уровень интеллектуального развития оказывают влияние два фактора:

  1. наследственность, а именно уровень интеллекта, доставшийся человеку от предков
  2. социальная среда, окружающая человека и являющаяся мощнейшей силой развития личности. Здесь же следует отметить важную роль в интеллектуальном развитии процесса научения, в том числе в форме учебной деятельности. Именно в процессе учебной деятельности происходит формирование умственных внутренних психических структур, проявляющихся в успешном выполнении различных видов интеллектуальной деятельности и соответствующих высоких показателях уровня интеллекта. Вершиной интеллектуального развития личности является интеллектуальная культура личности.

Концепции интеллектуального развития

В настоящий момент существует две диаметрально противоположные концепции интеллектуального развития личности

  1. Часть исследователей процесса интеллектуального развития личности считает, что данный процесс имеет активную фазу развития до 12 – 16 лет, когда достигается определенный уровень логического интеллекта личности и возникает способность человека действовать в уме, и затем активный процесс угасает и останавливается. Остальные личностно-психологические новообразования и способы активного отношения к миру, которые возникают на следующих стадиях развития личности, являются вспомогательными и теряют свой смысл на стадии зрелости.
  2. Психологи, принадлежащие к другой группе подвергают жесткой критике идеи о неизбежном снижении интеллектуального развития личности в зрелом возрасте. Они убеждены в том, что личностное развитие человека безгранично и не имеет конечной точки. Именно развитие, в том числе интеллектуальное, является движущей силой и способом существования личности. По их мнению развития человека является активным процессом на протяжении всей жизни человека.

Интеллектуальный труд как движущая сила развития личности

Определение 2

Интеллектуальный труд – это переработка и анализ большого объема информации с одновременной мобилизацией памяти, внимания. Центральным показателем интеллектуального труда является его напряженность, которая в свою очередь определяет силу нагрузки на центральную нервную систему человека.

Интеллектуальный труд можно разделить на две группы:

  1. творческий, характеризующийся высоко продуктивной деятельностью с высоким процентом изменения существующей действительности. Результатом творческого интеллектуального труда может выступать новый проект, идея, способ существования.
  2. нетворческий интеллектуальный труд, характеризуется репродуктивным характером деятельности, которая лишь воспроизводит существующие практики и способы действия.

Подводя итог вышесказанного, можно отметить, что культура интеллектуального труда – это один из видов деятельности, развивающийся в культуре. Механизмом передачи опыта интеллектуальной деятельности выступает образование, результатом которого является интеллектуальное развитие личности.

Интеллектуальная одаренность такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям…


Функции работы полушарий головного мозга человека.Интеллект рассматривается как сложная многоуровневая структура:

1.Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);
2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);
3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально деятельностный подход);
4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения;
5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);
7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурноуровневый подход);
8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

Интеллектом называют способность мозга организовать свою деятельность так, что вся содержащаяся в нем информация будет использоваться с максимальной эффективностью.

Другими словами, интеллект можно представить в виде коэффициента полезного действия мозга. Согласно современным теориям, у человека можно диагностировать десятки разновидностей интеллекта. Например, психолог Дж. Гилфорд предлагает классификацию из 120 его видов.

Интересно, что каждый из этих интеллектов может развиваться независимо от остальных. Так известны случаи удивительного лингвистического таланта – феномена врожденной грамотности, при отсутствии других ярко выраженных способностей.

Но в тоже время развитие одного вида интеллекта может влиять и на совершенствование остальных, как, например, широко известный факт, что развитие физических способностей влияет на улучшение умственной деятельности.

Сочетание разных форм интеллекта делает вас потенциальным гением, или, как минимум, совершенно не похожим на других. Представьте, что 12 форм вашего интеллекта подобны 12 цифрам, начиная с нуля и кончая 9. На планете Земля на данный момент живет около 6-ти с половиной миллиардов человек. Если вы оцените каждую из десяти форм своего интеллекта цифрой от 0 до 9, то вы получите 12-значное число (один триллион комбинаций), характеризующее вашу личную интеллектуальную комбинацию. Эта уникальная комбинация образует своего рода персональный интеллектуальный код. Это как номер вашего сотового телефона. Ваш собственный интеллектуальный код и отличает вас от всех других людей, когда-либо живших на Земле. Как и в случае с ДНК, вероятность того, что кто-то еще обладает такой же интеллектуальной формулой, как ваша, равна один к триллиону.


Пример диаграммы результатов диагностики (от 7 до 35 баллов) по каждой оси.
На самом же деле, ваша личность имеет гораздо больше граней, каждая из которых может быть измерена числом от нуля до бесконечности, потому что нашим способностям нет предела. Нам всегда есть, куда расти. Поэтому-то учиться жизни и нужно всю жизнь.
Развивая отдельные области своего интеллекта, вы можете стать гением в определенной области, а если вы будете использовать их в сочетании, вы сможете сделать нечто невероятное.

Основные типы нашего интеллекта.

Основные типы интеллекта, ставящие нас на высшую ступень развития. Ими являются: физический интеллект или интеллект тела (PQ), ментальный интеллект (IQ), эмоциональный интеллект (EQ) и духовный интеллект (SQ). Симбиоз развития этих интеллектов и формирует талант успешного современного человека, позволяет ему быть лидером, руководителем.


Четыре типа интеллекта.

Логический или ментальный интеллект

Логический интеллект известен также как «рациональное мышление», «способность решать проблемы», «сознательное принятие решений». Наша способность думать и рассуждать логически не только является особенностью, отличающей нас от животных. Она также ответственна за человеческий прогресс, и благодаря ей мы преодолели путь от каменного века до эпохи компьютеров.


Логический или ментальный интеллект.
Почти каждое мгновение жизнь ставит перед человеком проблему, требующую решения — с какой стороны утром подняться с постели, как расплатиться за новые ортодонтические брекеты для вашего ребенка, на какое из вчерашних писем ответить первым, как получить повышение по службе, вложить деньги в известную по всей стране сеть закусочных или открыть собственный ресторанчик и даже что приготовить вечером на ужин. Только во время сна ваша система логического мышления временно отключается и не вынуждена делать выбор и принимать решение каждую минуту.

Поэтому совсем не случайно, что у человека объем серого вещества головного мозга, отведенного под логический интеллект, значительно превышает аналогичную часть мозга у животных. Если бы мозг не имел доступа к значительным ресурсам, требующимся для логического мышления, мы не смогли бы справиться со значительным потоком больших и малых решений, требующих принятия каждую минуту бодрствования. Далеко не все принятые решения идут нам на пользу. (Общее впечатление о правильности выбранных решений может оказаться ошибочным, поскольку человек, вполне естественно, уделяет большее внимание совершенным ошибкам и упущенным возможностям, чем тем многочисленным решениям, Которые оказались верными. В конце концов, вы, вероятно, имеете работу, дом, определенный достаток и свободное время, или иначе не могли бы читать эту книгу. Так что у вас нет никаких оснований считать себя интеллектуальным пигмеем и вы имеете в своем распоряжении значительное количество интеллектуальных ресурсов.)

Поскольку люди с хорошо развитым логическим мышлением привычны думать логическими цепочками и оперировать цифрами, они достигают больших высот в точных науках и лучше обучаются, когда имеют возможность получать необходимую информацию в хорошо упорядоченной форме. Они с радостью берутся за поручения, требующие использования их умения решения проблем и научно-технических знаний. Они поддерживают логический IQ на высоком уровне, посещая профессиональные семинары и курсы повышения квалификации. Развитое логическое мышление помогло добиться этим людям подняться на вершину в своей области профессиональной деятельности: Барбара Уолтере, Карл Саган, Мэрилин Вос Савант, Джон Г. Джонсон, Билл Гейтс, Алан Кийс и Розабет Мосс Кантор.

Физический интеллект.


Физический интеллект.
Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя.

Если бы ваш рациональный, сознательный разум пытался следить за всем, что происходит у вас в доме и на работе, контролируя каждый шаг и движение, которые вы делаете, то он бы очень быстро оказался перегружен.

И все же при всей очевидной важности этого отдела мозга большинство из нас не предпринимает никаких реальных попыток, чтобы поднять уровень своего физического интеллекта. Несмотря на то, что многочисленные свидетельства находятся перед нашими глазами, мы становимся жертвами распространенного заблуждения, согласно которому физическое проворство требуется только тем, кто собирается стать спортсменом или артистом. Такая позиция мешает нам понять, какого огромного преимущества мы себя лишаем.

Люди, обладающие развитым телесным мышлением, хорошо скоординированы и грациозны, показывают превосходные результаты в физических дисциплинах и являются участниками той или иной спортивной команды (или имеют музыкальные способности и играли в школьном ансамбле). Они обычно с радостью берутся за работу, которая позволяет использовать в деле их физический интеллект, и поддерживают уровень своего физического IQ, играя в теннис и занимаясь туризмом.

Обычно считается, что физическое совершенство нужно только тем людям, которые связали свою жизнь со спортом, танцами или стали актерами. А между тем люди, у которых хорошо развито телесное мышление, обладают хорошей грацией и координацией движения. Они с легкостью берутся за работу, для которой необходим высокий уровень физического интеллекта. Прекрасно развитым уровнем физического интеллекта, например, могут похвастаться актер Эдди Мерфи, теннисистка Мартина Навратилова.

Очевидно, что хорошо развитое телесное мышление необходимо офисным работникам и работникам многих других профессий, ведь грация и координация движений важна для всех людей. Представителям множества профессий требуется наличие выносливости, необходимы ловкость, хорошая мышечная координация.

Многие программы обучения, направленные на повышение уровня развития интеллекта попросту пренебрегают физическим интеллектом. Но реальная жизнь не позволяет человеку не обращать на него внимания. Ведь тело принимает активное участие в любой деятельности. Физический компонент входит в структуру практически всех видов деятельности человека. В критических ситуациях телесное мышление действует быстрее, чем сознание. Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек.

Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:

1.Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
2. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.
3. Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.
4. Выносливость и способность работать дольше.
5. Возможность без особых потерь перенести стрессовую ситуацию или заболевание.
6. Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении.

Для того чтобы развивать свой физический интеллект необходимо уделять достаточное внимание физическим занятиям. Причем нужно как можно чаще осваивать новые виды движений. Хорошо помогают в этом занятия танцами, аэробикой, восточными единоборствами, игровыми видами спорта. Можно посещать курсы актерского мастерства, уроки рисования. Освоение различных ремесел, рабочих специальностей также способствует развитию телесного мышления.
Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей. Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они — продукт коры головного мозга. Только человек обладает этим новообразованием, иногда еще называемым «неокортекс», и, благодаря ему, способен к выполнению шести функций, недоступных никаким другим существам.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других, сенсорных.

Моторные функции это:

1.Ходьба, бег, прыжки в вертикальном положении, при котором противоположные конечности движутся вместе (правая рука, левая нога — левая рука, правая нога).
2. Речь, в виде искусственно придуманного, символического звукового языка, основанного на определенных соглашениях.
3. Письмо, в виде искусственно придуманного, символического визуального языка, основанного на определенных соглашениях.

Все эти уникальные способности человека являются продуктом его уникальной коры головного мозга. Они основаны на трех уникальных сенсорных способностях.

Сенсорные способности это:

1.Зрение, благодаря которому мы можем читать письмена придуманного, символического, визуального языка, основанного на определенных соглашениях.
2. Слух, благодаря которому мы можем понимать звуки придуманного, символического, звукового языка, основанного на определенных соглашениях.
3. Ощущение, благодаря которому мы способны идентифицировать объекты, не прибегая для этого к помощи зрения, вкуса или запаха.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект, также известный как «эмоциональное мышление» или «чувственное восприятие», охватывает всю эмоциональную сферу. Личная жизнь почти полностью основана на эмоциях, вызванных нашим любованием зимним пейзажем, любовью близких людей к нам или напряженными взаимоотношениями. Но в бизнесе фактор эмоций часто остается недооцененным. В конце концов, любая мотивация представляет собой эмоциональный заряд, заставляющий нас подняться с кресла и что-то сделать, поэтому гнев начальника может быть пугающим, когда у вас есть неоплаченные счета, в то время как чувство, что «все мы уважаем друг друга и всегда способны поладить», является важным условием сохранения работоспособности любой организации.


Эмоциональный интеллект.
Эмоции вызывают у нас испуг и заставляют сворачивать в сторону при появлении опасности и разжигают в нас тепло, притягивающее под защиту дружеских отношений с другими людьми. Мы обычно никогда не задумываемся о том, насколько обширной является эмоциональная сфера или какая часть из двухсот миллиардов клеток мозга отведена под управление нашими чувствами. Использовать большую часть этих клеток — примерно все равно что включить источник света мощностью несколько миллионов ватт.

Поскольку люди с развитым чувственным мышлением лучше всего думают и решают проблемы в терминах чувств, они пользуются популярностью в школе, входят в состав студенческого совета, дискуссионного клуба или драматического кружка; они любят браться за поручения, требующие от них интенсивного общения с другими людьми; лучше обучаются с помощью учителей и наставников; поддерживают свой уровень эмоционального интеллекта групповыми играми, социальными встречами, общественными мероприятиями и преподавательской деятельностью.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Иными словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 группы способностей:

1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);

2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

4) способность управлять эмоциями.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание и контроль импульса, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочувствие) и социальную ловкость. Это те качества, которыми отмечены преуспевающие люди: их отношения процветают, они — звезды на работе.

Одна из моделей предлагает выделить пять компонентов эмоционального интеллекта:

— Самопознание;
— Личная мотивация;
— Саморегуляция;
— Эмпатия;
— Навыки общения;

Эмоциональный интеллект, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни. Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

Эмоциональный интеллект описывают как способность воспринимать эмоции, быть доступным эмоциям и генерировать их так, чтоб содействовать мышлению, понимать эмоции и их смысл и мысленно управлять эмоциями так, чтобы содействовать эмоциональному и интеллектуальному росту.

Другими словами, это система умений, которая дает нам возможность прокладывать свою дорогу в сложном мире — личные, социальные и «выживательные» аспекты общих способностей, неуловимый здравый смысл и чувствительность, которые так существенны для эффективного ежедневного функционирования. Это относится к способности воспринимать и систематизировать политическую и общественную обстановку;

интуитивно улавливать, чего хотят и в чем нуждаются другие, их силу и слабость;

оставаться невозмутимым в обстановке стресса;

и быть общительным — быть таким человеком, с которым другие хотели бы сближаться.

Самоанализ — важнейшая опора эмоциональной культуры, потому что мы не можем изменить то, что нам неизвестно, и самоосознание — первый шаг к изменению нашего поведения. Чтобы это сделать, мы должны давать себе отчет в том, что мы чувствуем, и в том, какое впечатление наши чувства производят на окружающих; иначе нам не удастся успешно строить самые важные для нас отношения с людьми. К тому же, без самоанализа, мы не сумеем заметить, когда мы чувствуем стресс, мы ослабим даже ту способность к эмпатии, которая у нас уже есть, подвергая риску нашу способность к общению.

Высокий уровень данного аспекта EQ означает вашу готовность лицом к лицу встречать трудности и не давать сильным эмоциям брать верх над вами. Это неоценимое свойство вашего интеллекта может развиваться в школе жизненного опыта. В сегодняшнем постоянно меняющемся мире это свойство становится насущно необходимым и на работе, и в семейной жизни. Изменения — это фактор жизни для многих из нас, а давление, которое они оказывают, — неизбежно.

Но существует огромная разница в том, как люди реагируют на стресс и как он влияет на их жизни. То, что представляет стрессовую ситуацию для одного человека, для другого — источник удовольствия, «разнообразия» впечатлений. Некоторые люди испытывают тягу к стрессовым ситуациям и соответствующему поведению. Иные просто расцветают в условиях стресса, а их лучшие рабочие достижения возникают только под давлением извне.

Люди с высоким уровнем развития данного аспекта интеллекта обычно снимают напряжение, задаваемое жизнью. Они уверенно принимают удары. Они держат ситуацию под контролем. Они могут упасть, но не будут долго оставаться в лежачем положении. Испытывая в полной мере воздействие стресса (иногда им даже достается больше других), они не позволяют себе дойти до полного крушения.

Духовный Интеллект

Мы часто слышим такие выражения:

«дух эпохи»;
«дух победы»;
«духовный подъем» или «спад»;
«неспокойный дух»;
«национальный дух»;
«мой духовный отец»;
«в духе дружбы»;
«духовное наследие» и т. д.


Но вот только что такое «дух» и «духовный» не в религиозном, а в светском понимании?

Сама концепция духа и духовности (слово «дух» по-английски, да и на многих других языках пишется spirit) восходит к латинскому слову spiritus, означающему «дыхание». Современный термин «дух» соотносится с такими понятиями, как жизненная энергия и «нематериальная» часть человеческого естества, включающая ваши эмоции и характер. Духовность, присущая человеку, связывается в сознании с такими жизненно важными качествами, как энергия, энтузиазм, храбрость, решительность непреклонное намерение. Ваш Духовный Интеллект увязан с тем, каким образом вы культивируете в себе все вышеупомянутые качества. Он также напрямую связан и с богатством вашей души, то есть того, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Духовный Интеллект развивается естественным и последовательным образом из Персонального Интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к Социальному Интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих вас людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом.
Фактически умение входить в контакт с природой, Высшими силами, понимать их ценить — является главным признаком развития Духовного интеллекта.

За что «отвечает» Духовный интеллект:

— Связь с Высшими силами и верная интерпретация «знаков»;
— Осознание своего предназначения;
— Совесть;
— Использование интуиции;
— Умение использовать измененное состояние сознания — транс (созерцание, медитации), для духовного роста и увеличения гибкости, вариабельности своего поведения.

Представьте себе длинный пассажирский состав, движущийся по рельсам; Человек смотрит на проходящий поезд, наблюдая за тем, как состав проносится мимо, вагон за вагоном. Сначала наш наблюдатель видит локомотив, затем первый вагон, второй, третий и т. д. Если у этого человека хорошее боковое зрение, он может уловить части состава, те, которые уже миновали, и те, которые еще не дошли. Другой человек смотрит на тот же поезд с летящего самолета и видит весь состав, от локомотива до последнего вагона. Такова и разница между полушариями мозга. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции.

Духовный интеллект, также известен как «творческое мышление», «оригинальность» и «изобретательность», лежит в основании каждой новой идеи или мечты, пришедшей вам в голову, начиная от того, как заделать внезапную протечку под раковиной до прихода гостей, как тактично сказать коллеге о неприятном запахе изо рта, что делать с тремя миллионами полупроводников, заказанных по ошибке, как не опоздать на деловую встречу в ходе общегородской забастовки таксистов, и заканчивая тем, как сказать любимому человеку «прости». Творчество является настолько естественной и жизненно важной частью нашего существования, что мы редко замечаем, как используем свои творческие способности. Нашим предкам приходилось проявлять большую изобретательность, когда они кочевали из пещеры в пещеру по саванне, каждый момент сталкиваясь с новой опасностью или благоприятной возможностью. И творческий отдел головного мозга рос, пока мы не стали мыслящими существами, всегда готовыми найти выход из самых затруднительных ситуаций.

Духовный интеллект лежит за каждым изобретением и новацией. Логика может придумать метод высекания искры из куска кремня, но именно творческое мышление помогает увидеть костер, горящий посредине лагеря. Оно также находится в основе каждого нововведения в бизнесе, от операционной системы Windows до многонациональной корпорации.

Поскольку люди, обладающие развитым творческим мышлением, имеют постоянный поток оригинальных мыслей и озарений, они процветают в таких областях профессиональной деятельности, как театр, дизайн и телевидение; вносят творческую искру во всякую работу, требующую изобретательности; поддерживают свой высокий уровень, посещая кинофильмы и концерты либо самостоятельно занимаясь литературой, режиссурой или живописью. Среди тех, кого высокий духовный интеллект сделал знаменитым, можно назвать Томаса Эдисона, Марту Стюарт, Барбару Стрейзанд, Уоррена Бенниса, Опру Уинфри, Уоррена Баффетта и Стефена Хоукинга.


Вам понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост, пожалуйста.
Оставьте заявку на консультацию, тренинг по развитию эмоционального интеллекта по ☎Телефону/ватсап для записи: +7 902 998 47 87;
✉ Напиши на почту:

Человек постепенно убеждается, что все более скрупулезное изучение материального мира по-прежнему не решает важнейшего вопроса — познания самого себя. Совершенствуя продукты своего труда, упрощающие быт, человек все дальше уходит от себя, от раскрытия своих способностей и, следовательно, возможностей. А последние во многом превосходят возможности даже самых совершенных механизмов и машин.
Примеры того нам являют «уникумы», гнущие вилки и запускающие сломанные часы без приложения физических усилий, передающие мысли на расстояние эффективнее любых современных телекоммуникационных технологий, решающие сложнейшие математические задачи значительно быстрее, чем с использованием вычислительной техники, прогнозирующие будущее, выполняя при этом работу быстрее, чем коллективы крупных фирм и институтов, исцеляющие быстрее и эффективнее современных медицинских центров, видящие происходящее за тысячи километров безо всяких приборов… Но поскольку человека с детства учат воспринимать себя среднестатистической личностью, то у него даже не возникает мысли о том, что доступное одному, может быть доступно и другому.
Вычислительная техника — основа пятого технологического уклада, электродвигатель — четвертого, паровой привод — третьего, «лошадиная сила» — второго и человеческая сила — первого — все это остается позади. Выражаясь языком перечисленных эпох, в потенциале человек шестого технологического уклада — это теле-, радиостанция без ограничений радиуса действия, вычислительная машина невообразимой мощности, сверхсильный микроскоп и телескоп, библиотека с фондом, в миллионы раз превышающим все имеющиеся вместе взятые, самый мощный программный пакет по анализу и прогнозированию, сверхточный измерительный прибор, самый мощный и многофункциональный механизм (машина)… Плюс то, что в понятия пяти укладов не входит, — это высочайшие нравственность и сознательность человека. Или, другими словами, сам человек, а не его приборы и механизмы является истинным Создателем и Творцом, Владыкой материального мира на Земле.
Но все вышеперечисленное не укладывается в рамки существующих представлений человека о самом себе. Как говорится, это умом непостижимо. Но ведь не зря же человека назвали Человеком Разумным, а не человеком умным.
Все открытия, все новое лежит вне ума. Ум — это архив, база увиденных, услышанных, когда-то осязаемых, ощущаемых и обоняемых данных. В уме в течение одного воплощения накапливается подборка фактов, событий, образов и т.п. из произошедшего в окружающем мире, доступном пяти чувствам человека.
Ум снабжен не только полочками для хранения данных. В уме есть инструмент анализа этих данных — логика. Логика снимает данные с полок, комбинирует их, сопоставляет, выстраивает в последовательности. Логика — это архивариус. Логика никогда не выходит за пределы архива. Логика оперирует только имеющимися данными. Поэтому, когда данных недостаточно (опыт мал), логика бессильна.
Ум бессилен открывать. Ум можно развить до известных пределов, но он все равно будет жить лишь былыми знаниями, полученными методами фиксации данных пятью чувствами (пускай с использованием усилителей, увеличителей…) и последующего их анализа (перебора и сопоставления). Суть ускользает, источник остается непознанным. Ум — это вещь в себе.
Однако прогресс базируется не на вытаскивании из архива старых фактов и их комбинировании. Все открытия, продвинувшие человечество в развитии (техническом, духовном), были сделаны не с помощью пяти чувств и логики. Открытие всегда из области неизведанного. Открытие — это скачок, гипотеза, озарение. Открытие и потом может оставаться вне компетенции пяти чувств (любые волновые явления, мир элементарных частиц, моральные принципы, философские концепции…). Но из-за многократного повторения это открытие переходит в разряд фактов, не требующих доказательств, т.е. попадает в сферу деятельности ума, ложится на соответствующую полочку и ждет действий архивариуса. Поэтому ум, на первый взгляд, совершенствуется, и появляется иллюзия его способности творить.
Ум совершенствуется посредством запоминания. Это неэффективный путь, регресс. Особенно это заметно сейчас, когда человечество накопило в библиотеках многие миллионы томов фактов, человек, даже просто читая по диагонали, успеет за свою жизнь проглядеть лишь ничтожную часть, не говоря уже о запоминании и анализе.
Казалось бы, выход в специализации знаний, собираемых умом. Но это противоречит идее развития, универсализации ума. Получается, универсализация знаний в уме — тупик, специализация знаний в уме — тупик. Сам ум — это тупик в развитии человека. Развитие лежит вне пределов ума. Ум как инструмент развития человечества сейчас, очевидно, устарел.
Но остается то место, из которого человечество всегда черпало новые знания, свои открытия. Это место — разум. В разуме есть все знания. Разум работает за пределами возможностей ума. Разум оперирует такими емкими понятиями, что ум, неожиданно столкнувшись с ними, выдает ответ: «Понимаю, но словами объяснить не могу». Разум работает на таких скоростях, что ум даже не успевает реагировать (это проявляется, например, в экстремальных ситуациях, связанных с опасностью для тела человека). Лишь потом ум анализирует, недоумевая, насколько точны, быстры, а, главное, единственно правильны были действия тела.
Разум начинает работать, когда ум бессилен, когда все попытки достичь чего-то с помощью ума становятся, очевидно, тщетными, когда происходит полная и искренняя капитуляция ума. Тогда приходит озарение, открытие, просветление: в работу включается разум.
Чтобы отключить ум, человек, в основном, использует метод его перегрузки, перенапряжения. В момент, когда ум доходит до своей критической точки, он расслабляется, отключается, и вот тут случается открытие. Поэтому история большинства великих открытий, озарений, связана с многолетней, изнуряющей работой ума по доказательству собственного бессилия. А открытие в итоге приходит, например, во сне, под влиянием какого-нибудь слова, события, ассоциации и т.п., т.е. когда ум отвлекается от решаемой задачи.
Идея об эволюции обезьяны в человека — это еще одна иллюзия, порожденная умом. Настоящая эволюция человека — это путь от ума к разуму, от человека умного к человеку разумному. И эта эволюция является самым глубинным, самым сильным «инстинктом», продвигающим человечество.
Все революции, все желания достичь чего-либо, переделать, переустроить имеют в своей основе движение человека от ума к разуму, поиск себя. Но ум все время подкладывает понятные его уровню методы эволюционирования. Для различных людей разные: стать миллионером; добиться власти; доказать свою значимость любыми методами; достичь вершин в науках… Так ум создает ложные цели и отвлекает человека от глубинных побуждений. Лишь единицам до сих пор было дано увидеть иллюзорность происходящего вокруг них и наличие в миллионы раз более эффективных путей эволюции, а правильнее» совершенства каждого человека и, как следствие, всего общества.
Истинная эволюция человека происходит не во внешнем мире — мире материальных вещей, — а внутри, в сознании каждого индивидуума.
Каждый человек, который живет умом, — это робот. Ум — это носитель программы. Ум использует только заложенные на основании опыта знания. А это и есть программа. Опыт предопределяет действия человека, как программа предопределяет действия робота. Написание программы начинается с первой вспышки света, которую мы видим при рождении, и продолжается по сию секунду. Данные в программу подгружают родители, затем система образования, улица, работа. Каждое действие человека в настоящем моменте обусловлено программой, сформированной до этого момента. Поэтому мы на 99% сами являемся роботами и живем в обществе роботов.
Т.е. человек несвободен, он живет в рамках, прописанных в его собственной программе. И эта иллюзия настолько крепко в нас сидит, что мы уже и не замечаем, что живем по программе. Заявляем, что мы свободны, что сами управляем собой, что признать Бога (главного управляющего во всей Вселенной) — это значит потерять свою свободу. Какая может быть свобода, когда все, что мы собой являем, — это продукт деятельности других людей, которые насыщают наш ум новой информацией. Шаблоны поведения, обороты речи, комплексы, информация для принятия решений — вот рамки нашей свободы. Любое наше решение, сделанное умом, принимается на основании мнения (или мнений) кого-то другого. Уму дано только сомневаться и спрашивать дополнительных мнений. Где же тут сам человек, сама личность? Ее не видно за наслоениями приобретенных сведений, стереотипов, заученных слов и шаблонных поступков.
Каждый человек, когда становится взрослым (насыщает свой ум информацией), начинает искать себя. Отсюда и вся его деятельность в материальном мире. Человек ищет себя через свои поступки, победы и поражения. Ум за всю историю человечества создал великое множество возможностей для реализации иллюзий достижения человеком чего-либо. Но все это игры ума. Сам человек, достигнув очередной планки в своем «развитии», либо теряет к этому делу интерес и ищет новой иллюзии для продолжения видимости самореализации, либо погружается в культивирование собственной славы вокруг полученных результатов. При этом потеря интереса после очередного достижения, приобретения — это важная подсказка для тех, кто видит и слышит. Достаточно одного подобного опыта, чтобы понять всю иллюзорность, ложность общепринятых путей поиска себя. Через действия в окружающем материальном мире найти себя очень трудно, т.к. мы начинаем отождествлять себя с другими людьми, с какими-то делами, целями, идеями, проблемами, предметами, т.е. уходим от себя в суету окружающего мира. Чтобы найти себя, надо отбросить окружающий мир. В нем решения задачи нет. Решение у каждого внутри.
Перед ребенком (пока он ребенок) подобных проблем не стоит; его ум еще не забит лишней информацией, иллюзии еще не сформировались, он пока еще не робот, который за грузом своего (а точнее, чужого) опыта потерял себя. Поэтому в ребенке чаше проявляется мудрость. А мудрость за пределами ума, мудрость дается разумом.
Ум — это эго, или гордыня. Избавляясь от ума, мы избавляемся от гордыни. Ум индивидуален. Гордыня предназначена для поддержания этой индивидуальности, развития иллюзии отдельности, превосходства.
Разум не отделяет себя от чего бы то ни было. Разум отождествляет. Разум — это суть, единение. Разум стирает границы и рамки. Ум — это порок в разуме. Ум уходит — знания начинают приходить без всяких искажений, иллюзий; человек становится знанием, владыкой.
Первым шагом в поиске своего Я, раскрытии заложенных способностей для человека шестого технологического уклада является осознание того, что он рождается в этом мире не для накопления материального богатства, а, в первую очередь, для накопления богатства разума, обретения мудрости, которая живет в нем вечно.
Человеку дан инструмент максимально эффективного самосовершенствования — это его предназначение. В области своего предназначения у человека буквально все получается, и его деятельность сравнима с творчеством гения.
У нас так мало гениев, т.к. 96% населения Земли ведут свои дела вне области своего предназначения в силу незнания такового. А те же, кто продвигаются в своем предназначении, в большинстве своем делают это неосознанно и не используют максимально эффективным образом открывающиеся перед ними возможности и становятся разве что выдающимися.
Подбор кадров, основанный не на данных о полученных кандидатом корочках и дипломах, а на его предназначении, дело недалекого будущего — эффективность сотрудников, занимающихся своим делом, на порядки превышает эффективность сидящих не на своем месте. Практика показывает, что специалисты, подобранные таким образом, заменяют, подчас, целые отделы, увеличивая при этом производительность и эффективность последних в разы.
Учитывая, что большинство людей получают образование не в области своего предназначения, казалось бы, трудно переучить, например, лингвиста в финансиста. Однако предназначение — это не только наименование статуса и сферы деятельности, это еще и заложенные в человеке природой знания, которые надо только раскрыть и начать использовать. Поэтому нашему лингвисту не понадобится овладевать премудростями экономических наук в течение пяти лет, на это у него уйдет от силы несколько месяцев, да и то, в основном, чтобы освоить новую для него терминологию.
Чрезвычайно важным преимуществом для человека, начинающего сознательно продвигаться в сфере своего предназначения, — это огромное, ни с чем не сравнимое удовлетворение от выполняемой работы. Поэтому 99% ухищрений из многочисленных теорий по мотивации персонала просто потеряют смысл. Стресс, повышенная утомляемость, депрессия и т.п. — это спутники занимающегося не своим делом человека, они исчезают наряду с большинством болезней, вызванных перечисленными состояниями.
Биокомпьютерные технологии позволяют выяснить предназначение любого человека вне зависимости от его возраста, образования, профессии с максимальной на сегодняшний день точностью, без тестирования, собеседования и т.п. процедур.
Сейчас выявлено более 80 феноменальных способностей человека, определяющих его предназначение более чем в 19 областях деятельности, а также более 250 показателей, характеризующих личность человека.
Иерархия предназначений является оптимальной структурой управления и функционирования для любого общества. Оптимальной как для общества в целом, так и для личности, в частности. Использование каждым человеком знания о своем предназначении — это прорыв в собственном развитии личности, который обеспечит переход человечества на новый виток эволюции.
Для успешного развития общества, в котором люди будут продвигаться в области своего предназначения и максимально использовать заложенный в них потенциал, необходимо определение предназначения в самом раннем возрасте, а также создание соответствующей системы образования — системы подготовки не среднестатистических личностей, а гениев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *