Истории про цвет

История пурпурного цвета и яркие образы с ним

Мы узнаем историю этого замечательного оттенка и самое главное, определимся в том, как выглядит пурпурный цвет в модных образах.
Слово «пурпур» уходит своими корнями в древнегреческий и латинский языки. В греческом языке – порфира – «сок багрянки», моллюска, из которого получали пурпурный краситель.
Для получения всего лишь одного грамма натурального красителя пурпурного цвета требовалось собрать и переработать десять тысяч моллюсков. Затраты труда были таковы, что пурпур можно было поставить рядом с ценой золота. Пурпурная краска производилась в древних финикийских городах – Тире и Сидоне.
Финикия находилась на восточном побережье Средиземного моря. В наше время Тир (Сур) и Сидон (Сайда) принадлежат Ливану. Именно здесь несколько тысячелетий назад начали производить, как тогда называли, божественный пурпур. Во времена античности краской пурпурных оттенков окрашивали ткани.
Процесс был достаточно длительным, и на разных этапах ткань приобретала различные цвета, но мастера стремились именно к красно-фиолетовому цвету. Этот цвет был в мантиях царственных особ. Мантия, или порфира (багряница) – парадное церемониальное одеяние императоров в виде широкого длинного плаща.
Поэтому издавна пурпурный цвет ассоциируется с богатством. И действительно, в те времена могли носить пурпурные одежды только богатые и знатные люди. Так, 1 кг тирской шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тыс. динариев!
В Древнем Риме, по указу Нерона, носить пурпурные одежды мог только император, даже знатным лицам использовать этот цвет в одежде запрещалось.
Пурпур перестал пользоваться спросом после упадка Римской империи, а после падения Константинополя в 1453 году уменьшилось и производство пурпурной краски. В 1464 году для изготовления пурпурной кардинальской мантии нашлись более дешевые красители, вырабатываемые из сушеных насекомых кермесов.
В 1856 году английский химик Уильям Перкин, которому на ту пору было всего 18 лет, получил синтетический краситель пурпурного цвета на основе анилина. Эксперименты показали, что краска окрашивает шёлк так, что цвет сохраняется даже после воздействия солнечных лучей и стирки. Краску он назвал мовеин, и вскоре организовал свое промышленное производство, благодаря чему ткани пурпурного цвета стали доступны широким массам.
А в городе Сидоне (современном городе Сайде) следы добычи пурпура древними финикийцами сохранились до сих пор – это холм в центре города, состоящий из отходов (ракушек) производства.
Старый город Тир исчез, как и предсказывали пророки, даже камни и бревна, из которых он был построен, лежат на дне морском, от него остались лишь обломки разрушенного водопровода. Современный Тир – это новый город, крупнейший порт, четвёртый по величине город Ливана. Теперь главным занятием города является туризм.
Пурпурный цвет – это какой цвет?
Пурпурный – это смесь красного и синего цветов, он имеет множество оттенков, в зависимости от пропорции синего и красного. Наиболее яркий из них, как уже говорилось, цвет императоров. Но теперь этот цвет встречается и в модных коллекциях, и в пляжных ансамблях. Он несет сильный эмоциональный заряд.
Пурпурный цвет роскоши и власти. Его присутствие всегда ощущается. Веками люди стремились прочувствовать взаимосвязь психологии человека и цвета, а потому с преобладанием красного характеризовали его как цвет любви, а с преобладанием синего – как цвет мудрости. В настоящем пурпурном цвете – равновесие двух цветов – красного и синего. Но по сей день пурпурный цвет обозначает высокий статус личности того, кто его носит.
Кому подходит пурпурный цвет
Пурпурный цвет – цвет для девушки с палитрой «Зима». Это смуглые или загорелые брюнетки и при условии, что они создадут яркий макияж с акцентом на глазах. Обворожительно будут выглядеть девушки с шоколадным цветом волос и карими глазами.
Пурпурный цвет в одежде
Пурпурный цвет, как уже выяснили, цвет императоров и королей, цвет торжества и духовности. Поэтому решиться на полностью пурпурное платье можно лишь для вечернего мероприятия. Пурпурные вечерние платья смотрятся очень дорого и эффектно.
Блестящая ткань заставляет цвет играть и переливаться, притягивает к нему взгляды. Подбирать туфли в тон платью совсем не обязательно, они могут быть контрастного цвета. Платье пурпурного цвета наравне с черным лидирует в вечерних нарядах.
Для повседневной носки пурпурную одежду не следует надевать, можно позволить дополнить к своему комплекту пурпурные аксессуары или отдельные элементы. Царственный и роскошный пурпурный цвет в деловом стиле лучше всего смотрится в блузках, топах, аксессуарах. Эти предметы гардероба великолепно сочетаются с костюмом нейтрального цвета.
С какими цветами сочетается пурпурный цвет
Этот цвет может сочетаться со многими оттенками. Однако, если вы мало доверяете своему вкусу, лучше ограничиться более скромной палитрой. Например, пурпурное вечернее платье с черными лодочками будет смотреться великолепно. Пурпурная блузка с бежевым костюмом также смотрится шикарно. Пурпурный хорошо сочетается с цветом сливы или сиреневыми тонами. Превосходно смотрятся нежные желтые оттенки, а золотой – это уже королевский шик.
Пурпурный – это цвет, который следует аккуратно вводить в свой гардероб, но уж если вы нашли ему место, то носить с достоинством. В пурпурной одежде вы не останетесь незамеченной.

Когда цветы приобрели в нашей жизни такое значение, которым они пользуются сейчас? Как принято было использовать цветы в античности? Какое этикет необходимо использовать сегодня? Ответ на эти и многие другие вопросы в статье.

Цветы в истории человечества

Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и другим декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую историю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы прикладного и декоративного искусства, архитектуры, живописи, поэзии.

В Древнем Египте цветы широко применялись для украшения дворцов, храмов, при отправлении культовых обрядов. Ветвями различных растений украшали в древности и статуи богов. Вначале украшением служили только отдельные цветы. Перед изображением божества клали, например, цветы лотоса. Этот обычай и до сих пор сохранился в буддийских храмах. В одном из папирусов фараона Рамзеса III (1200 – 1168 гг. до н. э.) упоминается, что на культовые цели он подарил 19 130 032 букета.

Уже в то время с помощью цветов выражали различные чувства. А некоторые боги египтян даже имели облик растений: так, например, бога Нефертума изображали в виде лотоса. Цветы были широко распространены в Древней Греции и в Древнем Риме. Аристофан упоминает о садах, в которых розы и фиалки цвели зимой в открытом грунте, на солнечных лужайках.

Цветы-символы

Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами. Так, в Древней Греции статуи верховного бога Зевса украшали ветками дуба – символом силы; статуи бога морей Посейдона – ветками прибрежной сосны; Афродиты, богини красоты и любви – ветками мирты; Эрота, бога любви – розами; Ники, богини победы – пальмовой ветвью; Аполлона, бога Солнца – ветками лавра, символом почета и славы; Афины, богини мудрости, знаний, искусств и ремесла – оливковой ветвью, олицетворяющей мир. Эти символы играли большую роль в религиозных обрядах и праздниках.

В Греции существовал обычай преподносить ветки маслины и лавра выдающимся полководцам, победителям спортивных соревнований, знаменитым поэтам, певцам, ораторам. Древние греки любили венки. Они использовали их как украшения на свадьбах и празднествах, под Новый год, а также носили весной – в честь богини Флоры, считавшейся богиней пробуждения природы. Весьма распространенным в Древней Греции было, соответственно, и искусство плетения венков. Очень почитали художников, проявлявших особый вкус в выборе и расположении используемых для венков цветов, листьев, веток.

Цветы в религии

Символика цветов приобрела религиозное значение. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия – символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, и ирис – знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) – святой дух. Букеты из этих цветов можно увидеть на картинах Симоне Мартини, Гуго ван дер Гуса, Ро-гира ван дер Вейдена и др. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу небольшие букетики, главным образом из душистых трав – мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца. В Индии, Индонезии, Бирме до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.

В Америке испанцев поражали прекрасные сады правителя ацтеков, роскошное цветочное убранство храмов. Особое место в истории культуры занимает древнейшее уникальное искусство аранжировки цветов в Японии – икебана. В Европе так же, как и на других континентах, существовали свои традиции использования цветов для украшения праздников.

Цветочный этикет

В нашей жизни ни одно торжественное событие не обходится без цветов. При этом очень важно соблюдать цветочный этикет. Цветы для подарка нужно выбирать очень тщательно, всегда учитывать, кому и по какому поводу вы их дарите. То, что хорошо для одного, совершенно не подходит для другого. Так, например, скромные лесные, полевые или луговые букетики можно дарить в обычные дни, но они будут неуместны в дни юбилеев или праздничных торжественных приемов. Нежные миниатюрные букеты фиалок, ландышей или подснежников как нельзя лучше подходят женщине; мужчине же рекомендуется дарить длинностебельные гладиолусы, хризантемы или пионы. Нежно-розовые и голубые цветы преподносят юным девушкам, а цветы ярко-красных, желтых или синих окрасок – пожилым людям. Преподносимые букеты могут быть круглыми или односторонними. И в том, и в другом случае нужно умело сочетать форму цветов с их окраской. В букете цветы должны располагаться свободно, так, чтобы их головки слегка наклонялись вперед. Букет должен быть ажурным, для этой цели используются красивые ветки аспарагуса, листья нефролеписа, веточки гипсофилы.

Как дарить цветы?

Дарить нужно нечетное количество цветов, так как асимметричное их расположение в вазе выглядит элегантнее. Слишком большие букеты кажутся скучными и непривлекательными. Одна единственная роза может доставить гораздо больше радости, чем целая охапка не сочетающихся друг с другом растений. Предпочтительное количество цветов в букете для подарка 3- 5-7. Допускается и один или два цветка. Когда дарят один цветок, то он должен быть экзотичным, редким. Два цветка символизируют семью – мужа и жену, либо день и ночь. В букете, содержащем до десяти цветов, их должно быть строго нечетное количество, при большем – произвольное.

Несколько советов напоследок

• Букет должен соответствовать размерам квартиры, обстановке. для маленькой квартиры не подходят цветы с длинными стеблями и очень крупные. изысканный интерьер квартиры требует изысканного букета.

• Приносят цветы обычно завернутыми в бумагу, что предохраняет их от воздействия солнечных лучей, мороза, тепла рук.

• Прежде чем войти в квартиру, следует снять бумагу с цветов или открыть их наполовину, но можно оставить букет в целлофане – все допустимо.

• Если мужчина сопровождает женщину, он передает цветы хозяйке после того, как женщины поприветствуют друг друга. мужчина вначале держит букет в левой руке, а после своего приветствия переносит его в правую руку и вручает хозяйке.

• Когда юбиляр – мужчина, цветы вручают его жене или матери, а имениннику вручают празднично оформленный подарок с соответствующими поздравлениями и пожеланиями.

• Женщина дарит мужчине цветы при его чествовании в связи с большой датой или при значительной разнице в возрасте.

• Воспитанный молодой человек во время визита в дом родителей девушки, за которой он ухаживает, принесет с собой два букета. сначала он вручит букет матери, а потом – дочери.

• Принимая букет, нужно выразить свое восхищение, поблагодарить и дать возможность полюбоваться им всем присутствующим.

• Цветы сразу же ставят в подходящую вазу и помещают на видном месте в комнате, где проходит прием гостей.

• Бестактно принимать цветы со словами: “зачем вы так потратились?”, “этого не стоило делать” или “право же, я не могу их принять” и т. п.

• Нужно всегда помнить о том, что цветы, которые мы дарим, характеризуют уровень нашей собственной культуры, наш вкус, но одновременно позволяют определить наше отношение к тому, кому эти цветы предназначены.

Цветы и история человечества

Помните, как Маяковский писал о «Матери-истории»? Вот только пролетарский поэт забыл вспомнить о цветах, которые в истории играли просто огромную роль. Но мы этот недостаток восполним…

Исторические цветы

И сегодня цветы – это незабываемая часть истории человечества. Ведь иначе не была бы роза символом Великобритании и США, а хризантема – Японии, клевер не был бы национальным символом Ирландии, тюльпан – Голландии, а эдельвейс – Швейцарии! Лилия, взгромоздившаяся на королевский герб Франции, – тоже великолепное свидетельство роли цветов в истории.

Да и сегодня многие цветы – это живая история. Взять, к примеру, кустовую розу из немецкого Хильдесхайма, которой уже тысяча лет, и которая выросла выше местного собора! Вот такой удивительный след в истории оставляют эти милые создания.

Цветы и история

Первое свидетельство любви человечества к цветам – это фреска на древнегреческом, пятитысячелетней давности. Там как раз и изображена, видимо, первая доставка цветов в истории человечества. Но лиха беда начало, а цветы стали не только украшением в жизни людей, но и их изящным сопровождением в горе и радости. Так римские легионеры маршировали под триумфальными арками Форума, украшенными розами. А лотосы стали полноправными участниками священных церемоний в древнем Египте.

Пионы стоически защищали злых духов в домах древних китайцев, и если сегодня вы хотите заказать доставку цветов пионов на http://flori24.ru, то, возможно, вы хотите защитить жилище того, кто вам люб и дорог? В Англии была война под эмблемами Алой и Белой Роз, а гладиолусы берут свое название от мечей гладиаторов Рима. Все это очень интересные исторические факты, которые говорят о том, какое важнейшее значение цветы имели в жизни людей на протяжении столетий.

История цветов в России

Наша страна тоже не могла пройти мимо такого чудесного явления природы, как цветы. Еще с 12 века оклады икон украшались цветочными орнаментами, а при Петре Первом не только «окно в Европу» было прорублено, но и искусство разведения цветов стало культивироваться. Причем тогдашняя доставка букетов была очень вычурной, ее могла себе позволить только знать, туда и павлиньи перья добавлялись и прочие украшения. При Екатерине Великой эта традиция получила продолжение, и дома стали внутри расписывать цветочными пейзажами, вот такая своеобразная доставка цветов прямо на дом практиковалась.

Явление цвета и предмет цветоведение. История изучения цвета

При создании макета по цветоведению, необходимо раскрыть понятийную направленность, заложенную в содержании данного учебного пособия.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами.

Характеристики цвета

Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесен к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, схожие с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Насыщенность — это интенсивность определенного тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Насыщенный цвет можно назвать сочным, глубоким, менее насыщенный — приглушенным, приближенным к серому. Полностью ненасыщенный цвет будет оттенком серого.

В физическом плане насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Наиболее насыщенный цвет образуется при существовании пика излучения на одной длине волны, в то время как более равномерное по спектру излучение будет восприниматься как менее насыщенный цвет. В субтрактивной модели формирования цвета, например при смешении красок на бумаге, снижение насыщенности будет наблюдаться при добавлении белых, серых, черных красок, а также при добавлении краски дополнительного цвета.

Яркость — световая величина, характеризующая плотность светового потока, отраженного окрашенным предметом в направлении наблюдателя. В колориметрии и светотехнике относительная яркость цвета определяется по кривой эффективной чувствительности глаза (кривой видимости).

Светлота (lightness) —это субъективная яркость участка изображения, отнесенная к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Формула, определяющая светлоту:

Важно отметить именно относительность восприятия. Если посмотреть на лист с изображением на бумаге при свете лампы и при ярком солнечном свете, количество отраженного света от участка изображения (яркость) будет различаться, однако относительно самого светлого участка поверхности — незапечатанной белой бумаги, воспринимаемая светлота будет одной и той же.

В XIХ в. возникает цветоведение — наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также закономерностях его восприятия. На фундамент цветоведения опирается колористика — отрасль знаний об использовании цвета и цветовых сочетаний в различных областях человеческой деятельности.

Цветоведение основано на синтезе естественнонаучных, прикладных и гуманитарных знаний. Круг задач, с которыми сталкивается современный дизайнер, предполагает знание основ науки о цвете: физической и физиологической оптики, физиологии зрительного восприятия, основных закономерностей смешения цветов и красок. Даже эти базовые основы цветоведения опираются на данные множества наук: оптики, математики, физиологии и психологии.

Цветоведение включает:

· физическую теорию цвета,

· теории цветового зрения,

· теорию измерения и количественного выражения цвета,

· субъективный аспект восприятия цвета.

Учение о цвете

Попытки греческих и римских авторов выяснить природу наших цветовых переживаний несовершенны. Представители Древнего мира выделяют как основные только белый, черный, желтый и красный. Встречающиеся в памятниках искусства египтян также синий и зеленый цвета не рассматриваются как самостоятельные, а причисляются к черному цвету.

Из описаний красящих веществ и по сохранившимся сочинениям о красках видно, что древним народам были известны также синие красящие вещества. Вероятно, яркий зеленовато-синий, силикат медно-натриевой соли, который еще и теперь называется египетской голубой, был первым искусственно приготовленным красящим веществом. Древним были известны также индиго, медная лазурь и, позднее, ультрамарин. Для получения желтых и красных тонов служили соответствующие, часто встречающиеся в природе, сорта охры. В качестве черной краски употреблялся измельченный уголь. Связующим веществом были камедь и воск.

Началом научных исследований в области изучения цвета можно считать работы Исаака Ньютона. Несмотря на знание многочисленных красок, находивших себе применение в живописи — попытки расположить все цвета в стройную и удобообозримую систему долгое время отсутствовали. Он непосредственно применил свое открытие к первичному упорядочению мира цветов, расположив в замкнутый цветовой круг цвета «спектра», полученные посредством призмы, разложив белый свет на его составные элементы.

Ньютон впервые указал, что цветовой круг, благодаря постепенному переходу одного цвета в другой, содержит бесконечное множество разных оттенков, которые, однако, можно сформировать в небольшое количество естественно образующихся групп.

Одновременно с возникновением физической науки о цвете развивается теория цвета и колорита, адресованная художникам. Среди теоретиков XVII в., самый значительный — Роже де Пиль, автор учебника для живописцев. Он составил два цветовых круга — 7-ступенный и 12-ступенный, где представлены различные оттенки хроматического цвета. В области закона цветовой индукции или контраста свой вклад внес И.В. Гете, построив 6-ступенный цветовой круг.

В 1735 году Кастель расположил цвета по окружности, образовав так называемый хроматический круг. Размещение цветов по кругу вызвало по закону симметрии необходимость в разделении его на четное количество секторов.

В 1772 г. Ламберт создал в целях систематизации цветов «цветовой конус».

В 1809 г. Филиппом Отто Рунге был представлен шар как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации. Он является элементарной объемной и симметричной формой, позволяющей наиболее полно выразить многообразные свойства цвета и составить отчетливое представление о законе дополнительных цветов

В 1931 году была стандартизирована колориметрическая система Международной комиссией по освещению (МКО). Она построена на основе цветового треугольника красного, зеленого и синего цветов, дающих при оптическом смешении все остальные цвета спектра, а также белый.

Весьма важным был вопрос о выделении основных и дополнительных цветов. Г. Гельмгольц предложил трехкомпонентную теорию цветообразования. Он считал, что в зрительной системе существуют фоторецепторы трех видов, воспринимающие красный, желтый и синий цвета (определенные размеры волны света). При раздельном их раздражении образуется восприятие только этих цветов, а при сочетаемом — восприятие других.

Исследователь Э. Геринг, в 1874 году создал четырехкомпонентную систему цвета. Он выделял шесть цветов, два из которых были ахроматическими, а четыре — хроматическими. Геринг полагал, что у человека существует три канала цветового восприятия: черно-белый, красно-зеленый и желто-синий, каждый из которых проводит «свои» цвета.

Становление науки о цвете, с общими чертами которые упомянуты выше, можно сравнить с развитием химии во второй половине XVIII века. Было открыто большое количество различных фактов, требовавших систематизации. Основы такой систематизации довольно правильно выработаны Майером, Ламбертом, Рунге, Грассманном, Максвэллом и Герингом. Всякий дальнейший успех оказался всецело зависящим от введения в мир цвета меры и числа.

Вильгельм Оствальд, начиная с 1921 года, издает журнал «Die Farbe», посвященный всем отраслям цветоведения, наряду со многими другими проблемами в нем рассматриваются такие вопросы, как преподавание цветоведение в общеобразовательных и специальных художественных школах, чистого и прикладного искусства, техники и цветовой промышленности. Учебное руководство «Farbschule», а также «Farbenlehre fur die Schule» предназначалось главным образом для учащихся. Прежде всего, он стремился к разрешению практических задач измерения, нормирования и систематизации цветов. Его работы не остались чужды и непосредственно вопросам живописи. Большое внимание уделено гармонии цвета, указав принцип, которому следуют гармоничные сочетания. Этот принцип (по Оствальду): гармония—/закономерность. Получив возможность измерять цвета, мы можем сознательно создавать их закономерные комбинации.

В. Кандинский интерпретировал цвет, как особое звучание его фактуры, веса, температуры, движения и эмоциональной сущности. Свои цветомузыкальные ассоциации он изложил в трудах «О духовном в искусстве»(1911) и «Ступени»(1918), помимо работ на немецком языке.

Обширную и развитую цветовую систему разработал польский художник и эстетик И. Виткевич. Он разместил на плоскости ряд спектральных цветов, над ним — несколько рядов разбеленных, под ним — несколько рядов зачерненных. На основании этой колористической таблицы разработал собственную теорию цветовой гармонии.

Ярким зарубежным представителем в области изучения цвета является Иоганнес Иттен, получивший всемирную известность благодаря сформированному учебному курсу Баухауза (форкурс), который заложил основу преподавания многих современных художественных заведений.

Созданный Иттеном в начале 1920-х годов цветовой конструктор (цветовой шар, круг и цветовая звезда), а также зафиксированная в его исследованиях неоспоримая связь цвета с той или иной формой, например, красного цвета — с квадратом, желтого — с треугольником, синего — с кругом, стали своеобразным ключом к творческому овладению тайны цвета. Методика цветового анализа и конструирования цвета, разработанная им, открыла возможность создания ряда гармоничных цветовых сочетаний и контроля над правильностью того или иного цветового выбора. Особо активно она стала использоваться в дизайне, в его экспериментах с новыми материалами, технологиями и, несомненно, повлияла на цветовую культуру современного телевидения, компьютерную графику и полиграфию.

На примере как западных, так и восточных мастеров, начиная с древних, и кончая своими современниками и соратниками (Пауль Клее, Василий Кандинский, Вальтер Гропиус), Иттен предлагает к постижению аспектам цвета различные принципы и подходы, которыми те руководствуются в своем творчестве. Опираясь на опыт предшественников, изучавших физическую природу света, химию пигментов и красителей, физиологический и психологический аспекты воздействия цвета (И. Ньютона, И. Гете, Ф. О. Рунге, М. Шевреля, Г. Гельмгольца, В. Бецольда, В. Оствальда, А. Хельцеля), Иттен построил свою теорию, интегрировав в ней найденные ранее закономерности, опосредовав их понимание. Модернизировав инструмент цветового круга — расширил представление о функциях дополнительных цветов и цветовых контрастов.

Весь курс И. Иттена («пропедевтический») призван освободить сознание будущего художника от пут всего не имеющего отношения к чистой регуляции индивидуальной гаммы. Композиционные предпочтения, согласуемые с объективными законами гармонии, привносят в произведение содержательность через цвет и форму, а не через нарративность, повествование. Последнее подразумевает то, что цвет и форма сами по себе избыточно информативны, чтобы обходиться без заимствований вспомогательных средств в других «языках» самовыражения. Причем его эвристический метод способствует не только выявлению индивидуальной гаммы, но также правильному выбору предмета интересов, верному использованию способностей в единственной, максимально соответствующей сумме всех качеств индивидуума и его области.

Школа Баухауза подразумевает пребывание художника в согласии с обществом, создание гармоничной «среды обитания», а не анархическое противостояние его индивидуальности потребностям человека в красоте. Система Иттена, придававшего первостепенное значение постижению законов цвета, находилась в созвучии с таким виденьем задач творчества.

Отечественными исследователями в области цвета являются Л.Н. Миронова, которая написала ряд трудов, такие как «Цветоведение»(1984), «Учение о цвете» (1993), «Цвет в изобразительном искусстве»(2005). Цвет здесь рассматривается во всех его выразительных средствах: композиции, палитре художника, гармонии и колорите. Большое внимание уделяется аспектам формирования предметно-пространственной среды и способам ее колористической оптимизации.

В XX веке возникли новые взаимоотношения цвета с объемной формой и пространством. Цвет был освобожден от подчинения изобразительной формы, цветовое пятно получило право на автономию по отношению к ней. Более того, в абстрактной живописи и скульптуре цвет занял ведущую позицию; здесь форма следует за цветом, «оформляет» его.

В искусстве оп-арта свет и цвет открывают еще невиданные возможности и поражают небывалыми эффектами. Эта область современного искусства открыла новую главу эстетики, подобно тому, как физика XX века отрыла новую главу философии естествознания.

Прикладная наука о цвете сделала большие успехи. Цвет на производстве, в медицине, дизайне проектируется на основании научных исследований. Создана Международная ассоциация консультантов по цвету, которую в течении 30 лет возглавлял Г.Фрилинг с 1958 года. В Европе и Америке издаются книги и журналы по проблемам цвета в искусстве и культуре.

Лекция 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЦВЕТЕ

«Основательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело меня к твердому убеждению, что все они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение. Если мы хотим освободиться от субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цвета»

И. Иттен

Цвет — одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздей­ствия. Им занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изу­чает цвет с интересующей ее стороны.

Физикуинтересует энер­гетическая природа цвета и воз­можность его измерения, физиологию – процесс восприятия светового излу­чения человеком и превращения его в цвет, психо­логию – проблема воспри­ятия цвета и воздействия его на психику, его способ­ность вызывать различные эмоции. В измерении цвета большую роль играет психофизика – наука, изу­чающая взаимоотношения между физически измеряемыми стимулами* и ощу­щениями, вызываемыми этими стимулами. Анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта, причины и закономерности существования цве­товых значений, правила их порождения и функционирования являются пред­метом психосемантики цвета .

Историю классификации цвета можно подразделить на 2 больших пе­риода – с доисторических времен до ХVI века и с ХVII века до наших дней (детально см. по книгам Мироновой Л.Н. ).

Первобытные и нынешние примитивные народы отождествляли цвета с наибо­лее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Это – огонь и кровь, молоко, земля и соответствуют им красный, белый и черный цвета. Эта триада надолго сохранила значение основной. Знаменитый английский этно­граф, ис­следователь культуры африканских народов Виктор Тэрнер заявил: «… к числу древнейших символов, созданных человеком, принадлежат три цвета – красный, черный и белый, ассоциирующиеся с продуктами человеческого тела …Три цвета, связанные с сильнейшими и древнейшими переживаниями чело­веком боли и наслаждения, являются основой первичной классификации мира».

Затем к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китай­цев), синий цвет неба (у китайцев и египтян) и зеленый цвет растительности (у всех народов). В эллинистическую пору античной культуры появляются другие способы классификации – цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие.

Развитие культуры привело к усложению классификации цвета. В сред­невековой Европе, где основой жизни являлась христиан­ская религия и её догматы – цвета подразделялись на божественные и богопро­тивные. В христианском мистицизме рай выражен синим, ад – красным, земля – желтым. Серый и коричневый – презираемы. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной, так и средневековой классификациями цвета.

Развитие науки о цвете. Ренессансная наука о цвете вобрала в себя все, что было добыто предшествующими веками: учения материалистов Древней Греции, метафизику Аристотеля, мистику Платона, средневековую символику света и цвета, оптику Альхазена и Вителло. В это же время возникли зачатки объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении, понятые и развитые лишь века спустя. Это работы Леона Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Филесия, Телезио, Фичино, Райма, Лаплаццо.

Ученые, внесшие вклад в науку о цвете.В развитие науки о цвете внесли вклад ученые – физики, химики, физиологи, ма­тематики, психологи, а также практики, занимающиеся окраской тканиили гравировкой, худож­ники, поэты, философы, этнографы, лингвисты.

Фундамент современных представлений о физической природе цвета и точной терминологии по цвету заложил Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), объяснив физическую при­роду цвета с использованием точной терминологии. Открыв зависимость между преломлением света и цветом, он первым попытался систематизировать мир цветов. Ньютон обнару­жил, что луч белого света можно разложить на составляющие цвета (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Эксперимент Ньютона

Получен­ную непрерывную серию цветов он назвалспектром,описал порядок следо­вания цветов в нем идал им наименования: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фио­летовый. Следует обратить внимание на то, что это не отдельные цвета, а цветовые области. Считают, что Ньютон ввел семь наиме­нований по аналогии с семью нотами в музыке. Этот порядок мы запомнили со школьных времен как:каждыйохот­никжелаетзнать, гдесидитфазан (при замене наименования индиго на принятое в русском языке синий). Он был первым, кто расположил цвета спектра в форме цветового круга(рис. 2.2) .

Понятие цветового круга оказало огромное воздействие на развитие науки о цвете (систематизации цвета) и ее применения на практике.

Рис. 2.2. Цветовой круг И. Ньютона

До середины XIX столетия противоречивые теории учения о цвете соеди­нить не удавалось. Ньютон утверждал, что соединение всех спектральных цве­тов дает белый цвет, художники ссылались на то, что соединение пигментов разных цветов дает темно-серый цвет.

Но в 1852 г. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821 – 1894 гг.) – крупнейший немецкий ученый в области физиологи, физики и математики на­шел причину этого несоответствия взглядов. Белый свет ему удалось получить смешением не всех цветных лучей, а всего двух световых потоков: пары жел­тый-синий или пары красный-зеленый. Таким образом, он пришел к понятиям «аддитивное» и «субтрактивное» смешение цветов.

Процесс сложения разноцветных потоков света он назвал «аддитивным смешением». Аддитивное смешение цве­тов можно продемонстрировать на основе смешения (сложения) световых пото­ков трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Это первичные аддитивныецвета.

Рис.2.3 Аддитивное сложение цветов

Далее он обнаружил, что смесь красных и синих пигментов, в отличие от световых потоков, поглощает часть падающего на них света. Смешение пигмен­тов он назвал «субтрактивным»смешением.

.

Рис. 2.4 Субтрактивное сложение цветов

Первичными субтрактивными цветами являются: желтый, пурпурный и голубой. Две триады цветов (именуемые по первым буквам английских наименований цветов, соответственно, RGB и CMY) образуют полный шестицветный цветовой круг, который нашел широчайшее применение в современной технике. Оказалось, что он соответствует цветовому кругу, предложенному Гете (см. ниже рис. 2.5). Этот круг в силу объективной природы цвета не может быть составлен из других цветов.

Открытие двух видов смешения оказало огромное влияние на все последующее развитие науки о цвете и на практическое применение цвета в современных компьютерных технологиях. Мониторы и сканеры могут применять аддитивную систему цветов, потому что это эмиссионные, или излучающие, устройства – они могут добавлять к темноте красный, зеленый и синий свет. Принтеры и типографские машины воспроизводят цвета на бумаге и других материалах, то есть имеют дело с отраженным светом. По этой причине в принтерах применяются субтрактивные цвета – голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета являются дополнительными*к аддитивным. В модели аддитивного синтеза сочетания первичного аддитивного и первичного субтрактивного: синего и желтого, зеленого и пурпурного, красного и голубого цветов, подобранных в определенном соотношении, дают белый цвет.

Возникновение последовательного образа, уменьшение насыщенности ярко-красного цвета после длительного наблюдения Гельмгольц объяснил утомлением сетчатки. Для точной характеристики цвета он предложил использовать цвето­вой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Гельмгольц использовал мысль Томаса Юнга о том, что цветовое зрение обусловлено возбуждением в зритель­ном нерве 3-х типов рецепторов и довел её до идеи кривых сложения. Знание функций цветового сложения сделало возможным то, что в настоящее время на­зываем «спектрофотометрическим методом цветовых измерений». Впоследствии работы Кёнига, Кольрауша, Шредингера, Лютера, Геринга, фон Криса, Рёша, Дитеричи привели к возможности измерений цвета.

Одними из первых исследований замечательного физика Джеймса КларкаМаксвелла были работы по физиологии и физике цветного зрения и колоримет­рии (1852–1872 гг.). В 1861г. Максвелл впервые продемонстрировал цветное изо­бражение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зелёного и синего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонент­ной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Он создал один из первых приборов для количественного измере­ния цвета.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918 гг.) внес огромный вклад в учение о цвете, разделив его на физическую, физиологическую и психоло­гическую области. Сам он занимался исследованием процессов адаптации и опыта при оценке цвета в меняющихся условиях, цветовой памятью и констант­ностью цвета. В отличие от своих предшественников Геринг считал, что основными цветами являются не три, а четыре цвета. Он оперировал парами дополнитель­ных цветов: желтый – синий и красный – зеленый и полагал, что в сетчатке имеются три вещества, каждое из которых вызывает впечатление дополнитель­ных цветов. Ощущение желтого и красного возникает в процессе разложения цветочувствительного вещества, а зеленый и синий – в результате его восста­новления. К этим двум парам добавляется пара черный-белый.

Химика Вильгельма Оствальда (1853–1932 гг.) вспоминают в первую очередь в связи с теорией цвета, хотя он был химиком, и ему была присуждена Нобелевская премия по химии за 1909 год. Он заложил фундамент методологии (исследований по проблеме развития науки и планирования научной работы с целью сделать ее более интенсивной) и зани­мался нормализацией организации науки в международном масштабе. На свои средства он основал институт организации умственного труда. Из его 45 книг 16 посвящены учению о цвете, а 5 – живописи. А ведь цветом он начал заниматься в 61 год. Он был основателем журнала «Die Farbe». Его цветовая система (он был создателем «Руководства по гармонии цвета») широко использовалась в довоен­ной Германии.

Для характе­ристики цвета, в отличие от характеристик Гельмгольца, Оствальд предложил использовать долю абсолютного (полного, чистого) цвета, долю белого и долю черного. В сумме эти значения для каждого цвета составляют единицу. Эти характеристики впоследствии были использованы в других цветовых системах.

Цветом занимается наука и искусство. В течение двух последних столетий научные аспекты восприятия цвета являлись предметом интереса не только ученых, но и художников, музыкантов и писате­лей. Как сказал . Одним из самых замечательных основоположников науки о цвете был Давид Л. Мак Адам «Почти все, кто внесли вклад в науку о цвете, были одержимы интересом к цвету в искусстве. Использование объек­тивных методов …вытекало из трудностей, свойственных проблемам цвета и его применения, решением которых они были увлечены».

Иоганн Вольфганг Гёте – ученый, поэт, гуманист, автор труда «Учение о цвете» (1810 г.), один из непримиримых противников теории Ньютона. Научный интерес Гёте к цвету вдохновлен естественными оптическими явлениями и колористическими традициями Ренессанса в живописи, с которыми он столкнулся во время своей первой поездки в Италию (1786-1788 гг.). Гёте рассматривал все явления, связанные с цветом, с позиций воздействия цвета на человека. Он различал воздействие на организм человека (физиологическое) и воздействие на его внутренний мир (психофизиологическое). Изучение воздействия различных цветовых впечатлений на психику позволило ему первым представить их в виде четкой системы. Основой его теории и системы стало наличие двух противоположных полюсов – света и тьмы. Гёте заметил, что по­сле длительного восприятия какого-нибудь цвета в глазу вызывается дополни­тельный цвет в виде последовательного образа. Он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод – равновесие, гармония достигается при помощи дополнительных цветов. Сочетание противоположных в круге цветов он назвал гармоничным, сочетание родственных (соседних) – негармоничным, а сочетание отдаленных соседних цветов – характерным. Он построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем – это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а цветовая взаимосвязь, состоящая из двух треугольников, или трех пар дополнительных цветов. Он считал, что «радугу не­правильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности: ей ведь не хватает главного цвета, чистого красного цвета, пурпура» . Его цветовой круг состоял из шести цветов: желтого, го­лубого, пурпурного, зеленого, сине-фиолетового, желто-красного (рис. 2.5). «С этими тремя или шестью цветами, которые удобно располагаются в виде круга, единственно и имеет дело элементарное учение о цвете. Все остальные, до бесконечности меняющиеся оттенки относятся уже скорее к прикладной об­ласти, относятся к технике художника, маляра…». Гете предложил объединить цветовые явления единым кругом, связи в котором оказались не случайными, а закономерности – устойчивыми. Не в каждом круге такая закономерность реализуется. Противолежащие цвета в круге выбирались таким образом, чтобы быть дополнительными друг к другу. Гете говорил, что диаметрально противоположные цвета являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя.

Эмпирический подход Гёте вынудил признать необходимость включения в полный цветовой круг неспектрального пурпурного цвета. Пурпурный цвет занимает свое законное место во всех современных цветовых системах.

Рис. 2.5 Цветовой круг Гете

Гете относился к цветам как к видимому выражению чувств – эмоциям и подразделял их в отношении друг к другу следующим образом: характерные, гармоничные, бесхарактерные и слабые. Самые гармоничные цвета – это те, которые расположены напротив друг друга, на концах диаметров цветового круга. Именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.

В отличие от его симметричного круга, цветовой круг Ньютона с семью цветами и неравными углами, не показывал симметрию и взаимозависимость, которые Гёте расценивал как существенные особенности цвета.

К ошибкам в смеше­нии пурпурного цвета с красным и длительное использование в практике обучения в качестве трех первичных цветов – красного, синего и желтого мог привести тот факт, что Гете привычный нам «красный» называл «желто-красным», а пурпурный – «красным» («Нужно представить себе вполне чистый красный цвет, совершенный, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли этот цвет, вследст­вие его высокого достоинства, пурпуром… это высшее из всех цветовых явле­ний возникает из встречи двух противоположных концов (спектра), которые постепенно сами подготовились к соединению» .

Теория индукции, созданная Гете, впервые объяснила научным методом феномен цветовой гармонии. Он заметил, что всякий цвет порождает в органе зрения реакцию сопротивления этому пришедшему извне раздражителю. Происходит феномен автоиндукции: возникновение цвета, противоположного наблюдаемому. Так, красный порождает в органе зрения зеленый (требует зеленого), желтый требует фиолетового, синий — оранжевого. Теперь стало ясно, почему в живописи красный требует зеленого, а синий требует желтого.

Гете рассматривает и другие атрибуты цвета, связывая их с человеческими эмоциями. Он ввел список «плюс», куда входят такой цвета, как желтый и желто-красный, несущие свет, силу, тепло и «минус», например, синий, который отождествляется с тенью, холодом, слабостью, тоской.

То, что ставилось Гете в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. В его учении правильные положения, касающиеся психологического воз­действия цвета, уживаются с неверными представлениями о физической при­роде света. Так, он считал, что белый свет представляет собой единое целое и неразложим.

Филипп Отто Рунге (1777 – 1810 гг.) – выдающийся живописец романтиче­ской школы, современник Гёте. Их взгляды совпадали. Он предложил все многообразие цветов представлять не в виде цветового круга, а в виде шара (подробнее см. в разделе «Систематизация цвета»).

У. Тернер (1775-1851 гг.) интересовался работами Исаака Ньютона, изучил книгу Гёте о цвете и на ее основе создал некоторые композиции.

Проблемами цвета и его законами Эжен Делакруа (1798-1863 гг.) активно занимался всю свою жизнь. Делакруа в своих работах применял принципы, почерпнутые из книг «Закон одновременного контраста цветов» («De la loi du contraste simultane des couleurs et de l’assortiment des objets colores considere d’apres cette loi dans ses rapports avec la peinture»), 1839 г. и «Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов» («Des couleurs et leurs application aux arts industriels a l’aide des cereles chromatique»), 1864 г., Мишеля-Эжена Шёвреля (1786-1889 гг.) – известного французского химика, члена Парижской академии наук, управляющего красильным производством на гобеленовых мануфактурах в Па­риже.

Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Один из основных принципов его теории: яркие, контрастирующие цвета, взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространяются по поверхности, в результате получается практически новый цвет — уже тусклый и непривлекательный. Работа с красителями и крашением навела его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким образом следует смешивать цвета? Когда краски гармонируют и когда контрастируют? Результаты его исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелена, но и на других фабриках Франции. Благодаря достижениям Шевреля улучшилось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство.

На принципах его теории импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всей гаммы красок без смешивания, отделение локального цвета от цвета, окрашенного светом и расположение мельчайших точек чистого тона друг подле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Этот химик разработал законы цветовой гармонии, принятые и в настоящее время. Они послужили основой развития пуантилизма. Его интересовали проблемы, возникающие при взаимодействии цветов на поверхности. Он установил, что эффект одновременного цветового контраста и цветовые сдвиги тем больше, чем ближе по размеру сравниваемые цвета и чем ближе они находятся друг к другу.

Позже интерес к книгам Шеврёля проявил художник Йозеф Альберс и представители школы оп-арт, искавшие пути повышения яркости цвета.

Многие художники ознакомились с теорией цвета по книгам авторов, которые упростили труд Шевреля и включили в них понятия, применимые в живописи. Одним из таких авторов был Огден Николас Руд (1831-1902 гг.) американский физик, художник, преподаватель, который стремился навести мост между наукой и искусством. В своей книге «Modern Chromatics», 1879 г., он объяснил многие понятия, которые были еще неизвестны многим художникам: различные типы смешения цветов, цветовые характеристики и т.п.

Неоимпрессионисты Жорж Сёра (1859-1891 гг.) и Поль Синьяк (1863-1935 гг.) оказались под глубоким влиянием книги Огдена Руда и применили свои знания при создании своих полотен.

Иоханнес Иттен (1888-1967гг.), швейцарский художник, теоретик нового искусства, крупней­ший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей зна­менитого Баухауса, разработал теорию о цветовых контрастах. В своей книге «Искусство цвета» он разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового проектирования. Она написана на основе на­блюдений за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов.

Йозеф Альберс (1888-1976 гг.), художник и теоретик цвета, один из лидеров геометрической абстракции, член школы искусства и индустриального дизайна Баухауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что в зависимости от определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка. В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд «Взаимодействие цветов», где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как необходимой первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.

Кандинский В.В. (1866 –1944 гг.), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в., преподаватель Баухауса. Особенно известным стал его курс «Цвет», в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый – треугольник, красный – квадрат и синий – круг. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с «не-цветами» — черным и белым.

Альберт Х. Манселл (1858-1918 гг.), художник и преподаватель Массачу­сетской художественной школы, заинтересовался методом для обучения детей цвету. Исходя из того, что му­зыка оснащена системой, с помощью которой каждый звук определяется высо­той тона, интенсивностью и длительностью, для обозначения цвета использовал систему, основанную на цветовом тоне, светлоте и насыщенности. В течение многих десятилетий эта система, носящая его имя, широко использо­валась в США, где ее обозначения были включены в государственные стан­дарты США и Американского общества испытания материалов (ASTM). На обо­значениях Манселла основаны все японские стандарты по цвету, а Британский институт стандартов использует ее в стандартах для обозначения цвета красок. До настоящего времени систему Манселла используют в научных исследованиях как образец равномерного цветового пространства.

Следует отметить работы российских ученых в области цвета. Первые идеи трехкомпонентности цветового зрения высказаны нашим великим ученым Ломоносовым М. В. в его «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 г. говорен­ном».

Причиной света, по Ломоносову, является «зыблющееся» (колебательное) движение частиц эфира. Эфир состоит, как думал Ломоносов, из частиц троя­кого рода, отличающихся друг от друга своим размером. Три рода частиц эфира могут совмещаться и приводить в «коловратное» (вращательное) движение три рода частиц материи. При этом «первой величины ефир совмещается с соляною, второй величины со ртутною, третьей величины с серною… материею»

Из этих же материй состоит и «дно ока». Посредством «дна ока» мы видим цвета, благодаря тому, что «ефирные частицы сцепляются с совместными себе частицами первоначальных материй, тела составляющих». Итак, по Ломоно­сову, разная степень возбуждения трех различных цветоощущающих «материй дна ока» лежит в основе видения нами всех цветов окружающего мира.

«Наконец, нахожу, – формулирует Ломоносов основную идею своей теории цветов, – что от первого рода ефира происходит цвет красной, от второго жел­той, от третьего голубой. Протчие цветы рождаются от смешения первых». То есть, по его мнению, основными цветами являются красный, желтый и голубой.

Российские ученые XX века – колориметристы и светотехники: Н.Д. Ню­берг, С.В. Кравков, Г.Н. Раутиан, Л.И. Демкина, Н.Т. Федоров, М.М. Гуревич, В.В. Мешков, С. О. Майзель, Е. Б. Рабкин и множество специалистов, зани­мающихся цветовыми измерениями в различных отраслях промышленности, внесли большой вклад в науку о цвете и ее применение.

Глава российской школы колориметрии – Юстова Елизавета Николаевна. Всю свою жизнь (97 лет) до самых последних дней она посвятила колориметрии. Автор фундаментального исследования и определения основной физиологиче­ской системы RGB зрительных приемников глаза и характеристик их спек­тральной чувствительности. Разработала новые оригинальные таблицы для об­наружения дефектов цветового зрения, комплекс метрологических средств для организации службы цвета в стране, образцовое колориметрическое оборудо­вание. Решение фундаментальной задачи определения спектральной чувствительности человеческого глаза, блестяще ею выполненное, приведено в знаменитом курсе физики Ричарда Фейнмана. Ее девиз: «Любовь в жизни – это вектор. Взаимодействие между приемником и излуча­телем. Один человек излучает любовь, а другой принимает ее. Колориметрия это тоже любовь. Любовь глаза к цвету! … что касается колориметрии, то я сейчас не представляю себе жизни без нее. Такая наука одна на свете: она не может без живого человека, ведь главный измерительный прибор, изначаль­ный инструмент колориметрии – это наш глаз».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *