Камень философов

История философского камня

Философский камень Это некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший).

По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Золото

Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины.

На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.

Алхимики в поисках философского камня

Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо — как недозрелый.

По их мнению, различие между золотом и серебром — лишь в том, что сера в золоте здоровая — красная, а в серебре — белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец — прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.

Опыты алхимиков

Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов — ртуть, а вторая составная часть — сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.

Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов.

Вот пример описания одного из опытов: «Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание — он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва…».

Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно.

Книга по алхимии

Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень, попутно было открыто много полезных веще таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.

Золото- это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.

Легенды о философском камне

Как ни фантастично звучит теория о философском камне, все же в истории есть события, которые косвенно могут доказывать, что некоторым счастливчикам все же удалось его получить.

Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий ), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены: ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Опыты получения философского камня

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим…

Однако есть другой не менее интересный случай. Император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 тонн первого метала и 6 тонн второго. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет — оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Эксперимент

Казалось бы в современном мире когда наука уже давно шагнула за пределы своих возможностей верить в существования какого-то мифического артефакта кажется полным бредом, тем не менее даже сегодня есть отдельные личности которые ведут исследования и верят в то, что им все же удастся получить заветный философский камень который сделает их богатыми.

ФИЛОСОВСКИЙ КАМЕНЬ
вещество, способное любой металл превращать в золото (заметим сразу, что в алхимической традиции Философский Камень всегда пишется с заглавной буквы, аналогично Библии или Богу, т. к. является символом тайны Божественного Творения. В дальнейшем мы будем придерживаться подобного написания).
По Роулинг, Философский Камень является именно камнем в прямом смысле этого слова, кроваво-красного цвета и длиной примерно пять сантиметров. Принадлежит Наколасу Фламелю, другу и соавтору Дамблдора по работам в области алхимии. Хранился сначала в банке «Гринготтс» в сейфе № 713, затем был перевезен в Хогвартс Хагридом и спрятан на третьем этаже под охраной трехголового пса Пушка. Кроме того, камень охраняли следующие заклинания, наложенные несколькими преподавателями школы: «дьявольские силки» — растение-ловушка (профессор Стебль); летающие ключи (профессор Флитвик); живые шахматы (профессор МакГонагалл); огромный горный тролль (профессор Квиррелл); логическая задача с сосудами (профессор Снейп), волшебное зеркало (профессор Дамблдор). Такие предосторожности были далеко не лишними — Камнем пытался завладеть Волдеморт, чтобы вернуть себе былую мощь. Гарри Поттер помешал этому, после чего во избежание дальнейших неприятностей Камень был с согласия владельца уничтожен. Это то, что известно о Философском Камне из книги «Гарри Поттер и Философский Камень».

Что собой представлял Философский Камень с исторической точки зрения? Его еще называли «великий эликсир», «красная тинктура», «красный лев». Согласно Парацельсу, «Философский Камень — это не камень в обычном смысле этого слова, но аллегорическое выражение, означающее принцип Мудрости» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). Кроме того, согласно большинству алхимических трактатов, Философский Камень представлял собой на самом деле красноватый порошок. Теоретически процесс превращения заключался в следующем: металл расплавлялся, а затем в него бросали нужное количество Философского Камня. Превращение осуществлялось либо мгновенно, либо постепенно. Соответственно, Философский Камень мог принести своему обладателю несметные богатства.
Кроме того, ему еще приписывали свойства излечивать болезни, возвращать молодость и силу, т. е. давать почти неограниченную долговечность. Но бессмертие Камень никоим образом не гарантировал — только избавление от всех возможных болезней, что соответственно существенно продлевало срок человеческой жизни (вполне возможно, что на несколько сот (!) лет, что соответствует Библейским представлениям о сроке человеческой жизни). «Всему отмерен свой срок существования на земле… Но многие умирают ранее своего срока не по воле Провидения, но оттого, что не знают законов, управляющих их природою» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 2001). Для этого Камень определенным образом следовало растворить и получить т. н. aurum potabile — «золотой напиток». Отсюда еще одно его название — «великая панацея».
Сам Камень, согласно летописям, добывался путем сложной обработки слабого раствора золота. Этот процесс включал в себя двенадцать этапов. Считалось, что на первом этапе алхимик должен был достичь получения твердых белых камешков, далее этот материал постепенно должен был приобрести красный цвет, а сам Философский Камень должен был быть красновато-коричневым (или кроваво-красным). Обычно все известные летописи об алхимиках, якобы открывших секрет изготовления Философского Камня, заканчивались тем, что Камень бывал уничтожен ими же или же секрет его безвозвратно терялся. В этом заложен глубокий философский смысл. Путем упорных поисков, длившихся не одно десятилетие, алхимики достигали духовного просветления и понимания того, что материальные блага этого мира — ничто по сравнению с добытыми ими знаниями и пониманием глубинной сути природы. Кроме того, считалось, что Философский Камень — есть великая тайна Вселенной. Уильям Блейк (1757—1827), английский поэт-философ и художник, писал о Философском Камне, как о «камне Ночи» и десяти запретах, наложенных на Интеллект, в связи с его поисками. Николя Фламель, который как никто другой из алхимиков ратовал за «пропаганду» алхимического искусства, считал, что полное открытие секрета Философского Камня есть «величайшее зло», т.к. человечество в целом не готово воспринять эту великую тайну, это ввергло бы мир в хаос, нарушив установленный миропорядок. Только истинно посвященный, очистивший по-настоящему свою душу от греховной скверны адепт сможет подойти к разгадке великой тайны Философского Камня, которая равнозначна постижению тайны Божественного Творения (именно поэтому истинные алхимики говорят о поисках Философского Камня в первую очередь в душе). Кстати, необходимо отметить, что ни один из тех, кому молва приписывала открытие Философского Камня, не употреблял его для достижения личного обогащения, а тратил огромные деньги исключительно на благотворительность. Таким образом, красноватый порошок, способный любой металл превратить в золото, излечивать все болезни и продлевать жизнь, есть не что иное, как материальное подтверждение великих духовных истин. Так что любые сведения о Философском Камне находятся в «запрещенной секции» человеческих знаний.

Очень спорный вопрос: удалось ли на самом деле кому-нибудь найти, вернее, синтезировать Философский Камень? С точки зрения материалистической логики ответ будет явно отрицательный. Но есть исторические свидетельства и обратного. Например, существует версия, что знаменитый философ-материалист (!) Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) якобы получил от какого-то алхимика крупинку Философского Камня и превратил с его помощью немного свинца в золото, которое потом было признано ювелирами чистым и подлинным. Доказательством обладания секретом Философского Камня считалось неожиданное огромное богатство некоторых алхимиков, например, действительно жившего в XIII в. Николя Фламеля.
Если продолжить рассматривать «образ» Камня в символическом значении, можно вспомнить, что для алхимиков Философский Камень — еще и квадратура круга (противопоставление круга квадрату, т. е. слияние двух противоположностей: Неба и Земли, вечности и материи и т. д.) — символ соединения противоположностей путем очищения и трансформации вещества. Камень добывается алхимиком путем долгого и мучительного искания своей истинной духовной природы. Философский Камень — символ единения человека с Богом, слияния с божественным:
Благословенный Философский Камень,
Великого Деяния венец!
О, Dele mala quae feci, Amen*.
Через тебя явил себя Творец.
…Тебя искали через образ Бога —
Нам нужно Бога чрез тебя найти.
* О, уничтожь грехи, которые я совершил, аминь (лат.) — одна из надписей на барельефе арки Н. Фламеля на Кладбище Невинных в Париже.
В книге Роулинг Гарри, будучи, безусловно, на стороне Светлых сил, постоянно мучается тем, что в него случайно Волдеморт вложил частицу могущества Темных сил (например, Волшебная шляпа постоянно намекает Гарри, что его местом Слизерине, а понимание языка змей — признак черного мага). Ощущая эту двойственность своей натуры и проходя через очищение путем невероятных испытаний (несмотря ни на что, он никогда не встанет на сторону Темных сил), Гарри в духовном смысле как бы «добывает» свой Философский Камень. А ведь «камень» — это еще и символ крепости, твердости духа и силы.

Вообще говоря, философский камень не обязательно представляли в виде камня. Это могло быть практически любое вещество (порошок или жидкость). А вот особенности его добычи регламентированы не были – алхимики изощрялись кто во что горазд, придумывая различные способы добычи драгоценного компонента.
Английский алхимик Джордж Рипли предлагал желающим получить философский камень вскипятить ртуть, смешать её с кислым виноградным спиртом, выпарить жидкость, положить оставшееся вещество в реторту и дистиллировать, затем поджечь, повторно дистиллировать и наконец ректифицировать. На самом-то деле если всё пройдет правильно, то испытатель получит самый настоящий бром. Опыт интересный, но к вечной молодости никакого отношения не имеет.
Немецкий монах Теофиль нашел способ получения золота без философского камня. Способ весьма интересный – необходимо обустроить подвал, запереть там петухов и дождаться появления яиц, после чего дать жабам высидеть яйца, из которых должны вылупиться василиски. Василисков необходимо поместить в медные горшки, кормить землей полгода, после чего сжечь. Пепел предлагается смешать с кровью рыжего мужчины и намазать получившейся смесью раскаленные медные пластины. Остынув, эти пластины станут золотыми. Наверное.
Сейчас государства тратят огромные суммы на развитие науки, а в 14-17 веках короли и герцоги спускали огромные деньги на алхимиков, вожделея вечной молодости и золотых гор. Однако ни того, ни другого они по понятным причинам не находили. Постепенно само понятие философского камня становилось метафорой. Поисками этого камня алхимики называли свой «профессиональный» путь. Его нахождение считалось чем-то вроде просветления в религиях востока.
Об алхимиках, нашедших философский камень, ходили легенды. Самым известным из них был француз Николас Фламель, который, найдя вожделенное вещество в конце 14 века, бесследно исчез. Поговаривают, что его видели и сто, и двести лет спустя – дескать, эликсир вечной молодости сделал своё дело.

Философский камень олицетворяется с мифическим веществом, которому приписывают магические свойства. Люди верят, что такой минерал даст им возможность обрести вечную жизнь и из простых металлов получать настоящее золото. Никаких достоверных фактов, подтверждающих или опровергающих существование философского камня, нет.

Что такое философский камень: описание

Легенда, рассказывающая про философский камень, до сих пор будоражит сознание ученых умов. Считается, что такой минерал обладает невероятными свойствами. Он имеет несколько разных названий. Это:

  • эликсир вечности;
  • камень мудрецов;
  • ребис;
  • пятый элемент;
  • красноцветная тинктура.

Его наделяли разнообразными удивительными свойствами. Но самое главное и основное его качество – это возможность любой металл превратить в золото. Из древних писаний следует, что история происхождения мифического минерала связана с ошибочной реакцией ртути с серой. И именно они являются основными компонентами эликсира жизни, который дарит долголетие и здоровье.

К основным свойствам, которым наделяла наука алхимия этот камень, можно отнести:

  • достижение вечного бытия;
  • возможность получить несметное богатство, создавая золото из сподручных металлов;
  • обретение славы и невероятной силы;
  • раскрытие все мировых тайн и секретов.

Внешний вид камня

Философский камень в писаниях древних алхимиков представляется не в виде твердой структуры, а в форме порошка. Но в разных трактах он имеет разнообразное свойство и описание. Иногда его представляют в виде красного, черного или темно-синего камня. А порой он предстает в форме бесцветного, белого или желтого порошка.

Физик и алхимик Парацельс описал философский камень как твердую субстанцию с блестящей темно-красной поверхностью. И именно таким описанием стали в последующем руководствоваться другие алхимики, для которых поиск философского камня стал смыслом жизни.

Как возникла идея философского камня

Алхимия – это целая средневековая дисциплина, в основе которой лежит физика, философия, религия и химия. Именно поэтому она сосредоточена на преобразовании различных элементов. Поэтому многие ученые алхимики почти всю жизнь отдали на то, чтобы одни материалы попробовать превратить в другие.

В древние времена алхимик Николас Фламель первый упомянул в своих писаниях о философском камне. Он писал, что во сне к нему явились ангелы, которые как раз и рассказали, как получить такое мистическое вещество. Но ученый неожиданно проснулся и так не успел запомнить самый последний компонент. В итоге, попробовав заниматься его созданием, он получил ошибочную реакцию при взаимодействии всех составляющих.

Но вера в магический философский камень не только не пропала, она стала еще крепче. И в последующем алхимик вместе со своей женой всю жизнь посвятили поиску последнего, недостающего компонента. И некоторые считают, что он все-таки философский камень создал.

Многие алхимики были одержимы идеей получить философский камень, который между собой они называли ребис. Для них это было сродни приближению себя к Богу, так как посредством такого вещества моментально откроются все тайны мира.

Алхимическая символика

В популярных трактах древних алхимиков символом философского камня выступал змей, который именуется как Уроборос, связанный с пожирающими свойствами. Еще одним символом такого мистического минерала является ребис. Это гермафродит, который был создан в результате соединения философской серы, именуемой королем, и философской ртути, именуемой королевой.

В некоторых трактах этот камень символизируется как лев, проглатывающий солнечное светило. Это должно выглядеть величественно и устрашающе.

Способ получения

Нигде нет точной информации, как именно получить философский камень. Известно, что неизменными составляющими такого минерала являются следующие компоненты:

  • сера философского характера;
  • серебряный раствор;
  • философская ртуть.

Сколько экспериментов по созданию этого камня ни проводилось, все они заканчивались провалом. Ни одно созданное вещество не обладало теми свойствами, которыми изначально наделялся философский камень. Оно не превращало металл в золото, не исцеляло больных людей, не дарило вечную молодость и здоровье. Но искать способ его создания люди не переставали.

Чтобы получить этот камень, средневековые алхимики искали уникальный рецепт. Они полагали, что золото содержит красную серу, а серебро – белую. А при помощи черной серы можно было получить свинец. Поэтому они разными способами смешивая всевозможные виды серы, пытались создавать философский камень.

Для того чтобы металл приобрел необходимую кондицию, алхимики тщательно обрабатывали основные элементы. В результате таких экспериментов ученые получали достаточно интересные, новые открытия. Но вот создать именно философский камень им так и не удалось. Зато такие опыты дали возможность заложить фундамент для последующего развития такой науки, как химия.

В своем труде монах Теофиль, живший на севере Германии, описывает, как можно получить философский камень. Этот процесс он подсмотрел у алхимиков. Изначально необходимо вырастить василисков. Это подобие рептилий, которые выводятся из яиц, снесенных петухом. Затем такие яйца продолжают высаживать жабы, которых специально кормят хлебом.

Сначала должны вылупиться петушки, которые ничем от обычных не отличаются. Но на седьмые сутки у них должны вырасти змеиные хвосты. Василисков помещают в медный высокий котел, разводят под ними огромный огонь и дожидаются того момента, пока рептилии не сгорят полностью. Затем оставшееся от них содержимое размельчают и добавляют к этому составу кровь рыжего мужчины в виде сухого порошка.

Все компоненты в чистом сосуде разводятся крепчайшим винным уксусом. Затем небольшой слой этого состава помещается на край тонкой медной пластины, которая потом ставится на огонь. Как только пластина расколется добела, ее достают, остужают и снова смывают тем же составом. Проделывается такой процесс до тех пор, пока медная пластинка не будет поглощена полностью полученной смесью и не приобретет самый настоящий цвет золота.

MutusLiber

Под названием MutusLiber скрывается своеобразная инструкция, рассказывающая, как создать философский камень, приобретенная Николасом Фламелем у одного еврея. Этот француз, живший в четырнадцатом веке, посвятил всю свою жизнь созданию вечного эликсира молодости. Это было его основное дело.

Предполагается, что он все-таки обрел бессмертие, как раз благодаря так называемой Немой книге (MutusLiber). Ее уникальность в том, что там не написано ни единого слова. Весь процесс, как находить и создавать философский камень, представлен в виде сложных гравюр.

Великий Гримуар

В книге «Великий Гримуар» целая глава отведена секретам магического искусства, где описывается процесс создания философского камня. Состоит он из следующих этапов:

  1. Сначала нужно взять горшочек земли и добавить к ней один фунт красной меди и половину стакана холодной воды.
  2. Все компоненты нужно кипятить в течение получаса.
  3. Затем к ним добавляются три унция медной окиси, после чего вся смесь кипятится еще один час.
  4. Туда же добавляются две с половиной унции мышьяка, после чего состав снова на один час ставится на огонь.
  5. Следующим компонентом становится тщательно размельченная кора дуба (три унции), а состав опять кипятится тридцать минут. Следом добавляется унция розовой воды, и смесь еще 12 минут держится на огне.
  6. Завершающим этапом становится добавление сажи, а состав кипятится до момента готовности. Проверить это можно при помощи гвоздя, который опускается в эту смесь и начинает менять свои свойства.

По Джорджу Рипли

Английский алхимик, которого звали Джордж Рипли, оставил после себя проект «Книга двенадцати врат». В ней он описал необычный способ создания философского камня, который сравнивал с эликсиром вечной молодости. Алхимик предлагал накаливать ософскую ртуть, пока она не превратится во льва.

Затем красного льва надо было держать на песчаной бане вместе с виноградным спиртом, пока не выпарится вся жидкость. В итоге ртуть должна была преобразоваться в каменистое вещество. В последующем предлагается провести еще несколько сложных мистических опытов, в ходе которых появляется дракон. Под командованием алхимика он воспроизведет зеленого льва, который сожрет свой хвост. Именно в этот момент появится человеческая кровь и горючая вода. Смешиваясь, они предстанут в виде философского камня.

Существует ли философский камень на самом деле?

Существование философского камня до сих пор находится под сомнением. Нет фактов, которые точно указывают на его отсутствие. Но и достоверных сведений, говорящих о его стопроцентном существовании, также нет.

Многие ученые подтвердят теорию, что золото можно получить их других металлов. Но для этого требуются определенные условия. Да и стоить такое золото будет баснословно дорого. Поэтому его производство считается нецелесообразным. Существовать философский камень может в умах уже современных ученых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *