Км по экватору

>Можно ли объехать на машине всю Землю за 70 дней? Заметки из автокругосветки

Можно ли объехать на машине всю Землю за 70 дней? Заметки из автокругосветки

«У кругосветного путешествия есть свои правила», — говорит блогер Сергей Доля, который на прошедшей неделе вернулся после 70-дневного тура по всему „шарику“, на 69-е сутки посетив Минск. Он рассказал, к чему нужно быть готовым при всемирном турне: «Одно из правил — обязательно посетить антиподы. Это такие географические точки, которые находятся ровно на противоположных сторонах земного шара. И как ни ткни в глобус, с обратной стороны суши почти всегда будет Тихий океан. Все же у нас получилось найти два максимально удаленных друг от друга места на материке: в Китае и Чили. Их не удалось бы посетить, если бы не внедорожные свойства машин. Хотя и тут не без „косяков“: поехали через реку вброд, а потом узнали, что рядом был мост».

Зачем все это?

Шучу, мол, все затеяно для того, чтобы я отлично провел это лето. На самом деле компании Land Rover в этом году исполнилось 70 лет. Прицепившись к этому событию, мы решили: а почему бы не побить рекорд тайминга, описанный Жюлем Верном в книге «Вокруг света за 80 дней»? Причем сделать это исключительно на автомобилях — паре Land Rover Discovery (для меня и моей команды). На фотографиях можно видеть машины разных цветов. Действительно, авто менялись на разных континентах. Так пришлось поступить из-за длительных перевозок самих транспортных средств. Для понимания: кругосветка уже пришла к своему финишу, а корабль с машинами из Сингапура — финальной точки азиатской части пробега — еще плывет.

Почему мы говорим про старты и финиши на разных континентах? А это второе правило кругосветки: необходимо проехать по каждому из шести континентов. Антарктида в счет не идет, а Евразия делится на Европу и Азию. И по каждому из материков нужно преодолеть маршрут не менее чем в 1000 километров. В нашем случае это выглядело следующим образом: из Москвы едем по Азии с финалом в Сингапуре, потом перелет в Австралию, там еще тысячу километров на другой паре авто, позже летим в Южную Америку (Чили) и так далее, пока снова не окажемся в РФ. Всего на своем пути мы преодолели 21 страну.

Что самое трудное?

Наверное, не потолстеть. На главной странице моего канала в YouTube прилеплено видео под названием «Как легко похудеть на 5 кг за месяц», а тут за 70 дней я набрал 15 кило. Просто потому, что в условиях спешки постоянно питаешься на заправках бургерами и хот-догами, при этом практически весь день не двигаешься, сидя в водительском кресле. За рулем моего Land Rover я сменял разве что самого себя. Ехал по 14 часов в сутки — и так каждый день. Но ночевали мы не в машинах, а в отелях.

Вторая беда — сонливость. Очевидно, усталость накапливается. После 30-х суток за рулем я уже начинал забывать, какой по счету день тура начинается. Плюс сам автомобиль расслабляет. На азиатских и южноамериканских дорогах приходится держать себя в тонусе, а вот на шоссе в США с включенными ассистентом контроля полосы и адаптивным круиз-контролем (постоянно поддерживает безопасную дистанцию до впереди едущего авто) реально можно было чересчур расслабиться, клонило в сон.

Третья трудность — границы. Не везде можно просто взять и проехать. Пример — Сингапур со своим особым отношением к автотранспорту. Обычно путешественники на машинах туда просто не заезжают, останавливаются около пролива (он шириной метров 100), фоткаются на фоне Сингапура и перелетают в Австралию из Малайзии. Мы же были настойчивы. Вначале заехали на остров без машин, на автобусе — для получения специальной страховки, которую можно купить только лично и на месте, и разрешения на въезд от местного автоклуба. Только после этого проезд был легален. Правда, недолог: из-за задержек мы прямиком двинули в сторону аэропорта.

Неужели это интересно — увидеть весь мир, но только из окна машины?

На самом деле мы регулярно выходили — хотя бы чтобы снять видео и фото. Из общего пробега в 70 тысяч километров десяток был специально потрачен на достопримечательности. В итоге мы насобирали множество воспоминаний. В России нас дважды остановили сотрудники ДПС, мы заехали в самый грязный город страны — Карабаш (Челябинская область), где плавят медь. Говорили, на вершину местных лысых гор невозможно заехать на машине, но нам с полноприводным Discovery удалось, хоть дорога была практически вертикальной. А далее — Омск, Новосибирск, река Енисей, Иркутск, озеро Байкал, Бурятия и уже Монголия.

Азия

В Монголии нас ждала неприятность. Местные «гонялы» перекрыли дорогу уазиками, устроили забастовку на границе с Китаем: им какими-то новыми техтребованиями запретили ехать на УАЗах впятером в одной машине, отныне законы требуют не более четырех человек в салоне. А так как беспошлинный ввоз товаров исчисляется на каждого человека, «челноки» сразу почувствовали удар по кошельку. Встали на дороге у границы и заявили: мол, никого не пропустим. Ну, мы подошли к пограничникам, сказали, якобы забастовщики разрешили нам ехать. Потом так же поступили и с забастовщиками. В общем, кое-как проехали, а монголы так и не поняли, кто нас пропустил. Это еще один пример проблем на границах.

Бо́льшую часть пути мы проделали по асфальту, хотя внедорожные качества Discovery пару раз пригодились. В Китае выяснилось, что одна из точек-антиподов находится далековато от нормальных дорог. Спросили у местных, где она. Те указали за горную реку. Ну, значит, будем ехать вброд. Нас убеждали, что это невозможно, но внедорожники смогли, хотя это был и нелегкий путь. Только на обратном пути мы выяснили, что неподалеку был мост.

В целом Китай запомнился получением отдельных водительских прав и документов на машину в форме квадратных номеров, очень дорогими платными дорогами, прекрасными видами китайского Гранд-Каньона, а еще превосходной скоростью интернета: везде 4G (в отличие от США, где связь просто ужасна). Одна беда: Facebook, Google, Instagram в Поднебесной заблокированы. Спасал VPN. Еще одно яркое воспоминание об Азии — мойка автомобилей с помощью слона. Да, там есть такая услуга.

Австралия

После быстрой поездки по Сингапуру, о которой уже сказано выше, мы перелетели в Австралию. Там проехались по Великой океанской дороге, которую называют самой впечатляющей автострадой в мире. Виды действительно фантастические. На всякий случай для достоверности сделали фото с кенгуру. Ну а в качестве доминантных животных континента нам запомнятся именно попугаи. Порой от них не было покоя: птицы атаковали как машины, так и людей.

Южная Америка

Затем нас вновь ждал перелет — на сей раз в Чили. Так вышло, что вторая точка-антипод находилась именно в горной стране. И тут вновь пригодились внедорожные качества машин. Смотрели маршрут заранее — на картах вроде бы нужная нам дорога представляла собой дублер. Ну, дублер в нашем понимании — просто узкая дорожка, идущая рядом с более комфортной. На деле выяснилось, что это чуть ли не тропинка, уходящая на 100 метров в высоту от основной магистрали: с одной стороны — скала, с другой — обрыв. Тем не менее, когда мы наложили китайский маршрут на карту Чили, оказалось, что прошли шесть антиподов. Здесь же, в горах, мы смогли немного подрифтовать на снегу.

Насколько мне известно, когда-то задумывалось проложить дорогу, проходящую через все западное побережье Южной и Северной Америки, — Панамериканское шоссе. Но когда строительство дошло до середины — перешейка между континентами, — работу свернули. Путешественники описывают этот участок так: «В Аляске мы вылетели в кювет, в Мексике нас обстреляли, но настоящие проблемы начались потом». Речь о болотистом, заросшем джунглями и совершенно неосвоенном Дарьенском пробеле. Это место — единственный разрыв в Панамериканском шоссе длиной примерно в 160 километров. Любители экстрима преодолевали его за 100 дней — таков рекорд. Мы же не могли позволить себе этого, потому прилетели в США на самолете.

Северная Америка

За бортом возле Лас-Вегаса было +49. У нас сразу отпало желание следовать первоначальному маршруту по южным штатам. В центральной части страны было нормально — +35. А в Канзасе мы оказались на пути урагана. С неба повалил такой сильный град, что мы уже собрались прятаться под днищем машины. Градины были размером с мячик для гольфа. Кузова обеих машин сильно побило, в одном Land Rover такой кусок льда разбил лобовое стекло — повезло, что не насквозь.

Америка — страна круиз-контроля. При разрешенных 120 км/ч все едут почему-то именно 124. Со скоростью потока двигались и мы. Многих интересовало, сколько топлива ушло на подобное приключение. Скажу так: по Азии мы двигались на дизельных Land Rover, и уходило в среднем 9,2 литра на сотню, когда же пересели на машины с бензиновыми двигателями, ощутили разницу — расход достигал 14,8 литра.

Африка

По Африке мы не стали колесить долго — двинулись по Марокко в сторону Гибралтара. Мы ехали без особой языковой подготовки, но отсутствие взаимопонимания с местными жителями никак не препятствовало продвижению. А в Марокко оно даже помогло. Нас в третий раз за все время путешествия остановил патруль (напомню, два предыдущих случились в России). Он пытался доказать нам, что мы должны заплатить штраф за нарушение, зафиксированное камерой, хотя мы ехали в рамках правил. Мы лишь развели руками, по-русски сказали, что не понимаем ни слова, и поехали себе дальше.

Европа

В Европе тоже ждали приключения, правда, с дорогами связанные в меньшей степени. Во французских Марселе и Монпелье попросту не оказалось мест в гостиницах. Пришлось ночью навернуть еще 300 километров до Гренобля, чтобы упасть в кровать.

Еще пару тысяч километров пути с визами самых ярких достопримечательностей — и мы в Минске. Здесь мы буквально на два часа. Надо успеть записать короткий ролик для нарезки «хлопков» (пример — в начале статьи). Наверное, поедем на площадь Победы…

Расстояние до центра Земли в км: сколько в километрах до ядра

Расстояние до центра Земли в км – неоднозначный параметр, к расчетам которого несколько по-разному подходят ученые развитых стран. О внутреннем строении собственной планеты и об особенностях ее вращения земляне, к сожалению, знают меньше, чем о ближайших космических телах. Сложные вычисления в мировой науке, проводимые регулярно в попытках выяснить, сколько километров до центра Земли, дают расхождения в цифрах.

Кратко о предыстории вопроса

Парадоксальность и настойчивость, с которой о внутреннем строении планеты витают самые невероятные гипотезы, легко объяснима разницей менталитетов, мировоззрений и возможностей проведения научных исследований. Человечество склоняется к разным вариантам.

В России и на территории бывшего Советского Союза используются цифры, полученные еще в 1940 году Феодосием Николаевичем Красовским, выдающимся советским астрономом, геодезистом, членом-корреспондентом Академии Наук СССР.

От расхожей, преподаваемой в школе научной версии, согласно которой у Земли есть кора, ядро и мантия, со всеми необходимыми сведениями для существования. И вплоть до невероятной, предполагающей, что внутри планеты имеются пустоты, в которых обитают странные и непонятные существа или располагается преисподняя.

Центр Земли

У поисков ответа в этом очередном вопросе – сколько километров до ядра, есть свои теоретические, практические и даже мистические предпосылки:

  1. Попытки проникнуть внутрь голубого шара потерпели фиаско на глубине около 12 км, и о них рассказывают самые невероятные истории, а академик Обручев написал о путешествии к центру Земли научно-фантастический роман, который некогда пользовался огромной популярностью. Даже поверхность все еще не исследована полностью, что уж говорить о мировом океане, который считают выразителем истинной формы Земли, а на самом деле он находится на расстоянии нескольких десятков метров от поверхности описанного Красовским эллипсоида.
  2. Для решения вопроса, о том, какое расстояние до центра Земли, например, в километрах будет соответствовать реальности, обычно применяют усредненную цифру. Как и в Галактике, пребывающей в состоянии непрерывного движения и связанных с этим трансформаций, это расстояние может быть вариативным и зависеть от места и способа измерений. При этом никто толком не знает, что находится в этом самом центре, действительно ли твердое ядро, благодаря которому у планеты есть магнитное поле, или там живут таинственные гномы, принимающие кору за небесную твердь.
  3. Тема содержимого земного шара для псевдонаучных порталов – самая благодатная из всех имеющихся, и, судя по многочисленным версиям ада, далеких предков не меньше занимало то, что у них под ногами, чем далекие небеса.
  4. Для астрономов, увлеченных строением Вселенной, окончательное решение ученической задачи, сколько км до центра Земли, – не более чем поиск еще одной астрономической величины, которую можно было бы использовать в своих вычислениях.

Размеры Земли

Нумерологи и энтузиасты магии цифровых совпадений хотели бы ввести земной радиус в какую-нибудь категорию из разряда – все планеты Солнечной системы, вместе с Плутоном, поместить в 384000 км. Это расстояние до Луны, принятое за условную аксиому.

В поисках подобных закономерностей они закрывают глаза на существование других планет-карликов или на то, что Плутон исключен из разряда планет Солнечной системы.

А уж тем более их не интересуют предположения о существовании еще одной, регулирующей карликовые волнения. При утверждении о том, что Земля помещается в расстояние 384400 ровно 30 раз, они легко забывают о тысячах километров, остающихся после такого расположения.

Расстояние до центра планеты

Галактика

Млечный путь настолько далекий, что цифры не помещаются в голове у простого человека. Это тоже опосредованно влияет на Землю и на то, сколько километров составляет удаленность поверхности до центра. Согласно закону всемирного тяготения, каждое небесное тело во Вселенной влияет на соседние.

Типы орбит

При большом желании найти взаимосвязь между настоящей формой Земли и Млечным путем достаточно просто. Это можно обнаружить при проведении вычислений траекторий, орбит или взаимодействий.

Первооткрывателем эллипсоида – модели планеты, более приближенной к реальности формы Земли, чем традиционный глобус, изображающий ее в форме шара, был Ф. Н. Красовский. Как и его выдающийся соавтор, А. А. Изотов, он был геодезистом. При этом Красовский был астрономом, а Изотов состоял во Всесоюзном астрономо-геодезическом обществе при Академии Наук СССР.

Сколько километров в час скорость Луны на орбите?

Это говорит о том, что еще перед Великой Отечественной люди, обладающие глубокими познаниями, прекрасно понимали невозможность изучения планеты отдельно от космоса, так же как и исследований космического пространства без глубоких познаний о строении, форме, скорости и орбите Земли.

Чтобы узнать, каково расстояние до условного центра шара, достаточно вычислить диаметр и разделить его пополам. Это простой и понятный способ проведения расчетов дистанции до центра Земли, при условии, что планета действительно имеет форму шара.

Но, находясь в перманентном движении, под влиянием крупных и мелких космических объектов, она была вынуждена изменить конфигурацию, а значит, и радиус может составлять в разных местах вариативные цифры.

Строение Земли

Поскольку тогда космические исследования не проводились, а только планировались, необходимые сведения для определения истинной формы были проведены другим путем. Но уже первые данные с запущенного три десятилетия спустя искусственного спутника подтвердили правоту Изотова и Красовского.

Масштабы и модели Земли

Средняя цифра удаленности от поверхности до центра Земли весьма условна. Она составляет 6371,032 километра – это значение между экваториальным и полярным радиусами.

Центр планеты

Если учесть, что наибольшая дистанция между поверхностью и центром составляет 6378,160 км (на экваторе), а наименьшее значение – 6356,777 км (на полюсе), то диапазон между большим и маленьким показателем будет целых 21383 км.

Нетрудно предположить, что на огромной территории поверхности Земли (510,2 миллиона кв. км) найдутся и другие многочисленны точки, где это расстояние будет варьироваться в разных пределах.

Времена года на Земле

Оно может видоизменяться под влиянием тектонических сдвигов, измерений с вершины горы или океанских впадин, но на экваторе Земли будет наибольшим, а в Антарктиде – неизменно наименьшим. Для примирения разных научных точек зрения было принято определение – геоид.

Это форма Земли, сформировавшейся под влиянием собственной скорости вращения вокруг свой оси и вокруг центра массы Солнечной системы. На ее формирование оказало действие присутствие спутника, к тому же не одного. Особенно значительно повлияли ее два ближайших по космосу соседа, но и все остальные, ближние и дальние, тоже в этом поучаствовали.

Чтобы больше не затрудняться в поисках определений, выбрали новообразованное, на манер геометрических терминов. Гравитационное, магнитное и электрическое поля Земли, действительно, совместно оказали уникальное действие на ее очертания.

Размеры планеты

В поисках подходящего обозначения выдвигались – трехосный эллипсоид и сфероид. Научные школы были поставлены перед необходимостью выбирать более соответствующий истинному положению вещей.

Парадоксальность такого устройства состоит в том, что гора, расположенная на полюсе, высотой в 10 км находится ближе к центру планеты, чем такая же впадина в районе экватора.

Наглядный пример с горами тоже интересен: Джомолунгма, которая на 2,5 км выше экваториального пика Чимборасо, находится ближе к центру Земли на 2 км, потому что уровень моря на экваторе выше на четыре километра, чем в месте дислокации самой высокой точки Азии.

Орбита Земли

Ученые

Огромная заслуга в определении формы Земли и значения дистанции, чему же равно расстояние от центра до поверхности земного шара (который на самом деле вовсе не шар), принадлежит Советскому Союзу и его ученым.

Вид с Марса

Отметим некоторые факты:

  • Феодосий Красовский – основатель Центрального НИИ геодезии, аэрофотосъемки и картографии;
  • он же разработал программу исследований по астрономии и геодезии, в результате которой на территории Союза были построены астрономо-геодезические сети;
  • страна, испытывавшая нужду во многих аспектах, нашла и выделила средства на их построение, чтобы можно было проводить топографические съемки;
  • целью их проведения было определение фигуры и размеров планеты, представлявших пусть не самую насущную, но перспективную в дальнейшем научную проблему;
  • результатом проводимых измерений в 1940 году стало определение формы Земли как эллипсоида, этот результат используется в России и других странах, правда, не во всех.

На заметку

По масштабам приводимых астрономо-геодезических измерений у Советского Союза не было конкурентов. К 1970 году, несмотря на колоссальные потери в Великой Отечественной войне, отбросившие благосостояние страны и ее науку на несколько десятилетий назад, всю территорию государства покрывали сети государственной триангуляции.

Результатом проводимых измерений можно назвать не только возможность рассчитать расстояние от поверхности до центра (условный радиус неправильного шара) в любом месте планеты, но и бесспорный приоритет СССР в исследовании космического пространства.

Итоги

Имя Феодосия Красовского присвоено одному из кратеров на лунной поверхности. Инициатором этого стал Международный астрономический союз. Эллипсоид, открытый отечественным гением картографии и геодезии, тоже получил название в честь открытия – эллипсоид Красовского.

Солнечная система

Если бы не проведенные исследования, сведения о разных диаметрах и радиусах планеты, возможно, так и остались бы в числе неизвестных науке фактов, и они определялись бы по результатам общих вычислений.

Магнитное поле Земли

Теперь, зная широту, экваториальный и полярный радиус, можно определить с похвальной точностью удаленность любой точки земной поверхности (неважно, гора это или впадина) от центра голубой планеты. Экваториальный радиус составляет 6378,160 км, а полярный – 6356,777 км.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *