Конгруэнтность по роджерсу

Конгруэнтность (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Конгруэнтность.

Конгруэ́нтность (лат. congruens, -ntis — соразмерный, соответствующий) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

В психологии — согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.

Иногда в близком к конгруэнтности значении используется понятие аутентичности.

Конгруэнтность или её отсутствие в собственном поведении не всегда осознаётся индивидом, но практически всегда ощущается в поведении другого (сознательно или нет).

Термин конгруэнтности введён Карлом Роджерсом.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной».

С конгруэнтным человеком очень приятно общаться, когда он конгруэнтен в своем проявлении дружелюбия, но также можно испытать глубокое чувство страха, когда он конгруэнтен в проявлении гнева, такого человека легко понять.

Ссылки

  • Александр Любимов, Общение 4: Доверие и конгруэнтность,
  • Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Глава 7. Конфликт и конгруэнтность.

Конгруэнтность – это согласованность разных элементов, объектов, компонентов какой-нибудь структуры, их слаженная работа и соответствие друг другу, благодаря которому достигается гармоничная работа и целостность общей структуры. Это определение обобщенное, так оно понимается, если говорить в широком смысле, т.е. его применение в различных сферах деятельности и науках: в общении, психологии, математике, философии, социологии.

Конгруэнтность синоним — это согласованность, совпадение, соответствие, соразмерность, сравнимость.

Понятие конгруэнтности, как термин имеет свои истоки в английском языке, откуда и заимствован соотечественниками для употребления, поскольку аналога этого термина нет. Наибольшую популярность понятие конгруэнтности имеет в психологии. Практическая психология толкует термин конгруэнтности, как слаженное функциональное действие определенных компонентов, характеристик, структур жизни личности, которое обеспечивает общую гармоничную картину действий человек. В таком значении говорится о конгруэнтности вербальной и невербальной информации, обещаний и действий, внутреннего состояния и внешнего поведения, жизненных целей и их исполнения. Конгруэнтность в основном проявляется в согласованности внешнего проявления действий внутренним чувствам.

Конгруэнтность личности определяется ее способностью к осознанию своих ощущений и переживаний и их выражению в поведении с самим собой и с другими. Также конгруэнтность проявляется, когда сходятся оценочные суждения двух человек по отношению к какому-то предмету или объекту.

Что такое конгруэнтность

Термин конгруэнтность, который активно употребляется в различных науках, произошел еще от латинского congruens, которое обозначает совпадающий, пропорциональный, также значит сообразность и соответственность.

Конгруэнтность это в математике термин, который обозначает равенство углов, отрезков, различных фигур.

Конгруэнтность в геометрии это понятие из элементарной науки, его свойства могут быть описанными соответственными аксиомами, отсюда и аксиомы конгруэнтности. Две фигуры являются конгруэнтными, в случае, если хотя б у одной из них есть возможность перейти в другую при помощи движения.

Конгруэнтность в физике понимается, как количественная равноценность качественных равнозначных состояний процесса или явления.

Сходным к конгруэнтности есть понятие аутентичности, которое обозначает подлинность и правдивость, в данном случае правдивость действий индивида в соответствии с его мыслями и установками.

Конгруэнтность личности дает ей возможность делать абсолютно все, говорить, дышать, жить в соответствии с собственными ценностями и правилами. Если человек выглядит умиротворенным внешне и душа у него спокойна, то он конгруэнтен. Также можно легко наблюдать конгруэнтность человека в его разговоре – если то, что он говорит гармонично соотноситься с тем, в какой форме он это говорит. В процессе конгруэнтности происходит безоценочное принятие и осознание личностью своих актуальных чувств, волнений и проблем, которые позже выражаются в разговоре и поведении, способами, которые не влияют травмирующее на других.

Итак, что такое конгруэнтность? Это динамическое состояние человека, когда он свободен и правдоподобен, не чувствует потребности в психологической защите, прятании, надевании масок.

Конгруэнтность наблюдается, когда чувства внутреннего мира точно отражены человеческим сознанием и проявляются в поведении, когда можно воспринимать людей такими, какими они действительно есть.

Конгруэнтность в общении означает особенный режим деятельности фасилитатора. Конгруэнтность расширяет границы понимания между партнерами и делает общение более понятным и ясным, поскольку человек доверяет собеседнику, и ему нет необходимости включать защитную реакцию, он внимательного слушает партнера, не отвлекаясь на защиту себя. Когда человек видит, что к нему относятся с большим доверием и абсолютным пониманием, он сам становится более конгруэнтным и направленным на более открытое общение. В результате такого общения личность может измениться, стать более конгруэнтной, целостной, активной и способной разрешать множество внутренних конфликтов, из-за чего экономится энергия для более раскованного поведения в общении.

Конгруэнтность в общении означает, что даже один собеседник, который им владеет, может поспособствовать намного лучшему взаимопониманию, сближению партнеров, улучшению и оптимизации их общения.

Конгруэнтность в деловом общении психологов помогает выражать истинные чувства и искренность консультанта по отношению к клиенту. Этот процесс очень важен, потому что клиент будет доверять психологу, а тому легче будет заглянуть в душу клиенту.

Также говорится об обратном чувстве, то есть о не конгруэнтности, ее можно наблюдать, если в человеке чувствуется несоответствие его поступков и истинных мыслей. Ее можно увидеть на лице человека, когда например, ему неприятно что-то делать, но он должен, то его лицо, естественно, радости выражать не будет. Имеют здесь место также проекции одного человека на другого, когда ему кажется, что тот неконгруэнтен, хотя это может быть не так. Можно просто неправильно понять смысл действий и совершенно неправильно интерпретировать его действия.

Нужно также объяснить, откуда берется не конгруэнтность. Поскольку в общении люди в своем поведении демонстрируют статус, пытаются превзойти собеседника, хотя часто на самом деле, за этими выхваляниями не стоит ровным счетом ничего. Человек, может, какое-то время вести себя подобным образом, даже соответствовать надуманному статусу, но такая игра на долгое время не задерживается. И причина тут в том, что нет у человека никакого высокого статуса, и он это понимает, и ему это не нравится и он сопротивляется этому. Так, появляется внутреннее сопротивление, когда человек сопротивляется истинным, природным чувствам он становится не конгруэнтным.

Примерно в половине двадцатого века разные ученые начали более широкие исследования особенностей социального поведения и так появлялись разные теории, обозначающие поведение человека в социуме.

Среди них теория структурного баланса Хайдера, теория коммуникативных актов Ньюмана, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, которая разрабатывалась совершенно отдельно от других. Осгуд и Танненбаум предложили термин конгруэнтности, как замена понятию баланса у Хайдеровской теории и консонанса у Фестингера.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума содержится в том, чтобы достигнуть баланса когнитивной системы воспринимающего субъекта он должен одновременно менять свое отношение к партнеру отношения и к объекту, который имеет значение для них двоих и оцениваться ими обоими.

Теория Осгуда и Танненбаума отличается тем, что в ней делается попытка предугадать изменение аттитюда (отношения), которое происходит в человека под влиянием желания установить согласованность внутри когнитивной системы сразу к двум объектам, если говорить о триаде. Данная теория чаще применяется в массовых коммуникациях, отсюда и пример в данной области. Когда реципиент дает позитивную оценку коммуникатору, который дает позитивную оценку какому-то предмету, который сам реципиент негативно оценивает, тогда в его когнитивной системе возникает не конгруэнтность, поскольку с двух сторон оценки – его собственная и позитивно воспринимаемая оценка коммуникатора, они не совпадают.

Выходом из такой ситуации есть изменение отношения реципиента к личности коммуникатора и к предмету оценивания одновременно. Осгуд и Танненбаум вводят специфические понятия: «ассоциативные утверждения» и «диссоциативные утверждения», для применения их в методике семантического дифференциала, применяемой в изучении социальных стереотипов и, применяемая, потом к теории конгруэнтности.

Теория коммуникативных актов Ньюмана гласит о том, что для личности, которая находится в состоянии дискомфорта, который вызван несогласованностью отношений к партнеру и также к предмету их общей заинтересованности, может быть способом преодоления этого дискомфорта в дисбалансе – улучшение коммуникативных актов между людьми, в процессе которых меняется позиция одного из партнеров и достигается согласованность.

Все эти теории звучат по-разному, но, по сути, объясняют одно и то же. Поэтому можно проследить основоположную идею всех когнитивных теорий. Основная мысль, которую преследуют ученые в своих теориях обозначает то, что когнитивная сторона личности не может быть дисгармоничной, или несбалансированной, если так и есть, то сразу появляется тенденция каким-то способом внести изменения, чтобы исправить это состояние и возобновить внутренний баланс когнитивной системы.

Конгруэнтность это в психологии

В психологии конгруэнтность означает соответствие внешних проявлений внутренним чувствам личности.

Конгруэнтность это в психологии поведение человека, которое выражает его внутреннее эмоциональное состояние и влечения, несет переживания целостности, прилива сильной энергии, ощущения комфорта. Это проявляется невербальными реакциями: согласованности действий и мимики, слов и интонаций, движений и их соответствия к ситуации.

Конгруэнтность в психологии, как термин был введен психологом Карлом Роджерсом в его личностно-ориентированной психотерапии.

Конгруэнтность в трактовке К. Роджерса представляет собой соответствие идеального «Я» человека, и согласованность «Я» и переживания в жизни личности и также описывает ее, как динамическое состояние психолога, структурные элементы психики (установки, чувства, переживания, эмоции) и опыт жизни которого могут свободно и адекватно высвобождаться в отношениях с клиентом. И в отличие от чувства эмпатии личность переживает, собственные чувства и открывает их, показывая другим абсолютно искренне.

В теории Роджерса конгруэнтность совершенно другая, чем в социологических теориях. Он лично определил термин конгруэнтности, в его трактовке, она представляет собой соответствие личностных переживаний и сознания, также сюда можно добавить и общение, то есть соответствие опыта, сознания вместе с общением, и так можно добавлять эмоции, чувства и другие категории человеческой жизнедеятельности, которые являются важными и могут соотноситься с опытом и сознанием.

Вместе с описанием своей теории Роджерс прилагает также наглядный пример для лучшего ее понимание. Например, человек в споре переживает явное раздражение и агрессию, что сразу же сказывается на его поведении и физиологических реакциях. Хотя сам говорит, что он спокоен и просто защищает свою точку зрения. Здесь отчетливо проявляется несоответствие чувств и самоощущений. Также очень простой пример: человек, пришел на вечеринку без компании, ни с кем не познакомился, соответственно ему было скучно весь вечер и он это прекрасно понимал, но прощаясь, с хозяином, говорил, что прекрасно провел время и совершенно не скучал. Это пример конгруэнтности между переживанием и уведомлением. Такая не конгруэнтность очень похожа на ложь. Но совершая такой поступок, человек как бы защищает себя от ненужных реакций.

Если человек очень часто действует подобным образом, говорит об одном, а думает о совершенно другом, то есть очень часто рассогласованный, не конгруэнтный, он ставит себя под угрозу серьезного расстройства в понимании самого себя, своих ощущений, желаний и мыслей, и потребует психотерапевтического воздействия для сохранения целостности. Этому человеку придется заново раскрывать себя, как он есть, обращать внимание на свои чувства и учить, как их распознавать и поступать в соответствии с ними. Полноценная здоровая личность всегда конгруэнтна, это говорит о ее психическом здоровье, адекватности восприятия себя и других людей. Конгруэнтный человек, даже если понимает, что например, его волнуют какие-то чувства по отношению к какому-то объекту, он всегда их покажет, или расскажет о них, если это будет по отношению к человеку, он постарается выйти на контакт и как-то поделится своими чувствами, чтобы разобраться, в чем причина его волнений.

Конгруэнтность должна быть качеством, неотъемлемым для людей в профессии, которые общаются с коллегами или клиентами. Когда учитель конгруэнтный, он открытый в отношениях с учениками. Он такой, каким есть в жизни и на него не влияют никакие факторы, которые делали бы из него рядового учителя, который только видит перед собой задание в том, чтобы сухо дать материал и на этом закончить. Конгруэнтный учитель восхищается успехами учеников, их знаниями, идеями, мыслями, и если ему тоже что-то не нравится в поведении учеников, он сразу скажет им об этом, не будет таить на них злобу, а четко даст понять, что он думает и как им следует себя вести. Он будет холодным, если так ощущает, и позитивным и теплым в отношении, если ему так хочется. Ему нет необходимости врать ученикам, поскольку ложь порождает новую ложь, и не хочет, чтобы они тоже ему лгали и обманывали. Он понимает свои чувства, и действия связанные с ними, ему нет необходимости проектировать их на учеников. Потому что он живой и интересный человек, желающий научить своих учеников быть такими же, а не безличное существо, запрограммированное на помещение знаний в головы ученикам, которые иногда совершенно не поддаются научению.

Такая конгруэнтность в психологии считается очень заманчивой, поскольку, из нее выходит, что человек может вести себя, как ему вздумается, говорить все, что захочется, проявлять холодность, игнорирование, открыто проявлять неприязнь, агрессию, потому что выход этих эмоций наружу, а не сокрытия их в себе, делает из человека психологически здоровую личность. Как бы не так. Если все люди вели себя так, как им хотелось и говорили все, что вздумается – мир был бы сущим хаосом. Но благодаря нормам и правилам социума, ценностной ориентации общества человек становится воспитанным, учится адекватно выражать свои эмоции и сдерживать в себе непозволительные чувства, иногда демонстрирует противоположные чувства, если есть необходимость скрывать истинные. Если личность умеет говорить, так как она думает, но при этом думает, что именно говорить, как правильно сообщить информацию так чтобы это не выходило за социально приемлемые рамки, она является полноценной и здоровой. Но бывают все-таки люди, которые не могут приспосабливаться к правилам общества, их поведение называется девиантным, то есть таким, которое отклоняется от норм социума.

Конгруэнтность дает человеку определенные преимущества. Человек, может позволить быть самим собой, быть непринужденным, проектировать самого себя, не позволять другим давить на себя. Конгруэнтный человек имеет здоровую эмоциональную систему, поскольку он дает эмоциям естественный и адекватный выход, благодаря этому человек чувствует себя хорошо, он расслабленный, и не напрягается по пустякам, не тратит энергию на то, чтобы придумать себе оправдания, объяснение своим поступкам. Конгруэнтный человек умеет грамотно, искренне и в нужном свете подать и выражать себя. Каждое действие у такого человека согласованно с его мыслями, эмоциями, переживаниями и жизнью, в которой все идет своим порядком.

Чтобы достичь конгруэнтности, необходимо, главное, быть честным с самим собой, своими переживаниями, эмоциями и искренне проявлять их в отношении к другим. В общении с другими не нужно предлагать чрезмерные усилия, что-то доказывать, лучше тратить эту энергию на улучшения самого себя, на самоусовершенствование. Нужно быть естественным настолько, насколько это, возможно, в рамках позволенного. В общении с другими людьми не нужно думать о тональности своего голоса, и как подстроиться под манеру чужого голоса. Нужно принять свое актуальное состояние полностью, не прятать свои искренние эмоции.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

контрольная работа

Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок любит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить, почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруэнтность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который, по-видимому, сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, — это примеры неконгруэнтности. Она определяется, как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруэнтность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруэнтность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруэнтность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруэнтности — кажущееся нежелание коммуницировать — обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруэнтность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае — как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруэнтности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруэнтности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна, чем признание того, что инконгруэнтность имеет место и требует исправления.

Инконгруэнтность проявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения», «Я не знаю, чего я хочу», «Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном». Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят. Рассмотрите такой случай: «Мать говорит мне, что я должен о ней заботиться, но я меньше всего могу это делать. Моя девушка говорит мне держаться своего, не давать провести себя. Мне кажется, что я хорош по отношению к матери, лучше, чем она того заслуживает. Иногда я ее ненавижу, иногда люблю. Иногда с ней хорошо быть, иногда она унижает меня».

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней — может вести к тревожности.

ТЕНДЕНЦИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. «Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость». Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который «свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруэнтность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации — не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе… Самость, например, — важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

«Я полагаю, …что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы». К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый — отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй — созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

«Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим — или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства — это нонсенс». К.Роджерс.

Заключение

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации. Для такого человека характерны высшие метапотребности: истина, добро, красота, мудрость, справедливость, любовь и т.д.

Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Литература

1.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.. «Дайджест». 1994г. — 425с.

2.Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ. М. 1984г.- 321с.

3.Роджерс К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М. 1986г.- 254с.

4.Л.Хьелл, Д. Зиглер “Теории личности”. М.; Инфра, 1998г.- 246с.

5.Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей “Теории личности”; «Феникс» 1999г.- 356с.

6.В.С.Лозница «Основы психологии и педагогики». Учебное пособие. Киев; КНЭУ. 2001г.- 288с.

Теория личности Роджерса

Теория личности Роджерса разворачивает определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Рождерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет делать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. У маленьких детей эта самооценка бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду — интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно исходя из самооценки, это поведение выражает истинную суть личности, его способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты его деятельности дают ему удовлетворение, повышают его статус в глазах других, и такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности.

Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который в своих книгах писал, как родители должны осуществлять уход за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.

Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Естественно, что такой путь развития не может быть позитивным и необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.

Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого, Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение. «Условие ценности» становится серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного Я человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Однако проблема не только в том, что, стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что он вытесняет и свои стремления, и свои страхи, и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится очень ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая мало соответствует реальности. Эта неадекватность хотя и не осознается, но вызывает в человеке напряжение, приводящее к неврозу. Задача психотерапевта совместно с субъектом разрушить эту схему, помочь человеку осознать свое Я и перестроить свое общение с окружающими. Исследования, проводимые Роджерсом, доказывали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.

При этом Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка — это связанный образ, гештальт, который постоянно находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов и ситуаций для осознания, о котором пишет Роджерс, доказывает связь его теории не только с взглядами Маслоу, но и с концепцией гештальтпсихологии и идеей творческого Я повлиявшей на многие теории личности, созданные во второй половине XX в. При этом Роджерс не только говорит о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивает необходимость открытости человека для нового опыта. В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.

Открытия Роджерса связаны не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт не должен навязывать своего мнения пациенту, но должен подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил Роджерс вслед за Вертгеймером и Келером. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение. Эта терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или, в групповой терапии, как встреча нескольких клиентов и терапевта. Этот подход позволил Роджерсу создать так называемые энкаунтер-группы, или группы встречи, которые являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психотерапии и обучения.

Что такое конгруэнтность?

Конгруэнтность является центральным термином в клиент-центрированной психотерапии, разработанным К.Роджерсом в 1961 г.

Раскрывая это термин, К.Роджерс пишет так: «конгруэнтный» я обычно обозначаю определенный способ самопрезентации. Под этим я понимаю следующее: какие бы чувства или установки я ни переживал, они должны пройти через мое сознание. В этот момент я являюсь целостным, или интегрированным, человеком и, таким образом, действительно могу быть тем, кем на самом деле являюсь. Это такая реальность, которую, согласно моему опыту, другие люди воспринимают как достоверную» (Rogers, 1961, ),(Г.Литаер).

Термин «конгруэнтность» введён Карлом Роджерсом:

может употребляться и в расширенном смысле, обозначая согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческих проявлений). Если человек в высокой степени конгруэнтен, ясно, что все его сообщения обязательно будут включены в контекст его личного восприятия. (Роджерс, 1994) В теории К. Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен. (Холл, Линдсей)

Конгруэнтность «применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь. Более общее понимание конгруэнтности: состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя единую цель. Например, если личность чувствует, думает, говорит и делает одно и то же, в этот момент времени такую личность можно назвать «конгруэнтной» (Энциклопедия).

Такая согласованность является значимой, когда мысли, чувства и действия человека в процессе выздоровления, гармонизации межличностных отношений не конфликтуют друг с другом.

Другими словами, конгруэнтность подразумевает бытие самим собой, в первую очередь – открытость терапевта своим переживаниям, даже в случае, если они не являются идеальными для терапии. В этом условии Роджерс не имеет в виду конгруэнтность как постоянное свойство личности терапевта, проявляемое во всех аспектах его жизни. Достаточно, чтобы терапевт был конгруэнтен в течение терапевтического часа (Некрылова, 2012).

Неконгруэнтность – один из основных теоретических конструктов, разработанных Роджерсом, подразумевает расхождение между текущим организмическим опытом и Я-концепцией клиента. Другими словами, неконгруэнтность проявляется как противоречие между реальным переживанием и тем, как человек себя воспринимает. Не осознавая свою неконгруэнтность, человек подвержен тревогам и расстройствам, может быть крайне уязвимым в ситуациях, где отрицание неконгруэнтности становится невозможным.

Состояние неконгруэнтности может быть осознанным (страх) или неосознанным (размытая тревога, общее напряжение). Психотерапия показана, если клиент, по крайней мере, смутно догадывается о своей неконгруэнтности (Некрылова, 2012).

В практической психологии, конгруэнтность — согласованность тех или иных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.

В этом смысле говорят о конгруэнтности (или неконгруэнтности) вербальной или невербальной информации, конгруэнтности его слов и его дел, конгруэнтности его состояния и того, что он показывает окружающим, соответствия его жизненных ценностей и того, как человек живет в реальности. У человека все спокойно внутри, он спокоен внешне — налицо конгруэнтность. У человека не расходятся его слова и дела — это конгруэнтность. Соответствие того, что говорится, и того как говорится — это конгруэнтность (http://www.psychologos.ru/articles/view/kongruentnost).

О правильном обозначении опыта человека и роли конгруэнтности пишет Джендлин Ю.Т.:

конгруэнтность, или подлинность, также означает необходимость правильной символизации человеком его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту. При этом важно быть открытым опыту, осознавать его без искажений. (Джендлин,2009)

Например, если рассматривать ситуацию болезни, то правильная символизация опыта позволяет точно отслеживать актуальное самочувствие и во время оказывать необходимую помощь в случае рецидива заболевания: обращение в поликлинику, стационар, проведение необходимых обследований, реанимационных мероприятий. Точное восприятие ситуации важно не только для больного, но и для его родственников в целях оказания медицинской помощи.

У конгруэнтной личности снижается риск развития психосоматических заболеваний, невротических и пограничных расстройств.

Многие люди отказываются от общения, «кажущееся нежелание общаться обычно является следствием недостатка самоконтроля и отсутствия самосознания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Возможны также случаи, когда человек не вполне понимает, о чем его спрашивают» (Колпащикова,2012).

Поэтому в формировании конгруэнтности важно общение, искренность и выражение своих чувств. Важна также конгруэнтость по отношению к самому себе. Конгруэнтность бывает трудно реализовать в повседневном общении с близкими, в профессиональном общении. В современном мире люди многое привыкли скрывать, но формирование конгруэнтности в близких межличностных отношениях и в психотерапии несомненно приводит к внутренней свободе, а значит позволяет ощущать комфорт и успешность в отношениях.

4.4. Понятие конгруэнтности личности в теории к. Роджерса

Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивидалишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально (см.Хрестомат. 4.3).

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера — восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

  • Оно раскрывается через следующие три принципа:

    • 1) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

    • 2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

    • 3) люди по природе добры и стремятся к совершенству.

В психологическом смысле реальность — это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими. Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют. Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализациизаложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Я — символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.39).

В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт. Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

  • Я-концепция характеризуется:

    • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

    • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

    • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием

соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

    • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

    • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

    • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

    • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней. В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». «Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С.31). «Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности» (Там же. С. 35). Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента — любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы. Эмпатия — ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание — переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие — переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. «Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. С. 55). Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. «Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения» (Там же. С. 56).

К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше. Именно поэтому большинство терапевтов пытаются заставить клиента видеть вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному руководству, манипулируют мыслями, чувствами, поступками, чтобы привести клиента к тому, как он должен мыслить, чувствовать, поступать.

Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла.

Конкретно в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее. В чем состоит это изменение? В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я («Какой я есть в моих представлениях и поступках») и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.

Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Если индивид испытывает безусловное положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид будет полностью функционирующей персоной, будет открыт своему опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтнаопыту, будетгештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта. Большое место в психотерапии отводится не когнитивнымструктурам, а эмоциям и аффектам.

  • Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:

    • используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

    • необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;

    • отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

    • кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

    • независимость, автономность клиента от терапевта;

    • результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

    • подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальныйпроцесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

Теории личности Роджерса и Маслоу

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теория личности К. Роджерса

Основные представления теории Роджерса заключаются в том, что люди используют свой опыт, проявляющийся в деятельности, в отношениях с другими людьми для определения себя, для представления о самих себе. Роджерс пользуется определенными понятиями, которые составляют некую систему координат, в которой люди могут создавать и изменять свои представления о самих себе.

1. Поле опыта — включает в себя события, восприятия, ощущения, воздействия, которые человек может и не осознает, но мог бы осознать при флкусировке внимания на них (можно сравнить с предсознанием по Фрейду). Это частный мир в котором живет человек, уникальный для каждого. Этот мир может соответствовать наблюдаемой объективной реальности, а может и нет. Грубо говоря, это субъективное, отражение реального мира. Личная карта реальности человека, по которой он живет. Таким образом, человек направляет свое внимание в первую очередь на свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено для человека психологически и биологически. Таким образом, человек мы направляем свое внимание в первую очередь на то, что есть в нашем опыте, опасность или безопасное и приятное, нежели на все стимулы окружающего. То есть через призму своего опыта, своего поля опыта.

2. Самость — находится в поле опыта, является представлением о самом себе. Это представление основано на прошлом опыте, на настоящем и ожиданиях будущего. Самость меняется во времени, то есть если посмотреть в данный момент на нее, это устойчивая завершенная конструкция в настоящем времени, но в процессе деятельности она меняется.

3. Идеальная самость — это идеальное представление самого себя, какое хотел бы иметь индивид. Это постоянно изменяющаяся структура. То насколько идеальная самость отличается от самости является степенью дискомфорта, напряжения, неудовлетворения. Несоответствие образа идеальной самости реальному поведению является одним из препятствий на пути к личному росту.

Например: студент хорошо учился в школе, и всегда был лучшим в колледже, но тут он получает плохую отметку и уходит из колледжа. Так как его образ идеального себя, как всегда лучшего ученика не совпадает с реальностью и оказался под угрозой. И он уходит, чтобы быть лучшим в другом месте. Например, на работе.

4. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Когда то что человек выражает, то что происходит в его поле опыта, то что он замечает (сознает) более менее одинаково называется конгруэнтность. Например, у маленьких детей высокая конгруэнтность, когда он голоден они выражают чувству всем своим существом, когда он голоден, он голоден прямо сейчас! Дети полностью выражают свои эмоции, когда он любит или когда, он злится. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, поэтому они так быстро переходят от одного состояния в другое. Полное выражение чувств позволяет быстро завершить ситуацию, а не нести с собой невыраженные эмоции прошлого опыта.

Соответственно неконгруэнтность означает различие между тем, что происходит в поле опыта человека, тем, что он выражает и сознает. Например, человек говорит, что он спокоен и совершенно не сердится, но при этом у него сжаты кулаки, повышена интонация голоса. Люди говорят, что они прекрасно проводят время, но они скучают и им нездоровится. Неконгруэнтность бывает, когда человек не сознает что он делает, как влияют его поступки, мысли и чувства на других людей и него самого. И человек когда не выражает то, что на самом деле чувствует, такое поведение часто воспринимается как лживость, нечестность и неискренность.

5. Тенденция к самоактуализации — стремление к большей конгруэнтности. Стремление выражать и задействовать все способности организма, настолько насколько это усиливает организм или самость. Так зерно стремится стать деревом, как растение стремится быть здоровым. Это заложено у людей биологически, становится целостным, полным, самоактуализированным человеком. Это доминирующий мотив в человеке, если он не искалечен неконгруэнтностью и прошлыми событиями. Мотив этот легко притупляется, искажается и подавляется.

Препятствия самоактуализации.

Препятствия к росту возникают в детстве. Мотивы, которые преобладают в детстве могут препятствовать развитию позже. Как только ребенок начинает себя осознавать в нем развивается потребность в любви и позитивном внимании. Эта потребность универсальна и постоянна в человеке и для всех людей. Так как дети не отличают свои действия от себя, они воспринимаю одобрение или неодобрение, как одобрение или неодобрение в целом. Так как любовь важна, ребенок начинает руководствоваться в своем поведение привлечением любви, независимо от того, является ли это для него здоровым. Дети могут действовать против собственных интересов, могут иметь представление о самом себе как о созданных для удовлетворения других. Такое может не развится, в случае если ребенок чувства ребенка всегда принимаемы.

Отрицание самостью (представлением о себе) поведения или отношения называется условием ценности. Когда опыт себя избегается (или наоборот ищется) потому что он заслуживает или не заслуживает одобрения. Происходит искажение реалистичного сознавания себя. Человек начинает набирать отношения, действия состояния, которые по его мнению делают его ценным. Он считает что должен быть любим и уважаем каждым с кем соприкасается. То есть разрыв между самостью и представлением о самости.

Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Человек отрицает, какие то стороны себя, и продолжает искажать опыт. У человека растет внутреннее напряжение и усиливаются защитные механизмы. Это может приводить к хронической тревожности или даже психозу.

Отношения занимают центральное место у Роджерса, он считает, что человек может развиваться, полно функционировать, и быть в гармонии с собой и окружающим миров через отношения с другими людьми. Потому то в отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные потребности организма.

2. Теория личности Маслоу

конгруэнтность личность маслоу роджерс

Подход Маслоу отличается тем, что он считает человека от рождения, от природы гармоничным и здоровым. Нельзя исследовать людей в общей массе, т.к. если здорового человека поместить в общество больных людей и калек, то он не сможет развиваться, как если бы попал первоначально в нормальные условия. И исследует только здоровых людей, выбирая их по 2 критериям:

1. Люди без неврозов и других значительных личностных проблем.

2. Люди, которые наилучшим образом использовали свои таланты и другие способности.

Самоактуализированные люди все вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов.

Характеристики самоактуализирующихся людей по Маслоу:

1. Более эффективное восприятие реальности, более комфортные отношения с ней.

2. Принятие себя, других, природы

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче, в отличии от центрированности на себе.

5. Некоторая отъединенность, потребность в уединении

6. Автономия, независимость от культуры и среды

7. Постоянная свежесть оценки

8. Мистичность и опыт высших состояний

9. Чувство сопричастности, единения с другими

10. Более глубокие межличностные отношения

11. Демократическая структура характера

12. Различение средств и целей, добра и зла

13. Философское, невраждебное чувство юмора

14. Самоактуализирующееся творчество

15. Сопротивление аккультурации,

Самоактуализация это не отсутствие проблем, а движение от преходящих, нереальных проблем, к проблемам реальным. Он не говорил о том, чтоэто совершенные люди. Нет, им также было свойственно тревога, раздражение, злость и т.д. Имея сильную приверженность своему делу и ценностям, они могли центрироваться на них, делать их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, вытесняя другие потребности и чувства, доводя свою независимость до степени шокирующей других людей.

Человек имеет 8 путей, с помощью которых он может самоактуализироваться.

1. Переживать происходящее вокруг с полным осознанием и впитыванием, с полной концентрацией. (обычно люди мало вовлечены, например при даче показаний свидетельских разных людей, показания обычно расходятся)

2. Жизнь это процесс выборов, при выборе всегда выбирать в пользу роста, не боясь рисковать неизвестности.

3. Акутализироваться, становится реальным, существовать реально, а не потенциально. То есть сонастроится со своей собственной внутренней природой. (Это значит решать для себя что тебе нравится, а что нет, независимо от суждений других и оценок людей)

4. Честность и принятие ответственности за свой действия. И искать ответы внутри себя, а не удовлетворять своими ответами других людей, позировать и т.д.

5. Благодаря первым 5 шагам научится лучшему жизненному выбору

6. Постоянный процесс развития своих способностей и возможностей. Работать ради того, что ты можешь хорошо делать, то что ты хочешь делать.

7. Пик переживания

8. Обнаружение своих защит и работа отказа от них. Чтобы осознавать насколько искажается мир из за механизмов защиты: проекций, репрессий и т.д.

Неврозы и психологическую неприспособленность Маслоу считает, как невозможность удовлетворения фундаментальных потребностей.

Потребность в самоактуализации (развитии способностей)

Потребность в уважении (самоуважение, признание)

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

Потребность в безопасности (стабильность, порядок)

Физиологические потребности (пища, вода, сон и пр)

Таким образом, высшая природа человека опирается на его низшие потребности, которые являются опорой.

Размещено на Allbest.ru

Конгруэнтность в понимании Роджерса

Для определения конгруэнтности используются такие слова подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность является наиболее важным условием отношений. Консультанты должны воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, «жить этими чувствами и сообщать о них, если это требуется» (Rogers, 1962, р. 417). Консультантам следует поддерживать прямой контакт («человек — человек») с клиентами. Кроме того, консультанты должны избегать интеллектуального подхода, который характеризуется тем, что с клиентами обращаются как с объектами. Конгруэнтные консультанты не играют, разговаривая вежливо и используя профессиональные маски.

Роджерс признавал, что никто не бывает полностью конгруэнтным постоянно. Общение с несовершенными людьми может принести большую пользу клиентам. Консультантам достаточно в специфические моменты при непосредственном общении с определенными людьми быть полностью самими собой, при этом опыт консультантов должен точно символизироваться в их Я-концепциях.

Утверждение, что консультанты должны быть конгруэнтными, не означает, что консультантам следует «импульсивно выражать словами каждое промелькнувшее чувство…» (Rogers, 1962, р. 418). Это утверждение также не означает, что консультанты должны проводить занятия скорее в консультант-центрированной, чем в клиент-центрированной форме. Однако конгруэнтность подразумевает, что консультант не боится разделить чувства своего клиента или дать ему обратную связь, которая могла бы улучшить их отношения, если консультант выражает свои чувства искренне. Можно привести следующий пример. Некоторые консультанты склонны скорее делиться своим опытом усталости, нежели скрывать его. Такая открытость способствует восстановлению энергетического потенциала консультанта и позволяет клиенту видеть, что он имеет дело с реальным человеком. Здесь будет уместно привести и другой пример. Роджерс полагал, что если консультант постоянно испытывает скуку при общении с клиентом, то он обязан рассказать об этом клиенту. Консультанту следует признать, что источник чувства скуки в нем самом, а не прибегать к обличительным утверждениям. Также консультанту следовало бы рассказать, что он испытывает дискомфорт от того, что сообщает клиенту о данном чувстве, и заявить, что он хотел бы установить более тесный контакт с клиентом. Роджерс стремился преодолевать барьер между собой и клиентом, выступая в роли реального, несовершенного человека, разделяющего подлинные чувства клиента. Роджерс надеялся, что это поможет клиенту говорить искреннее.

Другое представление о конгруэнтности можно получить, вникнув в суть того, что Роджерс говорит относительно концепции присутствия. В процессе консультирования и консультанты, и клиенты могут достигать измененного состояния сознания, которое характеризуется возникновением у человека ощущения, что он входит в соприкосновение с основным эволюционным потоком и осознает его значение (Heppner, Rogers, Lee, 1984; Rogers, 1980). Специалист, занимающийся консультированием, имеет дело с двумя планами — мистическим и духовным. Роджерс полагал, что как консультант он работал эффективнее всего тогда, когда был ближе всего к своему внутреннему интуитивному «Я» и «когда, возможно, мое сознание было слегка изменено. Тогда одно мое присутствие способствует освобождению клиента и является полезным для него» (Rogers, 1980, р. 129). Когда человек находится в таком состоянии, его поведение, которое могло бы в другой ситуации показаться странным, импульсивным и с трудом оправдываемым с рациональной точки зрения, оказывается правильным. Роджерс пишет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии» (Rogers, 1980, р. 129).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *