Кризис в психологии

Понятие кризиса в психологии

Определение 1

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

  • внутреннюю,
  • внешнюю.

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

Экономический кризис

Основная статья: Экономический кризис

Экономический кризис проявляется в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. В построенной на конкуренции экономике посредством кризиса происходит массовая селекция эффективных собственников. Кризис может обновить идеологические, политические условия, элиты и др.

Кризисом можно назвать ситуацию, когда:

  • в результате функционирования имеет место ущерб;
  • невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
  • неотлагательно требуется принятие решения;
  • появляется шанс на обновление.

Финансовый кризис

Основная статья: Финансовый кризис

К резкому падению курсов финансовых активов зачастую приводит «перегрев экономики» — ситуация, когда рост фиктивного капитала значительно опережает рост капитала реального. Переоценка стратегий сбережения и связанный с нею кризис ликвидности происходит лавинообразно, вынуждая прибегать к санации в масштабах всей экономики.

Энергетический кризис

Основная статья: Энергетический кризис

Ограниченность ресурсов, повышение технологической сложности разработки новых месторождений, рост рисков вызывают повышение цен на топливо и энергию. «Проклятие ресурсов» в связи с отрицательным эффектом масштаба при добыче полезных ископаемых вызывает крайне негативные последствия при резком падении цен на основные статьи экспорта стран-«сырьевых придатков».

> Социально-демографический кризис Основная статья: Демографический кризис

Вымирание вследствие недостаточного воспроизводства может быть вызвано многими факторами.

Примечания

  1. Клиническая психология. Словарь Архивная копия от 1 марта 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  2. «Кризис» в словарях русского языка — Яндекс.Словари Архивная копия от 1 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  3. Кризис. — Словарь по общественным наукам — Яндекс.Словари Архивная копия от 11 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  4. Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы)
  5. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление — М.: ИП Глущенко В. В., 2008, ст. 88.
  6. Сидорина Т. Ю. «Философия кризиса»

> Социально-демографический кризис Основная статья: Демографический кризис

Вымирание вследствие недостаточного воспроизводства может быть вызвано многими факторами.

> Экологический кризис Основная статья: Экологический кризис

Потеря гомеостаза значительной частью экосистемы. Ведёт к исчезновению отдельных видов. Может иметь антропогенную природу.

> См. также

  • Спутниковый кризис
  • Теория катастроф
  1. Клиническая психология. Словарь Архивная копия от 1 марта 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  2. «Кризис» в словарях русского языка — Яндекс.Словари Архивная копия от 1 февраля 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  3. Кризис. — Словарь по общественным наукам — Яндекс.Словари Архивная копия от 11 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  4. Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы)
  5. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление — М.: ИП Глущенко В. В., 2008, ст. 88.
  6. Сидорина Т. Ю. «Философия кризиса»

1. Понятие кризиса в психологии
Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» .
В психологии понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент развития. При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта . Кризис является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризис требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с не-возможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (моти-вов, стремлений, ценностей). Таким образом, психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами .
По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития .
По мере того, как понятие кризиса все более интегрируются в практику социальной и психологической работы, становится очевидно, что термин «кризис» употребляется в двух смыслах:
1) закономерные кризисы, которые являются эволюционными этапами онтогенеза (к ним относятся возрастные кризисы);
2) вероятностные кризисы, которые могут возникать в результате та-кие неожиданных, непредсказуемых, внезапных событий, как смерть близкого человека, потеря значимого статуса, развод, насилие, катастрофа и др. Эти кризисы также называют ситуационными.
В связи с этим в современной психологии используются понятия «возрастной кризис» и «критическое состояние», которые принято разли-чать.
Возрастные кризисы (или критические периоды) являются закономерным явлением психического развития. «Критические периоды, – писал Л.С. Выготский, – перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем» .
Из возрастных кризисов наиболее разработаны кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями.
Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы. И хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими у некоторых людей приводит к недостатку обычных защитных механизмов. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.
Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Эта дезинтеграция может иметь позитивный или негативный исход.
Позитивной дезинтеграция является тогда, когда кризис является не-ким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Дан-ный вид дезинтеграции отличают преобладание конструктивности личности, повышение адаптивности и общей витальности, а также увеличение творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можно отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности. Такие кризисы – это не просто способ переведения личности в новое качество более полноценного социального индивида, а нечто большее. Они приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовного пространства культуры, к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преоб-ражением индивида. Успешное разрешение кризисного состояния сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса. Позитивная дезинтеграция происходит тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности для преодоления ис-пытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.
Негативная дезинтеграция сопровождается деструктивными измене-ниями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарностью и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.
2. Особенности возрастных кризисов
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического раз-вития человека. Каждый возраст в человеческой жизни характеризуются определенными особенностями психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития – периодов жизненных трансформаций и переломных моментов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий .

10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности

Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.

Существуют 4 основных признака психологического кризиса: изменение отношения к другим появление дистанцированности, потеря безопасности и опоры в жизни, изменение чувства времени время бежит, жизнь проходит мимо, а я не успеваю жить и ощущение физического спада. Кроме основных признаков есть ещё и побочные — депрессия, недовольство своей жизнью, потеря работы или смысла жизни, утрата близких отношений и т.д.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив, низкая самооценка.

Причинами кризисов могут быть такие психотравмирующие ситуации как:

• Смерть близкого человека

• Расставание с родителями, с семьей

• Возрастные кризисы

• Резкая смена профессии или уход на пенсию

• Тяжелые заболевания

• Понижение или повышение социального статуса

• Женитьба, замужество, рождение детей

• Переживание ситуации насилия

Виды психологических кризисов.

Первый тип кризиса — кризис удовольствия. Связан он с невозможностью получить желаемое удовлетворение и состоит в отбрасывании всего негативного, в уходе из реальности. Включаются механизмы психологической защиты, и человек как бы замирает, впадает в летаргический сон. Так психика защищается от непосильных переживаний. Выход из этого кризиса — в межличностных отношениях, в общении, в эмоционально теплой атмосфере, в новых знакомствах, смене круга общения.

Второй тип кризиса — фрустрация — возникает в том случае, если нет средств для удовлетворения сильной потребности. При этом для преодоления внешнего препятствия человек выбирает некие формы поведения и идет к желанной цели. Выход из кризиса — поиск новых поведенческих форм, возможно — пересмотр цели и отказ от нее.

Третий тип кризиса — ценностный, в его основе — борьба мотивов. Человек включен в многообразные отношения, реализуемые разными видами деятельности, каждая из которых имеет свои мотивы. Борьба отношений выступает как борьба мотивов. Выбор мотива связан с системой ценностей данной личности.

Четвертый тип кризиса — целостный кризис, или кризис воли и творческого процесса. В структуре сознания человека выделяются теоретическая и практическая составляющие. Теоретическое сознание — это полет нашей творческой мысли, в нем работают ценности и мотивы. Практическое сознание переводит на практический язык, ставит на реальную основу планы теоретического сознания.

11. Принципы и методы кризисного вмешательства

К. в. представляет собой относительно новую дисциплину, осн. задачей к-рой является оказание временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психол. и физ. травмы. Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом супругой, попытка самоубийства, семейные конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом — все это может стать источником мощного и необычного стресса в жизни чел.

Принципы:

Безотлагательность

Действия специалиста по К. в. должны быть направлены на снижение уровня кризиса с первых минут встречи с пострадавшим. Действовать надо немедленно! Со временем кризис усугубляется и потребуется более длительный срок, прежде чем станут заметны рез-ты вмешательства.

Контроль

Жертвы кризиса часто плохо контролируют себя и ситуацию, в к-рой оказались. Именно поэтому, а тж в целях безопасности специалист по К. в. должен взять на себя контроль ситуации и поведения жертв кризиса. Это следует делать быстро и до тех пор, пока будет сохраняться необходимость.

Иногда это занимает всего неск. мгновений, а иногда длится долго. В случае, если жертве кризиса не будет оказана своевременная поддержка, это может привести к тяжелым расстройствам. Способы овладения ситуацией и поддержания контроля зависят от конкретных обстоятельств и творческого потенциала специалиста по К. в. Его внешний облик, рассаживание клиентов, необычные вопросы, изменение интонации, свист или др. резкий звук, работа в паре с др. специалистом, даже особая манера вести себя — все это помогает контролировать ситуацию. Без должного контроля практически невозможно оказать действенную помощь жертвам, да и сам специалист по К. в. может оказаться в опасности.

Оценка

Почему жертва оказалась в критической ситуации именно в это время Какие обстоятельства способствовали кризису Какие попытки предпринимала жертва или ее окружение для разрешения стрессовой ситуации Специалист по К. в. должен быстро и точно оценить ситуацию, учитывая личностные особенности пострадавших для того, чтобы разработать эффективные меры преодоления кризиса. Получаемая информ. должна быть макс. точной и иметь практ. значимость. Следует концентрироваться лишь на недавних событиях.

План действий

Действия специалиста по К. в. могут помочь жертве, но могут и причинить вред. Следовательно, план вмешательства должен быть тщательно продуман. Наиболее значительных и устойчивых рез-тов можно достичь лишь в том случае, когда специалисту по К. в. удается помочь жертвам кризиса самим проработать свои проблемы. Задача специалиста заключается только в том, чтобы помочь жертве вернуться к докризисному уровню функционирования. Главное отличие К. в. от психотер. состоит в том, что К. в. призвано помочь взять проблему под контроль, а не разрешить ее. Эффективное К. в. значительно повышает вероятность успешного разрешения проблем в будущем.

Предоставление справочной информации и направление к специалистам

Крайне важно при необходимости своевременно направить жертву к соотв. специалистам или в общественные орг-ции для получения дополнительной помощи, что, к сожалению, делается далеко не всегда. Известно много случаев, когда по этой причине в целом вполне квалифицированное К. в. потерпело неудачу. Получение жертвой адекватной дополнительной помощи возможно лишь при условии тщательного планирования и хорошего знания специалистом всех возможных ресурсов. Собрав соотв. сведения еще до начала К. в., специалист сможет предоставить жертве исчерпывающую информ. по данному вопросу.

Последующее наблюдение

Действенность К. в. обеспечивается по-разному, в т. ч. путем диспансерного наблюдения за бывшей жертвой кризиса. С помощью телефонного звонка удается выявить новые проблемы, напр. отсутствие транспорта и невозможность добраться до рекомендованного агентства по оказанию помощи или к.-л. иные трудности, устранив к-рые специалист закрепляет рез-ты своей работы по К. в.

Кризисное вмешательство методы:

1. Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы.

2. Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения психологического кризиса.

3. Коррекция неадаптивных установок.

4. Активизация установки на разрешение кризисной ситуации.

Глава 1. кризис В ПСИХОЛОГИИ

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки1 все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории и прежде всего недостаточность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике.

В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии «…и является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII — начале XIX века» . Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. 1 Раздел V, глава 2 и 3 настоящего издания. 2 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.— М, 1960. С. 474. Кроме этого, о кризисе см.: Анцыферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. Ч. 2. М., 1974; Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.— М., 1959; его же. Проблемы общей психологии.— М., 1973; Гальперин П.Я. Введение в психологию. 1976; Buhler К. Die Kriese der Psychologie. 1 Aufe Berlin, 1927. 315 В связи с различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и отечественной психологической науке целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых Первая мировая война 1914— 1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений XX в. Писатель и гуманист С. Цвейг в своей книге «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» художественно и вместе с тем точно изобразил войну как катастрофу, которую невозможно согласовать с разумом и справедливостью. Он назвал ее порой «массового духовного помешательства»1, раскрыл губительные последствия разбуженной ею в людях ненависти, жестокости, слепого национализма. Углубление и обострение в обществе противоречий, которые являются результатом господства монополий и финансовой олигархии, привели к образованию массовых политических движений, течений и партий, к обострению борьбы между разными общественными группами и классами и прежде всего между буржуазией и рабочим классом. Вместе с этим происходит процесс превращения буржуазии из прогрессивного класса в консервативный и даже реакционный. Естественно, что это обстоятельство нашло свое отражение в больших изменениях буржуазной идеологии. Вскоре после окончания Первой мировой войны как продукта перерождения буржуазной демократии и реакции на социалистическую революцию 1917 г. в России и революционный подъем в ряде евро- 1 Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Воспоминания европейца.— М., 1987. С. 318; см. также Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Филос. науки.— 1989. С. 114-126. 316 пейских стран складывается фашизм. Литературу и искусство затопляют многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних «добропорядочных» нормах буржуазной морали, проповедь волюнтаристских взглядов на общество и историю приводили к ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные ценности, выливались в проповедь господства «природного» биологического начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установления нормальных человеческих отношений. В философии наиболее распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Продолжалось влияние волюнтаристских идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. По оценке Дж. Бернала, «в результате социальных затруднений в конце XIX века стал воскрешаться антиинтеллектуализм, нашедший свое выражение в философских теориях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция стали расцениваться как нечто более важное, чем разум… Разум отвергается как устаревшее понятие…»!. Эти направления оказали существенное влияние на психологию. Многие психологи последовали за философией Маха. В конце XIX — начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский говорил о взрыве научного творчества в этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки в корне меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого»2. Новейшая революция в естествознании в конце 12 Бернал Дж. Наука и общество.— М., 1953. С. 119. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки.— М., 1981. С. 235. 317 XIX — начале XX в. охватила область физико-химических наук. Открытие электронной структуры материи, изменения представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об «исчезновении материи», неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие периоды. В действительности то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствуют о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии одновременно с ростом физико-хими-ческих наук привели к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. В.И. Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса. Вот в такой ситуации в области философии и науки психология в начале 10-х годов XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития науки. Преобразование представлений о природе и развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов к различным областям науки и практики — медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследова- 318 ний в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшихся до этого бесспорными. Эти выступления были свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеалистическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII —XIX вв. Характерно, что каждое из новых направлений выступало по преимуществу против какого-либо одного из ее аспектов. Так, Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению. Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии с идеями о социальной природе человеческой психики и о ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Другую интерпретацию эти идеи (о зависимости психики от общества) нашли в духовно-научной психологии В. Дильтея и затем Э. Шпрангера. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология — большое течение, имеющее ряд вариантов (описательная психология 319 тоже разделяла идеи целостности душевной жизни). Особенно плодотворное влияние имела берлинская школа гештальтпсихологии. Ее выдающиеся представители М.Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин «…создали учение о мышлении и восприятии, основанное на большом количестве конкретных фактов»1, разработали основы экспериментального подхода к проблемам аффектов, воли, потребностей. Общую характеристику разных направлений периода кризиса дал Л. С. Выготский. Прослеживая судьбу каждого из них, он показал, что «…в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое открытие… Мы имеем дело с новым фактическим материалом, который приносится в психологию каждым новым направлением»2. Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, как писал Л. С. Выготский, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на значение универсальной концепции и мировоззрения. Однако — и это стало историческим фактом — выполнение роли общепсихологической теории оказывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал следующий этап, когда они были вынуждены — за счет чистоты своей концепции — ассимилировать идеи других направлений. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда основоположников в США (середина 30-х гг.) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление. Психоанализ претерпел преобразования в ряде неофрейдистских теорий. Процессу распада этих направлений способствовала их взаимная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них (абсолютизация частных наблюдений, недостаточность экспериментов, неадекватная теоретическая интерпретация их результатов). 1 Выготский Л.С. Современные течения в психологии // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.— М., 1960. С. 479. 2 Там же. С. 461. 320 Такова судьба направлений, возникших в период открытого кризиса в психологии. Общий итог этому периоду подвел Л. С. Выготский. «Беря все направления,— писал он,— в их исторических границах, во всем том, что они были призваны сделать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти направления ставят своей задачей. Очевидно, круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из самой природы того методологического основания, на котором развивается психология на Западе; поэтому внутри себя он не имеет разрешения. Даже те попытки, которые исходят из идеи разрешения кризиса и преодоления тех тупиков, к которым он привел, на самом деле не преодолевают тех трудностей, к которым привели психологию механицизм и витализм. И если бы им представилась возможность в течение 10 лет вести разумное исследование, то через 10 лет оно снова привело бы в тупик уже на более высоком фактическом основании, под другим названием, тупик, который будет переживаться неизмеримо трагичнее и острее, поскольку он будет иметь место на более высокой ступени науки, где все столкновения и противоречия оказываются более острыми и неразрешимыми»1. Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко связаны между собой. Все они исходили из старого понимания сознания. Оно и было той общей основой, которая заключается, в конечном счете, «…в отрыве сознания от практической деятельности, в которой преобразуется предметный мир и формируется само сознание в его предметно-смысловом содержании; именно отсюда проистекает, с одной стороны, отчуждение этого содержания как «духа» от материального бытия человека, с другой, превращение деятельности в поведение, понимаемое как способ реагирования. Здесь в общем узле 1 Выготский Л.С. Развитие… С. 480 — 481. 321 сходятся нити, связующие психологию сознания и психологию поведения, психологию поведения и психологию духа; у направлений, представляющихся самыми крайними антиподами, здесь обнаруживается общая основа. Здесь средоточие кризиса, и именно отсюда должно начаться его теоретическое преодоление»1. Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания — вот в чем состояла задача. Ее решение требовало новых методологических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии. Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса. 1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М., 1973. С. 90. 322

Период открытого кризиса в истории психологии

Временные границы данного этапа развития психологии — 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии — несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка предмета и метода психологии. Функционалистский подход подточил структурализм. Этот этап развития психологии был назван эпохой латентного (скрытого) кризиса. Когда сменилось поколение, и с ключевых постов ушли ученики Вундта, создалась ситуация равноправного существования школ, давших кардинально расходящиеся версии ответа на вопрос о предмете и методе Наличие особого предмета и метода позволяет выделять отдельную науку В начале 20 века возник та ситуация, когда параллельно существовало десяток наук психологии Учебники той поры назывались «современные психологии».

Главные психологические школы периода открытого кризиса

Бихевиоризм. Возник в США. Родоначальник — Джон Уотсон. В 1913 году вышла его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Предметом бихевиоризма он назвал изучение поведения объективным методом — экспериментом без допуска интроспекции, целью — служение практике; задачей — прогнозирование поведения и управление поведением «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный, специальный мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков». Контролируй воздействия (стимулы), и ты добьешься нужного поведения (реакции). Американское общество было взбудоражено призывом Уотсона создать идеальное общество на базе научно обоснованного управления поведением людей. Бихевиористы пытались найти законы, напрямую связывающие внешнюю ситуацию (стимулы) и поведение (реакции) безотносительно «внутренних» переменных (психики). Саму психику бихевиористы постепенно все больше подменяли моторными и телесными реакциями эмоции сводили к физиологическим сдвигам, мышление — к микродвижениям гортани, возникающим при внутренний речи и т. д. Главный интерес бихевиористов сконцентрировался на теории научения. Был открыт закон научения, выражавший идею плавного уменьшения ошибок от пробе к пробе с выходом на стабильный уровень ошибок Экспериментальные исследования бихевиористов преимущественно велись на животных. Сами бихевиорпсты считали, что это делается ради соблюдения требования строгой объективности — лабораторные опыты над животными позволяли наиболее скурпулезно отслеживать действие всех факторов. Критики бихевиоризма высказывали мнение, что только у животных (существ, имеющих примитивную психику) может обнаружиться прямая связь между стимулами и реакциями

Гештальтпсихология. Возникла в Германии Основатели: Макс Вертгеймер. Курт Кофка, Вольфганг Кёлер. Датой официального рождения считается 1912 год — момент опубликования первой статьи, где анализ феномена (иллюзии мнимого движения) позволил доказать, что сложное психическое явление не является объединением элементов. В их эксперименте элементы неподвижны, а итоговый образ двигается. Значит, образ не создается из элементов, он первичен Методологической платформой гештальтистов стало отрицание структуралистской идеи, что отражение элементов первично, а появление структуры, связывающие элементы в единое целое вторично. Начальным этапом отражения является появление структуры, целого, образа (по-немецки — «гештальта») — именно законы образования и трансформации гештальтов должны стать предметом психологии, методом психологии должен быть эксперимент с элементами интроспекции. Критикуя бихевиоризм, гештальтисты указывали, что научение те исследуют в искусственных условиях, мешающих динамике трансформации гештальтов. В опытах Кёлера, опровергающих схему научения бихевиористов, обезьяна, доставая банан, совершает ряд одинаково ошибочных проб; после чего сразу, без постепенного снижения числа ошибок, совершает правильные действия, сооружая из ящиков, разбросанных в клетке пирамиду. Здесь отсутствует плавная кривая научения, защищаемая бихевиористами, так как скачкообразно переформировалось психическое поле, образовав новый гештальт. Основные достижения гештальтистов были получены при изучения восприятия (феномены, связанные с предметностью, целостностью, обобщенностью; константностью образов восприятия).

Психоанализ. Создатель — Зигмунд Фрейд. (1900г «Психология сновидений», 1901г «Патопсихология обыденной жизни»). Предмет изучения — личности с точки зрения мотивации поведения, преимущественно обусловленного подсознательными процессами Метод — психоанализ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *