Кто такой лесовик?

Ле́ший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

О происхождении леших

Представления о происхождении леших размыты. Распространено мнение, что лешими становятся проклятые люди, умершие некрещёнными или обмененные нечистой силой дети. В народном христианстве лешие рассматривались как лесные черти — творения дьявола, или как не представленные богу адамовы дети.

Вологодский вариант легенды рассказывает о лешем как о порождении дьявола:

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

— Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

Белорусский вариант производит леших от «двенадцати пар детей» Адама и Евы. Когда Бог пришёл посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других «под дуб сховали». От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих — нечисть, которая не уступает им числом.

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает».

Внешние признаки

Облик лешего указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Как персонификация леса, он может принимать самые различные связанные с ним образы.Представление о нём синкретично: это одновременно и многоликий дух, и животное, и растение, и человек.

По некоторым поверьям рост лешего меняется в зависимости от окружающей его растительности: в лесу он вышиной с самые высокие деревья, а на поляне вровень с травой. Вместе с тем, леший может быть как выше, так и ниже леса по своей воле. Часто лешего представляли великаном, способным перешагивать реки. НаРусском Севере существовало представление, что лешие разделяются по размеру на лесовиков, боровиков и моховиков.

Леший может предстать фитоантропоморфным существом с перевесом признаков в ту или иную сторону в каждой реализации. Бывает, что это полностью растительный объект — дерево (почитаемые деревья — сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др.), куст, пень, лист, мох и т. п. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. С другой стороны, антропоморфность может доминировать, а связь с растительностью проявляться в значительных деталях: длинные всклокоченные зелёные волосы как ветви дерева или куста, лишайниковая борода, обросшая мхом одежда древесного цвета и структуры, обросшее мхом лицо, толстая как кора кожа. Наконец, растительные черты могут сокращаться до атрибутов: вплетённые в волосы лешачих зелёные веточки, дубина или батог в руках, зелёная борода и зелёные глаза. Ассоциацию с лесом дополняет способность лешего хлестать человека прутьями, шуметь, гудеть, трещать деревьями.

Леший может предстать и зооантропоморфным существом, опять таки с разной долей признаков. Это может быть животное, причём как дикое — медведь, волк, ворона, сорока и др., так и домашнее — собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др.. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёрта): чёрная шерсть по всему телу, небольшие, загнутые витком рожки (у царьков леших они золотые), копыта, длинные волосы на голове и длинная борода. Или это человек с признаками животного: волосатость, одежда из звериной шкуры, животные звуки, когти на руках и ногах, копыта, хвост, крылья, лошадиные узды и др.. Животное может сопровождать лешего: чёрная собачка, чёрный козлик.

Преобладает же антропоморфный образ лешего. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Часто леший предстаёт в виде родственника, соседа, знакомого, причём обман бывает раскрывается лишь по приходе домой, когда выясняется, что встреченный в это время был в совершенно другом месте, может принимать образ умершего человека. Распространено представление лешего как старичка с длинными седыми растрёпанными (или зачёсанными налево) волосами и длинной седой (иногда зелёной) бородой, зелёными глазами (или неестественно бледными, даже белыми, или свинцово-синими, или блестящими). Для человеческого образа лешего характерно стремление скрыть своё лицо, нежелание смотреть в глаза собеседнику, отсутствие бровей и ресниц, а иногда и ноздрей или правого уха, или одного глаза (или выпуклые глаза, или правый глаз всегда неподвижен и больше левого, или глаза больше человеческих), синяя кровь и, как следствие, синяя кожа (иногда синий цвет переносится на одежду), отсутствие тени, когда леший сидит он закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам, собранным П. Н. Рыбниковым, кровь лешего тёмная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным» («синий» в древности означал — «тёмный»). Белорусы считали, что у лешего сплющенное, ребром вперёд, длинное лицо, длинная клинообразная борода, один глаз и одна нога, причём пяткой вперёд.

Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он как правило не подпоясан: «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

Одет леший как обычный человек. Часто он предстаёт в форме лесника или солдата. Обычно же на нём сибирка, армяк, серый шерстяной домотканый кафтан, кожаная или меховая одежда. Но наиболее характерны для лешего белая одежда наподобие балахона или рясы, с широкими рукавами и также широкая и белая шляпа. По одним версиям он всегда подпоясан, а по другим — всегда без пояса. Типичная его обувь — лапти, иногда огромные; часто его застают за их плетением или ковырянием в них сидя на пне при свете луны. Иногда он в одежде не характерной для леса, например, в чёрном костюме. Левая пола его одежды запахнута на правую — как у женщин, при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь перепутана — одета не на те ноги. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки и др. В руках у лешего обычно кнут, батог, дубинка или кошёлка. Часто лешего видят голым.

Лешачиха также предстаёт в различных обличьях. Она может выглядеть как обыкновенная женщина, но в оборванной одежде и с распущенными волосами с вплетёнными в них зелёными веточками. Или как высокая дряхлая старуха, опёршаяся на палочку и качающаяся будто в дремоте. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.

Леший обладает огромной силой. Он может быть очень тяжёлым, настолько, что лошадь не в состоянии тащить телегу, на которую он сел; рука его также тяжела.Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть. Спереди и сзади идущего лешего сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. Ветер этот заметает следы лешего, поэтому, по одной из версий, их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы).

Образ жизни

Одни лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору.

Леших можно встретить по всему лесу. Но живут они в лесных трущобах, в сердце пущи. От посещаемых человеком мест, обиталище лешего защищено непроходимым лесом и валежником, незамерзающими даже зимой топями. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Туда приходят перед смертью лесные животные. Леший может жить также на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, изредка в тайной пещере и даже под землёй. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями и даже деревнями, подобными человеческим: дома леших покрыты кожей, их охраняют собаки, в хозяйстве содержится скот; есть истории о том, что у леших бывают воеводы и цари (в русских заговорах главу леших называли Мусаил-лес, а на Русском Севере — Честной Лес).

Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его. Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Леший распоряжается подвластными ему животными, как своим имуществом, например, он может проиграть их в карты другому лешему — это служило мистическим объяснением массовым миграциям зверей: белок, зайцев и др. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (в последнем случае леший может воплощаться белым волком — вожаком).

Лешему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров: завывания, треск деревьев, шум листьев — это леший свистит, хлопает в ладоши, хохочет, поёт, издаёт звуки животных. Леший часто повторяет сказанные человеком слова — подобно эху, которое в лесу считается откликом лешего. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зы́бочником (зыбка — люлька, колыбель). Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Валящие деревья и срывающие крыши ураганные ветра в некоторых регионах связывали со свадьбами леших. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми.

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина»Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька).

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевернуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребёнком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческих.

Такой персонаж, как Леший, известен всем нам еще со времен детского сада и прочтения уральских сказок. Надо сказать, что предания об этом персонаже существуют у многих народов мира, и каждый из них называл его по-своему. Но все они сходятся в одном — в определении персонажа. Так, согласно преданиям, леший — это дух-хранитель леса. Не существует точного представления о том, как он выглядит. Скорее всего, персонаж просто умеет менять свой облик в зависимости от своего желания и ситуации. Он может предстать в виде медведя, дерева, мужика или дряхлого старика.ЛЕШИЙ: ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕКТАКЖЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТНОСТИ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ, В ОКРУЖЕНИИ КОТОРОЙ ОБИТАЕТ ЛЕШИЙ, ОН МОЖЕТ МЕНЯТЬ СВОЙ РОСТ. ОСОБЫМИ ПРИМЕТАМИ СЧИТАЕТСЯ ТО, ЧТО ПЕРСОНАЖ НОСИТ ЛАПТИ, ОБУТЫЕ НАОБОРОТ. ПО ПРЕДАНИЯМ, ПЕРСОНАЖ, ПОКАЗЫВАЯСЬ ЛЮДЯМ, ПРИКИДЫВАЛСЯ ОБЫЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. НО БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЯТЬ, КЕМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЕСЛИ ВЗГЛЯНУТЬ НА НЕГО ЧЕРЕЗ ПРАВОЕ УХО КОНЯ. ЕСЛИ В СЕЛЕ СЧИТАЛОСЬ, ЧТО В КАКОЙ-ТО ЧАСТИ ЛЕСА ПРОЖИВАЕТ ЭТОТ ЛЕСНОЙ ДУХ, ТО ПОЛАГАЛОСЬ ОБХОДИТЬ ГО СТОРОНОЙ. ДАБЫ НЕ ПОБЕСПОКОИТЬ И НЕ РАЗОЗЛИТЬ. КРОМЕ ТОГО, ПЕРЕД КАЖДЫМ ЗАХОДОМ В ЛЕС ПОЛАГАЛОСЬ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ У ЛЕСНОГО ДУХА, ТАК КАК ЛЕС СЧИТАЛСЯ ЕГО ДОМОМ.ЛЕШИЙ: ДИКИЙ ХОХОТ ИЛИ ШУМВ целом, персонажу приписывается ряд качеств, которыми он усложнил жизнь человека. Так, он часто пугал людей диким хохотом или шумом разного рода. Но самое главное, это то, что леший водил людей кругами. Впрочем, у жертвы всегда был шанс найти дорогу. Для этого полагалось вывернуть куртку наизнанку, либо перевернуть стельку в обуви. Но при этом нельзя было ни в коем случае произносить нецензурные слова, так как в лесу они запрещены.ЛЕШИЙ: ОБЫЧАЙ НА УРАЛДля задабривания персонажа из дома ему приносили разные вкусности. Кроме того, существовал обычай благодарить за добычу, за грибы ли и за ягоды. На Урале существовал такой обычай. Необходимо было положить под рябину прошения к духу, которые он исполнял, если они были ему по душе. Договориться с духом можно было о многих вещах. Так, часто он помогал защищать скот, а за это ему давали молоко, хлеб или коров.

Описание персонажа

Кто такой леший: он представляет собой духа лесной чащи, это ее хозяин. В его владениях не водятся люди, т. к. это непроходимые леса. Из этого места леший контролирует жизнь лесных существ на вверенной ему богами территории, помогает зверям и птицам. Он защищает маленьких зверушек, никому не позволяя причинить им вред. Ему подвластна вся лесная природа, каждая травка и деревце.

Леший не только присматривает за животными и растениями в лесу, но и активно с ними контактирует. Белки и зайчата выполняют его мелкие поручения, выступая в роли прислуги. Часто по поведению этих зверьков люди определяли настроение лесовика.

  1. Если животные были суетливы и беспокойны, это значило, что хозяин леса раздражен.
  2. Если зверушки спокойно относились к путникам и грибникам, значит существо настроено благосклонно.

Леший также взаимодействовал с медведями, но для них он был другом, а не хозяином. Множество преданий рассказывает об этой удивительной дружбе.

К остальным жителям леса относится равнодушно и нейтрально. Каждый лесовик обязан понимать язык деревьев, когда ветер шумит в их листве. Так он получает весточки из других лесов и других леших. Повсеместно про лешего говорят, как про хранителя леса.

Отношение хозяина леса к человеку

Лесовики всегда остаются в пределах своей территории. Это связано с тем, что за каждой непроходимой чащей закреплен свой леший, и нарушать границы друг друга у них не принято. То же правило действует и в отношении других мест: по договору с водяными, домовыми и полевиками, существа не переходят на чужие территории.

Леший — это сверхъестественное существо из народных поверий и сказаний древних славян. Живет он в небольшом скрытом от глаз домике. Дом лешего обычно с низкой крышей и крохотными окошками. Его жилище замаскировано от людей и большинства животных, чтобы никто не нарушал его покой во время отдыха. Предпочитают находиться в одиночестве, иногда в обществе медведя.

Леший добр к животным, а к человеку относится настороженно.

  1. Если заходить в его владения с добрыми намерениями и оставить ему какое-либо угощение, можно получить от него небольшой дар: поляну с ягодами или множество белых грибов.
  2. Если заходить в лес с плохими мыслями, можно попасть в неприятности. Леший может наказать неугодного ему человека, запутав все тропинки или заведя его в болото. Однако его шалости безобидны: он может поменять белые грибы в лукошке на мухоморы или положить вместо ягод в котомку мелкие камушки.

Лешие бессмертны, т. е. умереть они физически не могут. Они призваны оберегать лес всегда. Если ему не по душе такая жизнь, он может обратиться к большому раскидистому дереву — дубу или иве. Леший не покидает лес на произвол судьбы: перед превращением он находит неподалеку маленького ребенка и готовит его на свое место.

Внешность духа

Все народы по-разному описывают внешность лесного хранителя. Никто не знает, как выглядит леший. Наиболее распространенным вариантом является человекоподобный облик существа. Сказания гласят, что лесовик показывается людям в образе древнего старца, однако не слабого или хилого, а жилистого и стройного.

На его косматых седых волосах обычно широкополая шляпа, которая скрывает изумрудно-зеленые, словно молодая трава, глаза. Его кустистые брови часто нахмурены, взгляд из-под длинных ресниц настороженный. Нос его длинный и крючковатый. Уши у лесовика заострены кверху, за них он обычно заправляет выбившиеся пряди волос.

Одевается леший своеобразно: вся его одежда, как будто перепутана. Левый ботинок надет на правую ногу, одежда наизнанку. Цвета в одежде он предпочитает нейтральные — серый, коричневый, белый. Ходят поверья, что кровь у этих существ голубого цвета.

На деле леший может принимать разные обличья: от зверей до растений и насекомых. Перед незадачливым заплутавшим путником может он ради забавы выглядеть медведем или волком, затем резко стать безобидным еловым деревцем или вертким шершнем.

Известно, что лесной дух может обращаться в явления природы: если деревья гнет внезапно появившийся из ниоткуда ветер, в чаще кто-то завывает или началась буря, возможно, это разбушевался леший.

4 октября — день, когда в лес ходить не стоит. По поверьям, в этот день лесной дух может творить все, что ему будет угодно. Он может даже устроить потасовку со своими соседями-лешими, поэтому от похода за грибами в этот день лучше воздержаться, особенно на закате.

Если хозяин леса станет чем-то недоволен, в нем пробудится злой леший. Он может навредить жителям близлежащих деревень, красть детей и молодых девушек и наводить мор на скотину. С таким существом бороться очень трудно, это подвластно только опытным магам и колдунам. Однако злым он бывает не очень часто, только по какой-то серьезной причине.

Как призвать лешего

Лесной дух издавна славится своей мудростью и знаниями. К нему обращаются жрецы и колдуны для получения тайных знаний. Он страшно злится, когда приходит к людям, вызвавшим его без причины. Всех провинившихся ждет страшная кара. Намеренно он никогда не убивает, а заставляет человека почувствовать собственную вину и раскаяться.

Для вызова лешего идеально подойдет лесная опушка вдали от грибных троп или прогулочных дорог. Чем пустыннее место, тем лучше — больше вероятность, что хозяин леса покажется на глаза.

Чтобы призвать лешего, понадобятся такие предметы:

  • острый перочинный нож или топор;
  • выпечка — кексы или пироги;
  • емкость со спиртом, можно использовать водку;
  • сало или утиный жир;
  • толстая жилетка или пиджак на меховой подкладке.

На выбранном заранее месте выкладывается еда: непосредственно на траву. Потом вызывающий должен отойти на 7 шагов и заключить себя в круг, очертив его ножом. Одежду обязательно нужно надеть наизнанку. После всех приготовлений необходимо хорошенько сконцентрироваться, очистить мозг от посторонних мыслей и произнести магические слова:

«О великий дух лесной, объявись скорей, родной, на опушку выходи, мне смотри не навреди».

Заговор повторяется 7 раз. После завершения прочтения необходимо выждать, т.к. леший нетороплив. Он является каждому человеку в своем особенном образе и выглядит по-разному. Кому-то посчастливилось лицезреть его в виде человека, а кому-то привиделся зверь. Лесовик может дать ответ на вопрос, не принимая физической формы, а лишь порывом ветра.

После завершения разговора нужно выждать какое-то время в защитной зоне: леший не прочь притаиться и зло пошутить.

Вызвать лешего удается далеко не всем даже раз в жизни. Для этого нужно владеть огромным магическим потенциалом и неиссякаемым запасом энергии. Леший не станет показываться всем подряд, он выберет лишь тех, кто действительно достоин получить ответы на интересующие его вопросы.

Леший в мифологии описывается по-разному. Это лесной дух, который ревностно оберегает свои владения, не допуская до них чужаков с темными мыслями. Лесовики испокон веков живут одиночками, изредка контактируя с людьми. Дружбу держат лишь с медведями, а в подчинении у них — зайцы и белки.

Лешие запросто могут обратиться в любого зверя или птицу, для них не проблема даже превращаться в растения. К лесному духу нужно относиться с уважением: при походе на природу или за грибами необходимо запасти вкусненький подарок хозяину леса, несколько конфет или печенье. Так он будет благосклоннее относиться к гостям и даже может одарить их орехами и ягодами.

Леший

Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, поэтому сложно сказать каково его истинное обличье, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся. Свой рост леший также способен изменять: в лесу он может головой доставать до верхушек самых высоких деревьев, а через мгновение, шагнув на луг, стать ниже травы.

Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

Лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и, по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

В основном леший добрый и заботливый хозяин леса: часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.

Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество.

Лешие — существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают «уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира.

Способности

Леший способен превращаться в различных лесных зверей, оборачиваться растениями и вовсе становиться невидимым. Также лешаку подчиняются все лесные животные и растения, он умеет разговаривать с ними и излечивать раны. Еще одной способностью духа является «контроль леса», он умеет ускорять и обращать вспять рост деревьев.

Враги

В лесу у лешего врагов нет, если конечно сюда не зайдет другой лесной дух, хоть такое и случается редко, но все же случается, тогда между лесовиками начинается нешуточный бой, в ходе которого они швыряют друг в друга огромные деревья и камни. Гораздо чаще лешие сталкиваются с водяными и домовыми, особенно сильна вражда с водяными, если в лесу протекает река или находится озеро. С домовыми лешие сталкиваются лишь когда пытаются пробраться в чей-то дом, но тут у духа практически нет шансов, победить домового на его же территории леший не способен.

Как бороться?

Убить лешего невозможно, но можно отпугнуть железом и особенно они бояться меди: если выстрелить в лешего медной пулей, он тот час исчезнет, и какое-то время на глаза не покажется. Лешие редко нападают на человека, тем более в открытую. Чаще они лишь пугают, да путают людей, не давая им выйти из своего леса или завлекая в топь. В таком случае достаточно просто надеть всю свою одежду наизнанку, а если «заблудилась» группа людей, то им непременно необходимо поменяться одеждой между собой.

ЛЕСОВИК — один из вариантов, или одно из наименований лешего. Считался одним из наиболее добрых лесных духов-берегинь. Охраняет лесную растительность и живность. Изображался с птичьим гнездом на голове, увитым плющом и покрытыми дубовой корой руками и ногами. Лесовик — это и лесной проказник с хитринкой, всегда маскируется под лес и свои подшучивания над человеком также всегда маскирует под действия леса. Но людям он все же больше помогает. Если заблудишься в лесу, то скажи: «Дед лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». Он и покажет дорогу.

Рядом с лесовиком находятся и помогают ему моховой, орешич, грибич и пр. лесные духи.

Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?

Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Чтобы этот лесной дух помог, к нему обычно обращались со словами – «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к своему дому привык». Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости.Деда Лесовика можно считать одним из главных лесных духов, так как он управлял лесом, усмирял шкодников, помогал заплутавшим и имел в своем подчинении множество лесных помощников-духов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *