Мечет

Одним из пяти столпов Ислама является молитва. Она обязательна для всякого человека, принявшего Ислам, если он здоров и способен ее совершить. Для поклонения мусульман отводятся особые места, называемые мечетью (или масджид, буквально означает «место совершения земного поклона»). Мечеть – это Дом Аллаха, в который может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратиться к Всевышнему со своими просьбами и обращениями или отдать милостыню. Первым Домом Бога на Земле была Кааба, расположенная в Мекке. Ее строительством занимался пророк Адам (мир ему), после того, как был ниспослан на Землю из Рая. Затем Каабу восстановил пророк Ибрахим (мир ему) со своим сыном Исмаилом. Окончательную свою форму Кааба приобрела во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). В дальнейшем, подобно тому, как Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), переехав в Медину, прежде всего, построил мечеть, так и мусульмане, куда бы они не приходили, строили мечети. На сегодняшний день мечети строят во всех концах земного шара, и, наверное, трудно назвать страну, где не было бы хотя бы одной мечети.

В каждой стране имеются свои архитектурные особенности мечетей, но все-таки можно выделить основные характерные детали, отличающие мечеть, – это купол и минарет. Внутренние своды купола создают впечатление пространства и спокойствия, наверху купола мечети или минарета почти всегда можно увидеть полумесяц. Минаретом называется высокая башня, с которой провозглашается азан (призыв на молитву). Здание мечети имеет строго установленную направленность, поскольку михраб указывает молящимся направление на главную святыню – Каабу. Михраб – это священная ниша в здании, которая располагается в стене, известной как стена киблы, обращенной к Мекке. Справа от михраба располагается кафедра – минбар, с которого имам-хатыб провозглашает проповедь. Для удобства совершения общей молитвы и упорядочивания большого числа прихожан ковер в молитвенном зале зачастую расчерчен линиями. Благодаря орнаментальной росписи коранических текстов и узорчатым витражам, многокрасочным коврам и мраморным колоннам внутреннее убранство мечети отличается удивительной красотой и притягательностью, даря прихожанам чувство спокойствия и умиротворения.

Мечеть играет важную роль в жизни мусульманской общины. Пять раз в день с минарета муэдзин призывает правоверных мусульман к молитвам, но врата мечети открыты в течение всего дня, потому что сюда приходят не только для того, чтобы совершить намаз. При мечети создается школа (медресе) по изучению арабского языка, Корана и основ Ислама, здесь дети и взрослые знакомятся с культурой и традициями мусульман. В мечети проводятся различные собрания, праздники, юбилейные и свадебные торжества. Все эти радостные события обычно заканчиваются богатой, праздничной трапезой. Проводятся мероприятия по случаю траура по усопшим родственникам и друзьям, которых искренне оплакивают, отдавая им последнюю дань уважения перед погребением.

При посещении мечети, называемой храмом Аллаха, важно соблюдать определенные правила и каноны. Накануне необходимо избегать принятия в пищу лука, чеснока и других продуктов с устойчивым резким запахом. Прежде чем войти в молельный зал, необходимо совершить ритуальное омовение. В мечети имеются специальные комнаты для омовений, где всегда есть проточная вода и предусмотрены все удобства. В мечеть следует приходить в чистой, скромной и достаточно закрытой одежде; мужчины не должны быть в коротких шортах, без рубашки, им желательно при себе иметь головной убор (тюбетейку); женщинам нужно быть в платке, скрывающем волосы, и в длинном одеянии, закрывающем руки, ноги, грудь. На территории мечети строго запрещается курить и находиться в нетрезвом состоянии. При входе нужно снять верхнюю обувь и поставить ее на специально предусмотренные для этого полки. Заходить в мечеть следует с правой ноги, говоря при этом: «Aллаhyмма фтах ли абваба рахматика» — «О Аллах! Отвори мне врата Твоей милости!», а выходить – с левой ноги. Мечеть может иметь два входа: один для мужчин, другой для женщин. Мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства, для совершения молитвы женщинам предоставляется балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

Приходя в мечеть, мусульманину желательно прочитать молитву приветствия мечети (это намаз – сунна и называется «Тахийят аль – масджид»). Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. В передних рядах находятся более пожилые и уважаемые лица, последующие – занимают люди среднего возраста, замыкающие – молодежь. Разрыв между верующими в рядах не допускается, они стоят достаточно плотно, чувствуя локоть друг друга. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть, а пришедшие с опозданием должны занять ближайшее свободное место, не пробираясь в первые ряды, причиняя при этом беспокойство молящимся. Если мусульманин оказался в мечети не в час коллективной молитвы, он должен в знак уважения к Дому Аллаха совершить индивидуальную молитву или заняться богоугодным делом (изучением Корана, Его толкованием и т.д.).

От посетителей всегда ожидается спокойное и уважительное поведение в здании мечети. Нельзя шуметь и громко разговаривать, показывая свое невежество окружающим. Нужно отключить средства мобильной связи или перевести их на беззвучный режим, чтобы не мешать совершению молитвы и не беспокоить других прихожан. Попрошайничать и подавать в мечети является нежелательным и даже запретным действием. Однако давать милостыню нуждающимся, которые не просят, позволяется. При выходе из мечети не следует торопиться и толкать других прихожан.

Мечеть – это место очищения от суеты мира и размышления о вечном, вселяющее спокойствие в души людей. Пришедшие в мечеть – гости Всевышнего. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Сюда приходят и те, кто очистился от внутренних проблем, сердца которых светлы, и те, кто находится в духовном поиске и носит в себе мятежный дух. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди набираются сил и знаний. Любой человек, сбившийся с Пути, должен знать и помнить, что мечеть для него всегда открыта, и он сможет найти там духовное и физическое пристанище.

Если у Вас есть желание посетить мечеть, по данному вопросу Вы всегда можете получить более полную информацию по следующему номеру телефона: 8(384-2)74-16-99, либо задать вопросы по электронной почте dumko42(0)gmail.com.

МЕЧЕТЬ — в ис­ла­ме глав­ное куль­то­вое зда­ние, ме­сто мо­лит­вы и со­б­ра­ния; центр ре­лигиозной, по­ли­тической и об­щественной жиз­ни му­суль­ман.

Мечеть не име­ет объ­ек­та ри­ту­аль­но­го по­кло­не­ния (ал­та­ря, ста­туи, ико­ны). По­ня­тие «мечеть», со­би­ра­тель­ное в ев­ропейских язы­ках, в лин­гвис­тическом мно­го­об­ра­зии ис­лам­ско­го ми­ра рас­па­да­ет­ся на раз­ные, не все­гда си­но­ни­мич­ные ва­ри­ан­ты, опи­сы­ваю­щие со­ору­же­ния, раз­ли­чаю­щие­ся как по на­зна­че­нию, так и по ар­хитектурной фор­ме. «Масд­жид» в зна­че­нии мес­та по­кло­не­ния про­ис­хо­дит пред­по­ло­жи­тель­но от ара­мей­ско­го msgd (за­фик­си­ро­ва­но в «эле­фан­тин­ских па­пи­ру­сах» V века до н. э. и на­ба­тей­ских над­пи­сях); в лек­си­ку до­ис­лам­ских ара­бов-бе­дуи­нов тер­мин во­шёл на том эта­пе, ко­гда «па­лат­ка пле­ме­ни», мадж­лис (ме­сто со­б­ра­ния и со­ве­та), ста­ла и пле­мен­ным свя­ти­ли­щем. В Ко­ра­не этим сло­вом обо­зна­ча­ет­ся ме­сто по­кло­не­ния, не­оп­ре­де­лён­ное (9:18; 72:18) или за­по­вед­ное — «ха­рам аль-мас­джид» (2:144/149, 187/191, 192/196; по об­ще­му мне­нию, Каа­ба с ок­ру­жаю­щим свя­щен­ным уча­ст­ком); в отдельных слу­ча­ях — до­ис­лам­ская по­строй­ка: свя­тая гроб­ни­ца (18:20/21) или свя­ти­ли­ще еди­но­го Бо­га (2:108/114; 22:41/40). С раз­ви­ти­ем му­сульманской об­ряд­но­сти сло­во «масд­жид» за­кре­пи­лось за зда­ни­ем для еже­днев­ной 5-крат­ной ри­ту­аль­ной мо­лит­вы, лю­бым мо­лель­ным по­ме­ще­ни­ем, мо­лит­вен­ным ков­ром или ци­нов­кой.

По­сле ор­га­ни­за­ции про­ро­ком Му­хам­ме­дом в 623-624 годах Му­сал­лы Двух празд­ни­ков близ Ме­ди­ны ме­стом про­ве­де­ния мас­со­вых мо­лит­вен­ных об­ря­дов в дни го­до­вых празд­неств (Жерт­во­при­но­ше­ния и Раз­го­ве­нья) ста­ла му­сал­ла (ме­сто мо­ле­ния, от арабского «са­лат» — мо­лит­ва; тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в до­ис­лам­ской Ара­вии в зна­че­нии пло­щад­ки для со­вер­ше­ния мо­лит­вен­но­го об­ря­да под от­кры­тым не­бом). В ме­дин­ской му­сал­ле Му­хам­мед ввёл в обы­чай вты­кать в зем­лю ко­пьё («ана­за») для ука­за­ния на­прав­ле­ния мо­лит­вы; позд­нее эта тра­ди­ция при­ве­ла к по­яв­ле­нию мих­ра­ба. До 622 года му­суль­ма­не мо­ли­лись, пред­по­ло­жи­тель­но обратившись на вос­ток, по­сле пе­ре­се­ле­ния в Ме­ди­ну в пер­вые 16-17 месяцев мо­ля­щие­ся об­ра­ща­лись на се­вер, к До­му Свя­ты­ни — Байт-аль-Му­кад­дас, или аль-Кудс (Ие­ру­са­лим); с 624 года у му­суль­ман бы­ла вве­де­на свя­щен­ная ори­ен­та­ция на древ­нюю арабскую свя­ты­ню — Каа­бу в Мек­ке.

От­кры­тые Мечети — му­сал­ла, на­маз­га или на­маз­гах (персидское — ме­сто мо­лит­вы), ид­гах (от «ид» — празд­ник, «гах» — ме­сто; Аф­га­ни­стан, Па­ки­стан, Ин­дия), рас­счи­тан­ные на сбор всей об­щи­ны го­ро­да, обыч­но за­ни­ма­ли уча­сток за городскими во­ро­та­ми и пред­став­ля­ли со­бой квад­рат­ную или пря­мо­уголь­ную пло­щадь или плат­фор­му, по­сы­пан­ную пес­ком или гра­ви­ем; в сло­жив­шем­ся ви­де име­ли сте­ну с мих­ра­бом на сто­ро­не киб­лы — свя­щен­ной ори­ен­та­ции, пе­ре­нос­ной (ре­же ста­цио­нар­ный) мин­бар — ка­фед­ру для чте­ния про­по­ве­ди и/или дик­ку (плат­фор­ма для му­эд­зи­на, пе­ре­даю­ще­го зад­ним ря­дам мо­ля­щих­ся дей­ст­вия има­ма), ино­гда — ми­на­рет.

Ти­по­ло­гия ар­хи­тек­ту­ры ме­че­ти.

Ар­хитектурные ти­пы мечети скла­ды­ва­лись па­рал­лель­но с фор­ми­ро­ва­ни­ем му­сульманского об­раза жиз­ни, в ко­то­ром важ­ней­шее зна­че­ние при­об­ре­ла еже­не­дель­ная со­вме­ст­ная мо­лит­ва ве­рую­щих и про­по­ведь гла­вы об­щи­ны в «день сбо­ра» — пят­ни­цу. Зда­ние для кол­лек­тив­ной мо­лит­вы по­лу­чило на­зва­ние со­бор­ной (джа­ми) или пят­нич­ной (джу­ма) мечети. В пер­вые ве­ка ис­ла­ма со­бор­ная мечеть не­ред­ко ис­пол­ня­ла так­же функ­ции ду­хов­ной шко­лы, бо­го­слов­ско­го цен­тра, при­юта па­лом­ни­ков или су­фи­ев, мес­та по­гре­бе­ния ос­но­ва­те­ля (мечети-уни­вер­си­те­ты — аль-Ка­рау­ин в Фе­се, середина IX века, аль-Аз­хар в Каи­ре, 970-972 годы). Глав­ная (или един­ст­вен­ная) джа­ми (джу­ма) го­ро­да по­лу­ча­ла ста­тус Боль­шой ме­че­ти. Основные прин­ци­пы струк­ту­ры му­сульманского со­бор­но­го зда­ния оп­ре­де­ли­лись в Ме­ди­не, в про­цес­се ор­га­ни­за­ции в 622 году и позд­нее мес­та кол­лек­тив­ных мо­ле­ний при До­ме Му­хам­ме­да (позд­нее Ме­четь Про­ро­ка), пла­ни­ров­ка ко­то­ро­го, по мне­нию английского учё­но­го К.А.К. Кре­зу­эл­ла, по­вто­ри­ла схе­му до­ис­лам­ско­го жи­ли­ща во­ж­дя пле­ме­ни. По со­об­ще­нию Ибн Са­да, био­гра­фа Му­хам­ме­да, соб­ст­вен­но мечетью слу­жил при­мы­кав­ший к до­му с за­па­да про­сто­рный двор, ок­ру­жён­ный 7-мет­ро­вой сыр­цо­вой сте­ной на ка­мен­ном фун­да­мен­те, с 3 вхо­да­ми; на се­вер­ной (в на­прав­ле­нии к Ие­ру­са­ли­му), а за­тем и на юж­ной, об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не бы­ли соз­да­ны зо­ны те­ни — на­ве­сы из скре­п­лён­ных гли­ной паль­мо­вых ли­сть­ев, по­ло­жен­ных на ство­лы пальм. Ком­по­зи­ция Ме­че­ти Про­ро­ка, сло­жив­шая­ся к середине VII века, ста­ла от­прав­ной точ­кой в раз­ви­тии со­бор­ной мечети ко­лон­но­го, или араб­ско­го, ти­па. По её об­раз­цу уст­раи­ва­лись по­ход­ные мечети арабских от­ря­дов: на­чер­тан­ный на зем­ле квад­рат с копь­ём, во­ткну­тым на сто­ро­не киб­лы.

В но­вых го­ро­дах Ира­ка (Бас­ра, Ку­фа) и Егип­та (Фус­тат), обыч­но вы­рас­тав­ших из арабского во­енного ла­ге­ря, мо­лит­вен­ные об­ря­ды по­на­ча­лу со­вер­ша­лись на пло­щад­ке, ог­ра­ни­чен­ной раз­ме­чен­ны­ми на зем­ле кон­ту­ра­ми. Ста­цио­нар­ные по­строй­ки впер­вые поя­ви­лись в 660-х годах (Боль­шие ме­че­ти Бас­ры и Ку­фы) и пред­став­ля­ли со­бой ран­ние ва­ри­ан­ты ко­лон­ной мечети: квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный двор, об­стро­ен­ный по пе­ри­мет­ру га­ле­рея­ми с пло­ски­ми ба­лоч­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми на стол­бах или ко­лон­нах; на об­ра­щён­ной к Мек­ке сто­ро­не опо­ры, по­став­лен­ные в 5 или бо­лее ря­дов, соз­да­ва­ли глу­бо­кую зо­ну те­ни — мо­лит­вен­ный зал. Бла­го­да­ря ши­ро­кой рас­ста­нов­ке опор про­стран­ст­во за­ла сво­бод­но про­смат­ри­ва­лось со всех сто­рон, и мо­ля­щие­ся ото­всю­ду мог­ли ви­деть има­ма, ве­ду­ще­го мо­лит­ву. В за­воё­ван­ных ара­ба­ми го­ро­дах Па­ле­сти­ны, Си­рии, Ан­да­лу­сии пер­вые мечети уст­раи­ва­лись в лю­бых су­ще­ст­вую­щих зда­ни­ях (например, в Ха­ле­бе в по­ме­ще­нии городских во­рот) или на пло­ща­дях, позд­нее пе­ре­страи­ва­лись из хри­сти­ан­ских церк­вей или воз­во­ди­лись за­но­во с час­тич­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем древ­них по­стро­ек.

В эво­лю­ции ар­хитектурных ти­пов мечетей на­шли от­ра­же­ние со­ци­аль­ные и по­ли­тические про­цес­сы в жиз­ни му­сульманского об­ще­ст­ва, ста­нов­ле­ние ис­лам­ской идео­ло­гии и эс­те­ти­ки. Имен­но в мечети рань­ше и яр­че про­яви­лись дос­ти­же­ния соб­ст­вен­но ис­лам­ско­го зод­че­ст­ва, сви­де­тель­ст­вую­щие об уме­лом ис­поль­зо­ва­нии чу­жо­го опы­та, изо­бре­та­тель­но­сти и мас­тер­ст­ве их соз­да­те­лей, об их ус­пе­хах в об­лас­ти ин­же­нер­но­го и офор­ми­тель­ско­го искусства, о раз­но­об­ра­зии тех­нических приё­мов и ху­дожественных сти­лей при со­хра­не­нии об­щих, еди­ных, все­гда уз­на­вае­мых черт му­сульманского мо­лит­вен­но­го зда­ния.

В фор­ми­ро­ва­нии мечети ко­лон­но­го ти­па важ­ней­шая роль при­над­ле­жит ме­че­ти Омей­я­дов в Да­ма­ске, мечети Аль-Ак­са в Ие­ру­са­ли­ме и Ме­че­ти Про­ро­ка в Ме­ди­не (707-709 годы), в ко­то­рой впер­вые поя­ви­лись та­кие от­ли­чи­тель­ные эле­мен­ты со­бор­ной мечети, как мих­раб, мин­бар, ку­пол и ми­на­рет. Государственное зна­че­ние всех трёх ре­лигиозных цен­тров пер­вой му­сульманской дер­жа­вы под­чёр­ки­вал па­рад­ный де­кор: узор­ные об­ли­цов­ки мра­мор­ны­ми пли­та­ми, зо­ло­чё­ные рез­ные ка­пи­те­ли, ор­на­мен­таль­ные рос­пи­си, рель­е­фы и окон­ные ре­шёт­ки, смаль­то­вая мо­заи­ка с изо­бра­же­ния­ми де­ревь­ев, фан­та­стических рас­те­ний, ваз, дра­го­цен­но­стей, двор­цов. В конце VII — начале VIII веков к ха­рак­те­ри­сти­кам Боль­шой ме­че­ти до­ба­ви­лись мак­су­ра (уча­сток во­круг мих­ра­ба и мин­ба­ра, от­де­лён­ный от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­движ­ной де­ревянной ре­шёт­кой или ста­цио­нар­ной ог­ра­дой для за­щи­ты гла­вы об­щи­ны от на­па­де­ния) и Байт аль-Мал («Дом иму­ще­ст­ва», каз­но­хра­ни­ли­ще во дво­ре мечети; например, в Боль­ших ме­че­тях Ку­фы, Да­ма­ска, Ха­ле­ба). Тип ко­лон­ной мечети по­лу­чил клас­сическое вы­ра­жение в IX-X веках . Ут­вер­ди­лась схе­ма про­ек­ти­ро­ва­ния мечети с со­блю­де­ни­ем свя­щен­ной ори­ен­та­ции — киб­лы по главной оси, от­ме­чен­ной на про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах зда­ния мих­ра­бом и ми­на­ре­том, а так­же ку­по­лом. Ред­кие от­сту­п­ле­ния от пра­ви­ла мог­ли дик­то­вать­ся осо­бен­но­стя­ми зе­мель­но­го уча­ст­ка или гео­де­зическими по­греш­но­стя­ми, ко­то­рые ис­прав­ля­лись по­сле­дую­щей пе­ре­строй­кой зда­ния или раз­мет­кой внут­ри за­ла. В стра­нах Маг­ри­ба и в Егип­те, например в эпо­ху Фа­ти­ми­дов (X-XII века), про­ти­во­по­лож­ную мих­ра­бу точ­ку на са­краль­ной оси стал от­ме­чать мо­ну­мен­таль­ный пор­тал (Боль­шая ме­четь Мах­дии в Ту­ни­се, около 916 года; ме­четь аль-Ха­ким в Каи­ре, 990-1012 годы).

На Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра — в Ира­не, За­кав­ка­зье, Средней Азии — ко­лон­ную мечеть по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла мечеть ай­ван­но­го, или иран­ско­го, ти­па, ко­то­рый в основных чер­тах сло­жил­ся к XII веку (Со­бор­ная ме­четь Ис­фа­ха­на, IX-XX века): его фор­мо­об­ра­зую­щи­ми эле­мен­та­ми ста­ли ай­ван (свод­ча­тый, ре­же ко­лон­ный) и чар­так (персидское «ча­хар-так» — че­ты­ре ар­ки: 4-ароч­ный ку­поль­ный па­виль­он), унас­ле­до­ван­ные от двор­цо­во-хра­мо­во­го зод­че­ст­ва эпо­хи Пар­фян­ско­го и Са­са­нид­ско­го царств. Ком­по­зи­ция пря­мо­уголь­но­го в пла­не зда­ния с ай­ва­на­ми в се­ре­ди­не од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 фа­са­дов внутреннего дво­ра, об­ве­дён­но­го ку­поль­ны­ми га­ле­рея­ми на ар­ка­дах и об­стро­ен­но­го раз­лич­ны­ми по на­зна­че­нию, раз­ме­рам и фор­ме по­ме­ще­ния­ми, ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в пла­ни­ров­ке не толь­ко мечетей, но и мед­ре­се, гос­пи­та­лей — ма­ри­ста­нов, ка­ра­ван-са­ра­ев, су­фий­ских оби­те­лей, двор­цов. Вос­хо­дя­щая к пла­ну буд­дий­ских мо­на­сты­рей (по В.В. Бар­толь­ду) или к ар­хи­тек­ту­ре жи­ло­го до­ма в Хо­ра­са­не (со­глас­но французскому ис­сле­до­ва­те­лю А. Го­да­ру), 4-ай­ван­ная ком­по­зи­ция бы­ла вос­при­ня­та (час­то в пре­об­ра­зо­ван­ном ви­де) му­сульманскими зод­чи­ми по всей тер­ри­то­рии рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма. В мечети иран­ско­го ти­па функ­цию мо­лит­вен­но­го за­ла при­об­рёл воз­ве­дён­ный на сто­ро­не свя­щен­ной ори­ен­та­ции так называемый ай­ван киб­лы (мед­ре­се-ме­четь Сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356-1363 годы) или раз­ви­ваю­щее фор­му чар­та­ка мо­ну­мен­таль­ное зда­ние с ку­по­лом и вход­ным ай­ва­ном внут­ри па­рад­ной пор­таль­ной ра­мы — пеш­та­ка (ме­че­ти Би­би-Ха­ным в Са­мар­кан­де, 1405 год, Ка­лян в Бу­ха­ре, XV-XVI века). Наи­бо­лее эф­фект­ное и гран­ди­оз­ное ре­ше­ние тип иран­ской мечети по­лу­чил в сул­тан­ских и шах­ских джа­ми Бу­ха­ры, Са­мар­кан­да, Ге­ра­та, Ис­фа­ха­на, Теб­ри­за в XV-XVII веках. В от­ли­чие от бо­лее ран­них зда­ний с глу­хи­ми на­руж­ны­ми сте­на­ми, со­бор­ные ме­че­ти Ти­му­ри­дов, Шей­ба­ни­дов, Се­фе­ви­дов, как и по­стро­ен­ные по той же схе­ме боль­шие мед­ре­се, по­лу­ча­ли кра­соч­ное оформ­ле­ние фа­са­дов, те­перь об­ра­щён­ных на па­рад­ную городскую пло­щадь на­ряд­ным мо­ну­мен­таль­ным пор­та­лом. Идея не­ог­ра­ни­чен­ной вла­сти мо­нар­ха в этих гран­ди­оз­ных со­ору­же­ни­ях на­шла вы­ра­же­ние не в из­мене­нии ком­по­зи­ци­он­но-пла­ни­ро­воч­ной схе­мы, а в уве­ли­че­нии мас­шта­ба объ­ё­мов, ак­цен­ти­рую­щих основные час­ти зда­ния так же, как и вклю­че­ние ор­на­мен­таль­но­го цвет­но­го де­ко­ра. С эпо­хи Ти­му­ри­дов (1370-1507 годы) на Вос­то­ке ис­лам­ско­го ми­ра пеш­так с ай­ва­ном, ук­ра­шен­ным внут­ри сво­дом со ста­лак­ти­та­ми и мно­го­цвет­ным ков­ром из рас­пис­ной и на­бор­ной ке­ра­ми­ки, стал обя­за­тель­ным и уни­вер­саль­ным оформ­ле­ни­ем лю­бо­го мо­ну­мен­таль­но­го зда­ния с ай­ван­ной ком­по­зи­ци­ей.

Ар­хи­тек­то­ра­ми Ос­ман­ской им­пе­рии, ко­то­рые от­ка­за­лись от ус­во­ен­ных куль­то­вым зод­че­ст­вом Ко­ний­ско­го (Рум­ско­го) сул­та­на­та ва­ри­ан­тов ко­лон­ной и ай­ван­ной мечети и об­ра­ти­лись к опы­ту ви­зантийского и армянского хра­мо­во­го зод­че­ст­ва, был раз­ра­бо­тан так называемый ту­рец­кий (ос­ман­ский) тип цен­траль­но-ку­поль­ной мечети, иде­аль­но от­ве­чаю­щий за­да­чам про­слав­ле­ния вла­сти сул­та­на «как те­ни Бо­га на зем­ле». В соз­да­нии на­руж­но­го об­ли­ка та­кой мечети главная роль от­во­ди­лась вы­ра­зи­тель­но­му ку­бо­вид­но­му объ­ё­му мо­лит­вен­но­го за­ла с воз­не­сён­ным над «го­рой» по­лу­ку­по­лов ог­ром­ным шле­мо­вид­ным центральным ку­по­лом и «по­чёт­ным ка­рау­лом» воз­ве­дён­ных по уг­лам мощ­ных копь­е­вид­ных ми­на­ре­тов. Впи­сан­ный в пря­мо­уголь­ник об­щей ог­ра­ды мечети двор с фон­та­ном для омо­ве­ний (не­ред­ко в ви­де ку­поль­но­го па­виль­о­на) от­де­лял­ся от мо­лит­вен­но­го за­ла пе­ре­кры­той ку­по­ла­ми ар­кад­ной га­ле­ре­ей с упо­доб­лен­ным мих­ра­бу пи­ра­ми­даль­ным свод­ча­тым пор­та­лом, пре­вра­тив­шись в по­до­бие вес­ти­бю­ля. С про­ти­во­по­лож­ной от мо­лит­вен­но­го за­ла сто­ро­ны внут­ри ог­ра­ды сул­тан­ской мечети обыч­но уст­раи­вал­ся по­гре­баль­ный сад с над­гро­бия­ми и мав­зо­лея­ми. Внутреннее про­стран­ст­во мо­лит­вен­но­го за­ла ту­рец­кой мечети раз­ви­ва­ет­ся не по го­ри­зон­та­ли, как в зда­ни­ях ко­лон­но­го или ай­ван­но­го ти­па, а по вер­ти­ка­ли, к ги­гант­ско­му ку­по­лу, воз­не­сён­но­му на све­то­вом оже­ре­лье из окон ба­ра­ба­на. Оше­лом­ляю­щий сво­ей гран­ди­оз­но­стью, про­ни­зан­ный по­то­ка­ми све­та, рас­цве­чен­ный рос­пи­ся­ми, вит­ра­жа­ми, узор­ны­ми фа­ян­со­вы­ми об­ли­цов­ка­ми ин­терь­ер ос­ман­ской мечети с не­обы­чай­ной ху­дожественной си­лой во­пло­ща­ет му­сульманскую идею един­ст­ва и един­ст­вен­но­сти Бо­га и не­по­сти­жи­мой кра­со­ты со­тво­рён­но­го им ми­ра (ме­че­ти Су­лей­ма­ние в Стам­бу­ле, Се­ли­мие в Эдир­не; обе — архитектор К.М. Си­нан, XVI век). Тип цен­траль­но- ку­поль­ной, или ту­рец­кой, мечети ока­зал­ся наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ным в современном ис­лам­ском ми­ре.

Мечеть — это место, куда мусульмане приходят для поклонения Всевышнему Аллаху. Слово «мечеть» на арабском языке звучит как «аль-масджид», что в переводе означает «место, где совершаются земные поклоны». Также мечеть называют «байтуЛлах» — дом Аллаха, согласно хадису, в котором сказано, что мечети — это дома Аллаха на земле. Долг каждого мусульманина — уважительно относиться к мечети, вести там себя так, будто он находится в гостях у Всевышнего Аллаха, и уважать других мусульман, пришедших туда для поклонения.

Первая мечеть, где мусульмане собирались для совершения коллективной молитвы, была двором, примыкающим к дому Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине. Мечетью может считаться любой отрезок земли или здание, которое люди отвели для поклонения Аллаху на постоянной основе.

Внешне мечеть отличается от других зданий наличием минарета — башни, с которой муэдзин возвещает азан, призывая мусульман на молитву. Интерьер мечети скромен, на стенах нет изображений — ничто не должно отвлекать верующих от намаза, зикра и чтения Корана.

В мечетях проводятся коллективные молитвы, проповеди, уроки по исламским наукам. Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал заключать браки в мечети.

Посещать мечеть нужно в состоянии омовения, надев чистую одежду. Мужчинам необходимо прилагать усилия, чтобы как можно больше молитв совершать в мечети с джамаатом, то есть коллективно, так как намаз с джамаатом в 27 раз превосходит намаз, совершенный в одиночку. Следует заходить в мечеть, предварительно сняв обувь, с чувством благоговения, ступать с правой ноги, произнося при этом особые мольбы, затем следует совершить два ракаата намаза в качестве приветствия мечети. Не следует, находясь в мечети, отвлекаться на мирские дела, особенно на вопросы, связанные с куплей или продажей чего-либо. Если в мечети кто-то читает Коран, следует внимательно слушать.

Человек, сердце которого привязано к мечети, будет одним из тех, кого Всевышний Аллах укроет в тени в Судный день.

Коран о мечетях

Самым значительным действием в жизни верующего человека является служение Богу. Это действие проявляется, как во внутреннем его состоянии, так и в отношении с внешним миром. Служить Господу — значит повиноваться Его законам. Одним из проявлений служения Всевышнему, является организация для этого дела особого места. Таким местом является мечеть.

В Коране тема мечетей условно подразделяется на две части: Мечеть Аль-Харам, и тема мечетей в общем.

В жизни верующего человека Мечеть Аль-Харам имеет особое значение. Согласно Корану, она была первым местом на земле для собрания верующих, основанным в Мекке.

Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. (3:96)

Подобное строение отличается от простого жилья и служебных помещений тем, что оно предназначено для встречи верующих единомышленников, в котором нет места другим законам и предписаниям, кроме Божественных.

И вот установили Мы Дом (Каабу) безопасным местом для встречи людей. «Сделайте место Авраама — местом молитвы». Мы поручили Аврааму и Исмаилу: «Очистите Мой Дом (Каабу) для совершающих обход вокруг него, посвящающих (себя Богу), преклоняющихся (перед Ним) и падающих ниц». (2:125)

Со дня основания первого места служения Господу, его значение никогда не ослабевало. Особое отношение к этому Дому, Всевышний показал Своему посланнику – Мухаммаду, установив Каабу, до Судного Дня, бессменным ориентиром для верующих.

Мы видели, как ты обращал свой взор к небу. Мы непременно определим тебе сторону (для богослужения), которой ты будешь доволен. Так обрати же свой взор в сторону Заповедного места земного преклонения (Масджид Аль-Харам). И где бы вы ни были, обращайте свои взоры в его сторону. Поистине, те, которым дано Писание, знают, что это истина от их Господа. Ведь в небрежении Бог не остается к поступкам вашим (и делам). (2:144)

И откуда бы ты ни вышел, обращайся лицом своим в сторону Заповедного места земного преклонения (Масджид Аль-Харам). Ведь, поистине, он — истина от твоего Господа. Ведь в небрежении Бог не остается к поступкам вашим (и делам). И откуда бы ты ни вышел, обращай лицо своё в сторону Заповедного места земного преклонения (Масджид Аль-Харам). Где бы вы ни были, обращайте свои лица в эту сторону, чтобы не было у людей аргументов против вас, кроме тех из них, которые являются мракобесами. Так не бойтесь же их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил для вас Свой дар. Может быть, вы пойдёте по указанному (Богом) пути. (2:149-150)

В остальных мечетях – домах, предназначенных для поклонения Богу, (как и в мечети Аль-Харам) человек, отрешившись от всего суетного, должен не только обращаться к своему Творцу, но и анализировать свои вероубеждения, которые, при наличии отклонения от Писания, непременно должны быть откорректированы.

Скажи: «Повелел Господь мой справедливость. Стойте прямо вашими лицами при всяком месте земного преклонения и взывайте к Нему, искренне проявляя обязанность (перед Ним). Как Он вас сотворил впервые, так вы и вернетесь! (7:29)

В тоже время Господь не предписывает отказываться от всего мирского. Напротив, Всевышний повелевает даже в мечетях выглядеть аккуратно и красиво.

О, дети Адама! Облекайтесь в свои украшения при всяком месте земного поклонения (при каждой мечети). Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (7:31)

Однако, даже если некое помещение названо «мечетью», это совсем не означает, что оно автоматически является угодной Богу. Примером отношения Всевышнего к мечетям может стать Иерусалимский храм (Аль-Акса). Стоило даже избранному Богом народу нарушить Его законы, как наказание не заставило себя ждать.

Мы предопределили детям Израиля в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух (нарушений), Мы наслали на вас Наших могущественных слуг, которые прошлись по (вашим) землям. Так обещание было исполнено. (О дети Израиля) затем Мы вернули вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего (второго) обещания, Мы позволили (вашим врагам) опечалить ваши лица, войти в место земного преклонения (мечеть) подобно тому, как вошли туда в первый раз, и (до основания) разрушить все, над чем возвысилась их сила. (17:4-7)

Если проводить аналогию с историей СССР, то мы увидим подобные события и в отношении наших мечетей, синагог и церквей. Большинство их было разрушено воинствующими атеистами, что явилось следствием нарушения верующими законов Бога.

Конечно же, разрушение мест поклонения Богу не имеет оправдания для людей. Человек вправе игнорировать и не посещать мечети, церкви и синагоги, однако уничтожать культовые сооружения он не имеет права.

Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Бог». Если бы Бог не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, молельни и места земного преклонения (мечети), в которых премного поминают имя Бога. Бог непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Бог – Всесильный, Могущественный. (22:40)

Ведь они были воздвигнуты с позволения нашего Творца.

В домах, которые Бог дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом (24:36)

В Коране Бог называет мечетью (масджид) не только мусульманские храмы, но и доисламские молитвенные дома. В коранической притче о юношах, чудесным образом, пробывших в пещере триста и еще девять лет, говорится о здании, построенной над этой пещерой. И хотя сегодня этот храм считается церковью, в Коране Бог однозначно называет это место мечетью.

Таким образом, Мы дали знать о них (о юношах в пещере) людям для того, чтобы они (люди) узнали, что обещание Бога есть истина и что в (истинности) Часа (Судного Дня) невозможно усомниться. Но вот они стали спорить о (количестве юношей) и сказали: «Воздвигните над ними строение. Их Господу лучше знать о них». А те, которые отстояли свое мнение, сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними место земного преклонения (Богу) (масджидан)». (18:21)

К сожалению, история изобилует примерами гонений и притеснений людей, верующих в Одного Бога. К проявлениям подобной нетерпимости Всевышний непримирим.

А кто темнее делами, чем тот, кто препятствует в местах земного поклонения Богу (мечетях) поминанию Его имени, и желает их разрушения? Такие не должны входить в них без чувства страха. Им в ближней (жизни) позор, а в Будущей (жизни) их ждут великие мучения. (2:114)

В практике человечества встречается казус, когда служение Богу не соответствует Его Законам и основывающееся не на Его Писании. Подобные действия людей, поклоняющихся Богу, и другим помимо Него, резко осуждаются Всевышним.

Их (делающих причастных Богу) молитва у Дома (Каабы) была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы отвергаете (знамения Бога). (8:35)

Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедного места земного преклонения (Масджид Аль-Харам) вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Бога, Последний День и сражался на пути Бога? Они не равны перед Богом, ведь Бог не ведет прямым путем мракобесов. Не полагается делающим причастных (Богу) оживлять мечети, свидетельствуя о собственном отрицании (знамений Бога). Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне. Только тот оживляет места земного преклонения Богу, кто уверовал в Бога, в Последний День, кто совершает молитву, выплачивает очистительный расход и не боится никого, кроме Бога. Возможно, они окажутся на верном пути. (9:17-19)

Такая критика вполне логична. Если вместо призыва к следованию за Писанием Бога навязываются обожествленные человеческие установления (т.е. человеческим законам приписывается Божественное авторство), то Божественная суть мечети выхолащивается. Построенное для благого дела здание становится мертвым строением, не способным нести свет. Как определить мертвую мечеть? Ответ следующий:

О тех, которые построили места земного преклонения (мечети) для нанесения вреда, отрицания (знамений Бога), разделения покорившихся (Богу), и для засады против тех, кто раньше воевал с Богом и Его посланником (а ныне находятся на Божественной стезе), (те, которые построили мечети) непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра» — свидетельствует Бог, что они являются лжецами.

Как видно из аята, наличие качеств: вреда, отрицания Божественных аятов-знамений, разделение среди покорных Богу людей и использование этого места в своих целях приводит постройку к духовной смерти. Что же делать в таком случае? Ответ следующий:

Не стой в (такой мечети) никогда. Место земного преклонения (мечеть), которая с первого дня была основана на предосторожности (от гнева Бога), больше заслуживает того, чтобы ты стоял в ней. В ней есть люди, которые любят очищаться. Воистину, Бог любит очищающихся.

В чем состоит опастность нахождения в подобной мечети? Опастность в том, что можно вместе с мечетью попасть в ОГОНЬ:

Тот ли, кто заложил основание своего строения, остерегаясь (гнева) Бога и стремясь к Его довольству, лучше, или же тот, кто построил здание на самом краю осыпающегося обрыва, который обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Бог не ведет прямым путем мракобесов.

Место служения Богу, использованное в своих корыстных целях, всегда будет вызывать сомнение в сердцах:

Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Ведь Бог – Знающий, Мудрый. (9:107-110)

Каков же выход из подобной ситуации? Показателен пример пророка Моисея и Аарона. Их народу, находящемуся в рабстве у Фараона, Бог даровал выход из трудного положения, указав на то, что и жилой дом может являться местом молитвы и служения Богу.

И внушили Мы Моисею и его брату: «Займите для вашего народа в Египте дома, сделайте дома ваши стороной служения Богу и простаивайте молитву. Обрадуй же верующих!» (10:87)

В богослужении, будь то мечеть, молитвенный дом или жилище, особо важно неуклонное следование Писанию и отказ от обращения, к кому бы то ни было, помимо Бога.

Места земного преклонения (мечети) предназначены Богу. Так не взывайте же ни к кому наряду с Богом. (72:18)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *