Менталитет

Менталитет — что это такое. Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет — что это?

Менталитет — это образ мыслей, склад ума. Он проявляется в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей человеческого мировоззрения, свойственным определенной этнической группе. Такое понятие распространилось в русской разговорной речи с середины двадцатого века. С помощью мировосприятия человек может понять умонастроение, оценку, взгляд, норму поведения, ценности, мораль различных групп людей.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный духовный мир субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае — это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта. Мировоззрение предопределяет то, каким характером будет наделен человек, какая у него будет речь, поведение, деятельность. Он воссоздает единство, преемственность социальной общности.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий IQ.
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

Менталитет в культурологии

Мировосприятие — это составная часть определенной культуры, определенного культурного пространства, на его формирование влияют определенные социальные, культурные условия в процессе длительного исторического развития. На протяжении многих столетий умонастроение формировалось, поддерживалось и видоизменялось под воздействием:

  • естественно-географических условий проживания;
  • соседства народов (в ходе эволюции один народ заимствует элементы быта, языка и верований у другого народа);
  • культурных условий, где системное ядро – культура, а отдельные элементы – жизненные явления в рамках культуры (бытовые привычки, политические нормы, религиозные верования).

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Менталитет — психология

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

  1. Варварский — высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
  2. Аристократический — независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
  3. Интельский — пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
  4. Буржуазный — бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.

Менталитет — философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

  1. Исходя из сферы жизни социума, мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
  2. В зависимости от типов деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
  3. Исходя из образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

  • менталитета родителей;
  • книг и кинокартин;
  • физической выносливости и психической стабильности;
  • СМИ;
  • политики;
  • школы.

Как поменять менталитет?

Каждый человек вправе сам выбирать свой жизненный путь. Если вы решили изменить свое мировосприятие, будьте готовы к тому, что для этого потребует больших временных затрат и сил. Для того чтобы изменить менталитет человека, необходимо:

  • отказаться от алкоголя для создания полноценного поколения;
  • уйти от всех вредных привычек;
  • стать атеистом, потому что религия считается громадным тормозом развития интеллекта;
  • читать современную литературу;
  • проводить мозговые штурмы;
  • уйти от установленных в обществе законов.

Книги про менталитет

Многие авторы русской литературы сумели отобразить особенности менталитета русского народа в известных произведениях, каждое из которых описывает незнание меры, широту и размах, ведомость и необоримую веру, пассивность, жестокость и жертвенность любви, преклонение перед прекрасным, святость, двойственность и противоречивость.

По материалам — womanadvice.ru

Рекомендуемые статьи:

  • Гештальт
  • Волюнтаризм
  • Абулия
  • Полифазный сон
  • Нутрициология

МЕНТАЛИТЕТ. . Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Национальный м. М. иждивенца. (Толковый словарь иностранных слов П.П. Крысина)
Добавим ещё – «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе».
Нам часто приходится задумываться, почему мы не такие? Почему несчастья и нужды не оставляют нас, а войны, которые возникают совсем не по нашей вине на протяжении всей истории существования лихорадят нас, не позволяя расслабиться? Ответ и сложен и прост одновременно. Прост, потому что мы русские и живём в России.
Но возникают сомнения: Как же так? Это что, приговор?
Если подвергнуть анализу историческую действительность, то да. Это приговор. Представьте себе условия существования славянских племён в те далёкие времена, когда территория северной Евразии и северной Америки из-за ежегодных зимних холодов, заселялись только теми народами, которые были способны там выжить. Эти племена были малочисленны и друг другу не мешали. Каждое племя было компактным совместным проживанием родственных семей – одним словом, родственников. В каждой деревне в каждом городе почти все обитатели были в родстве.
Обилие лесов и глубокие, снежные зимы с влажными осенями и паводковыми веснами научили людей строить высокие каменные храмы и дворцы в городах и деревянные, сухие жилища с хранилищами овощей впрок (подполий) в деревнях. Для отвода весенних и дождевых вод сооружались завалинки, крылечки, а для сохранения здоровья ребятишек строились под самым потолком высокие и просторные полати. Чтобы забраться на них сооружался удобный вход с лежака над русской печью.
Трудные условия проживания научили этих людей по-особому заботиться друг о друге и о подрастающем поколении. Люди знали и чтили своё родство, а при встрече долго искали общих предков и старательно выясняли степень своего родства. Как показывает история на примере одной только Москвы, во времена Потёмкина и Фонвизина, в начале 18-го века гости из глубинки могли найти своих родственников и в Москве, и в Петербурге. Они никогда ранее не встречались с этой роднёй, но установив родство, имели стол, ночлег и защиту в обществе. (Инородцам такой помощи не оказывали и относились к ним с недоверием, видя в них потенциальных разбойников.) Ожидаемые зимовки заставляли Русских людей много трудиться, чтобы заготовить продукты впрок. Это было и земледелие, и охота, и домашнее скотоводство, и бортничество.
Для сравнения кратко коснёмся образа жизни соседей славянских племён из средней части Евразии. Здесь также преобладали родовые поселения, но мягкие и непродолжительные зимы и нехватка лесов научили людей строить жилища из кож (юрты), камней и самана, прямо на земле. Возделывалась уже не сама земля, а земные просторы. Стада домашнего скота каждый раз перегонялись на свежие пастбища с вновь отросшей травой – пищей для этого скота. А сами поселения стали кочевыми.
Теперь возьмем южную Азию и северную Африку, где характер жизни целиком зависит от высоты над уровнем моря и влажности. В тропиках произрастает много разной пищи и необходимость её заготавливать ограничена или полностью отсутствует. Там люди круглогодично находятся на «подножном корму». Т.е. условия существования людей в корне отличались от условий славян. Все эти различия в образе жизни разных групп человечества неизбежно накладывают отпечаток на «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе», то есть на то, о чём мы говорим – на менталитет.
Однако жизнь на земле не всегда стабильна. Люди очень зависили, например, от погоды, какая была зима, и какое выдавалось лето. Но если людям оседлым можно было в случае недобора урожая воспользоваться излишками, оставшимися от прежних, обильных годов, то куда было деваться их соседям – кочевникам? Ведь они путешествовали с детьми и домашним скарбом на лошадях, которым тоже нужна была пища. Что делают женщины, когда бедствуют – голодают и мёрзнут их дети? Правильно, они ругают своих мужчин, унижают, отвергают их мужские воинские достоинства и побуждают идти туда, где есть еда, корм, тепло – и ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ добыть всё это. Так происходили первые набеги на разобщённые и потому беззащитные, мирные славянские племена. У славян в это время тоже были не лучшие годы, и они не могли добровольно поделиться с чужеземцами. Да это было и бесполезно. Вставали на защиту и погибали. У кочевников утверждался менталитет захватчиков. Весть о злодейской расправе распространялась среди уцелевших славянских племён, и у них утверждался менталитет защитников, а также понятия единства, родины. Жители вооружались и учились воевать. Но этого было по необходимости, чем чаще и опустошительнее набеги, тем больше дружины и лучше были вооружены.
Но так или примерно так варварские племена наступая с юга вытесняли славян из Европы на протяжении тысячелетий. Новейшие разработки современных историков, освободившихся от унизительных трактовок Екатерининских «баснописцев» относительно истории славян, свидетельствуют о том, что славяне вначале располагались и на территории западной Европы.
В частности, Чудинов Валерий Алексеевич, http://www.km.ru/sensation/ (Этот сайт совершенно безопасен для вашего компьютера. Автор) профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном университете управления, доктор философских наук, кандидат физ. — мат. наук. дешифровал славянское докирилловское слоговое письмо – руницу. Он доказал наличие трех собственных видов письменности у славянских народов — кириллицы, глаголицы и руницы. Наличие трех собственных видов письменности у славянских народов — явление беспрецедентное в истории культуры и показывает наличие у славян высочайшей духовной культуры в древности. Он обнаружил, что славянской руницей сделаны тайные надписи на многих рисунках немецких книг, поскольку славянский язык, как выясняется, был древним сакральным (сященным) языком Европы.
Профессор Чудинов доказал, что Кирилл создал христианское письмо («кириллицу»), путем комбинаций существующей многие тысячелетия азбуки славян и греческого алфавита, фактически «легализовав» славянскую письменность, что сделало возможным перевод христианских текстов с греческого языка с сохранением их сакрального смысла.
Изучая многочисленные культовые объекты, профессор обнаружил присутствие славянской культуры от берегов Португалии до зауральского Аркаима. и во времени: от неолита до первой половины 17 века, что привело к сенсационному выводу: евразийская культура — это культура славян, а Евразия — это Русь.
Опираясь на исследования, которые профессор Чудинов описал в книге «Священные камни и языческие храмы древних славян» (Можно скачать эту книгу в сети), сам собой напрашивается вывод, что русский язык — один из древнейших языков на Земле и один из столпов всех языков. Результаты этих исследований можно без всякого преувеличения назвать сенсационными и способными в корне изменить современные представления об истории евроазиатских стран и влиянии древней культуры славян на всю европейскую (и, вероятно, на всю мировую) цивилизацию.
К сожалению, книги В.А. Чудинова изобилуют научными понятиями и терминами, недоступными неспециалистам. И я очень надеюсь, что Валерий Алексеевич, либо сам, либо кто-нибудь из его ближайших помошников смогут выпустить популярные версии важнейших тем его разработок, что окажет взрывное воздействие на самосознание Русских людей и самой России.
Цитаты из высказываний В.А. Чудинова:
1. «Вообще, эта проблема, на мой взгляд, имеет даже серьезный политический оттенок, т.к. заставляет пересмотреть место древних славян во всей истории.»
2. «Теперь возьмите современную украинскую историографию: она пишет, что Киевское государство было украинским, все князья были чисто украинскими. Так ведь Украины-то и не было. Украина появляется лишь в 16 веке. Это была польская окраина. Когда великое княжество Литовское объединилось с Польшей, появилась Речь Посполитая, вот тогда эти земли вошли как окраина. Вообще, Украина — это искусственное образование. Если следовать украинской историографии, то Россия появилась даже не с 5 века, а с 14. И нам сейчас всего 6 веков. У меня такое впечатление — это одна историческая модель — приходит какой-то народ на славянскую землю, берет эту землю, вытесняет оттуда славян огнем и мечом, оставшихся переводит в свою культуру, эти люди начинают говорить на этом языке. И через некоторое время появляется кабинетная историография.»
3. «Как говорил один мой коллега, «мы живем в оккупированной стране», и этим очень многое объясняется. Потому что, если всерьез этим заняться, придется пересмотреть всю историю. Например, германцы пришли на славянские территории в 1 веке нашей эры и стали теснить славян. В Германии осталось очень много славянских названий, один Росток чего стоит. И вот еще славянские названия — Бранденбург — назывался Бранний Бор, то есть оборонный лес.
4. «Ну, так вот, германцы пришли в 1 веке, они жили несколько веков тихо, пока не окрепли, и в 9 -10 веке они начали вытеснять славян «огнем и мечом». Скажем, был город Липск, они его переименовали в Ляйпциг, Дрезден тоже изначально был не Дрезденом, а что-то типа Дроздова. Все эти города были славянские, и германцы оттуда всех славян выгнали. Вторая фаза, когда началась постепенная германизация оставшихся славян, германцы их начали вышучивать. Скажем, в эпоху Возрождения они писали книги типа «Корабль дураков»: когда вы начинаете читать, то видите — везде написано «славянин, славянин». Все дураки — славяне. Это и было началом их морального вытеснения.»

Менталитет и ментальность: определения

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет — это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.

«Менталитет» следует отличать от «ментальности», которая представляет собой совокупность осознанных и неосознанных психологических установок действовать, мыслить и воспринимать мир. Культуролог Андрей Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов».

Формирование менталитета

Обычно выделяют четыре фактора, которые влияют на само возникновение менталитета:

  • природно-географические причины

  • социально-исторические аспекты

  • вероисповедание

  • образование

Особое мировоззрение нации формируется на протяжении всей ее истории. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности.

Что касается формирования определенного типа менталитета у конкретной личности, принято обозначать такие факторы:

  • индивидуальная эволюция

  • мировоззрение родителей

  • биологические причины

  • влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей

  • социальные учреждения

  • литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства

  • СМИ

  • политика государства

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания. Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века.

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца — это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность — готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии… Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста — послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и «самокопанию».

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого — членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

26 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский менталитет совсем не похож на американский, но похож на украинский и белорусский из-за общей истории. Люди часто используют это понятие, но знают ли они его точное значение?

Менталитет — что это

Происходит термин от латинского слова «mens», что в переводе означает ум, образ мыслей, склад ума.

Поэтому ментальность обозначает целое мировоззрение какой-то определённой культуры. Она отражается во всех аспектах доступных человеку:

  1. интеллектуальном;
  2. эмоциональном;
  3. поведенческом;
  4. целостном восприятии мира.

Как можно описать отдельного человека, так и можно говорить об этнической группе в целом. То есть, это коллективная психика, которая была сформирована под воздействием общих факторов, например, государственной политики.

Менталитет отдельно взятого человека соткан из черт, которые перешли ему по наследству от родителей либо были обретены вследствие воспитания (что это такое?). Также изменения ментальности возможны за счет жизненных уроков либо нахождения в определённой узкой социальной группе (на работе, например).

Факторы формирования

Менталитет — это простыми словами характеристика личности, которая сформировалась под такими группами факторов:

  1. место рождения человека;
  2. воздействие социума;
  3. образование;
  4. вероисповедание.

Все эти причины играют важную роль в развитии личности (что это?), и нельзя выделить какую-то одну главную. Даже если какая-то из них отсутствует (например, образование или религия) – это тоже наложит значительный отпечаток на менталитет.

Если расписывать совокупность факторов, которые могут влиять на личность – это:

  1. унаследованные черты;
  2. целенаправленное воспитание родителей;
  3. мировоззрение родителей, в котором растёт ребёнок;
  4. выбор учебного учреждения;
  5. выбор социальных кругов общения: друзья, партнёры;
  6. работа;
  7. искусство (книги, фильмы, музыка, картины) – всё это тоже имеет больше влияние.

Менталитет общества

Менталитет как характеристика социальной группы формировался на протяжении целых веков. Он всегда развивается и меняется в зависимости от хода истории. Имеет как негативные, так и позитивные стороны. Как и люди, которые его составляют в совокупности.

Менталитет – это не логичные поступки этнической группы, после длительного размышления. А скорей шаблонные и стандартные действия, которые сформировались под воздействием разных факторов.

И когда наступает определённая ситуация, люди не задумываются и ведут себя так, как принято в их социальном кругу (действуют в рамках шаблона поведения).

Менталитет общества определяется следующими составляющими:

  1. традиции;
  2. культура;
  3. тип мышления;
  4. ценности;
  5. нормы;
  6. мораль;
  7. взгляды на разные аспекты жизни;
  8. мировосприятие;
  9. жизненный опыт;
  10. способность к социальной адаптации

Для того чтобы вы лучше понимали, приведём примеры, какие могут быть менталитеты:

  1. по стране проживания (немецкий, английский);
  2. по профессии (учительский, водительский);
  3. аристократический;
  4. маргинальный.

Примеры национальных менталитетов

Поскольку для большинства из нас менталитет ассоциируется с характеристикой нации, рассмотрим пример нескольких стран.

Жители России характеризуются отсутствием приватности человека. Каждый может постучаться к соседу в квартиру вечером, не думают, что лучше не беспокоить в такое время. Все всё про друг друга знают.

Русские знамениты на весь мир своей искренней и открытой душой. Они действуют от сердца. Если им не нравится кто-то, они не будут это скрывать. А полюбившегося человека примут с распростёртыми объятиями.

Негативизм как взгляд на мир – распространённое описание этого народа. Даже если всё стабильно и нормально, людям всё равно кажется, что что-то не так и есть повод погрустить (понастальгировать по былым временам) и сетовать на ситуацию, политику, чёрного кота на улице.

Американцы же очень позитивные и эмоциональные люди, несмотря на то что каждый третий сидит на антидепрессантах. Всегда улыбаются и всему рады (возможно, что это следствие многолетнего свободного ношения оружия — лучше улыбнуться, чем получить пулю).

Иногда это переходит в лицемерие, если перед ним человек, которому улыбаться он не хотел бы. Если американцы выражают свои чувства или отношение к чему-то, то словами «Восхитительно!», «Я вас очень сильно люблю!», «Это просто замечательно!» (послушайте их текущего президента).

Граждан Америки считают работоспособным народом. Но при этом они стараются отделять работу от личной жизни, отдавая ей значительное количество внимания. Также они не любят халяву. Если есть бесплатные напитки, они всё равно пойдут и заплатят за них.

Являются хорошими слушателями и никогда не перебивают. И сразу дают новому собеседнику кредит доверия. Они не пытаются проверить какую-то информацию, врёшь ты или нет. Не любят разговаривать об интригах и сплетнях.

Вот немцев сразу характеризует любовь к порядку. У них для всех предметов есть место, куда их нужно класть, и только туда. Они строго придерживаются правил, установленных в семье, на работе, в государстве. «Ordnung muss sein» — порядок должен быть всегда.

Жители Германии никогда ничем не делятся. Даже если речь идёт о куске пиццы для своего друга. Также у них особое отношение к детям. Законом запрещено их бить и на них кричать. За это могут отобрать ребёнка и поставить семью под наблюдение.

Эти описания дают только приблизительное представление о нации, и совсем не обязательно что представитель России, Америки или Германии должен им соответствовать. Но в общем социум похож на те характеристики, которые им приписали.

Я тут не упоминал про ментальность китайцев, японцев и других «далеких» от нас народов. С ними мы вообще отличаемся очень сильно. Это, кстати, мешает сближению, ибо мы все же больше европейцы, чем азиаты. Но, думаю, скоро мы этот пробел исправим.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Менталитет (фр. mentalite) — 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой-либо нации.

* * *
— система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети XX века введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации. Специалисты — психологи в области менталитета и ментальности подчеркивают: «отражая специфику психологической жизни людей, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, нормы и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки и т. п., отличающие указанную общность от других. Отраженные сознанием взаимоотношения между явлениями действительности и оценкой этих явлений действительности достаточно полно зафиксированы в языке, который является в силу этого одним из объектов анализа при изучении менталитета. Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения, к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Здесь следует выделить те стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями и также как устойчивые особенности поведения индивида называются чертами его личности. Типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяет описать черты национального или общественного характера, складывающееся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип» (И. Г. Дубов, А. В. Петровский). Говоря о формировании развития и динамике менталитета, следует остановиться еще, как минимум, на двух моментах. Во-первых, во многом порождаемый и подкрепляемый традициями, обрядами, направленными воспитательными воздействиями ближайшего референтного окружения, средствами массовой информации менталитет, кристаллизуясь уже на достаточно ранних этапах восхождения личности к социальной зрелости, является и показателем, и средством, и результатом процесса передачи социального опыта от поколения к поколению, по сути дела, доказывая факт их преемственности. Во-вторых, в условиях кардинальных социальных изменений менталитет, не будучи поддержан устоявшимися правилами, обычаями и традициями, может качественно меняться и человеческие представления о жизни общества, подходы к оценке самих себя, других людей, социальных явлений могут претерпевать неожиданные и при этом качественные деформации, существенно перемещаясь в континууме «иррациональный подход — рациональный подход». Подобные качественные сдвиги нередко носят болезненный, порой личностно разрушающий характер. Так, например, после октября 1917 года и в течение более чем 70 лет сформировались особенности менталитета советского человека, которые, по А. В. Петровскому, выразились в целом комплексе специфических характеристик: «»блокадное сознание” (ожидание, а иногда и уверенность в неизбежной агрессии со стороны «внешнего врага”), «ханжеская десексуализация” (исключение из обсуждения, а также литературного или иного творчества всего, что связано с физиологическими аспектами сексуальности человека), «социальная ксенофобия” (враждебное отношение к классовому врагу, к которому в разное время относили «белое офицерство”, «дворянство”, «кулачество”, «меньшевиков”, «эсеров”, и т. д.)». Понятно, что после 1991 года начался и достаточно бурно проходил процесс разрушения подобной личностной ментальности. В то же время целый ряд социально-психологических и личностных феноменов из только что перечисленных не изжит до конца и сегодня, выступая своего рода дополнительным доказательством того факта, что процесс изменения менталитета — процесс достаточно длительный и болезненный и что определенная степень преемственности менталитета одного поколения от другого практически гарантирована даже в условиях принципиального и при этом стремительного изменения обстоятельств жизни общества.

Более того, как считают многие исследователи, именно особенностями менталитета объясняется «пробуксовка» реформ в российском обществе, ностальгия значительной части населения «по сильной руке» в сочетании с массовыми проявлениями инфантилизма и социальной апатии. Так, по справедливому замечанию социолога Л. Гудкова, «сегодня становится все более очевидным, что блокирующими дальнейшее развитие России оказываются не особенности политической организации или тип экономической системы, а наиболее значимые, ядерные структуры культуры, важнейшие, наиболее ценимые национальные символы и представления, базовые составляющие национальной идентичности и самосознания русского человека, его антропология — то, во что верят, чем гордятся сами люди»1.

Заметим, что перечисляя факторы, отчетливо укладывающиеся в определение менталитета, Л. Гудков предпочитает оперировать термином «национальная идентичность», что отражает тенденцию последних лет, в рамках которой не только социальные психологи, но и представители других гуманитарных наук все чаще используют данное понятие как более психологичное и точное по сравнению с понятием «менталитет». Как отмечал А. В. Толстых, «в терминах теории идентичности Эриксона весьма удобно и поучительно говорить о некоторых актуальных проблемах наших соотечественников. Когда серьезные аналитики, политологи и «колумнисты” пишут о кризисе ценностей целых поколений, о потере нравственных и прочих ориентиров для масс и отдельных личностей, то не лучше ли было бы назвать это кризисом идентичности…. В терминах Эриксона можно было бы выразиться и круче и обсудить расползание в нашем обществе «массовой патологии идентичности”»2. Концепция Э. Эриксона особенно привлекательна для социальных психологов, изучающих особенности национальной ментальности, позволяет отслеживать и анализировать взаимосвязь индивидуального и коллективного сознания, «законсервированного» в содержании и смыслах базисных институтов общества. В целом, в рассматриваемом контексте понятия «национальная идентичность» и «менталитет» являются фактически синонимичными.

Пожалуй, наиболее масштабным эмпирическим исследованием особенностей российского менталитета является программа, реализованная группой сотрудников ВЦИОМ под руководством Ю. А. Левады в конце XX — начале XXI вв. Данное исследование, позиционированное авторами, естественно, как социологическое, носило, по сути дела, полидисциплинарный характер и, в частности, отчетливо показало стабильность специфических характеристик «советского менталитета», выделенных А. В. Петровским в современных условиях. При этом, «блокадное сознание» и «социальная ксенофобия», к которой в последние годы явно добавилась ксенофобия этническая, отнюдь не являются уделом маргинальных слоев общества, но приобретают массовый характер и более того, становятся для многих необходимым атрибутом «национальной гордости» и собственной значимости. Так, «мониторинговые исследования, проводимые во ВЦИОМ, показывали становящуюся все более явной после 1994 года взаимосвязь между высокими самооценками публики, вновь утверждающейся в своем великом прошлом и необыкновенных национальных достоинствах, и нарастающей ксенофобией, изоляционизмом, невротическим отказом от сравнения себя и других стран, особенно тех, которые считаются «нормальными”, то есть благополучными….

Восстановление на публичной сцене фигур «врага» (не только мятежных «варваров” — бандитов-чеченцев, но и американцев, НАТО и пр.), их присутствие в качестве «горизонта” происходящего стало условием повышения всеобщего тонуса в 1999—2000 годах. Антизападный рессантимент в большой мере способствовал приходу к власти лидеров, вышедших из спецслужб и армии: КГБ, МВД, ВПК и других силовых структур, составляющих костяк милитаризованного советского общества…

Чем выше уровень ненависти и ущемленной агрессивности… тем выше демонстрируемое доверие президенту, армии и спецслужбам, тем уверенней и оптимистичней чувствует себя российское общество. Шовинистический лозунг «Россия — для русских!”, который в начале 1990-х годов еще вызывал известное смущение у большей части опрошенных, сегодня утратил свою скандальность. За последние пять лет число так или иначе поддерживающих его увеличилось в полтора раза: с 43 до 60—65% (шокированы этим призывом 25%)»1.

Добавим, что в последнее время в рамках навязчивых призывов возврата к якобы традиционным ценностям «ханжеская десексуализация» на глазах обретает второе дыхание в российском обществе.

При этом, как совершенно справедливо отмечает Л. Гудков, «было бы непростительным для социолога (а, тем более для социального психолога. — В. И., М. К.) упрощением полагать, что активизация роли врага (и других стереотипов «советского менталитета”. — В. И., М. К.) в общественном мнении является результатом навязанной пропаганды, идеологического манипулирования или, как сейчас говорят, пиара. … Никакая пропаганда не может быть действенной, если не опирается на определенные ожидания и запросы массового сознания, если она не адекватна уже имеющимся представлениям, легендам, стереотипам понимания происходящего, интересам к такого рода мифологическим разработкам. Внести нечто совершенно новое в массовое сознание — дело практически безнадежное, можно лишь актуализировать те комплексы представлений, которые уже существуют в головах людей»2. Иными словами менталитет, или коллективное сознание во многом определяет бытие общества и реальное происходящих в нем социальных процессов.

Исследования социологов выявили и эмпирически подтвердили еще одну характерную особенность российского менталитета, а именно, склонность к пассивности и тотальной зависимости, прежде всего, по отношению к государству и власти: «Основная конфигурация черт русских в представлении о самих себе — это соединение партикуляристского набора характеристик с пассивным авторитарным комплексом зависимости и подчиненности. Эти определения составляют образ русских «для себя” — пассивных, терпеливых, простых (не претендующих на высокий уровень запросов, автономность и самодостаточность, сложность ценностного набора), открытых для внешнего социального контроля, замкнутых в аффективных неформальных группах и структурах взаимоотношений, которые обеспечивают необходимые требования адаптации и выживания при репрессивном режиме, ограничивают агрессию или давление извне»3.

Представляется, что именно эта особенность национального менталитета является родовой по отношению к выделенным А. В. Петровским деструктивным комплексам, свойственным «советскому сознанию»4. Именно ее следует рассматривать как глубинную психологическую причину постоянного «соскальзывания» общества к авторитаризму, изоляционизму, ксенофобии, поскольку «…подобные структуры представлений являются механизмами систематического разрушения позитивной гражданской солидарности, единства в зависимости, страхе, сопротивлении любым побуждениям и стимулам к большей продуктивности или интенсивности достижения, открытости, доброжелательности, повышению качества и ценности действия. Это солидарность зависимых и слабых людей в халтуре, пассивности и тревогах, которые порождаются без достаточного реального основания, но благодаря которым поддерживается коллективная идентичность низости. «Когда нечем гордиться, можно жить, понося и принижая других”. Загаженные подъезды и лифты, привычно обшарпанные дома, нелюбовь к себе и близким непосредственно коррелируют с централизованным бюрократическим государством и великой державой, вечно угрожающей кому-то.»1

Стоит добавить, что психологические исследования особенностей психосоциального развития в российском обществе (например, работы В. А. Ильина) также подтвердили наличие отчетливо выраженного комплекса зависимости и пассивности в структуре национальной идентичности (преобладает негативное разрешение базисного кризиса развития на второй стадии эпигенетического цикла).

Вместе с тем, было установлено, что в современной России налицо тенденция к позитивному психосоциальному развитию на индивидуальном уровне у значительной части молодежи, а также наличие определенного числа индивидов с качественной идентичностью среди взрослого населения. Причем в ряде высокозначимых сфер общественной жизни и профессиональной деятельности, таких как наука, образование, бизнес, они играют достаточно заметную роль. Это подтверждается и результатами социологических исследований. Так, Л. Гудков отмечает, что проявления комплекса пассивности и зависимости существенно различаются у представителей различных социальных и возрастных групп: «Чем он (респондент) старше и чем менее образован, тем сильнее выступают у него черты зависимого и пассивного субъекта. Напротив, с увеличением социальных и культурных ресурсов (образования, проживания в столицах или крупных городах, особенно если это молодые респонденты, соответственно более обеспеченные и реже связанные с госсектором) растет негативная и критическая оценка пассивно-зависимых черт в русском характере»2.

Таким образом, можно утверждать, что в современном российском обществе происходит противоречивая и потенциально конфликтная трансформация менталитета, являющаяся одним из проявлений более системного кризиса идентичности. В этой связи прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога, особенно работающего в сфере образования, является выстраивание развивающих, а при необходимости и коррекционных программ, направленных на формирование восприятия индивидами себя и общества как самодостаточных полноценных субъектов, ориентированных на сотрудничество, и разрушение деструктивных мифологем и стереотипов.

Практический социальный психолог, работающий с конкретными группами и организациями, должен учитывать особенности как «общесоциального», так и корпоративного менталитета своих подопечных, так как именно личностная и групповая ментальность в решающей степени определяют общую реакцию членов сообщества и его в целом на любые инновации в своей жизнедеятельности, будучи, по сути дела, своеобразной «оценочной призмой» при рассмотрении любого нововведения.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *