Модели креативного поведения

Содержание

Творческая личность и ее жизненный путь

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого».

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, – сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь.

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…). Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» .

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатый век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.

Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и другие.

Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Единственная проблема: кого считать гением, кого не считать таковым?

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно».

Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений по преимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих.

Что касается колебаний настроения, то еще Вильям Гирш отмечал их наличие у гениев , а многочисленные исследования выявили взаимосвязь креатизма с нейротизмом. Заметим, что нейротизм в меньшей мере определяется генотипом, чем другие черты темперамента .

Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, продолжительность творческого периода жизни.

Гегель в «Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и о научных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности к мышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, а как бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет более правомерным сказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенного дарования»

То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом (то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения. Именно тогда в связи с интересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов. Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в начале XIX века и, как «миф», похоронен в XX веке.

Однако несомненно: в отличие от «просто креативов», «гений» обладает очень мощной активностью бессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен к крайним эмоциональным состояниям.

Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:

гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Наконец, приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихся ученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий, хрупкий, но изумительно симметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Первый, в общем, имеет все, кроме физической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу… Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом. Такие низкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и, следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительной интеллектуальной мощью» .

Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественнонаучный подход к изучению психических особенностей творческой личности.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отражены в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод – неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. И так далее .

Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. А. М. Матюшкин на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а мотивации достижений.

Правда, возникает вопрос, а являются ли «творческие работники» бывшего СССР действительно творческими?

Однако большинство авторов все же убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте .

Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики).

Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности. Хотя гуманистические психологи «во весь голос» утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.

Согласно приведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений . То же относится и к детям с IQ выше 180 баллов.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности . На мой взгляд, здесь перепутаны причины и следствия, нейротичность есть побочный результат творческой активности.

Если связь нейротизма и креативности обнаружена во многих исследованиях, то по отношению к такой базовой характеристике темперамента (в большей мере зависящей от генотипа), как экстраверсия, однозначный вывод сделать трудно.

Однако в исследовании А. М. Петрайтите , проведенном в 1981 году на мужчинах и женщинах 20-35 лет, выявлены положительные корреляции между креативностью, социальной экстраверсией и интроверсией. Причем для тестирования креативности использовались субтесты теста Э. П. Торренса («Употребление предметов», «Незаконченные рисунки», «Невероятное событие»), а перцептивная интроверсия выявлялась посредством теста Роршаха: преобладание кинестетических ответов над цветовыми характерно для интровертов.

Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным «бесконтрольным» мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.

Талант, креативность – это не только большой дар, но и большое наказание.

Приведем результаты еще нескольких исследований, целью которых было выявление личностных особенностей творческих людей.

Наиболее часто в научной литературе упоминаются такие черты творческих личностей, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку.

К. Тейлор в результате многолетних исследований творчески одаренных детей пришел к выводу, что, на взгляд окружающих, они излишне независимы в суждениях, у них нет почтения к условностям и авторитетам, чрезвычайно развито чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура.

Одно из наиболее основательных исследований по выявлению личностных черт творческих людей было проведено под руководством К. Тейлора и Р. Б. Кэттелла. Оно было посвящено изучению сходств и различий креативного поведения в науке, искусстве и практической деятельности.

В качестве основной диагностической методики авторы использовали известный специалистам опросник 16 PF Кэттелла.

В одной из серий исследования сравнивались профили личностных черт известных ученых и инженеров (36 человек), музыкантов (21 человек), художников и обычных студентов последних курсов университетов (42 человека). Авторы не обнаружили никаких значимых различий между учеными и художниками по предложенному ими комбинированному индексу креативности. Однако удалось выявить значимые различия между этими группами по отдельным шкалам 16 PF.

Профили обеих групп творческих личностей значимо отличались от профиля группы студентов.

Из чего складывался «индекс креативности»? Было высказано предположение, что креативное поведение описывается двухфакторной структурой (результат вторичной факторизации чисел 16PF на выборке креативов). Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными (А-), они более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению (В+), склонны к лидерству (Ет), более серьезны (F-), являются более практичными или свободно трактующими правила (G-), более социально смелы (Н+), более чувствительны (J+), обладают очень богатым воображением (М+), они либеральны и открыты опыту (Q1+) и самодостаточны (Q2).

В более поздних исследованиях Гетцельна выявились различия между деятелями искусства и учеными по шкалам 16PF: у первых было более развитое вображение (фактор М), и они имели низкие баллы по фактору G.

Для исследования личностной составляющей креативности был разработан тест-опросник «Что вы за личность?» (WKPY – «What kind of person are you?»). Результаты заполнения этого теста коррелировали с данными, получеными с помощью 16PF. При исследовании 100 художественно одаренных студентов было выявлено 5 значимых факторов, коррелирующих с индексом креативности по WKPY: Ql(+); E(+); Q2(+); J(+); G(-).

Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения у литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.

Эти данные и легли в основу предположения, что креативное поведение можно расположить в пространстве двух факторов. Первый фактор включает изобразительное искусство, науку, инженерию, бизнес, видео– и фотодизайн. Второй фактор включает музыку, литературу и дизайн одежды.

Двухфакторная модель креативного поведения проверялась во множестве исследований. Выявлено, что факторы не являются ортогональными: r = 0,41.

В одном из исследований на выборке 590 человек проверялась модель, предложенная К. Тейлором: он выделил 8 областей проявления креативности. Использовался опросник ASAS («Artistic and Scientific activities survey»). Он предназначен для выявления различий между новичками и профессионалами и призван охватить разнообразные сферы проявления творческой активности: 1) искусство, 2) музыку, 3) театр, 4) науку и инженерию, 5) литературу, 6) бизнес, 7) дизайн одежды, 8) видео– и фотодизайн. Результаты, полученные с помощью AS AS, коррелируют с показателями тестов креативности по Торренсу. Шкалы считаются консистентными (а Кронбаха от 0,8 до 0,68), общая согласованность – 0,69 .

В результате эмпирического исследования вновь выявлены два фактора креативного поведения. В первый фактор вошли изобразительное искусство, видео-и фотодизайн, музыка, литература, дизайн одежды, театр. Во второй фактор объединились наука, инженерия и бизнес. Причем корреляция между факторами равна 0,32.

Следовательно, существует четкое разделение личностных проявлений творческого поведения в искусстве и науке. Кроме того, деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого (по своим творческим проявлениям), потом с деятельностью художника, артиста, литератора и т. д.

Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.

Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.

Остановимся и сделаем некоторые выводы.

Можно рассмотреть приведенные выше результаты исследований с точки зрения отношений уровня интеллекта и креативности у конкретной личности.

В том случае, когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и пр. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

По крайней мере, заметно, что различные исследователи, приписывая совершенно противоположные черты творческим личностям, имеют дело с различными типами людей (по классификации Когана и Воллаха) и переносят выводы, справедливые для одного типа, на всю совокупность творческих людей прошлого, настоящего и будущего.

Являются ли творческие люди с высоким уровнем интеллекта настолько уравновешенными, адаптивными и самореализующимися, как это кажется некоторым исследователям?

Возможно, борьба двух одинаково сильных начал: сознательного (интеллектуального, рефлексивного) и бессознательного, (творческого) – переносится из экзопсихического плана в эндопсихический (иначе – интрапсихический):

С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой…

Возможно, эта борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и смерть.

Творчество конечно во времени. Результаты десятков исследований, посвященных анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 42-45 лет.

Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделил в своей книге «Возвращенная молодость» великий русский писатель М. Зощенко. Воспользуемся результатами его труда в дальнейшем изложении .

М. Зощенко делит всех творцов на две категории: 1) проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей».

Воистину: «Задержимся на цифре 37», – как пел В. Высоцкий, жизнь которого остановилась на второй роковой дате – 42 года, как и жизни А. Миронова, Дж. Дассена, А. Богатырева и других.

Почти все перечисленные композиторы, писатели, поэты, художники – принадлежат к «эмоциональному типу», может быть, за исключением российских критиков – Добролюбова и Белинского. Зощенко ставит однозначный диагноз: их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой. Он пишет: «Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля и др.) не доказывает его случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью» .

Зощенко разбирает ряд случаев гибели и самоубийств поэтов и приходит к выводу, что в каждом случае имело место следствие переутомления от творческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, он указывает, что А. С. Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли: «настроение искало объект». По мнению Зощенко, здоровье поэта с 1833 года изменилось очень резко, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности – главная причина смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т. д.

Творчество конечно во времени. Жизнь многих творцов продолжается и после того, как творческий источник иссякает. И Зощенко приводит еще один «мартиролог», список «мертвецов при жизни», разумеется – творческих мертвецов. Глинка, Шуман, Фонвизин, Дэви, Либих, Буало, Томас Мур, Вордсворт, Кольридж, прожив долго, перестали творить еще в молодые годы. Творческий период, как правило, завершается длительным упадком сил и депрессией. Это касается как поэтов, так и ученых. Великий химик Либих к 30 годам испытал полный упадок сил, а в 40 лет окончил работу, как и Дэви (жил до 53 лет, творческую активность окончил в 33 года). Аналогично: поэты Кольдридж в 30 лет оставил поэзию по болезни, Вордсворт окончил творческую деятельность к 40 годам и так далее. Депрессия в 37 лет поразила Глинку, Фонвизина, Леонида Андреева.

Циклы творческой активности имеют глубокую психофизиологическую причину. И. Я. Перна, проанализировав биографии нескольких сот ученых, пришел к выводу, что пик творческой активности, определенный по датам опубликования важнейших трудов, свершений, открытий и изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный», спад творческой активности.

Возможно ли сочетание долгой жизни и творческого долголетия? По мнению Зощенко, и с ним трудно не согласиться, те люди, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно потому, что их жизнь подчинена ими же созданному строгому распорядку. Рецепт творческого долголетия – точность, порядок и организация. Для того чтобы максимально продлить творческую активность (нерегламентированную по своей природе), нужно максимально регламентировать жизнедеятельность.

Другой автор, польский литературовед Я. Парандовский приходит к аналогичному выводу, анализируя жизнь творческих людей. Хотя творчество основывается на вдохновении и ведет к непрерывной («взахлеб») работе (Лейбниц не вставал из-за стола по несколько суток, Ньютон и Ландау забывали обедать и т. д.), но с годами приходят регулярность и дисциплина занятий, и творчество превращается в труд. Однако никто из творцов с регулярной деятельности не начинает. Может быть, парадокс ранней смерти многих творцов и заключается в отсутствии психологических предпосылок для саморегуляции. С годами творческие и жизненные силы иссякают и для их восстановления и сохранения требуются внешние (регламент) и внутренние (саморегуляция) усилия.

Мысль, а точнее – высокий интеллект, продлевает жизнь. Если жизнь не прерывает война или концлагерь.

Эмпирическая психология также не осталась в стороне от этой проблемы. Продуктивность научного творчества стала предметом исследования не так давно. По мнению многих авторов, начало наукометрического подхода к проблеме возрастной динамики творчества связано с работами Г. Лемана.

В монографии «Возраст и достижения» (1953) он опубликовал результаты анализа сотен биографий не только политиков, писателей, поэтов и художников, но и математиков, химиков, философов и других ученых.

Динамика достижений представителей точных и естественных наук такова: 1) подъем от 20 до 30 лет; 2) пик продуктивности в 30-35 лет; 3) спад к 45 годам (50% от первоначальной продуктивности); 4) к 60 годам утрата творческих способностей. Качественное снижение продуктивности предшествует количественному спаду. И чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на молодой возраст. Выводы Лемана о значимости вклада личности в культуру базировались на подсчете числа строк, посвященных им в энциклопедиях и словарях . Позже Е. Клег анализировал словарь-справочник «Американцы в науке» и пришел к выводу, что спад творческой продуктивности у наиболее выдающихся ученых начинает наблюдаться не раньше 60 лет.

Среди российских ученых впервые (задолго до работ Лемана) к проблеме возрастной динамики творчества обратился И. Я. Перна. В 1925 году он опубликовал работу «Ритмы жизни и творчества». По данным Перна, пик творческого развития приходится на 35-40 лет, именно в это время крупный ученый публикует обычно свою первую работу (средний возраст – 39 лет). Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков (25-30 лет), затем идут физики-теоретики и химики (25-35 лет), затем – представители других естественных наук и физики-экспериментаторы (35-40 лет), позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. За пиком следует неминуемый спад, хотя при этом чередуются взлеты и падения продуктивности .

Одно из последних исследований возрастной динамики творческой продуктивности ученых провели Л. А. Руткевич и Е. Ф. Рыбалко . Они основывались на анализе биографий и творческих достижений ученых. Были выделены две группы: в группу А вошли 372 самых знаменитых, по мнению авторов исследования, ученых и деятелей искусства; в группу В – 419 известных, но не столь знаменитых представителей «творческих профессий».

В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он наблюдался во всех профессиональных группах (особенно – в группе представителей точных наук). Представители группы А дольше учатся, чем представители группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значительно продолжительнее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше начинают творческую деятельность, чем менее выдающиеся.

Многие авторы считают, что существуют два типа творческой продуктивности в течение жизни: первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце четвертого десятилетия жизни с последующим спадом после 65 лет.

У наиболее выдающихся деятелей науки и искусства не наблюдается и установленный во многих исследованиях типичный спад творческой активности перед смертью.

Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества, присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отношению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом.

Подведем итоги. Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, а в наших терминах – субъекта сознательной деятельности и бессознательного творческого субъекта – определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Доминирование креативности над рефлективным интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени жизни. Время дороже денег, поскольку его дается человеку в обрез.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Существует категория людей, у которых любая идея является уникальной. Их называют творческими или креативными. Креативность ценится во многих жизненных аспектах. В таких профессиях, как менеджер, оформитель, организатор, креативное мышление – это один из основных критериев для приема на работу. Умение нестандартно ухаживать может помочь в личной жизни добиться расположения второй половинки, уникальный подход к решению многих вопросов позволяет создавать новые технологии и делать огромный прорыв в научном мире. Так что такое креативное мышление, и как его можно развивать?

Креативное мышление – уникальный подход к решению любых ситуаций

Креативное мышление в психологии

Креативность мышления – это определение творческого человека, способного мыслить нестандартно. Это способность смотреть на ситуацию под другим углом. Креативные люди, в большинстве случаев, более успешны в бизнесе, личной жизни, науке, культуре и искусстве. Креативное мышление можно использовать в любых сферах жизнедеятельности. Оно помогает быстрее находить общий язык с людьми, быть более интересным собеседником, вносит в жизнь яркие краски, особенно тогда, когда, казалось бы, выхода нет никакого.

Психологи утверждают, что развивать творческое восприятие мира можно в любом возрасте. Особенно хорошо это получается у детей, так как они это делают не по принуждению. В наше время развитие креативности одобряется, совсем недавно в школах, институтах и других учебных заведениях мышление детей загонялось в определенные рамки, чтобы не разделять группу на более и менее успешных.

Человек с самого рождения способен мыслить и фантазировать. Ни одно живое существо на планете не имеет возможности воплощать свои идеи в жизнь, кроме человека разумного. Но у одних людей эта способность развита в большей степени, у других – в меньшей. Это не является проблемой для тех, кто хочет самосовершенствоваться и развиваться. Ведь существует множество упражнений, помогающих открыть в себе способность креативно мыслить.

Зачем нужно креативное мышление

Креативное мышление нужно для того, чтобы не присвоить себе статус нудного, серого человека, который живет в определенных рамках. Людей, не умеющих мыслить креативно, достаточно много. Они посредственны и способны выполнять ту работу, в которой есть четкий план действий. Как правило, люди, не умеющие мыслить креативно, не обладают лидерскими способностями. Они не умеют вести переговоры, не способны открыть свое дело, не любят фантазировать и т.д. Они скучны, хотя сами себя таковыми могут и не считать. Если человек хочет развиваться в духовном плане, то креативность и здесь играет большую роль. Эта способность помогает обрести смысл в своих действиях, открыть для себя и понять многие жизненные ценности.

Креативно мыслящий человек является хорошим лидером

Использование в бизнесе

В век технологий никакое дело невозможно без рекламы. Так как рынок пестрит товарами и услугами, очень сложно придумать что-то новое, чтобы заинтересовать потребителя. Вот тут на сцену выходят люди с развитым креативным мышлением. Они способны предложить товар покупателю так, чтобы у последнего даже в мыслях не было отказаться. При этом потребитель думает, что совершает покупку продукта или услуги только исходя из личных соображений. Эта способность PR-менеджеров и рекламных агентов очень ценится в бизнесе. Многие работодатели готовы потратить большие деньги, чтобы перекупить ценного сотрудника у фирмы-конкурента.

Людям с нестандартным подходом к ситуации совсем несложно открыть свой бизнес, даже несмотря на то, что все ниши уже давно заняты. Они видят перспективу там, где ее, казалось бы, просто нет. Хочется заметить, что часто такие бизнес-идеи имеют большой успех, хотя и открывать какое-нибудь производство с «0» достаточно страшно, если отсутствует опыт предпринимательства.

Креативность в бизнесе позволяет руководить фирмой не по шаблону, но, придерживаясь определенных правил и законодательства.

Обратите внимание! Именно креативность позволяет четко увидеть проблему и распознать всевозможные пути ее решения. Также люди с незаурядным умом способны быстрее обрабатывать большое количество информации и решать несколько задач одновременно.

Признаки креативности

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать степень креативности человека:

  1. Гибкость мышления;
  2. Беглость;
  3. Наличие нестандартных идей;
  4. Умение выбрать из множества решений самое выгодное.

Гибкость мышления – способность воспроизвести несколько различных вариантов решения одной и той же задачи. При приеме на работу в крупные предприятия существуют тесты, в которых определяется степень гибкости ума. К примеру, даются два слов, абсолютно несвязанных между собой. Претендент на должность за фиксированное время должен составить предложения, где будут употреблены эти слова и связаны между собой по смыслу. Чем больше предложений, тем более развито креативное мышление.

Признаки креативности

Беглость – способность обрабатывать большое количество мыслей за фиксированное время. К примеру, за 3 минуты нужно назвать профессии на вторую букву алфавита. Чем больше определений, тем сильнее у человека развита беглость, соответственно, тем ценнее сотрудник.

Важно наличие нестандартных идей или оригинальность мышления. Еще в дошкольных учреждениях психологи проводят тесты с детьми на оригинальность мышления. Один из таких тестов заключается в вопросе, на что похож воздушный шар. Взрослый человек со стандартным мышлением ответит, что на мяч, у детей и подростков фантазия более развита. Некоторые отвечают, что на барабан и обосновывают, что в воздушном шаре и в барабане внутри много воздуха. Как правило, судить о степени развития креативности в таком возрасте еще слишком рано.

Умение выбрать из множества идей самую выгодную – этот признак очень ценится в мире предпринимательства, так как идей может быть очень много, а максимальный результат принесет только одна.

Развитие креативного мышления

Любая способность, данная человеку с рождения, имеет перспективу развития. Развитие креативного мышления происходит в несколько этапов.

Креативность можно и нужно развивать

Этапы развития креативного мышления:

  • пробуждение;
  • имитация;
  • связи;
  • трансформация.

Первый этап развития креативности приходится на дошкольный возраст и возраст начальных классов, он является неспециализированным. Вторая фаза приходится на пубертатный период и отличается уклоном на оригинальное творчество. Развитие креативности имеет максимальный темп с возраста ученика младших классов и до окончания подросткового периода. На этих этапах очень важна поддержка родителей.

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Что такое креативность? Синонимом этого понятия можно назвать творчество, но к просто творчеству необходимо добавить несколько сопутствующих креативности свойств человека. Например, неординарность, мобильность (способность быстро переключаться с одной задачи на другую), эрудиция, компетентность, уверенность в себе.

Если просто творческий человек может быть замкнутым, задумчивым, нелюдимым, но при этом «производить на свет» шедевры музыки, поэзии, рисунка, любого мастерства (вышивания, рукоделия, оригами и т.д.), то креативные люди – всегда общительны, находятся среди людей, актуальны и безумно интересны.

Что значит — «Быть креативным»?

Творческий человек наделен от природы даром, талантом к какой-то деятельности, а креативный человек достигает своего мастерства самостоятельно, имея знания, развивая навыки, совершенствуя себя. Другими словами, творчество – нечто врожденное, а креатив – приобретенный навык. Это совсем не говорит о том, что креативным может стать каждый.

Определенные предпосылки к этому навыку должны родиться вместе с человеком. Например, смелость – если человек зависим от мнения большинства и боится представить свои работы на обозрение публики, то он останется только талантливой личностью. Хотя шанс стать креативщиком можно предоставить каждому, но чтобы это произошло в жизни размеренного, заурядного человека, он должен пережить некий «стресс», чтобы его мировоззрение резко поменялось.

Креативные люди — очень востребованы в качестве сотрудников в самых различных сферах. Требование «креативность», «неординарный подход» к кандидатам на должность, часто фигурирует в объявлениях о поиске сотрудников. Работодатели подразумевают под этими качествами, что соискатель сможет быстро влиться в работу, вникнуть в суть функционирования предприятия и приносить пользу.

Часто, от креативных людей руководители ожидают умения генерировать идей, то есть, ставя перед сотрудниками задачу, креативный коллектив тут же набрасывает варианты ее решений, обсуждая и анализируя которые вычисляется наиболее подходящая стратегия дальнейших действий.

Креативность подразумевает под собой совершенно новый подход в работе, учебе, любой другой деятельности, даже в мытье полов. Придумал что-то новое неординарное, внедрил в работу – ты креативщик. Кстати, — также креативны. Большинство людей пытаются решить проблему разбираясь в ее содержании, предпосылках, предыдущем опыте решения аналогичных проблем и т.д., креативные люди рассматривают не саму проблему, а ситуацию в целом: рисуют схемы, «заходят издалека».

Сначала их идеи могут казаться бредовыми, но постепенно сужая свои мысли, они добиваются конкретного решения. Знаете, как говориться: «Тот, кто предугадал ход событий раньше толпы заурядностей, тот 24 часа слывет человеком, лишенным самого заурядного здравого смысла», так вот это как раз о креативных людях.

Как стать креативным человеком? Нужно меняться: внутренне, внешне, эмоционально. Сегодня существуют различного рода упражнения на развитие творческого и неординарного мышления, тренинги, курсы и просто книги. Вот пара рекомендаций:

  • Расширять словарный запас. Составьте 2 словаря с описательными прилагательными, которые можно применить к человеку и предмету (красивый, скромный, тактичный, опасный…). Используйте подручные материалы, книги, журналы, рекламные ролики и буклеты, афиши и т.д. это поможет развитию навыка поиска информации. Самый легкий путь – это интернет, но в развитии словарного запаса он не поможет. Используйте нужный словарь, описывая конкретного человека, домашнее животное, предметы дома или на улице. Сначала придется постоянно подглядывать, но по мере запоминания слов это упражнение можно будет делать, просто идя по улице или в транспорте.
  • Разные забавные упражнения. Например, быстро назвать цвет написанных слов.

Или решить задачку. Какое число должно идти дальше? 11, 21,1211, 3112, 132112 … Эту задачу мы решали порядка 20 минут креативным коллективом, по одиночке мы бы не справились.

  • Отлично развивает неординарность составление предложений и текстов . Берем три любых слова, к примеру: булка, улица, зеркало. Применив эти три слова нужно в течение минуты придумать логичное предложение, примерно так: Я выронила булку, засмотревшись на улице в зеркало. Или если есть с кем «поиграть» можно описывая интересную историю из жизни вставлять в нее слова (и даже целые фразы), которые будет показывать оппонент, предварительно написав их на листочке. Рассказ должен получиться логичным, целостным и без пауз на раздумье.

Это только основы, работа над собой всегда требует и жертв и времени и разочарований. Но полезные навыки того стоят, в результате вы ни о чем не будете жалеть.

Пишите, если появились мнения по этому поводу или потребуются ответы на задачки…

Как изменить свой образ до неузнаваемости и стать восхитительно привлекательной?

Роскошная женщина вне всяких сомнений — это красивая женщина. Но не всякая женщина, обладающая красотой может стать роскошной. Что же скрывается в таком глубинном понятии, как роскошная женщина?

Какая она роскошная женщина?

Роскошная женщина всегда знает чего она хочет от жизни и сама творит свою реальность, понимая всю ответственность за свою счастливую судьбу.

В большинстве случаев таковыми не рождаются. Роскошными становятся благодаря каждодневному труду и работе над своим совершенством.

Она владеет не только своими эмоциями, но и своим наполненным внутренним миром. Она понимает, что ее женская сущность – это гармония с собственным «Я» и внешним миром.

Образ роскошный женщины

  • Эта женщина всегда элегантно одета и очень востребована. Ее не утомляют мысли о том, что надеть, чтобы выглядеть шикарно. Она всегда ухаживает за собой, не ущемляя себя в других сферах развития.
  • Понимая, что тело – храм ее души она правильно питается и не позволяет себе ничего, что принесет ее здоровью вред. Ведь роскошная женщина — это прежде всего здоровая женщина.
  • В ней всегда видна ее королевская стать. Ее походка — мягкая и уверенная, манит своей грациозностью и всегда заставляет обернуться.
  • Взгляд очень глубокий и проникающий в самую душу. Она действительно за несколько секунд может оценить своего собеседника. Она всегда смотрит в глаза и не теряет взгляд оппонента, считывая его настроение.

  • Улыбка ее слегка загадочна и присутствует на лице практически всегда. Даже в очень тяжелой ситуации она старается сохранять это качество, не позволяя негативным чувствам пролиться в ненужный момент.
  • Все ее жесты плавные и руки всегда слегка спереди. В ранние времена королевских особ, для того, чтобы придать рукам женственности и научить девушку держать правильно руки, ей надевали крупные перстни, которые были слегка большими по размеру. Это сдерживало ее от лишних взмахов руками и она училась управлять своими жестами.
  • Аромат ее всегда подобран согласно ее статусу и всегда отличается изысканностью и уникальностью. После себя она всегда оставляет шлейф приятных воспоминаний о себе.

Правила роскошной женщины

У роскошной женщины свое видение жизни и свои постулаты, которые не зависят от мнения окружающих ее людей. Ведь для этого она достаточно уверена в себе и неподражаема.

  • Здоровая пища и умеренный спорт — одно из самых важных в ее списке по сохранению молодости и бодрости. Она интересуется калорийностью и чистыми продуктами и следит за своим рационом.
  • Она самодостаточна и рядом с ней всегда будет только такой же успешный и сильный мужчина. Тратить свою энергию на слабых мужчин она попросту не может себе позволить.


  • Она очень грамотна и образованна и сможет поддержать любую беседу или тему. Для этого она прикладывает достаточно усилий, чтобы быть в курсе новых тенденций и общаться с разносторонними людьми.
  • Она изучает все женские премудрости, пытаясь открывать в себе новые источники женственности, и, черпая энергию из тех вещей, которые приносят ей удовольствие.

Секреты роскошных женщин: макияж, украшения

  • Макияж шикарной женщины всегда отличается умеренностью и грамотным нанесением. При всем этом она владеет этими техниками сама, не прибегая к помощи стилистов и визажистов.


  • Она всегда знает несколько секретных рецептов домашних средств по уходу за собой и поддержанию своего здоровья. Хотя многие думают, что ее безупречный вид результат долгих походов в салоны красоты.
  • Она умеет грамотно подбирать не только драгоценности, но и качественную бижутерию. Ведь умение дополнить образ нужным аксессуаром тоже великое искусство.

Стиль одежды роскошной женщины

Стиль одежды роскошной женщины всегда отвечает ее настроению и той атмосфере, где она должна предстать во всем величии.

  • Если это деловая встреча, она будет одета в такт по-деловому, но при этом очень сексуально.
  • Если это торжественный вечер, она будет центром внимания, благодаря идеально подходящему ей вечернему платью. Все будет продумано до мелочей – от цвета туфель, до количества колец на пальчиках.
  • И даже на прогулке или в спортивной обстановке, она сможет быть восхитительна, благодаря качественным вещам, уникальным образом подчеркивающих ее фигуру.

Как стать роскошной и шикарной женщиной? Как изменить свою жизнь, с чего начать?

  • Только благодаря ежедневным усилиям и работе над своим образом, над своими мыслями и поступками, можно стать шикарной женщиной. Нужно научиться ощущать внутренний стержень, который поможет держать осанку и показывать стать.
  • Научиться сдерживать эмоции и никогда не ввязываться в спор в резком тоне. Это удел простушек. Она понимает, что ее драгоценное здоровье и нервы гораздо важней неприятной ситуации и может достойно ее обойти.
  • Всегда следить за своим питанием – соки, фрукты, живая пища и как можно меньше мяса позволяют ей быть всегда в форме и в центре внимания. И конечно же регулярные физические нагрузки для тонуса тела.

Привлекательная женщина для мужчины

Мужчина смотрит на женщину другими глазами и его видение очень отличается от женского. То, что для нас важно, для мужчины не является приоритетным.

Например, мы стараемся нарастить ногти, волосы, ресницы и порой грудь, утешая себя надеждой, что теперь все мужчины будут покорены.

Но шикарная женщина всегда обладает естественной красотой и старается избегать искусственного в своей внешности. Это очень чувствуют и ценят мужчины.

Сексуально привлекательные женщины: образ

  • Сексуальность в наше время приобрела слишком откровенный характер распущенности.
  • Для мужчин сексуальность не в нагом теле, а в сияющих глазах, в эротичной походке от бедра, в наполненности женской энергией и конечно же в сладком и томном женском голосе.
  • Все эти качества можно привить себе, если каждый день изучать верные методики. А откровенную и голую распущенность оставим простушкам.

Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь?

  • Для качественного изменения жизни нужно пересмотреть свой гардероб. Выкинуть все вещи, которые вам не идут или просто пролежали год без применения. Они только засоряют энергетическое пространство.
  • И теперь, чтобы купить новую юбку или платье, необходимо узнать тип своей фигуры, изучить свой и научиться составлять базовый и модный гардероб.
  • Все вещи должны быть отменного качества. Больше никаких дешевок. Пусть будет одно платье в месяц, но самое лучшее. Одни туфли, но только из кожи. Одна сумочка, но от хорошего бренда.
  • Изучать свои стиль и предпочтения – это познавать себя всю жизнь. Мы меняемся и наша одежда будет меняться вместе с нами. Но качество ее и качество нашей жизни будет только повышаться.

Главное для создания имиджа роскошной женщины — изменить образ мышления

Самое важное в роскошной и шикарной женщине – это образ ее мышления. Она любит себя прежде всего. И это не надменная любовь с гордыней.

  • Это любовь истинного «Я» с принятием в себе всех качеств.
  • Это и умение сострадать и помогать.
  • Это умение организовывать свои мысли и не позволять им руководить собой.
  • Наши мысли строят наше будущее.

И каждый раз, подходя к зеркалу, не забывайте сказать себе, как вы прекрасны, какая вы королева, что вы любите себя любой и в любых ипостасях.

Роскошные русские женщины: фото

Роскошная восточная женщина: фото

Роскошные сексуальные женщины: фото

Роскошные зрелые женщины: фото

Какой подарок можно подарить роскошной женщине?

Женщина с шикарной душой и внешностью оценит подарок, который подобран с любовью.

  • Это могут быть одни из ее любимых духов. Изучите ее аромат и стилистику.

  • Так же она очень оценит поездку в интересную и неизведанную ею страну.
  • Отличным подарком может стать конечно и набор драгоценностей. Главное узнать какие камни она предпочитает.
  • Если женщина любит искусство, можно удивить ее покупкой очень редкой картины или написанного на заказ ее портрета.

  • Став его обладательницей, она вас обязательно отблагодарит и вы оставите в ее сердце неизгладимые впечатление.
  • Автомобиль редкой модели тоже порадует и возможно даже удивит такую женщину. Не забудьте в салоне оставить букет роз.
  • Начните мыслить иначе и позволять себе быть самой собой. Это первый этап принятия своей сути на пути любви к себе самой.
  • Читайте книги, изучайте новости, чтобы всегда быть в курсе всего нового и уметь поддержать любой разговор.
  • Пересмотрите свой гардероб. Если нужно, посоветуйтесь со стилистом и научитесь покупать те вещи, которые вам идут.
  • Наполняйтесь женской энергией. А для этого обязательно заниматься творчеством и теми делами, которые радуют вас.
  • Займитесь спортом и своим здоровьем. Гибкое тело, сияющие глаза и молодость вам будут обеспечены.

Красивыми можно родиться, шикарными можно стать, работая над собой каждый день. Будьте шикарными женщинами!

Видео: Как создать имидж роскошной женщины?

Для того, чтобы выделиться среди окружающих и привлечь к себе внимание многие люди прибегают к различным способам. Например, набивают необычное тату, используют пирсинг, нестандартный стиль одежды. С такой же целью прибегают и к креативным стрижкам. Креативная короткая стрижка – это отличный способ для женщин и мужчин показать себя как неординарную, смелую и необычную личность, которая не боится перемен и готова на все ради желанного образа. Конечно, чаще всего именно женщины прибегают к такому стилю причесок, но и мужчины хотят выделиться не меньше. Поэтому салоны и парикмахерские регулярно выполняют работы по созданию креативного образа.

Женские креативные короткие стрижки — преимущества

1) Несмотря на то, что символом женственности являются длинные локоны, тем не менее многие женщины приветствуют именно короткие стрижки, считая их универсальными и красивыми. Также и многие мужчины считают, что женщина с короткой или даже с ультракороткой стрижкой выглядит энергичнее и sекsуальнее.

2) Также еще одним плюсом, которым обладают короткие и очень короткие прически, является их способность молодить даму. Многие думают, что короткая укладка придает возраста, но это не так, при правильно выполненной стрижке женщина станет моложе и привлекательнее, а ее лицо свежим и открытым.

3) Креативные стрижки на короткие волосы не требуют большого ухода и затрат значительного количества средств. Тем более, что современные новинки в области укладки приветствуют хулиганский и небрежный стиль.

4) Короткая длина дает возможность полечить волосы и дать им отдохнуть. А если она надоест, то можно дождаться, когда шевелюра отрастет и поменять образ.

5) Короткие креативные стрижки являются очень модными, человек, разбирающийся в моде точно оценит подобный образ.

Креативные женские стрижки на короткие волосы — виды

Существует несколько основных видов креативных коротких стрижек, которые выполняются чаще всего.В основном, как правило, они сочетаются со столь же смелым и ярким окрашиванием.

Асимметрия

Модной тенденцией вот уже не одного сезона является асимметрия в образе, не исключением является и 2018 год. Асимметрия может просматриваться как в длине, например, с одной стороны шевелюра длиннее чем с другой.

Также асимметричная челка интересное решение для смелого образа. Могут быть различные по длине отдельные пряди. Асимметрия может прослеживаться и в окрашивании.

Гранж

Для женщин, любящих креативность, но при этом не допускающих вычурности, отлично подойдет такая прическа. Пряди находятся в некотором хаосе, они не наложены ровно друг на друга, а слегка отбивается одна от другой. Это придает девушкам несомненную женственность и шарм. Особенностью стрижки является то, что ее необходимо контрастно совмещать с макияжем и одеждой. Если уж и выбрали такую стрижку, то следует придерживаться сдержанного макияжа и соответствующего стиля одежды.

При этом осуществлять укладку достаточно просто, при желании пряди можно немного подкрутить и тогда образ станет более романтичным. Креативности образу сможет добавить и стильное и модное окрашивание.

Гарсон

Переводится это слово, как мальчик. Такое название данная прическа получила в связи с тем, что может показаться, что выглядит она как мужская, но на самом деле это не так.

Мужские короткие стрижки делают женщин строгими и грубыми, в данном же случае дама становиться нежной и серьезной. Открывается ее лицо и выделяется красивая шея. Совмещают стрижку с длинной челкой, что разбавляет образ.

Пикси

Стрижка очень кроткая, техника заключается в том, что локоны подстригаются как будто наружу, вследствие чего появляется дополнительный объем.

Отличным решением будет такая прическа для полных девушек, они станут значительно стройнее. Для круглого типа лица такая прическа будет точно положительной, так как вытянет его и сделает более овальным.

На висках пряди очень короткие, сочетающиеся с косой челкой. Для девушек, любящих яркий макияж пикси будет отличным решением.

Андрогин

Это очень креативная стрижка, которая делает женщину похожей на мужчину. Но несомненно такой образ привлекает внимание окружающих. Все самое необычное приветствуется в таком образе, очень короткая, практически отсутствующая челка, ровные линии, необычные цвета – вот что нужно для достижения правильного результата.

Нередко можно даже наблюдать ее с выбритыми висками, в общем, все самое необычное и креативное собрано в этом стиле.

Ирокез

Давно известная прическа ирокез, но не перестающая удивлять своей креативностью. Все взгляды устремляться в сторону обладателя такой внешности.

С ней можно быть похожим на какую-то рок-звезду. При этом сам гребень, который является основным, может быть зачесан назад, выпрямлен, как шипы или же закручен, что стало очень модно для женщин в этом сезоне.

Креативные челки

Челка может отлично выделить свою обладательницу даже как самостоятельная укладка.Сейчас можно наблюдать большое количество образов, в которых просто невероятная стильная челка.

А какую стрижку выбрали для себя вы? Поделитесь в комментариях!

Как известно, творческие люди, в том числе и женщины, — большие дети, которым как воздух необходимы неординарность, свобода и вечное движение, из которых они и черпают свое вдохновение. Именно по этому они зачастую и предпочитают ни от чего и ни от кого не зависеть. Но так же очевидно, что рано или поздно, как и у любой женщины, у творческой просыпается желание обзавестись семьей, завести детей, необходимость в поддержке твердого родного плеча заметно возрастает. И, возможно, кому-то это покажется достаточно парадоксальным, но вопреки заложенной в них нелюбви к рутине, многие из таких женщин выбирают себе в спутники вполне обычных, порой даже «противоположных» искусству мужчин. Менеджеры, работники банков, бизнесмены — вполне себе нормальные люди. И дело тут зачастую не в деньгах. В чем же кроется причина?

Во-первых, как говорится, из двух зол выбирают меньшее. Это только со стороны кажется, что писателя и актрису объединяют общие интересы, и у них больше общего. На деле же двоим «детям» скомпоновать стабильную ячейку общества куда сложнее. Они оба безуспешно нуждаются в абсолютном поглощении со стороны партнера, постоянной поддержке, и, наверняка, глубоко уверены в своем творческом превосходстве. Да и дом, в котором обитают два эмоционально неспокойных человека, которые в любую секунду могут впасть в творческий кризис, резко превращающийся в депрессию, совсем не похож на уютный семейный очаг. Наверное, поэтому такие пары часто расстаются, только вспомните, как часто разводятся голливудские пары.

Ну а, во-вторых, противоположности притягиваются. В серьезном взрослом мужчине она (модель, актриса, писательница, фотограф, художница и дальше по списку) будет чувствовать необходимую поддержку, уверенность в завтрашнем дне, если такое вообще возможно с творческим созданием. Впрочем, не стоит думать, что тут все так просто. Даже с самым простым «мужчиной-пластилином» (лепи, что хочешь) «эти» женщины умудряются совершить сотни ошибок, которые если и не приводят к печальному концу отношений, то заставляют чувствовать себя глубоко несчастной, а его — раздраженным. Дело все в частой неумеренной инфантильности творческих людей, с которой и надо бороться.

Мы выявили самые распространенные ошибки творческих женщин в отношениях с «обычными» мужчинами.

Снимите «розовые очки»

Конечно, романтические прогулки под дождем, сумасшедшие поступки, спонтанные поездки на Аляску и заваленный 1001 розой офис — это прекрасно и предел мечтаний, но больше похоже на сценарий Голливудской романтической комедии. Ваш избранник не герой журнала Forbes? Тогда логично, что подобных поступков позволить он себе не может. И если ваша книга в стадии написания уже не первый год, и до гонорара за нее вам еще страниц 500, при написанных 100, то вместо того, чтобы витать в облаках, подумайте что вы будете кушать вечером. В конечном счете, если душа так просит романтики, — накройте ужин при свечах. Такому повороту после тяжелого дня он обрадуется намного больше, нежели предложению испытать судьбу и здоровье, прогуливаясь в под дождем.

Не ждите, что он сам будет совершать романтические поступки

Нет, вы, конечно, можете заставлять его нон-стоп смотреть романтические комедии и мелодрамы, показательно вздыхая на «тех самых» моментах, и ждать и надеяться, что он, наконец, повторит ту сцену из «Красотки», но, честно говоря, ждать можете до старости. Мужчины, в большинстве своем, существа достаточно прямолинейные и намеков не понимают. Подготавливайте почву сами. Нет, никто не говорит вам заявлять ему в лоб, что хотите букет алых роз и салют из букв «Анечка, с днем рождения!» (мало ли), но подталкивать и устраивать романтическую атмосферу никто не запрещал. Так, например, вместо традиционного отдыха в «все включено» в Турции, закажите билеты в Венецию или Париж, места, которые сами по себе пропитаны романтикой. В такой обстановке, вполне вероятно, он будет настроен совершить что-нибудь, если не грандиозно-романтичное, то по крайней мере милое и трогательное. Главное, не прогадать с сезоном: летом романтическая прогулка на гондоле в Венеции рискует обратиться в нечто ужасающее из-за жуткого запаха застоялой воды.

Взрослейте

Наверное, многие и не раз слышали: «Женщина ведет себя как ребенок, когда по-настоящему счастлива». И это бесспорно мило, когда в ее характере иногда присутствует едва уловимая детская наивность, которая многим мужчинам придает уверенности в себе. Но, когда на его вопрос «почему дома бардак и в холодильнике повесилась мышь» она стоит и хлопает глазами, пытаясь сделать милое наивное лицо, это раздражает. И отговорка «я была занята работой» лишь подольет масла в огонь. Начнем с того, что для «обычного» мужчины ваша работа вряд ли является серьезным делом. Он, скорее, воспринимает ее как оплачиваемое хобби. И он не против этого вашего занятия, пока оно не мешает вашим хозяйственным обязанностям. Тут не идет речь о том, что вы женщина и обязаны. Но если вы живете с мужчиной, то забота о его благополучии, как минимум об отсутствии чувства голода, должна быть для вас важной. И потом, если вы планируете заводить семью, то стоит все таки учится ответственности.

Не требуйте от него невозможного

Скорее всего, если вы потащите своего «обычного» возлюбленного на очередной шедевр Фон Триера или на выставку современного искусства, он, в лучшем случае, промолчит, а в худшем, затронув все ваши тонкие чувства, выскажется, какой же это бред. И дело тут не в «полном отсутствие вкуса» или в том, что он «абсолютно ничего не понимает» (ведь именно в этом, скорее всего, вы его и обвините), а в том, что ему это абсолютно чуждо и не интересно. Лучше сходите с ним на выставку полотен эпохи Ренессанса или на очередной фильм Гая Ричи или Кристофера Нолана, готовы поспорить, эти хорошие вещи он оценит куда больше. Кстати, такого же принципа стоит придерживаться и выбирая круг общения. Не стоит вести своего мужчину на встречу с клубом писателей или в кружок артхаусного искусства. Ему, как минимум, будут не интересны эти непонятные разговоры, или чего еще хуже, подобные походы могут привести к соре между вами и вашим избранником или между вами и вашими друзьями, которые явно окажутся не в восторге друг от друга. Вы же не блещите энтузиазмом, когда он заводит разговоры со своими партнерами и друзьями о бизнесе. Наверняка, у вас есть общие знакомые и друзья, которые устраивают вас обоих, вот с ними вместе и встречайтесь.

Контролируйте свои эмоции

Да, бывает, что и страницы не пишутся, и картины не рисуются, и просто хочется свернуться калачиком на кровати, и чтобы никто не трогал. А мужчина, значит, в это время должен взять на себя все ваши обязанности? Еще хуже, когда женщина натурально капризничает и требует в период своей «депрессии» вечного внимания и жалости к себе. Конечно, поначалу он, как истинный джентльмен, и утешит, и по головке погладит, принеся из ближайшего магазина ведерко с мороженым, но в скором времени ему это начнет надоедать. В конце концов, ему тоже требуется поддержка. Да и, помните, что для подобных капризов, у вас будет, как минимум, 9 месяцев, тогда и оторветесь по полной. Смотрите только, не переборщите.

Меньше себя любите

Никто не говорит вам, что нужно быть покорной овечкой, чтобы беспрекословно слушать мужа. В таком случае, он, скорее всего, потеряет к вам уважение и интерес, рано или поздно. Тут речь идет скорее о критике. Ему не понравилось ваше творчество и он смело сказал вам об этом? Это не повод обижаться и устраивать скандал. Все люди разные, и вместо того, чтобы ссорится, просто поблагодарите за критику, уточните, что именно не понравилось, и покажите работу другим людям — родителям, друзьям, коллегам. Помните, что критика ваших близких, в том числе и вашего мужчины, преследует цель не обидеть или унизить вас, а указать на какие-то ошибки и подтолкнуть вас к самосовершенствованию. В конце концов, если все ваши родные будут не в восторге от очередного вашего творения, быть может лучше откорректировать его, прежде чем его увидит мир?

И самое главное, всегда помните, что вашему «обычному» мужчине с вами и так не легко, ведь ваше вдохновение может накатить в любой отрезок времени, даже в 3 часа ночи (искренне сочувствую мужьям писательниц с громкой клавиатурой), так что жалейте их, берегите и самосовершенствуйтесь, чтобы ваше счастье никуда от вас не ускользнуло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *