Нравственный поступок

некоторые примеры этики и морали они говорят правду, не обманывают, великодушны и лояльны, альтруизм и солидарность.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами этический и моральный; эти два элемента определяют личность, отношение и поведение человека.

Часто термины «этический» и «моральный» путают и используют как синонимы; Тем не менее, между этими.

Слово «этика» происходит от греческого ethikos, что означает характер; тогда как слово «мораль» происходит от греческого слова МОС, что означает обычай.

Другими словами, моральное поведение отвечает ряду обычаев, установленных группой лиц, в то время как этическое поведение определяется характером личности..

В следующей таблице указаны различия между этикой и моралью:

Вас также могут заинтересовать эти примеры моральных норм.

Примеры морали

Мораль относится к культурным и религиозным убеждениям группы, которые определяют, что правильно, а что неправильно.

Мораль предлагает ряд правил относительно того, что является правильным или правильным для любой ситуации. В этом смысле можно сказать, что то, что считается морально правильным, не всегда объективно правильно.

Вот десять примеров морального поведения:

1 — Скажи правду

Честность является одним из принципов морали, говорящим правду в любое время. Однако говорить правду не всегда правильно.

Возьмите следующий пример: если преследователь спросит вас, знаете ли вы, куда бежал запуганный юноша, было бы правильнее сказать «нет», и если бы вы знали, где находится молодой человек, о котором идет речь.

2 — не обманывать

В наших ежедневных действиях мы должны быть честными с собой и с другими людьми. Обман — это противоположность честной процедуре, поэтому мы должны избегать такого поведения, чтобы жить морально.

3 — уважать нашу жизнь и жизнь других людей

В христианстве одна из заповедей Божьего закона гласит: «Не убий». Это означает, что мы должны уважать жизнь других людей, а также нашу. Следует отметить, что существуют случаи, такие как эвтаназия, когда этот принцип порождает конфликты..

4 — Будь щедрым

Щедрость — это моральная ценность, которая относится к способности людей делиться тем, что у них есть, не только материальными, но и нематериальными аспектами, такими как радость и оптимизм..

5 — Будь верным

Лояльность — одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..

6 — жить по правилам общества

Наше общество создает правила для каждого аспекта нашей жизни. Например: как мы должны вести себя дома, в школе, на работе и т.д. Следование этим правилам делает нас моральными личностями.

7 — Не завидую

Зависть — это дискомфорт, порождаемый желанием человека иметь собственность другого человека. В этом смысле моральное поведение отходит от зависти; вместо этого он предлагает быть счастливым за благополучие других людей.

8 — Альтруизм

Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.

9 — Живи по воле Божьей

Для христиан жизнь по воле Божьей является высшим принципом морали. В этом смысле Десять Заповедей закона Божьего являются правилами, которые регулируют нравственность людей.

10 — Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами

«Не делай другим того, чего мы не хотели бы, чтобы они делали нам» — это фраза, которую мы слышали от маленьких в наших домах, в школе и в других местах, которая обобщает моральные принципы.

Если мы хотим, чтобы другие были щедры с нами, давайте начнем с того, что будем щедрыми; Если мы хотим, чтобы нас уважали, давайте сначала уважать себя.

Примеры этики

Этика — это раздел философии, который отвечает за изучение принципов, управляющих поведением человека. Этические принципы зависят от ситуации, в которой находится человек, и варьируются от одного человека к другому..

1 — Принятие

Одним из этических принципов является принятие ко всему, что отличается. В этом смысле расизм, гомофобия и ксенофобия являются неэтичным поведением.

2 — Благотворительность

Благотворительность — это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.

3 — Уважение

Уважение — это отношение вежливости к другим людям..

4 — Сострадание

Сострадание — это чувство сочувствия к страданию другого человека. Например, человек с неизлечимым раком может потребовать применения эвтаназии.

Мораль говорит нам, что мы не должны покушаться на жизнь другого человека. Однако в некоторых случаях профессиональная этика позволяет применять самоубийство с помощью.

5 — Ответственность

Ответственность — это этический принцип каждого человека, который относится к выполнению приобретенного обязательства и факту ответа на наши действия..

6 — Сочувствие

Сочувствие — это способность людей аффективно «связываться» с другим человеком, делиться и понимать свои эмоции и чувства. Быть эмпатичным позволяет нам понять поведение других людей.

7 — Равенство

Равенство означает, что с людьми обращаются так, чтобы все могли получить одинаковые результаты независимо от конкретных факторов, которые обуславливают каждого человека.

8 — Честность

Честный человек — это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.

9 — правосудие

Справедливость — это добродетель, которая гласит, что каждый человек должен получать то, что он заслуживает.

10 — Прозрачность

Прозрачность — это этический принцип, связанный с честностью. Например, если вам нужно взять интервью у друга, чтобы предложить работу, и вы даете ему работу, даже если он не соответствует требованиям, ваша процедура будет не прозрачной, а предвзятой.

ссылки

  1. честность. Получено 25 мая 2017 г. с сайта yourdictionary.com.
  2. ответственность. Получено 25 мая 2017 г. из dictionary.com.
  3. Каковы ваши ценности? Самые важные ценности для жизни. Получено 25 мая 2017 г., thebridgemaker.com.
  4. Примеры по этике и морали. Получено 25 мая 2017 г. с сайта physspace.wordpress.com.
  5. Разница между моралью и этикой. Получено 25 мая 2017 г., от keydifferences.com.
  6. Этика против нравы.Получено 25 мая 2017 г., с сайта diffen.com.
  7. Кодекс этики Примеры.Получено 25 мая 2017 г. с сайта yourdictionary.com.
  8. Каковы этические ценности? Какие примеры? Получено 25 мая 2017 г. с сайта quora.com.

Кто же такой высоконравственный человек? У многих может быть искаженное понятие этого термина.

Высоконравственный человек не обладает теми низшими качествами ,которыми характеризируют множество людей этого мира. Такими как: эгоизм, тщеславие, жадность, высокомерие, самонадеянность и так далее, этот список можно продолжать бесконечно. Но высоконравственный человек владеет полностью противоположными качествами. Такой человек ставит интересы других на первое место, ища пользы не себе, а другому. Делая все на благо общества. Таким человек очень тяжело манипулировать и управлять, так как он не стремится к удовлетворению своих эгоистических желаний, проявляя всецело альтруизм. Полную противоположность эгоизма.

Благодаря высоконравственным людям на свете еще жива человечность и добрые поступки, которые спасли жизнь не одному человеку. Такие люди не дают угаснуть нашей совести, тому ценному дару, который присутствует в человеке с самого рождения. Даря возможность выделять все хорошее и плохое в этом мире. Хотя она у нас с самого рождения ее все таки нужно развивать и работать над ней. Для того чтобы, было проще воспитывать свою совесть, можно брать примеры тех на кого ты хочешь походить, кто восхищает, кто делает добрые дела, кто требовательный к себе. Это могут реальные люди, так и герои книг.

Может показаться, что высоконравственным человеком рождаются, и не каждый может стать таковым. Но это мнение ошибочно. Работа над собой и прикладывание должных усилий, помогает сделать себя таким человеком, каким мы хотим быть, а все остальное лишь пустые отговорки.

Примеры высокоморальных людей можно привести очень много. Но я двух примерах, когда эти люди ставили жизнь другого человека, выше своей собственной.

Пример милосердия и доброты людям показал на своем примере Киану Ривз.

Эта история произошла на съемочной площадке фильма «Матрица». После удачной премьеры первой части фильма, актер решил отказать от своего гонорара, который приблизительно составлял 80 миллионов долларов, в пользу костюмеров и команды, которая отвечала за спецэффекты. Ривз считал, что они заслужили эти деньги. Так же он не забыл про каскадеров, считая что они тоже заслуживают, похвали, Ривз подарил каждому по мотоциклу. Сам актер тоже ценитель мотоциклов, поэтому Harley-Davidson стал настоящим подарком от сердца.

Одному из рабочих, узнав что у него проблемы, Ривз решил ввести рождественскую премию для каждого члена съемочной группы. Так человек получил очень неожиданный подарок, в сумме 20 тысяч долларов.

Во время съемок, Ривз постоянно покупал своим сотрудникам ланчи и старался познакомиться с каждым, запоминая их имена. Как высказался сам актер, деньги для него не главное. Главное то, какие отношения складываются, у него с окружающими его людьми.

Не смотря на все трудности в его жизни Киану Ривз остается прекрасным человеком, готовым помогать других, причем не прося ничего взамен. Как для меня это характеризирует его как высоконравственного человека, которому не нужны деньги, а главнее которому люди.

Поступок который совершил Павел Бондарев показывает его мужество и силу духа ,который способен пожертвовать жизнью ради другого.

Эта история произошла в сентябре 2012 года на окраине Севастополя, когда Павел спешил на работу. Подойдя к остановке, на которой уже стояли двое малышей-второклассников. Вдруг из ниоткуда появилась черная «Хонда», водитель которой утратил контроль над автомобилем. Его понесло прямо на остановку. Павел мог с легкостью отпрыгнуть, но он этого не сделал, перед ним стояло двое детей.

Он мгновенно сориентировался , маленького мальчика он откинул в сторону, а девочку не успел оттолкнуть, поэтому закрыл ее собой. Автомобиль почти раздавил их обоих, но благодаря тому, что Павел закрыл собой ребенка, у него оказалось меньше травм. После того как приехала скорая, детей и Павла отвезли в очень тяжелом состоянии. Но к сожалению Павел скончался через полтора часа, после трагедии. Его травмы не были совместимы с жизнью.

Дети хоть и медленно пошли на поправку, благодаря жертве этого молодого человека они радуется жизни. Павла Бондарева наградили посмертно. Церемония вручения премии «Гордость страны» прошла в Киеве, где награду получила его мама.

На такой поступок не каждый бы отважился, для этого нужно иметь мужество, силу духа. Жертвуя своей жизнью, он спас двоих детей, за что они очень благодарны ему и его маме. За то, что она воспитала прекрасного сына, которому хочется подражать .

Как видно с этих двух примеров, высоконравственный человек владеет моральными принципами, которыми руководствуется каждый человек или общество. Принципы необходимы нам, это критерии, позволяющие делать выбор и идти по выбранному пути. Принципы не абстракция, они имеют конкретное выражение, следовать за всем стадом или отказаться подражать остальным, считая их действия несправедливыми .Эти принципы дают нам основу для того чтобы, на этой почве создать высоконравственную личность ,которая идет своим путем. Путем верности себе и жертвенности по отношению к людям.

Что такое поступок? Как его оценить? Как управлять своими поступками? Эти вопросы главные в этике.

Поступок — это непосредственное выражение морали, т. е. поступок показывает, морален человек или нет. В большинстве случаев поступки — это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий. При этом не всякое действие — поступок.

Нравственный поступок — это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие, с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому. Нравственный поступок имеет особые признаки. Выделим из них пять.

1. Мотив поступка. Рассматривая любой поступок, важно решить, зачем он совершён. Если на этот вопрос есть хотя бы какой-то ответ, значит, есть мотив, побуждающий человека к действию.

2. Цель поступка, т. е. намерения человека. Зная намерения человека, можно понять его поступок. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос «для чего?», является поступком.

3. Средства достижения цели. Чтобы оценить действия человека с точки зрения морали, надо знать, к каким последствиям они привели. Здесь возникает главный вопрос — вопрос о взаимосвязи цели и средств. Есть такое выражение: «Цель оправдывает средства». Что это значит? Что для достижения цели любые средства хороши? Любые ли?

Рассмотрим это на примере. Ученик очень хотел подарить своему дедушке на день рождения удочку, но у него не хватало денег, чтобы её купить. В коридоре школы мальчик нашёл кошелёк с деньгами. И вместо того чтобы отдать кошелёк владельцу, он взял деньги себе и купил удочку. Цель у мальчика была хорошая — он хотел сделать дедушке приятное. Но средство достижения (присвоение чужих денег) этой цели было безнравственным.

Поэтому в морали при обдумывании поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот, аморальным, безнравственным.

4. Само действие. Чтобы рассмотреть поступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек: действовал он добровольно или по принуждению. Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого, иногда важно, где, когда, каким образом действовал человек.

5. Результат поступка. Это то, ради чего человек действовал. Результат может быть положительным или отрицательным, так как поступок может принести пользу или нанести вред.

О том, каким может быть результат, можно только предполагать.

Золотое правило нравственности

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка.

В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место.

Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Нравственность – это приобретенное качество личности, следование определенным правилам, с которыми согласуется принятие решения по тому или иному действию в отношении окружающих. Она почти всегда опирается на религиозную мораль, местные обычаи, философские воззрения или на семейные традиции. Многими она представляется синонимом моральности или этичности. Таким образом, то, что будет нравственным для одних, для других может считаться недопустимым. Структура нравственности зависит от социальной направляющей.

Качества нравственного поведения

Нравственное поведение предполагает то, что человек может иметь определенные качества. Рассмотрим их подробнее.

Жертвенность

Это готовность отодвигать личные потребности и нужды на второй план. В крайней форме жертвенность представляет собой готовность отдать жизнь ради спасения другого человека. Но это уже крайний случай. Выделяется две основные формы жертвенности:

  • Стимулируемая внешними факторами, например, моральными нравоучениями, рассказами о чужом самопожертвовании, героизме, а также другими методами воспитания. Для такой формы характерно наличие обоснованного чувства долга, а также чувства вины в случае его неисполнения.
  • Естественная форма жертвенности или самопожертвование характерны для близкородственных связей, где уступки ради кровного члена семьи прописаны на подсознательном уровне. Отсюда же берет начало естественный альтруизм. Частым проявлением является содействие и уступки старших членов семьи по отношению к собственным детям, внукам. Так, в условиях ограниченного провианта именно чада получают еду в первую очередь. Особенно силен этот механизм между матерью и ребенком, где верховенство интересов и нужд второго находится на уровне инстинкта.

Справедливость

Это соответствие каких-либо деяний нормам того свода правил, который человек для себя избирает, как нечто более высокое, чем его собственные желания. Выражается как в личном плане, так и по отношению к чужим действиям. С эмоциональной точки зрения нарушение справедливости самим собой вызывает чувство вины и желание ее загладить.

Если же справедливость нарушается кем-то, то эмоции варьируются от возмущения до гнева (в зависимости от тяжести поступка и реакции «нарушителя» на порицание). Камнем преткновения зачастую является различное представление о том, что правильно, а что неправильно, ведь в одной стране живут люди различных культур.

В такой ситуации особенно важно наличие взвешенного правового поля со стороны государства.

Предварительное осознание действий

Люди, живущие согласованно с какому-либо кодексу правил (независимо от природы их происхождения), перед принятием решения сверяют свое намерение с аналогичной нормой в том законе, который они считают правильным. Кто-то делает это непосредственно во время событий, а кто-то представляет различные ситуации, которые, возможно, будут иметь место. Каждый поступок всегда сверяется с нормой. В случае несоответствия норме, у нравственных людей превалирует закон.

Сочувствие

Ставя себя на место другого человека, легче понять не только его мотивы, но и то, как с его стороны выглядит ваше поведение по отношению к нему, а также, что он чувствует в этот момент. Таким образом, получается взгляд на ситуацию сразу с двух сторон. Это позволяет более полно оценить свой поступок. Сочувствие – одно из качеств ценимых в разные времена во множестве культур, религий и философских школ. Оно является одним из необходимых условий здорового общества.

Благотворительность

Является орудием сострадания, через которое человек, вникнув в проблемы другого (и имея возможность ему помочь), старается исправить сложившееся положение. Справляясь с проблемами других, нравственный индивидуум манифестирует собственное «Я» в одной из наиболее высоких форм.

Благоговение

Это чувство гипертрофированного уважения, восхищения и благодарности по отношению к традициям, великим делам, а также их авторам из предыдущих поколений. Через него человек растворяется в культуре общества и становится сопричастным к ее взглядам на мир. Благоговение служит цели удержания и поднятия планки морали в обществе, наставляя людей на свершение достойных дел. Оно внушает страх к низким поступкам под угрозой стать недостойным представителем своей культуры.

Правила нравственного поведения

Таким образом, чтобы поведение было нравственным, общий свод правил можно выразить так:

  • Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте о том, какими будут последствия, как он повлияет на других людей, не причинит ли он им вред. Обдумывайте свои действия заранее.
  • Взаимодействуя с другим лицом, думайте не только о своих интересах, но и об интересах сотоварища, коллеги, попутчика. Всегда кто-то совершает первый шаг и уступает первым. Хороший пример зачастую находит отклик, а при его отсутствии станет понятно, с кем ведется дело.

Золотое правило нравственности звучит так: «поступай так, как хочешь, чтобы поступили по отношению к тебе»

  • Обращайте внимание на проблемы окружающих, сочувствуйте им в тяжелое время, особенно одиноким людям и тем, кому не от кого ждать помощи.
  • Оказывайте посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Даже небольшое участие со стороны других людей способно придать сил тому, кто оказался в трудной ситуации.
  • Старайтесь поступать, руководствуясь взвешенными решениями, обоснованными не чьими-то интересами. Смотрите на вещи абстрагировано (с нейтральной стороны), а также следите за тем, как поступают другие люди. Чтобы зло могло восторжествовать, достаточно бездействия хороших людей.
  • Относитесь с уважением к тем, кто был до вас и к их делам, если они были достойными. Старайтесь наследовать им. Тот, кто тянется к высокой планке, может и не выиграть олимпиады, но все же будет ее участником.

Формирование чувства ответственности должно происходить в раннем детстве. Безнравственное поведение неприемлемо для людей. Совесть – это регулятор поведения многих индивидуумов. В человеческом понимании духовность и нравственность должны быть в каждой личности. Основа этикета имеет критерии, которые определяют допустимые действия. Основные эталоны и образцы нравственного поведения должны быть в каждом человеке.

О том, что представляет собой нравственность и ее предназначение, смотрите в следующем видео.

ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Тема: «Нравственный поступок»

Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке

Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.

Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Оборудование: Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г, презентация, Материалы для работы с учащимися (приложение)

I . Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

− Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и садитесь, не производя ни малейшего шума. Вот и начинается урок.

II .Проверка домашнего задания.

− На прошлом уроке мы изучили тему «Моя семья – мое богатство!» и вы получили задание: вместе со своими родителями составить родовое древо и подобрать пословицы о семье. Пожалуйста, кто готов. (Ребята представляют свои работы).

Вывод: » Родителей чти – не собьешься с истинного пути.»

− Уважение, любовь, доброта и другие ценности закладываются именно в семье, в отношениях между детьми и родителями. Именно среди родных нам людей мы чувствуем заботу и постоянную поддержку.
III. Введение в тему. Постановка проблемы .

Послушайте рассказ. Капля воды. В.А.Сухомлинский

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

− Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)

− Почему бабушка ничего им не сказала? (Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)

− А как поступили мальчики? (Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)

− Как по вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (Уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)

− Являются ли действия ребят поступком? (Является)

− А можно ли этот поступок назвать нравственным?

− А что такое нравственный поступок?

− Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (О поступках людей)

− Кто сформулирует тему урока?

− Тема нашего урока «Нравственный поступок»

− На какие вопросы вы хотели бы ответить по этой теме? (Ответы детей)

− Сегодня на уроке вы узнаете:

Что такое поступок в этике?

Что такое нравственный поступок?

Какие признаки имеют нравственные поступки?

− Прочитайте на с. 40 определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.

(Слайд №3) Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер ( нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой.

Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

Работа в группах

− К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать текст в учебнике и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка. Заполните таблицу. (Приложение №2)

− Поднимите руки, у кого совпали ответы.

− Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей):

мотив (почему я это делаю?)

цель (зачем я это делаю)

средства (с помощью чего я это делаю?)

действия (что я делаю?)

результат (что получилось благодаря моим усилиям?)

− Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют.

− Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат.

Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает.

− Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры)

Нравственный поступок — это только то действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.

I V . Физкультминутка. ( Слайд №6)

(Под песню «Что такое доброта» в исполнении группы «Непоседы»)

− С каких слов начиналась песня, под которую мы делали упражнения? (Что такое доброта?)
−Добро и зло – основные понятия этики…
−Какой поступок считать нравственным, а какой – безнравственным с точки зрения добра и зла? (Если поступок причинил людям зло – это безнравственный поступок, а если добро – нравственный).

V. Продолжение работы по теме.

− Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?

Работа в группах. ( Работа с текстом)

− Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков нравственного поступка.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

− Ребята, подведем итоги и выполним самопроверку. Внимание на экран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *