Отношение к жизни

Оптимизм и стрессоустойчивость: где их искать

Эмоционально устойчивые люди адаптируются к обстоятельствам, концентрируясь на скрытых возможностях. Например, из-за нехватки финансов вы устраиваетесь на новую работу и обнаруживаете, что она намного труднее, времени и энергии уходит уйма, приходится работать сверхурочно. Вам тяжело выйти из зоны комфорта, потому и копится недовольство. Но, вероятно, спустя время вы обнаружите, что новая сфера деятельности интереснее и лучше прежней.

Возможно, вам повезло и произошло что-то весьма близкое к вашим ожиданиям, но действительно ли это принесло вам удовольствие? Вполне вероятно, что вы оказались слишком занятым ожиданием следующего конкретного результата.

Если вы привязаны к ожиданию конкретного результата, а получается что-то другое, вы испытываете разочарование.

Как правило, все получается не совсем так, как вы того горячо желаете, и у вас есть два варианта действий: смириться с тем, что получилось, или сожалеть о том, что желаемый результат не достигнут. В любом случае вы лишаете себя возможности жить настоящим и получать удовольствие здесь и сейчас.

Душевная стойкость заключается в том, чтобы сохранять надежду перед лицом сложностей и делать то, что нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Такого рода оптимизм — часть эмоционального интеллекта.

Нейронауки и радость жизни

Оптимизм — это не просто уверенность в том, что стакан наполовину полон. Стресс дает вам шанс попытаться сделать что-то по-другому, по-новому — так, как никогда раньше. И если вы сфокусируетесь на этой возможности, то кто знает, к чему она приведет? Не зря говорят, что нет худа без добра. И что самое интересное, эта поговорка все чаще подтверждается наукой.

Способность к восстановлению после негативного эмоционального состояния — важная характеристика стрессоустойчивости.

Межполушарная асимметрия — она подразумевает, что в разных процессах (творчество, восприятие, речь) полушария участвуют по-разному, — связана и с эмоциями человека. Ученые выяснили, что люди, у которых доминирует левая область лобной доли, как правило, отличаются оптимизмом, активно действуют и верят в то, что их усилия принесут результат. А вот те, у кого «главнее» правая лобная доля, склонны к негативному эмоциональному стилю в поведении. Они больше подвержены тревожности, грусти, беспокойству, пассивности и отказу от активных действий.

Хорошая новость в том, что существуют способы «перепрошить» мозг. Люди, у которых доминирует левая лобная доля («позитивная»), умеют нейтрализовывать негатив. Получается, что стрессоустойчивость человека зависит от способности подавлять негативные эмоции, включая эмоцию страха, за проявление которой отвечает миндалевидное тело (или амигдала).

Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина одним из первых начал исследовать явление межполушарной асимметрии и ее влияние на эмоциональное состояние человека. Он выдвинул предположение, что люди, практикующие позитивный эмоциональный настрой и отношение к жизни, например, с помощью медитации осознанности, становятся более стрессоустойчивыми.

Как изменить отношение к жизни

Подход к жизни и отношение к событиям, которые с вами происходят, сильно влияют на уровень стресса и на способность менять свою эмоциональную установку. Вот несколько советов, которые помогут перенастроить мозг на позитивную волну.

1. Не надевайте «футболку жертвы»

У людей, которые позитивно смотрят на мир и легче справляются с проблемами, есть реалистичное осознание, что то, что они делают, находится в области их контроля. Они считают себя активными участниками процесса, а не беспомощными жертвами сложившихся обстоятельств. Они не демонстрируют выученную беспомощность и умеют вовремя снимать «футболку жертвы».

2. Ставьте cебе амбициозные цели

В соответствии с тем принципом, что умеренный уровень стресса помогает перенастроить мозг и обеспечивает «прививку» от более серьезного стресса, ставьте перед собой цели, требующие от вас дополнительных усилий

3. Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь

Старайтесь расценивать изменения, пусть даже плохие (хотя это вероятнее всего так кажется на первый взгляд) как возможность действовать по-новому, а не как кризис, от которого нужно защищаться.

4. Не забывайте о социальной медицине

Поддержка друзей и семьи намного важнее, чем вы думаете. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости активно используют социальную поддержку, что смягчает для них последствия стрессовых ситуаций. При этом она должна быть направлена на заботу и поощрение, а не вызывать в человеке жалость к себе и зависимость.

5. Занимайтесь тем, что вам по душе

Ученые выяснили, что стрессоустойчивые люди вкладывают свои усилия и время в то, чем занимаются. Они полны энергии и интереса к своей работе.

6. Не давайте себе скучать

Умеренный уровень стресса не позволит вам заскучать от повседневной рутины. Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи описал, как можно избежать состояния тревожности от чрезмерного стимулирования и в то же время не поддаться скуке. Нахождение баланса между двумя этими состояниями вызывает у человека состояние «потока», приносящее настоящее удовольствие.

7. Будьте любознательным

Любопытство играет важную роль в том, насколько эффективно работает мозг. Если вы разовьете в себе ненасытное любопытство, любая среда, в которую вы попадаете, станет для вас источником новых впечатлений и знаний. Эмоционально и интеллектуально богатая среда стимулирует свойство нейропластичности головного мозга, тогда как лишенная этих характеристик среда ведет к деградации.

Есть люди, которые после серьезных травм благодаря своей стойкости начали новую жизнь. Они не забывают, через что им пришлось пройти, но не сидят сложа руки в ожидании, когда произойдет что-то хорошее. Вместо этого они упорно работают. И надо собой в том числе. Ими стоит восхищаться и вспоминать о таких примерах, когда попадаешь в череду неудач. Перенастройку мозга можно начать с того, чтобы самому создавать у себя позитивный настрой, — и все получится.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога

По материалам книги «Укрощение амигдалы»

Отношение к жизни

В нашей жизни будет больше искренности и радости, душевные и физические силы будут восстанавливаться быстрее и мы приблизимся к мечте: станем жить так, как нам грезилось в детстве. Если же, напротив, первоочередное внимание мы будем уделять отрицательным моментам, то надежда покинет нас и жизнь превратится в тоскливую и мрачную процедуру. Поскольку наше отношение к жизни определяется настроем, жизненной позицией (т. е. нашим мысленным взглядом на вещи), мы имеем право утверждать, что бытие всерьез зависит от настроя, от того как мы к нему относимся.
У Грегори было тяжелое детство. Хотя его семья материально была вполне обеспеченной, в ней было мало радости, мало смеха. Родители, не замечавшие ничего хорошего в жизни, были всегда мрачны и угрюмы. В течение первых двух лет обучения в колледже Грегори с каждым днем становился все более придирчивым. Его разговоры пестрели негативными замечаниями и были наполнены отрицательными эмоциями. У Грегори было мало друзей. Как-то на занятиях по искусствоведению он познакомился с Триш. В отличие от Грегори, она во всем умела заметить что-нибудь хорошее и пользовалась в колледже всеобщей любовью, ее часто приглашали на различные мероприятия. Вскоре молодые люди полюбили друг друга, проводили вместе почти весь день и Грегори постепенно начал замечать в окружающем его мире и приятное, и красивое. Спустя пять лет Грегори и Триш поженились.
Много лет спустя Грегори рассказывал: «Самое главное, что мне дал колледж, отнюдь не докторская степень. Там я встретил Триш. Она научила меня тому, что жизненный настрой важнее денег, положения в обществе, силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир».
ВЫ — ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ
Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно — исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг — никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его в тайне и оберегаете всеми силами. А можете сказать сами себе: «Если моей жизнью управляет мой жизненный настрой, так пусть же он работает мне во благо».
Самое интересное в нашем отношении к жизни — степень нашей власти над ним, основывающаяся на том, как мы используем свои интеллектуальные возможности, способность воспринимать окружающее. Если вы позволите «фокусу мысленного взора» соскользнуть на негативные факторы, то обязательно упустите массу интересного. Если же вы решите взять его настройку в свои руки и оставите негативные факторы за кадром, то увидите жизнь в ином ракурсе. Вам нужно всего лишь поверить, что жизненный настрой в значительной степени определяется тем, что вы лично считаете самым важным.
Если, к примеру, вы едете домой с работы в час пик в набитом пассажирами автобусе или попадаете в пробку на дороге и выбраться из нее не удается, на вас, вероятно, обрушивается лавина отрицательных импульсов. Скорее всего, домой вы вернетесь в мрачном расположении духа. Если же вы осознаете, что единственное разумное решение в такой ситуации — попытка расслабиться, или поедете домой пусть по более длинной, но менее загруженной дороге, послушаете любимую музыку или остановитесь полюбоваться закатом, вы «зарядите» мозг положительными импульсами и проведете приятный вечер.
Ладно, скажете вы, а что если обстоятельства толкают к тому, чтобы вы настроились отрицательно? Возможно ли и тогда сохранить власть над эмоциями?
Да. Постоянно тренируясь, вы обязательно научитесь избирательности и повсюду будете замечать положительные факторы. Например, возвращаясь домой, можно слушать любимую музыку, мечтать о приближающемся празднике или думать о чем-нибудь приятном. В таком случае вы сохраните контроль над жизненным настроем. ЕСЛИ ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО
Большинство из нас смотрит на мир отнюдь не из инвалидной коляски. Мы живем, почти не зная физической боли. Те, же кто хорошо с нею знаком, очень часто относятся к жизни гораздо лучше, чем мы. Почему? Физически обделенные люди направляют все силы своего ума и духа на то, чтобы разглядеть положительные стороны окружающей жизни.
Джим Портер провел последние семь лет на больничной койке или в инвалидной коляске. Большую часть времени он испытывает сильную боль. И все-таки Джим любит жизнь. Как ему удается сохранить позитивное отношение к жизни? Вот что он ответил на мой вопрос: «Возможно, мои слова прозвучат странно, но все дело в настрое. Когда я стал инвалидом, медсестра, которая помогала мне приспособиться к новому образу жизни, сказала: «Главное, Джим, — движение. Ты сможешь все преодолеть и добиться от жизни радости, счастья, удовлетворения, а можешь стать апатичным и безучастным меланхоликом. Все будет зависеть от того, какими глазами ты посмотришь на создавшееся положение». Хотя сначала мне было трудно согласиться со словами медсестры, вскоре я понял, как она была права, и научился концентрировать свое внимание на положительных сторонах жизни. Надеюсь, вы согласитесь, что я выбрал правильную дорогу».
Читая книгу, вы осознаете, какое серьезное значение имеет жизненный настрой, вы взглянете на него совсем с другой точки зрения. И что еще важнее, вы освоите приемы и тактику контроля над отношением к жизни. Если вы, в конце концов, сделаете вывод, что жизнь во многом зависит от того, что вы хотите в ней увидеть, значит, вы на пути к победе. И чем дальше, тем глубже вы будете понимать, что ключ к тому, чтобы сделать жизнь лучше, богаче и интереснее — в ваших руках. Заключение
Все большее число людей обнаруживает, насколько могущественным средством улучшения качества жизни является жизненный настрой — самое мощное «оружие», имеющееся в нашем распоряжении.
Каждый из нас сам решает, как ему относиться к жизни, с какой точки зрения рассматривать те или иные события. Можно сказать, что жизнь напрямую зависит от нашего настроя.
Каким бы ни был жизненный настрой, какую бы жизненную позицию вы ни занимали, только вы имеете право контролировать их. Они принадлежать только вам. Если пользоваться властью с умом, жизненный настрой, отношение к жизни станут вашей главной бесценной собственностью.
Призма внутри нас!
Ваш мозг — священная копилка, в которую ничего не попадает без разрешения.
Арнольд Бенет
Восприятие есть процесс того, как мы относимся к обществу, в котором живем, как мы интерпретируем его культуру. Обычно восприятие начинается со зрительных ощущений, а затем переходит в интеллектуальную деятельность. Видим мы глазами, но истолковываем окружающее при помощи всех имеющихся в нашем распоряжении чувств. Вкусовые ощущения, осязание, обоняние и слух играют здесь очень важную роль.
По-настоящему понять процесс интерпретации окружающего очень сложно. Психологи всю жизнь разрабатывают различные теории, но объяснить все загадки не в силах и они. Очень часто они даже не могут объяснить свои умопостроения так, чтобы теории были понятны обыкновенным людям или хотя бы коллегам-психоаналитикам. Частично проблема заключается в том, что восприятие весьма избирательно по самой своей природе. Человек обычно способен принимать, ослаблять, объяснять, отвергать или подтверждать сигналы, поступающие из внешнего мира. Другими словами, четкое понимание того, почему люди в разной степени уделяют внимание положительным и отрицательным факторам отсутствует.
Двадцать лет после окончания средней школы Пэт жила с сознанием, что ей не удалось реализовать все свои способности. В неудачах она обвиняла бывшего мужа, начальника, всех членов семьи. Однажды подруга, знавшая Пэт почти десять лет, сказала ей: «Пэт, ты винишь в своих несчастьях весь мир. Почему бы тебе не заглянуть внутрь себя и не пересмотреть отношение к жизни? Честно говоря, ты всегда настроена настолько отрицательно, что, побыв с тобой немного, и я чувствую себя подавленной».
Результат? Пэт сумела развить в себе способность к избирательности, которую она назвала «выискивай и отсеивай». Стараясь обрести свободу, она научилась тщательно анализировать раздражители и отсеивать, те из них, что несли отрицательный заряд, выводили ее из себя или вызывали досаду. Таким образом, Пэт сосредотачивалась на положительных импульсах, «определявших ее день».
Теперь Пэт говорит: «Много лет я сидела в ловушке, которую подстроило мне повышенное внимание к неприятностям, и была несчастна. Спасибо подруге, я научилась «отсеивать мусор» и «видеть розы». Поверьте мне, в прежние времена, вы не захотели бы поддерживать со мной знакомство».

Ответ от Daniil
Философское отношение к жизни означает примерно то же, что критическое отношение к жизни. Люди, придерживающиеся такого мировоззрения, стремятся самостоятельно строить свои мнения, вырабатывать их на основе своих собственных рассуждений и заключений. Они не ищут авторитетов и всё проверяют своим разумом. Никакой авторитет не является для них настолько удовлетворительным, чтобы они могли принять то, что он утверждает, без рассуждений.
Философское отношение к жизни может означать склонность мыслить глобальными категориями, то есть стремление во всём находить закономерность, первопричину, общую тенденцию, универсальное правило. Желание постигнуть мир в большей степени, чем к этому дают возможность обыденный рассудок и устоявшиеся взгляды. Желание увидеть мир без искажений индивидуального и группового восприятия. Умение смотреть на собственное существование со стороны или откуда-то сверху.
Это, конечно, только мои приблизительные прикидки — возможно, я многое упустил.
И, кстати, склонность к философии отнюдь не означает лишенность эмоций или чрезмерно догматизированный рассудок. Наоборот, философия — страсть и творчество. А то, что некоторые рациональные люди проявляют эмоции в меньшей степени, не значит, что они их не испытывают. Просто они научились смотреть на себя сквозь свои собственные эмоции и определять, насколько они могут быть адекватны на самом деле.

Отношение к жизни

Неудовлетворенность. Отсутствие ощущения полноты жизни. Беспокойство. Страх. Эти ощущения испытывают многие. Причиной тому — неправильное отношение к жизни. Тем, кто устал и хочет прорыва, необходимо научиться жить в настоящем.

Кто-то живет прошлым. Это не позволяет увидеть возможности в настоящем. Например, девушка считает идеальным мужчину из прошлого. Результат — переживает, что не может выйти замуж. Все мужчины — все не то, только тот был хорошим, подходящим.

Кто-то живет будущим. Вот буду хорошо зарабатывать — буду счастлив. Будет хорошая жена — буду счастливым. Дети вырастут — буду счастлив и т.д.

Желание скорого счастья мешает жить настоящим. Так одного желания подняться на гору вовсе недостаточно, чтобы оказаться на вершине горы. Для этого нужны и тренировки, и непосредственное восхождение. Но в реальных жизненных ситуациях об этом часто забывают.

Например, девушка познакомилась с парнем. Она еще ничего почти не сделала, чтобы его заинтересовать собой. Только вот оценивает его поведение так, словно они уже семейная пара. Отсюда и неприятности, непонимание, ссоры и другие действия, разрушающие отношения. А как же насчет того, чтобы парню дать время перейти в другой статус, самой вложиться в эти отношения и показать себя той, которая ему нужна. У парня ведь до этой встречи была жизнь без нее. У него могут быть проблемы, связанные с его прошлым. Ему нужно время, чтобы со всем разобраться и принять решение.

Конечно, для нескольких интимных встреч ничего этого не нужно. Здесь все быстро происходит. А вот для серьезных отношений нужно будет потрудиться. Точно так же, как ребенку нужно время, чтобы научиться ходить, так и отношениям нужно время, чтобы развиваться. Понимая это можно что-то делать для счастья в настоящем, и уже в настоящем получать от этого радость, не отягощая себя мыслями о конечном результате. В таком случае желаемый результат приходит как бы сам собой в свое время.

Предлагаю Вашему вниманию притчу «Великий сон». Поразмышляйте над тем, что написано, и Вы сможете поменять свое отношение к жизни. Что естественным образом повлечет за собой внутреннее спокойствие, удовлетворенность жизнью, ощущение полноценности жизни.

Притча «Великий сон»

Цюйцяо-цзы спросил у Чан-У-Цзы:

— Я слышал от Конфуция, что мудрый не обременяет себя мирскими делами, не ищет выгоды, не старается избегнуть лишений, ни к чему не стремится и даже не держится за Путь. Порой он молчит — и все выскажет, порой говорит — и ничего не скажет. Так он странствует за пределами мира пыли и грязи. Конфуций считал, что это все сумасбродные речи, я же думаю, что так ведут себя мужи, постигшие сокровенный путь. А что думаете вы?

Чан-У-Цзы ответил:

— Услыхав такие речи, даже Желтый Владыка был бы смущен, разве мог уразуметь их Конфуций? К тому же ты чересчур скор в суждениях. Видишь яйцо — и уже хочешь слышать петушиный крик, видишь лук — и хочешь, чтобы тебе подали жаркое из дичи. А, впрочем, я тебе кое-что несерьезно расскажу, а ты уж несерьезно послушай, ладно?

Способен ли кто-нибудь встать рядом с солнцем и луной, заключить в свои объятия вселенную, жить заодно со всем сущим, принимать все, что случается в мире, и не видеть различия между людьми низкими и возвышенными? Обыкновенные люди трудятся, не покладая рук. Мудрый же действует, не умствуя, и для него десять тысяч лет — как одно мгновение. Для него все вещи в мире существуют сами по себе и друг друга в себя вмещают. Откуда мне знать, что привязанность к жизни не есть обман? Могу ли я быть уверенным в том, что человек, страшащийся смерти, не похож на того, кто покинул свой дом и боится в него вернуться?

Красавица Ли была дочерью пограничного стражника во владении Ай. Когда правитель Цзинь забрал ее к себе, она рыдала так, что рукава ее платья стали мокрыми от слез. Но когда она поселилась во дворце правителя, разделила с ним ложе и вкусила дорогие яства, она пожалела о том, что прежде печалилась. Так откуда мне знать, не раскаивается ли мертвый в том, что прежде молил о продлении своей жизни?

Кто-то во сне пьет вино, а проснувшись, льет слезы.

Кто-то во сне льет слезы, а проснувшись, отправляется на охоту.

Когда нам что-то снится, мы не знаем, что видим сон. Во сне мы можем даже гадать по своему сну и, лишь проснувшись, знаем, что это был только сон. Но есть еще великое пробуждение, после которого узнаешь, что в мире есть великий сон. А глупцы думают, что они бодрствуют и доподлинно знают, кто в мире царь, а кто пастух. До чего же они тупы! И вы, и Конфуций — это только сон, и то, что я называю вас сном, тоже сон. Такие речи кажутся загадочными, но если по прошествии многих тысяч поколений вдруг явится великий мудрец, понимающий их смысл, для него вся вечность времен промелькнет как один день!

Отношение людей к жизни определяет их бытие. Конечно, можно существовать, не задумываясь о завтрашнем дне, но чем меньше человек прикладывает усилий для организации своей жизни, тем ниже ее качество. Если сформировать сильную «корневую систему», то легче выдержать неприятности и сохранить моральную устойчивость.

Способы осмысления мира

В зависимости от того, как люди воспринимают мир, они делятся на рационалистов и иррационалистов. Рационалисты мыслят логически, пытаются каждому событию назначить свое место в логической цепочке. Факторы, которые нарушают стройность их концепции, вызывают негатив.

Такое отношение людей к жизни накладывает отпечаток и на общение с окружающими. Рационалист оценивает людей, исходя из собственного представления о характере человека, и не берет во внимание конкретные особенности его поведения.

Иррационалист мыслит образами, у него преобладает художественный тип мышления. Люди такого склада ума не любят логические цепочки, а четкие схемы у них вызывают раздражение. Их главная движущая сила – эмоции. Иррационалистам иногда сложно контролировать свое поведение, но они хорошо чувствуют тонкости человеческих взаимоотношений.

Психологи выделяют две типичные жизненные позиции: скептицизм и оптимизм. Оптимисты во всем стараются искать положительные стороны, но недостаток оптимизма в том, что он редко «дружит» с реализмом.

Скептики, наоборот, все подвергают сомнению. Каждое жизненное препятствие заставляет их сомневаться в своих силах. Если не работать над собой, то скептицизм перерастет в пессимизм. Пессимисты досаждают себе и окружающим постоянным нытьем, жалобами на жизнь и безрадостное существование.

Чтобы обеспечить себе непоколебимое отношение к жизни, нужно ежедневно работать над собой и знать важные составляющие «корневой системы».

Приложение 8 Опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» (автор А. А. Баканова)

Цель данного опросника — выявление системы отношений личности к основным экзистенциальным данностям, себе и кризисным ситуациям.
Диссертационное исследование «Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях», проведенное А.

А. Бакановой в 1999-2000 гг., показало, что личность, находящаяся в критической ситуации, структурирует свое отношение к жизни и смерти по таким эмоциональным и рациональным компонентам, как: отношение к жизни: принятие жизни, чувство онтологической защищенности, принятие себя, стремление к росту, ответственность, понимание жизни как роста или потребления, принятие изменчивости жизни; отношение к смерти: принятие смерти, принятие чувств по отношению к смерти, понимание смерти как перехода в другое состояние или как абсолютного конца; видение смысла: наличие или отсутствие смысла в жизни, смерти и критической ситуации; отношение к критической ситуации: критическая ситуация как опасность страдания или как возможность роста.
Взаимосвязь этих компонентов позволяет, с одной стороны, выявить систему отношений личности к себе, другим, жизни и смерти как базальным экзистенциальным данностям, а с другой — определяет комплекс психологических характеристик личности в критической ситуации и, соответственно, стратегии совладания с ними.
Обработка
При обработке подсчитывается балл по каждой шкале (строке) опросника: Прямые шкалы: 1, 2, 4, 0, 7, 8, 9, 11, 12, 14.
Шкала теста преобразуется в 7-балльную шкалу следующим образом:

3 2 1 0 1 2 3
1 2 3 4 5 6 7

• Обратные шкалы: 3, 5, 10, 13.
Шкала теста преобразуется в 7-балльную шкалу следующим образом:

3 2 1 0 1 2 3
7 6 5 4 3 2 1

Инструкция
Перед Вами ряд утверждений, касающихся отношения к различным сторонам жизни. Выберите, пожалуйста, из каждой пары утверждений то из них, которое, на Ваш взгляд, более соответствует действительности, и отметьте одну из цифр (1, 2, 3) в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе. Если оба утверждения верны, отметьте цифру 0. Будьте внимательны: в каждой строке Вы можете отметить лишь одну цифру!

1 Любые перемены приносят мне дискомфорт. Я люблю стабильность и часто боюсь, что какие-то события вторгнутся в мою жизнь и изменят ее 3 2 1 0 1 2 3 Я принимаю жизнь такой, какова она есть — со всеми ее взлетами и падениями, постоянной изменчивостью и непредсказуемостью. Можно сказать, что я готов(а) к любой судьбе
2 Жизнь — это возможность использовать все земные и материальные блага, из всего извлечь выгоду, доход или хотя бы удовольствие 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь — это возможность постоянного совершенствования себя, развития своих способностей, личностного и духовного роста, достижений
3 Хотя в моей жизни не всегда все бывает гладко, я с благодарностью отношусь к своему прошлому, принимаю свое настоящее и верю в будущее 3 2 1 0 1 2 3 По большому счету, мне не нравится моя настоящая жизнь, и если бы у меня была возможность, я бы изме- нил(а) даже свое прошлое
4 Воспоминания о детстве и о родителях вызывают у меня неприятные переживания; я хочу забыть об этом 3 2 1 0 1 2 3 У меня есть самые разные воспоминания о моем детстве и родителях, но все они дороги мне как часть моей жизни
5 Я могу сказать, что принимаю себя таким, какой(ая) я есть; я принимаю свои телесные и личностные качества 3 2 1 0 1 2 3 Очень часто я не нравлюсь себе; иногда мне даже кажется, что мое тело или характер не имеют права на существование
6 В жизни я стремлюсь найти «свое место под солнцем», ведь главное — хорошо приспособиться 3 2 1 0 1 2 3 Мне интересно познать себя и свою жизнь во всем ее многообразии и неповторимости, ведь главное — двигаться вперед, расти

amp;

7 Мне кажется, что в жизни невозможно за что-то быть ответственным; она полна случайностей 3 2 1 0 1 2 3 Я чувствую свою ответственность за все, что я делаю, и за все, что происходит со мной в жизни
8 Я считаю, что человек живет один раз, и смерть — абсолютный конец жизни; после нее ничего уже не происходит 3 2 1 0 1 2 3 Смерть — это переход на другой уровень развития души, поэтому ее можно рассматривать как одну из возможностей для духовного роста человека.
9 Я считаю, что в моей жизни нет какого-то «высшего» смысла 3 2 1 0 1 2 3 Думаю, что моя жизнь и все, что в ней происходит, имеют свой особый смысл
10 Размышления о смерти вызывают у меня различные чувства, о которых я мог бы, не стыдясь, рассказать другим 3 2 1 0 1 2 3 Я стараюсь избегать размышлений о смерти, чтобы не портить себе настроение
7 Мне кажется, что в жизни невозможно за что-то быть ответственным; она полна случайностей 3 2 1 0 1 2 3 Я чувствую свою ответственность за все, что я делаю, и за все, что происходит со мной в жизни
8 Я считаю, что человек живет один раз, и смерть — абсолютный конец жизни; после нее ничего уже не происходит 3 2 1 0 1 2 3 Смерть — это переход на другой уровень развития души, поэтому ее можно рассматривать как одну из возможностей для духовного роста человека.
9 Я считаю, что в моей жизни нет какого-то «высшего» смысла 3 2 1 0 1 2 3 Думаю, что моя жизнь и все, что в ней происходит, имеют свой особый смысл
10 Размышления о смерти вызывают у меня различные чувства, о которых я мог бы, не стыдясь, рассказать другим 3 2 1 0 1 2 3 Я стараюсь избегать размышлений о смерти, чтобы не портить себе настроение
11 Мне абсолютно все равно, что происходит с человеком после смерти, — я стараюсь о ней не думать 3 2 1 0 1 2 3 Смерть — естественная составляющая жизни, к которой надо относиться осознанно и готовиться к ней
12 Смерть, на мой взгляд, абсолютно лишена какого- то смысла 3 2 1 0 1 2 3 Я уверен(а), что смысл есть во всем, даже в смерти
13 Когда я попадаю в какую- либо кризисную жизненную ситуацию, я всегда пытаюсь найти ее смысл; понять, чему она меня учит 3 2 1 0 1 2 3 Мне кажется бесполезным искать в происходящих со мной несчастьях какой-то смысл; неудачи всегда бессмысленны и, кроме потерь, ничего не приносят

14 Кризисные ситуации, проис- 3 2 1 0 1 2 3 Кризисные ситуации, проис-
ходящие в моей жизни, я ходящие в моей жизни, я
воспринимаю как опасность воспринимаю как возмож-
для себя, так как они за- ность для собственного раз-
ставляют меня страдать вития, так как они делают
(испытывать боль или меня сильнее, учат чему-то
страх, чувствовать одино- новому, помогают мне стать
чество и беспомощность) лучше

Обоснование и интерпретация шкал
Шкалы 1-7 направлены на выявление отношения к различным компонентам жизни, начиная от чувства онтологической защищенности, формирующегося в детстве, и заканчивая такими базисными параметрами, как принятие своей жизни, себя, ответственности и стремления к личностному росту. Все эти шкалы отражают степень психологической зрелости, самоактуализации и гуманистической направленности личности.
Шкала 1. Принятие изменчивости жизни
Эта шкала позволяет выявить отношение личности к такой характеристике жизни, как изменчивость. Принятие изменчивости жизни может рассматриваться не только как один из показателей способности личности совладать с кризисными ситуациями, но и как один из факторов стремления к личностному росту. Жизнь каждого человека постоянно наполнена изменениями — непредсказуемыми и неожиданными ситуациями, которые обычно оцениваются в категориях «хорошо, нравится» — «плохо, не нравится». Оценка любых ситуаций, особенно негативная, ставит их в оппозицию к личности, — ситуации начинают восприниматься как препятствия и, соответственно, преодолеваться. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что у личности развита способность принимать происходящие в жизни изменения, относиться к ним более терпимо, а значит — более эффективно справляться с возникающими кризисными ситуациями, видеть в них возможность получения нового опыта и дальнейшего роста.
Низкий балл свидетельствует о том, что личность более склонна к построению психологических защит в критических ситуациях и меньше видит в них возможность собственного роста.
Шкала 2. Жизнь как рост
Данная шкала отражает базовое отношение личности к собственной жизни, которое выражается в позициях: «Я — творец жизни» либо «Я — потребитель жизни». Позиция по отношению к собственной жизни, формирующаяся у человека в процессе развития, проявляется в его взаимоотношениях с собой, миром и другими людьми, а также во всех видах его деятельности, в том числе и при совладании с кризисными ситуациями. В данной шкале проявляются взгляды Э. Фромма на природу человека и А. Маслоу об удовлетворении дефицитарных или бытийных потребностей. Высокий балл по этой шкале говорит о понимании жизни как возможности для реализации «бытийных» мотивов, а при низких баллах жизнь воспринимается как возможность для удовлетворения «дефицитарной» мотивации.
Шкала 3. Принятие жизни

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственной жизни в ее временном аспекте, т. е. настоящего, прошлого и будущего.
Проведенное нами диссертационное исследование показало, что принятие собственной жизни тесно связано с позитивным отношением личности к себе, а также является важным компонентом в концепции жизни. Принятие собственной жизни на всей ее протяженности от прошлого к будущему позволяет человеку, во-первых, видеть смысл жизни, во-вторых, относиться к ней как к ценности, а в-третьих, принимать идею собственного развития и роста. Как мы видим, данная шкала так же, как и другие, имеет гуманистическую направленность и является одним из факторов стремления к личностному росту. Поэтому высокие баллы по шкале говорят о принятии личностью своей жизни, которая понимается как имеющая смысл, обладающая ценностью и позволяющая духовно расти. Низкие баллы по шкале свидетельствуют о своеобразном «отторжении» собственной жизни, исключении себя из ее процесса, непринятии и, следовательно, о внутренней дезинтеграции личности.
Шкала 4. Онтологическая защищенность
Эта шкала раскрывает особенности детско-родительских отношений, степень принятия личностью своего детства и родителей. Понятие «онтологическая защищенность» было введено И. Яломом и понималось им как первичное экзистенциальное чувство, обеспечивающее ребенку уверенность и безопасность. Во взрослой жизни онтологическая защищенность переходит во внутренний план, где чувство безопасности, которое обеспечивалось в детстве поступками и заботой родителей, переживается зрелой личностью как психологический комфорт, доверие по отношению к себе, другим и миру в целом (эти идеи отражены в работах Э. Эриксона, А. Маслоу и др.). Это можно описать также как чувство «укорененности», т. е. своей тесной связи с родительскими «корнями», переживание собственной жизни как одного из звеньев в цепи жизни предыдущих поколений.
Значимость отношений с родителями в формировании полоролевой идентификации ребенка доказано многими исследованиями и не подлежит сомнению. Однако, как показало наше исследование, отношения с родителями и, в частности, чувство онтологической защищенности, имеют огромное значение для становления морально-нравственных и религиозных убеждений. Оказывается, что принятие родителей тесно связано с принятием себя, собственной жизни, а также основных гуманистических ценностей (ответственности, смысла, духовного роста). Помимо этого чувство онтологической защищенности влияет на формирование концепции смерти, где отношения с матерью определяют принятие идеи смерти и чувств по отношению к ней. Таким образом, принятие детства и в частности матери не только создает ощущение онтологической защищенности, но и выступает важным компонентом для формирования веры и идеи о бессмертности души.
Итак, высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек чувствует онтологическую защищенность, которая выражается не только в принятии своих родителей и детства, но и в наличии базального доверия, безопасности и психологического комфорта. Низкие баллы отражают присутствие в личном опыте человека актуальных неразрешенных детских конфликтов, а также недоверия, небезопасности и дискомфорта в отношениях с собой, другими людьми и миром.

Шкала 5. Принятие себя
Данная шкала выражает степень принятия личностью своего Я как единства телесных и духовных (психологических) аспектов. Принятие себя является одной из сторон отношения личности к себе, которую можно описать через выражение доверия себе, уважения, заботы, понимания своих потребностей и особенностей, сочувствия себе и принятия участия в собственной судьбе. Глубокое понимание и принятие себя, являясь одной из фундаментальных характеристик самоотношения, выражается вовне через подобное отношение к людям — уважение индивидуальности других, терпимость, признание их ценности и т. п. Поэтому данная характеристика является одним из факторов гармоничной личности, которая не только стремится к интеграции всех своих сторон, но и к реализации имеющихся способностей.
Высокие баллы по шкале свидетельствуют о принятии личностью своей индивидуальности и в более широком смысле — о гуманистической позиции по отношению к себе, другим и к миру. Низкие баллы говорят о внутренней дезинтеграции личности, рассогласовании между ее телесными и духовными аспектами, самоотвержении.
Шкала 6. Стремление к росту
Шкала направлена на выявление основного жизненного стремления человека: к личностному росту или, наоборот, к потреблению и стагнации.
Эта шкала похожа по своему содержанию на шкалу 2, однако, в отличие от нее, она измеряет не представления о жизни, а конкретную направленность личности. Высокий балл по этой шкале говорит о преобладающей «бытийной» направленности личности, а низкий, соответственно, — о «дефицитарной».
Шкала 7. Ответственность
Эта шкала определяет степень принятия человеком ответственности за свою жизнь. Известно, что степень принятия ответственности является в самом общем виде одной из экзистенциальных характеристик человека, определяющей особенности прохождения им своего жизненного пути и разрешения экзистенциальных проблем, в частности — важным фактором совладания с кризисными ситуациями. Высокий балл по этой шкале говорит о принятии человеком ответственности за свою жизнь, низкий — об избегании этой ответственности.
Шкалы 8, 10, 11 определяют концепцию смерти, которая включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты. Отношение человека к этой экзистенциальной данности представляется особенно важным по двум основным причинам. Во-первых, как показало наше исследование, принятие смерти является центральным моментом для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах. Во-вторых, рассматривая кризисную ситуацию как ситуацию столкновения со смертью (где смерть понимается не только в прямом, но и в переносном смысле — как смерть психологическая), отношение к ней становится одним из краеугольных камней выбора личностью стратегий совладания с кризисом.
Шкала 8. Концепция смерти
Данная шкала направлена на выявление отношения к смерти, а именно на определение той или иной концепции смерти, которая существует у человека.
Анализ философской литературы, а также результаты исследований позволили нам сделать вывод о том, что множество представлений о смерти можно разделить на два больших блока: условно говоря, «религиозный» и «атеистический». К первому блоку, названному нами «Смерть как переход», можно отнести те концепции, которые предполагают существование какой-либо формы жизни после смерти (посмертное существование души, переселение души в другое тело, жизнь души в раю или аду и т. д.). Ко второму варианту — «Смерть как конец» — относятся те представления, которые видят в смерти тела окончательное завершение жизни. Поэтому, соответственно, высокие баллы по этой шкале отражают склонность личности к концепциям первого типа, а низкие — к концепциям второго.

Шкала 10. Принятие чувств по отношению к смерти
Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственных чувств по отношению к смерти.
Этот параметр является важным с точки зрения «проработанности» темы смерти и поэтому может служить одним из показателей актуальности для человека данной экзистенциальной проблемы. Принятие собственных чувств по отношению к смерти свидетельствует о проделанной личностью внутренней работе, которая помогает сформировать осмысленное отношение не только к собственной смерти, но и к жизни. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, которое показало, что непринятие смерти и своих чувств по отношению к ней блокирует формирование не только концепции смерти, но и представлений о жизни как о возможности роста. Также избегание чувств не позволяет личности научиться извлекать опыт из кризисных ситуаций.
Таким образом, высокие баллы говорят о принятии личностью чувств по отношению к смерти, а также об осмысленном отношении к ней как к части собственной жизни. Низкие баллы свидетельствуют не только о психологической защите против размышлений о смерти, но и являются символом низкой рефлексии над экзистенциальными проблемами, своей жизнью и в частности опытом, получаемым из кризисных ситуаций.
Шкала 11. Принятие смерти
Эта шкала позволяет увидеть, принимает ли человек смерть как данность, либо стремится избежать размышлений о ней, что отражает его сопротивление по отношению к факту смертности и конечности. Как показывают исследования, существует тесная взаимосвязь между принятием смерти и принятием изменчивости жизни, а значит, и способностью личности справляться с различными кризисными ситуациями в жизни.
Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек принимает существование смерти и стремится относиться к ней сознательно, подготовиться к ее приходу. Низкие баллы свидетельствуют о стремлении избежать размышлений о смерти, а следовательно, и самого факта присутствия смерти в опыте всего живого.
Шкалы 9, 12, 13 раскрывают наличие смысла в жизни, смерти и кризисной ситуации. Поиск смысла в происходящих событиях и в жизни в целом, несомненно, является для личности важнейшим процессом, отражающим этапы ее становления, дальнейшего развития, самоактуализации. Поиск смысла в собственной жизни и смерти является характеристикой рефлексирующей личности, стремящейся выйти за свои пределы, познать не только себя, но и бытие. В этом контексте представляется важным исследовать также поиск человеком смысла собственных страданий, кризисных ситуаций, которые, с одной стороны, являются частью жизни, а с другой — сталкивают его с постоянной изменчивостью, непостоянством, конечностью и, наконец, смертью.
Шкала 9. Наличие смыла жизни
Эта шкала направлена на выявление подчиненности жизни высшему смыслу. Высокие баллы говорят о наличии в жизни человека какого-то высшего смысла, подчиненности этой идее, а низкие — наоборот, об отсутствии смысла, а также об отсутствии стремления его искать.
Шкала 12. Наличие смысла смерти
Эта шкала выявляет понимание личностью смысла смерти, что отражает степень рефлексии над ней. Исследования, связанные с выявлением осознанности смысла в смерти, показали, что таких смыслов в основном несколько. Однако здесь важно не столько, какой именно смысл видит человек в смерти, сколько видит ли он этот смысл вообще.
Высокие баллы соответствуют наличию у личности каких-либо представлений о смысле смерти, а низкие — об их отсутствии.
Шкала 13. Наличие смыла в кризисной ситуации
Данная шкала позволяет выявить отношение к кризисной ситуации, в частности, насколько человек склонен осмыслять происходящее с ним, брать ответственность за нахождение выхода, интегрировать психотравмирующий опыт.
Высокие баллы обнаруживают стремление личности искать в происходящих с ним несчастьях смысл, а значит пытаться понять «урок», извлечь позитивный опыт, чему-то научиться. Низкие баллы говорят об отсутствии таких попыток, о низкой осмысленности кризисных ситуаций и, как следствие, о невозможности реформировать негативный опыт в позитивный, а значит, более эффективно справиться с возникшими трудностями.
Шкала 14. Концепция кризисной ситуации
Шкала позволяет выявить, как человек понимает кризисную ситуацию и, следовательно, как он к ней относится и как будет в ней действовать.
Анализ литературы и проведенное нами исследование позволяет выделить два направления в отношении к кризису. «Кризисная ситуация как возможность» характеризуется отношением к ней как к опыту, позволяющему человеку развиваться дальше, самосовершенствоваться, получать через кризисы, помимо негативного, также и позитивный опыт. Как показало наше исследование, эта концепция связана с более гармоничным образом Я, стремлением к росту, принятием своей жизни и себя. О таком отношении к кризисным ситуациям будут свидетельствовать высокие баллы по этой шкале. «Кризисная ситуация как опасность» будет характерна для людей, ориентированных в кризисе лишь на его негативные стороны, потери, страдания, мученичество. Такое отношение будут характеризовать низкие баллы по данной шкале.
Таким образом, данный метод позволяет выяснить: особенности отношения личности к жизни, смерти и кризисным ситуациям; степень психологической зрелости личности, стремления к самоактуализации и личностному росту; степень проработанности и актуальности некоторых экзистенциальных проблем (например, жизнь — смерть, ответственность, смысл); возможные стратегии совладания с кризисными ситуациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *