Отцы и дети конфликт

Ирина Коваль
Конфликт поколений: отцы и дети

Конфликт поколений, отсутствие взаимопонимания – это вечная проблема отцов и детей, которая будет актуальна в обществе всегда.

Конфликт отцов и детей возникает, когда родители изо всех сил диктуют свое мнение в таких вопросах, когда делать это совсем не нужно. Например, заставляют есть какие-то блюда, которые ребенок не любит, навязывают определенный стиль в одежде (ребенок любит спортивный, а родители заставляют носить классику) и т. д. Результат в виде протеста ребенка не заставит себя ждать, только этот протест может распространиться и на другие, более важные жизненные моменты.

Чем старше становится ребенок, тем больше становится поводов для столкновения с родителями, с их принципами и правилами. Проблема взаимоотношений отцов и детей встает более серьезно. Интересы, увлечения, склонность к каким-то определенным предметам в школе – все это родители могут не понимать и не одобрять. Между тем, многие, наверное, помнят, как их силком заставляли ходить, скажем, в музыкальную школу. Мало кто после таких «пыток» стал великим музыкантом. Еще одна распространенная ситуация – оба родителя, например, врачи, и убеждены в том, что их ребенок должен непременно пойти по их стопам. С одной стороны,это логично: родители смогут помочь ребенку в продвижении по карьерной лестнице. Но подумайте, сколько таких врачей каждый день ходят на работу (от которой, кстати, зависит жизнь и здоровье людей, ненавидя ее? Потому что, может быть, мечтали стать строителями или заниматься творчеством, а родители заставили, не оставляя выбора, отказаться от этих «глупостей».

Казалось бы,проблема отцов и детей предполагает следующий вывод: надо прислушиваться к мнению ребенка и позволять ему самому принимать решения. Не совсем так. Беда в том, что у ребенка гораздо меньше жизненного опыта. С некоторыми понятиями в жизни он может быть не знаком, а если и знаком, то только понаслышке. Невозможно просто дать волшебный совет – как сделать, чтобы конфликты детей и родителей полностью прекратились. Воспитывать, контролировать, объяснять и учить – прямые обязанности родителей, а детям не всегда это нравится. И все же нужно попытаться выстроить такую линию поведения, чтобы исход взаимодействия был конструктивным. Ребенок любого возраста должен чувствовать, что его мнение родителям не безразлично. Во всех вопросах, которые касаются ребенка – его учебы, хобби, увлечений и интересов – выслушивайте его, старайтесь понять.Не пытайтесь своей критикой сломать индивидуальность вашего ребенка: он не обязан быть таким, каким вы хотите его видеть. Важно дифференцировать жизненные ситуации на те, в которых ваше участие должно быть минимальным, и те, когда без вашего твердого слова не обойтись. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за свои решения и поступки,чтобы в случае чего он не винил во всех бедах вас: не так сказали, не то посоветовали. Старайтесь быть для своего ребенка не только мудрым наставником, но и близким другом, ведь крепкая семья всегда строится на доверии.

На протяжении нескольких лет, в нашей школе уже традицией стало ежегодно проводить олимпиаду по психологии. В рамках таких олимпиад участники (учащиеся школы с 8-11 классы) представляют свою исследовательскую работу по любой волнующей их психологической теме. Ученица 11 класса Балынская Галина в своей исследовательской работе дает советы своим сверстникам «Как избежать конфликтов с родителями». Эта работа будет интересна не только сверстникам, но и родителям и учителям. Микроисследование по психологии ученицы 11 класса МБОУ СОШ №8 пос. Комсомольского Гулькевичского района Балынской Галины.Тема: «Отцы и дети» (детско-родительские отношения).

Руководитель: педагог-психолог Коваль Ирина Леонидовна.

Отцы и дети… Вечная проблема.

Что происходит со временем между родителями и детьми?

Достаточно часто встречается ситуация, когда в семье традицией являются напряженные отношения между детьми и их родителями. Опрос,проведенный в нашей школе среди учащихся доказал это: в каждой семье были конфликтные ситуации.На вопрос: «Кто ни разу не конфликтовал с родителями?» — никто в анкете не ответил утвердительно. Неужели повзрослев, взрослые и дети разлюбили друг друга?

Я попыталась разобраться в этом и провести свое микроисследование по теме проблемы детско-родительских отношений.

Воспитание нас, подростков – дело серьезное и ответственное. Да, в сегодняшнем, быстро меняющемся мире оно становится все сложнее. Дети считают, что родительский опыт устарел, родители не понимают своих детей. Ведь мы, современные дети, даже говорим на своем особом языке и живем по своим собственным законам. И хотя в языке меняются отдельные слова, сам по себе язык общения родителей с детьми остается прежним – это язык эмоций. Так же точно и законы, лежащие в основе поведения подростков, их взаимоотношения с родителями остаются неизменными – это законы психологии.

Чего мы хотим от родителей, когда нам 12-16 лет? Что для нас является важным? На этот вопрос 65% детей ответили, что хотят, чтобы им родители купили какую-нибудь вещь. 15%- чтобы отпускали гулять с друзьями. Подарок или покупка означают внимание. А если уделяют внимание — значит любят. Помните, была жевательная резинка «Love is…»?На этикетках были забавные картинки с надписями: «Любовь — это когда он тебе дарит цветы», «Любовь — это когда она поправляет на тебе шарф, чтобы ты не простудился».На вопрос: «Какие действия твоих родителей означают для тебя, что они тебя любят?», дети ответили так:

• покупают то, что я люблю (шоколадку, мороженое);

• ласковы со мной, добры;

• заботятся обо мне.

Такие простые детские желания, но невыполнение их означало бы для детей то, что родители их не любят (так ответили 64%).

Сама мысль, что нас может не любить близкий человек, страшна. От неё становится как-то холодно и колет в груди. Хочется убежать, спрятаться…

На вопрос: «Как вы узнаете, что вас не любят?»,были такие ответы:

• не понимают нас;

• не верят нам;

• не считают наши дела важными;

• не доверяют нам.

Родители проявляют это через замечания, ругань, упреки, наказания.

Как для нас важно, когда нам верят и доверяют, понимают нас, считаются с нашим мнением. Ради этого нам хочется «горы свернуть». Напротив, непонимание, недоверие вызывает желание отомстить, сделать что-нибудь плохое. Ведь тогда и говорить правду нет никакого смысла. Пропадает мотивация «напрягаться», как сейчас принято говорить, проявляется агрессия или апатия.

В одной из книг по психологии я прочитала, что когда наши родители делают нам замечания, они показывают, что им не хватает нашей любви, и пытаются получить любыми способами хотя бы наше внимание. И мы в ответ грубим, то есть даем маме или папе внимание вместо любви, причем, внимание в негативной форме. Ведь когда нас родители ругают и наказывают, какими бы благими побуждениями они не руководствовались, мы, дети, обижаемся на них, начинаем думать, что они нас разлюбили.

Как хочется, чтобы все научились «справляться» с чувствами обиды, злости, ненависти и мести. Но нет готовых рецептов. Мы все разные. У нас разные характеры, темпераменты, поведенческие привычки. Но я всё же предлагаю попробовать и предлагаю начать с себя!

Что же делать в ситуации, когда мама или папа начинают «воспитывать»? Самое главное в этой ситуации — сохранять спокойствие. Если вам это удается – это уже победа! Потому что в состоянии обиды, возмущения, гнева или апатии действовать конструктивно невозможно. Чтобы научиться держать спокойствие в такой ситуации, нужно, во-первых, понимать, что родителями вашими движет некое позитивное намерение. Они хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, счастливыми и хорошо воспитанными, а еще хотят в очередной раз напомнить вам, чтобы вы их самих любили и уважали как родителей. Если осознания их позитивного намерения для состояния спокойствия вам недостаточно, то, во-вторых, можно сделать следующие действия самостоятельно. Но с условием, что ваше поведение будет честным и искренним и основанным на душевном тепле. Нужно заранее, до возникшей ситуации, представить того из своих родителей, кто обычно отчитывает вас,в очень смешном виде: в каких-нибудь оранжевых шароварах, в клоунском колпаке, с приставным носом-помидором. Так вы убавите значимость грозного облика своего родителя. После этого необходимо снизить воздействие его голоса. Для этого нужно представить, что он говорит голосом «мультика» из диснеевского мультфильма, то есть более высоким голосом и более быстро, чем обычно. Или, наоборот, представить, что он говорит голосом переводчика нелицензионных иностранных фильмов — медленным, «в нос». Если вам подходит это упражнение, я предлагаю хорошо запомнить, как выглядит и звучит ваш родитель в смешном виде, и в момент, когда он или она начнут вас воспитывать, мысленно убавить реальный звук и представить себе забавную картинку.При этом можно значительно кивать: «Да, мама, конечно, мама!» Потом необходимо подойти к маме сзади,обнять ее обеими руками и сказать: «Я тебя так люблю!» Таким образом, ваша мама будет обезоружена. Если вы будете каждый раз вести себя подобным образом, у вашей мамы отпадет необходимость парадоксальным способом добиваться от вас любви, она и так будет ее чувствовать и перестанет вас отчитывать.

Помните! Теплые или наоборот, холодные взаимоотношения между родителями и детьми как традиция передаются из поколения в поколение.

Поэтому очень важно сплотить свою семью. Нужно, прежде всего,чтобы всех членов семьи объединяли общие цели: совместное проведение выходных, поездки в бассейн, на каток, работа на огороде, во дворе. Даже отгадывание кроссвордов и участие всех в настольных играх благоприятно влияет на сплочение вашей семьи. А как важно в кругу семьи делиться своими успехами и проблемами! Чем больше времени вы будете проводить вместе всей семьей за интересными делами, тем крепче будет ваша семья, тем полнее и насыщенней будет ваша личная жизнь, тем лучше будут ваши взаимоотношения.

Я благодарна своей маме. У меня всегда в памяти останутся наши с ней теплые отношения взаимной любви, уважения, взаимопонимания и доверия. Я знаю, что мама гордится мной!

Если в вашей семье принято общение на равных и можно открыто говорить о своих ошибках, то вы не попадете в дурную компанию, не начнете пить или курить, чтобы получить состояние эйфории или казаться «круче», чем вы есть. Вы будете принимать себя адекватно, и оценивать свои поступки. К вашему совету будут прислушиваться родители, учителя, сверстники. Вам не надо будет «заслуживать» любовь, она принадлежит вам по праву!

Предлагаю Вам продолжить наш разговор. Ведь проблема отцов и детей вечная. А как думаете вы?

«Во всякой стране молодое поколение – иностранцы» (Ж.-Д. Сталь). Конфликт между поколениями происходит потому, что старшие привыкли наставлять молодежь, а та стремится к самоутверждению. Иными словами, беда наших «отцов» лишь в том, что они помнят нас маленькими и беспомощными. Кристофер Морли, американский журналист, писатель, публицист, поэт XX века, сказал так: «Не везёт нам с детьми – из них всегда вырастают взрослые».

Истерика – плохой советчик

Но не каждый взрослый человек может похвастать, что он обладает гибкостью ума, то есть умением видеть ситуацию в развитии:

— раскладывать ее на составляющие,

— перераспределять,

— взглянуть на проблему или задачу под иным углом,

— суметь прогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события.

Кто тут временные? Слазь

Проблема «детей» в конфликте поколений заключается в остром желании сбросить «отцов» с подиума и самим занять это место, даже не задумываясь, как трудно на нём находиться. Об этом есть такой анекдот: «В детском саду я хотел стать взрослым, а теперь стал взрослым и хочу в детский сад».

О трудностях отношений «отцов и детей» нам известно со школьной скамьи из художественных произведений.

В бессмертной комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов раскрывает конфликт поколений. Главный герой Александр Андреевич Чацкий – представитель «детей». Его устами автор отрицает всё, что для поколения «отцов» является мерилом «нравственности»:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Всё происходящее в доме Фамусова подвергается осмеянию и критике со стороны Чацкого. Это вызывает недовольство хозяина дома, который «по-отечески» наставляет: Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших гладя…

Почему молодое поколение в лице Чацкого отрицает всё, что важно для стариков? Жизнь движется вперед, предъявляя новые требования. Воплощать это в жизнь могут только передовые люди. Старое поколение цепко держится за свои устои, так как не представляют себе жизни, когда они будут вынуждены выпустить из рук «бразды правления».

Такая же проблема поставлена в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Спор представителя «детей», Базарова, и представителя «отцов», Павла Петровича Кирсанова, крутится вокруг неких «принсипов». Для стариков – это основа жизни. Для базаровых же никакой ценности не представляют. Свое предназначение Евгений Базаров в необходимости «расчистить» жизнь от старого хлама, чтобы появилась возможность строить что-то новое. Возмущенный Кирсанов понимает — он и есть тот самый хлам, от которого намеревается избавить мир молодой и дерзкий нигилист. Вывод: на данных примерах мы убеждаемся, что конфликт поколений базируется на основном законе диалектики — «борьбе и единстве противоположностей». Противоположные — это молодые и старые, значит, они должны находиться в конфликте, только бы они не уничтожали друг друга, а приходили бы к единству.

Аналогичная проблема в наши дни и пути ее решения

Пожилые родители и взрослые дети живут в унисон

Начните с себя, станьте примером для своих детей, следуя принципу: «В здоровом теле здоровый дух». Имея крепкое и здоровое тело, сформированное в процессе своего спортивного труда, ваш ребенок никогда не променяет его на сомнительные удовольствия, наркотики, алкоголь. Хотя бы в этом плане одна проблема отцов и детей будет решена.

Преодолевайте разногласия. Это возможно, а вот избежать вряд ли удастся, так как все новое вступает в противоречие со старым. Этот диалектический закон природы родителям необходимо понимать. А главным орудием в разрешении этих проблем является Слово. Недаром говорят: «В споре рождается истина». Для этого:

* ведите диалог на равных,

* не зацикливайтесь на ранее достигнутом,

* будьте примером в семье.

* не отдаляйтесь от детей, прикрываясь работой, проблемами выживания. Основой основ является духовное воспитание. Какое семя посадишь в душу ребёнка, такое и взойдёт.

Выйдите из рядов «старой гвардии»

Не разрушайте мир в глазах ребенка

Не надейтесь на молодежь в налаживании взаимопонимания. Не ждите от нее инициативных действий . Берите в свои руки – ведь на вашей стороне жизненный опыт и мудрость. Выйдите из рядов «старой гвардии», откиньте в сторону стереотипы. Понимание – вот залог успеха. Именно оно располагает к себе. А для того, чтобы понять другого, необходимо поставить себя на его место.

Интересуйтесь потребностями молодых . Ведь молодость – это сплошные потребности, мечты, желания, цели. Поинтересуйтесь, чего хотят дети и внуки. Может быть, вспомните себя в 20 лет. Ведь юношеская пора во все времена – это любовь, друзья, амбиции, поиск себя. И сегодня актуально все то же самое, только окружающая обстановка другая.

Прибегайте к доверительному стилю общения. Дипломатичный стиль общения преобладает над грубостью и высокомерием.

Поищите общие интересы. Они всегда есть, было бы желание найти. Ну и самое главное – станьте другом.

Давайте полезные советы как советы, а не руководство к действию.

Не забывайте, что молодые люди тоже имеют свои особенности, вкусы, индивидуальность. Развивайте их совместно и только на пользу.

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.
Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.
Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете («Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что «сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает «глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”
Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается «в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение «века нынешнего” с «веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии «Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского «Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении «Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева «Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения по направлению «Отцы и дети».
Конфликт между поколениями заключается в привычке старших свысока смотреть на подрастающее поколение и в стремлении младших к самоутверждению. Вся вина наших «отцов» лишь в том, что они помнят нас маленькими и беспомощными. Об этом говорит Кристофер Морли так: «Не везёт нам с детьми – из них всегда вырастают взрослые». Чтобы понять, что дети выросли, нужно иметь внутреннюю гибкость, но не каждый может этим похвастаться. Вина «детей» в конфликте поколений заключается в их желании сбросить «отцов» с пьедестала и самим занять это место, часто даже не предполагая, как трудно на нём находиться. Об этом есть такой анекдот: «В детском саду я хотел стать взрослым, а теперь стал взрослым и хочу в детский сад». О трудностях отношений «отцов и детей» написано множество художественных произведений.
В комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов раскрывает конфликт поколений. Главным героем произведения является Александр Андреевич Чацкий – представитель «детей». Его устами автор отрицает всё, что для поколения «отцов» является незыблемым:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Всё происходящее в доме Фамусова подвергается осмеянию и критике со стороны Чацкого. Это вызывает недовольство хозяина дома, который «по-отечески» наставляет:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших гладя…
На примере этих двух героев комедии мы ясно видим, что молодое поколение отрицает всё, что важно для стариков, потому что жизнь предъявляет новые требования, и воплощать это в жизнь могут только «продвинутые» люди. Старое поколение цепко держится за свои устои, так как не представляют себе жизни, когда они будут вынуждены выпустить из рук «бразды правления».
Такая же проблема поставлена в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Спор представителя «детей», Базарова, и представителя «отцов», Павла Петровича Кирсанова, крутится вокруг неких «принципов», которые для стариков – основа жизни и которые совершенно никакой ценности не представляют для молодых нигилистов. Свою предназначение Евгений Базаров в необходимости «расчистить» жизнь от старого хлама, чтобы появилась возможность строить что-то новое. Это ужасает Кирсанова, так он понимает — он и есть тот самый хлам, от которого намеривается избавить мир молодой и дерзкий нигилист.
На данных примерах мы убеждаемся, что конфликт поколений зиждется на основном законе диалектики — «борьбе и единстве противоположностей». Если существуют противоположные: молодые и старые, значит, они должны находиться в конфликте, только бы они не уничтожали бы друг друга, а приходили бы к единству.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Похожие сочинения

  • Базаров и родители в романе Отцы и дети Тургенева
  • Родители Базарова
  • Сочинение на тему «Базаров и родители»
  • Отношение Базарова к родителям в романе Тургенева «Отцы и дети»

Материалы, представленные на этой странице, пригодятся учащимся 10 класса при подготовке краткого доклада или сочинений на тему «Базаров и его родители» и «Отношение Базарова к родителям». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?

    • 1859;
    • 1861;
    • 1867;

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *