Паломничество в буддизме

Далай-лама о паломничестве по святым местам

Лхаса, столица Тибета, на протяжении многих веков являлась одним из главных мест паломничества. И по сей день жители даже самых отдаленных уголков Тибета стараются посетить ее хотя бы раз в жизни. Нередко они отправляются в путь пешком и даже босиком. Некоторые особенно крепкие паломники «простираются» — распластываются по земле в полный рост на протяжении всего пути. Когда они добираются до города, то часто, не останавливаясь даже на чашку чая, спешат в Джоканг, главный храм, чтобы вознести почтение образу Будды, Джово Ринпоче. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Паломничество по святым местам – непременный атрибут практически любой религии. Верующие отправляются в путь, чтобы обреcти добродетели и накопить заслуги. Буддисты посещают места, где когда-то медитировал тот или иной буддийский наставник. Его пребывание в этом месте сделало его благословенным или заряженным энергетически, словно окруженным неким электрическим полем. Паломники приходят, чтобы ощутить эти мистические вибрации, разделить его духовные прозрения. На пути они преодолевают преграды, не помышляя о выгоде материального толка. Каждый их шаг, каждое движение проникнуты духом духовного прогресса. Некоторые стремятся сделать свое паломничество еще труднее, отправляясь в путь пешком или всю дорогу читая молитвы и мантры, чтобы приумножить обретаемую ими духовную заслугу.

Мы, буддисты, считаем, что обретаем заслугу, когда приобщаемся к религии, руководствуясь дисциплиной и верой, ибо таким образом мы взращиваем в себе правильную мотивацию. Правильная мотивация превращает в паломничество любое путешествие к святому месту. Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни. Говоря так, он не преследовал цели возвеличивать самого себя, но заботился о благополучии своих последователей. Мы полагаем, что когда мы проявляем уважение к Будде и восхищаемся его качествами, совершая подношения и предпринимая паломничество, то тем самым способствуем собственному духовному росту.

У тибетцев большая склонность к кочевому образу жизни, что помогает им переносить тяготы паломничества. Наша земля – источник вдохновения не только из-за обилия храмов и монастырей, но также и потому, что мы считаем священными даже природные образования. Особенно знаменита гора Кайлас в западном Тибете. Буддисты почитают ее священным местом божества Чакрасамвара. Для индуистов, это обитель Шивы и Парвати. У джайнов и сикхов свои ассоциации с этим местом. Даже для тех, кто не исповедует какой-либо веры, форма и цвет этой горы превращают ее в символ чистоты.

Для тибетцев Индия – священная земля. Здесь родился основоположник буддийской культуры, здесь источник мудрости, которая была принесена в Тибет сотни лет назад, через горы, индийскими святыми и провидцами. Первая возможность воздать ей почтение выдалась мне в 1956 году, когда меня пригласили участвовать в праздновании 2. 500-летней годовщины со дня рождения Будды. Я был вне себя от радости. Мне представился шанс посетить Бодхгайю, место, которое я, как и всякий буддист, связывал с высочайшим достижением на духовном пути – совершенным Просветлением Будды.

И когда я, наконец, оказался там, где Будда достиг Просветления, то испытал глубочайшее переживание. Размышляя о великом подвиге Будды Шакьямуни, совершенном на этом месте, я не мог не думать о его безбрежной доброте ко всем живым существам. Он не только сам пришел к высшему совершенству, но также открыл, что и в каждом из нас есть потенциал для подобного достижения. Я считал тогда, и считаю поныне, что учения Будды способны не только сделать умиротворенной жизнь отдельного человека, но и привести к миру в отношениях между народами. В Бодхгайе, как и в других святых буддийских местах, меня также восхищали шедевры индийского духовного искусства – воплощение творческого гения и глубокой веры. Я вспоминал и о том, что сектантство и социальные конфликты в прошлом наносили урон этому великому наследию. И все же, в конечном итоге, дух терпимости и религиозной свободы, составляющий стержень Индии, всегда помогал возродить мир и покой.

Во время второго посещения Индии я совершил паломничество в Раджгат, на берега Ямуны, где было кремировано тело Махатмы Ганди. Это тихое и красивое место, и я был очень рад посетить его, быть гостем народа, который, как и мой, пережил чужеземное правление. Я был признателен за эту возможность находиться в стране, которая приняла Ахимсу, доктрину Махатмы Ганди о ненасилии. Вознося молитву на этом месте, я одновременно испытал и великую печаль от того, что не смог лично встретиться с Ганди, и великую радость от того, что его жизнь послужила мне таким прекрасным примером. Он был человеком, для которого вера в альтруизм и ненасилие была выше собственных интересов. Я был убежден, что его преданность идее ненасилия – это единственно правильная политики.

В основе своей все религии учат нас дисциплине и внутренней трансформации, которые помогут нам обрести покой и доброе сердце. И все же сегодня в разных частях мира мы видим пламя конфликта, раздуваемое во имя религии. Люди берут в руки оружие во имя религии только потому, что их собственная ограниченность не позволяет им постичь подлинный смысл собственного вероучения.

Я твердо убежден, что мы сможем предпринять необходимые шаги, чтобы прийти к взаимопониманию и гармонии в отношениях между религиями, тем самым, способствуя миру и безопасности на земле. Один из важных способов достижения этой цели -расширение взаимодействия между религиями, чему может способствовать, в том числе, и посещение святых мест других вероисповеданий. Если возможно, представители разных религий могут вознести там совместную молитву. Если нет, просто предаться безмолвному созерцанию. Подобные паломничества – чрезвычайно ценное и глубокое переживание. Однажды мне довелось посетить Лурд на юге Франции не в качестве туриста, но в качестве паломника. Я пил святую воду, стоял у изваяния Девы Марии и думал о том, что здесь, этом месте, миллионы людей обретают благословение и покой. Когда я созерцал изваяние Девы Марии, во мне родилось восхищение и благодарность христианской вере просто за то, что она помогает миллионам людей. Пусть у христианства и иная философия, но ценность той помощи и того блага, которое эта религия приносит другим, очевидна.

Движимый этим чувством, в 1993 году я отправился в Иерусалим, к святому месту трех величайших мировых религий. Я пришел к Стене Плача со своими друзьями-иудеями. Посетил святые места христианства со своими друзьями-христианами, а затем отправился на Храмовую гору со своими друзьями-мусульманами и молился с ними. Я также посещал различные святыни индуистов, мусульман, джайнов и сикхов, а также места, священные для зороастрийцев в Индии и зарубежных странах. Порой мы молились вместе, порой вместе медитировали в тишине.

Недавно я принял участие в паломничестве христианских и буддийских лидеров в Бодхгайю, где было время совместным молитвам, медитации и диалогу. Каждое утро мы садились вместе под дерево Бодхи и предавались медитации. Со времен Будды, который приходил свыше 2. 500 лет назад, и со времен Иисуса Христа, который жил около 2. 000 лет назад, думаю, это была первая подобная встреча.

Есть одно место, которое я давно хотел посетить, но мое желание пока не осуществилось. Гора пяти пиков, или У-тай-шань в Китае, известна своей связью с Манджушри, Бодхисаттвой Мудрости. Мой предшественник, 13-тый Далай-лама воздавал почести этому святому месту и, со времен своего первого путешествия в Китай в 1954 году, я также лелеял надежду, что смогу последовать его примеру. В то время китайские власти отклонили мою просьбу, сославшись на бездорожье. Я уверен, что сегодня с дорогами все обстоит благополучно.

Во время недавних обсуждений вопроса тибетской автономии с властями КНР мои посланники вновь заявили о моем желании совершить визит в Китай. В Китае много священных мест, ведь это страна, где буддизм процветал на протяжении многих веков. Я бы хотел посетить некоторые из них. И в то же самое время, пока я буду находиться в этой стране, я надеюсь своими глазами увидеть те изменения, которые произошли Китайской народной республике.

Далай-лама

>Еше Другпа — Cуть и смысл тибетского буддизма

Тринадцать мест для паломничества буддиста

Лумбини место рождения Будды Шакьямуни

С фрагментами текста Голога Дамчо Палсангаи и проложенными маршрутами на карте Индии и Непала

Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма.

Существует три типа паломничества:

  1. обычное,
  2. высшее и
  3. наивысшее.

В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест.

Следуя их совету, я привожу их список:

  1. Лумбини ― место рождения Будды.
  2. Намдрак-дронг (Лория)― место, где Будда оставил жизнь домохозяина и стал монахом.
  3. Ниранджна ― место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
  4. Бодх-гая ― место, где Будда достиг Просветления.
  5. Раджгир ― место, где Будда примирил разобщённых членов Сангхи.
  6. Варанаси ― место первого поворота Колеса Дхармы.
  7. Гридхакути ― место второго поворота Колеса Дхармы.
  8. Вайшали ― место третьего поворота Колеса Дхармы.
  9. Наланда ― место, где Будда благословлял, даруя долголетие.
  10. Шравасти ― место, где Будда на протяжении 25 лет проводил летнее затворничество, дабы победить последователей небуддийских учений.
  11. Санкансья ― место, куда Будда вернулся, проведя одно лето в Раю тридцати трех божеств и разъяснив своей матери три категории Учения.
  12. Каушамби ― место, куда Будда был приглашен министром, известным на тибетском как Дангчен, и где он провел один год.

    Кушинагар

  13. Кушинагар ― место, где Будда умер и вошел в Махапаринирвану.

    Махапаринирвана Будды

Бодх-Гая

Я простираюсь пред тем,
Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий,
Сел под деревом Бодхи в Магадхе.
Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления,
Дабы стать высшим Буддой.

Махабодхи в Бодхгае

В Индии это место известно под именем Бодх-гая, а в Тибете ― под названием Дордже ден. Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая.

Река Неранджана

После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.

1. Считается, что Ступа Гандола, находящаяся в Бодх-гае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.

2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.

3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света».

4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.

Махабодхи Тара

5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунгом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней.

Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше. Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа». Мало кто из паломников паломники посещает это место.

7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.

Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы

8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе Гуру Сенге Драдога и победил последователей небуддийских учений.

Гуру Сенге Драдог

9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы:

  • Бирмы,
  • Бутана,
  • Китая,
  • Таиланда,
  • Непала
  • и Японии.

От Бодх-гаи до Гаи 9 км (13-15 км).

Наланда

Университет Наланды

Наланда является одним из основных центров буддизма. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте.

Наланда ступа

1. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда.

Шарипутра главный ученик Будды

2. Также считается, что именно отсюда буддизм распространился по Тибету и Китаю. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. У юго-западной границы развалин стоит квадратная ступа. На стенах ступы можно увидеть искусно высеченные изображения Будды, различных ступ и богов.

В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, а также именно здесь родился Шарипутра.

Тонми Самбота

3. Тибетский переводчик Тхонми Самбхота провел здесь шесть лет.

4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше.

Ближе всего к Наланде город Патна (80,5 -90,5 км, маршрут) и Бихар Шариф (11 км, маршрут). От Бодхгаи до Наланды 164 км (81,5; 115 км), а от Раджгира ― 11 км (14,1 км).

Раджгир, известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб, был могущественной столицей госудраства Магадха. Он расположен в 11 км от Наланды.

Намдак-дронг (Лориянандагире)

Я простираюсь пред тобой,
Кто, видя бессмысленность мирских занятий,
Отрекся от жизни домохозяина.
Отправившись к ступам Намдак-дронга,
Ты хотел получить посвящение, дабы стать монахом.

Будда медитирует

Намдак-дронг (чистый город) в настоящее время располагается в Лориянандангире, в местечке Лория, в штате Бихар. Путь к нему лежит из Бодхагаи в Патну через деревни Модехари и Бедея. Оттуда до Лории 25 километров. К западу от этой деревни располагается ступа Намдак-дронг.

1. Именно в этом месте Будда остриг свои волосы и стал монахом. Говорят, что здесь охотник поднес ему отрез ткани шафранового цвета. Здесь находится очень большая ступа. В периметре она составляет семьсот тридцать шагов. Вершина ступы была разрушена. К югу от ступы есть небольшое озеро. Говорят, что в прошлом мало кто посещал это место.

2. К востоку от ступы, за пределами главной дороги, располагается колонна Ашоки со статуей льва на вершине и надписью на языке пали. Это место широко известно как «Колонна Ашоки». Ближе всего до него из Кушинагара (75 км) и Лумбини (177 — 212 км).

Деревня с названием Намдак-дронг, в самом сердце Гаи, также считается Намдак-дронгом. В настоящее время в этом месте находится большой индуистский храм, и там не осталось никаких намеков на буддийские святыни. Чтобы добраться туда, можно проехать 205 километров на поезде от Бедии до Патны (151 км), а также можно преодолеть 412 километров от Бодхагаи по дороге на Лорию (319-321 км).

Дургашри (Ситавана)

Ситавана (тиб. Силва Цал) находится в 7 км к востоку от Бодхгаи.

Махасиддха Шаварипа

1. Рядом с вершиной холма расположена пещера, где медитировал достославный Шаварипа. У дверей стоит древо жизни шестирукого Махакалы, а на камне можно увидеть слоги «ОМ» и «А», которые, как считается, появились самопроизвольно.

2. Вода с юга течет с обеих сторон внутреннего каньона холма Дургашри. Немного дальше от этого места находится другой холм, который называется по-тибетски Нагпо Цегпай Ри. Лес напротив этого холма именуется в сутрах Ситаваной. О нем говорится, что, когда Будда направлялся из Раджгира в Гаягори, то провел ночь в этом лесу. Считается, что император Бимбисара в этом лесу впервые встретился с Буддой.

Чагло написал в своей биографии, что:

«К северо-западу от Наланды есть пустынное место посреди густого леса, известного как Ситавана. Это и есть настоящая , но многие из нас считают то место, что находится в Бодхгае».

Это утверждение еще необходимо доказать. В разделе краткого текста Падма Катанг (Padma bKa thang) написано следующее:

«Здесь, на кладбищенских землях Ситаваны, Гуру Пармасамбхава медитировал о Дудртси (bDudrtsi); видел всех богов Дудртси».

Далее в тексте говорится:

«…к югу от кладбищенских земель предавался аскезе после отречения от царской жизни».

Кроме того, в сутре говорится, что Гуру Ринпоче обучал йогини, живущих на этих восьми кладбищенских землях. Также, возможно, на этом месте Гуру Ринпоче после подчинения богов и демонов связал их клятвой охранять учения Будды. Вероятно, после этого Гуру Ринпоче стали называть «Гуру Свет Солнца».

Вайшали (Муджабпур)

Ступа для будд, Вайшали, Бихар

Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.

Вайшали — ступа и колонна Ашоки

1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.

2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).

3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.

4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.

5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.

Четыре достопримечательности в Вайшали

6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.

Шравасти (Сахетамахад)

Шравасти

Шравасти (тиб. Ньеньо). В наши дни это место известно под названием Сахетамахад. Оно располагается в небольшом городке Бареца в штате Уттар-Прадеш. Из Варанаси до Шравасти можно добраться за одну ночь.

1. Шравасти является одним из важнейших мест в житии Будды. На протяжении 20 лет Будда проводил летние затворничества во внутреннем дворе Сангхи Джетаваны и в садах дворца. Он провел пять лет в восточных садах оленьего парка. Таким образом, он прожил в этих местах 25 лет. Говорят, что Шарипутра, Маугальяяна, пять учеников, шестнадцать архатов, Кашьяпа, Удаин, Ашвапа и восемьдесят архатов, которые были учениками Будды, жили здесь долгое время. Также это место известно тем, что Будда показывал там великие чудеса и одержал верх в споре с шестью не-буддийскими учителями.

2. К северу от дворцовых садов расположена кирпичная стена, которая считается местом, где Будда усмирил Мару. После того как Ангулимала и Девадатта уверовали в Будду, они на этом месте приняли учения. Но до настоящего времени этому нет письменных подтверждений.

Кушинагар

Я простираюсь пред тобой,
Кто, желая привести к Дхарме ленивых,
Позволил распасться нерушимому, ваджроподобному телу
И ушел по ту сторону печали на чистейшей земле Кушинагара.

Кушинагара

Кушинагар (тибетское название – Цачок Дронг) находится в индийском штате Уттар-Прадеш.

Кушинагар

1. Именно здесь в возрасте восьмидесяти лет Будда вошел в Махапаринирвану между двух деревьев сала. На этом месте можно до сих пор увидеть развалины ступы Махапаринирваны, построенной царем Ашокой. Говорят, что это место реставрировали в период династии Гупта. Здесь можно посетить великолепную статую Будды в позе Махипаринирваны. Неподалеку от этой статуи есть храм Пхунцог Чопхелинг, один из филиалов монастыря Намгьял. Для удобства посетителей здесь построен гостевой дом, где они могут остановиться на ночлег совершенно бесплатно.

Шравасти

2. То место, где Будда произнес свою последнюю проповедь, располагается в 2 км к востоку от храма-усыпальницы. Там находится ступа Мулакута Бандана, сооруженная из насыпанной в холм земли. Считается, что именно эта ступа, украшенная орнаментом, упоминается в сутрах. Это место известно под названием Рамбар, или просто как «место прощальных ритуалов, исполненных для Будды». Кушинагар располагается в 359 км (220-235 км) от Сарнатха.

3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км (38 км), находится место под названием Сатхия, где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.

Сарнатх

Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.

Сарнат

Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.

1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.

Ступа Дамек в Сарнатхе

2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.

3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой.

На ней написано:

«Здесь хранятся кости Будды».

Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.

4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.

5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.

6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний.

Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км (225, 337, 340 км), и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Реклама

Паломничество буддистов

предмета или святого места. Для тибетцев объектами паломничества являются места в Индии и Непале, связанные с именами Будды Шакьямуни: Бодхи-Гая, Лумбини, Раджагриха, Кушинагара и др., и Падмасамбхавы — это озеро Манди, или Манасаровар, долина Сват в Пакистане, склон Гималаев со следом его стопы. Объектом особого почитания тибетцев является ступа Бодхнатх в Непале.
К числу святых мест относятся нек-рые горы как места обитания разл. персонажей пантеона: гора Тисе, или Кайласа, — место обитания идама Чакрасамвары, а также место, где поэт и мистик Миларепа одержал победу в диспуте с бонским священником. Со времен династии Юань объектом паломничества стала также гора Утайшань как место обитания бодхисаттвы мудрости — Манджушри. Особый вид паломничества представляет собой обход «земель обетованных» как разновидность пути к просветлению с обязательным посещением Бодхи-Гаи (центр), Шамбалы (север), Уддияны (запад), Утайшань (восток), Потала (юг). В самом Тибете осн. объектами паломничества являются Лхаса и ее святыни, монастыри Ташилхунпо, Самье, Гумбум и др. В число свящ. объектов входят горы Ньянчхентханлха и Амьемачин — места обитания горных божеств, включенных в будд. пантеон Падмасамбхавой. Кроме того, каждому году из 12-летнего цикла посвящалось паломничество в опред. место: в год обезьяны — обход по долине горной вершины Цари, в год овцы — паломничество к вершине Кхаба Карпо на границе Мьянмы (Бирмы), Китая, Тибета и т. д.

Буддийское паломничество

Традиция паломничества в буддизме имеет самую древнюю историю по причине более раннего его возникновения по сравнению с другими мировыми религиями. Идея совершения буддийского паломничества и ритуалы поклонения возникли в Индии в V веке до Р.Х., став одним из основных проявлений религиозного чувства всех буддистов. Считается, что сам Будда в Махапаринирвана-сутре определил четыре места, подходящие для паломничества последователей его учения и способные вызвать духовный прогресс: Лумбини в Непале, Кушинагар, Бодх-Гайя и Сарнатх в Индии.

Основным мотивом совершения паломничества для буддиста является желание увеличить свои добродетели и этим принести пользу всем живым существам, одаряя их обретённой святостью. Личной причиной может также быть желание долгим и трудным путём искупить грехи своей прошлой и настоящей жизни, а также накопить добродетельные поступки для более благоприятного рождения в будущем или заслужить покровительство божеств в этой жизни, лично поклонившись их изображениям.

В период совершения паломничества верующий на время принимал монашеские обеты и этим искупал своё мирское существование. Паломнические караваны, как правило, были многочисленными и составляли обычно более ста человек, многие из которых были вооружены, так как путешествия по просторам Центральной Азии испокон веков были весьма опасными. Перед отправлением в путь паломники выбирали начальника каравана, который должен был быть опытным человеком, знать маршрут путешествия, определять время отправления, назначать места ночёвок и дневок, наблюдать, чтобы никто не отстал в опасном месте, организовать оборону людей в случае нападения, представлять интересы богомольцев перед местными властями. Маршруты паломников строились таким образом, чтобы по пути посетить буддийские святые места, в том числе монастыри, где они могли помолиться и получить кров, пополнить запасы пищи и уточнить маршрут. Двигаясь по дорогам, паломники вывешивали разноцветные религиозные флаги на субурганах и молитвенных цилиндрах (барабанах).

Индия считается самым главным местом паломничества у буддистов. В этой замечательной стране можно найти много святых мест, к которым движется нескончаемый поток буддистских паломников. В индийском штате Бихар находится Бодх-Гайя или Ваджрасана – святое место, где принц Гаутама достиг просветления (нирваны) под священным деревом Бодхи и стал известен как Будда.

Бодх-Гайя является наиболее почитаемым объектом паломничества буддистов всех направлений и школ. Здесь же можно увидеть дорожку, по которой ходил в своих раздумьях Будда, она выложена из драгоценных камней. Рядом построенный более двух тысяч лет тому назад величественный храм Маха Бодхи, который считается одним из выдающихся образцов буддийской архитектуры. Весь мемориальный комплекс храма Маха Бодхи содержит многочисленные памятные места, связанные с Буддой Шакьямуни, его поисками и достижениями. Храм окружён многочисленными каменными ступами, в разные времена построенными паломниками в качестве подношения. Каждая страна, на территории которой буддизм является традиционной религией, имеет здесь свой участок земли с правом на строительство храмов и ступ.

Не пропадает интерес паломников и к индийскому городу Капилавасту, расположенному в 110 км от Горакхпура. В этом городе родился Будда Гаутама, в нём прошло его детство. По мере своего взросления он видел горе и страдания людей, сталкивался со смертью и болезнями. Именно в Горакхпуре принц увидел проливающего свет счастливого садху и решил окончательно отречься от мирской суеты, постичь истину и пути спасения. Нельзя не отметить и находящийся в 10 км от Варанси город Сарнатх, куда паломники съезжаются, чтобы почувствовать священные истоки своей религии. Ведь именно на этом месте, в Оленьей роще, более чем 2500 лет назад Будда прочитал первую проповедь, если точнее, Дхарамачакра Правартан, которая и положила начало распространению буддизма сначала в Индии, а затем и по всему миру.

Важнейшим святым местом для буддистов является город Кушнагар. Здесь совершился уход Будды в окончательную нирвану (Махапаринирвану), то есть произошла его физическая смерть около 483 г. до Р.Х. В Кушнагаре тело Будды было кремировано, а место кремации стало священным для буддистов. После ухода Будды здесь была сооружена большая ступа, где были помещены его останки. Главными объектами паломничества в Кушнагаре являются ступа Паринирваны и храм Махапаринирваны. В этом храме находится одна из самых известных и почитаемых статуй лежащего Будды, уходящего в Махапаринирвану.

Чтобы найти просветление и очиститься от мирской суеты, буддисты совершают паломничество в Китай, а еще чаще в Тибет. Паломников привлекает своей одухотворенностью тибетский город Лхаса. Даже его название в переводе с тибетского языка означает «обитель богов» или «страна небожителей». Во дворце Потала, древней резиденции Далай-ламы, на протяжении столетий хранятся множество святынь, которые и привлекают огромное количество буддистов-паломников. Дворец-крепость Потала известен с VII века, а его современный облик окончательно сформировался в XVI–XVII веках. К всемирно известным буддийским паломническим центрам и к одной из главных святынь города относится и храм Джокханг, так как в нём находится одна из наиболее почитаемых древних статуй Будды, датируемая ещё Х веком, о чём было ранее упомянуто. В основе концентрического плана Лхасы – кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников. По этим кольцевым дорогам паломники в Лхасе в течение веков проложили три круговых маршрута для ритуального обхода (кора) святых мест. Первый маршрут «Нангкор», ведущий в храм Джокханг и внутри его, второй – «Пакор» по старому городу, охватывающий квартал с храмом Джокханг и торговый центр, и третий – внешний «Лингкор», идущий вокруг Старого города. Дополнительно паломники обходят дворец Потала. Во время коры паломники совершают простирания, крутят молитвенные барабаны и читают мантры. После модернизации города внешний маршрут «Лингкор» перестал использоваться.

Близ Лхасы расположены три почитаемых буддийских монастыря: к северо-востоку – Сера, к востоку – Гэндан, а к западу – Дрэпунг. Святые тропы, по которым движутся буддийские паломники, проходят также и через горы Ньянчхентханлха и Амьемачин.

В Шигадзе, во втором по величине городе Тибета, который расположен в живописной зелёной долине, находится самый крупный из ныне действующих тибетских монастырей – Ташилумпо, являющийся резиденцией Панчен-ламы. В этом огромном монастырском комплексе хранится 30-метровая позолоченная статуя Будды-Майтрейи, украшенная драгоценными камнями.

Непал в равной степени с Индией может называться родиной Будды. Лумбини (санскр. «любимый») – храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала, в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения принца Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма, предположительно около 563 года до Р.Х. Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где принц Сиддхартха жил до 29 лет.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Майя Деви, посвящённый Махамайе, матери принца Сиддхартхи Гаутамы, с древним памятным камнем, изображающим его рождение. Вокруг храма – археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и дерево Бодхи. Весь комплекс состоит из десятка монастырей, храмов, ступ разных буддийских конфессий и других памятников. Каждое государство, в котором есть представители буддистского вероисповедания, может построить на территории Лумбини храм. Так, уже сейчас можно увидеть и посетить храмы, возведённые буддистскими общинами из разных стран – Таиланда, Китая, Германии, Камбоджи и многих других.

На территории современного Непала недалеко от границы с Индией находился в древности город Капилавасту, в котором правил царь Шуддходана, отец принца Сиддхартхи – будущего Будды Шакьямуни. Священная роща Лумбини – место, где Махамайя, супруга Шуддходаны, родила Сиддхартху – расположена у подножия Непальского холма. В это место традиционно каждый год устремляются миллионы буддийских паломников.

Нескончаем поток паломников в Катманду, где находится самая большая ступа в мире. Ступа Бодхнатх (Джарун Хашор) была построена ещё в VIII веке, и в ней с тех пор и до настоящего времени проводят непрерывное богослужение буддийские монахи. Ступа Бодхнатх является центром буддизма в Непале, вокруг которого построено более 20 монастырей. Постамент ступы имеет форму мандалы, вокруг купола расположены 108 статуй Будды. Около ступы находятся молитвенные барабаны – мани, которые вращают паломники из всех стран мира, совершая её обход в направлении по часовой стрелке.

На территории России, в трёх республиках: Бурятии, Калмыкии и Туве, где основная часть населения исповедует буддизм, находятся святые места для буддистов-паломников, где, как правило, расположены дацаны и хурулы или хурэ (монастыри). Главное святое место поклонения российских буддистов находится в 40 км от Улан-Удэ – это Иволгинский дацан. Считается, что храм излучает радость и приносит счастье приходящим к нему. Монахи практикуют помощь больным паломникам, просящим исцеления, происходящего благодаря буддистским ритуалам и применению секретов тибетских трав. Самой главной святыней дацана является нетленное тело святого ламы Даши-Доржо Итигэлова, которое находится в храме Чистой земли. Сандаловый Будда, великая святыня всего буддистского мира, находится в Эгитуйском дацане, в Бурятии. Статуя считается единственным прижизненным изображением Будды Шакьямуни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *