Пьер гассенди молекула

История исследования космоса > Великие астрономы > Пьер Гассенди

Биография Пьера Гассенди (1592-1655 гг.)

Краткая биография:

Имя: Пьер Гассенди

Дата рождения: 22 января 1592 г.

Дата смерти: 24 октября 1655 г.

Образование: Университет Экс-ан-Прованса

Место рождения: Шантерсье близ Диня в Провансе

Место смерти: Париж

Пьер Гассенди – французский астроном, философ, священник, математик: биография, фото, этика Эпикура, изучение пространства и времени, влияние на Локка, Ньютона.

Пьер Гассенди является французским философом, астрономом и математиком. Он также работал в области истории наук и механики. Занимался пропагандой этики и атомистики Эпикура, но, в отличие от которого, Пьер признавал создание атомов богом. С точки зрения сенсуализма Пьер Гассенди занимал позицию противника учения о врожденности идей. Основным сочинением является «Свод философии», которое опубликовали в 1658 году, посмертно.

Родился Пьер Гассенди 22 января 1592 года в коммуне Шантерсье в регионе Прованс. Будучи еще совсем маленьким, он проявлял большие способности к науке, в частности к языкознанию и математике. Образование получил в коллеже в Дине, а после – в университете Экс-ан-Прованса. За свою жизнь он успел побывать священником, профессором философии в Эксе, профессором теологии в Дине, профессором математики в парижском Королевском коллеже. Будучи преподавателем философии П. Гассенди помимо изложения учения Аристотеля еще и отвергал его. П. Гассенди пропагандировал этику и атомистику древнегреческого философа Эпикура, выступал против теории врожденности идей и метафизики Декарта в целом, находился на стороне материалистического сенсуализма, в своем специальном труде он критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Пьера Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины, а также пути, которые ведут к ее познанию), физику и этику (является учением о счастье). В соответствии с его учением, составляющим всего существующего являются пустота и атомы. Все существующее находится в пространстве и времени, имея при этом бесконечную возможность наполнения. Пространство и время никто не создавал и никто не может уничтожить, в отличие от атомов, которые, как считает Гассенди, создал бог, однако им присуще внутреннее стремление к движению; количество атомов хоть и огромно, но все же ограничено. Любая душа состоит из особенных атомов, которые рассредоточены по всему человеческому телу. Показания органов чувств служат основой познания.

Карл Маркс отмечал, что, освободив Эпикура «… от интердикта, который на него наложили отцы церкви и все средневековье…», в то же время, Пьер Гассенди старался «…примирить свое языческое знание со своей католической совестью, а Эпикура – с церковью».

Пьер Гассенди оказал большое влияние на основателя либерализма и английского философа Джона Локка; французского философа и публициста Пьера Бейля и английского механика, физика, математика и астронома, основателя классической механики, Исаака Ньютона. Согласно политическим воззрениям Пьер был заодно с французским политическим мыслителем, теоретиком естественного права, юристом Жаном Боденом, выступал за неограниченную монархию, но лишь в том случае, когда она не превращалась в тиранию.

Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года. Его сочинения были изданы в 1658 г. в городе Лионе, среди которых есть несколько сочинений по механике и астрономии.

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Гассенди Пьер (1592-1655)-французский философ-материалист, физик и астроном. Как многие передовые мыслители эпохи, Гассенди уже в первом труде («Парадоксальные упражнения против аристотеликов», 1624) выступил с резкой критикой учения Аристотеля (см.) и схоластики. Обширная и разносторонняя деятельность Гассенди в области точных и естественных наук требовала прочной материалистической опоры, которую он и нашёл в учении Эпикура (см.). Маркс указывает, что Гассенди возродил материализм Эпикура.
В соответствии со своими материалистическими взглядами Гассенди выступал с критикой декартовского учения, противопоставляя рационализму и метафизическим понятиям Декарта (см.) сенсуализм, утверждающий источником познания чувственный опыт, Свой главный труд — «Свод философии» (издан в 1658, после смерти автора) — Гассенди разделил на три части: логику, физику и этику. В первой части Гассенди дйл обстоятельный анализ проблемы достоверности познания. Он выдвинул ряд положений, направленных против скептицизма, а также против догматизма. В физике, которую он считал самой благородной и обширной частью философии, Гассенди доказывал объективное существование пространства и времени. При этом он ссылался на ряд примеров из физики (сжатие, расширение тел и т. п.).
Пространство и время он признавал не сотворимыми и неуничтожимыми. В то же время он считал бога творцом атомов. Та же непоследовательность, стремление наряду с проповедью материализма сохранить признание бога проявляется в учении Гассенди об отношении знания и веры. Излагая учение о материи, Гассенди повторял основные положения Эпикура и Лукреция (см. Кар Лукреций) вплоть до признания существования особых атомов тепла, холода и др., вызывающих соответствующие чувственные ощущения, а также существования атомов души. Материалистически объясняя явления бытия и сознания чисто механической движущей силой атомов «животной души», Гассенди приписывал человеку наряду с «животной», чувственной, материальной душой и «разумную», нематериальную душу, отдавая этим самым дань религии, идеализму. Но в анализе деятельности «чувственной» и «разумной» души он не мог удовлетворительно показать ни одной из функций разумной души, которая была бы независима от функции чувственной.
В этике Гассенди по примеру передовых мыслителей XVII в. отрицал аскетическую церковную мораль. В согласии с Эпикуром он утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». В общественно-политических взглядах Гассенди отражается политический компромисс буржуазии с абсолютной монархией, на которую буржуазия опиралась в борьбе против феодальной знати. Гассенди был сторонником твёрдой центральной власти. В абсолютном монархе он видел «разумного хозяина государства».

Значение Гассенди в истории науки не исчерпывается популяризацией и развитием атомистического учения о материи, борьбой с пережитками феодальной философии и провозглашением опытного знания источником всякого познания. Ему принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии: о прохождении Меркурия через солнечный диск, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырёх, открытых ранее, и др. В исторических условиях XVII в. Гассенди сыграл несомненно прогрессивную роль как философ и учёный.

Гассенди, Пьер

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гассенди.

Пьер Гассенди́

фр. Pierre Gassendi

Дата рождения

22 января 1592

Место рождения

Шантерсье близ Диня в Провансе

Дата смерти

24 октября 1655 (63 года)

Место смерти

Париж

Страна

  • Франция

Основные интересы

онтология, гносеология, математика, астрономия

Оказавшие влияние

Эпикур

Медиафайлы на Викискладе

Гассенди, или Гассенд (фр. Pierre Gassendi, 22 января 1592, Шантерсье близ Диня в Провансе — 24 октября 1655, Париж) — французский католический священник, философ, математик, астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе.

Биография

Родился в провансальском местечке Шантерсье. С юных лет проявил недюжинные способности к науке, особенно к математике и языкознанию. Учился в колледже в городе Динь, затем в университете Экс-ан-Прованса. С 1612 года преподавал теологию в Дине, с 1617 года возглавлял кафедру философии в университете в Экс-ан-Провансе. Будучи преподавателем философии в университете, он не только изложил учение Аристотеля, но и отверг его; изучал теоретическую астрономию, но сильно оскорблялся, когда его принимали за астролога.

Свой курс Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен был отказаться. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббсом и издал (1631) анализ мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio adversus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами. Гассенди был одним из немногих учёных XVII века, интересовавшихся историей науки.

Есть сведения, что Гассенди давал приватные лекции группе молодых людей, из которых многие стали впоследствии знаменитыми — Мольеру, Сирано де Бержераку, Гено и др.

Гассенди скончался в Париже 24 октября 1655 года, похоронен в парижской церкви Saint-Nicolas-des-Champs.

Научная деятельность

Romanum calendarium

Благодаря изучению Эпикура окончательно сложилось мировоззрение Гассенди, которое он изложил в «Syntagma philosophicum», вышедшем уже после смерти автора. В 1645 году Гассенди занял кафедру математики в Collège royal de France. В последние годы жизни он издал две работы об Эпикуре «De vita, moribus et doctrina Epicuri libri octo» (1647) и «Syntagma philosophiae Epicuri» (1649), биографии Коперника и Тихо Браге, историю церкви в Дине. Гассенди обладал большим полемическим даром: он умел отдать должное противнику, ясно и точно излагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания. Широко известна его полемика с Декартом.

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», — результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику, предмет которой — исследовать истинное значение вещей, и этику — науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе — движением тел.

Материю Гассенди представляет состоящей из множества мельчайших компактных эластичных атомов, отделенных друг от друга пустым пространством, не заключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. Число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материи постоянно), но число форм меньше числа атомов. Гассенди не признает за атомами вторичных свойств, как то: запаха, вкуса и других. Различие атомов (кроме формы) заключается в различии их главного свойства — веса или прирождённого их стремления к движению. Группируясь, они образуют все тела вселенной и являются, следовательно, причиной не только качеств тел, но и их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так как атомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природе остается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а только пребывает связанной, а когда оно приходит в движение, сила не рождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует, и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можно объяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которые соприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к телам одушевленным и неодушевленным.

Все предметы обладают душой чувствующей и хотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, но они, как и вселенная, сотворены Богом; по его же воле они сгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не может возникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли при сотворении мира произойти тела без содействия Бога. В этих последних положениях заключается отличие Гассенди от материалистов. Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Гассенди отрицает: всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своим происхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира, — семени, в котором оно заключалось потенциально, окружающие же условия способствовали его появлению.

Тело, душа чувствующая и душа разумная составляют единое не вследствие физического единства, но потому что они предназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, область которой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощью органов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения, или суждения, и выводов, или рассуждения. Эти последние три деятельности Гассенди считает функциями воображения.

Душа разумная, или разум, присуща только человеку; в противоположность души чувствующей она пребывает только в мозгу. Посредством разума человек познает вещи, недоступные чувственному восприятию и воображению, как то: понятие о Боге, самосознание и другие. Душа разумная нематериальна и, следовательно, вечна; это её отличие от души чувствующей — но проявляться она может только по поводу данных этой последней: в этом заключается её связь с ней.

Врождённых идей нет. Идеи, кажущиеся врождёнными (например, идея причинности) — только вывод из повторяемости явлений. Инстинкт — результат привычки в наследственности. Единственное, что врождено нам — это любовь к самому себе; из неё вытекает стремление к приятному и старание избежать неприятного, или хотение (appetitus). Хотение не проявляется без содействия воображения и разума; если оно основывается только на данных воображения — это хотение неразумное, или страсть; хотение, вытекающее из данных разума, есть воля; воля всегда сопровождается действием. Действия наши свободны, но свободу их надо искать не в воле, а в разуме. Нам свойственно поступать на основании мотивов, которые нам представляет разум; разум склонен любить истину, но для того, чтобы найти её, он должен сосредоточивать своё внимание, не поддаваясь хотению, — в этом и заключается свобода. Как согласовать эту свободу с божественным провидением — это неразрешимая для нас тайна.

Два вопроса всегда интересовали людей: в чём состоит цель нашей жизни и как достигнуть этой цели. Этим вопросам посвящена этика Гассенди, в которой он является последователем Эпикура. Единственная цель жизни — счастье. Истинное счастье заключается в здоровом теле и спокойной душе — а спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением. Спокойствие есть высшее наслаждение, ибо оно есть цель всякого движения. Правда, человек стремится к наслаждению движением, потому что природа вложила в него это стремление для самосохранения и продолжения рода; но, ставя его выше покоя, он забывает, что оно есть только средство для достижения последнего.

Своё исследование Гассенди заканчивает доказательством существования Бога, Его свойств и его провидения. Идея о Боге не есть идея врождённая, а между тем она присуща всем людям. Гассенди объясняет это предрасположением разума к допущению существования Бога при первом указании чувств на единство и гармонию вселенной. Поэтому разум познает Бога как всесовершеннейшее существо, творца и руководителя вселенной.

Сочинения

Сочинения Гассенди изданы в 1658 году в Лионе; среди них есть несколько сочинений по астрономии и механике; одно из них, «De proportione qua gravia decidentia accelerantur» (1646), посвящено вопросу падения тел под влиянием силы тяжести.

Перевод сочинений П. Гассенди на русский язык:

Гассенди П. Соч. В 2-х т. — М., 1966-1968.

> Переводчики Гассенди на русский язык

  • Шейнман, Сесиль Яковлевна

> Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гассенди кратеру на видимой стороне Луны.

Примечания

  1. LIBRIS — 2012.
  2. http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/ECCE/GASSENDI.HTM Пьер Гассенди — возобновитель эпикуреизма
  3. VIVOS VOCO: Ж. Коньо, «Пьер Гассенди — возобновитель эпикуреизма». vivovoco.astronet.ru. Дата обращения 9 октября 2019.

Литература

Биографические сведения о Гассенди содержатся в статье Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и в надгробном слове преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Работы, посвященные философии Гассенди:

  • Зубов В. П. Пьер Гассенди // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 2. — М., 1956.
  • Быховский Б. Э. Гассенди. — М., 1974. — 204 с.
  • Дьяков А. В. Пьер Гассенди как историк философии // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2013. № 2 (14). С. 119—127.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • A. Martin, «Histoire de la vie et des écrits de Gassendi» (Париж, 1854);
  • L. Mandon, «Etude sur le Syntagma philosophicum de Gassendi» (Монпелье, 1858);
  • L. Mandon, «De la philosophie de Gassendi» (1861);
  • Jeannel, «Gassendi spiritualiste» (Монпелье, 1859);
  • Ch. Barneaud, «Etude sur Gassendi» (в «Nouvelles Annales de philosophie catholique», 1881);
  • F. Thomas, «La philosophie de Gassendi» (Париж, 1889).
  • Olivier Bloch, La Philosophie de Gassendi. Nominalisme, matérialisme et métaphysique, Martinus Nijhoff, La Haye 1971 (ISBN 9024750350)
  • Saul Fisher, Pierre Gassendi’s Philosophy and Science, Brill, Leyde/Boston, 2005 (ISBN 9789004119963)
  • Lynn Sumida Joy, Gassendi the Atomist: Advocate of History in an Age of Science, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 1987 (ISBN 0-521-52239-0)
  • Antonia Lolordo, Pierre Gassendi and the Birth of Early Modern Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 2006 (ISBN 978-0-521-86613-2)
  • Forgie, William. Gassendi and Kant on Existence // Journal of the History of Philosophy — Volume 45, Number 4, October 2007, pp. 511—523
  • Gventsadze, Veronica. Aristotelian Influences in Gassendi’s Moral Philosophy // Journal of the History of Philosophy — Volume 45, Number 2, April 2007, pp. 223—242

Ссылки

  • Гассенди / О. В. Суворов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Гассенди, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Храмов Ю. А. Гассенди Пьер (Gassendi Pierre) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и дополн. — М.: Наука, 1983. — С. 75. — 400 с. — 200 000 экз. (в пер.)
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy: Pierre Gassendi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *