Плодиться и размножаться

Как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь»?

Уважаемая Н.,

Ваша мысль очень верная. Давайте обратимся к нашим книгам и найдем ее источник.

В Талмуде, трактат Йевамот (62), сообщается о дискуссии между Бейт Шамай (школой Шамая) и Бейт Гилель (школой Гилеля) о том, сколько детей нужно произвести на свет, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». Бейт Шамай считает, что двоих сыновей, а Бейт Гилель — мальчика и девочку. Закон принят в соответствии с мнением Бейт Гилеля. То есть пара, имеющая двух разнополых детей, считается выполнившей заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но Талмуд приводит еще один закон, который основывается на высказывании царя Шломо (Соломона) в книге Коэлет (Экклезиаст): «С утра сей семя свое и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (11, 6). Отсюда следует, что есть смысл продолжать приводить детей в мир всегда, пока есть такая возможность.

То есть минимальная обязанность для здоровой пары — родить по крайней мере двух разнополых детей. При этом обязанность выполнения заповеди лежит на мужчине. Заповедь выполняется им, если оба его ребенка способны привести потомство.

Итак, мы находим в книге Коэлет, у мудрейшего из людей — царя Шломо — Вашу мысль: хорошо и важно иметь как можно больше детей, чтобы иметь возможность воспитать как можно больше достойных людей.

Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Мошиах бен-Давид не придет, пока не придут в мир все те души, которые Всевышний запланировал привести. И пока они не выполнят то, что должны. То есть, Вы правы — чем больше детей, тем лучше. С рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.

Но, как у всего в Торе, у каждого закона есть свой вес. Для того, чтобы выполнить закон Торы (2 разнополых ребенка), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно.

Для того, чтобы освободить пару от выполнения этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа, которое не позволяет продолжать деторождение. (Речь может идти как о физическом состоянии, так и о психическом). Если же речь идет о втором и третьем законе (см. выше), граница чуть более гибкая. Так как у пары уже есть двое разнополых детей, они могут сделать перерыв, если их аргументы будут оценены как достаточно сильные компетентным раввином, с которым они советуются. Нужно всегда помнить, что этот вопрос — как и когда делать перерыв в деторождении — является одним из самых тонких, здесь невозможно дать общих рекомендаций, т.к. необходимо знать состояние каждой конкретной пары.

Очевидно, что в рамках нашего обзорного ответа невозможно показать все нюансы, которые принимает во внимание компетентный раввин. Перечислим только некоторые из них для наглядности:

1. Физиологическое состояние женщины после последних родов — самый важный фактор. Очевидно, что женщина должна успеть восстановиться, т.к. если этого не произошло, следующий ребенок будет слабее. И старшие дети будут чувствовать отсутствие силы у матери.

2. Психологическое состояние матери.

3. Физиологическое и психологическое состояние отца.

4. Особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей. Учитывается и способность родителей дать внимание, доброту, ласку всем детям.

5. Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире мнение о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково «мнение» Всевышнего и Его Торы, переданное по Традиции нашими мудрецами. Всевышний посылает ребенка «так, что хлеб в руке его». То есть Всевышний обязуется послать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Всевышний, выделяя нам заработок. То есть нужно четко знать, что из-за нового ребенка денег меньше у нас не станет. Этот фактор — рождение младенца — может повлиять на наш материальный достаток только положительно. Если мы этого не видим, значит, либо не хватает нашего зрения, либо нам послано испытание за какие-либо другие поступки. А, вполне возможно, это одна из наших общих задач на всю жизнь.

Нужно знать, что о заповеди «плодитесь и размножайтесь» Талмуд в трактате Бава Батра говорит: это великая заповедь и только ради нее уже стоило создать весь этот мир. Выполняя ее, мы становимся как бы «коллегами» Всевышнего, населяя этот мир, делая его «обитаемым». Это относится ко всем потомкам Ноаха.

Важно отметить: существует несколько условий, необходимых для выполнения этой заповеди, каждое из которых требует отдельной статьи. Эти условия:

1. Подходящий партнер.

2. Любовь между супругами, в частности, в момент зачатия. Это очень важное условие. Чтобы у детей было больше шансов стать достойными людьми, близость должна происходить с максимальной любовью и единением.

3. Всевышний гарантирует Свое присутствие в браке, если соблюдаются два первых условия, а также все требования закона: чистота семейной жизни, законы интимных отношений.

Все это требует и заслуживает изучения.

P.S. Все, что сказано в этой статье, не относится к людям с психическими отклонениями. Их обязанности требуют отдельного и детального рассмотрения.

С уважением, Мендель Агранович

Толкования Священного Писания

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господ­ст­вуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли

И благословил Бог человека, и сказал: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю». Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и стало так». А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.

«Растите», т. е. набирайте рост (τρεφεσθε). Родившись маленькими, делайтесь большими и достигайте предельного роста. Ведь если мы возрастаем в первом семилетии, растем и во втором, то это вовсе не значит, что мы должны одинаковым образом изменяться каждое семилетие на протяжении всей нашей жизни.

Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это — смена зубов. Одни выпали, другие выросли взамен. Подростковый возраст — это второе семилетие, тянущееся до исполнения 14 лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от 14 лет, юноша, затем муж. Таковы границы роста. Итак, «растите». Ты можешь достигнуть ста лет, но рост не будет продолжаться с первого года до сотого. Однако это мудро сказанное слово содержит промысл о нашем устроении. «Растите!» Но до каких пор? Нет меры роста. Одновременно с образованием плода в утробе матери, в нем оказываются заложенными и принципы возрастания. Каждый возраст после того уже не несет в себе чего-то нового. В материнском чреве зародыши получают все необходимые для возрастания элементы. Выпали зубы — и мы узнали, что рост достиг известного предела. Отец измеряет своего трехлетнего ребенка, зная, что рост его к концу этого периода удвоится. Ведь он будет вдвое выше по сравнению с тем, каким был в 3 года. Завершится этот период возрастания, снова удвоится его рост. Таково измерение человеческой природы до конца ее развития, до перехода от первого семилетия ко второму. В это время (телесное) тепло увеличивается, фигура делается стройнее, размягченность исчезает, члены становятся сильнее. Люди находятся в начале сильной юности, но еще не достигли ее полноты. Тело их еще не совсем окрепло и не приспособлено к тяжелому труду. В это время человек обладает легкостью и подвижностью. В третьем семилетии оно достигает предельного роста; тело еще вытягивается в длину.

После третьего семилетия, когда природа, устав от роста вверх, приходит в себя, начинается увеличение (тела) вширь, и то, что вытянулось вверх, как бы получает поддержку с боков, утучняется, и все части тела делаются сильными. Так поступает природа согласно своему расположению (ακολουθια). Произошло же это с самого начала по воле Господней, и то, что было некогда положено в основание, пронизывает все творение до самого конца.

«Растите и размножайтесь». «Растите», чтобы творение не было ограничено каким-либо одним состоянием. «Размножайтесь», — поскольку творение направлено не на одного человека, а на многих людей. «И наполните землю». «Наполните» не значит просто «населите», ибо мы жили бы в тесноте, раз земля, составляющая пределы нашего обитания, имеет такие (ограниченные) размеры; но (имеется в виду) наполните своим могуществом, которое Он даровал нам для господства над землею.

«Наполните землю»; конечно, не землю выжженную, необработанную, замерзшую, непроходимую. Разумеется, не такую землю люди вынуждены наполнять, но Он сделал так, что мы наполняем ее как повелители и наполняем ее по (определенному) замыслу. Но, изучая пространства выжженной и ненаселенной земли, протяжность северной страны, которая из-за чрезмерного холода не поддается обработке и бесполезна, разве мы тем самым не наполняем землю? Выбрав себе то, что полезно, не отбрасываем ли мы то, что людям в жизни бесполезно? Поэтому (выражение) наполните землю сделало нас повелителями. И дело совсем не обстоит так, что, раз мы не извлекаем пользы со всей (земли), то, значит, и не властвуем над всей (землей). Купив хлеб, не являешься ли ты владельцем всего этого хлеба, даже если часть его съедобна, а часть в пищу не годится? Не выбрасываешь ли ты камни, так как от них нет пользы? И если к пище примешается еще что-нибудь негодное, то не отвеешь ли ты мякину, не удалишь ли плевелы, не отберешь ли то, что по своему качеству годится для поддержания жизни? Так же и с землей: одна, лучшая, считается благоприятной для заселения, другая признается подходящей для обработки, остальную отводят для прокорма четвероногих.

Скажи мне, могу ли я устроить (все) по своему желанию, раз по дару создавшего меня Господа я родился властелином?

«И наполните, и да владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными, зверями земными». Вот благословение, вот законодательство, вот достоинство, данное нам от Бога.

Беседа первая о сотворении человека по образу.

«И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю». Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела — это развитие от малого роста до нормального.

В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: «И возвеличивался человек сей и стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.

«Размножайтесь»: это (обращено) и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле.

«Размножайтесь!» К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию.

«Наполняйте землю». Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует . Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит «наполняйте землю».

Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же — духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение.

Беседа вторая о человеке.

Недолгая жизнь в раю

А как же быть с тем, что слова о возникновении близких отношений между первым мужчиной и первой женщиной в Писании идут сразу после упоминания об изгнании: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Быт.4:1)? Многие толкователи считают, что данное предложение следует понимать в прошедшем времени, то есть «познание Евы» предшествовало уходу людей из рая. Об этом также рассказал Андрей Кураев на страницах издания «Российская газета».

Тем не менее, ни в одном из религиозных текстов не указано точного количества дней, месяцев или лет, в течение которых Адам и Ева проживали в раю. Это связано с тем, что время в раю не существовало в принципе. Именно времени человечество обязано наличием смерти, о которой все созданные Богом животные и растения поначалу даже подозревали. Так святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека». Игнатию вторил и Феофан Затворник: «… быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными».

Заповедь плодиться и размножаться

Каждый ноахид, изучая Пятикнижие с самого начала, неоднократно встречает в тексте повеление Бога плодиться и размножаться и заполнять Землю. Например, читая о первом человеке Адаме, мы встречаем слова «И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!». Или в обращении к Ноаху: «И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю», «А вы плодитесь и умножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней». Или к Яакову: «И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся!».

Другой, более продвинувшийся в изучении Писания, сможет процитировать пророка Ишайау: «Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить». Или царя Шломо в Коелет: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо». Одним из традиционных пониманий этого стиха является то, что необходимо плодиться в молодости, но и в зрелом возрасте не оставлять этого, ибо возможно ,не дай Бог, кто-то из рожденных детей умрет.

Все это наводит на мысль, что заповедь плодиться и размножаться есть и касается всего человечества, как евреев так и неевреев. Так ли это постараемся сейчас выяснить.

В Талмуде приводится общее правило: заповеди, которые были даны БН, но не были заново даны на Синае, перешли от БН к евреям. Далее Талмуд спрашивает: «Но ведь заповедь плодиться и размножаться была дана БН, как сказано «А вы плодитесь и умножайтесь» и была повторена на Синае как сказано «Иди скажи им пусть вернутся к себе в шатры», но все же у евреев она есть, а у БН нет». Затем дается некий ответ на этот вопрос, но сути он не меняет — согласно Талмуду здесь у БН после дарования Торы на горе Синай и до сегодняшнего дня нет заповеди плодиться и размножаться.

Однако в другом месте в Талмуде встречается на первый взгляд противоположное мнение. Талмуд приводит спор амараев раби Йоханана и Реш Лакиша о нееврее, прошедшем гиюр и уже породившем до гиюра детей. Раби Йоханан считает, что заповедь плодиться и размножаться тот уже исполнил, а Реш Лакиш с этим не согласен. Обсуждая этот и еще другой их спор, Талмуд говорит, что у БН есть заповедь плодиться и размножаться. Комментатор Раши пишет, что эта заповедь учиться из слов Творца, обращенных к Ноаху и его сыновьям. Таким образом по мнению Раши заповедь плодиться у БН есть. Также комментатор Меири пишет, что из этих слов Талмуда следует, что БН заповеданно плодиться и размножаться.

Комментатор Тосафот там обращает внимание на это противоречие между двумя местами в Талмуде и объясняет, что тут не имеется в виду буквально, что БН заповеданно плодиться. Тут это означает, что у БН их дети считаются законом их детьми, то есть хоть заповеди и нет, но результат (дети) может быть учтен, например, если он прошел гиюр.

Рав Ахай Гаон в книге «Шеилтот» также как и Раши считает, что у БН заповедь плодиться есть. В комментарии Аэмэк Шеела дается обоснование этому мнению, которое основано на Талмуде в Йевамот, мнении Раши, а Талмуд в Санедрин объяснен иначе так, что он не противоречит этому мнению.

Таким образом мнения раввинов в этом вопросе разошлись.

Каково мнение Рамбама по данному вопросу? Прямо он об этом не пишет. В 9 и 10 главах в законах о царях, где Рамбам перечисляет законы БН, он не пишет, что для ноахидов есть заповедь плодиться. Возможно это значит, что согласно Рамбаму такой заповеди у бней Ноах нет.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что автору этой статьи кажется более убедительным мнение, что такой заповеди у ноахидов сегодня нет.

И хотя эта заповедь не является одной из семи заповедей, данных потомкам Ноаха, они, тем не менее, обязаны вносить свой вклад в заселение мира. В идеале — праведными людьми , живущими по закону Торы.

Берешит 1:27-28
Берешит 9:1
Берешит 9:7
Берешит 35:11
45:18
11:6
Раши на этот стих, Йевамот 62б
Санедрин 59
Санедрин 59б
Дварим 5:27
Йевамот 62
Шеилта 165
Йешаягу 45:18, так же Шульхан Арух, Эвен га-зер 1.

Арье Мирецкий

Плодитесь и размножайтесь

Аудио

— Поясните, когда иудеи пытались смутить Христа вопросом: «Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?», Иисус сказал им в ответ: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах».

А когда Господь создал Адаму и Еву, он сказал им: плодитесь и размножайтесь. Вот такое несоответствие. Помогите его разрешить.

— Ну, во-первых, когда Господь сказал это, много у Адама и Евы детей в раю было? Что-то ни об одном не сказано. Дети появились после грехопадения. Так что слова Божьи стали результатом грехопадения. И мы видим брак уже в виде, который мы наблюдаем постоянно. Есть у Святых отцов такое понимание: что там было бы, если человек не пал. Мог быть совершенно другой способ размножения. Но это чистой воды гипотеза, которая под собой никаких оснований и оправдания не имеет.

Нужно понимать такую вещь. Плоть Христа после воскресения была действительной. Апостол Фома проверил его раны телесные. Настоящая плоть! А как же Он проходит через закрытые двери? А как неожиданно появляется на дороге! А как неожиданно исчезает! Мы не понимаем, что эта плоть была настоящей, но она стала духовной. У нас духовное состояние и материальное состояние – антиподы. Недаром люди говорят: сама плоть становилась духовной у тех людей, которые достигали совершенства. В чем эта духовность проявлялась? Как Мария Египетская переходила реку Иордан. Как в один раз в неделю могли съесть чуточку совсем. Как Серафим Саровский творил чудеса!

Оказывается плоть одного и того же человека может быть дебелой, и может быть духовной. Когда Господь сказал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь», Святые отцы писали, что мог быть другой способ размножения. Но все-таки большинство Святых отцов считали, что слова эти были сказаны после грехопадения первых людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *