Погода в буддизме

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения DONNA_FLORA Волшебные символы — пагоды.

ПАГОДА
Пагода — Образ Священной Горы как центра мира и мировой оси. Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство. Считается, что само слово pagoda взято из персидского языка, в котором означает дом идолов, или происходит от слова дагоба или ступа(см-) в том значении, которое оно приобрело в буддизме Тхеравады.
буддийское или индуистское сооружение культового характера в виде многоярусной островерхой башни

Пагоды Солнца и Луны (Sun-Moon Towers) — Золотая и Серебряная, построены в центре города Гуйлинь, на озере Shan.
Золотая пагода состоит из девяти этажей высотой 41 метр, серебряная немного пониже — 35 метров.

В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.
В Таиланде, Бирме, Шри-Ланка, Лаосе, Камбодже пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.
В Непале, северной Индии, в Тибете, Китае, Корее, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.
Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.
Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция» : «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира». ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Пагода )

ПАГОДА ШВЕЗИГОН (Shwezigon) В МЬЯНМЕ

Общепринятой этимологии слова нет, наиболее обиходны следующие версии:
а). заимств. в XVIII в. < фр. pagode < порт. pagoda < хинди (исходный др.-инд.) bhagavati — «храм»
б). ~< пракритск. «бхагоди» (санскр. «бхагавати») — «священный»
в). < dhagoba — термин для культового сооружения в буддизме тхеравады < dhatu garbha — «хранилище реликвий»
г). < перс. pagoda — «дом идолов»
ступа — stupa; дагоба — dagoba, dhagoba; чортен
Тип культового и мемориального буддийского сооружения в странах Дальнего Востока. Представляет собой башнеобразную, часто многоярусную постройку, внутри которой обычно хранились буддийские реликвии. Известный ныне тип пагоды сформировался в Китае в первые века н. э. (по ряду источников — в III в.). Древнейшие из китайских пагод (Сун-юэ-сы в Хэнани, 523, и др.) массивны и просты по форме; в дальнейшем, особенно с XIV в., пагоды становятся более стройными и лёгкими. Для их сооружения использовались самые разные материалы, в том числе металлические плиты (железная пагода в Танъяне, X—XI вв.), однако наиболее распростанены кирпичные постройки. Для Кореи характерны каменные пагоды без внутренних помещений. Древние деревянные пагоды, восходящие к VII в., сохранились в Японии.
Вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли — ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке и буддистская ступа в том числе относятся к типу символических сооружений «гора-храм». Образ Священной Горы как центра мира, axis mundis — наиболее значительный и фундаментальный архитектурный символ. Её ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса (и связь с ними), а их уменьшающиеся размеры — движение вверх, в бесконечное и безграничное пространство.
Буддизм
Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Вероятно, что ступенчатые пагоды являются повторениями индуистского храма близ Пешавара, который можно считать прототипом как для конусообразных ступ, так и для священных походных курганов, служащих схематическим выражением представлений о мироздании. Шпиль, венчающий пагоду, символизирует вознесение Будды и выход из круга сансары.
Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни. Существует легенда, что после смерти тело Будды кремировали и разделили пепел на 84000 частей, каждая из которых хранилась в разных частях Востока; пагоды отмечали каждое такое святое место. Неповрежденные огнем части тела были захоронены.
Пагоды представляют собой, как правило, девяти- или семиярусные сооружения круглой или восьмигранной формы:
«Несмотря на то, что Будда не почитается сейчас в Индии, он считается девятым воплощением Вишну. Возможно, девятиярусные пагоды имеют отношение к этому обстоятельству, хотя истинное значение числа не установлено. Встречаются и семиярусные пагоды; количество ярусов указывает на семь Будд, существовавших в разное время».
Davies. The Chinese, Vol. И, p. 83
Китай
Пагоды иногда сооружаются с целью положительного влияния на местность; небольшие каменные пагоды в форме китайской кисточки для письма часто воздвигаются с целью улучшить Feng-shui местности.
«В большинстве случаев пагоды имеют двойные стены; между наружной и внутренней существует лестница, ведущая на крышу. На каждом ярусе есть вход во внутренние помещения. … Самой прекрасной пагодой, когда-либо сооружавшейся в Китае, считается фарфоровая башня императора Yung Lo (1403—1425) в Нанкине, воздвигнутая в честь его матери. Это уникальное сооружение строилось в течение девятнадцати лет и стоило 200000 фунтов; через 450 лет после её сооружения пагода была разрушена во время восстания мятежниками Taiping в 1856 г.»
Douglas. China, pp. 188-9
В пантеоне китайского буддизма обнаруживается «Носящий пагоду» бог (?), который соответствует индийскому Vajrapani, держащему в руках молнию (ваджру), принятую китайцами за пагоду — с ней он часто изображается (см. No Cha).

Паган — город тысячи пагод

http://turj.ru/blog/history/1544.html
http://omyworld.ru/569

Пагода

Смотреть что такое «Пагода» в других словарях:

  • ПАГОДА — (инд. искаж. bhagavati святой дом). 1) азиатский идолопоклоннический храм, в особенности у китайцев, индусов и сиамцев. 2) маленькие комические фигурки с качающимися головами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

  • пагода — См … Словарь синонимов

  • пагода — (неправильно пагода и пагода) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • пагода — ы, ж. pagode f. &LT;санскрит. бхагават божественный, святой. Буддийский храм. БАС 1. Теперешнее капище их &LT;индийцев&GT;, есть ничто иное, как род алькова, где за шелковым занавесом стоят на ступенях идолы. Измайлов Путеш. в полуд. Россию 4 141 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАГОДА — (португ. pagoda от санскр. бхагават священный), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н. э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме … Большой Энциклопедический словарь

  • ПАГОДА — ПАГОДА, пагоды, жен. (пракритское bhagodi священный). Буддийский храм (в Индии, Японии, Китае и др.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • пагода — ПАГОДА, ы, жен. Буддийский или индуистский храм, хранилище религиозных реликвий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Пагода — (португ. pagoda, от санскр. бхагават священный; кит. бао та, буквально башня сокровищ), буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды возникли в начале нашей эры в Китае, известны в Корее, Японии, странах Юго Восточной… … Художественная энциклопедия

  • Пагода — (искаженное европейцами индийское слово bhagavati, т. е. Святой дом ) название индийских храмов, выстроенных на открытомвоздухе … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пагода — (порт. pagoda) – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий; пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной), возникли в начале н.э. в Китае, известны в Корее, Японии, Вьетнаме. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

  • пагода — Многоярусная башня для хранения реликвий; тип культового и мемориального сооружения буддистов Азии Тематики здания, сооружения, помещения EN pagoda DE Pagode FR… … Справочник технического переводчика

У этого термина существуют и другие значения, см. Пагода (значения). Китайские пагоды на реке Лицзян (Гуйлинь)

Па́года (португальское произношение санскр. भगवत् , бхагават, «священный, славный»; яп. 塔, то:; кит. 寶塔, бао-та, «башня сокровищ») — буддийское, индуистское или даосcкое сооружение культового характера. В разных странах к пагодам относят разные типы сооружений.

В Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Лаосе, Камбодже, Корее пагодами называют буддийские ступы, зачастую являющиеся хранилищами священных предметов или мемориальными комплексами.

В Непале, северной Индии, Тибете, Китае, Японии, во Вьетнаме, в Индонезии, а также в западных странах пагодами называют многоярусные башни, используемые как храмы.

Считается, что первые пагоды такого рода появились в Непале, после чего непальские архитекторы распространили пагоды по всему Дальнему Востоку. Прототипом непальской пагоды является буддийская ступа, которая в странах буддизма тхеравады до сих пор называется пагодой, в других странах пагоды и ступы отличают друг от друга. В Непале в форме пагоды строят индуистские храмы.

Об архитектуре пагоды пишет Т. Григорьева в книге «Японская художественная традиция»: «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира».

Также пагодами называют надстройки японских боевых кораблей времен Второй мировой войны, в частности, линкоры «Фусо», «Нагато» и другие.

Китайские пагоды

Тем, кто бывал в Китае, скорее всего, запомнились специфические сооружения, состоящие из нескольких ярусов – пагоды (塔 tǎ). Пагоды есть в каждом городе, практически в каждом парке. Китайцы очень любят пагоды.

Как появились первые пагоды? С исторической точки зрения, предками пагод можно считать древнеиндийские погребальные сооружение – ступы. Они были заимствованы буддизмом, и таким образом, попали в Китай. Их основная функция реликвария особенно точно проявляется в кладбищенских пагодах, например, на кладбищах при некоторых монастырях. В таких пагодах хранится пепел настоятелей монастырей или наиболее известных монахов.

Любая пагода состоит из трех главных частей: цоколя, основной части и навершия. Основная часть состоит из некоторого числа ярусов.

С архитектурной точки зрения пагоды северных провинций Китая отличаются от пагод южных провинций. Наиболее древней китайской пагоде около 2000 лет. Первые пагоды строились из глины, камня и дерева. Особенно строительство пагод развивалось в период династии Тан и Сун, так как это было время культурного и экономического подъема Китая.

Стоит отметить, что обычные пагоды, которые можно встретить в каждом парке, намного проще по архитектуре, и, как правило, состоят лишь из одного яруса. Они очень похожи на обычные беседки. По периметру внутри пагоды стоят скамейки. Там можно посидеть, поболтать, и просто насладиться чудесным видом парка и окрестностей.

Самые известные пагоды

1. Пагода Даянь (大雁塔 — Dàyàn Ta — большая пагода «Дикие гуси», 64 метра), которая находится в городе Сиань провинции Шэньси. Она была построена в 652 году (эпоха Тан). Вся конструкция арочная, сделана в основном из кирпича, с применением дерева. Войти в пагоду можно с 4-ех сторон, также внутри есть винтовая лестница на самый верх. Оттуда можно полюбоваться красотами открывающегося пейзажа. 2. Пагода Сяоянь (小雁塔 Xiǎoyàn Ta — малая пагода «Дикие гуси», 43 метра, 13 ярусов). Эта пагода также построена в эпоху династия Тан. Про эту пагоду есть одна очень интересная история. Однажды, во времена династии Мин, произошло очень сильное землетрясенье, от которого пагода как бы раскололась на две части. Образовалась большая трещина, но пагода стояла. А затем, спустя много лет, от еще одного землетрясения трещина вновь сомкнулась, и до сих вор можно заметить следы от трещины.

3. Пагода Люхэ (六合塔 — Liùhétǎ — Пагода шести гармоний, 60 метров, 13 ярусов). Находится она в г. Ханчжоу, в горах Юелуньшань на берегу Цянданцзян). Построена она была в 970 году, при династии Сун, но впоследствии несколько раз перестраивалась и реставрировалась. В пагоде есть винтовая лестница. Саму пагоду украшают изображения растений и животных, а также там сохранились вырезанные на камнях тексты буддийских поучений.

4. Белая пагода храма Мяоин (50 метров). Она была построена при династии Юань и имеет форму чаши для подаяния. Вместо навершия на пагоде есть навес, диаметром почти 10 метров, вокруг которой подвешены колокольчики.

5. Пагода Цзиньганбаоцзо (金刚宝座塔 — jīngāngbǎozuòtǎ — пагода алмазного трона) храма Чжэньцзюе в Пекине. Она была построена при династии Мин в 15 веке. Материал – камень. Вокруг основания, на камне высечены одинаковые фигурки восседающих Будд.

6. Пагоды храма Дали. Они находятся в юго-западном Китае, расположены в форме треугольника. Самую величественную из них называют Цяньсюнь (70 метров, 16 ярусов, построена при династии Тан). Внутри на каждом ярусе установлен высеченный из камня восседающий Будда. Другие две пагоды построены позже (эпоха Пяти династий), имеют по 10 ярусов и высоту в 42 метра. Внутри на каждом ярусе также установлен высеченный из камня восседающий Будда, а на самом верху по 3 медных тыквы.

7. Железная пагода храма Юйго (55 метров, 13 ярусов, построена около 1050 года, находится в Кайфэн, провинция Хэнань). Несмотря на название, сделана она не из железа. Дело в том, что она сделана из глазированного кирпича, который по цвету напоминает железо. Пагода очень красивая с богатыми элементами декора. Внутри есть винтовая лестница на самый верх. Оттуда можно полюбоваться красотами открывающегося пейзажа на реку Хуанхэ и на прилегающие окрестности.

8. Захоронение в уезде Дэньфэн, провинции Хэнань (к западу от храма Шаолинь). Точное время возникновения не известно. Там находятся около 230 могильных сооружений (по форме напоминают маленькие пагоды), которые различаются по конструкции, высоте и материала исполнения.

9. Пагода храма Фогуан (2 яруса, высота 8 метров, построена в период династии Северная Вэй). Она находится в горах Утайшань (провинция Шаньси). Она является могилой основателей храма Фогуан, сделана из кирпича, стены выбелены известью.

10. Пагода Шэли (Ступа) (13 ярусов, 50 метров, построена в середине 11 века). Пагода находится в городе Нэньян (улица Тавань, район Хангу).

11. Пагоды Шуанта (пагоды-близнецы) (13 ярусов, 8-угольная форма, построена при династии Мин, 55 метров. Внутри есть витая лестница, по которой можно подняться на самый верх.

11 знаменитых пагод — по материалам журнала КИТАЙ.

ПАГОДА

ПАГОДА — отдельно стоящее культовое сооружение реликварного, погребального или мемориального назначения в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Термин «Пагода» появился в Европе в XVI веке; возможно, он представляет собой португальскую транскрипцию (pagoda) слова «бхагавати» (санскр. — священный) либо связан с бацзяота (кит. — 8-угольная башня).

Пагоды появились в Китае на рубеже эр в связи с распространением буддизма и характерной для него практики поклонения ступам. Представляют собой версию индийских ступ, сформировавшуюся под влиянием добуддийской национальной традиции многоэтажных сооружений (башен, сторожевых вышек, павильонов). За китаизированными ступами сразу же закрепилось именование та («башня»), которое и переводится на европейские языки как «Пагода». Согласно письменным источникам, древнейшие Пагоды были деревянными, реже каменными. В первых веках н. э. появились Пагоды из кирпича, а позднее и из комбинированных материалов. Деревянные части Пагоды обычно расписывались; в декоре некоторых Пагод использовались серебро, золото и драгоценные камни. В X веке научились сооружать Пагоды целиком из чугунных отливок, а также железных плит и бронзовых деталей. В рельефах кирпичных, каменных и металлических Пагод воспроизводились деревянные конструкции. В архитектуре Пагод не сформировалась самостоятельная эстетика каменного зодчества, чему препятствовали как нормативы фэн-шуй (энергетика камня предназначалась для мира усопших), так и приоритетный для китайского искусства интерес к передаче пластических свойств одних материалов средствами других материалов.

Композиция Пагоды по вертикали состоит из 3 частей: цзицзо («цоколь»), шэнь («тело») и ша («навершие»), символизирующих соответственно чувственный мир, мир чистых форм и мир за пределами форм. Цоколи могли быть гладкими, но часто их профилям придавали форму сюймицзо , воспроизводившую уступы склонов мифические горы, символизировавшей ось мира. Некоторые крупные Пагоды, помимо цоколей, имели высокие платформы, обеспечивавшие устойчивость их конструкции. В «теле» Пагоды, как правило, насчитывалось чётное число граней и нечётное число ярусов, что соответствовало китайской нумерологии. «Навершия» были полностью металлическими или бронзовые шпили сочетались с основным материалом Пагоды. Каждая Пагода отличалась своим набором символических элементов «навершия», служивших кодом доктрин разных буддийских школ. В соответствии с требованиями фэн-шуй о пребывании праха только под землёй в Китае под Пагодой к трём основным частям добавили четвёртую (дигун — «подземный дворец»), представлявшую собой традиционных склеп, в который помещали урну, личные вещи покойного или ценные реликвии. Уже на раннем этапе стали различаться прихрамовые и кладбищенские Пагоды. Первые служили хранилищами важнейших реликвий, кладбищенские выполняли функцию надгробия и образовывали зону за стенами монастыря .

Известно свыше 20 типов и подтипов Пагод, из которых 7 считаются основными. Одним из ранних является тип одноэтажных Пагод тингэ ши та («пагода в форме беседки»), возникший путём простого присоединения буддийского навершия к форме китайского садового строения (возводились до конца XIII века). Сохранившиеся кирпичные и каменные Пагоды этого типа имеют квадратные, реже круглые и многогранные формы без внутренных помещений, т. к. служат надгробиями; у прихрамовых Пагод имеются небольшие внутренние помещения с поклонными изображениями.

Тип Пагод лоугэ ши та («пагода в форме многоэтажных хором») объединяет многоэтажные ступенчато-пирамидальные и ступенчато-полигональные Пагоды, которые могли иметь от 3 до 13 этажей, разделённых сильно выступающими карнизами. Крупные Пагоды были обычно прихрамовыми и внутри имели лестницы, соединявшие этажи с деревянными настилами .

Ступенчато-полигональные Пагоды чаще всего бывают 8-гранными, реже 6-гранными; они получили распространение с X века . Пагода Тета («Железная пагода», 1049, 13 этажей, высота 57 м) монастыря Югосы в Кайфыне облицована глазурными изразцами зеленовато-коричневого цвета, с чем и связано её название. Самые древние металлические Пагоды имели ступенчато-пирамидальную форму и небольшую высоту; последующие были в основном ступенчато-октагональными и высокими.

Для многокарнизного типа Пагоды миянь ши та характерны частые тяги горизонтальных карнизов, расположение которых не совпадает с внутренними этажами, и вытянутый параболический силуэт .

Тип Пагоды фу-бо ши та («пагода в форме перевёрнутой чаши»), или лама та (ламаистские Пагоды, XIII-XVII века), воспроизводит форму тибетских ступ, для него характерен высокий цоколь сюймицзо, бутылеобразная центральная часть и навершие в форме многоярусного конуса, накрытого сверху металлическим балдахином. Все Пагоды имеют глинобитное ядро, укреплённое кирпичной кладкой, и обязательную побелку, из-за которой все они называются байта («белая пагода»).

Тип Пагоды цзиньган баоцзо та («пагода алмазного трона») заимствован из Индии (преимущественно XV — середина XVIII веков, хотя прототипы встречаются в VIII веке). Основание Пагоды представляет высокую, широкую, покрытую резьбой платформу, символизирующую «алмазный трон». На платформе покоятся 5 многокарнизных пирамидальных башен в честь 5 главных будд в буддизме ваджраяны. Сохранилось около 10 Пагод многобашенного типа, из которых наиболее известна беломраморная пагода Ута (1473) монастыря Чжэньцзюэсы в Пекине.

Каменные, многогранные, столпообразные Пагоды небольших размеров, называемые цзинчуан ши та («пагода в форме хоругви канонов») или шичуан («каменные хоругви»), воспроизводят в камне шёлковые хоругви с текстами сутр. С VIII века одиночные и парные Пагоды с гравированными на их гранях текстами сутр начали размещать на монастырских дворах, в гробничных комплексах и на перекрёстках городских улиц (Пагода XI века, монастырь Дицансы в Куньмине). Надвратные Пагоды гоцзе ши та («пагода в форме уличного прохода») с XIV века возводились поперёк улиц.

Среди погребальных Пагод различается несколько типов — в зависимости от скульптурного оформления их средней части в виде урны для праха, многопрофильного постамента, хоругви, лотоса и пр. К Пагодам причисляются также сян та («пагода для воскурения благовоний») — небольшие башни, в нижней части которых имеется камера со створкой, куда кладутся благовония и др. культовые подношения. К категории Пагод китайские исследователи относят фэн-шуй та («башни фэн-шуй»), существовавшие ещё до появления буддийских Пагод в Китае. Монолитные, многоярусные, конусообразные башни круглых и многогранных форм служили своеобразными «антеннами», регулировавшими энергетические потоки на местности.

В Корее Пагоды появились с проникновением буддизма из Китая в IV веке. Предпосылкой возникновения и распространения именно каменных пагод в Корее можно считать систему традиционных добуддийских верований (шаманизма), с которыми буддизм на Корейском полуострове активно взаимодействовал. Пагоды как «могилы Будды» стали преемниками традиционных каменных гробниц и в целом культа гор. Поэтому Пагода символизировала также и космическую вертикаль, связывающую Землю и Небо. Об этом свидетельствуют как случаи возведения Пагод на вершинах гор, так и поздний феномен уникальных Пагод, сложенных из необработанных камней (постройки монаха Ли Гамнёна в горах Маисан, конец XIX — 1-я половина XX веков).

Различают Пагоды двух типов: погребальные Пагоды-ступы, которые воздвигались над местом захоронения урны с прахом известного буддийского монаха, и Пагоды-башни вотивного характера; самые известные — каменная Пагода-ступа монастыря Кодальса (Йоджу, провинция Кёнгидо), а также Пагода монастыря Чонтхоса (город Ульсан) и Попчхонса, возведённые в период Корё (X-XIV века). Пагоды второго типа представляют собой вертикальные башни, сужающиеся к вершине и расчленённые горизонтальными ярусами. На эволюцию Пагоды повлияла китайская традиция, определившая исходные конструктивные особенности и выбор материала. Самые ранние сохранившиеся деревянные Пагоды датируются XVII веком (Пхальсан-чжон монастыря Попчуса, провинция Северный Чхунчхон). Ранние каменные Пагоды (монастрь Чоннимса, VII век, провинция Южный Чхунчхон) государства Пэкче по своей структуре подражают аналогичным постройкам из дерева. Строители Силла прежние приёмы сочетали с подражанием в камне кирпичным сооружениям (Пагода в монастыре Пунхванса, VII век, провинция Южный Кёнсан). Кирпичные Пагоды появились в Силла под влиянием Китая в VIII-X веках, но не получили широкого распространения. Внешняя отличительная черта каменных Пагод»стиля Силла» — ступенчатая нижняя часть ярусов, доходящая до края ската яруса. С VIII века каменные Пагоды теряют прежнюю суровость: на верхней ступени пьедестала, а в отдельных случаях и на 1-м ярусе со всех четырёх сторон помещают рельефы с изображениями буддийских божеств. Новым стало и сооружение перед храмом парных Пагод, а самым распространённым типом стала 3-ярусная Пагода. В качестве типичных Пагод периода Объединённого Силла можно назвать Пагоды монастырей Камынса, Косонса и Хванбонса в Кёнджу. Одновременно с этим воздвигаются и более декоративные варианты Пагоды с элементами скульптуры . Пагоды IX-X веков становятся более высокими, украшаются статуями и барельефами с изображениями буддийских божеств. Характерной Пагодой периода Корё (X-XIV века) является 7-ярусная Пагода монастыря Хонбокса (1368, Пхеньян). В XV-XIX веках (государство Чосон) каменные Пагоды внешне повторяют форму пагод Корё, но конструкция и декор продолжают усложняться .

Во Вьетнаме сооружение Пагод связано с появлением буддизма, пришедшего сюда в первые века н. э. из Индии, а с V-VI веках — в виде школы китайского буддизма чань. Пагода, как правило, находилась перед храмом либо в центре внутреннего дворика, окружённого культовыми сооружениями, либо на одной вытянутой оси с храмом. В позднесредневековый период её могли размещать сбоку либо позади храма в отдельном дворике и даже выносить за ограду (пагода Баонгием в храме Бут-Тхап, XVII век, провинция Бакнинь). До наших дней сохранилось малое количество древних (деревянных) Пагод, к тому же все Пагоды были сильно перестроены. К VIII веку сложился так называемый стиль Дайла, соединивший в себе элементы тямской, ханьской и собственно вьетской архитектуры. От Пагод этого периода остались лишь каменные фундаменты; согласно археологическим данным и литературным источникам, Пагоды были квадратные в плане, высотой в 5-6 и более ярусов, построены из обожжённого кирпича, как правило, с черепичной кровлей. Отличительной чертой этих Пагод были вогнутые крыши — как считают исследователи, наследие культуры Донгшона. Основные типы Пагод сложились при династиях Поздние Ли и Чан (1009 или 1010-1400 годы). Наряду с укрепившейся традицией квадратных в плане строений, получивших дальнейшее развитие в невысоких надгробных Пагод (комплекс в храме Фаттить, XI-XVII века), начинает распространяться тип многоугольных многоярусных Пагод, образцом для которых были китайские ступенчато-пирамидальные Пагоды. В правление Поздних Ли храм зачастую фланкировали две Пагоды, количество их этажей доходило до 12 . При династии Чан (1225-1400 годы) многоярусные Пагоды становятся более изящными по своим пропорциям .

В XVII веке появляется новая разновидность многоэтажной Пагоды — 9-ярусная «Лотосовая башня» (деревянная пагода Кыу-Фам-Льен-Хоа комплекса Бут-Тхап, способная вращаться вокруг осевого стержня; её нижний край входит в медное отверстие в полу здания, а верхний фиксируется в балках крыши, что даёт возможность видеть всю буддийскую скульптуру на стенах). В Пагодах XIX-XX веков отразились 2 тенденции: сдержанность орнаментального оформления и усложнённость архитектурного декора . В современных Пагодах заметно стремление соединить традиции вьетнамской архитектуры с достижениями зодчества Европы и сопредельных азиатских стран (Пагода храма Зяк-Вьен в Хошимине и др.).

В Японии Пагоды начали возводить после проникновения в страну буддизма в VI веке. Принцип сооружения Пагоды, вне зависимости от их высоты и количества ярусов (3 или 5), одинаков: она представляет собой коробчатую конструкцию из квадратных в плане ярусов, в которой каждый последующий ярус меньше предыдущего, поэтому как бы «вложен» в него и скреплён с помощью гнездовых шарниров. Уменьшающиеся последовательно по высоте ярусы образуют уступы, которые со всех четырёх сторон закрываются односкатной крышей, и поэтому пагоды зрительно воспринимаются как многоэтажные. Как правило, деревянные Пагоды сооружались на каменном основании и укреплялись одним или несколькими шипами. В нижнем ярусе Пагоды, имеющем перекрытие, хранятся священные изображения, свитки и др.; внутреннее пространство выше 1-го яруса не используется.

Японская Пагода — образец антисейсмической постройки. Практически все её элементы скреплены без гвоздей с помощью шарниров, пазов и выступов; в центре Пагоды имеется вертикально стоящая колонна (симбасира; выступает над крышей Пагоды в виде высокого шпиля сорин, на нём укрепляются 9 бронзовых колец, символизирующих 9 небесных сфер), на которую «нанизаны» ярусы, но не скреплены с ней. Все элементы такой конструкции могут во время землетрясения, не распадаясь, двигаться в местах соединений, что придаёт Пагоде большую устойчивость.

Самая ранняя Пагода Японии — 3-ярусная Пагода храма Хоккидзи в Икаруге близ Нары (706). Среди наиболее значительных образцов японской Пагоды — 5-ярусная Пагода монастыря Хорюдзи в Икаруге (начало VIII века, высота 31,9 м), 3-ярусная Восточная Пагода храма Якусидзи в Наре (730, с 6 ярусами крыш и шпилем высотой 10 м), 5-ярусные Пагоды храма Муродзи в префектуре Нара (конец VIII — начало IX веков) и Пагода храма Тодзи в Киото (1644; высота 57 м).

Иллюстрации:

Архив БРЭ; Комплекс Талинь из 500 пагод в монастыре Шаолинь на горе Суншань в провинции Хэнань в Китае. VI-XIX века.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Архитектура буддийских храмов, монастырей, построек — особенная, ее ни с чем не спутаешь, при этом она очень многообразна. Сегодня предлагаем вам разобраться, что такое пагода в буддизме.

В статье ниже мы расскажем о значении пагод в буддистском учении, символизме, различии понятий в разных странах, а еще поведаем о двух интереснейших пагодах восточного мира.

Понятие
Первые пагоды
Символизм
Известные пагоды буддийского мира
Заключение

Понятие

Слово «пагода» — санскритского происхождения, но в зависимости от интерпретации конкретного языка имеет немного разные значения:

  • санскритское «бхагават» – «святой»;
  • португальское произношение этого слова, «пагода» – «храм»;
  • персидский вариант – «дом кумиров»;
  • китайское «бао та» – башня с сокровищами.

Итак, пагода – это священное сооружение, религиозная постройка, распространенная в индуистском, даосском, но чаще всего – буддистском учении.

Пагода индуистская

Даже в буддизме термин «пагода» не может пониматься однозначно, потому что значение разнится в зависимости от географии:

  • там, где распространено тхеравадинское направление (тайские, мьянманские, шри-ланкийские, лаосские, камбоджийские территории) – это чаще всего небольшие помещения для хранения реликвий, святынь или своеобразные мемориалы, которые также называются ступами;
  • в других направлениях буддийской мысли, к примеру, в махаяне, тибетском буддизме, дзен (непальские, индийские, японские, вьетнамские, китайские, тибетские, индонезийские земли, страны Запада) – буддистские храмы в виде башен в несколько ярусов.

В Японии пагодой также именуют верхние части некоторых кораблей, участвовавших в военных действиях Второй мировой.

Символизм

Пагоды неспроста имеют особенную архитектуру. Созданная в несколько ярусов, она отражает цикличное повторение событий нашей жизни, движение по спирали.

Считается, что количество ярусов тоже скрывает за собой некую сакральность. К примеру, число «семь» прямо указывает на будд разных времен, воплощавшихся в человеческом мире.

Другие видят в пагоде символ горы Меру – буддийского центра мироздания, на вершине которого обитают боги. Каждый ярус – определенные небеса, которых можно достичь постоянным ростом и стремлением вверх. Однако у нетипичного строения крыши есть практическое предназначение: вздернутые вверх карнизы удерживают влагу после дождя или снега, не давая стекать ей вниз и постепенно разрушать фасад.

Особой важностью обладали императорские пагоды. По обыкновению они имели величественный, иногда даже возвышенный вид. Главный атрибут – желтая черепичная крыша, цвет которой олицетворяет силу правителя.

В последнее время многие известные пагоды, особенно в местах туристического потока, открыты для посещения. Хотя увидеть ритуалы, обряды и внутреннее убранство верхних этажей обычным посетителям едва ли удастся, здесь можно почувствовать дух буддизма и приоткрыть завесу тайных мистерий.

Известные пагоды буддийского мира

Лонг Шон, Вьетнам

Лонг Шон, или, как ее иногда называют, Лонг Сонг – наверное, одна из самых популярных пагод среди туристов, приезжающих во Вьетнам. Находится она в Нячанге – «туристической Мекке» вьетнамского государства.

Пагода ЛонгСонг, Вьетнам

История пагоды начинается в 1886 году. Тогда она называлась «Дан Лонг Ту», что значит «дракон, летающий неторопливо», и располагалась на вершине холма. Но спустя 15 лет после основания в окрестностях разгулялась стихия и частично разрушила святыню.

Тогда было решено отстроить пагоду заново, но в более безопасном месте неподалеку. Так родилась Лонг Шон, что переводится как «летающий дракон». Пагода стала главной во всей провинции Кханьхоа.

Лонг Шон не отличается огромными размерами, зато удивляет красотой и идиллически уютной территорией, поросшей ухоженными садами. Фасад выполнен в классическом стиле со вздернутой вверх красной черепичной крышей. Интерьер украшен мозаичными мифическими драконами, разноцветной декоративной плиткой и полутораметровой позолоченной статуей Будды.

На холме, от которого пагоду отделяет 144 ступени, установлена статуя белоснежного Будды, сидящего в падмасане на бутоне лотоса. По дороге к нему встречается ритуальный колокол и изваяние лежащего Будды.

Местные говорят, что для избавления от тяжести греховных дел достаточно пешком преодолеть все ступеньки к памятнику сидящего Будды.

Пагода Шакьямуни, китайская провинция Шаньси

Пагода Шакьямуни не просто достояние и гордость провинции Шаньси, это своего рода мировой рекордсмен. Дело в том, что она считается самой старой постройкой из дерева, которая сохранилась в первозданном виде. Датой постройки называют 1056 год.

Пагода Шакьямуни в Шанси

Пагода находится в китайском уезде Инсянь, в храме Фогун. В народе она получила имя «Мута», что означает «храм из дерева». В свое время здесь располагался дом бабушки правителя Дао Цзуна из династии Ляо.

Пагода уже тысячелетие назад была отстроена по правилам постройки противосейсмических сооружений. Такая конструкция спасла святыню от многих землетрясений.

Древняя постройка насчитывает девять уровней. Общая высота достигает семидесяти метров. При этом фундамент стоит на своеобразном четырехметровом постаменте, а первый ярус высится на десять метров.

Изначально это была императорская пагода. Изящный декор экстерьера в виде резных фигурок животных, птиц, четкости линий – тому подтверждение. Их строгий монументальный фасад указывает на величественность самой императорской фигуры.

Пагода в буддизме – это глубоко почитаемая святыня, обладающая особенной силой. Конкретное значение слова зависит от того, в какой местности употребляется: в тхераваде подразумевается ступа, а в других направлениях буддистской мысли – храм.

Мир буддизма полон прекрасных примеров архитектуры пагод, каждая из которых уникальна. К их числу относится вьетнамский Лонг Шон и китайская деревянная пагода Шакьямуни.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Спасибо за то, что вы активно поддерживаете наш блог и подписываетесь на него, чтобы получать свежие статьи себе на почту — это еще больше мотивирует нас делиться с вами новой интересной информацией!

До скорых встреч!

  1. Первые пагоды появились в Непале. Именно непальские архитекторы распространили знания о строительстве пагод по всему Дальнему Востоку. Так пагоды стали и буддийскими, и индуистскими культовыми сооружениями.
  2. С санскрита слово пагода переводится как «священный» или «славный». В китайском и японском это слово означает «башня сокровищ».
  3. В некоторых странах в пагодах до сих пор хранятся священные предметы, ведь изначально эти строения являлись хранилищами реликвий. Постепенно пагодам нашли множество других применений. Так, в пагодах молились, их строили как сигнальные башни или маяки. Многие монументальные пагоды, сохранившиеся до наших дней, являются мемориальными комплексами.
  4. Отличительной чертой пагоды является многоэтажность. Каждый этаж обрамляется крышей с загнутыми краями, украшенной многочисленными резными статуэтками и фигурами. Есть и менее «нарядные» пагоды, каждый этаж которых обрамлен более скромным козырьком.
  5. Существует множество поверий и легенд, связанных с пагодами. Так, большинство из них связано с объяснением уникального строения крыш с загнутыми краями. Одно из китайских поверий гласит, что злые духи перемещаются только по прямой линии. Раньше древние китайцы прикрепляли у входа в дом изображения лабиринтов, чтобы запутать духов, но те придумали новый способ проникновения в жилища — через крышу. Тогда один мудрец придумал загнуть края крыши. Злые духи скатывались по такой крыше и отлетали обратно в небо, где и рассеивались.
  6. Еще одно поверье о загнутых краях крыши пагоды связано с легендарными китайскими драконами. Легенды гласят, что они были большими проказниками и любили кататься с крыш домов. Один крестьянин Лю Тянь больше других пострадал от таких развлечений божеств, так как те, скатываясь с крыши, сваливались к нему в огород и портили посевы. Ему пришла идея загнуть края крыши, чтобы драконы подлетали в воздух.
  7. Загнутые края крыш пагоды очень часто украшены фигурами существующих и вымышленных зверей. Очень часто на пагодах можно увидеть фигурки дракона, феникса или льва. Эти фигурки размещали на карнизах пагод не просто так. Это звери-стражи, которые кроме крыши с загнутыми краями дополнительно защищали дома от злых духов.
  8. Во многих азиатских странах, в особенности в Китае, с древних времен небольшие пагоды были выстроены даже в самых маленьких деревнях. Это связано с поверьем, что в специальную пагоду можно было поймать злого духа, и так он больше не мог навредить людям.
  9. Очень интересна конструкция деревянных пагод. Древние строители сооружали такие здания без единого гвоздя. Сначала сооружался фундамент, в него устанавливались на определенном расстоянии столбы. Столбы между собой скреплялись перекладинами. Получившийся каркас покрывали тяжелой черепичной крышей, но на столбы она не оказывала губительного давления, так как брусья вставлялись один в один, образуя усеченную пирамиду. Такое декоративное крепление балок называлось доугун. Вершина такой пирамиды упиралась в главный столб, поэтому стены не несли никакой нагрузки. Это и позволяло создавать в стенах пагоды множество окон.
  10. Звание самой большой буддийской пагоды и самого большого деревянного строения в мире носит пагода Тяньнин в китайском городе Чанчжоу. Она достигает высоты 153,79 м и имеет 13 ярусов. Пагода Тяньнин была выстроена на месте другой разрушенной 7-ярусной пагоды, построенной в 960-1279 годы. Современная пагода имеет позолоченное навершие, а на последнем ярусе установлен колокол весом в 30 т и уникальное изваяние Будды из горного хрусталя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *