Прана вайю

ПЯТЬ ВИТАЛЬНЫХ СИЛ: АПАНА, САМАНА, ПРАНА, УДАНА, ВЬЯНА.

Автор — Сати Мата Джи

Энергия в нашем теле движется и течет не зависимо от того, понимаем мы это или нет.

Но в теле каждого из нас существует пять витальных сил, или пять основных энергий (ветров): апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю. Каждая из этих сил имеет большое влияние на весь наш организм в целом и особенно на его тонкие структуры. Давайте попробуем вкратце разобраться в них, помня о том, что главные знания приходят лишь во время собственного опыта!

Апана-вайю
Первая из витальных сил – апана-вайю.
Находится в нижней части нашего тела (ниже пупка, почки, анус, половые органы, толстая и прямая кишки). Энергия напрямую связана со свадхистана чакрой и элементом воды.
Основные функции апана-вайю в нашем организме — выделительные: мочеиспускание, дефикация, оргазм, семяизвержение, удаление газов, выталкивание плода при родах, эрекция и половое желание.
Если апана-вайю недостаточна, то могут возникнуть проблемы с вышеперечисленными функциями. Соответственно работа свадхистана чакры зависит от работы апана-вайю.
Эта энергия особенно активна ночью. Основное свойство апана-вайю – движение вниз. Задача йога — перенаправить движение энергии вверх, соединив ее с энергией праны в области пупка.
Управлять апаной можно с помощью ашвини-мудры, шакти-чалани, мула-бандхи, ваджроли-мудры (сахаджроли-мудры).

Самана-вайю
Самана – энергия огня. Эта прана активизируется в области пупка и манипура чакры и стимулирует в первую очередь огонь трансформации и пищеварения. Она разжигает тепло физического тела, получая необходимую энергию для организма из пищи, уравновешивая при этом прану и апану.
Активизация самана-вайю происходит между вдохом и выдохом и переживается как вибрация внутри нашего тела.
Область действия самана-вайю: сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю.
Если этой энергии в теле достаточно, человек испытывает внутреннее тепло, радость, блаженство в теле, уничтожая или «пережигая» нечистоту в каналах, способствует достижению ясности ума и жизненной активности. Если энергия несбалансированна, человек становится вспыльчив и агрессивен, жаден и скуп, ленив и инертен.
Управлять саманой можно с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).

Прана-вайю
Местонахождение этой вайю – грудная клетка и анахата-чакра. Прана-вайю отвечает за усвоение праны в организме при дыхании и за жизненную энергию. Прана активна в течение всего дня и постоянно двигается вверх. Практикующему очень важно заставить двигаться прану вниз и соединить ее с апаной в области пупка.
Основные функции праны – поглощение энергии через дыхание. Переживается прана во сне со сновидениями (свапна).
Управлять праной можно с помощью горлового замка (джаландхара бандхи).

Удана-вайю
Именно удана-вайю влияет на наш духовный опыт. С помощью этой праны активизируются органы чувств. Научившись управлять уданой, вы сможете управлять и своими чувствами, а значит, и усвоить пратьяхару.
С помощью удана-вайю мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем. Удана-вайю питает ум и стимулирует нашу память.
Местонахождение уданы — в области горла и головы. При хорошо функционирующей удане активизируются вишудха и сахасрара чакры. Таким образом, становятся здоровыми органы, напрямую связанные с этими центрами (гипофиз, щитовидная железа, уши, горло, нос и т.д.).
Удана выполняет функции засыпания и отделяет астральное тело от физического во время смерти (или самадхи).
Благодаря удане открывается центральный канал – сушумна, что позволяет нам переживать самые яркие наши духовные опыты и даже левитацию.
Удана-вайю переживается во сне без сновидений (турья).
Когда удана начинает работать, ее течение чувствуется по всему позвоночнику как блаженное тепло, сияние или внутренний жар. Мысли исчезают. Появляется Божественная пустота, чистое сознание и понимание единства.
Каждый практикующий должен достичь состояния, когда прана и апана сливаются, тогда удана входит в сахасрару через центральный канал и выводит человека за пределы физического мира.
Именно удана доносит прану от самана до вьяны, которая распространяет ее по всему телу.

Вьяна-вайю
Энергия, пронизывающая все тело.
Она как бы является защитной оболочкой всего нашего физического тела. Не имея конкретной локализации, вьяна образует нашу ауру. Именно благодаря этой энергии происходит грамоничное функционирование наших органов и частей тела.
Вьяна «отвечает» за движение энергии по поверхностным каналам всего тела, в которых хранятся питательные вещества для всего организма. С помощью вайю мы дышим через поры, плоть и кости, держим тело прямо и управляем своими движениями. Творческие таланты приходят к людям через вьяна-вайю.
Управляя вьяной, мы можем воздействовать на энергии других людей, как бы «покрывая» их своей аурой.
Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.
Сияние вайю представляет собой чистое слияние «Я» с Божественной Сущностью во время самадхи.
Благодаря тонкой духовной энергии и свечению (ауре) вьяны, внутренняя энергия человека проявляется на внешнем уровне, т.е. в физическом мире. От того, насколько плотная вьяна-вайю, зависит вторжение на нашу территорию негативных факторов из тонкого мира (сущностей, духов и пр.). То, насколько вьяну-вайю чиста, зависит состояние основных пран и ума. Благодаря вьяну-вайе видящие могут сказать, какой элемент доминирует в том или ином человеке.
Управлять вьяной можно с помощью силы воли и так называемого «кожного дыхания», т.е. с помощью дыхания через кожу и кости.

Итак, мы ознакомились с пятью витальными силами, благодаря которым мы живем и учимся.

Осталось познать их действие на практике, и тогда у каждого из нас появится шанс познать бесконечность и заслужить просветление уже в этой жизни!

ОМ!

ПрактикаАнтах КаранаПраны (ветры)

Пять главных пран в теле:

  1. Вьяна-вайю — вездесущий ветер,
  2. Удана-вайю — поднимающийся вверх ветер,
  3. Прана-вайю — ветер, поддерживающий жизнь,
  4. Самана-вайю — ветер, подобный огню,
  5. Апана-вайю — опускающий ветер.

Вьяна-вайю

(Энергия, распространенная по телу)

Пронизывает все тело. Вьяна-вайю — это защитная оболочка физического тела. Вьяна-вайю двигается по всему телу, у нее нет конкретной локализации, она окружает тело со всех сторон и образует ауру. Вьяна-вайю связывает воедино различные органы и участки тела. Ощущения кожи, идущие через нервы, питательные вещества, движение энергии по поверхностным каналам в любой части тела — это действия вьяна-вайю. С помощью вьяна-вайю можно воздействовать на энергию другого человека, дышать через поры всем телом, плотью и костями.

Управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц всего тела и суставов. Помогает держать тело прямо. Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.

Вьяна-вайю способствует объединению созерцания и практики с любыми действиями тела, работой, движениями и т.д. Выбор нового чрева в промежуточном состоянии, способность к рукоделию, рисованию, создание иллюзорного тела в сновидении — это действия вьяна-вайю.

Вьяна-вайю представляет собой чистое сияние бесконечного сознания «я»-субъекта в наивысшем трансцендентальном состоянии — самадхи (турьятита).

Йогин управляет течением вьяна-вайю методами дыхания через кожу и кости.

Вьяна-вайю и свечение ауры

Тонкая духовная энергия (оджас) влияет на огонь (теджас), проявляясь из тонкого тела на физическом уровне. Оджас формирует пять основных вайю, особенно вьяна-вайю. Вьяна-вайю ответственна за ауру, светящееся сияние. Благодаря этому сиянию, внутренняя энергия человека проявляется во внешнем мире. Защитный слой вьяна-вайю, окружающий человека, охраняет его от воздействия тонкоматериальных негативных сущностей.

Цвет и форма ауры зависят от степени чистоты вьяна-вайю, состояния основных пран и ума. Они проявляются как сияние (кала) определенного цвета и определенной силы.

Удана-вайю

(Энергия, поднимающаяся вверх)

Удана-вайю активизирует органы чувств. С ее помощью йогин слышит, видит, чувствует запахи и вкусы. Удана-вайю питает мышление, деятельность памяти. Удана-вайю активизируется при открытии вишуддха-чакры и сахасрара-чакры, а также она открывает центральный канал. Именно удана дает тонкие духовные опыты.

Сиддхи удана-вайю:

~ левитация,

~ хождение без вреда по шипам, трясине, по воде,

~ способность высоко прыгать.

Переживается в состоянии сна без сновидений (турья). Это проявление осознавания пустотной мудрости всевышнего «Я». Чувствуется как движение внутри позвоночника, как сияние или как внутренний жар, когда все движения мыслей затухают и обнажается чистое Сознание вне концепций.

Удана-вайю занимает область горла и головы, исполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти, управляет глотанием, мимикой. Когда прана и апана сливаются, удана входит в сахасрару, устремляя сознание к высшим мирам.

Прана-вайю

(Энергия дыхания)

Находится в груди, управляет дыханием, активизируется при вдохе. Она отвечает за усвоение праны при дыхании. Прана активна в течение дня. Свойство праны — двигаться вверх. Задача йогина заключается в направлении праны вниз и соединении ее с апаной. Функция праны — поглощение внешней энергии через дыхание. Она переживается во сне со сновидениями (свапна). Йогин управляет праной с помощью горлового замка (джаландхара-бандха).

Самана-вайю

(Энергия, подобная огню)

Эта прана локализуется в области пупа и разжигает тепло физического тела, участвует в переваривании и усваивании пищи. Она извлекает силу из пищи и уравновешивает прану и апану. Активизируется между вдохом и выдохом. Переживается как внутренняя вибрация. Ее область действия — сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю. Свойство саманы — уравновешивать апану.

Чистая энергия самана вызывает тепло, радость и блаженство в теле, пережигая нечистые праны в каналах, дает уму ясность. Нечистая энергия огня порождает жадность к еде и вещам, вспыльчивость.

Чистая самана-вайю порождает особый вид радости и блаженства в районе пупка. Это радость жизни самой по себе. При недостатке функции самана-вайю йогин чувствует лень, вялость, тупость, он много спит, его ум инертен.

Йогин управляет самана-вайю с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).

Апана-вайю

(Нисходящая энергия)

Эта энергия связана с водой. Она обеспечивает мочеиспускание, дефекацию, оргазм, семяизвержение, удаление газов, выталкивание плода при родах, эрекцию и половое желание. При недостатке апана-вайю, эти функции также недостаточны. С точки зрения тантрической практики апана-вайю важна для порождения переживаний блаженства-Пустоты, испытываемых в свадхистана- и манипура-чакре.

Местоположение апана-вайю ниже пупа: почки, анус, половые органы, толстая и прямая кишка. Апана активизируется при выдохе. Апана активна ночью, ее свойство — двигаться вниз.

Задача йогина заключается в поднятии апаны и соединении ее с праной в районе пупа. Йогин управляет апаной с помощью сжатия ануса (ашвини-мудра), промежности (мула-бандхи) и уретрального канала (ваджроли-мудра) для мужчин и мышц влагалища (сахаджроли-мудра) для женщин.

Пять меньших пран:

  1. нага исполняет функцию рвоты, икоты и приведения в сознание,
  2. курма открывает и закрывает веки, вызывает видения,
  3. крикара вызывает чихание, голод, жажду, кашель,
  4. девадатта вызывает сон, зевоту,
  5. дхананджая рассеяна по всему телу и остается в нем после смерти.

«Нага функционирует при отрыжке, курма — при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание, а девадатта — зевание.

Дхананджая, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади».

Махасиддх Горакшанатх «Горакшашатака» (1.36 — 37)

Занимаясь йогой, мы начинаем шире смотреть на своё тело, узнавая его новые грани и возможности. Эти ощущения помогают не просто начать делать новые движения, а меняться к лучшему во многих аспектах. Сегодня мы поговорим о таком энергетическом потоке в нашем организме, как апана вайю — неотъемлемой части нашего пранического тела.

Чтобы говорить конкретно об апана вайю, необходимо вспомнить, что такое вайю и из чего состоит праническое тело. Углубляться не будем, поскольку это заслуживает отдельной статьи, однако обрисуем общую картину для более чёткого понимания обсуждаемой нами темы.

Вайю в переводе с санскрита означает ‘воздух’ или ‘ветер’, когда мы говорим о праническом теле, имеется в виду поток праны, жизненной энергии. Праническое тело состоит из пяти потоков:

  • удана вайю расположена в области шеи и головы. Направлена вверх и отвечает за мимику, мышцы шеи, снабжение праной головы. С энергетической точки зрения, она поднимает и очищает энергию;
  • прана вайю — область грудной клетки. Поглощение праны и движение её внутрь;
  • самана вайю — верхняя часть живота и солнечное сплетение. Отвечает за поддержание процессов усвоения праны;
  • апана вайю — низ живота. Нисходящая энергия, отвечающая за выделительные процессы;
  • вьяна вайю объединяет все вышеперечисленные потоки и связана с кровообращением и проникновением праны по всему телу.

При этом прана вайю соотносят со вдохом, апану — с выдохом, саману — со временем между вдохом и выдохом. Как мы понимаем, все процессы нужны и важны, однако когда они выполняют свою функцию, а не работают в избытке или недостатке.

Чтобы почувствовать апана вайю, достаточно вспомнить ощущения на краю обрыва или в моменты сильного страха, например, при виде дикого животного или опасной личности. Некая слабость в ногах, позывы справить нужду — самые яркие примеры ощущений, связанных с апаной.

Почему же мы решили выделить именно апана вайю?

Как мы сказали выше, апана вайю — нисходящий поток. Как правило, всё, что движется вниз, движется без усилий, при этом зачастую тянет в этом направлении и то, что с ним сопряжено. Здесь происходит примерно то же самое. Поскольку энергия неразрывно связана с уровнем сознания и жизненными процессами, наша задача привести всё в гармонию, чтобы каждая составляющая нашего тела и сознания могла полноценно выполнять свои функции. И когда мы приводим в порядок работу апаны, мы автоматически улучшаем работу всех остальных энергетических ветров в теле.

Занимаясь йогой, мы развиваем умение управлять вайю в теле, концентрируя наибольшее внимание на поднятии энергии к высшим центрам. Однако имея низкий уровень сознания, мы можем скорее навредить себе. Это объясняется помимо прочего тем, что у каждой чакры есть и положительные, и отрицательные стороны, и на низких вибрациях активируется как раз всё самое негативное. Например, свадхистана в благости — это общительность, в невежестве — похоть, излишняя эмоциональность; манипура в благости — щедрость, в невежестве — жадность; анахата в благости — любовь, сострадание, в невежестве — ревность и т. д. (здесь взяты далеко не все качества, присущие этим центрам). Поэтому необходимо большое значение уделить очищению энергетических каналов, поднятию имеющейся энергии в области апаны к более высоким центрам и повышению уровня сознания. Если ослабить апана вайю, она перестанет тянуть всю энергию вниз, давая каждой выполнить своё предназначение.

К чему приводит дисгармония работы апана вайю

Нарушения в области апаны приводят на физическом плане к отклонениям в работе выделительной системы, а значит, всех органов, связанных с этими процессами: мочеиспускательного канала, выделительной системы, репродуктивных органов — всего, что связано с малым тазом. Следовательно, запоры, проблемы со сферой половой жизни, деторождением, вообще с половыми органами связаны с дисгармонией работы апана вайю. Ну а, как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит, поэтому людям с отклонениями в этой области достаточно трудно поднять уровень своего сознания к высшим центрам, что приводит к потере энергии на реализации примитивных желаний, да и вообще многое становится примитивным: мысли, юмор, жизнь. Более того, могут происходить травмы и боли нижних конечностей. Кстати, именно апана вайю обусловливает боль в ногах при выполнении асан со скрещенными ногами: Падмасаны, Ардха падмасаны и т. п.

В данном случае под нарушением мы подразумеваем застой энергии и чрезмерную её концентрацию. Поскольку при большой концентрации и неспособности пройти выше, энергия ищет любой возможный выход и зачастую находит самый лёгкий, но не самый благоприятный путь.

Признаки гармонично работающей апана вайю:

  1. отсутствие чрезмерной концентрации на нижних центрах;
  2. гармоничная работа органов выделения и выведения;
  3. отсутствие болей в ногах как в обычной жизни, так и при выполнении асан;
  4. стоит заострить внимание на значении апана вайю для женщин. Умение управлять этим потоком энергии позволяет женщинам благоприятно и легко рожать.

Способы гармонизации апана вайю

Существует множество способов гармонизировать апана вайю, и в основном следует выполнять различные техники в комплексе. Прежде всего, стоит начать с очищения и затем приступить к развороту апаны вверх.

  1. Очищение. Первое, что нужно сделать, — это очистить каналы и конвертировать застоявшуюся энергию в области таза.
    1. Из шаткарм (очистительных техник) самой действенной будет шанкхапракшалана, очищение кишечника. Она способствует замене старой микрофлоры на новую. Для этого в течение достаточно короткого времени выпивается несколько литров тёплой солёной воды, и вначале делаются определённые телодвижения до тех пор, пока не возникнут позывы к дефекации. Благодаря этой технике происходит полное промывание кишечника, выводятся даже самые застарелые застои и загрязнения. Прежде чем приступать к её выполнению, обязательно подробно ознакомьтесь с инструкцией в интернете или «Хатха-йога Прадипике» или пообщайтесь с тем, кто уже накопил необходимый опыт.
    2. Ашвини мудра — сокращение мышц ануса. Хорошо выполнять в динамике. Ваджроли мудру (сахаджоли мудру — для женщин), сокращение уретры и мышц половых органов, также позитивно совершать в динамике. Выполняя эти мудры, усиливается кровообращение в области половых органов, что в свою очередь активирует обменные процессы и нормализует их работу. Необходимо отметить, что данные упражнения могут вызвать излишнюю концентрацию на нижних центрах, поэтому после лучше сделать асаны на подъём энергии, также можно попеть мантру Ом.
  2. Асаны и другие физические упражнения на область таза. В нынешнее время у большинства людей таз излишне закрепощён, что приводит к ослаблению процессов в этой области. Сидячая работа, облегающая, сковывающая одежда, неправильная обувь — всё это приводит к нарушениям. Поэтому для начала нужно «расшевелить» таз, нормализовав здесь движение крови и праны. Из асан подойдут Поза ступы, перекаты с одной ноги на другую, Баддха конасана, покачивающие движения бёдрами, движения подвздошными костями, Пасчимоттанасана и другие асаны с задействованным тазом;
  3. Изменение питания. Потребление пищи с концентрацией низких вибраций сильно влияет на усиление апана вайю. Сюда относятся: алкоголь, пища, связанная с убийством (мясо, рыба и т. п.), блюда, приготовленные в неблагостных местах, неблагостными людьми, из несвежих продуктов. Увеличение потребления свежих фруктов, овощей, орехов, чистой воды и т. п. не только очищает организм, но и повышает его вибрации.
  4. Подъём энергии.
    1. Перевёрнутые асаны. Среди всех перевёрнутых асан особое внимание стоит уделить Випарита карани мудре, поскольку при правильном выполнении здесь происходит расслабление таза и низа живота, при этом усиливается приток крови к верхним центрам;
    2. Агнисара крийя — манипуляции животом при выполнении маха бандхи (одновременное удержание уддияна, джаладхара и мула бандхи) и задержке дыхания на выдохе. Позволяет соединить прана и апана вайю и активировать самана вайю, тем самым усилив усвоение праны. После практики также можно ощутить, что после разжатия энергетических замков происходит прилив энергии к голове, т. е. в итоге активируется и удана вайю.
  5. Мула бандха — втягивание мышц промежности внутрь и подтягивание их вверх. Позволяет перекрыть нисходящий поток энергии и перенаправить её наверх. Можно выполнять практически в любой асане.
  6. Пранаяма. Выполнение различных пранаям, например, таких как нади-шодхана пранаяма и анапанасати пранаяма, гармонизирует токи энергии, способствует очищению каналов и приводит ум в равновесие;
  7. Чтение духовной литературы. Неотъемлемая часть повышения не столько интеллектуального, сколько духовного и энергетического уровня. Как мы говорили выше, сильная апана тянет наше сознание вниз, и зачастую нас посещают мысли далеко не благородного характера. Чтобы этого избежать, необходимо заменять поступающую к нам информацию, которая напрямую обусловливает наши мысли и мировоззрение. И наилучшим средством является духовная литература.

Подводя итоги, надо сказать, что трудно переоценить значение апана вайю, поэтому крайне важно научиться с ней взаимодействовать. Если мы не начнём управлять ею, она начнёт управлять нами. Как мы видим, тонкие энергетические аспекты находят своё отражение на физическом плане и на уровне нашего сознания, поэтому не стоит их упускать из виду.

Хорошей вам практики и успехов на пути саморазвития!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *