Природа естественная и искусственная

,2. Природа и общество. Живая и неживая, естественная и искусственная природа.

1.1 Понятие мировоззрения. исторические типы м.: миф, религия, философия.1.2. Философский смысл проблемы бытия. Основные виды и диалектика бытия.2.1 Ф., её предмет, проблемы и роль в обществе.2,2. Понятие материи в философии, его мировоззренческое и методологическое значение.3.1. Атомистика Демокрита и Эпикура в античной философии.3,2. Движение как способ бытия материи. Основные формы движения материи, их диалектика.4.1 Объективно идеалистическая философия Платона, его социально-политические взгляды. 4,2 . Пpоcтpaнcтво и вpемя как формы сущ-ния материи, особенности про-но временных свойств….5,1 Философия и наука. Проблема научности философии .5,2. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Объективная и субъективная диалектика. ???(метафизическая конц. развития)6,1 Человек в мире и мир человека – главные проблемы философии6,2. Закон взаимного пеpехода количественных и качественных изменений.7,1 Исторические условия возникновения и развития античной Ф , ее основные черты и значение в мировой истории 7,2. Проблема противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей.8,1 Милетская школа античной Ф (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит)8,2. Диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания.9,1. Основные черты средневековой Ф., её религиозный хар-р. Проблемы разума и веры. Реализм и номинализм.9,2. Природа и общество. Живая и неживая, естественная и искусственная природа.10,1 Философия эпохи возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия, пантеизм; социально – политические концепции.10,2. Природа, сущность и предназначение человека. Основные проблемы aнтpоnоcоциогенезa.11,1 Основные черты философии нового времени, ее связь с наукой11,2. Сущность отражения. Отражение как всеобщее св-во материи. Эволюция форм отражения. Сознание — высшая форма отражения действительности.12,1. Проблема метода в философии Нового времени, ее связь с наукой.12,2. Проблема идеальности и субъективности сознания. Сознание и деятельность.13,1 Идеология и Философия Просвещения. Концепция общественного договора.13,2. Сущность познания. Субъект или объект познания. Практическая обусловленность познания.14.1 Природа и познание, человек и общество в философии французского материализма XVIIIвека.14,2. Диалектика чувственного и рационального в познании.15,1. Основные особенности теории познания и этики Канта.15,2. Проблема истины в философии.16,1. Объективно-идеалистическая система Гегеля. Идеи историзма и диалектики.16,2. Понятие науки, осн. ф-ции науки. Особенности научного знания.17,1. Антропологический материализм Фейербаха17,2. Строение научного знания. Эмпирическое и теоретическое познание.18,1. Осн. черты марксистской ф. Проблемы отчуждения, практики, насилия, свободы. Материалистическое понимание истории. 18,2. Научный метод и методология. Классификация методов научного познания.19,1 Философия Аристотеля , ее место и роль в истории философии.19,2. Сущность материалистического понимания истории.20,1. Пифагореизм и элейская школа в античной философии (Ксенофан, Парменид, Зенон элейский. 20,2. Материальное производство — основа жизни общества. Способ производства и его стр-ра. Диалектика производительных сил и производственных отношений.21,1. Основные характеристики философии позитивизма и неопозитивизма. Проблема взаимосвязи философии и науки.21,2. Общественно-эконом. формация и её стр-ра. Формация и реальное общество. Проблема многовариантности исторического прогресса.22,1. Основные черты и особенности философии жизни и экзистенциализма: проблема человека свободы жизни и смерти.22,2. духовная жизнь общества. Общественное сознание его структура и закономерности развития.23,2. Философия истории XX века: теории индустриального, постиндустриального, информационного общества; концепции технологического детерминизма.24,1 Основные характеристики философии неотомизма: проблеммы веры и разума, добра и зла, науки и религии24,2. Культура и цивилизация; исторические судьбы цивилизаций.25,1. Особенности русской философии XIX-XXвеков: проблемы человека, свободы, исторических судеб России.25,2. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Нравственные основы личности. Проблема свободы личности. Диалектика исторической необходимости свободы личности.26,1. Философия русского космизма: идеи гармонии, разума и природы.26,2. Понятие прогресса. Объективный критерий и типы социального прогресса. Соотношения научно-технического, социального и нравственного прогресса. 27,1. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.27,2. Глобальные проблемы современности: сущность, критерии, способы решения.

Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания

В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как всё сущее, включая и самого человека.

В античной философии существовало понятие «фюсис», что значило «природа», причем, имелась в виду «природа, как «природа чего-либо», т.е. как сущность чего-либо. Такой подход стал основанием для развития науки, суть которой — найти за миром видимых вещей скрытые связи, закономерности, причины всего происходящего. В Новое время природа понимается как «натура», как совокупность всех видимых явлений.

В итоге, мы понимаем, что природа – это и видимые явления и скрытые связи, ей характерны и случайность и необходимость, она есть единство сущности и явлений и т.д. Природа развивается, она изменчива, качественно и количественно неисчерпаема.

Выше сказанное подводит к пониманию того, что понятие природы и отношение к ней исторически изменялись, будучи тесно связанны с развитием практики, науки и культуры.

Следует различать: природу как объективную реальность (уровень онтологии), и наше понимание этой природы (уровень гносеологии).

Природа выступаеткак естественнаяоснова, объективная причина возникновения, основа развития общества.

Термин «природа» в узком смысле обозначает часть материального мира, не созданную людьми, в рамках которой существует и с которой взаимодействует общество, т. е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Естественная среда обитания включает в себя неживую и живую части природы — геосферу и биосферу. Она существует и развивается без вмешательства человека, естественным образом.

В ходе эволюции человек все больше осваивает естественную среду обитания. В результате трудовой деятельности и познания им была создана искусственная среда обитания — разнообразие предметов материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, а также выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные. Искусственную среду обитания Маркс называл её «второй природой».

Техногенное воздействие человека привело к изменениям целых геологических структур, созданию гигантских искусственных водохранилищ, изменению атмосферы и даже светимости Земли. Искусственная среда наступает на естественную и поглощает её.

Общество— это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанная.

Животные рождаются в природе и им не надо создавать среду своего обитания. А человек не может жить в дикой природе. Он должен сам создать среду своего обитания – культуру, как преобразованную искусственную природу, вторую природу. Но нельзя забывать, что искусственное создается на базе естественного и включает его в себя.

Природные характеристики включены в различные стороны общественной жизни.

— Прежде всего, природное присутствует в обществе в качестве проявлений физических, химических, биологических и т. п. естественных законов.

— Далее, люди в качестве «первичных элементов» общества являются живыми существами.

— Затем, весь огромный мир материальных вещей, созданный в процессе трудовой деятельности людей, также является видоизмененным природным миром (иногда его так и называют — «второй природой»).

— Кроме того, природное присутствует в различных сферах общественной жизни: материально-производственной (где оно является объектом материального преобразования), социальной (в качестве компонентов таких социальных групп, как семья, расы, этнические общности), политической (в плане обусловленности деятельности государств природными факторами, например, территорией, ресурсами) и духовной (где природное прежде всего выступает объектом духовного освоения и творчества).

Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, обосновывающую необходимость подчинения природы человеку, господства над ней. Но возможна и другая позиция, когда природа напротив, понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру, и человека. Согласно этой позиции, человеку надлежит учиться у природы, подчиняться ей.

Возможно, далее, понимание природы как царства слепых, стихийных сил, как хаоса, неподконтрольного человеческому разуму. Но природа может восприниматься и как царство, в котором господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость и нет места капризу и своеволию, столь частым во взаимоотношениях между людьми и в их поведении…

Таковы самые крайние, полярные точки в воззрениях человека на природу.

В системе античного мышления идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Этим, по существу, обосновывалась и задача научного познания природы.

В средневековой христианской культуре окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, который был наделен душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно подчинить, а жизнь человека выступала как борение с греховным природным началом — телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе, насилию над ней.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения.

В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны, свести все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. Стало быть, человек в своей деятельности противопоставляет себя природе. Одновременно с этим, человек является частью природы, ее порождением.

Экологическая проблема.

Последние десятилетия, на которые приходится развитие НТР, принесли человеку небывалое прогрессивное изменение его производительных сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов. Экологические проблемы относятся к разряду глобальных проблем современности.

Существующая сегодня цивилизация — техногенная цивилизация. Без техники мы не могли бы преобразовывать природу, превращая ее в среду человеческого существования. Биосферу мы превращаем не столько в ноосферу, сколько в техносферу, культура подавляется техногенной цивилизацией. Она превращает природу в арену и материал для технологических манипуляций. Сам человек превращается в служебный компонент различных социотехнических систем. Духовность человека подменяется рациональностью, индивидуальность — социальной функциональностью, личностная уникальность — экономической эффективностью.

В исторической перспективе необходимо изменение характера природо-преобразующей деятельности человека, ее направлений и методов осуществления.

Говоря о природе и обществе, следует иметь в виду такие понятия как «биосфера» и «ноосфера».

В 1875 году австрийский геолог Э.Зюсс ввел понятие БИОСФЕРА, а учение о биосфере разработал В.И.Вернадский(1926 г.).

Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среды обитания.

Вернадский В.И. разработал концепцию ноосферы: НООСФЕРА – это биосфера, преобразованная сознательной деятельность человека.Отсюда следует вывод о большой роли сознания человека, которое должно опираться не только на научные знания, но и быть нравственно ориентированным. (ноо – от греч. «разум».

Однако естественная среда обитания даёт не только материальные условия жизни человека и ресурсы для производства, но служит объектом определенного эстетического и нравственного отношения, с природой неразрывно связана не только физическая, но и духовная жизнь человека. Поэтому, говоря о природе, мы должны принимать во внимание весь широкий диапазон отношений, в которых она выступает перед человеком и заботиться о совместном (коэволюционном), гармоничном развитии общества и природы.

При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, окружающая среда.

«Окружающая среда» — все то, с чем взаимодействует общество. Составными элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания.

“Окружающая среда” — более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир.

. Географическая среда — это региональная характеристика естественной среды, в которой развивается конкретное общество, государство. Это предметы и явления неорганической и живой природы, вовлеченные в процесс производственной деятельности конкретных обществ, государств и составляющих необходимое условие их существования и развития.

Географическая среда в качестве важнейшего фактора развития общества стала активно осмысливаться в науке и философии Нового времени. Возникло течение — географический детерминизм. Его представители (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Э. Реклю, Л. Мечников и др.) считали, что географическая среда оказывает решающее влияние на социальную жизнь, прямо определяет характеристики того или иного общества. Географический детерминизм — это течение в целом односторонне, метафизично трактовало связь общества и природы. От общества зависит, КАК оно использует среду.

Хотя, конечно, от особенностей географической среды зависит, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах и др.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в природе в готовом виде, то не было бы стимулов для совершенствования производства, а следовательно, и для собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. В этом проявляется взаимодействие составляющих системы природа-человек. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее благоприятным фактором развития человека и общества.

8. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа».

В настоящее время развитие человечества на планете характеризуется процессом глобализации. Глобализация возникает в результате экономической, социальной, культурной неравномерности развития регионов мира, международного разделения труда, миграции рабочей силы, которая приводит к столкновению разных национальных, религиозных традиций и т.п. Глобализации способствует НТП: развитие средств коммуникации, Интернета и др., развивается массовая культура.

Глобализация – изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости стран и народов.

Глобальные проблемы – это те, которые оказывают воздействие на человечество в целом, человека и природу, от решения которых зависит выживание человечества. Решить их можно только сообща.

Основные причины возникновения глобальных проблем:

1. Развитие НТП; техноцентризм;

2. Рост народонаселения;

3. Гонка вооружений;

4. Недостаток политической воли к мирному сосуществованию;

5. Нерациональное расходование природных ресурсов;

6. Потребительская психология и косность мышления массового человека;

7. Мировоззрение, представляющее природу бесконечной и неисчерпаемой;

8. Приоритет экономических ценностей над духовными;

9. Международное разделение труда.

Краткая история

Осознание наличия глобальных проблем произошло в 60-х годах ХХ века. Важную роль в этом сыграло неформальное объединение ученых «Римский клуб». Организатором в 1968 г. был А.Печчеи. Развитие ЭВМ наконец позволило свести воедино данные экономического,социального развития и показатели состояния окружающей среды. Результаты вызвали шок – из исследований вытекало, что при существующем типе хозяйствования ресурсов планеты хватит только до 2015 г.

Появились понятия «экологический кризис», «социоприродная система» и другие, подчеркивавшие неразрывную связь и взаимозависимостьобщества и природы, стран и народов. Популярной стала мудрость американских индейцев «мы не получили природу в наследство от предков, а взяли ее в долг у потомков».

Три группы глобальных проблем:

1. между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); сохранение мира;

2. между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.); т.е. социальные проблемы;

— обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);

— Демографические проблемы: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);

— своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

— проблемы сохранения культурного разнообразия народов.

— проблемы здравоохранения (вспышки «старых заболеваний», например, туберкулеза, и появление новых – СПИД, птичий грипп и др.)

— проблемы образования и другие.

— преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости;

3. экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана:

— преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу

— сохранение природной среды,

— надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием,

— пресной водой,

— хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства;

— резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

-Проблема отходов — промышленных и бытовых , загрязнения окружающей;

— ухудшение экологических условий жизни людей;

— сохранения биоразнообразия и др.

Альтернативы развития человечества:

1. Экологическая катастрофа – или — информационно-экологическая цивилизация;

2. Технократизм – или — коэволюция общества и природы;

3. Демократия – или — тоталитаризм;

4. Демографические процессы ставят альтернативу: либо качественное развитие, либо стагнация развития;

5. Комплексная система глобальной безопасности – или — неустойчивая глобальная социальная система;

6. Столкновение цивилизаций – или — сотрудничество стран, народов;

7. Глобализация как вестернизация (подавление национальных культур западной культурой, от англ. West – “запад”) – или — глобализация как диалог культур; и другие…

Итог:

Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации. Техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов (требований) эпохи.

Таким образом, человеческому обществу необходимо выйти за границы технократически ориентированных антропоцентрических ценностей и идеалов, экологически переориентировать свое мировоззрение и жизнедеятельность.

Ограничить покорительский энтузиазм человека может только сама природа в форме экологической проблемы. Она ставит пределы нашей изобретательности, заставляя менять ее направленность в сторону создания экотехнической цивилизации, которая с необходимостью будет характеризоваться развитием способности предвидеть, проигрывая варианты последствий применения той или иной техники и технологии.

Принцип эксплуатации должен быть заменен принципом заботы. Но технический прогресс неистребим, в этом наша человеческая сущность как существ деятельностных, творческих. Природа, которую мы хотим охранять давно уже «вторая природа» и ее охрана носит технически зависимый характер. Борьба должна вестись не с техникой, а за эволюцию техники в сторону экотехнологий, учитывающих социальные и природные возможности.

Для достижения этой задачи необходима экологизация общества. Это означает создание новых природосберегающих мало- и безотходных технологий. Также воспитание экологического сознания и культуры у всех и каждого. Далее, в структуре общества должны занимать заметную и официальную роль экологические организациикак носители экологического интереса отрицающего и дополняющего потребительский интерес.

Понятие природы; естественная и искусственная природа

Природа – это совокупность естественных условий существования человека, окружающий человека динамический мир во всём многообразии своих проявлений.

Природа является извечной темой размышления философов. Европейская философия зародилась именно как натурфилософия (философия природы). Уже первые философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) стремились постичь устройство природы. В целом, для античной философии характерно стремление жить в согласии с природой. В средневековой европейской философии природа ставится ниже человека. Как образ и подобие Бога человек является царём природы, существом, призванным господствовать на земле. Философия Нового Времени поставила задачу изучить природу и поставить её на службу человеку. Как разумное существо человек должен подчинить природу, использовать её ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Экологический кризис привёл к необходимости пересмотра роли человека на планете. В середине ХХ века утверждается идея коэволюции – совместного развития человека и природы. Здесь человек рассматривается не как властелин мира, а как существо, вынужденное выживать совместно с другими частями природы.

Как естественная среда обитания природа существует по своим собственным, независимым от человека основаниям и законам. С точки зрения науки, возникновение земной жизни – это результат развития нашей планеты как элемента Космоса. Жизнь характеризуется преобладанием организованности над хаосом. Это более высокая организация материи, которая обладает свойством уменьшения энергоотдачи в окружающую среду и увеличения притока энергии из неё. Выделяются стадии зарождения живого: появление углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения, породившие коллоидные капельки, обладавшие первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов.

Первые признаки жизни на Земле появились не позднее 3,8 млрд. лет назад. 2 млрд. лет назад появились клетки, использовавшие солнечный свет для химических реакций, в результате которых выделяется кислород. Стала формироваться биосфера Земли.

Развитие живых организмов происходит эволюционно-революционным путём: возникают новые качества внутри старого вида организмов, которые затем распространяются, образуя новый вид.

Появление человека положило начало формированию ноосферы (сферы духа, разума). Также вместе с человеком появляется «вторая природа» – искусственная среда обитания. Это освоенная, возделанная и преобразованная человеком природа, вещи и явление, созданные самим человеком.

О взаимоотношении природы и культуры (созданного человеком) высказывались различные мнения. С одной стороны, как нечто неорганизованное, неразумное природа уступает культуре, из чего вытекает необходимость господства человека над природой. С другой, в природе существует естественная необходимость, поэтому природа – образец совершенства.

Как разумное существо человек ответственен за сохранение земной жизни.

Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия. Естественная и искусственная среда обитания.

Природа употребляется в 3 значениях: 1) в широком смысле: им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм и распр на всю объект реальность. Именно в этом значении понятие используется в онтологии (проблемы бытия). 2) В узком смысле: отватывается биосферой, т.е. областью жизни, это результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Но природа отождествляется с окружающей средой чел-ка, т.е. лишь той частью действительности, которая выступает как совокупность условий существ-я чел-ка, включ в биосферу в кач биологич вида. 3) Специфический контекст: исп-ся, чтобы опред корни и охар-ть фундаментальные начала того или иного нечто.

В совр фил и научн литературе широко исп-ся все три подхода, а особенно 2.

Общество не может сущ без пророды: система чел-к – природа – базисное понятие.

Складывается взаимод природы и общ-ва. «Ограниченное отнош-е людей к природе обусл-ет их ограничен отнош-е др к др, а их огран отнош-е др к др – огранич отнощ-е к природе». Осн канал взаимод прир и общ-ва – труд и деят-ть вообще.

Географ среда – та часть земн природы, кот вовлечена в сферу чел деят-ти и сост необ-ое условие сущ-я и развития общ-ва (тер-я, климат, ресурсы влияют на результат деят-ти). Биосфера – область распр-я жизни на планете, включ-я наряду с организмами среду их обитания. Необ-мо не только преобраз, но и сохр-ть природу.

Этапы взаимод: 1) Первобытные люди занимались собирательством, происх присваив-е готового продукта. Чел-к не выд из природы, он растворяется в ней.

2) Происх переход от собир к произв-ву: нагрузка на пастбища, землед-е, скотовод-во, появл метал орудий труда, вследствие чего идет нагрузка на природа. В результате трудовой деятельности, принимающей все большие масштабы, возникла «очеловеченная» часть природы, или вторая природа, которая по всем направлениям теснит первую, первозданную пророду, но природа еще выдерживает, т.е. способна восстанавливать себя.

3) Постеп-но чел-во превращ в давящую на природу силу. В Новое время давление усиливается, что ведет к тому, что наруш мера и в сер 20 века появл экологич кризис, т.е. природа не может себя восстановить утраченное. Основной виновник загрязнения окруж среды – развитый индустриальный запад.

2. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении. Идеи В.И.Вернадского о ноосфере, их актуальность.

Экологический кризис — обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений. По степени угрозы естественной жизни человека и развитию общества выделяются неблагоприятная экологическая ситуация, экологическое бедствие и экологическая катастрофа.

Влияние общества на природу к настоящему времени достигло больших масштабов. Это влияние сказывается не только в отношении отдельных природных ресурсов, но и, как мы видели, на ходе важнейших, глобальных процессов биосферы, нарушение которых может привести к весьма опасным для жизни на планете последствиям. Именно это положение послужило причиной появления и распространения в последнее время в развитых странах такого понятия, как «экологический кризис».

Истоки «экологического кризиса» кроются в нерациональном использовании природных ресурсов. Перед наукой возникла непростая и противоречивая задача использования природных ресурсов при одновременном поддержании оптимального качества природной среды. В ее решении наметилось два принципиально разных пути.

Первый путь — очистка вредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Этот путь имеет определенные ограничения, поскольку в тех случаях, когда стоимость очистки и утилизации отходов превышает стоимость продукции, производство становится экономически необоснованным.

Второй путь — создание систем малоотходного и безотходного производства. Это — радикальное технологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Оно требует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будет замкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезные продукты или передается в соседние производства. Никаких отходов, а следовательно, и загрязнения окружающей среды не будет.

Экологическая проблема непосредств связана с демограф ситуацией на планете. В 20 веке высокие темпы роста численности народонаселения обусловлены демограф взрывом, наблюдаемым в развмвающихся странах, где высокие темпы прироста населения вызваны позит влиянием развитых в индстр отношении стран. В некоторых странах мира имеет место ситуация противоположн демограф взрыву – демограф кризис, сопровождаемый значительным ухудшением демограф показателей. Симптомы демограф кризиса – сокращ числен населения, резкое снижение рождаемости, рост смертности, сокращ средней продолжит жизни, усиление миграции, ухудшение качеств карактеристик населения, рост забелеваемости.

Ноосфе́ра Вернадский — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Философская же сторона дела заключается в понимании того, что преодоление противоречий между природой и обществом, между естественной и искусствен­ной средой обитания и установление гармонии между ними возможны лишь при наличии трех объективных ус­ловий: 1) сознательного, планомерного, осуществляемого в интересах всех руководства и управления процессом раз­вития и функционирования общества; 2) коренного изме­нения общественного устройства, перехода к социализму и коммунизму во всемирном масштабе, с тем чтобы частные интересы буржуазии, национальных и межнациональных монополий не противостояли и не противодействовали ин­тересам подавляющего большинства человечества, и 3) всемерного содействия расширению и углублению научно-технического прогресса, так как только на его основе мож­но преодолеть трудности, созданные па предыдущих этапах стихийного исторического процесса.

3. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные), их особенности и роль в обществе

Эк подсист общ-ва – (в шир см) способ произв-ва матер жизни, включая сов-ть производ отнош-й, присущ данному общ сторю; (в узк) – нар хо-во страны или отд ее отрасди (эк-ка промыш-ти, с/х). Ядром экономики явл матер произв-во. Она первична в том, что чел-к должен удовл свои физиологич потреб-ти, след-но, она явл опред. Она влияет на все др сферы и испыт влияние со ст др сфер. Своебраз-е: от экономич деят-ти зависят почти все институты общ-ва. Она имеет свою структуру. Склад устойчив связи между производит силами и производств отнош-ями.

Производит сила – люди, имеющ опред навыки и примен опред орудия труда, а так же предметы труда, все вещи, кот обраб-ся чел-ком в процессе труд деят-ти. Наука стан опред производ силой, когда складыв результаты труда.

Производств отнош-я – это отнош-я между людьми в произв-ве и процессе обмена, распред-я и потреб-я. Это историч, соц необх-ть, т.к. в процессе обмена вещ-в между чел-ком и природой не м. осущ вне этих связей.

Труд – комплексное соц явление. Труд – целесообр-е деят-ть чел-ка, напр на создание матре и дух благ, необх-х для сущ-ния индивида и общ-ва, всеобщие условия обмена вещ-в с природой, гл предпосылка чел сущ-я, общая всем формам общ жизни.

Между произ силами и произв отнош-ями склад сложные отнош-я, т.к. ни те, ни др не стоят на месте, нах в динамике. Развица между производ силами и проивод отнош-ями явл гл в общ жизни, разреш кот ведет к переду общ-ва на след ступень развития. Политика может способств или затруднить разреш-е этих противор-й.

Система произ, или эк, отнош-й включ 3 элемента: типы и формы собст-ти на средства произ-ва (первобытно-общин, рабовлад, феод-креп, буржуазн, социалистич формы собст-ти)и производств продукты; характер взаимного обмена деят-тью в процессе произ-ва; способы распред произвед продукта.

Рекомендуемые страницы:

Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.

Одной из форм бытия является природа.Природав широком смысле – «весь мир в целом, все сущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все, кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используют понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. Природа сложная система, которая состоит из объектов и процессов, имеющих естественное происхождение. Важной особенностью природы является ее способность к самоорганизации и саморазвития.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения к окружающей среде.

Естественная природа – сформировавшееся без сознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера» или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственных органов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще в античности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства», добываемые и используемые человеком.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе следующих принципов:

— все формы жизни должны существовать, их ценность не зависит от пользы человеку;

— люди не вправе снижать природное разнообразие;

— человеческое вмешательство вредоносно;

— бережное отношение к природе ‑ залог совместной эволюции человека и природы

Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа».

Современный этап развития общества поставил перед человечеством ряд глобальных проблем, решение некоторых возможно лишь на путях становления и эволюции его координированных усилий. Обычно выделяют три группы глобальных проблем:

1) Глобальные проблемы, связанные с разнообразными аспектами взаимодействия общества и природы. Это, прежде всего, экологические проблемы: охрана окружающей среды: поддержание динамического равновесия биосферы; опасности последствий истощения энергетических и других природных ресурсов

2) Глобальные проблемы, связанные с взаимодействиями социальных общностей людей, включающие проблемы предотвращения ядерной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости различных регионов Земли

3) Антропосоциальные проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества: проблемы роста народонаселения, трансформации и адаптации личности в условиях ускоренного научно- технического прогресса, отчасти наущающего психологическую и биологическую устойчивость человека.

Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной человеческой цивилизации, создавая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманистического осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогнозирование будущего развития человечества.

29.Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации.Представление о единстве всех биохимических и физических процессов, протекающих на Земле, принципах развития живого вещества и человеческого общества, понимание жизни как космического явления и другие положения составляют единый смысл принципа коэволюции.

Коэволюция – это совместная эволюция биологических видов. Единство биосферы ведет к тому, что любое изменение одного вида влияет на другие. Выделяют два вида естественной коэволюции:

1) Взаимодействие в системе «хищник-жертва», совершенствование средств спасения у жертвы вызывает улучшение средств нападения хищника и наоборот. В результате выживают оба вида, и складывается устойчивый баланс между численностью хищников и жертв. Его разрушение губительно для экосистемы в целом: чересчур расплодившийся вид уничтожает окружающую среду.

2) Мутуализм – взаимоподдержка и взаимодополнение различных видов живых организмов (например, цветов и опыляющих их насекомых).

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

4. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реаль­ность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека.

Умозрительное философское истолкование природы как целостности носит название натурфилософии (от лат. natuга — природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения спо­собствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга. Со временем натурфилософские умозрительные построения вступи­ли в конфликт с развивающимся естествознанием и были им отвергнуты, но философия не утратила своего значения для науки. Не подме­няя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания природы.

Каким же мир предстает глазам современного ученого? В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы — невещественны. Вместо жесткого детерминизма в квантовой физике действует принцип неопределенности. Один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится концепция глобального эволюционизма, объ­единяющая идеи системного и эволюционного подходов. На ее основе создается единая научная картина мира, общая стратегия естест­веннонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и со­циальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: синергетика, теория нестационарной Вселенной, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, сложные многоклеточные организмы, сообщества людей и т. д.) Благода­ря синергетике самоорганизация, включающая все процессы саморегуляции, самовоспроизведения порядка из хаоса, рассматривается как одно из основных свойств Вселенной.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX века. Первой версией этой теории стала концепция расширения Вселенной в результате «Большого взрыва», происшедшего примерно 13 млрд. лет назад. В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с пересмотром взгляда на физический вакуум и возникновением концепции «раздувающейся» Вселенной, в рамках которой было описано «самое начало», охватывающее промежуток времени от нуля – условного момента «Большого взрыва», до крохотных долей секунды. В хаотическом напряженном скалярном поле Большой Вселенной возникают флуктуации напряжения (случайные локальные изменения), порождающие виртуальные частицы – зародыши Малых Вселенных вроде нашей. Часть из них может «выжить», перейти к стабильному состоянию. Так, частицы вещества рождаются из энергии поля по модели, сформулированной в синергетике. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе ускоренного рас­ширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Наша Вселенная вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов. Умирающие звезды выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых струк­турах – туманностях. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды и планеты, в том числе и наша Земля. В результате развития данной концепции возникло представление о Вселенной как состоя­щей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяет рассматривать наблюдаемую Вселенную (Метагалактику) лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных.

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения — учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Она — результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию.

Таким образом, в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синте­за знаний.

. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема их коэволюции

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга –- человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

Общество представляет собой один из высших этапов бесконечной эволюции и усложнения природного бытия. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношения человека к природе.

Первый из них — древнейший. Для него характерно непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. Основными видами деятельности, обеспечивающими жизнь людей, были собирательство, охота, рыболовство. В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупнейшие достижения этого этапа — овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Но в целом человек еще был «в плену» у природы;

Второй — аграрный, так как главными сферами деятельности людей, обеспечивающими существование и развитие общества, становятся земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. Исторически данный этап охватывает древнюю и средневековую эпохи человечества. В качестве источника энергии использовались мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды;

Третий — промышленный. В области энергетики формирование этого типа отношений началось с применения в производ­стве пара, а затем и электричества. В производственных целях стали создавать машины, использование которых резко повыси­ло производительность труда людей. В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное количество различных минеральных, ор­ганических и иных ресурсов. Дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и транспорт. Интенсивно развивается наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. Природные ресурсы планеты уже не считаются практически неисчерпаемыми. Мощь человечества сопоставима с мощью природных стихий. Ведущей сферой общественного производства становятся промышленность, машинное производство;

Четвертый (современный) характеризуется бурным научно-техническим развитием, превращением научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства. На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. И прежде всего – проблему управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами.

Характерной особенностью четвертого типа взаимодействия природы и общества является возрастание степени сложности проблем, которые возникают в русле этого процесса. Современ­ное человечество живет в эпоху небывалого развития науки и техники, сопровождающегося активным воздействием на при­родную среду. И хотя в последние годы принимаются меры (глав­ным образом в промышленно развитых странах) по ее охране и оздоровлению, тем не менее общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем? Однозначного ответа на этот вопрос прогнос­тика не дает. Можно предположить, что разворачивающийся в мире процесс глобализации будет вести к целостности человечества, преодолению национального эгоизма, объединению ресурсов и усилий по решению глобальных проблем.

Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены вся­кого смысла. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью человека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранению целостности природной среды. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве — таков магистральный путь развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *