Проект по психологии

Тематика проектов исследования по психологии и педагогике

Тематика проектов исследования по психологии и педагогике

  1. Влияние мотивации выбора профессиональной деятельности у студентов….. факультета на успешность обучения в педагогическом вузе.
  2. Взаимосвязь типа личности студентов и сферы будущей профессиональной деятельности.
  3. Сформированность профессиональной направленности личности студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».
  4. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности студентов и успешности их обучения в педагогическом вузе.
  5. Динамика мотивации выбора профессиональной деятельности у студентов ….. факультета педагогического вуза.
  6. Динамика профессиональной направленности студентов…. факультета в процессе обучения в педагогическом вузе.
  7. Влияние традиционных и инновационных форм контроля усвоения знаний на эмоциональное состояние студентов педагогического вуза.
  8. Оценка психического состояния и отношения к себе у студентов в ситуации сдачи экзамена и их связь с полученными отметками.
  9. Способность к дивергентному мышлению у студентов разных факультетов педагогического вуза.
  10. Влияние внутренней и внешней учебной мотивации на успешность обучения у студентов педагогического вуза.
  11. Динамика мотивационной сферы личности студентов… факультета педагогического вуза.
  12. Эмпатийные способности у студентов педагогического вуза в зависимости от профессиональных предпочтений.
  13. Особенности психологической культуры у студентов выпускного курса….. факультета педагогического вуза.
  14. Особенности психологического аспекта профессиональной компетентности у выпускников ….. факультета педагогического вуза.
  15. Средства активизации познавательной деятельности студентов в процессе подготовки будущего учителя.
  16. Современные образовательные технологии как средство формирования психологической культуры у будущих учителей.
  17. Факторы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе.
  18. Факторы успешности обучения в педагогическом вузе.
  19. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодежи.
  20. Семья в системе жизненных ценностей старшеклассников.
  21. Особенности мышления подростков и школьников юношеского возраста.
  22. Особенности мышления успевающих и неуспевающих школьников.
  23. Особенности творческого и воссоздающего воображения у школьников.
  24. Развитие произвольного внимания у школьников.
  25. Индивидуальные особенности памяти учащихся и успеваемость.
  26. Представления городских и сельских старшеклассников о семье.
  27. Сравнительная оценка коммуникативных и организаторских склонностей лидеров классного коллектива.
  28. Способы разрешения конфликтов и ценностные ориентации личности учащихся.
  29. Влияние уровня развития рефлексии на особенности адаптации младших подростков к обучению в средней школе.
  30. Психологический анализ самосознания личности современного подростка.
  31. Связь самооценки личности школьника с его успеваемостью.
  32. Взаимосвязь уровня восприятия литературного произведения с особенностями личности школьника.
  33. Особенности самоуправления психическим состоянием в юношеском возрасте.
  34. Развитие способности школьников юношеского возраста управлять психическим состоянием.
  35. Особенности эмоциональной сферы личности старшеклассника.
  36. Мотивационные факторы выбора профессии школьниками.
  37. Развитие познавательного интереса и поисковой активности у подростков.
  38. Особенности мотивации учения у школьников.
  39. Развитие мотивации учения у школьников.
  40. Связь индивидуального стиля общения классного руководителя с особенностями ученического коллектива.
  41. Влияние психологической готовности к школе на успеваемость первоклассников.
  42. Индивидуальный стиль общения педагога как условие формирования классного коллектива.
  43. Влияние тестирования в системе мониторинга качества подготовки школьников на их эмоциональное состояние.
  44. Игра-драматизация как средство эмоционально-экспрессивного развития детей младшего школьного возраста.
  45. Общение детей со сверстниками как условие эмоционально-экспрессивного развития детей младшего школьного возраста.
  46. Танцевальный тренинг как средство развития эмоционально-экспрессивной сферы детей младшего (среднего) школьного возраста.
  47. Приемы формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
  48. Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  49. Художественная литература как средство формирования взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.
  50. Устное народное творчество как средство развития рефлексивных способностей у детей младшего школьного возраста.
  51. Развитие эмпатии у детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  52. Игра-драматизация как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.
  53. Гендерные особенности эмпатии у детей младшего (среднего, старшего) возраста.
  54. Влияние обучения элементам дизайна на развитие творческого воображения у детей подросткового возраста.
  55. Влияние позитивного внешнего имиджа школы на поведение и отношение к ней детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  56. Влияние рекламы на становление гендерных стереотипов у детей подросткового возраста.
  57. Придумывание детьми младшего школьного возраста сказок как средство развития творческого воображения.
  58. Влияние популярных мультфильмов на становление представлений о половых ролях у детей младшего школьного возраста.
  59. Развитие экологического сознания у детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  60. Художественное творчество как средство эмоционально-экспрессивного развития детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  61. Взаимосвязь эмоционально-экспрессивного поведения учителя и эмоционально-экспрессивного состояния учащихся на уроке.
  62. Формирование эмоционально-экспрессивного поведения педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе.
  63. Профессиональное становление личности будущего педагога-психолога в условиях педагогического вуза.
  64. Психологическая культура учителя как фактор эмоциональной стабильности детей младшего школьного возраста.
  65. Использование активных методов обучения для формирования рефлексивных умений детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста.
  66. Диагностика и коррекция взаимоотношений со сверстниками у детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста с агрессивным поведением.
  67. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных способностей в старшем школьном возрасте.
  68. Динамика психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  69. Особенности психологической готовности детей младшего школьного возраста, посещавших ДОУ и воспитывающихся дома.
  70. Диагностика произвольного запоминания детей на разных ступенях обучения в школе.
  71. Особенности использования рисунка как средства диагностики детей различных школьных возрастов.
  72. Психологическое сопровождение периода адаптации к школе у детей младшего школьного возраста.
  73. Влияние игры на развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе у младших школьников.
  74. Развитие произвольного внимания у младших школьников в игровой деятельности.
  75. Ролевые игры как средство коррекции взаимоотношений со сверстниками у детей подросткового возраста.
  76. Диагностика и коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками в коллективе школьников разных ступеней обучения.
  77. Влияние психологической готовности к школе на адаптацию первоклассника к учебной деятельности.
  78. Коррекция внимания гиперактивных детей младшего школьного возраста.
  79. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста в процессе игр с правилами.
  80. Диагностика и коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста.
  81. Коррекция взаимоотношений ребенка со взрослыми в период кризиса 7 лет.
  82. Коррекция взаимоотношений детей со взрослыми в период подросткового кризиса.
  83. Формирование опыта сотрудничества детей младшего школьного возраста (подросткового возраста) как средство их социализации.
  84. Особенности «Я» — концепции у современного юношества.
  85. Соотношение репродуктивного и творческого воображения у старшеклассников.
  86. Особенности эмоционального состояния детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста в зависимости от типа функциональной организации мозга.
  87. Особенности восприятия у детей младшего (среднего, старшего) школьного возраста в зависимости от типа функциональной организации мозга.
  88. Диагностика профессиональной направленности школьника как психологическое сопровождение организации профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  89. Формирование критического мышления младших школьников в обучении.
  90. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условия школьной адаптации первоклассников.
  91. Взаимосвязь креативности и личностной тревожности в раннем юношеском возрасте.
  92. Развитие креативности у учащихся в условиях инновационного обучения.
  93. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами социально-психологического тренинга.
  94. Психическое состояние младших школьников при обучении их по современным образовательным программам.
  95. Влияние образов массовой культуры на представления о предпочитаемом образе ученика у детей 6-7 лет.
  96. Влияние типа родительско-детского взаимодействия на успешность обучения ребенка в начальной школе.
  97. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах 7 лет, подросткового возраста и старшеклассников.
  98. Тренинг самопознания как психологическое сопровождение развития чувства взрослости у подростков.
  99. Влияние эмоциональной гибкости учителя на устойчивость и характер эмоционального состояния учащихся среднего звена на уроке.
  100. Ценностные ориентации современных старшеклассников.
  101. Ценностные ориентации студентов … факультета педагогического вуза.
  102. Методы оказания помощи неуверенным в себе подросткам.
  103. Коррекция неуверенности в себе у подростков.
  104. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте.
  105. Развитие способности подростков к самопознанию.
  106. Развитие индивидуальных когнитивных стилей у учащихся 5-х классов.
  107. Развитие способности ребенка к овладению действием контроля в начальной школе.
  108. Идентичность личности и ее развитие у детей 6-8 лет.
  109. Развитие эмоциональной компетентности у детей младшего школьного возраста в процессе тренинговых занятий.
  110. Психологические аспекты влияния неполной семьи на развитие личности детей младшего школьного (подросткового) возраста.
  111. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей младшего школьного возраста.
  112. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное благополучие дошкольников (младших школьников).
  113. Специфика изменений в эмоционально-личностной сфере ребенка младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях депривации отцовского влияния.
  114. Особенности внутреннего мира подростков (старшеклассников, студентов) как показателей наличия потребности в смысле жизни.
  115. Формирование психологической готовности к переходу учащихся в среднее звено как фактор успешной адаптации детей к средней школе.
  116. Психологическое обеспечение адаптации учащихся 5-х классов в средней школе.
  117. Коррекция индивидуальных форм социализации у младших школьников.
  118. Коррекция психологической зависимости от родителей у подростков.
  119. Влияние здоровьесберегающих технологий на психическое здоровье детей младшего школьного возраста.
  120. Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие устойчивости внимания детей младшего школьного возраста.
  121. Приемы активизации культуры мышления подростков.
  122. Формирование гибкости мышления у младших школьников (подростков, старшеклассников).

      1. 4.2.2. Темы для самостоятельного изучения

1. Основные категории психологии и педагогики.

2. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.

3. Методы статистической обработки данных.

При самостоятельном изучении тем студент предоставляет преподавателю проработанную информацию в виде конспектов, тезисов, свернутых информационных таблиц, схем и др. способов представления изученных тем, с обязательным указанием литературных и интернет-источников, а также проходит собеседование по данным темам.

      1. 4.2.3. Тестовые задания к отдельным разделам курса

Раздел 1. Введение в дисциплину

  1. Наука – это:

А) психология

Б) педагогика

В) сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание, отвечающее критерию истинности

Г) совокупность знаний, полученных научным методом

2.Кто из ученых в середине 19 века разработал концепцию развития человеческого знания и рассматривал три последовательно сменяющих друг друга формы знания?

3. Соотнесите формы знания с их характеристиками:

1. религиозное

2. философское

3. позитивное

А. основано на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути

Б. научное знание, основанное на строгой фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

В. основано на традиции и индивидуальной вере.

4. Кто из ученых ввел такие понятия как научная парадигма, нормальная наука, экстраординарная наука, научная революция для описания закономерностей развития науки?

5. Соотнесите понятия с их характеристиками:

  1. Научная парадигма
  2. Зрелая наука
  3. Экстраординарная наука
  4. Научная революция

А. рывок в развитии науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.

Б.наука на стадии острого кризиса

В. поступательное развитие научного знания в рамках сложившейся парадигмы.

Г. правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном обществе на сегодняшний день.

6. Высшая форма научного знания –

А) гипотеза

Б) теория

В) закон

Г) типология

7. Видами теорий не являются:

А) аксиоматические

Б) гипотетико-дедуктивные

В) качественные

Г) верифицируемые

Д) формализованные

Е) формальные.

8. Каким требованиям должны отвечать научные теории:

А) верифицируемости

Б) экстраординарности

В) экономичности

Г) внутренней согласованности

Д) эвристичности

Е) фальсифицируемости.

9. Методология – это

А) учение о методе

Б) наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания

В) система принципов, способов, правил организации и регуляции различных видов теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе

Г) все ответы верны.

10. Установите правильную последовательность уровней методологии от общего к конкретному:

Философский

Технологический

Общенаучный

Конкретно-научный

11.Установите правильную последовательность понятий от общего к конкретному:

Метод

Методология

Методика

      1. 4.3. МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
      2. 4.3.1. Вопросы к экзамену по курсу

  1. Понятие науки и научной парадигмы.
  2. Понятие теории в науке.
  3. Понятие методологии, метода и методики, их взаимосвязь.
  4. Категории педагогики и психологии.
  5. Классическая стадия развития науки.
  6. Неклассическая стадия развития науки.
  7. Постнеклассическая стадия развития науки.
  8. Особенности психологического и педагогического знания.
  9. Кризис в психологии и поиск общей методологии.
  10. Описательная и объяснительная парадигмы.
  11. Морфологическая и динамическая парадигмы.
  12. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы.
  13. Классическая, неклассическая и поснеклассическая парадигмы.
  14. Понятие и типология научного исследования.
  15. Научное исследование и психодиагностическое обследование.
  16. Методологические принципы психолого-педагогического исследования.
  17. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
  18. Классификации методов научного исследования С.Л. Рубинштейна, Г.Д. Пирьова, Б.Г.Ананьева.
  19. Классификации методов научного исследования М.С.Роговина и Г.В. Залевского, В.Н.Дружинина и других.
  20. Этические принципы проведения исследования на человеке
  21. Актуальность темы исследования. Противоречия, проблема и тема исследования.
  22. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования.
  23. Гипотеза исследования. Понятие зависимой и независимой переменных. Методологическая основа исследования.
  24. Подбор исследовательского инструментария. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.
  25. Планы исследования. Понятие экспериментальной и контрольной групп.
  26. Понятие популяции и выборки. Стратегии построения групп. Отбор и распределение испытуемых по группам.
  27. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования. Процедура и технология использования опроса и его видов.
  28. Процедура и технология использования наблюдения.
  29. Процедура и технология использования эксперимента и его видов.
  30. Процедура и технология использования психосемантических методов.
  31. Процедура и технология использования проективных методов.
  32. Процедура и технология использования метода анализа результатов деятельности.
  33. Процедура и технология использования тестирования.
  34. Обработка данных психолого-педагогического исследования. Первичные методы статистической обработки данных.
  35. Вторичные методы обработки данных.
  36. Интерпретация и обобщение результатов исследования.
  37. Основные виды и формы представления результатов исследования.
  38. Этапы выполнения исследовательской работы студентами.
  39. Структура исследовательской работы студента (курсовая, выпускная квалификационная, конкурсная).
  40. Специфика научного стиля изложения в исследовательской работе студентов.
  41. Требования к текстовому оформлению исследовательских работ студентов.
  42. Требования к графическому и табличному представлению результатов в исследовательских работах студентов.
  43. Требования к конструированию публичного выступления студентов на защите по результатам исследования.

      1. Аннотированная программа экзамена

Понятие науки и научной парадигмы. Сложность адекватного определения науки. Дословно – «знание». Концепция развития человеческого знания О.Конта (сер. 19 в., основатель позитивизма). Сосуществование и параллельное развитие различных форм знаний: религиозное, философское, позитивное. Понятие «научное знание», «наука». Закономерности развития науки: научная парадигма, нормальная (зрелая) наука, экстраординарная наука; научная революция.
Понятие теории в науке. Формы теоретического научного знания. Теория как высшая форма научного знания. Компоненты теории. Структура психологических теорий по А.Е.Юревичу. Виды теорий. Требования к научным теориям: верифицируемость, внутренняя согласованность, экономичность, эвристическая ценность, фальсифицируемость.
Понятие методологии, метода и методики, их взаимосвязь. Понятие о методологии науки. Методология — учение о методах, принципах и способах научного познания. Строение, функции и уров­ни методологии психологии и педагогики. Философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни. Диалектика как общая методология на­учного познания. Метод как способ научного познания: сущность, содержание, основные ха­рактеристики. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Методика исследования как конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Категории педагогики и психологии. Три группы понятий в категориальном аппарате педагогики и психологии: философские, общенаучные, частнонаучные. Философские категории в педагогике и психологии: сущность, явление, общее, единичное, противоречие, причина и следствие, возможность и действительность, качество и количество, бытие, сознание, практика и др. Общенаучные понятия, отличающиеся в педагогике и психологии от философских категорий и применяемые в педагогике и психологии: система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация, модель, гипотеза, уровень и др. Собственные понятия педагогики: педагогика, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, методы обучения, прием обучения, учитель, ученик, урок, самообразование, самовоспитание и др. Собственные понятия психологии: деятельность, образ, психика, сознание, личность, индивидуальность, темперамент, характер, мышление, воображение, память, внимание и др.
Классическая стадия развития науки. Замкнутая теоретическая наука (учение Пифагора). Фактуально-описательная наука (система научного знания Аристотеля). Синтез первых двух подходов в науке Нового времени – первая научная революция (17 век; Г.Галилей, Н.Коперник, И.Кеплер, И.Ньютон). Классическая наука (классическое естествознание). Онтологизм как тип научной рефлексии классической стадии развития науки. Вторая научная революция (18 век – первая пол.19 века) – возникновение дисциплинарного строения науки.
Неклассическая стадия развития науки. Третья научная революция (к. 19 – н. 20 века). Неклассическая наука (неклассическое естествознание). Гносеологизм как тип научной рефлексии. Философия позитивизма, неопозитивизма. Критика позитивизма и неопозитивизма Т.Куном, К. Поппером, И.Лакатосом. Теория критического реализма К.Поппера. Концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения И.Лакатоса.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Научно-исследовательский проект по психологии «Магия цвета»

  • Кулигина Елена Анатолльевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

1.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Цели работы

: Изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретическую основу вопроса.
2.Изучить приоритетный цвет у людей разного возраста (2, 9 классов и учителей начальных классов).
3.Изучить влияние красного цвета на психику человека.
4.Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.

Методы

исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, синтез, эксперимент, анкетирование.

Объект исследования:

цветовая гамма.

Предмет исследования:

Влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Гипотезы исследования: каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, цвет оказывает влияние на поведении детей.

Практическая значимость: Рекомендации для создания условий обучения школьников путём подбора цветового дизайна помещения.

2.ВВЕДЕНИЕ.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет. Выбор цвета – это только вопрос использования этой реакции, назовём её вашим собственным ощущением стиля, допуская, что она столь же правомерна, сколь и вкус любого человека. Верите вы или нет, но цвет вашей одежды может помочь получить повышение по службе, убедить в споре, вызвать друзей на откровенный разговор? Цвета одежды могут придавать нам уверенность, силу или наоборот, создавать чувство неловкости. Это относится не только к области одежды, но также к убранству вашего дома, рекламе. Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу. Цвета упаковки неназойливо сообщат, что внутри находится полезный, дорогой или хрупкий предмет. Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и “отключиться”. Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте я постараюсь подробно объяснить наши физические реакций на цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций. Также приведу советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Символика цвета. С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.

Красный. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству, от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В литовском языке «белые люди» – это честные люди, в венгерском «белый народ» – женщины. На Руси «белый» обозначало, вольный, благородный, праведный: «белая Русь», «белый царь», «белые крестьяне» свободные от всех податей, «белая земля» – церковная земля, «белый свет». Этот свет противостоит загробному миру, как белый день черной ночи. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы увидеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. В белой одежде являлись людям призраки и привидения. «Белым человеком» называли на Брянщине домового. Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. По предположению английского этнолога В. Тэрнера, черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, » чернота сердца» – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев, “о также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом». Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Зеленый. Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек от злости «зеленеет»).

2.Психология цвета. Поскольку цвет подсознательно влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет. Далее следует подробное объяснение наших физических реакций на каждый цвет с одновременным изложением типичных психологических ассоциаций. Также приводятся советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в художественных, деловых и бытовых ситуациях. Красный цвет говорит об опасности, возбуждении, страсти, силе, агрессии и успехе. Это не только эмоциональная, но и физиологическая реакция. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Сосредоточение на красном цвете приводит к повышению пульса и кровяного давления. Никогда не задумывались, почему многие рестораны быстрого питания выкрашены в красный? Этот цвет активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас, есть больше, а затем быстрее покидать помещение. Благодаря своему мощному воздействию на вашу нервную систему красный может сделать вас непоседливым и неустанным. Хозяева казино заметили, что при красном цвете люди делают больше ставок и играют рисковее, и поэтому его используют в секторах, где играют по-крупному. Красный побуждает людей к быстрым решениям. Красный цвет также наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное. Вот почему политики часто носят красные галстуки, особенно перед президентскими выборами. Красный вызывает сильные эмоции, и страсть в том числе. Но в домашнем декоре на красный цвет накладываются ограничения: используйте его только в тех комнатах, в которых вы собираетесь работать или проводить время в беседах, — в гостиных (если вы используете красный цвет для обеденной комнаты, будьте готовы к тому, что гости будут съедать в два раза больше). Красный цвет предпочтительней для проходных помещений, где вам не нужно проводить много времени — в холлах и коридорах. В детской он может привести к бессоннице. Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Красный — первый цвет, который вы потеряете из виду в сумерках; он не различим на больших расстояниях. Желтый. Психологи утверждают, что желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он внушает оптимизм и радость. Ассоциация с солнцем наделяет желтый особой аурой, обозначает мудрость, интеллект, воображение, склонность к спонтанности. Желтый цвет мгновенно регистрируется мозгом, стимулируя его работу и нервную систему. Высокая степень видимости желтого цвета способствует быстрому, четкому мышлению. Желтый «оживляет» другие цвета, превращая горячие гаммы в ослепительные и возвращая прохладные цвета к жизни. Вот почему этот цвет является фаворитом в домашнем интерьере, наполняя любую комнату теплом и светом. Наиболее частое применение желтый находит на кухне и в столовой — он способствует повышению аппетита. В малых дозах желтый цвет способствует созданию счастливой атмосферы к дружеским беседам, однако продолжительное соседство с ярко-лимонным цветом может вызвать мозговое перевозбуждение и беспокойство. Желтый цвет — самый счастливый цвет, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость. Желтый активно выступает в пространство, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок. Желтый цвет стимулирует ясное мышление. Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета. Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.

Зеленый. Этот цвет связан с представлениями о жизни и росте, считается расслабляющим, обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства. Это одна из причин, почему стены больниц красят в цвета морской пены. Насыщенно-зеленый — это цвет взрослых деревьев, высоких и устойчивых. Этот цвет часто встречается в офисах адвокатов и финансистов. И вообще, это же цвет денег! Оливковый цвет ассоциируется с властью, он используется военными, тогда как цвет зеленой травы вызывает представление о новой жизни и росте, символизирует плодородие. Оттенки зеленого могут гармонично использоваться в домашнем декоре. Ярко-зеленый принесет в дом ощущение пульса природной, естественной, жизни и «откроет» интерьер в окружающий дом парк. Зеленые гаммы освежающие, что делает их незаменимыми на кухнях. Бледно-зеленый цвет вызывает ощущение приятного ясного чувства, он идеален в укромных уголках дома — в ванных и спальнях. В зеленом цвете сочетаются смиренность, утонченность и ощущение антисептической чистоты, поэтому его используют в убранстве курортов. Оттенки зеленого дают ощущение чистоты и свежести, они особенно популярны на коробках для косметики. И вообще товары в зеленой упаковке воспринимаются как экологически чистые. Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Он способствует улучшению зрения. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежный и великодушный. Голубой, синий. Если голубой ваш любимый цвет, то вы из хорошей компании. Голубой — наиболее любимый из всех цветов. Действительно, если упорно смотреть на голубой цвет, то это приводит к снижению частоты пульса и дыхания и на какое-то время снижает кровяное давление. До изобретения холодильников, когда продукты хранили на кухнях и в кладовых, эти помещения красили в цвет кобальта для отпугивания насекомых, которые, как замечено, избегают голубого. Голубой цвет на кухнях популярен и в наше время. Во время предвыборной кампании политики, желая внушить доверие, часто надевают костюмы синего цвета. Ярко-голубые цвета идеальны для нарядов, которые вы можете надеть на вечеринку или светский прием, в этом случае вам достанутся все последние сплетни, потому что с вами будут более откровенны, нежели с другими. Темно-голубые тона соотносятся с высоким социальным статусом, стабильностью и достоинством. В домашнем декоре темно-синие тона придадут комнатному пространству царственный вид и создадут серьезную атмосферу, тогда как более светлые и яркие голубые тома придадут ей очарование. Замечено, что голубой цвет ассоциируется со сладким вкусом, вот поэтому его часто используют на упаковках сахара и других сладостей. Люди работают более продуктивно в помещениях голубого цвета, и исследования подтвердили, что штангисты поднимают веса больше, если делают упражнения в спортзалах, которые выкрашены в голубые тона. Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющий и умиротворяющий характер. Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее. Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью. Неудивительно, что он популярен на свадьбах. До появления стиральных машин только состоятельные люди могли себе позволить одежду белого цвета. Подразумевалось, что человек в одежде белого цвета имеет высокое социальное положение — ему не приходится заниматься грязным ручным трудом. Белый цвет символизирует истину и справедливость. С детства мы знаем, что «рыцарь в белом» всегда придет на помощь. В старых добрых вестернах хорошие парни всегда носили белые шляпы, а плохие — черные. Медицинские приборы чаще всего имеют белый цвет, так, видимо, акцентируется стерильность и чистота, присущая учреждениям здравоохранения. На ум приходят белые халаты персонала, белые бинты и вата. Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию. Белый используют на упаковках молочных продуктов и рафинадов. Черный — наиболее авторитарный и подавляющий цвет спектра. Он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности. Люди опасаются, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если уж черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено большой силой. Охранники, телохранители предпочитают форму черного цвета. Дорогие лимузины обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине — важные персоны. Недавний статистический анализ игр в американском футболе выявил интересную закономерность: судьи чаще наказывают команду, выступающую в форме черного цвета, поскольку ее игроки кажутся судьям более агрессивными. Если на пригласительных, на прием указано «черный галстук», то этим подчеркивается важность мероприятия и передается информация, что костюм должен быть строгим, поскольку встреча будет носить официальный характер. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Тестирование. Я решил проверить свою первую гипотезу, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Для этого было проведено тестирование среди 2,9х классов и учителей начальной школы. Вопрос: какой цвет вам нравится?

2 классы

9 классы

Педагоги

красный

20 ч.

12 ч.

4 ч.

синий, голубой

10 ч.

5 ч.

10 ч.

черный

5 ч.

15 ч.

1 ч.

желтый

5 ч.

2 ч.

зеленый

5 ч.

2 ч.

2 ч.

белый

1 ч.

4 ч.

1 ч.

розовый

9 ч.

2 ч.

коричневый

2 ч.

серый

2 ч.

Учащиеся вторых классов предпочитают красные и сине– голубые цвета.

Красный выражает жизненную силу, активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе. Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. Красный-синий – гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.

Учащиеся девятых классов предпочитают красные и чёрные цвета.

Красный цвет олицетворяет могущество, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Он символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Ему свойственна максимальность в чувствах. Черный всегда скрывает в себе все, что несет; он “загадочен”. Он связан с любопытством, он притягивает к себе, пугает. Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Красный-черный – драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

Педагоги начальной школы предпочитают сине– голубые цвета. Люди, предпочитающие синий цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Вывод: моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.

2. Эксперимент.

Я решил проверить свою вторую гипотезу, оказывает ли цвет влияние на поведении детей? Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Для этого мы, 16 января, устроили “красный день”, т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете.

С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе. С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, лазили под партами, кричали с места, просились выйти. Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя). Вывод: моя вторая гипотеза, что цвет оказывает влияние на поведении детей, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает. 3. Цветовое оформление класса. Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса? При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для нового дизайна своей комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность, а небольшие — стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов. Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Желто – коричневый цвет трудолюбия и строгости. Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке. Желтый-коричневый – неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность. Вывод: цветовое оформление класса подобрано, верно, и характеристика цвета это подтверждает.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Как известно, цвета обладают психологическим действием. Можно, конечно, этого и не учитывать, но недолго и впросак попасть. Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. Поэтому, создавая свой образ на фотографии, свой личный имидж или интерьер, постарайтесь, чтобы цвет соответствовал тому настроению, который необходим при создании образа. В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности — пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Выводы:

1. Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Зелёный – цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, «тоску зелёную». Белый – цвет невинности и чистоты. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. Чёрный – цвет тайны, печали, зла и смерти. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Красный – цвет жизни, радости, силы и здоровья. Люди, предпочитающие красный – импульсивны, энергичны – это истинные любители дискуссий и споров.

2. В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету:

2 классы – красный, синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха. 9 классы – красный, чёрный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста. Взрослые люди – синий цвет, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости.

3. Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса. Работоспособность и активность повысилась. Появилась головная боль. Показалось, что стало жарко.

Презентация

Применение проектной деятельности в работе педагога-психолога. Проект «Я и мое настроение»

Нина Тихонова
Применение проектной деятельности в работе педагога-психолога. Проект «Я и мое настроение»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №288»

Применение проектной деятельности

в работе педагога-психолога:

Проект «Я и мое настроение»

Педагог-психолог

МБДОУ № 288

Тихонова Н. А.

Психологическая служба детского сада реализует следующие цели,

которые сформулированы в соответствии с программой развития общеобразовательного учреждения: сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей, содействие личностному развитию в условиях ДОУ.

Помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у воспитанников в различных ситуациях их жизнедеятельности.

Задачи сопровождения:

1. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в детском саду, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстникам, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах дошкольного детства ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

2. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

3. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям и воспитателям.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, формирует знания у детей об эмоциональном мире человека и способах управления им.

Во-вторых, учит видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.

В-третьих, проектная деятельность помогает развивать эмоциональную произвольность и учит конструктивным способам управления собственным поведениям (снимать напряжение, избавляться от злости,раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

Достижение этой цели возможно через реализацию следующих задач:

— познакомить с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

— развить интерес к самому себе и своему эмоциональному состоянию;

— расширить представления о внутреннем мире человека – характере, мыслях, чувствах, привычках;

— развить и обогатить формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями реализации этого проекта стала подгрупповая совместная деятельность педагога-психолога с детьми, совместная деятельность детей и родителей, а также психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по теме проекта.

Вид проекта: социальной направленности, групповой, краткосрочный;

Участники проекта: дети старших групп (5-6 лет, воспитатели, родители ; педагог- психолог.

Цель: расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах, способах их выражения, причинах возникновения и способах элементарной саморегуляции; создание положительного эмоционального фона в процессе общения детей со сверстниками и родителями.

Проектные мероприятия:

Тематические дни;

Беседы:

— «Я злюсь (удивляюсь, грущу, когда…»

— «Как справиться с обидой»,

— «Полезные и бесполезные страхи» и др.

Рассматривание сюжетных картинок с изображение разных fэмоций;

Чтение литературных произведений;

Игры: «Поругаемся овощами», «Жужа» и др. ;

Психогимнастические этюды : «Фотография на память», «Круглые глаза» и др. ;

Телесно- ориентированные техники.

В процессе работы над проектом дети отражают свои впечатления в рисунках на темы:

– «Я весёлый»

– «Кого (чего) я боюсь»

– «Как я справляюсь с бесполезными страхами?»

– «Отчего я злюсь»

– «Мои обиды»

– «Отчего я грущу»

– «Чему я удивляюсь»

Для создания положительного эмоционального фона, укрепления детско-родительских отношений в процесс реализации проекта включены родители воспитанников. С помощью ответов на вопросы в процессе интервью, а также совместного рисования, они помогают детям создать «Копилку настроений».

Продукты проектной деятельности:

• Сценарии тематических дней, посвященных знакомству с основными эмоциями: «Радость», «Грусть, печаль», «Страх», «Гнев», «Удивление»;

• Выставки рисунков «Я и моё настроение»;

• Подборка стихов, поговорок о настроении, эмоциях;

• Подборка сюжетных картинок с изображением эмоций;

• Оформление наглядных материалов совместной работы детей и родителей «Копилка настроений»;

• Памятки для родителей и педагогов об эмоциональном развитии дошкольников, о способах управления отрицательными эмоциями.

В работе над проектом были использованы следующие источники:

— Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль: Академия развития, 1997;

— Икрянникова Т. Н. (сост.) Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007;

— Данилина Т. Д., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций», М. ,2004г. ;

— Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» М., «Аркти»,2000г.

— Свирская Л., Петрова Н. «Ты меня понимаешь» (Д/с со всех сторон №35-36, сентябрь 2003г.);

— Семенака С. И «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет» М, «Аркти» ,2005г.

Написанием проектов по психологии занимаются учащиеся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов, поэтому данные темы исследовательских работ по психологии рассчитаны в первую очередь именно на эту возрастную категорию учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Мы предлагаем интересные примерные темы исследовательских работ по психологии для школьников, включая темы на агрессию, тревожность, эмоции, конфликты, темперамент, ощущения и восприятия, поведение, влияние общества на подростка, возрастные особенности ребенка, проблемы отношений, психологические особенности личности, характер, темперамент и т.д.

Выбранные темы проектов по психологии можно использовать учащимся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса в индивидуальной исследовательской деятельности для изучения поведения детей в коллективе, агрессии, межличностных конфликтов, проблем подросткового одиночества и страхов детей.

Интересную тему проекта по психологии можно подобрать и по проблеме семьи, возрастным особенностям школьников, девиантном поведении в подростковом возрасте, о почерке и цвете, о роли СМИ и социальных сетей в формировании психики школьника.

Темы проектов по психологии

Темы индивидуальных проектов по психологии для учащихся:

PR приемы политических партий: общее и особенное.
Агрессия и женщины.
Агрессия как доминанта поведения современных подростков.
Варианты поведения учащегося в коллективе.
Взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов.
Виды конфликтов. Пути их разрешения.
Влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подростков
Влияние личностных качеств на успешное развитие бизнеса
Влияние окружения школьника на формирование характера.
Влияние прослушивания музыки на память учащегося.
Влияние семьи на социализацию подростка.
Влияние темперамента на взаимоотношения между детьми нашего класса.
Влияние характера на деятельность учащегося.
Влияние цвета на настроение школьников.
Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся.
Воздействие коррекционной работы на биологический возраст женщины.
Возрастные особенности старшеклассников
Возрастные психологические кризисы у школьников.
Волевые качества личности и их развитие.
Воспитание и самовоспитание характера.
Восприятие вины и возможности прощения.
Восприятие чувства любви старшеклассни­ками.
Девиантное поведение в подростковом возрасте.
Динамика ценностных ориентации родителей детей дошкольников и подростков.
Женщины в психологии и психология женщины.
Зависимость темперамента и обучаемости учащегося.
Изучение готовности к выбору профессии учащихся разных возрастных групп.

Темы исследовательских работ по психологии

Темы индивидуальных проектных работ по психологии:

Изучение особенностей поведения подростка в конфликте.
Индивидуально-психологические особенности подростков, принадлежащих к субкультуре (выбор субкультуры).
Индивидуально-психологические особенности созависимых детей.
Индивидуальные различия памяти у людей.
Интересы и ценностные ориентации у представителей подростковых субкультур.
Интернет-зависимость у детей школьного возраста.
Исследование мнемонических правил.
История развития психологии.
Магия цвета
Межличностные конфликты: методы урегулирования.
Межличностные конфликты: причины и мотивы возникновения.
Методы исследования личности учащегося.
Методы исследования эмоциональной направленности личности.
Механизмы проявления эмоций
Можно ли скорректировать биологический возраст женщины?
Молодежный сленг как форма самоутверждения детей.
Наука о красоте — как мы определяем, что человек красив.
Некоторые трудности общения в подростковом возрасте.
О чем говорит почерк
Образ учителя глазами современных учеников.
Определение манипуляций в подростковой среде.
Особенности межличностного восприятия.
Особенности образа «хорошего» и «трудного» ученика в сознании современного учителя.
Особенности творческого воображения у младшего школьника.
Особенности художественного творчества современного подростка.
Оценка и самооценка учащегося в школе.
Переживание одиночества.
Поведение толпы. Массовое сознание.
Познавательная мотивация. Ее влияние на успеваемость учащихся в школе.
Построение временной перспективы у подростков.
Представление об агрессии у женщин (у мужчин) разных возрастных категорий.
Причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликта.
Проблема депрессивных состояний
Проблема межличностных отношений в семье
Проблема отношения современных подростков к деньгам.
Проблема подросткового одиночества.
Проблема профессионального самоопределения
Проблема психологического здоровья.
Проблемы межличностного общения в школе.
Проблемы общения со сверстниками
Процесс становления личности в период с 14 — 18 лет в современном обществе/
Психологические особенности влияния рекламы.
Психологические особенности лжи ребенка (дошкольный или младший школьный возраст).

Темы проектных работ по психологии (продолжение)

Темы исследовательских работ по психологии для учащихся:

Психологические последствия экологических проблем жаркого лета
Психологические причины успешности и неудачности.
Психологическое воздействие искусства (музыка, изобразительная деятельность) на человека.
Психологическое здоровье современных школьников
Психология виктимного поведения
Различные школы и направления в психологии.
Рекорды памяти.
Роль СМИ в формировании психики школьника.
Роль эмоций в межличностном общении учителя и ученика.
Семейные установки в системе ценностей современных подростков 15-16 лет разных стран.
Сказка как транслятор ценностей личности.
Сквернословие в жизни школьников.
Соотношение вербальной и невербальной форм общения у старшеклассников (эффект неконгруентности)
Социальная агрессия. Способы уменьшения.
Социальная компетентность как необходимый фактор развития личности старшеклассника.
Социальное партнерство как фактор успешности учащихся.
Социально-психологические особенности граффити.
Способы развития интеллекта.
Сравнительный анализ становления и развития косплея в Японии и России.
Стереотип восприятия образа учителя современными школьниками.
Страх в подростковой среде и пути его преодоления
Страхи детей в младшем школьном возрасте
Стрессовое напряжение. Способы снятия стресса.
Тайны темперамента или как можно узнать о психологии человека по его интересам и увлечениям
Теории типов и почерк
Типы социально-психологических противоречий и их проявления в малой группе.
Условия успешности подростка в коллективе сверстников.
Феномен улыбки
Формальные и неформальные группы в школе. Идентификация.
Характер и темперамент.
Химия любви
Школьная агрессия как фактор, травмирующий личность ученика.
Школьная тревожность.
Перейти к разделам:
Исследовательские работы по психологии
Темы проектов по педагогике

Если Вам полезна информация с этой страницы, разместите у себя на сайте, блоге или форуме ссылку на эту страницу, установив один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу «Темы исследовательских работ по психологии для школьников»:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/1174″ target=»_blank»>Темы исследовательских работ по психологии</a>

Код ссылки на форум:
Темы проектов по психологии

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *