Психическое явление

Содержание

«Психические процессы и психические свойства личности»

Подготовила:

Анпадистова

Татьяна Александровна,

учитель истории,

обществознания и географии

МКОУ «ЦО № 12»

Узловского района

Тульской области».

Узловая

2018 год

Психические процессы и психические свойства личности

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регулятивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

В современной психологической литературе выделяют четыре основных вида психических явлений, это:

— психические процессы,

— психические состояния,

— психические свойства и психические образования.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.

С другой — каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:

восприимчивость и впечатлительность,

наблюдательность,

вдумчивость,

рассудительность,

эмоциональная возбудимость и устойчивость,

инициативность,

решительность,

настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:

направленности («Что хочет человек?»),

способности («Что может человек?»),

темперамент и характер («Как проявляется человек?»). Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни.

Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Имеется в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности – не являются врождёнными, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Выделяются четыре основных психических свойства:

1. Темперамент.

2. Способности.

3. Мотивации.

4. Характер.

Все в нашем мире действует по определенным правилам. Психология не исключение. Как наука, она помогает ответить на вопрос: «Почему люди иногда ведут себя именно так?» Шесть психологических эффектов помогут разобраться в причинно-следственных связях человеческого поведения. Более того, знание этих феноменов позволит отслеживать и контролировать собственное поведение.

Эффект свидетеля. Психологический феномен группы

На самом деле, этот эффект (Bystander effect, bystander apathy) показан в образе доброго самаритянина. Ученые называют его – «диффузия ответственности». Например, обычный прохожий оказался в затруднительном положении, которое требует помощи. Как показывает исследование, у него будут выше шансы получить помощь, если свидетелем стал один человек, и соответственно ниже вероятность, если было несколько свидетелей.

В ходе исследования, ученые имитировали событие, в котором старшеклассники затрагивали и собирались избить моложе себя «очкарика и ботана» в школьном гардеробе, перед другими школьниками. 86% из тех, кто наблюдал за этим один, вмешались и вступились за жертву. Однако, если за этой же ситуацией наблюдали двое подростков, то шансы на помощь и покровительство падали до уровня 64%. Когда исследователи увеличили количество наблюдателей до четырех, то шансы падали до 30%.

Однако этот эффект можно немного смягчить. Если вам не повезло попасть в критическую ситуацию, и вы нуждаетесь в помощи, то просите о помощи не общественность, а обращайтесь более персонально и конкретно. Вместо «Помогите!» Лучше обращаться «Женщина в черном платье, вызовите скорую!»

Эффект Пигмалиона. (Розенталя) (Pygmalion effect, Rosenthal effect)

Популярность этот психологический феномен получил благодаря Роберту Розенталю, в честь которого назван. Исследователь тестировал IQ школьников в школах, и специально предоставлял ложную информацию о результатах учеников. Детям с высокими результатами приписывали средние показатели. А те, у кого был средний результат, то им приписывали лучшие результаты IQ-тестирования. Что же произошло потом? Те школьники, которых представили учителям, как более одаренных и умных, действительно стали успешнее и старательнее учиться. Так получалось потому, что планы и предположения преподавателей от конкретных учеников, было выше, чем от других. Определенное давление со стороны преподавателей и заставляло «средненьких» учиться. Это исследование можно сформировать одной лентой – ваши предположения и планы на человека или событие формируют вашу реальность и мысли.

Эксперимент проводился в сфере образования, однако выводы вполне можно применять в иных сферах. Итак, если вы желаете достичь определенных высот, то лучше ставить заранее завышенные мишени и оценивать свою возможность выполнения этих целей гораздо выше реального положения дел. Также, ученые заметили еще одну закономерность. Лидеры, которые ставят для своих команд высокие планки в работе, достигают большего, нежели руководители, которые ставят вполне достижимые цели.

Эффект полного провала. (Pratfall effect)

Если вы показали аудитории, что вы не идеальны, большая вероятность того, что ваша аудитория будет видеть вас в более приятном свете. Когда нам нужно поразить своего собеседника и вызвать у него положительное отношение к вам, то мы стараемся показать преимущества, а не недостатки. Оказывается, гораздо эффективнее будет другая стратегия. Стоит показать свою уязвимость и слабость, ведь по исследованиям, именно это и стимулирует эмпатию со стороны других людей. Например, если профессор, который выступает на конференции, будет больше волноваться, то ему начнут доверят быстрее, чем тому лектору, который будет говорить уверенно. То есть, делать ошибки перед аудиторией – нормально, и из этого можно извлечь выгоду для себя в виде позитивного отношения.

Эффект фокусировки. (The focus effect)

Люди склонны переоценивать свойства и качества вещей (явлений), о которых они думают. Кардинальная ли разница в ощущении счастья между человеком, который получает за работу 10 тыс. долларов в год, или человеком, который зарабатывает 4 тыс. гривен в месяц? На самом деле, разница есть, но она довольно скудна. Будете ли вы счастливы, если переедете жить на берег моря или океана, в двухэтажный домик? Вряд ли. Так, жители Флориды, несмотря на 10 солнечных месяцев в году, не намного счастливее жителей Чикаго или Нью-Йорка.

Достаточно широко эффект фокусировки используют маркетологи. Они пытаются убедить человека, что определенная покупка сделает его счастливым и радостным, что весьма маловероятно в долгосрочной перспективе.

Эффект прожектора. (Spotlight effect)

Большинство людей, когда идут по улице, обычно заняты размышлениями. О семье, работе, кредите, о детях, интересной книге, планах на будущее. И когда мыслительный процесс занят мыслями, то люди не всегда обращают внимание на окружающих.

На самом деле, прохожим откровенно плевать, насколько выглаженная ваша рубашка, правильно ли вы одели галстук, когда вы собираетесь в университет или на работу. Подавляющее их большинство даже не заметят недостаток в вашей внешности, ведь будут заняты собственными мыслями, которые для них значительно интереснее. В центре внимания, под условным прожектором, вы находитесь реже, чем об этом думаете. Именно поэтому перестаньте беспокоиться о таких «пустых» атрибутах человеческой жизни, ведь окружающие заняты больше собственными проблемами, чем вашим новым смартфоном, который вы пытаетесь «засветить» перед другими.

Психологические феномены принятия решений: парадокс выбора. (The paradox of choice)

Как показывает исследование Марка Леппера и Шина Айсенгара, чем более разнообразный выбор, тем меньше уровень удовлетворения от нашего решения. В рамках исследования ученые предлагали группе посетителей в гипермаркете, бесплатно взять 1 из 6 видов повидла. Другим предложили выбрать между 24 банками. Выводы эксперимента продемонстрировали, что 32% испытуемых, которые делали выбор из 6 банок, были вполне удовлетворены решением. А вот из тех, кто выбирал один вид из 24, были довольны выбором только в 3%. Эффект был обнаружен Барри Шварцем. Чтобы избежать действия парадокса выбора, исследователь рекомендует ограничивать в своих мыслях количество вероятных выборов, к которым можно склониться.

Вот эти шесть психологических феноменов позволят вам проще находить причинно-следственные связи в поведении ваших друзей, коллег и окружающих. И не забывайте примерить эти эффекты на себя. Чаще спрашивайте у самого себя: «Я действительно привлекаю много внимания прохожих или это работает эффект прожектора?»

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/psixologicheskie-fenomeny-nekotorye-zakonomernosti-povedeniya/.

Введение

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука.

Психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом.

Можно сказать, что психология это наука о душе, о внутреннем мире человека — именно так переводится слово психология. Однако внутренний мир человека — это очень сложное явление. В нем есть осознаваемые и неосознаваемые явления, рациональные и эмоциональные, он закрыт для внешнего наблюдателя и в то же время проявляется в поведении человека.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Так что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии?

Цель данной работы: ответить на поставленные вопросы:

— что является предметом и объектом психологии;

— что такое психологические явления и психологические факты.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Наука психология

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психология берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле означает, что психология – это наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука). 1

Считается, что термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497-1560).

В научно-философском языке термин «психология» впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название «психология» за наукой закрепилось лишь в XVIII–XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека.

По существу, с XIX в психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать «душу» (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно. Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует.

Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V-IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении. Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. «Behaviour» по-английски — «поведение». Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие «традиционные» психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения.

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом «психика»). На протяжении многих столетий попытки познать психические процессы и состояния сводились к описанию различных состояний «души» человека.

Психологическое знание исторически развивалось – одни представления сменялись другими (табл. 1).

Таблица 1 — Предмет психологии в традиционных представлениях2

Предмет исследования (научные школы)

Представители научного мира

Душа

Все исследователи до начала XVIII века

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология)

Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер

Непосредственный опыт субъекта (структурализм)

Вильгельм Вундт

Интенциональные акты сознания (функционализм)

Франц Брентано

Происхождение психических деятельностей (психофизиология)

Иван Михайлович Сеченов

Поведение (бихевиоризм)

Джон Уотсон

Бессознательное (психоанализ)

Зигмунд Фрейд

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология)

Макс Вертгеймер

Личный опыт человека (гуманистическая психология)

Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

Итак, как видим, предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Таким образом, предметом психологии является — психика – совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности – психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

Рисунок 1 – Предмет психологии

Первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств – признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека (рис. 2)3

Рисунок 2 — Психическая реальность

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

В психологии существует немало научных абстракций, выдвигающих на первый план в изучении человека либо его сознание, либо поведение, а также состояние нервной системы, способность ориентироваться во внешней среде, перерабатывать информации и т.д. Так, «человек-машина», «реактивное существо, отвечающее на внешние воздействия» – модель субъекта в психологии поведения человека, сформированная аффективным прошлым, которому нужно как бы заново пережить его, чтобы избавить себя от несовершенства, изучается в психоанализе. Подобные представления о человеке нужны для научного изучения разных сторон его реальной деятельности, отражают сложившиеся исследовательские методы, виды внедрения психологического знания в жизни. При этом наиболее общая, существенная характеристика человека – носителя психики и сознания – состоит именно в том, что он является субъектом деятельности, практики, бытия.4

Житейская психология также выделяет в человеке его существенные черты. При этом в повседневности мы часто приходим к двум противоположным, но взаимодополняющим выводам. С одной стороны, все люди, с которыми мы встречаемся, и насколько можно предполагать, люди вообще – в чем-то похожи друг на друга. С другой стороны, каждый человек в чем-то неповторим, отличен от другого.

Методологический подход – это изучение общего и особенного, двух основных категорий в познании любых явлений. Для того чтобы выделить особое в каждом человеке, необходимо знать, по каким признакам и характеристикам можно сравнивать различных людей. Но тогда эти признаки и характеристики и есть общее в человеке. Тем самым выделение общего и особенного всегда взаимосвязано.

Общие признаки человека в научной психологии выделяют не разрозненными, а объединенными в целостные системы. Называя какую-либо систему целостной, обычно указывают на то, что для полноценного выполнения своих функций, для поддержания системы в рабочем состоянии все ее части должны представлять единство, быть взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Когда понятие целостной системы применяется к человеку, необходимо устанавливать, какие из его многообразных связей и отношений становятся предметом изучения. Поскольку эти связи и отношения являются качественно своеобразными, то и объединения психических особенностей человека в целостные системы различаются по содержанию.

В качестве субъекта деятельности человек представляет собой «открытую систему»: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.

Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида – «homo sapiens» – «человек разумный». Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. «Человек познающий», или «человек-исследователь» – данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются и объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии также понимают единство трех элементов:5

— часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

— те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

— собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики (рис. 3).

Рисунок 3 – Психические явления

Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления – это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Ю.Б. Гиппенрейтер6 предлагает зафиксировать различие между понятиями: психические явления и психологические факты.

Психические явления — это внутренний или субъективный опыт человека. Что это такое, можно понять, если обратить свое сознание внутрь себя. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Вы видите различные предметы: стол, ручка, книга, люди, деревья и т.д. В вашем сознании предметы отражаются в виде психического образа.

Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет. Чтобы лучше понять, что же такое психический образ, посмотрите на предмет, затем закройте глаза и представьте этот предмет перед своими глазами. Это и есть психический образ.

Психические образы могут относиться к настоящему, прошлому и будущему. Образ может вызывать у нас различные эмоции. Представьте, пожалуйста, морской прибой. Какие эмоции вызывает у вас этот образ? Наверное, у кого-то возникнет радость, у кого-то легкая грусть. Или так: наверняка, образ моря вызвал какие-то желания — захотелось поехать провести каникулы на море. Таким образом, мы нашли еще одну составляющую нашего субъективного опыта: это желания, потребности, мотивы, то есть то, что побуждает нашу активность.

Наконец, в содержание нашего опыта входят значения. Мы означиваем (называем) то, что происходит в нашем сознании. Например, когда вы испытываете какую-то эмоцию, вы ее называете — «мне грустно», «радостно», «я расстроен». А теперь начните о чем-нибудь размышлять, например, планировать завтрашний день — очевидно, что вы будете это делать с помощью слов, то есть значений.

Можно сказать, что в содержание субъективного (психического) опыта входят четыре группы явлений: психические образы, мотивы, эмоции и слова (значения). Эти явления обнаруживаю тесную связь и зависимость, их нельзя оторвать друг от друга. Например, психический образ всегда эмоционально окрашен и может побуждать нас к активности, а также обозначается словом. Таким образом, психическая жизнь человека имеет целостную природу.

Психические явления обладают такой фундаментальной характеристикой как непосредственная представленность или данность субъекту. Действительно, все эти образы, эмоции, слова, желания открыты моему внутреннему взору, но они закрыты от другого человека (если, конечно, я не сообщу ему о них). Вспомним пословицы: «чужая душа — потемки», «человека видим, а души его не видим». Но тогда встает вопрос: а как их можно познавать. Вы можете мне ответить, путем самопознания, то есть обращения человека к собственному опыту. Действительно, самопознание может быть источником получения знаний о человеке, но является ли этот источник единственным? И другой вопрос: всегда ли можно доверять данным самонаблюдения. По всей видимости, нужно найти формы объективации психических явлений, то есть выражения их во вне, чтобы сделать их доступными для другого человека. Здесь и появляется такое понятие как — психологический факт.

В отличие от психических явлений, психологические факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Задача психологической науки описать эти факты, объяснить их и осуществить прогноз человеческого поведения на основе их научной интерпретации.7 При этом, научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. В структуре психики различают три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния (рис. 4).8

Рисунок 4 – Предмет изучения психологии: психические явления

Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец; являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Различают познавательные (ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и т. д.) и волевые (постановка и достижение целей, принятие решения, преодоление трудностей, усилия в управлении собой, напряжение моральных и физических сил) психические процессы.

Психические свойства в отличие от процессов устойчивы и постоянны, но не исключают возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Свойства личности – это существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности и мастерство и др.).

Психические состояния характеризуют психику человека в целом: влияют на течение и результаты процессов и могут способствовать или тормозить активную деятельность личности (состояние волевой активности, перенапряжение, подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние и т. д.).

Основные типы явлений, которые изучает современная психология, показаны на рис. 5.

Рисунок 5 — Система явлений, изучаемых в психологии

Примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2).9

Таблица 2 — Примеры психических явлений

Группы психических явлений

Частные примеры

Психические процессы

Ощущения

Яркость, громкость, соленость

Восприятие

Зрительное, слуховое, восприятие пространства, движений, времени

Внимание

Устойчивость, распределение, переключение, объем

Память

Запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание

Воображение

Галлюцинации, сновидения, мечты, грезы

Мышление

Творческое, репродуктивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

Речь

Внутренняя, эгоцентрическая, вербальная, невербальная

Психические состояния

Эмоции

Настроение, удовольствие, неудовольствие, радость, печаль, тревога, удивление, гнев

Установки

Изменчивая, фиксированная, социальная,

Состояние внимания

Рассеянность, концентрация, сосредоточенность

Состояние органов чувств

Адаптация, чувствительность

Свойства личности

Способности

Общие, специальные, теоретические, практические

Темперамент

Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Характер

Целеустремленность, доброта, внимательность, умеренность

Воля

Настойчивость, твердость, стойкость

Чувства

Моральные, эстетические, возвышенные, низменные, амбивалентные

Потребности

Материальные, познавательные, духовные

Мотивы

Осознаваемые, неосознаваемые, побудительные, смыслообразующие

Социально-психологические и массовидные психические явления

Межличностные отношения

Симпатии, антипатии, признание, уважение

Межгрупповые отношения

Сотрудничество, противостояние, соревнование

Лидерство

Демократическое, авторитарное, либеральное

Групповые (социальные нормы)

Единые, противоречивые, устойчивые, неустойчивые

Социальные (групповые) роли

Роль лидера, роль ведомого, роль организатора, роль исполнителя

Мода

Законодатели моды, последователи моды, возникновение

моды, распространение моды

Реклама

Создание, восприятие, воздействие рекламы

Слухи

Правдоподобные, нелепые, слух-пугало, сплетни

Паника

Условия и причины возникновения, влияние на людей

Общественное мнение (сознание, настроение)

Виды, функции, роль в жизни общества

Вера (религия)

Причины возникновения и существования, роль в жизни людей, мотивы обращения людей к вере

Таким образом, знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает.

Из рассмотренных выше вопросов можно заключить, что современная наука психология занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Предметом психологии является – психика человека.

Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

Психические явления это наши: восприятия, мысли (о чем-то хорошем или плохом), чувства (например, любви, обиды), стремления (получить образование, выйти замуж), намерения (выступить с докладом, решить вопрос), желания (иметь что-то, купить красивую вещь), переживания (личное для человека, событие его внутренней жизни, по поводу плохой отметки, по поводу болезни), размышления, равнодушие (т.е. одно нас интересует, другое нам безразлично), удовольствия (от прочитанной книги, хорошего фильма), возмущение, негодование (видя недостойное поведение человека, критикуем его), радость (от рождения ребенка, приятного подарка), настойчивость (добиваемся осуществления намеченных планов), запоминание, забывание, внимательность.

Зафиксируем различие между психическими явления и психологическими фактами:10

— под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта;

— под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Заключение

Таким образом, психология — наука о психике и психических явлениях.

Психика — это свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), заключающаяся в активном отражении объективного мира, в построении картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Предмет изучения психологии — психика человека — совокупность психических явлений, как особая форма жизнедеятельности – психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения

Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке.

Психические явления – это субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта; ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления делятся на:

— психические состояния — бодрствование, настроение, стресс

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Список используемых источников

1 Карелин А. Большая психологическая энциклопедия / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

2 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская – М.: Академия, 2008. — 544 с.

3 Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.: Питер, 2008.- 432 с.

4 Общая психология. Введение в психологию (Конспект лекций) / Ю.Н. Казаков, Г.К. Золотарёва. – М.: АСТ, 2009. – 192 с.

5 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

6 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская – М.: Академия, 2008. — 544 с.

7 Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина. — М: МПГУ, 1998. — 252 с.

8 Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 272 с.

9 Немов Р.С. Психология: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 688 с.

10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2012. – 352 с.

ПРЕДМЕТ ПСИХИКИ

Строения психики

Закономерностей возникновения

психики

Закономерностей развития

психики

Закономерностей функционирования психики

изучение

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

СИХИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта

Широкий круг проявления психики: акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности и т.д.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Объект психики

Часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику

Изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности

ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Пояснительная записка

Учебных пособий по общей психологии существует огромное число. Усвоение научных понятий — один из ключевых шагов в постижении студентами научного знания, задача данного пособия состоит в том, чтобы дать студентам представление о понятийном аппарате психологии.

Учебного пособие раскрывает тему курса через группу ключевых понятий: познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь, внимание, память); эмоциональные (чувства и эмоции); волевые; индивидуально-типологические особенности личности (способности, характер, темперамент); а также междисциплинарные категории (личность, общение, деятельность).

Более широко в учебном пособии раскрыты темы «Периодизации психического развития», имеющие непреходящее значение для профессиональной подготовки будущих специалистов.

Удобство учебного пособия состоит в том, что категориальный аппарат представлен в виде схем и рисунков, что делает его удобным для восприятия и понимания.

Психика

Это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Восприятие

Это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельные их свойства, как это происходит при ощущении.

Изучением данной проблемы занимались: И.П.Павлов, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, В.Вильгельм

Апперцепция

зависимость восприятия человека от его прошлого опыта, избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных способностей.

Например, художник воспринимает ландшафт как объект художественного отражения, а архитектор — как объект возможной застройки

Ощущение

Это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Изучением данной проблемы занимались: И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.Р.Лурия, Ч.Шеррингтон, Н.А. Берштейн, Г.Т. Фехнер, М.Вебер.

Внимание

Психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект и явление.

Характеристики: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность

Это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Свойства внимания

  • концентрация
  • избирательность
  • объем
  • интенсивность
  • устойчивость
  • отвлекаемость.

Воображение

Это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воля

Форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовывать способность к волевой регуляции.

Это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.

Память

это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая

Р. Аткинсон, Р. Шифрин, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Б.В. Зейгарник.

Психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении в сфере сознания или в процессе жизнедеятельности информации.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ:

  • Запечатление,
  • Сохранение,
  • Узнавание,
  • Воспроизведение,
  • Забывание.

Мышление

Это психический познавательный процесс отражения существенных связей в отношений предметов и явлений объективного мира.

Виды мышления

По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое

По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое

По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное

По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Речь

Процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Виды речи: устная, монологическая, диалогическая, письменная, внутренняя.

Деятельность

Совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Сознание

Высший уровень отражения человеком действительности и высший уровень саморегуляции.

Теоретическими проблемами происхождения сознания занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия и др.

Инстинкт

Совокупность сложных реакций (актов поведения), предопределяющие целесообразное поведение организма во внешней среде.

Над проблемой работали: И. П. Павлов, А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри.

Рефлекция

Внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.

Задатки

Анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Способности

Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Темперамент

Это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер

Это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающемуся миру, труду, другим людям, к самому себе.

Исследованием характера занимались такие ученые как С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Юнг и др.

Личность

Это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Изучением проблемы личности занимались К.К.Платонов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Б.Г.Ананьев, Б.М. Ломов, Э. Эриксон.

Направленность личности

Это такое ее психическое свойство, в котором выражается потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.

Эмоции

Психические процессы, протекающее в форме переживаний и отражающее личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Проблемами эмоций занимались: Джемс-Ланге, У.Кэннон, Линсей -Хебб, П.В.Симонов и др.

Мотив

Субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного действия и его осуществлению.

Мотивы

Это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности побуждают ее к определенной деятельности.

Борьба мотивов

Психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Характеризуется одновременным существованием в психике личности, «сшибкой» взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.

Мотивация

Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Адаптация (от лат. adapto)

Приспособление организма к внешним условиям.

Виды адаптации:

  • Физиологическая
  • Психофизиологическая
  • Психическая
  • Социально-психологическая

Валидность теста

Адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления.

Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже

ПЕРИОДЫ

ПОДПЕРИОДЫ И СТАДИИ

ВОЗРАСТ

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (0-2 ГОДА)

Упражнение рефлексов

0-1 мес.

Элементарные навыки, первичные круговые реакции

1-4 мес.

Вторичные круговые реакции

4-8 мес.

Начало практического интеллекта

8-12 мес.

Третичные круговые реакции

12-18 мес.

Начало интериоризации схем действий

18-24 мес.

Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2-11 лет)

Дооперациональные представления

2-7 лет

Конкретные операции

7-11 лет

Формальные операции

11-15 лет

Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского

1 стадия

Человек и природа

  1. ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДЫ
  2. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧЕЛОВЕКА

2 стадия

Человек и его психика

  1. ПОЯВЛЕНИЕ У ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ФОРМЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  2. ОВЛАДЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОРУДИЙ — «ЗНАКОВ»

3 стадия

Генетические аспекты

«Труд создал человека»

  • СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
  • ОБЩЕНИЕ
  • УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ

Интериоризация

Превращение внешних средств-знаков (узелки) во внутренние (элементы внутренней речи)

Классификация нарушений психического развития по типу дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

  1. Недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное психическое развитие.
  4. Дефицитарное психическое развитие.
  5. Искаженное психическое развитие.
  6. Дисгармоническое психическое развитие.

Классификация периодизаций психического развития

  1. Внешний критерий (биогенетический принцип) — онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Представители: В. Штерн, Р. Заззо.
  2. Внутренний критерий. Рассматривается одна из сторон развития. Представители: П. П. Блонский, З. Фрейд.
  3. Несколько существенных критериев. Представители: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

Периодизация Льва Семеновича Выготского

Основание​: появление возрастных новообразований. Стадии развития делятся на периоды: стабильный и кризисный периоды.

  1. Кризис новорожденности.
  2. Кризис 1 года.
  3. Раннее детство — кризис 3 лет.
  4. Дошкольный возраст — кризис 7 лет.
  5. Школьный возраст — кризис 13 лет.
  6. Пубертатный возраст — кризис 17 лет.

Периодизация Павла Петровича Блонского

Основание​: развитие костной ткани. Появление и смена зубов.

  1. Беззубое детство — до 8 месяцев.
  2. Детство молочных зубов — от 2 — 2,5 года.
  3. Детство постоянных зубов — 6,5 лет.
  4. Появление зубов мудрости

Периодизация Артура Владимировича Перовского

Основание​: становление личности зависит от взаимоотношений с членами референтной группы.

  1. Раннее детство.
  2. Детсадовское детство.
  3. Младший школьный возраст.
  4. Средний школьный возраст.
  5. Старший школьный возраст

Периодизация Жана Пиаже

Основание​: развитие мышления и интеллекта.

  1. Сенсомоторный интеллект — 0-2 года.
  2. Репрезентативный интеллект и конкретные операции — 2-11 лет.
  3. Формальные операции — 11 — 15 лет.

Периодизация Р. Заззо

Основание​: ступени системы воспитания и обучения детей

  1. Стадия раннего детства — до 3 лет.
  2. Стадия дошкольного возраста — от 3 до 6 лет.
  3. Стадия начального школьного образования — от 6 до 12 лет.
  4. Стадия общего образования — от 12 до 16 лет.
  5. Стадия высшего образования.

Периодизация Зигмунда Фрейда

Основание​: развитие детской сексуальности

  1. Оральная стадия — до 1 года
  2. Анальная стадия — 1-3 года
  3. Фаллическая стадия — 3-5 лет.
    • Эдипов комплекс
    • Комплекс Электры
  4. Латентная стадия — 5-12 лет.
  5. Генитальная стадия — с 12 лет.

Периодизация Даниила Борисовича Эльконина

Основание​: развитие ребенка в системах отношений — «ребенок-вещь», «ребенок-взрослый»

  1. Младенчество — до 1года.
  2. Раннее детство — 1-3 года
  3. Дошкольное детство — 3-7 лет.
  4. Младший школьный возраст — 7-11 лет.
  5. Подростковый возраст — 11-15 лет.
  6. Старший школьный возраст — 16,17 лет
  7. Юность — 17-23 года.
  8. Молодость — 23-30 лет.
  9. Зрелость — 30-60 лет.
  10. Поздняя зрелость — после 60-70 лет.
  11. Конец жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *