Психология личностного самоопределения

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях и смыслах. «Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При этом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание». В данном случае нас будет интересовать, прежде всего, ценностное и морально-нравственное самоопределение, поскольку, во-первых, развитию личности в этом направлении уделяется достаточно много внимания в новом Стандарте и примерной ООП, а, во-вторых, этот компонент социализации еще не был рассмотрен и требуется подробнее раскрыть его содержание. Но все же вначале, о самоопределении в более широком аспекте.

В отечественной психологии проблема самоопределения рассматривается в работах Л.И. Божович, А.В. Петровского, В.И. Гинзбурга, В.Ф. Сафина, Г.П. Нилова, М.И. Руткевича, С.П. Крягжде и др. Методологические основы подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Он рассматривал самоопределение в контексте проблемы детерминации личности. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации. Воспользуемся цитатой для пояснения значения самоопредения в этом контексте. В статье «Психологический аспект самоопределения личности» Сафин В.Ф. и Ников Г.П. пишут: «Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире – психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» .

«По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам) , зависит самоопределение и общественная активность личности» (цитировано по ). Это определение корреспондирует с планируемыми личностными результатами примерной ООП, где говорится, что в начальной школе у обучающихся должна быть сформирована «внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации» (, с. 21).

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» .

А.В.Мудрик в качестве двух взаимосвязанных механизмов самоопределения рассматривает приспособление (идентификацию, связанную со становлением социальной сущности человека), и обособление, которое он трактует как «процесс автономизации человека в обществе». Другими словами, самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) . Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения» (цитировано по ).

В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» и «могу», «которые трансформируются в «я обязан и иначе не могу». Исходя из этого они утверждают, что «соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй — когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания — самооценка — по отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения» (Гинзбург, , с. 21).

Л.И.Божович, характеризуя потребность в самоопределении «рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования» (, ).

И.В.Дубровина, в свою очередь, пишет о том, что «основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире — жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем» (цитировано по ).

А теперь перейдем непосредственно к ценностной и нравственно смысловой характеристике самоопределения. Сошлемся здесь на работы М.И. Гинзбурга — одного из ведущих отечественных психологов, занимающихся проблемами самоопределения. В одной из своих работ он пишет: «Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; «область применения понятия ценности — человеческий мир культуры и социальной действительности. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: «Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу». Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. «…целевая детерминация человеческой деятельности — это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом» (, с. 23).

Итак, подход и позиция, с которой данный автор подходит к решению проблемы личностного самоопределения, является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения. Основные положения этого подхода М.И. Гинзбург описывает следующим образом: «…первый момент — это то, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на что указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент — ведущая роль ценностей для формирования личности» (, с. 25). Ссылаясь на Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь, он говорит о том, что «для личности «основная плоскость движения — нравственно-ценностная».

Резюмируя основные положения по проблеме личностного самоопределения, авторы одной из публикаций делают следующие выводы:

«1) личностное самоопределение – это процесс, связанный с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего;

2) личностное самоопределение как явление возникает на границе подросткового и раннего юношеского возраста;

3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, включающую активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса жизненного самоопределения, оно детерминирует развитие всех других видов самоопределения (социального, профессионального, семейного, религиозного и др.).

6) итоговым продуктом личностного самоопределения является «Я-концепция», выступающая как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов» .

Что же касается средств оценки морально-ценностного аспекта самоопределения, то в этом вопросе наблюдается примерно та же картина, что и в случае оценки Я-концепции. В арсенале психологических средств оценки ценностей и морально-нравственного развития, существует ряд методик (см., например, ), хотя говорить о том, что они соответствуют задачам оценки личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, было бы не совсем корректно. Эти средства создавались совсем под другие задачи, не связанные с оценкой социализации или планируемых результатов ООП. Поэтому, если даже будет предпринята попытка использования этих средств для оценки личностных результатов ООП, то придется их адаптировать, модифицировать, перерабатывать и т.д. применительно к новой ситуации. В том, что касается оценки Я-концепции и самосознания, то, как уже отмечалось, набор средств оценки в этом разделе диагностики крайне ограничен, но и те, что существуют, либо не соответствуют требованиям оценки нового Стандарта, либо не дают в полном объеме той информации, которая необходима. Для оценки личностных результатов в аспекте персонализации (обособления) в настоящее время пока не выработаны адекватные показатели и критерии оценки, хотя, заметим, определенные шаги по созданию необходимых средств оценки уже делаются. В целом же можно констатировать, что эта область диагностики в настоящее время остается проблемой как с методической, так и практической точки зрения.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. «Вопросы психологии», 1978,№ 4; 1979, № 2, 4.

  4. Гинзбург М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема. — www.voppsy.ru/issues/1988/882/882019.htm.

  5. Гущин Ю.Ф., Татур А.О. Анализ объекта социализации учащихся. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

  6. Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

  7. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

  8. Коповая О.В., Ерофеева М.А., Коповой А.С. Личностное самоопределение как психолого-педагогическая проблема.

  9. Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.

  10. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения – М., 1977.

  11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения — М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

  12. Личностное самоопределение как психологическая проблема. -www.daolubvi.ws/articles/psixologia

  13. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. Речь, 2002.

  14. Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. — dictionary.fio.ru.

  15. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб. Речь, 2002.

  16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / . — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).

  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / . — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).

  18. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.

  19. Психологический словарь «Планея» — http://planey.ru/dic/c/c_71.htm.

  20. Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

  21. Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

  22. Самоопределение личности. — slovari.yandex.ru.

  23. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал, 1984. Т. 5. № 4. с. 65—73.

  24. Социальная идентификация личности / под ред. В. Ядова. — М., 1993.

  25. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.

Кто я? Чего хочу? Где мое место? – такие простые в своем изречении, однако такие трудные в своем ответе для каждого второго человека вопросы. Действительно, для того чтобы дать на них ответ необходимы не только знания, которые приобретаются на протяжении всей жизни, но также еще необходим и опыт, который можно и даже нужно приобретать в процессе получения этих знаний. Много написано научных трудов, в попытке открыть секрет к самосознанию своего места в жизни. Благодаря этой статье, вы сможете понять для самих себя, что по сути, самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта – это наиболее верный способ найти ответы на все вышеперечисленные вопросы и даже больше.

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию…

Искушенность – как способ самопознания

С самого раннего детства мы помним, как взрослые, весьма часто, предпринимали большое количество попыток воспитания в самоопределении личности , навязывая нам свои жизненные примеры. Да, цель такого воспитания и диалога весьма благородна. Помочь нам определить, как можно раньше собственные интересы и желания, с минимальным количеством ошибок. Однако весьма многие попросту забывают о том, что каждый человек индивидуален и не стоит проецировать, пусть даже на ребенке, свои страхи и нереализованные желания.

Самоопределение – это в первую очередь способность человека осознать свое собственное «Я», свои собственные принципы и жизненные позиции. То к чему он будет стремиться на протяжении всей своей жизни, который могут совершенно не совпадать с остальными. И очень часто бывают случаи, что многие ошибки с самопознанием берут начало именно из детства

Ошибки из детства

  • Понимания и принятие обязанностей по отношению к себе, но абсолютное непонимание обязательств относительно других людей. Важным условием самоопределения личности, является осознания того, что вокруг тебя не вращается Солнце – тебе никто ничего не обязан делать просто так. Для того чтобы получить что-то взамен, необходимо с начала что-то сделать: заслужить уважения окружающих своими умениями или опытом, но никак не хамством и наглостью. Из-за случайно оброненных словах родителей, о том, что: «тебе должны были поставить отметку «5», ведь ты так старался», в будущем у человека могут быть серьезные проблемы. Значит ему уже по условности все должны, раз он снизошел до них;
  • Полное отсутствие как такового нравственного самоопределения личности. Неумение определить собственную роль в отношениях с окружающими, не дают шанса на построение полноценной семьи или же каких-либо других отношений с людьми, а вернее попытка занять несоответствующую роль в иерархии отношений. Не равенство с уважением, а например отношение жертвы и главенствующего;
  • Последняя, однако самая важная ошибка – неприятие самого себя как личность. Это очень важный аспект, поскольку человек с сильно заниженной самооценкой по умолчанию не может занят соответствующую его стремлениям нишу в социальной иерархии социума. Тут главное осознать, что если вы не будете ценить себя, то никто другой этого делать тоже не будет.

Эти три ключевые ошибки и запускают цепочку причин, по которой возникают проблемы с самоидентификацией самого себя. Так как попросту отсутствует возможность трезво оценивать вещи и не бояться своих предпочтений и желаний.

Классификация самоопределения личности по Гинзбургу

Перед тем как, давать советы на тему самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта, необходимо сперва понять, в какой ячейке вы хотите себя реализовать – личная жизнь или же профессиональная сфера деятельности. Согласно исследованиям Михаила Романовича Гинзбурга, существуют три классификации самоопределения:

  1. Социальное (жизненное);
  2. Профессиональное;
  3. Личностное.

Все эти классификации в полной мере охватывают все жизненные аспекты любого человека. Неважно это трудоголик зацикленный в собственном трудовом рейтинге или же примерная домохозяйка, которая стремиться к полной реализации себя хранительницы домашнего очага – их объединяет одно – осознанное желание в нужных сегментах самореализации.

Социальное самоопределение

Так, например, для социального самоопределения характерным является строгое соблюдение всех предписанных обществом правил и игра только в том направлении, которое тебе будет отведено. Однако такое стремление полностью исключает самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта. Поскольку сама личность не стремится раскрыться, предпочитая играть по заведомо отведенной ему роли. Такое стремление понятно, однако в корне не верное. Процесс самоопределения личности в первую очередь состоит в том, чтобы самостоятельно идентифицировать себя как состоятельную и целостную личность, которая прислушивается, однако не идет на поводу у всех. Важно соблюдать эту весьма тонкую грань, между советами, а также помощью и полноценным руководством в стиле марионетки и кукловода.

Профессиональное самоопределение

Для профессиональной самореализации, в первую очередь важен результат проделанной работы, цель, которую перед собой поставил человек. Будь это похвала от руководства или же повышения в максимально короткий срок. Однако важно, в любой из этих ситуаций сохранить в первую очередь высокие моральные принципы. Поскольку победа любой ценой, равносильна безликости. Она не несет в себе доказательств ни ваших сил, ни ваших способностей – это всего лишь метод достижения цели, но никак не поиск своего жизненного пути. Проигрыш, как и победа важны, поскольку они становятся нам незабываемыми жизненными уроками, опытом который предопределяет каждого как отдельную и самодостаточную личность.

Личностное самоопределение

Третьей категорией для реализации собственного самоопределения является личностное пространство. Это реализация человека на духовном или же эмоциональном плане: его умения сопереживать, заботиться или проявления других важных эмоций. На первый взгляд, может показаться, что для реализации в таком русле не требуется особых усилий, однако очень мало людей умеют проявлять собственные эмоции в необходимый момент.

Все эти три составляющие во многом пересекаются между собой, в той или иной мере, но идея у всех одна – найти свое место, которое будет соответствовать всем требуемым параметрам. Оно также поможет в самоопределении личности путем усвоения накопленного человеческого опыта, который будет приобретен в процессе становления. Однако стоит отметить, что абсолютно невозможно будет достигнуть успеха в каком-либо из этих трех категорий успеха, если у вас не будет необходимый уровень нравственного воспитания. Поскольку, от отношения к людям зависит очень много. Благодаря человеческому отношению, можно достигнуть, как и успехов, так и весьма ощутимых падений. Люди очень чутко реагируют на негатив, который направлен в их сторону, поэтому ваше поверхностное отношение и горделивость заметят практически сразу же. В такой ситуации будет актуальной старая поговорка: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Воспитание в самоопределении личности

В тот же момент, самый главный период становления человека как личности – это бесспорно подростковый период. Именно в это время, каждый из нас определят для себя основополагающие принципы и стремления в принципе. Именно в это нелегкое время, ребенок пытается начинать думать, как взрослый: как достигнуть той или иной цели? Как завоевать авторитет среди своих сверстников? В этот момент все что требуется от родителей, это быть не только советником, но и также человеком, которому можно доверять.

Передача накопленного опыта поколению, вот основная задача в этот период. Поскольку ваш опыт – тоже опыт, который поможет уберечь подростка от возможных ударов судьбы. Не в коем случае нельзя в этот период пытаться давить на подростка каким-либо способом или же критиковать его стремления. Ведь после вашей критики они все равно не изменятся, а вот доверительные отношения будут потеряны. Лучше всего постараться понять причину его «хочу» вместе с мотивами и тогда он сможет пройти начальный этап самоопределении личности путем усвоения накопленного человеческого опыта. Единственное, что это будет не его личный, а родительский опыт, что тоже будет весьма кстати во многих жизненных ситуациях. Хочется также отметить, что необходимо также объяснить ребенку, что лучше брать пример с чужого опыта в некоторых жизненных ситуациях, а не обжигаться самому.

Опыт – это и есть мудрость

В подведении итогов хочется подчеркнуть то, что все зависит в первую очередь от самого человека. Необходимо наличие не только желания какой-либо цели, но также еще устойчивости к возможным неудачам и провалам. Нужно также уметь успешно анализировать знания и опыт накопленного людьми, поскольку для самоопределения личности путем усвоения накопленного человеческого

опыта обязательное наличие собственного опыта – достаточно хотя бы уметь просто избегать ошибок, которые уже были совершенны остальными.

Используйте свой опыт для реализации собственных стремлений, приобретения знаний. Поскольку большое количество опыта – это то преимущество, которым обладают далеко не все. Опыт дает возможность принимать те решения, которые попросту недоступны для остальных. Не отказывайтесь от желания быть лучшим, просто учитесь действовать тактично и главное не забывайте оставаться человеком в любой сложившейся ситуации.

Так же вам может быть интересно:

> Жизненное самоопределение человека: сравнительная характеристика

Понятие самоопределения в отечественной психологии

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Самоопределение — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы ; является установлением человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение — активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.

Для понимания проблемы самоопределения личности важно учитывать одно существенное положение — самоопределение связанно с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни и ориентации на будущее. Ценность представляет собой один из механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду, тем самым позволяя преодолевать конечность человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основой развития личности и его результатом. Как указывали Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь для личности «основная плоскость движения — нравственно-ценностная».

Потребность в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот «узел», который позволяет человеку, во-первых, интегрировать многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я-концепцией и концепцией жизни.

Каждый человек в процессе жизнедеятельности неоднократно осуществляет поиск и нахождение своего места в самых разных жизненных сферах, в соответствии с которыми выделяются структурные элементы самоопределения — различные его виды: социальное, семейное, личностное, профессиональное, религиозное, политическое и т. д.

А. К. Маркова характеризует их через определение и реализацию себя относительно выработанных в обществе и принятых самой личностью критериев: жизненное самоопределение — относительно общечеловеческих критериев смысла жизни; личностное самоопределение — относительно критериев становления личности; социальное самоопределение — относительно критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений к определенному социальному (профессиональному) кругу; профессиональное самоопределение — относительно критериев профессионализма и т.д. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях, они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. С точки зрения С.Л. Рубинштейна самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» — это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

На уровне взаимодействия человека и группы проблема самоопределения была детально проанализирована в работах А.В.Петровоского по коллективистическому самоопределению личности (КСО) . В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления — ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление» ; способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.

По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности .

А.В.Мудрик говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» — «могу» — «есть» — «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу». Исходя из этого, авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй — когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания — самооценка — по отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения .

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза. Во-вторых, потребность в самоопределнии рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой, как устремленность в будущее; и, наконец, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему («связано» с выбором профессии).

11. Духовное самоопределение человека

Право как совокупность норм и правил, санкционированных государством, регулирует отношения между людьми в процессе их сотрудничества и удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также отношения в области развития творческой деятельности. Эти отношения могут носить самый разнообразный характер: экономический, политический, имущественный. Они могут быть связаны с межличностными отношениями в семье, в производственной и творческой индивидуальной деятельности, в свободном общении. Правовая норма предъявляет к людям данной социальной общности определенные требования, нарушение которых карается определенными мерами. Право, принимая форму объективного требования в виде тех или иных правил, регламентаций или запретов, устанавливает разумный мирный справедливый порядок в общежитие людей. А правосознание, осмысливая логику тех или иных правовых норм, принимая их в свою душу, оценивает разумность или неразумность той или иной правовой нормы. Развитое правосознание умеет различать, где начинает действовать установленная правом норма, а где она кончается и начинается произвол. Таким образом, правосознание состоит в том, что человек не только знакомится с правовыми нормами, понимая их смысл, но и сознает то, что можно и что «должно» делать человеку, как поступать в тех или иных случаях.

Право как нечто объективное, отмечает Л.И. Петражицкий, сопровождается правовыми переживаниями, при этом правовые эмоции создают и правовые отношения, и правовой опыт, на основе которых формируется и развивается ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ. Положительное, зрелое правосознание основывается на духовных самоиспытаниях каждой отдельной личности, закладывающих в душе человека основы духовного опыта. И развитие правосознания, правового состояния человека всецело зависит от его способности расширять свой духовно-правовой опыт, от способности применять объективные правовые нормы в своей индивидуальной жизни, в своих отношениях с другими людьми, обладающими тем или иным уровнем духовного правосознания. Право без правосознания мертво. Только погружаясь в духовную сферу бытия человеческой индивидуальности и тем самым становясь ПРАВОСОЗНАНИЕМ, право становится мощной творческой духовной силой. И правосознание нуждается в праве, чтобы принять в свою душу объективно существующие законы и правила человеческих отношений.

Именно из этой взаимосвязи права и правосознания рождаются ДУХОВНО-ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. И.А. Ильин специально подчеркивает, что духовное назначение права состоит в том, чтобы ЖИТЬ В ДУШАХ ЛЮДЕЙ, наполняя своим содержанием их переживания и слагая таким образом в их сознании внутренние ПОБУЖДЕНИЯ… Задача права состоит в том, чтобы СОЗДАТЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА МОТИВЫ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, которое должно быть основано на добровольном выполнении различных обязанностей. И воспитывающими являются правовые акты, в которых личность сама признает необходимость выполнения тех или иных правовых норм, когда сама вменяет себе в обязанность выполнять различные требования права. И это СВОБОДНОЕ ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ есть высший ЗАКОН ДУХОВНО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. И духовная жизнь страны как раз и определяется множественностью этих духовно-творческих свободных самоопределений.

Таким образом, право, объективное по своему содержанию, становясь необходимой формой бытия личности, способно ДУХОВНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МИРЫ, ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ огромные массы людей. Этот чисто социально-психологический механизм единения людей крайне важен для реформ и обновления правовых норм, законов. В этой борьбе за обновление правовых норм требуется самая высокая духовность, соединяющая в себе щедрость души и милосердие, любовь к людям, государству и к его традициям, знание исторической правды, социальной справедливости и тех просчетов, которые были сделаны ранее многими реформаторами и преобразователями правовых нормативов. В этой борьбе должно быть то, что Ильин называл «духовной настроенностью в отношении к себе и к другим», инстинктивным ПРАВОЧУВСТВИЕМ, в котором человек утверждает собственную духовность и признает духовность других, и хорошее знание таких аксиом правосознания, как: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и к самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. На основе этих аксиом рождается взаимность и солидарность, духовное согласие и стремление к искреннему сотрудничеству. Право, как Любовь и Свобода, является своего рода образом духовной жизни человека на земле или необходимым столкновением высшей духовности с обыденной человеческой душой с ее замурованным глубинным психологическим миром, зажатым суетой и всевозможными тревогами бытия. Духовная жизнь человека нуждается в адекватном духовно-творческом праве, способном примирить человеческую душу с созерцательно-тревожным идеалом.

В основании правосознания всегда пребывают в неразъединяемой связи духовные и рациональные силы человека, его, порой скрытая, тоска по совершенству и воля к сиюминутным суетно-необходимым решениям.

Каждый человек, отмечает Ильин, стремится к тому, чтобы обрести некоторое безусловное по своей ценности жизненное содержание и прилепиться к нему душой, получая при этом оправдания своим поступкам и действиям даже тогда, когда разум подсказывает обратные решения. Необходимость права выражает необходимость духа, ибо воля к праву происходит из воли к духу. Казалось бы, все эти усложненные соотношения права и духовности не имеют отношения к объективным требованиям законов и государства тем более. Однако это не так. Истинное духовно-правовое государство призвано заботиться не только о внешнем воздействии прав, законов и правил на человеческую жизнь, но и о внутреннем самочувствии каждой отдельной личности, ибо право всегда есть мера свободы, и свобода определяется границами, очерченными правом. Эти границы диктуются общей государственной целью бытия, которая не должна противоречить личностным целям граждан. Иными словами государство, имея общую цель создания единого духовно-деятельностного союза своих граждан, призвано обеспечить каждому возможность «идти по линии своих наклонностей» (А.С. Макаренко). И государственный интерес, как высшая цель, состоит в гармонизации всех духовно-личностных и индивидуально-правовых интересов граждан, образующих культуру бытия в данном социуме. Право служит не только свободе, но и той высокой любви и братству между гражданами, которые достигаются, воспитываются и развиваются истинной демократией.

11. Духовное самоопределение человека

Право как совокупность норм и правил, санкционированных государством, регулирует отношения между людьми в процессе их сотрудничества и удовлетворения материальных и духовных потребностей, а также отношения в области развития творческой деятельности. Эти отношения могут носить самый разнообразный характер: экономический, политический, имущественный. Они могут быть связаны с межличностными отношениями в семье, в производственной и творческой индивидуальной деятельности, в свободном общении. Правовая норма предъявляет к людям данной социальной общности определенные требования, нарушение которых карается определенными мерами. Право, принимая форму объективного требования в виде тех или иных правил, регламентаций или запретов, устанавливает разумный мирный справедливый порядок в общежитие людей. А правосознание, осмысливая логику тех или иных правовых норм, принимая их в свою душу, оценивает разумность или неразумность той или иной правовой нормы. Развитое правосознание умеет различать, где начинает действовать установленная правом норма, а где она кончается и начинается произвол. Таким образом, правосознание состоит в том, что человек не только знакомится с правовыми нормами, понимая их смысл, но и сознает то, что можно и что «должно» делать человеку, как поступать в тех или иных случаях.

Право как нечто объективное, отмечает Л.И. Петражицкий, сопровождается правовыми переживаниями, при этом правовые эмоции создают и правовые отношения, и правовой опыт, на основе которых формируется и развивается ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ. Положительное, зрелое правосознание основывается на духовных самоиспытаниях каждой отдельной личности, закладывающих в душе человека основы духовного опыта. И развитие правосознания, правового состояния человека всецело зависит от его способности расширять свой духовно-правовой опыт, от способности применять объективные правовые нормы в своей индивидуальной жизни, в своих отношениях с другими людьми, обладающими тем или иным уровнем духовного правосознания. Право без правосознания мертво. Только погружаясь в духовную сферу бытия человеческой индивидуальности и тем самым становясь ПРАВОСОЗНАНИЕМ, право становится мощной творческой духовной силой. И правосознание нуждается в праве, чтобы принять в свою душу объективно существующие законы и правила человеческих отношений.

Именно из этой взаимосвязи права и правосознания рождаются ДУХОВНО-ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. И.А. Ильин специально подчеркивает, что духовное назначение права состоит в том, чтобы ЖИТЬ В ДУШАХ ЛЮДЕЙ, наполняя своим содержанием их переживания и слагая таким образом в их сознании внутренние ПОБУЖДЕНИЯ… Задача права состоит в том, чтобы СОЗДАТЬ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА МОТИВЫ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОВЕДЕНИЯ, которое должно быть основано на добровольном выполнении различных обязанностей. И воспитывающими являются правовые акты, в которых личность сама признает необходимость выполнения тех или иных правовых норм, когда сама вменяет себе в обязанность выполнять различные требования права. И это СВОБОДНОЕ ПРАВОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ есть высший ЗАКОН ДУХОВНО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. И духовная жизнь страны как раз и определяется множественностью этих духовно-творческих свободных самоопределений.

Таким образом, право, объективное по своему содержанию, становясь необходимой формой бытия личности, способно ДУХОВНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МИРЫ, ПРИВОДИТЬ В ДВИЖЕНИЕ огромные массы людей. Этот чисто социально-психологический механизм единения людей крайне важен для реформ и обновления правовых норм, законов. В этой борьбе за обновление правовых норм требуется самая высокая духовность, соединяющая в себе щедрость души и милосердие, любовь к людям, государству и к его традициям, знание исторической правды, социальной справедливости и тех просчетов, которые были сделаны ранее многими реформаторами и преобразователями правовых нормативов. В этой борьбе должно быть то, что Ильин называл «духовной настроенностью в отношении к себе и к другим», инстинктивным ПРАВОЧУВСТВИЕМ, в котором человек утверждает собственную духовность и признает духовность других, и хорошее знание таких аксиом правосознания, как: чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и к самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. На основе этих аксиом рождается взаимность и солидарность, духовное согласие и стремление к искреннему сотрудничеству. Право, как Любовь и Свобода, является своего рода образом духовной жизни человека на земле или необходимым столкновением высшей духовности с обыденной человеческой душой с ее замурованным глубинным психологическим миром, зажатым суетой и всевозможными тревогами бытия. Духовная жизнь человека нуждается в адекватном духовно-творческом праве, способном примирить человеческую душу с созерцательно-тревожным идеалом.

В основании правосознания всегда пребывают в неразъединяемой связи духовные и рациональные силы человека, его, порой скрытая, тоска по совершенству и воля к сиюминутным суетно-необходимым решениям.

Каждый человек, отмечает Ильин, стремится к тому, чтобы обрести некоторое безусловное по своей ценности жизненное содержание и прилепиться к нему душой, получая при этом оправдания своим поступкам и действиям даже тогда, когда разум подсказывает обратные решения. Необходимость права выражает необходимость духа, ибо воля к праву происходит из воли к духу. Казалось бы, все эти усложненные соотношения права и духовности не имеют отношения к объективным требованиям законов и государства тем более. Однако это не так. Истинное духовно-правовое государство призвано заботиться не только о внешнем воздействии прав, законов и правил на человеческую жизнь, но и о внутреннем самочувствии каждой отдельной личности, ибо право всегда есть мера свободы, и свобода определяется границами, очерченными правом. Эти границы диктуются общей государственной целью бытия, которая не должна противоречить личностным целям граждан. Иными словами государство, имея общую цель создания единого духовно-деятельностного союза своих граждан, призвано обеспечить каждому возможность «идти по линии своих наклонностей» (А.С. Макаренко). И государственный интерес, как высшая цель, состоит в гармонизации всех духовно-личностных и индивидуально-правовых интересов граждан, образующих культуру бытия в данном социуме. Право служит не только свободе, но и той высокой любви и братству между гражданами, которые достигаются, воспитываются и развиваются истинной демократией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *