Раскрепощение возможность свободно выражать свои мысли

Развитие независимого мышления

Независимое мышление не популярно — оно совершенно, бесценно, исключительно. Ничто из того, что вы читаете в газетах или смотрите по телевизору, не является независимым. Все, что мы получаем через средства массовой информации, извергнуто в свою очередь общепринятым знанием. В большинстве явлений по всему миру нет ничего независимого.

Это трагично, т.к. независимое мышление это неотъемлемая часть прогресса. Общепринятое мышление в лучшем случае мало-помалу двигает нас вперед (в худшем же оно толкает нас назад). Независимое мышление необходимо для совершения существенного скачка в развитии.

Логично, что если мы будем думать также как все остальные, то наилучшим, чего мы можем ожидать в достижении, будет то, чего другие уже достигли. Если наша цель — сделать что-то большее, то нам нужно избавиться от такого банального влияния и думать исключительно. Мы должны стать независимыми от традиционной «мудрости».

К счастью, вы не должны быть особенно умным или хорошо образованным, чтобы мыслить независимо. Посмотрите на маленьких детей. Традиционное мышление говорит, что туфли нужны для того, чтобы их обувать, а бананы для того, чтобы их есть. Независимое мышление позволяет детям пытаться грызть обувь и надевать банановую кожуру на ноги. Отсутствие традиционного мышления и абсолютное игнорирование того, как смотрят на их действия другие, позволяют детям экспериментировать без каких либо забот. В одном случае они могут совершать ошибки, но в другом они могут быть поразительно правы. Предлагаю несколько рекомендаций по развитию способности независимого мышления.

Мыслить самому (стр. 1 из 2)

Ефанова В.Н.

Самостоятельность: зло или благо?

Ответьте себе честно, какую эмоциональную реакцию у вас вызвала бы констатация сторонним наблюдателем «несамостоятельности» вашего мышления? Гнев, досаду, смех, разочарование, печаль? Поверили бы вы такому умозаключению?

Что лично для вас значит «мыслить самостоятельно»? Нужны ли для такого мышления определенные навыки, опыт, или оно априори дано любому человеку, осознающему свою уникальность и исключительность?

Требование «стать самостоятельным» предъявлялось каждому из нас с самого нашего детства. «Убери свои вещи сам», «реши эту задачу самостоятельно», «надо самому было думать». Вспомните, как выводили шариковой ручкой в тетради слова «самостоятельная работа». Со своей стороны и ребенок стремится к самостоятельности: вспомните, с каким упорством и настойчивостью кроха натягивает упирающиеся колготки, категорически отвергая предложения помощи словами: «Я сам!».

В эпоху, когда каждый человек, приучаемый к тому обществом и рекламой, сосредотачивает все свое внимание исключительно на себе («пусть весь мир подождет», «я этого достойна», «все в восторге от тебя», «почувствуй себя богиней», «управляй мечтой»), и на узком круге самых близких людей, кажется бесспорным, что самостоятельное мышление – одно из тех ключевых умений, которое необходимо вашему ребенку, чтобы «пробиться», не утонуть в житейском море и найти свое место в мире жесткой конкуренции.

Слишком свежи раны, нанесенные общественному сознанию идеологическими режимами XX века и всевозможными гуру и духовными лидерами, отточившими навыки контроля над сознанием своих учеников на базе последних достижений психологии и спецслужб.

Отягощенные таким багажом, мы приходим к выводу, что ребенка надо учить «самостоятельно мыслить» и со всей решительностью неофитов бросаемся в эту новую для нас сферу. Но, не разобравшись в истоках вопросам, насколько мы сами готовы к последствиям наших действий?

Зачастую мы принимаем некоторые идеи и словесные формулировки на веру чисто эмоционально, не пытаясь оспорить их или хотя бы докопаться до их сути. Нам нравится само звучание таких фраз, полный смысл которых ускользает от сознания до тех пор, пока мы не попытаемся рассмотреть их и критически и внимательно взвесить все их слабые и сильные стороны.

Именно так поступал со своими собеседниками неутомимый Сократ, заставлявший их доходить до логического конца своих размышлений, к той черте, где мысль уже не может опираться на чужие слова и мнения, а должна продемонстрировать свою жизнеспособность перед лицом предельных вопросов.

Пройдя схожим путем, мы увидим, что к формуле «самостоятельно мышление» таких вопросов можно предъявить очень много. Первый из них – является ли такое мышление злом или благом.

Многие рассмеются, услышав такое. Как же так?! Разве может быть злом самостоятельность? Ведь мы только что решили, что самостоятельное мышление – безусловное благо, именно его мы и желаем своим детям, поскольку считаем это пресловутое «самостоятельное мышление» абсолютной добродетелью и общечеловеческой ценностью.

Уже здесь можно остановиться и уточнить у любящих родителей, готовы ли они принять полную самостоятельность мышления своего чада, или же ждут, что он «абсолютно самостоятельно» примет именно их точку зрения на мир и свое место в нём?

То, что самостоятельное мышление является ценностью далеко не для всех типов общественного устройства, никто уже отрицать не будет. Отрешившись от тяжкого наследия прошлых десятилетий, российское общество отказалось от власти любых идей кроме идеи личного материального благосостояния, и, в итоге, пришло к тому, что нехватка общей идеи – объединяющего нацию начала – стало чувствоваться на всех уровнях.

Обратившись к истории, мы с удивлением обнаружим, что борьбу с самостоятельным мышлением, которое нам, людям начала XXI века, кажется таким важным и нужным, вели не только в тоталитарных государствах Европы, но и в другие века, и в других странах. Коли так, то абсолютной общечеловеческой ценностью оно может быть названо с большой натяжкой.

Всякая идея имеет определенную прописку во времени и пространстве, и скоро мы отыщем точный адрес той, что занимает сейчас наши мысли, но сначала попытаемся разобраться сами в том, что мы вкладываем в понятие «самостоятельное мышление». Для этого разделим саму эту фразу на два ее смысловых центра и внимательно изучим каждый из них.

Самостоятельность

Говоря о самостоятельном мышлении, мы отталкиваемся от самости – самостоятельности. Уже в самом понятии «самостоятельность» – два корня. Само-стояние, т.е. крепкое стояние на своих ногах. Человек, мыслящий самостоятельно, во-первых, понимает себя, свою самость, в которой имеет свое основание, во-вторых, дееспособен, т.е. способен на стояние на своем, на отстаивание своей позиции.

«Познай самого себя» — надпись на фронтоне храма в Дельфах стала ключевой для классической греческой, а затем и для всей европейской философии. У того, кто не познал себя, свою самость, самостоятельного мышления быть не может. Как можно мыслить самому, не зная, что ты такое?

Именно в определении того, кто и что мы такое, мы чаще всего и терпим неудачу. Один, к примеру, начинает перечислять, что он – добрый семьянин, хороший работник, выдающийся ученый, неплохой товарищ, умелый водитель и удачливый рыбак. Такой человек, по словам Сократа, вместо одной вещи, о которой его спрашивают, вываливает целый ворох. Но это перечисление – не что иное, как набор ролей, которые нам приходится играть.

Так насколько же мы самостоятельны в своем мышлении? Каково основание, на котором мы стоим и строим свою мысль? Откуда начать путь к себе и что приведет нас к цели кроме самой мысли? Ведь связь между самостоятельностью и мышлением обоюдна. Мыслю всегда я сам, не кто-либо иной, и именно мышление позволяет мне обнаружить свое бытие. Такой ход мысли привел Декарта к формуле «cogito ergo sum», «мыслю – следовательно существую». Под «мыслью» в этой формуле Декарт понимает все, что делает человека рассудительным: все операции воли, разума, воображения и чувств.

Познание и осознание себя раскрывается в мышлении. Не задумавшись, не начав мыслить и осмысливать себя и свое место в мире, невозможно обрести себя. Обретя себя, невозможно не мыслить.

Мышление

Ключевым свойством человеческого мышления является то, что оно во всех смыслах зависит от времени. Во-первых, для развития и разворачивания мысли, как, например, и для развития музыкальной темы, необходима временная протяженность. Мышление – процесс длительный и длящийся во времени.

Время буквально необходимо для того, чтобы развить какую-либо мысль и идею, взрастить и выпестовать ее.

Кроме временных рамок, для мысли характерна связность и последовательность. Поэтому тот бесконечный внутренний диалог, который каждый из нас постоянно ведет внутри себя, не может быть по праву назван мышлением. То, что звучит в нашей голове – лишь обрывки мыслей, ментальный шум, бесконечные споры страхов и желаний.

Подлинное мышление требует дисциплины и тренировки. Не обладая подобными навыками, человек сдается на волю собственных неконтролируемых мыслей, которые то «водят его по кругу», то «загоняют в угол». Практически неодолимую силу этого внутреннего диалога испытывал каждый, кто впервые пытался молиться за богослужением в храме: физически находясь вместе с остальными, человек постоянно спохватывается, что мысль его постоянно ускользает от его внимания, обращаясь то к повседневным заботам, то к совершенно посторонним предметам.

В Древней Греции и Древнем Риме мышление считалось молчаливой речью, происходящей в душе. Умению вести этот диалог правильно, спрашивая себя самого и отвечая на свои же вопросы, и научала философия. Показательно, что сочинения Платона выстроены именно в форме диалогов.

Диалогом наедине с собой могут быть названы и «Размышления» самого просвещенного из римских императоров – Марка Аврелия, обращавшегося к философии, чтобы «исправлять и подлечивать свой нрав». Родившийся и правивший империей уже после Рождества Христова, император-стоик может стать для нас образцом и учителем мысли, но есть одна оговорка: он так и не признал христианство, поскольку оно нетерпимо и воинственно восставало против чужих верований.

Так, размышляя о ценности самостоятельного мышления, мы подошли к порогу христианской эпохи и должны обратить свой взор к святоотеческой традиции.

Православная аскетическая традиция

Скептичное отношение к разуму и мудрости века сего проходит красной нитью по страницам Евангелия. Книга же Бытия напрямую выводит все беды, постигшие человечество, из самостоятельности первых людей, решивших пойти против воли своего Творца. Поэтому-то православная аскетическая традиция, в изложении, к примеру, аввы Дорофея, учит, что Свяшенное Писание «увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою». Показательно то, что глава «Душеполезных поучений», из которых взята эта цитата, озаглавлена следующим образом: «О том, что не должно полагаться на свой разум».

В основе всего лежит смирение, поскольку ни одна «добродетель не может быть совершена без смиренномудрия». Авва Дорофей пишет о двух его видах: «Первое смирение состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее себя и по всему превосходнее, и одним словом, как сказали святые отцы, чтобы “почитать себя ниже всех”. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, — сие есть совершенное смирение святых».

Не оспаривая пока этот ход мысли, просто зафиксируем его в своем сознании, чтобы вернуться к нему чуть позже. Пока же отметим, что обратившись к христианским отцам за аргументами в пользу самостоятельного мышления, мы таковых не обрели.

Управлять силами Вселенной и осуществлять свои цели – очень заманчиво. Тем более, как говорят психотерапевты, это доступно каждому – сбросить лишний вес, стать стройнее и моложе можно с помощью самогипноза. Ведь наше подсознание способно сделать с фигурой и здоровьем все, что угодно. Главное – подобрать к нему подход.

В этом убеждена Никки Оуэн – специалист по нейролингвистическому программированию, которую в Британии называют крупнейшим в стране «экспертом по харизме».

«Я так давно пытаюсь объяснить людям всю важность их собственного мышления, его воздействие на их внешний вид, – говорит Никки. – У всех нас есть возможность создавать внутри себя такую жизнь, которую мы хотим иметь. Я вам докажу, что это не пустые слова!»

Никки берет две половинки одного яблока, в котором содержится 60% воды (примерно столько же, сколько и в человеческом теле). Затем она помещает оба яблока в стеклянные сосуды, на одном из которых ярлычок Love – любовь, а на другом Hate – ненависть. В течение недели Никки говорит с яблочком из первого сосуда добрым и нежным образом, а второе яблоко осыпает бранью и угрозами. По истечении недели действительно заметны различия – второе яблоко испортилось значительно больше и даже начало гнить.

Алхимики мысли

Эта невероятная способность человеческого слова и искусства внушения изучается специалистами не так давно. В начале 70-х годов физик Лондонского университета Дэвид Бом, ученик Эйнштейна, опубликовал свою работу о голографической Вселенной, в которой ученый пришел к выводу, что наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают. Его работа нашла живой отклик в научной среде, однако так и не стала широко известной.

В 1979 году Роберт Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности». Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать: мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность. Спустя двадцать лет ведущие ученые и педагоги мира собрались в Принстонском университете, чтобы обсудить, как можно развить эту поразительную теорию и применить ее на практике в конкретных областях науки.

«Чтобы использовать силу мозга, совсем не обязательно знать законы физики или понимать сущность реальности – вам ведь не обязательно знать устройство карбюратора или системы зажигания, чтобы водить автомобиль. Лишь немногие разбираются в автомобилях, но это не мешает большинству людей управлять ими. Точно так же обстоит дело и с силой мозга – любой может овладеть основами этой системы и успешно применять ее на практике в повседневной жизни», – утверждает известный канадский писатель и тренер в области личностного роста Джон Кехо в своей книге «Подсознание может все».

Он приводит пример актрисы Кэрол Вернет. Ее воспитывала бабушка, они едва сводили концы с концами, живя на пособие, и были до того бедны, что ее бабушка собирала туалетную бумагу по общественным туалетам.

Естественно, у них не было денег, чтобы отправить талантливую девочку в университет, о чем та страстно мечтала. Однако она знала, что когда-нибудь поступит туда: «У меня даже не возникало мысли, что я могу не поступить в университет. Я представляла, как я хожу на лекции, живу в студенческом городке и изучаю предметы, которые мне интересны. Я думала об этом каждый день. Хотя у меня не было ни единого шанса поступить, я ни секунды не сомневалась, что буду студенткой».

Как же она нашла деньги? «Однажды, уже заканчивая школу, я пошла за почтой. Открыв почтовый ящик, я обнаружила адресованный мне конверт. На нем была марка, но не было почтового штампа. Значит, его не прислали по почте, а просто бросили в мой почтовый ящик. Открыв конверт, я обнаружила там сумму, точно равную взносу за первый год обучения в университете. И никакой записки с объяснением. Только деньги. Я до сих пор так и не знаю, кто их послал».

Конечно, нельзя утверждать, что можно выдумать себе и обязательно дождаться незнакомца, который вручит вам конверт с желаемой суммой, как это случилось с Кэрол Вернет. Дело в другом – обстоятельства складываются так, что человек сможет реализовать свои цели. Наши мысли намного сильнее, чем мы предполагаем, а каждый мысленный образ является реальной силой, способной повлиять на нашу жизнь.

Другой случай, который приводит Джон Кехо, произошел с обычной американской семьей Биллом и Дженет Хендерсон. Они переезжали из деревни в город и хотели купить дом, способный вместить их постоянно растущее семейство. У Хендерсонов были и особые требования: им нужен был не только большой дом, но и большой тенистый двор, и все это по доступной цене. Все в один голос твердили, что они никогда не найдут его за те деньги, которые собирались заплатить, но Хендерсоны никого не слушали. Оба супруга ежедневно мысленно представляли свой будущий дом.

Два месяца спустя они переехали в дом с огромным садом. Новое жилье было достаточно просторным, чтобы каждый из детей получил по собственной комнате, имелся и кабинет, и комната для отдыха – и все это за ту цену, на которую они и рассчитывали. Это было потрясающе для их знакомых, однако сами Хендерсоны ничуть не удивились. «Мы мысленно представляли себя хозяевами такого дома еще два месяца назад», – сказал Билл. Они точно знали, чего хотят, и именно это укореняли в мыслях каждый день, пока желаемое не стало явью.

Для работы со своим подсознанием психологи советуют применять аффирмации, или утверждения – это простое заявление, которое человек повторяет вслух или про себя, в зависимости от обстоятельств. Человек просто выбирает утверждение, выражающее его желания в данный момент, и повторяет его несколько раз.

Известный американский психолог с мировым именем Луиза Хей, которая помогла тысячам людей уверовать в свои силы и избавиться от мучительных болезней, писала об аффирмациях: «Это надлежащий подход к любой проблеме – стоит нам изменить свое мышление, и жизнь соответствующим образом отвечает на эти изменения».

Исцели себя сам

Это касается даже здоровья – существует масса примеров, когда люди излечивались от тяжелых болезней благодаря только силе своего подсознания.

В 34 года американец Мартин Брофман очутился в больнице с диагнозом – злокачественная опухоль спинного мозга. Врачи прогнозировали ему от двух месяцев до года. После нескольких недель полного отчаяния Мартин решил попытаться помочь себе сам.

«Я начал заниматься медитацией, два раза в день по 15 минут, – рассказывал потом мужчина. – На воображаемом экране в голове я нарисовал свое тело и опухоль. Каждый сеанс медитации я представлял себе, что опухоль несколько уменьшилась. Я представлял себе, как раковые клетки исчезают под воздействием моей иммунной системы, и сказал себе, что они будут удаляться из моего тела всякий раз, когда я иду в ванную. Внутренний голос нашептывал, что мне не становится лучше, но я усмирял его и настаивал, что иду на поправку. Медитируя, я раз за разом повторял: «Каждый день мне становится все лучше и лучше», пока сам в это не поверил.

Постоянно, каждый день я напоминал себе обо всех возможных способах улучшения состояния. Я внушал себе, что пища, которую ем, наделена энергией, постепенно приносящей мне здоровье. Я вспоминал людей, которые меня любят, и утверждал, что эта любовь – тоже сила, позволяющая еще ускорить процесс выздоровления.

Я понятия не имел, сработает ли этот метод, и решил судить о нем по своему состоянию. Каждый день, как я и внушал себе, моя подвижность и энергичность возрастали.

Прошло два месяца с тех пор, как я начал перепрограммировать свое сознание, и мне нужно было пройти обследование у врача. Доктор был потрясен: он не нашел и следа опухоли. Он не мог в это поверить. Его реакция была точно такой, как я ее себе представлял. Я ехал домой, смеясь всю дорогу, чтобы сообщить эту чудесную новость своей жене».

Кстати, этот прием знал и применял Джон Леннон. «Мой мозг осуществляет все это», – часто повторял он. А в песне «Прекрасный мальчик», написанной им для своего сына Сина, он так и поет: «Прежде чем уснуть, произнеси слова этой короткой молитвы: «Каждый день я чувствую себя лучше и лучше»».
Как строить аффирмации

– Необязательно верить в то, что утверждаете. Не думайте об этом, просто повторяйте утверждение. Мозг сам выберет содержание утверждения, и в сознании возникнут нужные в данной ситуации мысли. Не нужно прилагать особых усилий.

– Утверждение всегда должно быть позитивным, в виде утвердительного, а не отрицательного предложения. Например, если вы хотите, чтобы собрание прошло удачно, не стоит говорить: «Я не потерплю крах на собрании». Мозг пропускает это «не», и в результате вы обнаружите, что настраиваете себя «потерпеть крах на собрании». Мозг сконцентрируется на этих саморазрушающих образах, а не на том, что вы предполагали.

– Утверждение должно быть кратким. Оно сродни мантрам: короткое и простое высказывание, которое нетрудно произнести и повторить, не более чем из десяти слов. Иногда даже два слова могут иметь потрясающий эффект: «головокружительный успех» или «рекордное число продаж». Аффирмации должны быть краткими, ритмичными и несложными для повторения.

К утверждениям нужно относиться осторожно. Известен случай, который произошел в Англии. Один мужчина более двух лет часто повторял одну фразу: «Я бы охотно отдал свою правую руку, если бы моя дочь выздоровела».

Девочка страдала одновременно артритом в тяжелой форме, который деформировал суставы, и так называемой неизлечимой болезнью кожи. Усилия врачей не имели успеха и это побуждало отца снова и снова высказывать свое горячее желание о полном выздоровлении дочери. Однажды во время семейной поездки в автомобиле произошла авария. Мужчине оторвало правую руку до плеча, и почти одновременно исчезли артрит и кожное заболевание у дочери.

Этот пример доказывает, как важно передавать своему подсознанию только счастливые и целительные и благие внушения – оно не понимает шуток, а ловит на слове.

Утверждения Луизы Хей

– Я заслуживаю в жизни самого лучшего. Я достойна замечательной жизни.
– Я широко раскрываю объятия миру и заявляю ему с любовью, что я заслуживаю и принимаю все лучшее в нем.
– Все, в чем я нуждаюсь, я всегда получаю! Сейчас я позволяю себе зарабатывать хорошие деньги.
– Источник мудрости неиссякаем и доступен мне. Все, что мне надлежит знать, откроется в нужное время и в нужном месте. Я приму правильное решение.
– Я могу проявить все свои творческие способности!
– Я могу иметь хороший доход, я заслуживаю хорошего заработка! Я позволяю своим доходам постоянно расти.
– Я делаю то, что мне нравится.
– Любая проблема может быть решена. Моя нынешняя проблема представляется мне чем-то временным.
– Я хороший человек. Я открыта всем духовным благам, какие только может дать мне Вселенная. Я полна доверия к жизни и понимания ее. Я ни с кем и ни с чем несравнима.
– Я пришла в этот мир, чтобы научиться безусловной любви к себе и другим.
– Все меняется в физическом мире, и, двигаясь в потоке этих перемен, я остаюсь связанной с тем, что находится внутри меня и что сильнее и глубже любого изменения.
Аффирмации о деньгах и богатстве

– Я выбираю счастье с деньгами!
– Деньги позволяют открыться всем достоинствам моей души.
– Я ценю деньги и позволяю себе получать их в желанном количестве.
– Я знаю цену своему труду и позволяю себе назначить достойную цену.
– Я горжусь тем, что я богат.
– Деньги дают мне независимость и возможность реализовать все мои замыслы.
– Мой труд стоит дорого! Ко мне обращаются состоятельные люди. Я отличный профессионал, и люди готовы достойно оплатить мои услуги!
– Я зарабатываю деньги, чтобы покупать то, что я хочу. Я всегда трачу деньги с удовольствием. Я мудро распоряжаюсь деньгами.
– Деньги просто липнут ко мне. Мои карманы полны деньгами. Я притягателен для денег.
– Я достоин больших денег. Я достоин жить в роскоши!
– Я пускаю деньги в свою жизнь. Я открыт для денег!

То есть, мы внушаем себе правильные мысли – и они лечат наше тело и наполняют жизнь тем, чего нам не хватает. Более того, по утверждению Луизы Хей, мы в состоянии сделать даже большее: внушить себе, что мы умны, добры, счастливы, любимы и богаты. И в результате наша жизнь меняется в лучшую сторону. Ведь, как писал Пауло Коэльо в своей книге «Алхимик»: «Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».

Подготовила Александра Билярчик,
по материалам «Медик Форум», «Мир истины», «Зажги звезду», «Джон Кехо. Подсознание может все»

Сила мысли – одна из центральных граней нашей жизни. В этой статье речь пойдет о том, как силой мысли создается реальность, события, люди и все-все явления. Здесь мы продолжим рассмотрение темы иллюзорных проекций, закона притяжения и освобождения сознания от ментального хлама. Некоторые идеи проскальзывали в предыдущих статьях. Рассмотрение знакомых тем в новых гранях способствует формированию целостного мировоззрения.

Сила мысли и «я»

Существуют проявления «я». Но самого «я» нет. Проявления «я» существуют сами по себе. Они как бы говорят о «я», как о некой отдельной сущности, проявлениями которой они являются. Но сущности этой нет. Есть лишь пучок этих проявлений. Силой мысли создается «я». Мысли вращаются вокруг пустышки, которую человек не видит, но полагает, что именно там находится его «я». Когда человек говорит «мои мысли», происходит парадоксальная вещь: череда мыслей «претендует» на обладание другими мыслями.

Сила мысли и переживания

У страхов нет реальных объектов. Страхи, так же, как и мысли существуют сами по себе. Когда кажется, что у страха есть реальный объект (причина страха), – это иллюзия. Страх существует как самостоятельное явление без реального «объекта», которого можно было бы бояться. Объект страха создается силой мысли. Когда кажется, что причиной страха является событие – это иллюзия. «События» высвобождают страх, который сидит в бессознательных слоях психики, как тонкая «сознательная» энергия, которую человек переварить в данный момент жизни еще не способен. То же самое касается и других переживаний, как приятных, так и неприятных.

Если вы освобождаетесь от дурных переживаний, следует помнить, что их разоблачение методами развития сознания (см. «Осознанность», и «Повышение эффективности»), ведет также и к разоблачению мирских радостей. Если сила мысли лишается негативного заряда, ее позитивный заряд, также, достаточно быстро сгорает, что ведет к недвойственности и просветлению сознания.

Сила мысли и события

Существуют проявления событий. Но самих событий нет. Проявления событий существуют автономно, сами по себе. Не существует никаких событий за пределами мыслей. Все, о чем повествует мысль, происходит в рамках ее проявления. Любое событие вообще имеет лишь мысленную окраску. За пределами мыслей – неописуемая реальность, имеющая запредельную мысленному описанию волновую природу.

Сила мысли и физические переживания

Физические переживания вызывают страдание или удовольствие в силу привычки реагировать на них мысленно и эмоционально. Без мысленных оценок происходит нечто за пределами описания. Жизнь – это движение частиц на фоне сознания (чувства «я есть»). Однако и движение частиц, из которых состоит жизнь, также, создается силой мысли. За пределами мысли – жизнь не поддается никакому выражению.
Сила мысли и закон притяжения

Связь между физическими ощущениями (которые проецируются в сознании при помощи силы мысли) и нашими мыслями – прямая, поэтому можно говорить о законе притяжения (событий к мыслям) в практическом применении. Как правило, человек считает, что мысли являются следствием событий. Однако это иллюзия. Происходящие «события», как уже было упомянуто выше, создаются силой мысли. Человек разделяет «мысль-событие» и «мысль-реакцию». «Мысль-событие» человек считает чем-то абсолютно реальным, что подкрепляется соответствующей энергетикой мысли, несущей серьезный настрой. Это связано с тем, что «мысль-событие» возникает как отражение физической реальности.

Суть в том, что физическая реальность подстраивается для каждого конкретного человека именно таким образом, чтобы соответствовать его «мыслям-событиям». Сила мысли притягивает в жизнь то, о чем мы думаем. Если человек способен воспринять собственные «мысли-события» как иллюзии, он может влиять на свою жизнь. Визуализация желаемого способствует реализации. Сила мысли притягивает физическое воплощение того, о чем человек думает. Уже поэтому не стоит уделять внимания дурным мыслям. Стоит обратить внимание на свои помыслы. Уравнение с ответом «жизнь» складывается относительно заряда вашего состояния. Так работают законы кармы. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «карма».

Автономная сила мысли

Все, что происходит в этой жизни – это мысли о мыслях. Текущая мысль появляется в след за предыдущей, потому что одна повествовала о другой. Это – бесконечная череда образов, навевающих сон сознанию. Когда я говорю об иллюзорной природе мысли, я хочу сделать акцент на том, что основной иллюзией является заблуждение человека о природе мысли. Саму же природу мысли и природу происходящего можно условно назвать реальной. Реальная энергия создает миражи – нереальные объекты, события и отношения. Любые оценки происходят на уровне мыслей. Сила мысли создает то, что мы знаем. За пределами мыслей – недвойственная реальность, не поддающаяся никаким описаниям.

История возникновения

Возникла теория данного вид мыслительной деятельности в первой половине 19 столетия, её появление связывают с трудами Р.У.Эммерсона, П.Мелфорда, Р.У.Трайна в США, и Ф.А.Месмера в Европе.

Психологи отмечают заимствование основных принципов позитивного мышления из протестантской этики. Это и личная ответственность человека за его благополучие, культ здравого смысла, применение чужого положительного опыта и отношение к неудачам как к способу приобретения жизненного опыта.

Применяя позитивное мышления на практике, можно убедиться в том, что оно действует. Главное – это выбрать правильный настрой и верить в то, что все получится. Нужно избавиться от страхов и негативных эмоций и смотреть на все глазами оптимиста.

Начать следует с изменения отношения к жизни. Если во всем видеть хорошее, не сдаваться перед трудностями, а искать максимально эффективные пути их решения, то и все будет получаться.

Перед тем как тестировать позитивное мышление на практике, не будет лишним изучить теорию: познакомиться с основными правилами этой концепции, освоить основные упражнения, которые помогут навсегда избавиться от отрицательных мыслей.

Основные правила

Для многих позитивное мышление уже успело стать образом жизни. Такие люди зачастую счастливы, успешны, они постоянно развиваются и открыты ко всему новому. Психологи выделяют несколько правил положительного мышления:

  • Фиксируем все хорошее: в конце дня мысленно прокручивать хорошее, что произошло за день. Лучше записывать положительные события и моменты, отмечать благодарностью людей, которые сделали жизнь лучше.
  • Занимаемся медитацией: полчаса медитации помогут зарядиться позитивной энергией, которая просто необходима для новых достижений
  • Следим за здоровьем: стоит полностью отказаться от вредных привычек, начать заниматься спортом в удовольствие, и жизнь изменится к лучшему. Следует поработать над рационом, сделав максимально сбалансированным. Организм должен получать из пищи все необходимое для жизнедеятельности в полном объеме. При малейшем недомогании необходимо обращаться за помощью к специалистам, чередовать трудовую деятельность с отдыхом и не перегружать себя.
  • Визуализируем желания: необходимо расставить приоритеты и акценты, определившись с теми желаниями, которые вполне реально воплотить в жизнь. Можно составить карту желаний и ежедневно в течение нескольких минут изучать ее, представляя, что все уже имеется в наличии.
  • Позитивное настроение гарантирует половину успеха, поэтому весьма важно перед тем, как начать делать что-то важное, правильно настроиться.
  • Общение с жизнерадостными людьми: люди, которые позитивно смотрят на жизнь, способны поделиться положительным зарядом со всеми окружающими. Они помогают поверить в себя и в то, что все будет хорошо.

Полезные упражнения

Необходимо отметить, что ничего сложного в выполнении упражнений нет, и от человека понадобится только желание. К наиболее популярным упражнениям, позволяющим сформировать позитивное мышление, относят:

  • Избавление от негативных высказываний – необходимо следить за речью, исключив фразы «я не смогу», «у меня не получится», «мне не везет». Лучше заменить их на позитивные утверждения.
  • Благодарность за все – нужно быть благодарным каждому наступившему дню, человеку, который сыграл какую-то роль в вашей жизни. Необходимо с благодарностью воспринимать разочарования и сложности, они делают личность сильнее и позволяют радоваться всему хорошему, что происходит.
  • Идеальный день – нужно определиться, как бы вы хотели провести время, чтобы получить максимум удовольствия. Выбрать занятие по душе, побездельничать, отдать предпочтение времяпровождению с любимыми или близкими людьми. А дальше следует на практике прожить свой идеальный день. Если вы получили от этого максимум положительных эмоций, значит, все удалось. Если что-то пошло не так, стоит переписать сценарий идеального дня и прожить его заново.
  • 5 положительных сторон конкретной проблемы – если с вами случилась какая-то неприятность, то нужно найти 5 преимуществ сложившейся ситуации.

К примеру, вы расстались со своей второй половинкой, здесь в качестве положительного можно выделить следующее:

  • у вас будет больше времени, которое можно провести с друзьями или потратить на свое хобби;
  • имеется шанс встретить нового человека, который и будет вашей судьбой;
  • не нужно будет тратить деньги на подарки для второй половинки;
  • если человек не смог соответствовать вашим ожиданиям, значит, это не ваш человек;
  • при приготовлении пищи не нужно учитывать чьи-то кулинарные предпочтения.
  • Мирное соглашение с прошлым – пока ты не отпустишь прошлое, не будет полноценного настоящего. Необходимо простить всех своих обидчиков из прошлой жизни и начать жить сегодняшним днем.
  • Медитация – это упражнение позволяет полностью успокоиться и сконцентрироваться на выполнении определенной задачи. Регулярные занятия медитацией позволяют развивать положительное мироощущение и самообладание.
  • Визуализация – данное упражнение дает желаемые результаты, если заниматься им ежедневно. Следует создавать в своем уме стойкие образы, верить, что желаемое станет реальным, вести себя и чувствовать так, как будто вы уже имеете то, о чем мечтаете.

В чем заключаются преимущества позитивного мышления?

Если человек смотрит на все позитивно, перед ним открываются новые горизонты, он открыт многим свершениям. К основным преимуществам положительного мышления можно отнести:

  1. Легкое преодоление препятствий – если человек искренне верит, что все будет хорошо, он ищет пути решения возникающих в его жизни проблем и не сдается до тех пор, пока их не находит. Ч еловек сконцентрирован на успешном исходе любого дела, поэтому никакие неблагоприятные обстоятельства не в силах ему помешать.
  2. Отличное физическое здоровье – человек, который позитивно настроен в моральном плане, чаще всего чувствует себя отменно и физически. Эмоции со знаком «+» благоприятно влияют на состояние здоровья человека.
  3. Способность достигать поставленных целей – положительно настроенный человек не думает о том, что у него что-то может не получиться, он верит в то, что главное – это выбрать наиболее действенный способ достижения поставленной цели и применить его правильно.
  4. Лучшая профилактика от хандры и депрессии – положительные мысли не оставляют места негативным эмоциям. Если человек думает о том, что у него все будет хорошо и строит радужные планы на будущее, ни о какой хандре не может быть и речи. К депрессивному состоянию ведут отрицательные мысли и плохое настроение.
  5. Сила и настойчивость – если не пускать в свою жизнь негатив, то любые препятствия будут восприниматься как возможность решить проблему другим способом. В таком случае человек становится более настойчивым и имеет достаточно силы, чтобы преодолеть все трудности.
  6. Наличие большего числа возможностей – позитивное мышление подразумевает поиск различных путей разрешения поставленной задачи. Человек не зацикливается на каком-то одном способе, он рассматривает разные варианты, в результате отдавая предпочтение оптимальному.
  7. Эффективная умственная деятельность – мозг человека, настроенного положительно, работает намного эффективнее, чем в ситуациях, когда он сконцентрирован на негативе. Повышается способность к запоминанию и лучшему усвоению новых знаний.

Каким образом негативные мысли могут влиять на жизнь человека?

Отрицательные мысли и эмоции сужают умственные способности и ограничивают возможности человека к выполнению определенного круга задач. Мысли являются материальными, поэтому не стоит пускать негатив в свою жизнь.

Как изменить свою жизнь при помощи этого подхода?

Для того чтобы изменить собственную жизнь в лучшую сторону, необходимо правило применять данную разновидность мыслительной деятельности на практике. Все начинается с положительных мыслей, которые помогают формироваться позитивным эмоциям. Не допускается никакого негатива, который не только нарушает духовное равновесие, но и может спровоцировать развитие различного рода болезней.

Развитие умений и навыков при помощи позитивного мышления. Если человек настроен положительно, он способен лучше усваивать новые знания и приобретать новые умения. Вера в успех не позволяет останавливаться на полпути. Положительно настроенный человек нацелен на собственное развитие, он не боится учиться и осваивать новые профессии, кардинально менять жизнь.

В каких ситуациях позитивное мышление неэффективно? Специалисты отмечают, что позитивное мышление может быть неэффективным, если мысли и эмоции не подтверждать действиями. Если человек не обладает активной жизненной позицией и занят только положительными мыслями, то никакого результата ждать не стоит.

Если мыслить позитивно и постоянно действовать, эффект будет.

Приверженцы концепции положительного мышления говорят, что если человек положительно настроен, то все его действия будут подкреплены мыслями.

В чем недостатки позитивного мышления?

Идеализировать позитивное мышление не стоит, у него имеются свои недостатки:

  1. Подавление негативных мыслей вызывает стресс – если человеку плохо, он должен переживать отрицательные эмоции, чтобы иметь возможность сравнивать с положительными. Наличие проблемы нельзя отрицать, нужно искать способы ее разрешения.
  2. Подмена положительного настроя инфантильностью – оптимизм должен подкрепляться реальными действиями, если человек считает, что у него все хорошо, не замечая проблем, и предпочитает ничего не делать для своего благополучия, от такого мышления только вред.

Почему важен баланс между позитивным и негативным мышлением?

Многие специалисты склонны считать, что мышление должно быть сбалансированным. Допустимыми являются негативные мысли и эмоции. Позитивная мыслительная деятельность должна занимать лидирующие позиции.

Отыскать баланс между положительными и отрицательными мыслями довольно сложно, но если это удастся сделать, то получится изменить жизнь к лучшему. Нельзя подавлять отрицательные эмоции: нужно стараться, чтобы их было как можно меньше, но если не переживать негатив, будет невозможно в полной мере радоваться хорошим событиям.

Сегодня можно найти отрицательные и положительные отзывы о влиянии позитивной мыслительной деятельности на жизнь человека. Последних намного больше, эта концепция широко применяется на практике и является результативной.

Развитие позитивного мышления и настрой на позитив

Позитивное мышление – человеческая особенность, благодаря которой личность превращается в своеобразный магнит для окружающих.

Это легко объяснимо. Ведь такие люди всегда легки в общении, они дарят хорошее настроение окружающим. Кроме этого, думающие позитивно люди обычно достигают больших высот в жизни, у них прекрасно складываются отношения в семье и на работе.

Позитивный человек – это в первую очередь тот, кто способен справиться со своими отрицательными мыслями, превратить их в позитивное настроение, несмотря на наличие сложностей и жизненных неудач. Такие личности всегда притягательны для общества. Они заряжают своей силой окружающих, дарят позитивный настрой.

Со стороны кажется, что подобная жизненная легкость – дар. Однако каждый человек способен сотворить себя сам. Стоит только задать себе вопрос: как настроить себя на позитив, и можно будет говорить о том, что первый шаг на пути к изменению будет положен.

Оптимистично настроенные люди никогда не жалуются на свою жизнь, проблемы для них – способ самосовершенствования.

Как научиться позитивно мыслить

Перед тем как приступить к изменению образа мышления, следует в начале понять, к какому психологическому типу вы относитесь:

  • Интроверт – личности замкнуты на собственном я. Их эмоциональный фон ровный, не имеет перепадов. Эти люди никогда не будут искать шумных компаний. Одиночество для них привычная и любимая среда. Позитивный настрой для таких людей труднодостижимая цель.
  • Экстраверты – открытые, любящие общение люди. В большинстве случаев этот тип личности характерен для людей, склонных рассматривать жизненные трудности как способ самосовершенствования. Перед экстравертами редко встает вопрос: как настроить себя на позитив. Обычно это те люди, которые заряжают своим жизнелюбием окружающих.

Особенности экстравертов

Сила позитивного мышления в полной степени открывается в ряде черт присущих экстравертам:

  • Интерес к освоению новых неизведанных границ, тяга к знаниям;
  • Стремление сделать свою жизнь лучше;
  • Планирование своих действий;
  • Умение работать для того, чтобы осуществить поставленные цели;
  • Положительное либо нейтральное отношение к окружающим;
  • Внимательный анализ жизни преуспевающих людей. Учет их знаний и опыта в своей деятельности;
  • Ровное отношение к своим победам;
  • Разумное отношение к материальным ценностям;
  • Эмоциональная щедрость в рамках разумного.

Условно можно объединить понятия экстраверт и позитивное мышление, а интроверт с негативным. Однако данная классификация является весьма упрощенной. Говорить о том, что определенный тип характера носит исключительно положительные или отрицательные черты не приходится.

Как сформировать положительное мышление

Как настроить себя на позитив, когда вокруг слишком много проблем и сложностей, люди кажутся черствыми, работа скучной, а в семье происходят постоянные ссоры?

Психологи рекомендуют в каждой, даже самой тяжелой ситуации, искать что-то полезное. Позитивное мышление достигается путем долгой работы над собой. В чем же она заключается?

Позитивное мышление развивается, если ежедневно себе повторять положительные установки и общаться только с оптимистично настроенными людьми. Современному человеку крайне тяжело приобрести подобный подход к жизни, так как его воспитание, к сожалению, не позволяет сделать этого.

Что такое положительный взгляд на проблемы, для большинства открытый вопрос. С самого раннего детства детям навязываются негативные установки, от которых в последующем способен избавиться далеко не каждый.

Именно поэтому, чтобы подрастающее поколение имело позитивное мышление, следует как можно чаще говорить с детьми, объяснять им, что не следует бояться, нужно верить в себя и стремиться к успеху.

Методики развития позитивного мышления

Позитивное мышление можно приобрести с помощью ряда практик. Упражнения следует выполнять регулярно, в любые жизненные моменты. Только при этом условии можно познать, что такое сила позитивного мышления.

  • Ликвидация

В книге Хансарда дается подробная рекомендация, как настроить себя на позитив. Начинать упражнение рекомендуется рано утром в четверг. По воинским правилам именно этот день является временем устранения всех преград. Упражнение следует выполнять не менее 24 минут.

Алгоритм проведения практики следующий:

  1. Сесть в удобном положении;
  2. Мысленно окунуться в проблему;
  3. Представить, что препятствие от удара рассыпалось в прах или сгорело;
  4. Следует давать волю негативным мыслям, которые скрываются под неприятностями. Непременно продолжать при этом думать, что весь негатив, который выходит наружу сразу же уничтожается внешними силами.

После завершения упражнения нужно просто спокойно посидеть.
Выполнять практику следует как можно дольше. Чем более длительной она будет, тем больше будет сила позитивного мышления.

  • Позитивное мышление вместо негативного

Как настроиться на позитив, когда стоит сложный неприятный вопрос? Бесспорно, перед каждым человеком, оптимистом или пессимистом, рано или поздно возникает на жизненном пути препятствие, которое необходимо преодолеть. Разница между людьми лишь в том, что одни знают как настроить себя на позитив, а другие – нет.

Для того чтобы научиться преодолевать преграды при помощи мысли, вначале необходимо понять из-за чего возникла проблема, насколько долго она длится. Помимо этого, следует отметить для себя реакцию на нее окружающих: верят ли они в ее удачное разрешение, как долго будет продолжаться эффект после ее решения, какие могут быть итоги.

После того, как будут получены правдивые результаты, можно приступать к выполнению упражнения:

  1. Занять удобное положение. Представить себе, что перед вами горит костер, и от него распространяется великолепное благоухание;
  2. Представить, что причины проблемы, попадая в огонь, плавятся;
  3. Представить, что все отрицательное, что происходит в настоящее время, превращается в полезное, положительное;
  4. По мере изменения ситуации, мысленный костер внешне меняется: когда-то оранжевый столп огня превращается в необыкновенно голубой, слепящий. Новое пламя проходит через позвоночник, разливается по телу, попадая в голову и сердце.

Выполнив это упражнение, появляется позитивное настроение практически сразу. Все проблемы решаются легче.

  • Удача

Как настроиться на позитив для того, чтобы помочь своим близким обрести счастье, работу, друзей? Перед выполнением практики нужно честно ответить себе на вопрос: использую ли я позитивное мышление только во благо своим близким, а не себе?

Если вы всем сердцем считаете, что ваши действия несут бескорыстный характер, то можно приступать к выполнению техники:

  1. В начале нужно мысленно направить весь свой позитивный настрой и энергию на человека, которому необходима ваша помощь;
  2. На следующем этапе нужно четко представить, как все сложности устраняются под влиянием мыслей;
  3. Затем направить в сердечную область дорогого человека белый энергетический луч, который имеет позитивный настрой, благодаря которому привлекается удача. Таким образом, идет стимуляция жизненных ресурсов человека.

После окончания практики необходимо сделать 7 хлопков.
Начинать выполнять упражнение на позитивный настрой следует с воскресенья.

  • Сила мысли

Все о чем думает человек длительный период, рано или поздно совершится. Не имеет значения, желает ли он, чтобы это случилось или, наоборот, стремится избежать. Если одни и те же мысли постоянно повторяются, то они обязательно претворятся в жизнь.

Позитивное мышление можно развивать. Сторонники фэн-шуй советуют для этого специальные упражнения:

  1. В мыслях и словах употреблять только утвердительные слова: имею, выигрываю. Полностью исключить употребление частицы не;
  2. Верить в то, что все получится. Позитивный настрой поможет свершить даже самые нереальные планы;
  3. Не отказывайтесь от перемен. Большая часть людей панически боится изменить свою устоявшуюся жизнь, налаженный быт, понятную работу. Порой это стремление к тихой уютной гавани может перерастать в неконтролируемые фобии. Думать позитивно в таких случаях становится очень сложно. Концентрироваться на своем страхе к неизвестному категорически нельзя. Необходимо расписать в ярких красках возможности, которые будут открыты при переходе из зоны личностного комфорта в новые реалии;
  4. Начинать день с улыбки. Позитивное настроение возникает с самого утра, если улыбнуться первым лучам солнца, наслаждаться событиями, которые происходят вокруг. Позитивный настрой человека заставит играть окружающий мир яркими красками.

Сила позитивного мышления известна тибетским монахам уже длительный период времени. Кристофер Хансард написал книгу, в основе которой лежит тибетское учение о мыслительных процессах. В книге говорится о том, что позитивное мышление дает возможность поменяться не только самому человеку, но и его окружению. Индивид порой не понимает, какие безграничные возможности скрываются в нем.

Формирование будущего происходит за счет случайных мыслей. Древние жители Тибета старались на базе духовных знаний развить силу мысли, они знали, что такое энергетический мысленный посыл. В наши дни упражнения по развитию позитивного мышления эффективно применяются на практике.

Порой хватает одной отрицательной мысли, чтобы на нее, словно снежный ком, наросло еще огромное количество отрицательных идей. Если личность желает приобрести позитивное мышление, то она должна начать изменения с себя.

Хансард считал, что мир представляет собой мысль. Одним из первых действий на пути к использованию его энергетических ресурсов является понимание влияния отрицательных настроев на жизнь. Вторым шагом является устранение вредных идей. Если не устранить их как можно быстрее, можно навеки потерять позитивное мышление.

Негативные сферы бытия всегда маскируются под что-то сложное, чрезмерно рациональное. Только позитивное мышление поможет справиться с ними. Однако для того, чтобы овладеть им, следует приложить усилия.

Негативное мышление

Психологи подразделяют процесс мышления на положительный и отрицательный. Способность мыслить является инструментом каждого индивида. В зависимости от того, на каком уровне личность владеет им, строится и ее жизнь.

Негативное мышление основано на индивидуальных качествах, опыте, окружающем мире. Является показателем низкого уровня возможностей мозга.

Для людей с подобным мышлением характерно накапливание отрицательных эмоций с возрастом. При этом личность зачастую полностью отрицает все факты, которые неприятны для нее.

Размышляя о травмирующих ситуациях, человек старается найти все возможные варианты, которые помогут ему избежать ее повторения. К сожалению, подобные мысли приводят только к тому, что личность полностью переключается на негатив, не видя при этом положительных сторон.

Рано или поздно индивид перестает видеть свою жизнь в ярких красках. Перед ним появляются лишь серые трудные будни, справиться с которыми он уже не в состоянии.

Особенности негативно мыслящего человека

Концентрируя все свое внимание на отрицательных моментах, человек постоянно ищет причину и виноватых. Одновременно с этим индивид не замечает возможностей для изменения ситуации. Происходит это из-за того, что в каждом решении он все равно находит недостатки. Зачастую это приводит к потере возможностей.

К базовым свойствам личности, которой сложно думать позитивно, относится:

  1. Нежелание менять жизненный уклад;
  2. Поиск в новом негативных сторон;
  3. Нежелание учиться, получать новые знания;
  4. Частая ностальгия;
  5. Ожидание тяжелых времен, тщательная подготовка к ним;
  6. Стремление ничего не делать, но получать желаемое;
  7. Негативное отношение к людям вокруг;
  8. Неумение думать позитивно. Постоянное объяснение тяжело складывающихся обстоятельств жизни;
  9. Скупость во всех сферах жизнедеятельности.

Негативно мыслящий человек не может четко сформулировать свои желания. Он стремится облегчить свою жизнь, однако не знает, как это сделать.

Субъективный мир человека как объективная реальность (стр. 1 из 4)

Введение

Глава 1. Исследование проблемы субъективного мира человека как объективной реальности

1.1 Субъективная и объективная реальность

1.2 Субъект и объект познания

Глава 2. Описание методики исследования

2.1 Обоснование методики исследования

2.2 Описание места проведения исследования

2.3 Описание испытуемых

2.4 Методы исследования

2.5 Этапы исследования

2.6 Описание конкретных методик исследования

Глава 3. Описание и анализ результатов исследования

Выводы

Литература

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, практической потребностью оптимизации системы субъективных личностных отношений людей в соответствии с новыми социально-экономическими условиями жизни.

Объектом нашего исследования является субъект. Субъект уникален как объект исследования в силу того, что он является единственным феноменом, к которому мы имеем непосредственный доступ. Весь остальной мир дан нам в явлении, то есть опосредованно, кроме нас самих. Сами для себя мы есть непосредственная данность, и, в этом смысле, исследователь совпадает с исследуемым объектом, что является искомым, но недостижимым состоянием в любой науке, кроме психологии.

Предметом исследования является индивид и все происходящее вокруг него.

Цель исследования: определить истинность суждения.

Задачей исследования является провести дискуссию.

Гипотеза исследования: суждение субъективность объекта.

Научная новизна выносимых на защиту выводов и положений курсовой работы состоит в том, что в ней комплексно исследуются вопросы.

Глава 1. Исследование проблемы субъективного мира человека как объективной реальности

1.1 Субъективная и объективная реальность

С давних времен в философии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен ему в мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности – объективная и субъективная.

Объективная реальность — действительность; вообще всё то, что существует. Окружающий нас мир, мир сам по себе.

Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики же считают, что «объективная реальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека.

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя).

По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в отечественной философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний. В подобном смысле даже иллюзии являются «реальностью» для конкретной психики в случае, если мы рассматриваем их как закономерное продолжение психических состояний личности и суммы внешних влияний (такие иллюзии могут быть даже отражены в истории психической болезни, или быть объектом научных опытов).

Субъективная реальность – это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.

Таким образом каждый отдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.

1.2 Субъект и объект познания

В ходе эволюции человеческой деятельности происходит ее дифференциация. Познавательная деятельность отделяется от практической и становится самостоятельным видом духовно-практической деятельности человека. Познавательная деятельность непосредственно направлена на отражение, воспроизведение свойств реальных предметов при помощи особой системы искусственно создаваемых субъектом предметов-посредников. Активность субъекта в процессе познания направлена на созидание и оперирование предметами-посредниками. Человек конструирует приборы, инструменты измерения, создает научные теории, модели, знаковые системы, символы, идеальные объекты и т.д. Вся эта деятельность направлена непосредственно не на изменение познаваемого объекта, а на адекватное воспроизведение его в познании. В познании деятельность субъекта переходит в идеальный план. Специфика научно-теоретического сознания состоит в том, что оно не просто фиксирует формы знания, а делает их объектом своей деятельности. «Научно-теоретическое сознание не просто выделяет некоторые общие понятия, абстракции, законы, оно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует в соответствии со своими нормами и принципами. Е сли в донаучном практическом сознании производ ство абстракций непосредственно вплетено «в ткань реальной жизни», то в науке формирование и совершенствование абстракции превращается в целенаправленную деятельность, регулируемую особыми нормами и правилами»

Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности и показывается подлинная роль практики в познании.

Что такое субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями. Хотя это определение субъекта познания в общих чертах, верно, оно не раскрывает гносеологической сущности понятия субъекта. Дело в том, что, например, применительно к созерцательному материализму человека можно называть субъектом познания, но в действительности в рамках этой концепции он им не является. В созерцательном материа лизме человек выступает скорее только как объект воздействия на него внешнего мира, а деятельная сторона субъекта остается в тени. Преодоление ограниченности созерцательного материализма, обогащение материалистической теории познания деятельностным подходом позволило выработать и новое понимание субъекта познавательной деятельности. Субъект — это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект — не только индивид; это — и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы » субъект», а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и. практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект же — это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

В этом плане кантовская «вещь в себе» не есть объ ект. Существуют многие материальные системы, не ставшие еще объектами. Иначе говоря, «объект» и «объективная реальность» — не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом, хотя бесспорно был частью объективной реальности.

В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Л. Фейербах отмечал: для себя «Я » — субъект, а для других — объект; словом, «Я» является и субъектом и объектом.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида — объект для психолога.

Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я » (из него исключается телесность человека, его чувства и т. п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целе направленной активности.

Познавательная деятельность субъекта направлена на отражение объекта, на воспроизведение его в сознании, последняя всегда имеет точки соприкосновения с практической деятельностью, которая и выступает основой и движущей силой познавательного процесса, а также критерием истинности полученного в результате этой деятельности знания. Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта позволяет выявить и подчеркнуть ряд важных для гносеологии идей. Во-первых, это позволяет совместить принцип отражения с признанием творческого, активного характера познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отобразится в его сознании. Он сам, опираясь на законы субъективной диалектики, генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности. Генерирование познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения и акты свободного выбора, оценку и самовыражение. В акте познания всегда происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных и практических целей субъекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *