Реактивное поведение

Если паника кому и помогала, то исключительно случайно и не более того.

Стоп, а случайность это не следствие сложившихся обстоятельств??? Просто если верить всему что написано вами и мной , то случайностей быть не может, кроме природных. Убрав в сторону то что нам не подчиняется (природу), есть выборы множества людей, которые в сумме приводят к тем или иным последствиям (обстоятельствам для каждого по отдельности).

Сдался — реактивное поведение, продолжил бороться не смотря на обстоятельства — проактивное.

Есть ситуации, когда кто-то обязан «сдаться» чтобы остальные жили… и выбор этот чаще всего не из легких, и вы все равно скажите что это реактивное поведение?

Наука может указать общее в поведении человека, но никак объединить все в ответ «Да/Нет» или «Реактивное/Проактивное», много ситуаций которые не поддаются объяснению, а то что нам говорят «аналитики» в объяснении подобных ситуаций это их рассуждения с их мыслями, и кучей «стандартных норм» поведения, а значит они могут говорить полную ахинею основываясь на «стандарте». Вы же знаете в чем проблема «среднего арифметического» ?

Да, но все равно выходов то остается все еще целых два 😉

Только уже человека нет, а значит выходы остаются для его останков, а соответственно сказать что «Даже если тебя съели, у тебя все еще есть целых два выхода» глупо, потому что «ТЕБЯ» уже нет.

Если же фразу трактовать для религиозных людей, то выход в ад или рай… Но опять же не все люди верующие, и не все верующие верят в ад и рай (ну хотя бы потому что некоторые вероисповедания предполагают перерождение).

Прочитано: 9 574

Проактивный и реактивный? Вроде бы какая разница, если в обоих словах спрятался «активный» термин. А ведь большая! Реактивный и проактивный подход к жизни – настолько различаются, что нужно не только понимать разницу между ними, но и стремится к преобладанию одной поведенческой схемы. Но вот какой?

Проактивный или реактивный: тест

Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.

Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.

Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.

Проактивный Реактивный
Я буду стремиться это изменить Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать
Я изменю их мнение Их вряд ли возможно переубедит
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу Меня раздражают мои коллеги
Я иду на работу Я вынужден идти на работу
Я решил (а), что поступлю именно так Мне придется поступить так из-за того, что…
Я найду время, которое посвящу этим делам Я бы помог, но у меня нет времени
Я придумаю, где найти средства для старта проекта У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу Мне не доверят эту работу

Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?

Работать с этим.

Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.

7 шагов к проактивной личности

Каждый из нас имеет черты и проактивности, и реактивности. Это просто манера поведения, которая легко меняется.

Хорошо, не легко. Но меняется.

Первое, что нужно – оценивать себя в каждой возможной ситуации:

  • Реактивно я себя веду или проактивно?
  • Какой правильный алгоритм поведения?
  • Что я могу сделать для повышения проактивности?

Это первый шаг.

Дальше:

  1. Самоанализ. Оцените не только ситуацию, но и жизнь в целом. Окружение, которое, как известно, нас формирует. Привычки близких. Типичные проблемы. Постоянные дела. Задачи, требующие решения.
  2. Работа с задачами. После самоанализа выберите самую важную задачу и сделайте по ней ряд действий. Среди них должен быть план достижения цели. Рассказ о своем плане близким.

Взятые вслух обязательства заставляют нас действовать проактивно.

Изучение опыта других. Движение к цели.

  1. План Б. Обязательно проработайте подводные камни и возможные препятствия по выбранной задаче. Наметьте линии поведения при возникновении самых сложных.
  2. Решение проблем. Очень важный пункт, гласящий, что проблемы нужно решать, а не избегать их. Любые. Есть проблема – не стоит копаться в ней – ее надо просто решить. Самым эффективным способом.
  3. Расставляйте приоритеты. Задачи лучше решать последовательно, а не одновременно. Начинать стоит неизменно с лягушки, а потом и задачи меньшей важности.
  4. Опережайте. Думайте наперед. Если по прогнозу обещают дождь, с вечера приготовьте зонтик. И так в любых ситуациях. Чуть-чуть действий наперед, и результативность каждого дня начнет расти.

Итак, получилось 1+6 шагов к проактивной жизни. Всего 7.

Несложных и доступных любому.

Осталось их только сделать.

style=»text-align: center;»>Вместо вывода

Суть проактивного и реактивного подхода к жизни понятна.

Одни действуют.

Вторые стонут.

>Проактивное и реактивное поведение.

Проактивное и реактивное поведение.

Как вы реагируете, когда сталкиваетесь в жизни с проблемами или сложностями –

поддаетесь своим чувствам или же стараетесь удержаться от эмоциональных всплесков?

Если вы просто реагируете на обстоятельства, опираясь на свои чувства, то ваше поведение является реактивным. К примеру, если на улице плохая погода, то ваше настроение падает. Если на улице солнечно и светло, то у вас настроение поднимается. То есть реактивные люди зависят от внешних обстоятельств и окружающей среды, которые на них воздействуют. Кроме того, такие люди имеют склонность жаловаться на свою жизнь, на проблемы. Они ждут, что проблемы решатся сами собой.
Если же вы выбираете свою реакцию на происходящие события, исходя из своих ценностей, и мелкие неприятности не могут испортить вам настроение, то ваше поведение – проактивное. К примеру, для вас ценностью является качество выполненной работы. И если вы хорошо поработали, у вас будет хорошее настроение независимо от внешних обстоятельств. Здесь ваше эмоциональное состояние будет зависеть лишь от вас самих. Также проактивные люди берут на себя ответственность за происходящие события. Вместо жалоб они спрашивают себя: «Как я могу изменить эту ситуацию? Что я должен сделать, чтобы решить эту проблему?».

Как вы считаете, какое поведение показывает лидер?
Естественно, проактивное!

Хотите определить, реактивный вы человек или проактивный? Это очень легко. Достаточно просто вслушаться в свою речь.

Реактивные люди используют следующие высказывания:
— я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени;
— у меня нет необходимой информации;
— я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю;
— у меня нет необходимых связей;
— у меня нет денег, чтобы начать это дело;
— они все равно не поддержат мое предложение;
— никому это не надо;
Опасность же таких высказываний состоит в том, что со временем эти высказывание становятся самореализующимися прогнозами. Чем больше вы употребляете реактивных высказываний, тем больше убеждаете себя в собственной безответственности и невозможности влиять на свою жизнь. На чём вы больше всего концентрируетесь, то и проявляется в вашей жизни.

Знакомо?

Если да, начните вслушиваться в свою речь и менять реактивные высказывания на проактивные:
— как я могу выделить время для этой деятельности?
— где я могу получить необходимую информацию?
— как я могу узнать об этом больше?
— как я могу приобрести необходимые мне связи?
— где я могу получить необходимые финансовые средства?
— как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
— что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Круг забот и круг влияния.

По утверждению Стивена Кови, ведущего зарубежного консультанта, автора мирового бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей»
КРУГ ЗАБОТ
— в жизни каждого есть то, на что мы влияем (круг влияния);
— в жизни каждого есть то, что нас заботит, но на что
мы пока не в силах повлиять (круг забот).
КРУГ ВЛИЯНИЯ
К сожалению, то, что нас очень сильно заботит, не всегда входит
в сферу нашего влияния.
Такое положение вещей вызывает всяческий дискомфорт, приводит
к страданиям и неудовлетворенности, снижению эффективности
действий, потери радость от жизни, падению общего уровня благополучия.
Проактивные люди всегда концентрируются на круге влияния, на том, что они могут изменить лично. А реактивные люди больше всего концентрируются на тех вещах, которые они изменить не могут. И, соответственно, просто жалуются на обстоятельства.
Концентрируясь на том, что вы можете изменить, вы будете расширять ваш круг влияния.
Концентрируясь лишь на круге забот, ваш круг влияния будет сужаться, так как вы будете лишь жаловаться.

Как стать настоящим лидером?

Во-первых, будьте проактивным человеком, берите ответственность за свои действия, не поддавайтесь сиюминутным эмоциям, ищите выходы из сложных ситуаций.
Во-вторых, концентрируйтесь на своем круге влияния. Как вы можете влиять на ситуацию – используйте навыки тайм-менеджмента, ставьте цели, управляйте сложными задачами, возьмите в руки управление своим временем и своей жизнью.
В-третьих, сформируйте правильное отношение к проблемам и ошибкам — признайте и извлеките урок из произошедшего, не зацикливайтесь на эмоциональном аспекте (чувство вины, гнев или агрессия, разочарование и т.п.). Любой опыт ценный именно тем, что это опыт!

Задания:
1. Ежедневно по возможности выполняйте простое упражнение: следите за своими реактивными высказываниями, задавайте себе вопросы: «А как я могу изменить эту ситуацию?». В любой ситуации, требующей разрешения, ищите те ее стороны, на которые вы можете повлиять.
2. Начните вести Дневник успеха – в своем ежедневнике или в отдельной тетради каждый день записывайте не менее 5 успехов, которых вы достигли в этот день. Это могут быть ваши достижения, комплименты окружающих, приятные эмоции, проекты и задачи, которые вам особенно удались.

В этой статье я напишу о, как мне кажется, основополагающих вещах, о том, без чего любая попытка изменить свою жизнь окажется безрезультатной, об основе основ любых действий и движений — о важности правильного мышления.

Есть три типа людей: одни катят мир, другие бегут рядом и кричат «Боже, куда катится мир?!», а третьи бегут быстрее всех и думают «Задавят!».

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, как мы мыслим, какие мысли и мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь. Для меня вообще очень интересно все, что касается мыслей и их влияния на нас. Это отдельная и очень важная тема и поэтому ей будет отведена целая рубрика.

Сегодня же я напишу о двух основных видах мышления, а соответственно и поведения, которые и определяют нашу жизнь.

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное. Что это значит?

Если быстро и на пальцах объяснить, то это означает, что мы либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В первом случае, в случае реактивного мышления: жизнь — это то, что с нами случается. В случае проактивного мышления: жизнь — это то, что я сам выбираю делать.

Отсюда, как следствия, вытекают два вида поведения:

  1. реактивное поведение — когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми вокруг
  2. проактивное поведение — когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением — это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным поведением — это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Они из тех, кто бегут от мира и боятся, что их задавит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно определить реактивного человека от проактивного?

Это легко увидеть, если посмотреть, как человек реагирует на новые поставленные задачи или сложившиеся обстоятельства.

Реактивный человек сразу начнет искать оправдания, почему задачу нельзя выполнить, искать подтверждения невозможности исполнения, делать все, чтобы избежать хоть малейшего действия.

Проактивный человек сразу начнет искать возможности решения поставленной задачи, а если это окажется сложным, то все равно продолжит варианты движения, главное, что он никогда не сложит руки и не скажет «Ну, так сложилось».

Пример.
Обстоятельства: Выросли цены на бензин.

Реактивный человек говорит: Я не могу позволить себе ездить на машине, потому что выросли цены, теперь мне это не по карману, как всегда правительство только и делает, что наживается на простых гражданах, а зарплату не повысили и т.д и т.п. Итог — машина в гараже, он ездит на общественном транспорте, при этом постоянно бубнит и жалуется на несправедливость.

Проактивный человек говорит: Так, цены выросли, теперь добираться на работу будет дороже. Что я могу сделать, чтобы продолжить ездить на машине? Как я могу поступить в этой ситуации? Я могу попробовать начать больше зарабатывать, могу найти себе попутчика, чтобы разделить траты, могу попробовать поговорить с начальником об оплате транспортных расходов, могу… и начинает придумывать еще варианты. Либо же он может решить, что теперь пора просто пересесть на велосипед. Либо придумает еще какой-нибудь выход. Главное, что в любом случае он будет понимать, что сам выбирает свои дальнейшие действия и мысли.

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …», проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Тема реактивного и проактивного мышления очень обширна. О ней можно и нужно рассказывать много. О том, почему люди мыслят реактивно и что от этого они получают, что позволяет людям быть проактивными, какие есть основы, на которых строится проактивность, с помощью каких способов можно развить проактивность в себе.

Сегодня мне было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет «Создаю свою жизнь». (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства.)

В то время как у реактивного — «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие».

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, как воспринимать — как трагедию или как возможность.

Какая модель поведения для человека является более предпочтительной, и почему

Н.Ф.: Конечно, при возникновении определенной ситуации каждый человек вначале имеет реактивное поведение. Мы не роботы, и у всех нас есть эмоции.

Вопрос в том, сколько длится стадия реактивного поведения, потому что в ней можно застрять, а можно побыть определенное время, и осознать, что реактивное поведение не ведет к изменениям, а, наоборот, не дает двигаться дальше.

Поэтому очень важно быстро перейти на проактивное поведение, и начать задавать себе вопрос, какие действия мне нужно предпринять, чтобы изменить эту ситуацию. Важно отметить, что еще 5 лет назад этого вопроса было бы достаточно, но на сегодняшний день, особенно в бизнес-среде, просто вопроса о том, как мне изменить ситуацию, уже мало. Компании, которые задают себе единственный вопрос, как выжить, чаще всего тонут в кризисах. Если же спросить себя, как я могу использовать эту ситуацию с выгодой для себя – это уже переворот сознания.

Происшествие как бы негативное, но ты задаешь себе вопрос, как это можно использовать. И именно те люди и компании, которые научаются использовать неожиданные ситуации с выгодой для себя, становятся победителями. Важно также понимать, на что мы можем влиять, а на что – нет. Один человек скажет, что его зарплата зависит только от решения его директора, а другой знает, что именно от него самого зависит уровень оплаты его работы. То есть в начале мы определяем, можем ли мы влиять на события или нет, и если можем, то как, а если не можем, то как это можно использовать с выгодой для себя. Таким образом, мы должны задавать себе правильные вопросы, прямым результатом которых будут целенаправленные и эффективные действия!

Какие преимущества дает человеку использование проактивной модели поведения?

Н.Ф.: Во-первых, он понимает, что чтобы не происходило в его жизни, он может с этим не просто справляться, а получать определенные выгоды и положительные эмоции. Человек, который использует проактивную модель поведения, испытывает меньший стресс.

Если человек умеет проактивно реагировать на различные изменения вокруг – его жизнь становится более наполненной, и он начинает видеть больше возможностей в разных ситуациях.

Конечно, я сейчас не говорю о критических ситуациях, таких как природные катаклизмы или катастрофы, где нужно реагировать не просто проактивно, а следовать четкому алгоритму действий. Но я говорю о множестве других ситуаций, которые происходят в нашей жизни каждый день, и очень влияют на нас.

Если я не успел на трамвай – как я могу это использовать с выгодой для себя, если отложили мой рейс – я не могу это изменить, но чем полезным я могу занять освободившееся время? Из таких ситуаций состоит вся наша жизнь, и огромное количество мелочей или более глобальных вещей могут просто выбивать нас из нормального ощущения жизни. И как раз способность к проактивному поведению – это очень хорошее качество, которое помогает нам быть более эффективными в своей жизни.

Быть проактивным, значит начать действовать прямо сейчас. Уделите 5 минут себе и сделайте живот идеальным:

Читайте также: Несия Фердман: Самообновление — это значит остановиться и заточить пилу

АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ

Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности
При всем многообразии теорий и подходов, используемых в психологии, психофизиологии и нейронауках, их можно условно разделить на две группы. В первой из групп в качестве основного методологического принципа, определяющего подход к исследованию закономерностей организации поведения и деятельности, рассматривается реактивность, во второй – активность.
Известны попытки, заменив проблему «активность–реактивность» проблемой сопоставления внутренних и внешних детерминант поведения, доказать, что упомянутые принципы не обусловливают кардинальным образом различающихся способов описания поведения и деятельности . Однако эта замена неадекватна. Внутренняя детерминанта вполне, так же как и внешняя, может быть рассмотрена в качестве стимула, вызывающего реакцию. Например, при описании постулируемых механизмов поведения, которое возникает при увеличении мотивации в отсутствие внешнего стимула, используется понятие «мотивационный рефлекс». Основное различие между двумя парадигмами («реактивностной» и «активностной») состоит, как это будет подробно показано далее, в том, где на временной шкале «помещается» детерминанта текущего поведения – в прошлом или будущем. Под парадигмой, вслед за Т. Куном , мы будем здесь и далее понимать модель жизни научного сообщества, которая подразумевает специфический набор теорий, методов и необходимого оборудования, принимаемых и применяемых в данном сообществе.
Реактивность

Использование принципа реактивности как объяснительного в научном исследовании базируется на идеях Рене Декарта, изложенных им в первой половине XVII в. Декарт полагал, что организм может быть изучен как машина, основной принцип действия которой – рефлекс, обеспечивающий связь между стимулом и ответом. Животные при этом оказывались живыми машинами, и крики боли животных рассматривались как «скрип несмазанных машин» . Человека, тело которого рассматривалось в качестве машины, наличие души освободило от автоматического реагирования. Душа его состоит из разумной субстанции, отличной от материи тела, и может влиять на последнее через эпифиз. Идеи Декарта давно уже стали достоянием не только науки, но и основой бытовой или обыденной психологии (см. Предисловие), которая свободно оперирует понятиями «стимул», «рефлекс», «реакция» и т.д. Что же касается науки, совершенно очевидно, что серебрящийся «благородной сединой столетий» рефлекс оставался центральным инвариантным звеном психофизиологических теорий, несмотря на целый ряд изменений, которые претерпели эти теории . С рефлекторных позиций события, лежащие в основе поведения, в общем представляются как линейная последовательность, начинающаяся с действия стимулов на рецепторные аппараты и заканчивающаяся ответным действием.
Активность

Рассмотрение поведения и деятельности как активности, направленной в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи . Категориальное ядро представлений данной группы значительно менее гомогенно по сравнению с первой. Это ядро сформировалось в результате многочисленных, особенно в последнем столетии, попыток, исходя из разнообразных теоретических посылок преодолеть механистические реактивностные схемы, заменив их представлениями об активном, целенаправленном поведении (см. в ).
Так, Дж. Икскюль полагал, что поведение должно быть рассмотрено не как линейная последовательность событий, начинающаяся с возбуждения рецепторов, а как функциональное кольцо. Дж. Гибсон считал, что среда и организм не являются отдельностями, но образуют функциональное единство, к анализу которого принцип «стимул–реакция» не может быть применен. Был разработан целый ряд других существенно различающихся концепций, которые, однако, объединяло признание активности в качестве базового методологического принципа . Специально следует подчеркнуть, что центральным пунктом теории деятельности, развитой в отечественной психологии, является представление об активном, а не реактивном субъекте.
Эклектика в психологии и психофизиологии

В последнее время представление об активном целенаправленном характере поведения человека и животного становится все более распространенным. Наряду с позитивными последствиями этот процесс имеет и негативные. Необходимость в поиске «механизмов» очевидно целенаправленной активности ориентироваться на нейронауки (ту область исследований, в которой позиции рефлекса очень прочны), а также недооценка того, что парадигмам активности и реактивности соответствуют принципиально различающиеся способы описания поведения и деятельности, обусловливают эклектичность многих теорий в психологии и психофизиологии .
Утверждения, базирующиеся на разных видах эклектического объединения понятий сопоставляемых парадигм (активности и реактивности), можно упрощенно свести к следующим трем связанным группам: а) «филогенетическая» эклектика. Люди ведут себя целенаправленно, а животные отвечают на стимулы. Целенаправленность – преобразованная в процессе эволюции реактивность (см. ранее о «живых машинах»); б) «уровневая» эклектика. В основе целенаправленного поведения и деятельности – рефлекторные «механизмы» или «реализаторы». На высших уровнях организации деятельности, психических процессов, поведения, движения и т.д. действует принцип активности, целенаправленности, а на низших – реактивности. Целостный организм осуществляет целенаправленное поведение, а его отдельный элемент – нейрон – реагирует на стимул; в) «анатомическая», или «центрально-периферическая», эклектика. Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенческого контекста, мотивации, цели и т.д. Периферические элементы ригидны и являются лишь преобразователями энергии внешних воздействий в импульсные коды или исполнителями центральных команд.
Оценивая системность как один из основных объяснительных принципов в науке, М.Г. Ярошевский справедливо замечает, что антиподом системности является эклектизм – смешение разнородных, зачастую противоположных, положений и принципов, замена одних логических оснований другими. Именно эклектика, наряду с неадекватным решением психофизиологической проблемы (см. параграф 5), является наиболее серьезным препятствием на пути синтеза психологического и физиологического знания в рамках методологически непротиворечивой психофизиологии.

Реактивное сопротивление (психология)

Реактивное сопротивление — мотивационное состояние, возникающее в ситуации, когда какое-либо внешнее условие (другой человек, предложение, или правило) ограничивает свободу или создает угрозу ограничения проявлений индивида. Главная задача такого поведения — восстановление утраченной или ограниченной свободы.

Реактивное сопротивление возникает, когда на человека оказывается сильное давление с целью изменить его поведение, точку зрения, отношение к чему-либо. Обязательным условием для возникновения данного состояния является осознание факта оказываемого воздействия. Результатом обычно становится выбор индивидом запретного или ограниченного варианта, а также повышение его устойчивости к убеждениям.

Данный феномен иногда используется некоторыми специалистами (в сфере рекламы, политики, психологии) для разного рода манипуляций.

В качестве примера можно привести человека, регулярно и сознательно нарушающего общественный порядок с целью оказывать сопротивление власти, которая запрещает этот тип действий на законодательном уровне. Причём этому человеку не важны выгоды, которые такое поведение может ему принести, а также он не задумывается о личных ресурсах, которые он должен будет затратить на это дело.

Сам термин «реактивное сопротивление» был заимствован из физики.

Теория

Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее чем прежде.

В теории Дж. Брема выделяется четыре основных понятия:

  • ощущение свободы;
  • угроза свободе;
  • реактивное сопротивление;
  • восстановление свободы.

Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связаны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.

Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком как некоторый сигнал к действию, вызов. Страх потерять свободу может привести человека к тому, что он попытается эту свободу вернуть через преодоление ограничений и активное противодействие влиянию, которое на него оказывается.

Выявлены несколько закономерностей, которые связаны со свободным поведением и реактивностью:

  1. Если определённая поведенческая свобода находится под угрозой нарушения или нарушена, то чем значимее эта свобода для человека, тем сильнее будет реактивное сопротивление.
  2. Уровень реактивного сопротивления связан не только с важностью свободного поведения, которое подвергается угрозе нарушения или уже нарушена, а еще и со степенью важности других свобод, которые имеются у индивида в то же самое время.
  3. Когда имеется несколько свобод, которые не были нарушены, то чем больше равномерность распределения нарушения или угрозы нарушения, тем больше будет общий уровень реактивного сопротивления.
  4. Когда важная свобода человека находится под угрозой нарушения, то чем сильнее эта угроза, тем выше будет уровень реактивного сопротивления.
  5. Когда человек теряет одну из своих свобод, то он считает, что и остальные его свободы находятся под угрозой прямо сейчас или позже.
  6. Одни поведенческие свободы могут быть нарушены или оказаться под угрозой нарушения тем, что будут угнетены или запрещены другие поведенческие свободы. Именно поэтому угнетение или запрещение свобод одного человека приводят к угрозе уничтожения поведенческих свобод другого человека.

При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения. Другими словами, если человек чувствует, что он имеет возможность делать то, что хочет, то у него не возникает необходимости делать что-то нежелательное для себя, опровергающее чужое мнение, правило или действие.

Экспериментальные исследования

Ключевые исследования, направленные на изучение данного феномена, приведены ниже.

Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна. В то же время у женщин не было обнаружено данного феномена в поведении, несмотря на то, что их лишили свободы выбора, этот эффект совсем на них не действовал.

В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. Исследовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее». Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.

Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.

Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось. Также было обнаружено, что конкретные сообщения, которые были сформулированы с использованием наименьшего количества контролирующих слов, запоминались и воспринимались гораздо лучше абстрактных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *