Религия анимизм

Содержание

Аними́зм

(от лат. anima, animus — душа, дух)

вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Впервые термин «А.» ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении «Theoria medica», 1708) А. своё учение о безличном жизненном начале — душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся «ваятельницей тела». В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину «А.» («Первобытная культура», 1871) двоякое значение: 1) вера в души и духов; 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. «минимум религии» т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.

Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно которым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и других отсталых народностей — это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестественный мир душами и духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти души и духи. Например, до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе — явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Таким образом, А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом или зародышем религии.

А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. «естественную религию», «детскую философию» человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, которое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору, — это лишь «олицетворённые причины» указанных выше явлений. Современное научное исследование показало, что корни анимистических представлений, как и всех первобытных религиозных верований, надо искать не в отдельных заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок анимистической теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт общественного сознания.

Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь исторический интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ, составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся современной наукой.

Некоторые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные буржуазные учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать современный идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде «мировых религий» и идеализмом, с одной стороны, и А. — с другой, нет ничего общего. Другие, так называемые прамонотеисты, главой которых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь «загрязнены» верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновленных современных религий, в учениях теософов (см. Теософия) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и «фотографировании» духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ.

Термин «А.» получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Южной Америки, Океании — приверженцы местных традиционных религий — зачисляются в общую рубрику «анимистов». Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней «дикарской» религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина «А.» в научном отношении неправомерно.

Б. И. Шаревская.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АНИМИЗМ — (от лат. anima или animus — душа, дух) — вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Советская историческая энциклопедия
  2. анимизм — Анимизма, мн. нет, м. (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Большой словарь иностранных слов
  3. анимизм — АНИМ’ИЗМ, анимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. anima — душа) (научн.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Толковый словарь Ушакова
  4. Анимизм — (Animismus) — под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. АНИМИЗМ — (от лат. anima — душа) — картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для… Большой психологический словарь
  6. анимизм — АНИМИЗМ а, м. animisme m.<�лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание «анимизма» распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Словарь галлицизмов русского языка
  7. анимизм — анимизм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала — души; одухотворение сил и явлений природы. Толковый словарь Ефремовой
  8. анимизм — сущ., кол-во синонимов: 1 панпсихизм 1 Словарь синонимов русского языка
  9. анимизм — -а, м. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. Малый академический словарь
  10. анимизм — орф. анимизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. анимизм — АНИМИЗМ -а; м. . Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. ◁ Анимистический, -ая, -ое. А-ие взгляды, представления. Толковый словарь Кузнецова
  12. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  13. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (лат. anima, animus — душа, дух) — система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. Новейший философский словарь
  14. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima — душа, дух) — англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности… Социологический словарь
  15. АНИМИЗМ — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Новая философская энциклопедия
  16. Анимизм — (от лат. anima — душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Археологический словарь
  17. анимизм — Анимизм, анимизмы, анимизма, анимизмов, анимизму, анимизмам, анимизм, анимизмы, анимизмом, анимизмами, анимизме, анимизмах Грамматический словарь Зализняка
  18. Анимизм — Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы Краткий религиозный словарь
  19. Анимизм — (от лат. anima – душа) 1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Словарь по культурологии
  20. анимизм — АНИМИЗМ, а, м. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях также у каждой вещи) и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой. А. первобытных народов. | прил. анимистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  21. анимизм — Аним/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  22. анимизм — АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Из самых далеких архаичных глубин, когда люди только начали познавать мироздание, возник анимизм, как ранняя форма религии. Природа живая и все содержат дух или душу: предмет, камень, животное, человек. Так полагали древние люди во всех уголках планеты Земля.

Анимизм — что это?

Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это — «анима», «анимус» — душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух — субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух — это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм — историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, фетишизм, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли сверхъестественными способностями и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Анимизм в философии

Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись — повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии — это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.

Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии — это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет чувства и эмоции. Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Анимизм в современном мире

В разных уголках Земли сохранились племена, которые остались приверженцами анимизма – это малочисленные народы, с древним укладом жизни. На Севере и в Сибири это — эвенки, ханты, нанайцы, удегейцы. Современный анимизм основывается на пережитках древних верований:

  • традиции и обряды почитания и поминовения предков;
  • задабривание Домового (сущность дома);
  • шаманские техники по возвращению души в тело (при заболеваниях психического толка).

Анимизм — интересные факты

Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Ленин и лиса

Во времена моего советского детства были невероятно популярны мифологические рассказы разных авторов про Ленина. В этих рассказах вождь мирового пролетариата обманывал тюремных надзирателей, бросал курить, основывал общество чистых тарелок, отказывался от всякой подаренной снеди в пользу голодных детей. Есть, например, история про встречу Ильича с лисицей на охоте. Однажды, когда он стоял на номере, собаки вывели на него лису, но заядлый охотник не стал стрелять. Ленин сказал другим охотникам, что не стал убивать лисицу потому, что она была невероятно красивой.

Если бы эту историю услышали представители коренных народов, например ненцы, юкагиры или нганасаны, то сказали бы, что Ленин не смог выстрелить в зверя вовсе не из-за красоты, а потому, что лисица украла у него душу. В этой интерпретации зверь первым бы заметил охотника и первым посмотрел ему глаза. Это означало бы, что личность лисицы превратила личность Ленина в свою добычу, и, чтобы вернуть душу, вождю мирового пролетариата следовало бы обратиться к сильному шаману.

Анимизм

Способность похищать души других существ входит в анимистические представления в сообществах коренных народов. Термин «анимизм» появился в викторианской Англии. Британский ученый, отец антропологии и этнографии Эдуард Бернетт Тайлор в своей книге «Первобытная культура» (1871) писал, что анимизм — это минимум любой религии, понимая под ним ошибочную веру в существование души, которая может покидать тело человека во время сна и после смерти. С точки зрения Тайлора, анимистические представления существуют только на низшей стадии развития культуры и сохраняются в виде пережитков. Ученого в большей степени интересовала душа человека, а не животных, растений и неодушевленных предметов. В дальнейшем термин в этом значении активно использовался в антропологии, религиоведении и других дисциплинах.

Анимизм был не единственным понятием, описывающим религиозные представления первых людей. Например, словом «тотемизм» обозначали отождествление группой себя с каким-то животным, растением или предметом, а «фетишизм» — веру в силу предметов. До конца XX века термин «анимизм» использовался в большей степени автоматически и некритически и не учитывал многообразные отношения людей и нечеловеческих существ, о которых антропологи узнавали в своих полевых экспедициях.

Однако начиная с 1990-х годов в рамках так называемого онтологического поворота в антропологии происходит ревизия анимизма. Термин «онтология» означает здесь необходимость учитывать различных нечеловеческих существ в качестве тех, кто действует и тем самым ограничивает возможности людей. Под анимизмом теперь понимается нечто иное, чем у Тайлора: это не столько вера в существование душ у людей и нечеловеков, сколько признание нечеловеков личностями.

Животные, насекомые, духи и вещи в той или иной степени обладают качествами, которые обычно приписываются только людям.

Нечеловеки демонстрируют те или иные признаки самосознания, направленности сознания на предмет, способность говорить и действовать.

Четыре онтологии

Французский антрополог Филипп Дескола в книге «По ту сторону природы и культуры» попытался деколонизировать (то есть освободить от следов колониального господства евро-американской цивилизации) понимание анимизма как ложного и примитивного религиозного представления. Он полагал, что взгляд европейских и американских колонизаторов на нечеловеков не является единственно верным, а анимизм — это одна из четырех возможных онтологий.

Дескола считал, что принцип деления на культуру (человеческий мир) и природу (мир животных и физических объектов) не универсален.

Ачуары — индейцы, жившие в бассейне реки Амазонки, не проводили четкого различия между животными и людьми, растениями и духами. Антрополог предположил, что представления об отношениях между людьми и нечеловеками определяются онтологией, характерной для определенных обществ и регионов. Все люди без исключения оценивают других людей и нечеловеков на предмет того, есть ли у них тело и душа и схожи ли они.

Если вы, допустим, считаете, что у вас и у другого существа тела похожи, а души разные, то в этом случае вы натуралист. Душа, или сознание, или когнитивные способности считаются тем, что отличает живых существ в представлении модерна. Если вы, наоборот, видите сходство душ — они как бы сделаны из одного духовного материала, а тела отличаются, — то вы тогда анимист. Другую пару онтологий составляют тотемизм и аналогизм. Если и тела, и души считаются одинаковыми у существ, то эта тотемическая онтология, распространенная среди аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки. Здесь люди произошли из животных и считаются этими животными. Противоположная онтология, в которой и тела, и души у существ различны, называется аналогизмом.

Дескола предполагал, что аналогизм был характерен для европейской ренессансной магии и доколумбовых цивилизаций Центральной Мексики. По мнению ученого, люди в определении тождества или различия душ и тел опираются на некие доопытные установки — врожденные или приобретенные в процессе обучения. Выбрать, кем быть, анимистом или натуралистом, невозможно.

В этой концепции не очень ясно, как онтологии сталкиваются, как они влияют друг на друга, как зародились и как распространялись. Когда вы гладите своего кота и считаете его личностью (он понимает ваши слова, отвечает вам и тому подобное), то вы тоже становитесь анимистом, правда, ненадолго. Всё же в этом случае, как считал Дескола, вы находитесь под властью доминирующей в европейской культуре онтологии натурализма.

Перспективизм

Еще дальше в деле деколонизации анимизма пошел бразильский антрополог Эдуарду Вивейруш де Кастру. В книге «Каннибальские метафизики» он пишет, что принцип деления на онтологии и отношения людей к нечеловеческим существам у Дескола слишком абстрактный и негибкий. Более того, следовало бы также деколонизировать мышление колонизаторов, дать голос коренным народам и вытащить онтологию отношений людей и нечеловеков из опыта самих аборигенов. Амазонские индейцы аравете в своих воззрениях на других существ показывают такую же метафизику, как Жиль Делёз и Феликс Гваттари в «Анти-Эдипе». В основе этой каннибальской метафизики лежит понятие перспективизма и принцип двойного скручивания.

Перспективизм развивает и дополняет анимизм. Речь здесь идет не только о том, что все существа (а иногда и предметы) имеют душу. Эти существа обладают определенным восприятием: они себя всегда видят в качестве людей (личностей), а других — в качестве добычи. Помехой, мешающей воспринимать всех как людей, является человеческое тело с его аффектами. Распространен мифологический сюжет, когда звери возвращаются домой, снимают свои шкуры и превращаются в людей.

Соответственно, задача, которая стоит перед всеми существами, — посмотреть на мир с другой перспективы, а также увидеть себя глазами другого.

Эта задача реализуется в амазонской метафизике хищничества.

Вивейруш де Кастру обратил внимание, что когда индейцы аравете захватывают в плен своего врага, они не убивают его сразу. Сначала ему дают жену и принимают в племя (он становится свояком), кормят, оказывают всяческие почести. Потом его всё же ритуально убивают и частично съедают. Ученого удивило, что во время ритуального убийства аравете поют песню своего врага и описывают ситуацию с его точки зрения. Такая практика означает попытку занять перспективу врага, который, в свою очередь, является радикально иным, в некотором смысле нечеловеком. Бразильский антрополог считал, что в этом режиме враги относятся к аравете и пытаются занять их место. Такой обмен перспективами и есть принцип двойного скручивания. В каннибальских метафизиках амазонских индейцев это считается универсальным правилом, регулирующим отношения существ друг к другу.

Двойное скручивание, по мнению де Кастру, это срез такого мифологического делёзианского состояния становления и неразличимости, в котором все сущности были всеми. В этой перспективистской онтологии остается неясным, что происходило при переходе от мифологической стадии к исторической (грехопадению, наделившему нас телами и различию перспектив). Кроме того, Вивейруш де Кастру не убеждает читателя-анимиста, гладящего своего кота, в том, что он тоже обменивается с любимцем перспективами, даже если не собирается ритуально его съедать.

Душевная слепота

До сих пор в разговорах об анимизме и перспективизме речь шла только о человеческой перспективе. Мы ничего не знали о том, что думают и думают ли вообще другие нечеловеческие существа. Аравете и их враги поют песни друг друга, но делают ли это ягуар или тапир, остается непонятным. Американский антрополог Эдуардо Кон в книге «Как мыслят леса?» предлагает деколонизировать не только колониальное евро-американское, но в целом человеческое мышление.

Если для Дескола и Вивейруша де Кастро анимизм и перспективизм всё же анализировались на уровне человеческого, то Кон исходит из того, что у людей нет монополии на язык и коммуникацию. Вслед за швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром принято думать, что люди обладают уникальной способностью символической (многозначной) коммуникации. Эдуард Кон, используя опыт общения индейцев руна с нечеловеческими существами и семиотическую концепцию американского философа Чарльза Сандерса Пирса, попытался продемонстрировать, что символы, возможно, и являются сугубо человеческим изобретением, но они надстраиваются над знаками-иконами и знаками-индексами.

Проще говоря, мы можем понимать, что означает раскрытый капюшон кобры или шипение кота, и определенным образом реагировать на эти знаки — поднять камень или уйти в сторону.

Индейцы руна предупреждали Кона, что нельзя спать спиной к лесу, потому что ягуар, как считается, нападет на человека со спины. Встретив ягуара в лесу, ни в коем случае нельзя поворачиваться к нему спиной и убегать. Единственная возможность выжить в этой ситуации — выдержать взгляд животного, тогда человек становится не добычей, а субъектом (личностью), как минимум равной ягуару. При этом руна верят, что человек, выживший после встречи с ягуаром, сам становится ягуаром — руна-пума. Руна-пума приобретает магические кошачьи свойства, которые могут помочь, например, на охоте.

Задача, которая стоит перед индейцами руна, — соблюдать баланс между человеческим и нечеловеческим состоянием. Превратиться в нечеловека и потерять человеческие качества опасно, это состояние потери души Кон обозначает как душевную слепоту. Например, руна воспитывают своих собак, объясняя с помощью иконических и индексальных знаков, как им быть более человечными (воспитанными) и менее животными. Собаки, которые не слушаются хозяев, теряют человеческий облик и становятся духовно невидящими.

Руна признают иерархию существ — людей, животных и духов в лесу, при этом, по их представлениям, по этой лестнице можно перемещаться. Соответственно, задача здесь занять точку зрения нечеловеческого существа. Нужно научиться видеть так, как это делают нечеловеки, чтобы общаться с ними. Например, руна делают чучела соколов, чтобы отпугивать длиннохвостых попугаев. С позиции человека, особенно европейца или американца с его эстетическими представлениями, чучела лишь отдаленно напоминают хищную птицу формой, но не деталями. Эта непохожесть связана с тем, что чучела делают так, как они бы выглядели с точки зрения попугаев, а не с точки зрения человека. Будучи совокупностью иконических знаков, чучело сообщает попугаю нечто соколиное, и оно успешно работает. В этом смысле маскировка во время охоты тоже коммуникативный акт с помощью простых знаков.

Дружба со сверчками

Анимистический и перспективистский мир амазонских индейцев, в котором разговаривают люди, духи и животные, имеющие душу и способность говорить/понимать, остается миром охоты и обмана. В нем все существа делятся на хищников и добычу. Добыча в таком мире пытается занять место хищника, но у нее это не всегда получается. Кажется, что дружба и сотрудничество в таком анимизме невозможны. А есть ли анимистические системы, в которых была бы возможна дружба с нечеловеками?

К ответу на этот вопрос приблизился американский антрополог Хью Раффлз в книге «Инсектопедия». Для европейца или американца насекомые, как правило, либо незаметные, либо назойливые существа, от которых спешат избавиться с помощью тапка, газеты или инсектицидов. Раффлз же, напротив, изучая множество архивных материалов, проводя наблюдения и интервью, пытается показать, что в других исторических условиях и культурных традициях люди относятся к насекомым иначе.

Например, в инсектопедийной статье «Щедрость (счастливые времена)» рассказывается про бои сверчков в современном Китае. Некоторые китайцы одержимы боями — они ищут или покупают насекомых, тренируют их, выставляют на ринг или делают ставки на боях. Тренеры сверчков разговаривают с ними посредством травы элевзины, заставляют их двигаться определенным образом.

При этом считается, что сверчков не дрессируют — с ними договариваются. О бойцах заботятся, хотят, чтобы они были счастливы, разжевывают им кунжутные семечки. «Сверчкисты» не хозяева, а друзья сверчков.

Раффлз пишет, что во время боев, которые он наблюдал, у него не было ощущения бойни и «кровавого спорта», скорее казалось, что сверчки — «соавторы» этой культуры дружбы в Шанхае.

Традиционные религии

Ключевые понятия

Бог · Богиня-мать · Божество · Гадания · Жертвоприношение · Загробный мир · Золотой век · Инициация · Мировая ось · Мировое древо · Миф · Монотеизм · Политеизм · Сакральное · Священные камни · Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Анимизм · Зоолатрия · Культ предков · Культ коня · Магия · Полидоксия · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм

Исторические ареалы

Азия (Бон · Буддизм · Ведизм · Гиндукушская религия · Даосизм · Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство)
Африка (Древний Египет · Центральная и Южная Африка)
Ближний Восток и Средиземноморье (Зороастризм · Ислам · Иудаизм · Христианство)
Доколумбова Америка
Дохристианская Европа (Германцы · Древняя Армения · Древняя Греция · Кельты · Славяне)

Служители культа

Коэны · Брахман · Волхв · Друид · Жрец · Имам · Лама · Маг · Мобед · Монах · Оракул · Священник · Шаман

Сверхъестественные сущности

Албаста · Ангел · Асура · Демон · Джинн · Дух · Дьявол · Дэв · Оборотень · Призрак · Чёрт · Эльф

Аними́зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

  • 1 Происхождение понятия
  • 2 Тайлор и его теория возникновения религий
  • 3 Анимисты
    • 3.1 Анимизм скандинавских саамов
    • 3.2 Анимизм индийских аборигенов
  • 4 Источники

Происхождение понятия

Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор и его теория возникновения религий

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

Однако эта теория не выдержала критики, поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации (от лат. spiritus — дух), то есть разделения мира на материю и душу, протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер), эпоха аниматизма, одушевления всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).

Анимисты

От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании приверженцев традиционных местных религий.

На территории России к анимистам относятся:

  • нанайцы, 14 600 человек, живущие на Дальнем востоке в бассейне р. Амур, на Сахалине;
  • негидальцы, 600 человек, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
  • орочи, 1500 человек, Дальний восток, Хабаровский край;
  • саамы (кильдинские саамы, 2500 человек), Кольский полуостров; тофалары (карагасы) 1 тыс. человек), к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
  • удегейцы, 2300 тыс. человек, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
  • ульчи, 3600 человек, Ульчинский район Дальнего Востока;
  • хакасы, 92 000 человек, Республика Хакасия;
  • ханты (остяки, 28 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ; шорцы 17 тыс. человек), Юг Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
  • эвенки (тунгусы, 20 000 человек), Эвенкийский автономный округ, Сибирь; юкагиры 1,2 тыс. человек), в Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
  • якуты, 439 000 человек, Якутия;
  • буряты, 496 000 человек, Бурятия, район озера Байкал;
  • кеты, ок. 1000 человек, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей; коряки 11 тыс. человек), Корякский автономный округ, полуостров Камчатский;
  • манси (вогулы, 11 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ.
  • Ненцы, 43 000 человек, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
  • нивхи, 6 000 человек, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Можно назвать анимистами всех восточных славян до крещения Руси, так как они верили в существование различных духов воды и земли, кикимор, русалок.

Анимизм скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм.

Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Анимизм индийских аборигенов

Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. На протяжении истории, индуисты и аборигенные народы всегда жили обособленно с незначительными и редкими контактами между собой.

Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %.

  • Рукопись Н. Волкова из архива МАЭ РАН. 1947 г.

Ссылки

  • Анимизм как самая ранняя форма религии
  • Анимизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Боги

Боги

Боги ацтеков • Боги войны • Живые божества • Боги луны • Боги любви и брака • Морские боги • Боги мудрости и знаний • Боги неба и погоды • Боги огня • Боги охоты • Боги плодородия • Боги славян • Боги смерти и загробного мира • Солярные боги • Боги судьбы и случая

Понятия

Политеизм • Монотеизм • Пантеизм • Анимизм • Генотеизм

Душа человека

см. Душа

Первобытный анимизм

Анимистические представления явля­ются первым опытом познания и самопознания.

Состояния человека

Ученые считают, что на развитие представлений об анимизме оказали влияние на­блюдения за собственными состояниями, за телесными ощущения­ми. Например, сновидения, болезнь, в конце концов, смерть. Наиболее богатую пищу для представлений о душе давали первобытным людям на­блюдения за сном и болезнью.

Архаическое сознание отмечало, что человек может быть живым или неживым. Душа как жизненная сила могла обитать в сердце человека, ассоциировалась с кровью, дыханием, то есть она связана с жизненными органами или функциями тела. Человек еще только начинал мыслить, но уже сумел понять, что жив, пока он дышит, пока бьется сердце. Потеря крови, остановка сердца, отсутствие дыхания означало утрату жизни. Вот почему первоначально душа — то, что делает объект живым, тесно связана с телесной природой.

Смерть

Человек пытался осмыслить, почему в одном случае после состояния обез­движенности его сородичи встают и продолжают выполнять свои повседневные обязанности, в других — навсегда остаются бездыхан­ными и молчащими. Считается, что сам факт смерти был осознан в культуре довольно поздно, у первобытных людей не было такого знания. Археологические находки неандертальских «погребений» в пещерах свидетельствуют, что умершего старались сохранить в об­щине, не давая ему уйти, исчезнуть из поля зрения. Только биоло­гическая опасность заражения вызвала необходимость изолировать покойного, чем, собственно, и объясняется появление разных форм обрядов захоронения.

Болезнь

Человек может быть болен. Нужно было понять, почему это происходит. Архаичное сознание нашло наиболее убедительные доводы, связав состояние человека с наличием некоей жизненной силы.

Сновидения

Было замечено, что тело человека в бреду или во сне остается неподвижным, но при этом он видит таинственные картины с неизвестным пейзажем, разговаривает с су­ществами из иных пространств и литров, видит соплеменников, ко­торых сейчас нет поблизости. Так в сознании возникает образ души, способной отделяться от тела и совершать путешествия в отдален­ные области, беседовать с духами и прочими сверхъестественными персонажами. Сновидение — это то, что происходит с этой отде­ляющейся, свободной душой, не связанной с телесной оболочкой. Переживания и эмоции во сне ничуть не меньше трогают нас, чем то, что происходит наяву, поэтому сновидение для первобытных людей обладает такой же неумолимой реальностью и оказывает воздействие на судьбу и поведение. Подобные представления близки нашему вос­приятию души, но в древних мифах и такая душа все еще связана с физической природой человека. Она воплощается в каком-либо материальном образе, ассоциирующемся с полетом: птица или моты­лек. Воспаряющие в небеса души-птицы могут возвращаться поутру, тогда человек просыпается, но могут навсегда исчезнуть, чем и объ­ясняется внезапно наступившая смерть. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Природные явления

Как рассказывают мифы и предания, живыми могли быть камни, облака, деревья, горы, любые предметы. И в этом случае фанта­стические идеи зародились под воздействием наблюдений. Древние охотники знали, что живое существо способно к движению, оно ше­велится, издает звуки, возможно, даже подает сигналы человеку. Шум листвы, грохот обвала в горах, завывание ветра, всплеск озер­ной воды, шепот набегающей речной волны — все эти шумы рас­ценивались как способность к диалогу, как проявление жизненной силы.

Человек, пытаясь объяснить явления действительности, как будто приписывает природным объектам свои собствен­ные свойства и качества. Он описывает внешний мир, исходя из самого себя. Все признаки, которыми наделен сам, человек присваи­вает окружающим предметам. Говоря языком психологии, он осу­ществляет проекцию. Вероятно, только таким образом первобытные люди могли осознать нечто в себе самом, но также и осмыслить какие-то внешние явления.

Категории: На этой странице материал по темам:

  • Анимизм города

  • Анимизм что такое конкспект

  • Анимизм доклад кратко

  • Сообщение на тему энилизм

  • Анемизм краткое сообщение

Вопросы к этой статье:

  • Что такое анимизм?

  • По каким признакам древние люди считали объекты живыми?

  • Какие наблюдения послужили толчком для развития представ­лении о душе?

  • Какой психологический механизм способствовал появлению идей об одушевленности предметов?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *