Сатипаттхана медитация

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

В наше время многие хотят избавиться от страданий и обрести счастье. Но при этом все усилия людей в основном направлены на улучшение материального состояния, заботу о физическом теле, внешнем виде, в то время как развитие ума уходит на второй план. При этом богатство, красота, здоровье преходящи, а чистый ум помогает обрести гармонию.

Буддисты-практики предлагают нам свой путь избавления от страданий — это сатипаттхана. В сегодняшней статье мы простым языком расскажем, что это такое, в чем заключается суть и цель данной практики и какое отношение она имеет к Великому Восьмеричному пути. Также вы узнаете, можно ли практиковать в домашних условиях.

Понятие
Практические основы
Восьмеричный путь
Значение сутры
Упражнения в домашних условиях
Заключение

Понятие

Сатипаттхана – это практика направленности внимания, состоящая из четырех частей. При ее выполнении практикуют четыре основы внимательности. В последнее время о ней говорят гораздо чаще, чем о других видах медитации.

Чтобы лучше понять значение, следует обратиться к этимологии слова. Оно состоит из нескольких корней:

  • «сати» – «память», «воспоминание»;
  • «па» – «отправиться» или «вернуться», а также «край», «мощь»;
  • «тхана» – «остановиться», «состояние».

Если отойти от буквального перевода, получается, что это сильное состояние памятования. О нем говорил еще сам Будда Шакьямуни в собственном учении «Маха Сатипаттхана сутта». Он тренирует, уравновешивает и очищает ум, поэтому Учитель советовал практиковать его всем, кто жаждет духовного роста.

Основами осознанности Будда называет созерцания:

  • тела;
  • чувств;
  • ума;
  • его объектов.

При сосредоточении необходимо удерживать внимание на всех этих объектах. Цель сатипаттханы состоит в следующем:

  • борьба с омрачениями, слезами, депрессией;
  • избавление от умственных загрязнений, приводящих к страданиям;
  • приобретение сосредоточенности;
  • раскрытие невежественной сущности, сокрытой внутри;
  • расширение сознания;
  • в конечном итоге – приход к Просветлению и нирване.

Практиковать будет полезно всем – как буддистам, так и тем, кто себя им не считает. Подобным способом раскрывается ум, открываются новые возможности и собственные черты, о которых человек, возможно, и не подозревал.

Конечно, заниматься этим неподготовленному человеку может быть нелегко, к тому же подобные занятия в одиночку могут не привести к каким-либо результатам, поэтому лучше для начала обратиться к наставнику с опытом.

Чтобы более подробно познакомиться с основами практики на доступном языке, можете прочитать книгу Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».

Практические основы

Буддийское учение говорит о том, что человек не тождественен своему уму, что не существует понятий «я» и «эго». Прийти к этому пониманию помогает сатипаттхана. Путем сосредоточенного наблюдения за каким-то определенным объектом, например, собственным животом во время вдоха и выдоха или течением своих мыслей, образуется дистанция с этим объектом и уменьшается привязанность к нему.

Медитация приводит к умиротворенности внутри, обретению мудрости, освобождению от оков неведения. Однако для начала необходимо самому отказаться от 5 помех:

  • желания, чувства, страсть, алчность;
  • сомнения, сожаления;
  • леность, сонное состояние;
  • неспокойствие;
  • раздраженность.

Только преодолев помехи, можно достичь успехов в сатипаттхане. Ее сравнивают с ситуацией, когда посуду, до краев наполненную масляной жидкостью, нужно пронести до конца пути, не пролив ни капли. Для этого нужно проявить максимальную внимательность, не отвлекаться на посторонние предметы ни на мгновение.

При выполнении сатипаттханы особое внимание уделяется дыханию.

С ней тесно связано еще два понятия:

  • Джхана – состояние, когда ум полностью сосредоточен, поглощен единственным предметом, характеризуется полной осознанностью и сфокусированностью. Его часто называют умственной яркостью.
  • Випассана – медитативные упражнения, когда практикующий созерцает 4 буддийские истины и мысль о невечности. В отличие от саматхи, выполняемой в статике, випассана совершается в динамике.

Восьмеричный путь

Буддисты знают, что для достижения Просветления необходимо следовать Благородному Восьмеричному пути. Он предполагает правильные:

  1. понятие;
  2. решительность;
  3. слова;
  4. поступки;
  5. образ жизни;
  6. усердие;
  7. осознанность;
  8. сосредоточение.

Каждая из этих ступеней очень важна, и для достижения цели нужно соблюдать их все. Будда говорил, что постигать их надо по очереди. Таким образом, сатипаттхана является «мостиком» между седьмым и восьмым пунктом – осознанностью и средоточением. Не практикуя ее, в перспективе невозможно освоить ни то, ни другое.

Значение сутры

«Сатипаттхана сутта» – священный текст об осознанности, 10-я книга в «Мадхима Никае». Ее особенно почитают приверженцы буддизма тхеравадинского толка.

Так, к примеру, в Цейлоне, даже когда буддизм угнетался властями и иностранной экспансией, люди хранили эти книги, и каждый экземпляр был невероятной ценностью. Из-за нехватки писаний они учили отрывки и тексты целиком. Даже сейчас особенно ортодоксальные буддисты-тхеравадины способны процитировать сутту и хранят ее на алтаре.

Она содержит подробные разъяснения, что такое тело, чувства, ум и его качества. Сутра также говорит о важности осознанного дыхания, которое на языке пали называется «анапанасати».

Упражнения в домашних условиях

Существует несколько практических техник, которые можно выполнять в домашних условиях или, например, на дачном участке. Первая – ходьба, медленная, размеренная, осознанная. При этом внимание нужно сфокусировать на каждое движение ног, фиксируя в мозгу: наверх, вперед, вниз.

Таким образом человек создает намерение, а потом умом дает соответствующую установку телу, то есть охватывается сразу два процесса. Ходьбой нужно заниматься на протяжении нескольких часов с небольшими перерывами.

Другой способ – слежение за дыханием и движениями живота при циклах дыхания. Выполнять упражнение нужно сидя, желательно в позе лотоса или полулотоса, довольно продолжительное время.

Обе техники можно совмещать по очереди. Практический комплекс недостаточно выполнить по одному разу, следует выделить на это хотя бы пару недель подряд.

При этом нужно соблюдать довольно строгий распорядок дня: ложиться спать до полуночи и подниматься в 6 утра, есть только до полудня, позже разрешается только вода, в редких случаях – легкая еда вроде яблока. Все остальное время следует упражняться и отказаться на весь промежуток медитативного курса от чтения, телевизора, интернета, алкоголя, курения, творчества.

Новичкам может быть сложно, но те, кто пробовал, отмечали положительные результаты. Однако для первого раза лучше прибегнуть к помощи опытного учителя.

Сатипаттхана – медитация, направленная на четырехчастную осознанность. Это одно из самых известных упражнений, которое способно успокоить ум, расширить его границы, а в итоге – избавиться от страданий и прийти к Просветлению. Оно является заветным ключиком на Восьмеричном пути, который будет полезен всем, кто хочет достичь счастья

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, нам удалось ответить на ваши вопросы и вы немного приблизились к пониманию практических основ буддизма. Если вам понравилась наша статья, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, рекомендуйте статью друзьям следите за обновлениями! Мы будем рады и дальше искать истину вместе с вами.

До скорых встреч!

О книге «МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА. Великое поучение об основах внимательности»

‘Поучение об основах внимательности’, или сутта, находится в двух местах палийского канона — в ‘Среднем собрании’, (‘Маджхима-никая’), как ‘Десятая речь’, и в ‘Длинном собрании’ (‘Дигха-никая’), как ‘Двадцать вторая речь’, где она носит подзаголовок: ‘Великое поучение об основах внимательности’ (‘Маха-сатипаттхана-сутта’). Эта вторая версия отличается от первой лишь пояснительными замечаниями о четырех святых истинах, вставленных в отведенный для этого раздел, озаглавленный ‘О созерцании объектов ума’. Вторая, более длинная версия избрана для воспроизведения в настоящей книге для того, чтобы в ее рамках представить читателю и основные истины учения Будды. Никакое другое поучение Будды, даже проповедь в Бенаресе, не пользуется в буддийских странах Юго-Восточной Азии, где распространено течение буддизма тхеравады, таким глубоким уважением и почитанием, как это ‘Поучение об основах внимательности’. Когда, например, на Шри-Ланке (острове Цейлоне) благочестивые миряне во время полнолуния или в другие праздники принимают на себя восемь монашеских обетов из десяти и проводят в монастыре ночь и день, они чаще всего в таких случаях повторяют наизусть ‘Сати-паттхана-сутту’ или пользуются ею для медитации. Почтенный сингалезский собрат по монашеству, достопочтенный Пьяналока, заботливый попечитель европейских монахов на Цейлоне, рассказывал автору, как в его родительском доме хранился текст Поучения, благоговейно обернутый в чистый платок. Нередко вечерами книгу вынимали из платка, и отец читал ее в семейном кругу; это был особый тщательно соблюдаемый обычай. Заботились также о том, чтобы читать текст Поучения умирающим — в качестве своеобразной последней духовной пищи.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА. Великое поучение об основах внимательности» бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *