Семейный тест отношений

Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине)

Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».

Для этого:

  • не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно;
  • предлагать ребенку «ранжировать» своих близких;
  • не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.;
  • надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать.

Методика используется в работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей. Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей семьи. Диагностическая задача – ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от ребенка ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится индивидуально. Ребенок приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка — машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Ребенок выбирает из фигур те, которые будут обозначать членов его семьи – детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.

«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, – сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. – В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза – «адреса» – на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. По этому человеку я скучаю.

4. По этому человеку я не скучаю.

5. С этим человеком я люблю играть, читать.

6. Иногда я боюсь этого человека.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):

1. Этот человек меня любит.

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек на меня злится и сердится.

5. Этот человек меня всегда жалеет.

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый и хороший.

10. Этот человек всегда все запрещает мне.

Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «…веселый», «…часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто-то из детей может адресовать послание «…я люблю», «…меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

Тест супружеских отношений

Шкалы: мера открытости в общении в супружеских отношениях

Назначение теста

Диагностика характера общения в семейной паре.
Инструкция к тесту
Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов.

Тест

1. Есть ли у Вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?
1. да;
2. нет, такой необходимости нет;
3. такое выяснение отношений бесполезно.
2. Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы сделать это прямо, без обиняков?
1. да;
2. да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка;
3. об этом не может идти речи.
3. Считаете ли Вы, что Ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
1. да;
2. не имею представления;
3. я в курсе всех его проблем.
4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
1. да;
2. не всегда, нужно выждать подходящий момент;
3. в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени.
5. Когда Вы разговариваете друг с другом, то следите за тем чтобы Ваши формулировки были точными?
1. да, я обдумываю, взвешиваю свои слова;
2. нет, мы говорим прямо то, что думаем;
3. высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому.
6. Когда Вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?
1. да, так часто бывает;
2. он просто не вникает в мои проблемы;
3. он всегда проявляет участие.
7. Принимает ли кто-то из Вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?
1. случается и так;
2. мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой;
3. мы решаем и обсуждаем все вместе.
8. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?
1. иногда это случается;
2. нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом;
3. друзья меня лучше понимают.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, Вы думаете о чем-то другом?
1. бывает и так;
2. нет, я слушаю внимательно;
3. если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание.
10. В разговоре Вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?
1. непременно;
2. обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует;
3. считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту
Баллы за каждый ответ начисляются в соответствии с таблицей:
Ответы Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 1 0 1 0 1 2 2 1 2 2
b 0 1 2 1 2 1 1 0 0 0
c 2 2 0 2 0 0 0 2 1 1
Интерпретация результатов теста
• от 0 до 10 баллов: в Вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.
• от 11 до 29 баллов: нельзя сказать, что в Вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых Вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых Вы не говорите, и Вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут…

Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики

Методика имеет две формы:

  1. для детей 4 – 6-8 лет;
  2. для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Вопросы теста

Форма для маленьких детей

Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка
0. Этот член семьи очень хороший.
1. Этот член семьи очень веселый.
2. Этот член семьи всегда помогает другим.
3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
5. Этот член семьи много шутит.
6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
8. С этим членом семьи хорошо играть.
9. Этот член семьи очень добрый.
Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек не очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
Нежные чувства, получаемые ребенком
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
Сильные положительные, с «сексуальным оттенком» чувства, получаемые ребенком
50. Этот член семьи любит баловать меня.
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
Материнская сверхопека
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
Отцовское сверхпотакание
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
Материнское сверхпотакание
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Литература:
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»

Этот тест для родителей, его можно использовать на индивидуальных консультациях или родительских собраниях.

Данный тест позволит оценить, насколько благоприятный климат в семье, насколько благополучны или неблагополучны взаимоотношения с детьми.

Для этого ответьте на вопросы:

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

Оценка взаимодействия в семье

3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?
11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Анализ ответов:
Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда»,— одним очком, отрицательный— нулем.

А теперь подсчитайте.

Если вы набрали более 20 очков, ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

Если от 10 до 20 — удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 — ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.

Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы.
Это необходимо и вам и вашим детям.

В российских аптеках на следующей неделе должны появиться первые зарегистрированные для розничной продажи лекарства от ковида. До сих пор считалось, что лечить тяжелые случаи опасной инфекции необходимо в стационарах под присмотром врачей. Но слишком часто болезнь приобретала эти тяжелые формы потому, что терапия начиналось запоздало. Видимо, это и послужило причиной разрешить продавать лекарства от коронавируса в аптеках, чтобы их смогли приобрести те, что борется с заразой амбулаторно.

Все зарегистрированные средства сделаны на основе действующего вещества фавипиравир. Изначально оно было разработано японскими учеными, но срок патентной защиты истек, и теперь производить аналогичные средства могут все желающие. Российские фармкомпании взяли за основу японские наработки, добавили свои – и теперь у нас целых три антиковидных препарата разрешены к продаже в аптеках: «Авифавир», (производитель «ХимРар» с финансовым участием Российского фонда прямых инвестиций, «Коронавир» («Р-Фарм»), «Арепливир» («Промомед»).

В пятницу была объявлена цена на арепливир — 12320 рублей. У многих потенциальных покупателей это вызвало шок – это, вообще-то, на 200 рублей выше прожиточного минимума в 2020-м году. Многие семьи в регионах живут на такую сумму в течение месяца. Конечно, вывод нового лекарства на рынок – очень дорогостоящий процесс: научные исследования, производство, многолетние оплачиваемые клинические исследования на десятках тысяч людей. Но здесь-то процесс создания и регистрации был максимально упрощен! Неужели это – цена за срочность и важность?

Гендиректор фармкомпании-разработчика «Промомед», выпускающей арепливир, Андрей Младенцев объяснил РИА «Новости», что снизить стоимость они пока не имеют возможности:

«Эта цена тем или иным образом связана с ценой поставки в лечебное учреждение. У нас не могут быть две разные цены для бюджета и для розницы, поэтому это та цена, которая фактически сформировалась», — пояснил Младенцев.

Эксперт фармрынка Николай Беспалов видит главную проблему не в стоимости лекарства:

— Если исходить из ситуации, спрос на препарат во всем мире очень высок. И он вряд ли может стоить слишком дешево, учитывая международную обстановку и ситуацию в эпидемиологическом отношении, — рассказал он в интервью Радио «Комсомольская правда». — Но другое дело, что это средство не должно применяться бесконтрольно. Это не аскорбинка. По большому счету, его можно назначать только под контролем лечащего врача. Понятно, что не обязательно его назначать только в стационарах, но однозначно выписывать рецепт должен врач. Я считаю, что пациент по собственному наитию не должен иметь возможность приобретать этот препарат и использовать. Меня в данном случае смущает больше этот аспект вопроса.

Вирусолог, доктор медицинских наук Анатолий Альтштейн также не слишком шокирован ценой арепливира, но по другой причине:

— На самом деле, все равно, сколько будет стоить этот препарат, — признался Радио «КП» вирусолог, доктор медицинских наук Анатолий Альтштейн. — Потому что он еще не доказал свою эффективность. Он уже несколько месяцев в России есть, а о каких-то его исследованиях двойным слепым методом не сообщалось. А в Японии сделали такое исследование в апреле-мае (с фавипиравиром – прим. Ред.). И нашли, что он неэффективен. Самое главное для лекарства – это не стоимость, хотя это тоже важная характеристика, но самое важное – эффективное это лекарство или нет, лечит оно или нет. Если лечит, можно найти технологические пути, чтобы сделать его более дешевым. А если оно не работает, то смысла в нем большого нет, кроме коммерческого.

Поздно вечером появилось сообщение Минздрава: фавипиравир вот-вот будет внесен в перечень жизненно-важных лекарств, после чего его предельная стоимость будет зафиксирована. Посмотрим, на каком уровне.

Вакцина от коронавируса готова!

Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса. Прививку уже испытала одна из дочерей Владимира Путина

От коронавируса разрешили лечиться на дому двумя российскими лекарствами: что нужно знать

До сих пор эти препараты можно было получать и применять только в больнице под присмотром врача, а теперь они появятся в аптеках (подробности)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *