Шамси табрези

Биография Шамса
Шамс ад-Дин Мухаммед ибн Али ибн Маликдад Тебризи, известный азербайджанский поэт и мыслитель, один из авторитетнейших суфиев своего времени, родился в Тебризе. Биографических данных о Шамси Тебризе очень мало, а все, что известно покрыто ореолом таинственности. Некоторые биографы даже приписывают ему происхождение из шахского рода. Из его произведений и суфийской деятельности, по крайней мере, видно, что он получил очень хорошее богословское образование.
Благодаря высокой эрудиции и таланту учителя Шамс еще будучи молодым получает имя «Мюршиди камил» («Cовершеннейший мюршид»). Он отличается необычной физической красотой и духовной чистотой. «Нежный как дух, солнце истины и религии Шамс ад-Дин Тебризи», говорит о нем известный иранский ученый Мухаммедали Тарбийат.
У Шамса много мюридов. Среди них известные шейхи Абу-Бекр Салабаф Тебризи, Рукнаддин Саджаси и другие. Носит он всегда черное войлочное одеяние. Шамс Тебризи много путешествует, останавливаясь большей частью в караван-сараях.
Встреча Шамса с Руми
Двадцать шестого ноября 1244 года в турецком городе Конье, остановившись в караван-сарае рисоторговцев, Шамс встречается со знаменитым впоследствии поэтом Джалал ад-Дином Руми, и они становятся друзьями . Место встречи Шамсаддина с Руми современники, очень образно, назвали Встречей двух Морей — Мардж аль-Бахрайн. Как пишет Радий Фиш:
«был обычный осенний день. Не сошлись в битве в тот день великие армии, чтобы решить судьбу империй. Не взошел на престол основатель династии, которая повелевала миллионами. Не был открыт ни новый континент, ни новый вид энергии. Ничего, что поразило бы воображение и сразу заставило бы людей запомнить эту дату, не случилось в тот неимоверно далекий теперь день. Просто встретились два человека. Но чем дальше отступает во тьму веков тот день, тем необычней кажутся последствия этой встречи. Встреча двух людей, которые открыли себя друг в друге, поняли, полюбили, — всегда чудо, может быть, самое удивительное из всех чудес. Но день их встречи остается обычно великой датой лишь в личной судьбе этих людей.
Два человека, встретившиеся в Конье семьсот с лишним лет назад, не только открыли себя друг в друге, они совершили еще одно великое открытие — Человека для Человечества. Не будь этой встречи, по-иному чувствовали, думали бы десятки миллионов людей — от Средней Азии на севере до Аравии на юге, от Индонезии на востоке до Северной Африки на западе…
В этот день родился для мира один из величайших поэтов земли — Джалал ад-Дин Руми, воплотивший в своей поэзии верования, чувства и предания народов огромного региона и выразивший в ней с небывалой силой величие человеческого духа в его бесконечном стремлении к совершенству».
Несколько слов о Руми
Отец Руми руководит мечетью и преподает в медресе. Там его окружают многочисленные мюриды. В этой среде формируется религиозное мировоззрение Руми. После смерти отца Джалал ад-Дин занимает его пост в медресе. Материально он хорошо обеспечен, женат и продолжает свои изыскания по теории суфизма. Когда в Конью приезжает знаменитый сеид Бурханеддин Мухаккики Термези, Руми выбирает его своим духовным наставником (мюршидом). Через некоторое время Джалал ад-Дин отправляется в Дамаск на учебу. После завершения учебы он возвращается в Конью и продолжает учебу у своего суфийского наставника. Вскоре, однако, этот наставник умирает и Руми сам приступает к проповедям. Именно в это время Шамс ад-Дин Тебризи знакомится с Руми. Это знакомство стало переломным пунктом в биографии будущего великого поэта Джалал ад-Дина Руми, сыграло решающую роль в формировании его мировоззрения.

Учёба Руми у Шамса
Внешность Шамса, его высокие человеческие качества, глубокая преданность идеям суфизма увлекли Руми. Его охватывает не человеческая, всеохватывающая любовь к Шамс ад-Дину. Руми делает его своим духовным наставником, бросает свои научные занятия, отказывается от должности в медресе и весь отдается своим чувствам. Все свободное время они вместе с другими последователями Шамса участвуют в музыкальных суфийских собраниях, в ритуальных дервишских танцах. Присутствие Шамса помогает Руми в его стремлении к общению с богом. Руми охватывают такие сиьные чувства, что он начинает писать стихи, многие из которых посвящаются Шамсу:
Я, как Меркурий падок был до книг.
Я перед писарями восседал.
Но опьянел, увидевши твой лик,
И перья тросниковые сломал,
Слезами рвенья и труда свершая омовенье,
Твое лицо я сделал киблой для моленья.
Коль жив останусь без тебя,
Спали, спали меня дотла.
И голову с меня долой,
Коль разум будет в ней не твой.
Я в Каабе, в церкве и в мечети молюсь тебе.
Ты — цель моя там, в небесах, здесь, на земле.
Вкусил от хлеба твоего и сыт, как никогда.
Хлебнул глоток твоей воды, и не нужна вода.
Кого ты сам боготворишь, тот и тебе цена.
Как счастлив, счастлив, счастлив я, тебя боготворя.
Разлука с Шамсом
Родные Руми и особенно его мюриды, которым он перестает уделять внимание обеспокоены его состоянием и всячески пытаются разлучить духовных братьев. 15 февраля 1246 года Шамс ад-Дину приходится тайно от Руми покинуть Конью. Шамс ад-Дин поселяется в Дамаске и старается не напоминать Руми о себе.
Отъезд Шамса не спасает положения. Руми очень тяжело переживает разлуку. Он порывает с обществом, замыкается в себе. Печаль разлуки придает особую силу его стихам. Наконец, Руми узнает о месте пребывания Шамси. Это известие возвращает его к жизни. Видя это, друзья поэта просят сына Руми — Султана Валида поехать в Дамаск за Шамс ад-Дином Тебризи. Руми с Султан Валидом посылает Шамсу письмо и тот, наконец, соглашается вернуться:
О, ступайте скорей и найдите,
Приведите любимого друга домой.
Луноликого к нам заманите
Сладкой речью и песней златой.
Его слово могуче и зрело
Может реки он вспять повернуть.
Обещаньям его и отсрочкам
Не давайте себя обмануть.
Лишь бы он подобру-поздорову
Возвратился и в дверь постучал.
И тогда вы узрите такое,
Что ни разу сам бог не видал…
Возвращение Шамса
В Конье Шамса встречают с большими почестями и устраивают в его честь торжества. Дружеские отношения Шамса и Руми восстанавливаются. Руми опять все время проводит с Шамсом, не отпускает его от себя ни на минуту. Шамсаддин Тебризи женится на дочери Руми — Кимийе.
Гибель Шамса
Однако недруги вновь настраивают общественное мнение против Шамса. И ему приходится опять покинуть Конью, на этот раз навсегда. Он исчезает также таинственно, как и появился. Очевидно, Шамса убили мюриды Руми, и то ли сбросили в колодец, толи похоронили рядом с его отцом.
Придя утром в медресе, Руми никого там не находит. Он долго и тщетно ищет Шамса. Горе его беспредельно, но Солнце (по-персидски «шамс») для него зашло навсегда.

Преображение Руми
Душевное потрясение безгранично, однако происходит чудо. У Руми хватает сил воскресить своего наставника так, что он остается жить в веках. Он создает один из самых удивительных памятников любовной лирики в мире, написанный от имени своего духовного наставника — «Диван Шамса Тебризи».
Молодой ученый бросает суфийские изыскания и окончательно превращается в поэта по имени Шамс ад-Дин Тебризи. М.И. Занд пишет:
«создание ‘Дивана’ (собрания стихотворений) и каждого стихотворения в отдельности не от своего имени, а от имени Шамс ад-Дина Тебризи ни в коей мере не было для Джалал ад-Дина Руми поэтическим приемом или данью памяти пропавшего без вести друга: потеряв Шамса в макрокосме материального мира, поэт находит его в микрокосме своей души. И этот обретенный поэтом в себе наставник диктует ему песни, а сам Руми выступает его передатчиком — рави. Но это и его собственные песни, поскольку они зародились в его душе. Таким образом, Джалал ад-Дин в одно и то же время тождествен и нетождествен возглашающему его устами Шамс ад-Дину. Поэтому Шамс, выступая субъектом, автором, лирическим героем стихов дивана, одновременно выступает и объектом их в первом, интимно-лирическом, но здесь уже символизировано осложненном плане осмысления».
Общение с Шамс ад-Дином Табризи позволяет Руми найти новый путь мистического познания. Однако, окончательно, орден складывается уже после смерти Джалал ад-Дина Руми. Называют его Мавлавийа, в честь Руми, от его титула мавлана («наш учитель»). Творчество Руми и орден Мавлавийа оказали огромное влияние на «развитие религиозно-философского и поэтического мышления народов Востока».
Кроме того, орден стал знаменит дервишскими плясками, введенными еще Шамс ад-Дином. Европейцы называли танцующих дервишей этого ордена «вертящимися» или «пляшущими» дервишами. Ученики-мюриды Шамса Тебризи собрали его сочинения в книгу под названием «Мегалет».
______________________________________
Вл. Гордлевский, «Государство Сельджукидов Малой Азии», Изд-во АН СССР, Москва-Ленинград, 1941.
Э.Д. Джавелидзе, «У истоков турецкой литературы», «Мицниереба», Тбилиси, 1979.
Радий Фиш, «Джалаледдин Руми», «Наука», Москва, 1985.
М.И. Занд, «Шесть веков славы», «Наука», Москва, 1964.

Одним из самых выдающихся поэтов Востока XVII века был Саиб Тебризи, писавший на
азербайджанском и фарсидском языках.
Мирза Мухаммед Али Саиб Тебризи родился в 1601 году в городе Тебризе — столице
Азербайджана, где получил начальное образование. Отец его Мирза Абдулрагим был купцом и, как пишет известный тазкирист Насрабади, считался одним из коммерсантов, «заслуживающих доверия».
Дядя со стороны отца Шамс ад-Дин Мухаммед Тебризи был великолепным каллиграфом,

прославившемся на Востоке под именем Ширин-калам (Сладкое перо).
Тебриз, в царствовании Тахмасиба, в конце шестнадцатого века, был оккупирован османами.
После его освобождения Шах Аббас переселяет многих тебризцев в Исфаган. В их число попадает и отец Саиба. Там Саиб продолжает образование и свою поэтическую деятельность. Педагогами его
являются выдающиеся ученые того времени Каши и Шафаи. После окончания учебы его уже знают в Исфагане, как образованнейшего человека и талантливого поэта. В дальнейшем, образование, как это
было принято в те времена, Саиб продолжает в путешествиях. Он посещает Мекку и Медину, оттуда едет в Турцию. Там он встречается с учеными и поэтами, знакомит их со своим творчеством.
В Исфагане, куда Саиб вскоре возвращается, поэта встречает холодный прием и в 1625 году он уезжает в Индию. Из Исфагана он едет в Кабул. Правитель Кабула, Мирза Ахсанулла Навваб, известный
в поэтическом мире под псевдонимом Зафархан, принимает Саиба, как дорогого гостя у себя во дворце.
В 1630 году Зафархан везет Саиба с собой во дворец могольского шаха Джахана (Шах Джахан стал в дальнейшем известен всему миру по мавзолею, построенному им своей жене Тадж Макал) Шах Джахан принимает поэта с большими почестями и удостаивает его почетного звания.
При дворе Саиб встречается с выдающимся азербайджанским врачом и поэтом автором
знаменитой поэмы «Гюльшен и Варга», написанной на азербайджанском языке — Масихи, который здесь выполняет обязанности главного врача шаха. Дружба поэтов продолжается много лет и положительно влияет на творчество обоих поэтов, хотя многие тазкиристы Масихи называют учителем Саиба. Саиб
очень высоко ценит творчество Масиха и является одним из первых составителей его «Дивана», сразу после его смерти. Тазкирист Мирза Тахир Насравади пишет, что в доме Саиба имелось десять
«Диванов» Масихи.
За Сахибом в Индию приезжает отец с разрешением вернуться поэту в Исфаган. В 1633 году Зафархан ставший уже правителем Кашмира отпускает Сахиба на родину, Однако, по ряду причин в Исфагане поэт долго не задерживается и опять отправляется в путешествие. Он посещает Мешхед, Гум, Казвин, Йезд, Ардебиль, Тебриз после чего опять возвращается в Исфаган. Здесь Саиба с большими
почестями встречает и приглашает во дворец шах Аббас II (1642-1666 г) Во дворце Саиб становится «малики-шуара» — главой дворцовых поэтов. Здесь он пишет лирические стихи и касыды.
Саиб Тебризи создает новое направление в поэзии которое иранские исследователи называют «Исфаганским стилем». Здесь же следует отметить что в Индии его называют основателем «Индийской
школы» фарсоязычной поэзии.
При дворе Саиб в своих касыдах и эпических произведениях воспевает военные подвиги шаха.
Особенно высоким художественным уровнем выделяется поэма «Кандахар-намэ». Она посвящается военному походу шаха Аббаса II в Афганистан и взятию Кандахара в 1649 году. После прихода к власти шаха Сулеймана (1666-1694 гг.) отношение к Саибу при дворе резко
меняется в худшую сторону и он уходит из дворца. Последние десять лет жизни Саиб посвящает приведению в порядок и систематизации своих произведений. Он создает тематические сборники своих стихов: «Мир’атул-джамал», «Арайишенигяр» и «Ваджибюль-Хифз».

Саиб оставил огромное поэтическое наследие. Некоторые исследователи считают, что он составил около 300 тысяч (двустиший). Видный азербайджанский ученый Мухаммед Али Тарбийат в
своей книги «Выдающиеся деятели Азербайджана» пишет, что он сам видел его «Диван» в 120 тысяч 6ейтов (не считая поэм).
Умер Саиб Тебризи в 1677 году в городе Исфагане где и похоронен.
Творчеством Саиби Тебризи интересовались, в свое время Сейид Азим Ширвани, Гусейн
Эфенди Гаибов, Ф. Б. Кочарли, академик Араслы, Азероглы. Творчество Саиба исследуется очень интенсивно в Иране, Индии и на Западе. Все исследователи, как один, признают талант Саиби и его
выдающуюся роль в поэзии Востока. Известный чешский востоковед Ян Ринка считает, что после Хафиза и Саади, Саиб Тебризи является самым ярким поэтом. Академик А. Крымский считает, что Саиб
был учителем поэтов Ирана XVII века. Академик Бертельс видит в Саибе Хафиза XVII века. Видный индийский ученый Шибли Неман считает Саиба последним крупным поэтом Ирана. Очевидно, здесь
надо добавить — последним поэтом старой школы. В истории литературы известна закономерность. Чем выше авторитет поэта тем больше бывает городов и стран называющих его своим. Так было с Гомером,
Низами, Насими, Шекспиром и многими другими. Споры продолжаются много веков и наверное никогда решены не будут, так как такие люди принадлежат всему человечеству. Судьба Саиба сложилась несколько иначе. Своим поэтом его считают
Азербайджан, Иран и Индия и никто друг у друга это право не оспаривает, так много поэт сделал для этих стран, хотя Саиб всегда подчеркивал роль Тебриза в формировании его поэтического дарования,
указывал на свое тебризское происхождение, восхвалял красоту этого города:
Если Саади — из глины Шираза.
То Саиб из чистой земли Тебриза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *