Шииты и сунниты отличие

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм – исламское течение, в котором Али ибн Абу Талиб (р.а.) вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Мусульмане, в отличие от людей другой веры, более религиозны и более сплочены. Но, уже на протяжении почти 1400 лет их религиозное сообщество разделилось на разные течения и направления и это несмотря на то, что мусульмане непоколебимы в своих традициях, обрядах, порядках и обязанностях, потому, что основатель ислама — Мухаммед — всё четко расписал в Священной Книге, которая для мусульманина — Закон и воля Аллаха.

Несмотря на то, что в Коране написано,

Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь,

деление произошло.
Сунниты и шииты — это два наиболее крупных и влиятельных направления в исламе. Раскол произошёл в 632 году после смерти Пророка Мухаммада, когда встал вопрос о возможном его преемнике на пост правителя мусульманского государства, духовного лидера мусульман.

Большинство были за выборность, за уважаемого ближайшего сподвижника Пророка — Абу Бакра ас-Сиддика. Они и стали суннитами.

Меньшая часть поддерживала преемником зятя Пророка, его родственника. Они стали шииты.

Выбрали первого, за которого было большинство.

Так Абу Бакр стал первым в истории ислама праведным халифом.

В современном мире мусульман — 90% сунниты.

У них тоже есть разные течения и школы, имеющие своих основоположников-толкователей, но в целом, они не противоречат, взаимодополняют друг друга.

Например, в одном течении нельзя есть конину, в другом нет строгого запрета.

Шиизм остаётся значительной частью ислама, которого придерживаются те, которые считают себя потомками и законными преемниками Пророка.

В мире мусульман приблизительно 10% шиитов.

Несмотря на то, что их меньше, их общины крепкие, они есть во всех мусульманских странах.

В шиизме тоже немало направлений, отношения между ними не всегда гладкие. В основном, все споры о потомках Пророка, праведные имамы или нет.

Сунниты и шииты. Фото из открытого источника: www.kommersant.ru

Самые значительные различия суннитов и шиитов Сунниты считают, что правителем и духовным наставником мусульман должен быть мусульманин с необходимыми знаниями и непререкаемым авторитетом среди мусульман. Шииты считают, что правителем могут быть только прямые потомки Пророка.

Сунниты почитают только Пророка Мухаммада, как Посланника Всевышнего. Шииты и Мухаммада, и всех последующих потомков почитают, как посланников от Всевышнего.

Есть у них и конкретное своё толкование некоторых сур Корана. Не будем в это углубляться.

Главное, что два этих сообщества мусульман столетиями противостоят друг с другу, а те, кому выгодно, в нужный момент дергают за ниточки противоречий, вызывая вражду на религиозной почве.

Споры могут возникнуть из-за того, как праздновать праздники, как относиться к иноверцам, какой размер бороды носить, как проводить паломничество ит.п.

Потому так долго и трудно примиряются в Афганистане, Ливии, Сирии.

А лучше бы дружить и жить в мире.

Молодые в ОАЭ. Фото из открытого источника: pravovcem.ru

Кстати, семья президента Сирии — шииты алавитского направления, то есть из меньшинства, но потомки. Некоторые строят на этом своё недовольство.

Спасибо, что дочитали. Если узнали что-то новое, ставьте лайк и подписывайтесь. До встречи.

Джума:

— Приветствую всех! Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только.

Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов .

Рушан Рафикович, добрый день!

Аббясов:

— Добрый день!

Джума:

— Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению. Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают.

Аббясов:

— Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде.

Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет. Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины.

Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения.

После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму. И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти. И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди – известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы.

Тегеран. На снимке: муллы идут слушать проповедь аятоллы Али Хаменеи, духовного лидера Ирана. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама.

Аббясов:

— Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать. И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение. Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам – это именно религия мира, добра и добрых отношений.

Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками.

Ближайшие сподвижники – это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку. Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву. Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву.

Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком. Но при этом ислам – это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.

Иран. Тегеран. Поминки. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Опять же, не всех людей.

Аббясов:

— Не всех.

Джума:

— Не всей уммы.

Аббясов:

— И тут одна группа людей, когда возник острый вопрос, что должен быть руководитель, амир общины, они разделились. И сказали, что нет, должна быть родственная преемственность. И один из сподвижников пророка – это стал Али, которого они посчитали близким человеком. И сказали, что он должен возглавить мусульманскую умму, так как он был двоюродным братом пророка. И он же был зятем нашего пророка.

Джума:

— Я так понимаю, противоречия чисто политического характера.

Аббясов:

— Только политического, ибо даже слово «шиа», что называем сегодня «шииты», оно в переводе с арабского как некая партия. Это небольшая группа людей, которая в какой-то мере из-за своих политических воззрений, а как я сказал, основная причина, кто должен возглавить мусульманскую общину. И вот эта группа людей, которые называли себя «шиа», то есть, отделившаяся партия, они сказали, что обязательно должен выбираться человек из числа потомков пророка Мухаммада. А такой человек был. И считали, что он должен был возглавить мусульманскую общину и стать первым халифом. Это Али, то есть, праведный Али, который потом стал праведным халифом, но не первым. Он был двоюродным братом пророка и зятем. И от Фатимы и Али пошло потомство пророков. Это по женской линии, все-таки. По исламской традиции можно сказать, что родственные отношения передаются по мужской линии. Но вот у пророка было два внука. В детстве сыновья пророка, к сожалению, покинули мир по воле Всевышнего. И у него только от дочери Фатимы, которая была замужем за Али, пошли двое детей: Хасан и Хусейн, которых пророк очень сильно любил.

Еще раз подчеркну, это не религиозное деление. Если сравнивать с христианством: православие и католицизм, то там больше на религиозной основе произошло деление. В исламе на политической основе.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Халифата же давно нет! А вражда и недопонимание все еще остались. Почему так? И с какого периода началась именно вражда? Вооруженное столкновение между вот этими двумя направлениями? В том же Ливане недавно произошел теракт, в шиитском районе. Почему так? Когда все началось?

Аббясов:

— Началось, к сожалению, все тогда же, в седьмом веке. Уже одно из таких ярких событий: произошла мученическая смерть внука пророка. Пророк очень любил своих внуков. И то, что от рук самих мусульман погиб Хусейн…

Джума:

— Битва при Кербеле.

Аббясов:

— Да. Произошла страшная битва. И сегодня, например, шииты, помимо того, что отмечается в исламе два крупных праздника Ураза и Курбан Байрам, то Ашура, есть такой праздник – это месяц, когда начинается новый год по мусульманскому летоисчислению. В этот период мы видим, что произошла мученическая смерть внука пророка Хусейна. И мусульмане-шииты сегодня данное событие считают, как траурное событие. И мы видим, что иногда они себя истязают, бьют, вспоминая о событиях, что они не смогли защитить внука пророка.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, мы очень часто бываем на разных мероприятиях, на конференциях. И между учеными исламского мира, а мы сидим все за одним круглым столом, мы общаемся, мы встречаемся, обсуждаем разные темы, где присутствуют и сунниты, и шииты. Ливан возьмем, Ирак. Там есть целые советы мусульманских ученых, где присутствуют как сунниты, так и шииты. Да, каждый в своем убеждении считает себя правым, но это в любой религии каждый считает, что он идет правильным путем. Но при этом в исламе есть очень четкое понимание того, что ты насильственно ни в коем случае не имеешь права навязывать свою точку зрения.

Но мы видим, что сегодня есть силы, которые пытаются применять систему «Разделяй и властвуй». И, к сожалению, используют вот этот фактор именно религиозного обоснования – конфликтности между суннитами и шиитами.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Причем, как с той, так и с другой стороны! Вспоминают исторические недоразумения, и на фоне этого идет вражда.

Аббясов:

— Именно так. И я думаю, что тут сильная политическая подпитка для того, чтобы развязать конфликт. Например, вспоминаю одну из этих встреч высшего исламского совета Ирака. Они приехали после свержения режима Саддама Хусейна. И они сказали следующее, а там председатель совета шиит, а его первый зам, как генеральный секретарь, представляет суннитскую часть. Они сказали следующее: я шиит, я готов быть суннитом. А суннит говорит: я суннит, но готов быть шиитом. У каждого есть свои убеждения, мы следуем предписаниям, которые есть, но у нас нет момента конфликтности. Мы, как ученые, призываем наши общины не конфликтовать, не проливать кровь, не сеять раздор. При Саддаме Хусейне, говорят они, было тяжело. Но сейчас, когда к нам вторглись военные США, Запада и так далее, нам стало в сто раз хуже. Притом, тогда мы более-менее жили, у нас не было конфликта, не допускали внутреннюю подоплеку конфликтности. Сейчас же специально развязывают, искусственным путем. Это были слова высшего совета исламского в Ираке.

Мы сегодня видим, что, к сожалению, некоторые политики в ряде государств применяют именно этот способ, когда пытаются развязать для своих внутренних политических целей конфликтность между суннитами и шиитами, как вы правильно отметили, вспоминая те или иные эпизоды истории, трактуя их в том или ином контексте. Тем более сегодня, как мы видим, это очень легко делается, применяя интернет, соцсети, настраивая одну группу против другой. И создавая вражду и конфликты.

Сирия. Дамаск. Женщина с детьми. Большинство жителей Сирии — сунниты.Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

Джума:

— Такой самый примитивный способ – зажечь толпу.

Помимо политических, идеологических, подчеркиваю, не религиозных различий, существуют ли какие внешние различия? В одежде, в поведении? В ритуалах?

Аббясов:

— В первую очередь хочу сказать, что нас объединяет. У нас нет ярких различий, например, как в том же христианстве. Нас объединяет вера в единого бога, чтение одного Корана, у нас нет второго издания Корана. Мы чтим Коран, его читаем, трактуем. И вера в пророка и посланника Всевышнего Мухаммада.

Конечно, есть определенные факт различий. Но больше, если посмотреть, они носят… Если в одежде, то это может быть в целом национальные приоритеты. Мы можем посмотреть, где у нас шиизм распространен? Иран. Если что-то ближе к нам, в арабских странах это Ирак, Ливан, Бахрейн. Если посмотреть наших соседей из бывшего СССР, это Азербайджан, где существенная часть населения именно шииты.

Джума:

— И понемножку они везде.

Аббясов:

— Да. Живут. И мы молимся в одних мечетях. Есть, конечно, в некоторых странах отдельные шиитские мечети. Например, у нас в Москве так же был построен комплекс в Отрадном, где есть отдельно суннитская и шиитская мечеть. Но при этом, подчеркну, что сунниты спокойно могут молиться в шиитских мечетях и наоборот.

Иран. Тегеран. На улицах висят знаки о запрете фотографированияФото: Анатолий ЖДАНОВ

Джума:

— Так везде? Я знаю, что вы четыре года жили в Катаре. Там так?

Аббясов:

— Когда я учился, сильных напряжений не было. Единственное, сейчас могут быть какие-то, на мой взгляд, геополитические моменты.

Мы заходили и в шиитские, и в суннитские мечети. Мы молились спокойно и не было проблем.

Внешне мусульмане сильно не отличаются. Единственное, есть особенности в поклонениях. Мусульмане все чтят пятикратную молитву, например, а в шиизме есть в некоторых мазхабах, течениях. У нас, помимо того, что есть два основных течения, идут определенные школы. В суннитском толке это четыре основных мазхаба: ханафи, шафи, ханбали, малики. Это все идет от названий ученых, которых разработали. В шиитском направлении, насколько мне известно, там около 12 основных.

Джума:

— Самое крупное – это джафари.

Аббясов:

— Да. Джафаритский мазхаб.

Есть небольшие различия в молитвах.

Турция. Стамбул. Большинство жителей Турции являются суннитами.Фото: Антон ПИКУС

Джума:

— А какие?

Аббясов:

— Например, пятикратная молитва. Шииты могут объединять. Совершается пять молитв у шиитов, но в пяти промежутках времени. Каждая молитва в определенное время. Например, в шиитских некоторых мазхабах есть объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. По времени. Но при этом, опять же, пять молитв.

Джума:

— Но правонарушением это не считается?

Аббясов:

— Мы знаем, что есть пять молитв. Например, когда сунниты отправляются в путь, то им тоже дозволено объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. В одно время совершить две молитвы. Но сам всевышний, как справедливый судья, рассудит всех.

Некоторые моменты поклонения. Про намаз. Даже слово «намаз» в фарси имеет персидское значение. Арабское «саляф». У нас настолько все переплетено. Мы понимаем друга друга и совершаем совместные молитвы.

Есть определенные тонкости в отношении молитв: кто как совершает, но основные моменты соблюдены. Это стояние и чтение суры с Корана, поясные и земные поклоны, восхваление Всевышнего. И пророка. И дополнительно некоторые мазхабы шиизма восхваляют так же Али. Приверженность потомства, родственных уз с пророком.

Джума:

— Как и перевод: люди дома, ты дома пророк.

Аббясов:

— И считается, например, имам. Если в суннитских направлениях имам избирается из числа уммы, то в шиитских мазхабах предпочтение отдается родственности. Но при этом и у суннитов это так же почитается, чтобы… Мы, например, знаем несколько лидеров, например, король Марокко, Иордании. Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада.

Джума:

— Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия?

Аббясов:

— Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация – ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов.

Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти.

Чечня. Девушки на улице. Все мусульмане России являются суннитами.Фото: Евгения ГУСЕВА

Джума:

— Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть!

Аббясов:

— Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество.

Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Рамзан Ахмедович Кадыров вообще сказал, что называйте из Иблисским государством, если хотите сохранить аббревиатуру ИГИЛ. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры.

Джума:

— Перевод такой же?

Аббясов:

— Да. Но так же слово «даеш» — это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.

У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру.

Джума:

— Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии, например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?

Аббясов:

— Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.

В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения.

Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.

Джума:

— Различия чисто такие… Адаты. Традиции.

Аббясов:

— Да. У нас в России ислам – это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан – призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси (988 год). Волжская Булгария – именно оттуда пошло зарождение.

У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся.

У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.

Джума:

— Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином?

Аббясов:

— Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний – обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации!

Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего. И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя».

Джума:

— Спасибо вам большое!

Аудио:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *