Слуховое сосредоточение

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение Слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.

Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название Госпитализма.

Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием

Первый период в жизни человека – Новорожденность (0–1–2 месяца). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от внутриутробного способа существования к относительно самостоятельной жизни в новой, чрезвычайно разнообразной и сложной среде, переход с биологического к социальному типу развития, при котором источник, движущие силы, форма развития уже иные. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся резким изменением условий жизни: относительно холодная родильная палата (при отсутствии у младенца сложившейся системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней веса, составляющая 5–6 % от первоначального. В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни. Обычно через 7–11 дней после рождения ребенок набирает первоначальный вес, с которым он родился, что принято считать медицинским критерием конца кризиса новорожденности.

С точки зрения Л. С. Выготского , новорожденность – это Промежуточный период между внутри– и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:

1) питание ребенка, он питается продуктом материнского организма, хотя и должен самостоятельно его «добывать» – сосать;

2) недостаточная дифференциация сна и бодрствования: ребенок 80 % времени проводит во сне, однако сон его носит беспокойный, прерывистый и поверхностный характер;

3) эмбриональная поза: ребенок находится во внутриутробной позе во время сна и бодрствования;

4) двигательные особенности: многие рефлексы новорожденного – атавистические, через несколько месяцев они исчезают;

5) недоношенность или переношенность (рождение ребенка через 280 дней ±40 дней) существенно не влияют на его развитие.

Л. С. Выготский говорит о «Рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного», которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения). Ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя, скорее, чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода, по мнению Л. С. Выготского, является становление Индивидуальной психической жизни новорожденного .

Новорожденный совершенно беспомощный, у него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека. Однако нельзя недооценивать возможности новорожденного. Новорожденные дети обладают целым рядом сложных Врожденных рефлексов, которые важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы и составляющие физиологическую основу психической деятельности младенца. Все рефлексы новорожденного можно разбить на четыре класса:

• рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхательной, пищеварительной, выделительной);

• защитные рефлексы (зажмуривание глаз, кашель);

• ориентировочные (реакция на новый стимул);

• атавистические, которые, являясь наследием наших далеких предков, исчезнут к концу 2–4-го месяца.

В табл. 4.1 приводится краткая характеристика наиболее важных безусловных рефлексов новорожденного.

В период новорожденности построение индивидной организации осуществляется по следующим основным направлениям :

• совершенствование и усиление функционирования отдельных структур (акт сосания);

• интеграция отдельных компонентов в единый функциональный комплекс (пищевая система: интеграция ориентировочно-пищевых движений головы, губ, языка, интенсивное и продолжительное сосание, координация дыхательных, глотательных движений с актом сосания);

• возникновение новообразований (поза новорожденного: положение новорожденного внешне сходно с внутриутробным положением плода, но у него усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении).

В настоящее время известно немало фактов, свидетельствующих о способности новорожденных к научению. Уже в первые дни жизни младенцы чрезвычайно своеобразно реагируют на речь взрослых, двигаясь в такт с ритмикой произносимых слов (покадровый анализ видеозаписей обнаруживает подобные движения рук или пальцев новорожденных). Оказалось, что и взрослые, обращаясь к младенцу, совершают аналогичные микродвижения, причем ритмы движений младенца и близкого взрослого совпадают. Эта способность получила название синхронного взаимодействия . У новорожденных обнаружена также способность к подражанию: способность к имитации лицевых движений (высовывание языка, открывание рта, выпячивание губ); способность к имитации движений пальцев рук и имитации эмоций .

Сенсорные процессы новорожденных с первых дней жизни осуществляют элементарный анализ воздействий среды по качеству, интенсивности раздражителей, их соотношению в пространстве и во времени, хотя степень тонкости различения намного уступает не только взрослому человеку, но и детям более старшего возраста .

Зрение новорожденного представляет собой наименее зрелый из всех младенческих органов чувств. Новорожденные нечетко видят объекты, находящиеся на различных расстояниях; движения глаз новорожденного короткие и скачкообразные (плавные движения глаз развиваются лишь к 2-месячному возрасту) и ограничиваются близлежащей областью; глаза новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние (только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, воспринимаются в фокусе, что как раз совпадает со средней удаленностью лица матери от младенца, когда он находится у нее на руках); слабо развита функция управления конвергенцией глаз, т. е. новорожденные не могут сфокусировать глаза на одной точке, поэтому они не воспринимают глубину . Тем не менее уже в первые дни после рождения ребенок способен к достаточно тонкому визуальному различению, в том числе и цветовому. Так, 37 % детей от 15 часов до 17 дней своей жизни реагируют на изменение цвета, различая красный и зеленый цвета . Новорожденные могут различать не только простые стимулы, но и комплексные раздражители различной степени структурированности, что можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции. В первые десять дней своей жизни, по данным Р. Франц , дети предпочитают структурные, комплексные объекты простым; трехмерные – плоскостным; движущиеся – неподвижным; асимметричные, неправильной формы – симметричным.

Особую чувствительность новорожденные младенцы проявляют к человеческому лицу. Некоторые исследователи полагают, что склонность ориентироваться на человеческое лицо является врожденной. Они основываются на данных, согласно которым новорожденные предпочитают рассматривать простые, похожие на лица стимулы с естественно (вертикально), а не неестественно («вверх тормашками» или «наперекосяк») расположенными элементами (рис. 4.1). Новорожденные следят за двигающимися в поле их зрения лицами дольше, чем за другими объектами . Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через 7 ч после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека с волосами такого же цвета. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует Сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей мамы. Хотя другие исследователи полагают, что ребенок начинает распознавать черты лица матери между 1-м и 2-м месяцами .

Рис. 4.1. Раннее восприятие человеческого лица

Новорожденные предпочитают смотреть на простой паттерн слева (напоминающий лицо), а не на «перевернутую» версию лица справа (а).

Если сложный паттерн лица (слева) и не менее сложный, но «беспорядочный» паттерн (справа) попадают в поле зрения малыша, то ребенок концентрирует внимание на образе лица (б).

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Однако они предпочитают голоса в женском диапазоне (средняя частота 260 колебаний в секунду) голосам в мужском диапазоне (130 колебаний в секунду). Они способны различать звуки, отличающиеся между собой больше, чем на одну октаву (89 % новорожденных), ровно на одну октаву (70 %) и меньше, чем на одну октаву (40 %) . Простым звукам новорожденные предпочитают сложные, такие как шумы и голоса.

В первые дни жизни младенцы уже могут различать некоторые звуковые паттерны: сочетание тонов, расположенных в восходящем порядке, и сочетание слогов, расположенныая речь воспринимается ими как противоположная речи, наполненной гневом, печалью или нейтральными эмоциями .

Новорожденные особенно чувствительны к звукам человеческой речи. Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Для доказательства этой гипотезы был проведен следующий эксперимент: в течение последней трети беременности матери читали вслух один и тот же рассказ, и младенец мог многократно «слышать» его в исполнении матери. В первый день после рождения младенцу давали через наушники запись того же рассказа в исполнении матери или незнакомого ему голоса. Во время прослушивания дети сосали соску, и ритм сосания быстрее приспосабливался к восприятию голоса матери, чем к незнакомому голосу .

Новорожденные также способны к локализации источника звука: уже в первые дни жизни они поворачивают глаза по направлению к источнику звука. Д. Мьюир и Дж. Филд провели следующий эксперимент. Исследователь тряс две погремушки с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна погремушка производила звук. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки. Таким образом, чувствительность к звукам обеспечивает поддержку зрительному и тактильному изучению внешней среды.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль. Тактильная чувствительность новорожденных характеризуется неравномерностью: наиболее чувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка . На протяжении пренатального периода эти области вместе с гениталиями первыми приобретают чувствительность к прикосновению . Младенцам свойственна врожденная чувствительность к боли. Температурная чувствительность проявляется в том, что ребенок может отказаться от молока, которое холоднее на 1oС. Интересно, что к концу периода новорожденности объект, исследованный младенцем тактильно, может быть впоследствии опознан визуально. Э. Мелтзофф и Р. Бортон исследовали 29-дневных младенцев, предлагая им для сосания пустышки обычной и необычной, оригинальной формы. Одни дети получали гладкую соску, другие – соску «шишковатой» формы; однако в обоих случаях соску помещали ребенку в рот, не давая ему взглянуть на нее. Малыши активно исследовали соску губами и языком. После этого справа и слева в поле зрения малыша помещали увеличенные (длиной 6,4 см) модели обеих сосок. Младенцы отдавали предпочтение той соске, которую они исследовали орально. Таким образом, активное оральное исследование дает младенцу некоторую информацию о том, как выглядят предметы, т. е. существует функциональная связь между действием и перцепцией уже в возрасте одного месяца.

Органы вкуса И Обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое и горькое (сжимают губы при вкусе кислого и растягивают их в дугу при попадании в рот горькой пищи) и сладкое (лицевые мышцы расслабляются). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда они ощущают неприятные запахи (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, бананов, шоколада). Кроме того, младенцы могут идентифицировать местонахождение запаха и, если он является неприятным, защищают себя, поворачивая голову в противоположном направлении .

В возрасте 4–6 дней вскармливаемые грудью младенцы способны распознавать запах грудного материнского молока и отличать его от запаха другой женщины. Э. Макфарлин помещал с одной стороны от головы ребенка мягкую салфетку, которую перед этим использовала его мать для вытирания своего грудного молока, а с другой – салфетку, которой пользовалась посторонняя кормящая женщина. Младенцы поворачивали голову в сторону материнской салфетки, предпочитая знакомый запах, который научились распознавать в первые дни жизни.

Важные события в психической жизни новорожденного – Возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже, на 3–4-й неделе, и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3–5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Появление зрительного и слухового сосредоточения дает возможность образования Условных рефлексов на отдельные раздражители. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкрепляя каждый успех бутылочкой молока. Первые условные рефлексы на отдельные слуховые и зрительные раздражители, появляясь обычно на 14–21-й день, составляют Физиологический критерий конца новорожденности .

К 4–5-й неделе формируется одно из важных новообразований новорожденности – Социальная улыбка: младенец начинает улыбаться – реагировать на другое человеческое лицо и на голос, обычно на лицо и голос мамы. Этолог Р. Аренс утверждает, что в запуске механизма улыбки решающая роль принадлежит глазам. Он нашел, что для появления улыбки достаточно пары красных точек, нарисованных на белом картонном овале. Шесть точек, разбросанных в случайном порядке на таком же овале, вызывало еще больше улыбок. Этологический подход привел автора к заключению, что улыбка младенца вызывается изображением глаз как пусковых стимулов . Однако улыбка возникает и у младенцев с врожденной слепотой, когда они слышат звук материнского голоса или когда кто-то прикасается к ним, хотя эти дети несколько отстают в развитии улыбки, т. е. глаза являются только частью комплекса стимулов, на который реагирует младенец.

Первая улыбка возникает на фоне общего удовольствия, но это новая улыбка, она отражает не просто внутреннее физиологическое состояние комфорта, но является, по-видимому, доступным младенцу способом выражения удовольствия в ситуации, когда он видит другого человека, т. е. улыбка начинает выполнять Коммуникативную функцию. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого взрослого. До третьей недели младенец кажется окружающим «глядящим внутрь себя», его взгляд не удается поймать. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая социальная улыбка, которая знаменует начало собственно психической жизни и представляет собой Психологический критерий окончания кризиса новорожденности.

В возрастной психологии не существует единой точки зрения как на временные границы окончания кризиса новорожденности (можно обнаружить чрезвычайно широкие пределы периода новорожденности: от 10 дней до 2 месяцев), так и на собственно критерий этого окончания. По мнению многих авторов, например, Л. Ф. Обуховой , критерием окончания кризиса новорожденности и одним из важнейших его новообразований является комплекс оживления, возникающий на втором месяце жизни. Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации. Ребенок останавливает взгляд на маме или другом близком человеке, ухаживающим за ним, вскидывает руки, быстро двигает ножками, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эту эмоциональную реакцию ребенка на взрослого можно считать началом образования связи «ребенок – взрослый», ее появление знаменует начало становления у ребенка потребности в общении.

Социальная улыбка, или, по мнению других авторов, комплекс оживления, представляет собой начало нового периода – Младенчества.

Психическое развитие детей в период новорожденности

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на 2 периода:
1) период новорожденности (от 4-х до 6-ти недель), кончается с появлением комплекса оживления;
2) период младенчества (от 6-ти недель до 1 года).

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кризисом новорожденности.

Причины кризиса новорожденности следующие:
— физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в другие условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, смена типа питания);
— психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов (дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные), которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Чем характеризуется психическое развитие ребенка в период новорожденности?
Младенец уже при рождении обладает инстинктами, позволяющими ему приспосабливаться к миру и быстро развиваться. Например, у новорожденного с рождения имеется много сложных движений как рефлекторных (возникающих сразу с первых часов жизни), так и развивающихся в процессе созревания организма. При рождении у младенца имеются ощущения, элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие.

Ребенок, которому от рождения всего 1-2 дня, обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус. Младенец предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Также сразу после рождения начинает функционировать обоняние. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая реакция возникает на голос человека.
Зрительное сосредоточения появляется на 3-5 неделе, внешне появляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. Примерно со 2-го месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на 3-4-м месяцах – формы предметов.

Зрительное и слуховое сосредоточение закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. А количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека. Но эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут нервные волокна.

Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами. Из практически беспомощного существа ребенок превращается в маленького человека, относительно свободно и самостоятельного передвигающегося в пространстве.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные движения рук становятся неотъемлемой частью мышления. Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.

В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни ребенка обращается к малышу, что-то рассказывает, комментирует свои действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных). Кроме этого, взрослый становится для ребенка наиболее привлекательным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях. На 3-4-й неделе у ребенка можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, слегка вытягивает губы вперед, происходит глазной контакт. Вслед за этим, на 4-5-й неделе ребенок пытается улыбнуться. Так появляется настоящая социальная улыбка или улыбка общения.

Таким образом, важнейшим психологическим новообразованием в период новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери или взрослого.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления», она является показателем перехода к новому этапу развития – младенчеству.

Ирина Базан

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица — Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми ; потребность во впечатлениях .

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Следует ли приучать ребенка к соске?

2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

>Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода

Психическое развитие детей от рождения до 6 лет

Учебные элементы:Основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности в младенческом возрасте, раннем детстве и дошкольном возрасте; кризис новорожденности; «комплекс оживления»; кризис 1-го года; кризис 3-х лет

1. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием периода:

2) раннего детства

3) дошкольного возраста

2. Личностным новообразованием периода раннего детства является:

1) чувство взрослости

2) произвольность познавательных процессов

3) гордость за собственные достижения

4) иерархия мотивов

3. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:

1) игровая деятельность

2) предметная деятельность

3) непосредственно-эмоциональное общение

4) общение со сверстником

4. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие «дефицита» общения, лишения внимания, любви и заботы, — это:

5. Речь, предметная деятельность и ходьба являются тремя важнейшими новообразованиями:

2) младшего дошкольного возраста

3) раннего детства

4) старшего дошкольного возраста

6. Положительное эмоциональное отношение к окружающему миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых, — это:

1) базальная тревога

2) базовое доверие

3) аффективная реакция

7. Знаково-символическая функция сознания формируется:

1) в младенчестве

2) в дошкольном возрасте

3) в младшем школьном возрасте

4) в раннем детстве

8. Вид деятельности, при которой дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, — это:

1) непосредственно-эмоциональное общение

2) учебная деятельность

3) игровая деятельность

4) предметно-манипулятивная деятельность

9. Ребёнок играет в одиночку («рядом, но не вместе»), воспроизводя действия взрослых, которые он наблюдает в жизни в:

10. Переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения с взрослыми является причиной кризиса:

11. Новообразованием дошкольного возраста является:

1) соподчинение мотивов

2) формирование речи

3) произвольное внимание

4) становление мировоззрения

12. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:

1) игровая деятельность

2) общение со сверстниками

3) предметная деятельность

4) учебная деятельность

13. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым характерна для … лет.

14. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования:

15. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид:

1) «ребенок – взрослый»

2) «ребенок – предмет – взрослый»

3) «ребенок – предмет»

4) «ребенок – предмет – сверстники»

Учебные элементы:Основные новообразования, ведущий тип деятельности, особенности социальной ситуации развития, познавательных процессов, формирования личности младшего школьника, проявления кризиса 7 лет

Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в. возрасте.

3) раннем юношеском

4) младшем школьном

2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

1) самостоятельность в умственной деятельности

3) желание быть школьником

4) умение строить свои взаимоотношения с взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

Компонентом психологической готовности ребенка к школе является. готовность.

> Младенчество

Кризис новорожденности

Первый период в жизни человека – новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу существования и развития. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся сменой источника, движущих сил, формой развития, а также резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней веса, составляющая 5–6% от первоначального. Обычно через 7–11 дней после рождения ребенок набирает первоначальный вес, с которым он родился, что принято считать медицинским критерием конца кризиса новорожденности.

С точки зрения Л. С. Выготского, новорожденность – это промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически.

О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:

  • • питание ребенка – он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» – сосать;
  • • недостаточная дифференциация сна и бодрствования – ребенок 80% времени проводит во ене, однако еон его носит беспокойный, прерывистый и поверхностный характер;
  • • эмбриональная поза – ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования;
  • • двигательные особенности – многие рефлексы новорожденного носят атавистический характер и через несколько месяцев исчезают;
  • • недоношенность или перекошенность (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л. С. Выготский говорит о рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного, которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения). Ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира.

Центральным новообразованием данного периода является становление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Новорожденный – совершенно беспомощный, у него нет ни единой сложившейся формы поведения. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека. Однако и возможности новорожденного нельзя недооценивать. Новорожденные лети обладают целым рядом сложных врожденных рефлексов, которые важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы, и составляют физиологическую основу психической деятельности младенца. Все рефлексы новорожденного можно разбить па четыре класса:

  • 1) рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхательной, пищеварительной, выделительной);
  • 2) защитные рефлексы (зажмуривание глаз, кашель);
  • 3) ориентировочные рефлексы (реакция на новый стимул);
  • 4) атавистические рефлексы, которые, являясь наследием наших далеких предков, исчезнут к концу второго – четвертого месяца.

В табл. 28.1 приводится краткая характеристика наиболее важных безусловных рефлексов новорожденного.

Таблица 28.1

Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки

Обычно после четвертого месяца

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

После второго или третьего месяца

Хватательный рефлекс кисти

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче

Обычно после пятого месяца

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза

После четвертого месяца

Рефлекс Бабинского

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

После шестого месяца

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок

После третьего или четвертого месяца

Сосательный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения

Не исчезает

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз

После шестого месяца

пример

В настоящее время известно немало фактов, свидетельствующих о способности новорожденных к научению. Уже в первые дни жизни младенцы чрезвычайно своеобразно реагируют на речь взрослых, двигаясь в такт с ритмикой произносимых слов (покадровый анализ видеозаписей обнаруживает подобные движения рук или пальцев новорожденных). Оказалось, что и взрослые, обращаясь к младенцу, совершают аналогичные микродвижения, причем ритмы движений младенца и близкого взрослого совпадают. Эта способность получила название синхронного взаимодействия. У новорожденных была обнаружена также способность к подражанию: к имитации лицевых движений (высовывание языка, открывание рта, выпячивание губ), имитации движений пальцев рук и имитации эмоций.

Сенсорные способности новорожденных. Относительно взрослых стандартов зрение новорожденного очень бедно: у них значительно ниже точность детализации пространства, движения глаз новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, т.е. только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания; слабо развита функция управления конвергенцией глаз.

пример

В первые десять дней своей жизни дети предпочитают структурные, комплексные объекты простым, трехмерные – плоскостным, движущиеся – неподвижным, ассиметричные, неправильной формы – симметричным (Е. Ф. Рыбалко). Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу: они очень рано начинают распознавать лицо матери. Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через семь часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей матери.

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Они особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу. Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Новорожденные способны к локализации источника звука: уже в первые дни жизни они поворачивают глаза в направлении звука.

пример

Был проведен следующий эксперимент: исследователь потрясал двумя погремушками с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна погремушка производила звуки. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль. Тактильная чувствительность новорожденных характеризуется неравномерностью: наиболее чувствительными зонами являются губы, ладони и лоб ребенка.

Органы вкуса и обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое (лицевая реакция – «возмущение») и сладкое (выражают удовольствие). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). С шестидневного возраста новорожденный способен распознавать запах грудного материнского молока и отличать его от запаха другой женщины.

Важные события в психической жизни новорожденного – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Появление зрительного и слухового сосредоточения дает возможность образования условных рефлексов на отдельные раздражители. Слуховое сосредоточение появляется па второй-третьей неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже, на третьей-четвертой неделе, и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, возникающее па третьей – пятой неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд па ярком предмете. Вслед за появлением зрительного и слухового сосредоточения формируется возможность образования условных рефлексов па отдельные раздражители. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкрепляя каждый успех бутылочкой молока. Первые условные рефлексы на отдельные слуховые и зрительные раздражители, появляясь обычно на 14–21 день, составляют физиологический критерий конца новорожденности.

К четвертой-пятой неделе формируется одно из важных новообразований новорожденности – социальная улыбка: младенец начинает улыбаться в ответ на другое человеческое лицо и на голос, обычно на лицо и голос мамы. Первая улыбка является, по-видимому, доступным младенцу способом выражения удовольствия в ситуации, когда он видит другого человека, т.е. улыбка начинает выполнять коммуникативную функцию. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого взрослого. До третьей недели младенец кажется окружающим «глядящим внутрь себя», его взгляд не удается поймать. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая социальная улыбка, которая знаменует начало собственно психической жизни и представляет собой психологический критерий окончания кризиса новорожденности.

В возрастной психологии до настоящего времени не существует единой точки зрения как на временные границы окончания кризиса новорожденности (можно обнаружить чрезвычайно широкие пределы периода новорожденности: от 10 дней до двух месяцев), так и на собственно критерий его окончания. По мнению многих авторов, критерием окончания кризиса новорожденности и одним из важнейших его новообразований является комплекс оживления, возникающий на втором месяце жизни.

Комплекс оживления – сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого и выражающийся в эмоциональных и двигательных реакциях, предречевой вокализации.

Ребенок останавливает взгляд на матери или другом близком человеке, ухаживающим за ним, вскидывает руки, быстро двигает ножками, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эту эмоциональную реакцию ребенка на взрослого можно считать началом образования связи «ребенок – взрослый», появление которой знаменует начало становления у него потребности в общении. Комплекс оживления представляет собой начало нового периода – младенчества.

Период     новорожденности. Психологические     особенности возраста. Новообразования.

Период новорожденности — это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкусы; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточении. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-ей неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4-ей неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5-ей неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Зрительное и слуховое сосредоточения фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, во всей совокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. Эти реакции развиваются по принципу доминанты, т. е. в момент сосредоточения все другие реакции ребенка прекращаются, он замирает и сосредотачивается только на том звуке или объекте, который привлек его внимание. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»,она и является показателем перехода к новому этапу развития — младенчеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *