Сочинение про ветеранов труда

Сочинение на тему «Ветераны войны» 4.46/5 (89.17%) 24 votes

С каждым годом становится все меньше тех, кому мы должны быть благодарны за то, что сегодня существуем. Ветераны Великой Отечественной войны — это те люди, которые спасли нашу землю, спасли весь наш род и славянскую цивилизацию, и мы обязаны всегда помнить о подвиге этих людей. Несмотря на то, что те ветераны боевых действий, которые еще живут, являются стариками и выглядят соответственно, нет никаких сомнений в том, что в душе они являются молодыми, гораздо более молодыми, чем многие из тех, кто физически молод сегодня.

Как всем нам хорошо известно, великая победа над немецко-фашистскими захватчиками с запада стала для нашей страны одновременно и величайшей трагедией. Множество людей погибло от пуль врага, огромное количество пало жертвой через другие беды войны, мы обязаны обязательно помнить об этой трагедии и чтить память погибшим добрым словом. Стоит только удивляться, если представить, что сегодня ждало бы нас всех, если бы мы тогда наши героические деды с бабками не победили. Можно допустить, что и нас всех тоже не существовало бы, представить это просто ужасно и практически невозможно со спокойствием. Конечно, остается быть только очень довольным и благодарны тем людям, которые этого горя просто не допустили.

Выражения своей благодарности ветеранам Великой Отечественной может быть разным. Вам повезло, если у вас еще есть дедушка или бабушка, которые принимали участие в тех событиях, и в их лице вы можете поздравить с этой годовщиной великой всех ветераном. Но даже если такого человека у вас уже нет или никогда не было, вы можете просто выйти на улицу 9 мая, найти кого-то, кто действительно участвовал в тех событиях, и от души его поздравить. Сделать это лучше всего с цветами.

Восхищаться нашими ветеранами можно просто без остановки. Это великие люди, которые смогли побороть то, с чем мы, современники, никогда и близко не смогли бы справиться. Благодаря этому подвигу эти люди навсегда останутся молодыми душой и здоровыми смыслом. Ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше, но те из них, кто остался в живых, достойны не только самой искренней благодарности за их великие дела, но и прислушивание к их советам. Современная ситуация в нашей стране чрезвычайно далека от идеала, у нас существует множество нерешенных проблем. Я думаю, что ветеранов вполне можно было бы привлечь к решению проблем, посоветоваться с ними, как нам быть и что делать в этой стране.

Как бы не складывалась современность, нам обязательно следует помнить о великом подвиге наших ветеранов. Эти люди всегда молодыми, к ним необходимо прислушиваться даже сегодня, когда страна, казалось бы, разумных лидеров. Никто не может быть умнее и опытнее ветеранов, к ним надо прислушиваться.

Здравствуйте, уважаемый ветеран. Много лет уже прошло с того дня, когда вы одержали великую победу над фашизмом, но, до сих пор, это праздник со слезами на глазах. Я знаю, что для вас 9 мая – день памяти. В Великой Отечественной войне погибло свыше 26 миллионов человек, и среди них были ваши родные, друзья, однополчане. Возвращение домой солдат было лучшим событием в жизни каждой семьи. К сожалению, вернулись немногие.

Нам никогда не понять, что вы пережили на войне и в послевоенное время. Мой прадед, по рассказам бабушки, вернулся с фронта совсем

другим человеком. Мало разговаривал и подолгу сидел у окна. Война оставила неизгладимый след в его душе, и это было не исправить. Моя бабушка была пятилетним ребенком, когда началась война. Она часто рассказывала, как пережидали бомбежки в погребе. О кусочке хлеба, что был поделен на четверых детей. О том как после войны еще долго ходили с пустыми животами.

Бабушка прививала мне бережное отношение к продуктам – очистки от овощей мыли и варили собакам, хлебные крошки сметали в специальный мешочек, с которым ходили в парк кормить голубей и воробьев. Из испорченного молока, что было редкостью, бабушка делала блины

и оладьи. Меня учили доедать до конца, чтобы не оставлять еду на тарелке.

Еще рассказывала, как относились к вещам после войны. Младшие донашивала одежду за старшими. Обновки не могли себе позволить, зато была швейная машинка, на которой шили абсолютно все – постельное белье, скатерти, занавески, одежду. И не только себе – обшивала всех соседей и родственников, а они взамен приносили кто что мог – продукты, старые ткани или игрушки.

После войны была страшная разруха. Весь народ, от мала до велика восстанавливали страну сообща. Мне рассказывали, как дети ходили на завод помогать взрослым. Мужчин было мало и их работу взвалили на себя женщины – таскали мешки, стояли за станками, разгружали и загружали машины. Они трудились чтобы заработать хотя бы на хлеб, который был в дефиците.

Через все это прошли и Вы, дорогой ветеран. Прошли, выдержав с честью и достоинством все тяготы военного и послевоенного времени, не роптали и не обвиняли злую судьбу. Сражались за Родину, чтобы нам, Вашим потомкам, не пришлось жить под гнетом фашистской Германии. Вы освободили страну от врагов и подарили нам мирное небо над головой. Мы перед вами в неоплатном долгу. Спасибо! Честь Вам и слава!

Рассказ пойдет о ветеране труда почетном жителе села Мецгер Н. В

Много замечательных людей живет в Балахтоне, и каждом их них можно рассказывать истории, слагать песни, читать стихи. В данной экспозиции рассказ пойдет о ветеране труда почетном жителе села Мецгер Н. В.
Корни.
В д. Поперечке 7 мая 1931 года у Марии Яковлевны и Василия Семеновича родилась девочка Надя. Отец приехал из Белоруссии. Василий Семенович ехал не один. С невестой, которая украдкой от родителей согласилась поехать в Сибирь. Дружно жили молодые люди, и родились у них четверо детей. Из них выжила только одна девочка, а вскоре умерла и мама. Спустя какое-то время женился Василий Семенович на Марии Яковлевне Богович. И родилось у них пятеро детей. Сейчас из них в Балахтоне живут трое: Надежда Васильевна Мецгер, Олимпиада Васильевна Катаргина, Константин Васильевич Богович.

А в 47-ом году умер и отец. И осталась Мария Яковлевна одна с 6ь-ю детьми. Самому старшему 10 лет. Идет 1933 год. По все стране голод. В деревне жила бабушка надежды Васильевны и чтобы сохранить всех детей, решила Мария Яковлевна отвезти 2-х летнюю Надю к бабушке.

Детство.
Прожила Надя у бабушки 10 лет. Училась в деревне Поперечке. Рано начала работать. К 12-и годам она умела выполнять все женские работы: рвать лен. Копать картофель, вязать, шить, вышивать, жать, даже косить.
Мне нивы снятся по весне.
О том, как надежда Васильевна стала трактористкой и о своей работе, она написала в газете «Авангард» 28 мая 1993 года.

«Еще юной девочкой, когда стала трактористкой, впервые узнала, что земля по весне имеет неповторимый запах. Как пахнет свежеиспеченный хлеб, парное молоко, так и земля кормилица источает тончайшие струйки запаха. И этот запах особенно волнует пахаря и сеятеля» Так и проработала на тракторе надежда Васильевна почти 5 лет.

Доброго человека небеса хранят
Весна 1952 года. Так дурманящее пахнет весеннее поле! Именно в эту пору встретила свое счастье Надежда Васильевна. Вместе с пробуждением природы громко и сильно застучало сердце в девичьей груди. На ее жизненном пути повстречался паренек невысокого роста, скромный и застенчивый Арнольд Мецгер. Из деревни Осиновка он был послан на курсы трактористов в село Балахтон. К тому времени Надежда Васильевна была опытным трактористом и охотно помогала юному трактористу осваивать почетную по тем временам профессию. Понравился ей паренек своей самостоятельностью, трудолюбием, выдержкой и рассудительностью. Два года дружили, а в 1954 году свадьбу сыграли.

Но жизнь преподносила невыносимо трудные сюрпризы. В 1969 году трагически погиб 13 летний сын Саша. Казалось, все кончилось. И Надежда Васильевна совершила материнский подвиг: через два года она подарила себе и мужу сына Андрея.

Все работы хороши, если делать от души.
Маленькие дети. Надежда Васильевна работает дояркой, так как от фермы до дома близко. Натопит печь, наготовит, есть, да и на работу. До рассвета все готово – и полы дома и крылечко вымыты. А в семье было трое детей, двое братьев мужа, свекор и свекровь больная. Потом работала в пекарне. Пока хлеб печется можно домой сходить, покормить детей.
После санитаркой и поваром в больнице – двое суток дома с детьми. Отсюда и пошла на пенсию. Но и на пенсии два года работала в доме животновода. Сейчас у Надежды Васильевны дети выросли, у всех свои семьи. У бабы Нади 6 внуков и два правнука. Все любят бабушку и всем она рада. Хоть от работы руки плохо слушаются, но для любимых внуков всегда есть и булочки и ватрушки.

Надежда Васильевна всегда старается быть среди людей. Это неугомонный активист. Без нее не обходиться ни одно значимое мероприятие.

Она участвовала во многих выставках в селе и районе: в конкурсе цветоводов, пела в хоре, играла на балалайке, читала стихи. У нее много наград и за труд и за народное творчество. Вот такая наша Надежда Васильевна Мецгер.

Ровесница города — рассказ о ветеране педагогического труда Анне Савоткной.

Родом из детства

Анечка родилась и выросла в небольшом городке Одоев. Ее дед был уважаемым человеком, получив медицинское образование, еще при царском режиме работал фельдшером в соседней Калуге. Он рано потерял жену и остался с пятью ребятишками на руках, когда младшей дочке (будущей маме Анны) было всего два года. С тех пор больше так и не женился, посвятив жизнь детям и работе. Дедушка очень хотел, чтобы его младшая любимая внучка Анечка — двенадцатый ребенок в семье, пошла по его стопам и повсюду таскал ее за собой, чтобы помогала и по ходу дела училась профессии. Но видя отношение Ани к больным все же вынужден был признать, что медицина не для нее. Так своей дочери и сказал: «Нельзя Анюту во врачи, иначе она быстро умрет, очень уж она за людей переживает, всей душой». Больше всех этому решению обрадовалась сама Аня, ведь она с дошкольного детства мечтала быть учительницей. Бывало, с сестрой рассадит кукол и читает им урок. Но окончательно она определилась с делом своей жизни в гимназии, где гуманитарные предметы им великолепно преподавала одна из внучек того самого мецената Мамонтова. После десятилетки втроем с подружками Анна поехала в учительский институт в город Ефремов. Но на месте выяснилось, что это учебное заведение давало неполное высшее образование, двое девчат остались там, но Аня привыкла все делать на высшем уровне и покатила дальше в Тулу, где был педагогический вуз. Поступила легко, хотя на первых порах пришлось столкнуться с трудностями. Общежитие иногородним давали только на втором курсе, и пришлось снимать угол у местной бабульки, а по выходным пешком, за десятки километров, добираться до дому и обратно, чтобы запастись продуктами. Вскоре бойкая и симпатичная девушка встретила свою единственную любовь-Александра Савоткина, вышла за него замуж и через год родила сына. Пришлось на втором курсе взять академический отпуск, но институт молодая мама все же окончила блестяще, получив диплом учителя русского языка и литературы.

Нелегкий хлеб учительства

В марте 1958 года семья Савоткиных переехала в Электросталь. Город дал заявку на главреда «Ленинского знамени», потому как руководивший газетой Иван Федосов, собирался на пенсию и уже подал заявление. Первый секретарь горкома КПСС Михаил Эдемский пригласил на его место молодого редактора районной газеты «Одоевский колхозник»Александра Савоткина. Однако когда тот бросил все и приехал, к Иван Матвеевичу ходить передумал и вновь прибывавшего отправили на завод Электросталь редактором многотиражки. Анна Антоновна понимала, что посреди года устроиться в школу крайне сложно, но без своей любимой работы жить не могла. И надо же такому случиться, что в гороно она нос к носу столкнулась с Назаром Бородавко, директором бывшей школы№10 (от здания которой сейчас даже камешка не осталось). Его звали на должность заведующего отделом образования, от которой он как мог отбрыкивался. Так вот, в коридоре Назар Петрович рассказал, что учительница 4 класса его школы ушла в декрет, срочно нужен педагог. Тут судьба Анны и решилась.

Класс оказался сильный, но сложный. В нем по преимуществу учились дети тех, кто отсидел в тюрьме, многие ребята также как их родители были озлобленны на власть. Но молодая учительница нашла с ними общий язык, и ребятишки очень хорошо сдали экзамены за год. Это было время, когда школьники, начиная с четвертого класса, каждый год держали экзамен по всем учебным дисциплинам. Летом того же года открылась новая школа №12 и Анне Антоновне пообещали там часы по русскому языку, но первоклашек набрали столько, что учителей не хватило и ей дали первый класс под литерой «Ж». Поскольку с первоклашками ее, предметника, в институте никто не учил заниматься, ориентироваться пришлось по ходу дела. Сама как могла в игровой форме объясняла материал, и ребятишки продемонстрировали прекрасные результаты. И только потом, спустя несколько лет судьба ее привела в школу №2, где Анна Савоткина проработала четверть века.

Пожалуй, это были самые счастливые 25 лет ее жизни. Частенько она нарушала программу, стараясь воспитывать в учениках самостоятельность суждений, прививая вкус к хорошей литературе. С учениками у нее существовала договоренность: если на уроке будет присутствовать кто-то из посторонних – значит занятия идут в соответствии с учебным планом, если нет- проводим урок внеклассного чтения. «На одном из таких уроков,- вспоминает Анна Антоновна, — мы обсуждали роман Анна Каренина. И вот встает председатель нашего пионерской дружины имени Зорьки-Ремши Ира Шпнгберг и говорит: «Почему из женщины, которая бросила ребенка, делают героиню, да она настоящая …» и на весь класс называет слово на вторую букву алфавита. Ребята зашумели, я растерялась, опешила, но выход из положения нашла. Сказала: «Ирка, между прочим, я с тобой согласна на сто процентов, но за свой грех Каренина расплатилась жизнью» Кстати, прошли годы, и та самая Ирина угодила в аналогичную с Анной Андреевной ситуацию, правда решила ее по-другому, свою деточку не бросила».

На закате…

Сейчас Анна Антоновна живет совсем одна. Из квартиры последние несколько лет не выходит -мешают давние переломы позвоночника. По дому-то она потихоньку приспособилась со специальным корсетом ходить, а вот спуститься с четвертого этажа ей не по силам. Однако несмотря на годы и проблемы со здоровьем, энергии у Анны Антоновны столько, что иные молодые позавидуют. Встав в четыре утра, она каждый день с дегтярным (иного не признает) мылом делает влажную уборку квартиры. Голос ее как и прежде по-учительски звонок, а ум и память светлы. И еще от нее исходит доброта, свойственная только по-настоящему духовно богатым людям. Телефон в уютной квартирке на улице Мира звонит не умолкая. Как правило, это бывшие ученики — кто просто узнать о здоровье любимой учительницы, а больше за мудрым и дельным советом.

С ней всегда рядом ее любимая четверка авторов: Пушкин, Лермонтов, Некрасов и Тургенев. Иногда она любит перечитать Горького, особенно те места из «Детства», где он восхищается тем, как бабушка разговаривает с Господом. Неверующий человек такую сцену не напишет, убеждена учительница. Сама она всегда была верующей, ходила в церковь, но при Советской власти, конечно об этом приходилось молчать. И без того, коллеги-преподаватели не раз отмечали, дескать, всем хороши уроки Анны Антоновны вот только атеистического взгляда на мир она не прививает. Она действительно наставляла своих учеников: когда вам страшно или грустно вспомните о ком-то близком и родном, почувствуйте, что он рядом и появится уверенность (вера же не скажешь), станет легче. Не случайно четверо ее выпускников стали священниками.

Только вера помогла ей пережить потерю самых близких людей. Единственного сына Володю убили в лихие 90-е, когда ему еще не было и сорока. Он должен был везти деньги для фирмы и его застрелили. По подлому, в спину. Муж от переживаний тоже раньше времени ушел раньше на тот свет. А она спаслась тем, что три месяца после трагической потери своего мальчика провела в отдаленном монастыре. Молилась и боль немного утихла. Осознала, что пройдет время и они вновь будут вместе, ведь у Бога все живы.

Личное мнение: «Я всегда верила – если ребят в начальной школе научили видеть, слышать и искать знания, то они и дальше будут учиться легко. Если нет – потом хоть разбейся — не научишь».

Балашова Елена Сергеевна

Рассказ. «Мой дедушка — ветеран труда!»

Мой дедушка — ветеран труда!

Любой человек рано или поздно задается вопросом: зачем он на земле? И хоть ответ для всего человечества один, добраться до него каждому поколению приходится по-своему. В нашей стране, для очень многих людей, дорогой к пониманию смысла жизни стал труд на благо Родины.

Я живу в хуторе Авилов. Здесь родился и провел свое детство мой дедушка – Щербаков Николай Алексеевич.

Мне очень хочется рассказать о нём, потому что всю свою жизнь он трудился честно, упорно, не жалея сил, при этом был примерным семьянином, хорошим отцом и прекрасным человеком.

Щербаков Николай Алексеевич родился 18 июня 1946 года х. Авилово Кутейниковского с/совета в крестьянской семье.

Отец его, Щербаков Алексей Петрович, участник ВОВ, был бригадиром тракторной бригады, которая одержала производственную победу, завершив годовой план ремонта тракторов в 1948 году. Об этом свидетельствует статья в газете №Большевистская правда» от 22 февраля 1948 года №16.

Мать, Щербакова Анастасия Никитична, взяла на себя все заботы о семье в страшные годы войны, воспитывала двоих детей, пока мой прадед защищал Родину.

В 1961 году мой прадедушка умер, и прабабушка сама воспитывала детей: Григория, Антонину, Николая, Алексея, Валентину и восьмимесячного Анатолия. Несмотря на все тяготы жизни, Анастасия Никитична воспитала настоящих тружеников села. Не только дедушка, но все его братья и сестры работали в колхозе в тяжелое послевоенное время.

В 1953 году дедушка поступил в Степано — Разинскую семилетнюю школу. Учился охотно, был награжден грамотами.

С 6 класса летом работал на току — разгружал машины с зерном. Старался помочь семье. Окончил семилетку и продолжил обучение в 8 классе в вечерней школе.

С 1960 по 1962 год дедушка работал рядовым колхозником, а в 1962 году поступил учиться в Таганрогское училище на тракториста-механизатора.

С 15 декабря 1965 года был призван на службу в ряды Советской Армии. Служил 2,5 года честно и добросовестно. Об этом свидетельствует служебная характеристика: «За время прохождения службы рядовой Щербаков Н.А. показал себя трудолюбивым, честным воином. К выполнению служебного долга относился добросовестно»

Демобилизовался дедушка 28 июня 1965г. Через 3 дня пошёл работать в колхоз. Сразу в Ростове на Россельмаше получил комбайн СК-4 и отправился на уборку урожая. Штурвальным у него был младший брат Алексей.

3 ноября 1969 года дедушка женился, у него две дочери, обе учительницы: Сизенко Светлана Николаевна и Кочковая Любовь Николаевна.

С 1968 по 1984 год работал в родном колхозе комбайнером и трактористом. Об успехах его труда много статей печатали в районной газете «Знамя».

С 1984г. по 2003 год дедушка работал водителем. У него много наград: почетная грамота за 1 место в социалистическом соревновании среди комбайнеров (1976г., 1978г.), бронзовая » Звезда трудовой славы» (1979г., 1980г.), благодарность за добросовестный труд на уборке урожая 1981г., 1987г.). Мы бережно храним все медали и грамоты.

23 ноября 2004 года дедушке было присвоено звание «Ветеран труда»

В этом году (2011г.) Щербакову Николаю Алексеевичу, моему дедушке, исполняется 65 лет. Он не сидит без дела. Трудится на огороде, содержит в чистоте и порядке свой двор и близлежащую территорию.

Вырастил двоих детей, четырёх внуков.

Я горжусь своим дедушкой и хочу во всем быть на него похожа.

Заслуженные люди моего села – ветераны труда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Дон-Терезин»

Исследовательская работа

по теме

«Заслуженные люди моего села – ветераны труда»

Выполнила: Ооржак Айрана Борисовна, 11класса

МБОУ СОШ с.Дон-Терезин

Научный руководитель: Ооржак А.В. учитель

родного языка и литературы

  1. Введение ………………………………………………………………. 3-6
  2. Мои земляки – ветераны труда ……………………………………….7-10
    1. Ооржак Светлана Хомушкуевна
    2. Куулар Светлана Бопууевна
    3. Ооржак Мария Середаровна
    4. Хомушку Галина Серээдашовна
    5. Ооржак Зоя Хирбеевна
  3. Заключение …………………………………………………………….11

Список источников и использованной литературы …………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

А. Твардовский

Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей? Н.М. Карамзин, написавший «Историю государства Российского», справедливо утверждал: » История. есть священная книга народов, зерцало их бытия и деятельности; завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего». Мы уверены, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о героях страны, о ветеранах войны и труда и о матерях-героинь, отцов-героев. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о героизме и мужестве этих людей, прошедших ее дорогами, бороться за мир на Земле – обязанность всего человечества.

В ходе исследования нами было проведено анкетирование среди учащихся 8-11 классов нашей школы. В анкете были вопросы:

1.Кто такие ветераны труда?

2.За какие заслуги присваивают звание «Ветеран труда»?

3.Назовите известных вам ветеранов труда в нашем селе

4.Назовите ветеранов труда среди ваших родственников

Результаты анкетирования:

Название вопроса

Классы

Кол-во учеников

Знают

Не знают

Кто такие ветераны труда?

За какие заслуги присваивают звание «Ветеран труда»

Назовите известных вам ветеранов труда в нашем селе

Назовите ветеранов труда среди ваших родственников

Хотите ли вы узнать о ветеранах нашего села

Да — 32

Нет — 0

Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что почти все ребята не знают кто такие ветераны труда, за что присваивают звание «Ветеран труда» и самое главное не знают, есть ли такие заслуженные люди в нашем селе. А на последний вопрос хотят ли они узнать кто такие ветераны, все ответили да.

Проблема: незнание подрастающего поколения о заслуженных людях нашего села. В следствие чего развивается безнравственное отношение к ветеранам.

Актуальность:

Прогресс общества и развитие компьютерных технологий повысили интерес к исторической памяти и её влияние на сознание человека и становление личности. Без прошлого не может быть будущего. Тема о жизни и подвигах заслуженных людей, изучение их биографии становится актуальной, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны,потому что нельзя не интересоваться своим прошлым, нельзя не уважать подвиг ветеранов и нельзя не гордиться ими. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».

Новизна:

Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодёжи. Проблема подвига и героизма остро стоит перед человечеством. Воспитание любви к Родине, уважение становления ее истории и сопричастность к ее событиям играет важнейшую роль в становлении настоящего гражданина своей страны. Мы не имеем права забывать о заслуженных людях нашей Родины, чтобы они стали для будущего поколения примером для подражания. Мы обязаны сохранить память о земляках – ветеранах труда.

Цель работы: собрать материал о земляках – ветеранах труда.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

— изучить биографию ветеранов труда;

— привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края;

— встретиться с ветеранами труда в нашем селе;

— записать их воспоминания;

— провести анкетирование среди учащихся 8-11 классов;

— изучить литературу по данной теме;

— подготовить материалы на школьный сайт;

— систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.

Предмет исследования: история жизни и подвига земляков ветеранов труда.

Объект исследования: собранные материалы о земляках ветеранах труда

Источниками исследовательской работы стали:

— воспоминания и материалы из личного архива ветеранов труда;

— материалы из школьного музея;

Место проведения исследования: с. Дон-Терезин.

Методы исследования: теоретические и практические.

I. Теоретические:

— изучение информационных источников, фотодокументов;

— систематизация;

— обобщение;

II. Практические:

— интервьюирование (беседы);

— анализ устных источников;

— анкетирование и опрос учеников 8-11 классов МБОУ СОШ с. Дон-Терезин;

— описание;

— сопоставление;

Гипотеза: люди, о которых нужно помнить, будут забыты, если сейчас не доносить об их судьбах подрастающему поколению. Их жизнь интересна не только как ветеранов труда, но и как людей, которые внесли большой вклад в воспитание подрастающего поколения.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто трудился на становление и развитие нашего села. Пополнить материалы школьного музея. Материалы работы использовались для создания презентаций, которые уже использовались на школьной конференции, на уроках краеведения по изучению родного края и села.

2. Мои земляки – ветераны труда.

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, награждённым государственными наградами, либо удостоенным почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде и имеющим страховой стаж не менее 5 лет (Ст. 7 п. 2 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ); лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

По достижении пенсионного возраста ветеранам труда предоставляется право на льготы и дополнительные меры социальной поддержки (или на получение их денежного эквивалента), устанавливаемые по решениям законодательных органов субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов. При принятии законодательными органами субъектов Российской Федерации решений, устанавливающих льготы и дополнительные меры социальной поддержки ветеранов труда за основу как правило принимается их перечень, ранее установленный в первой редакции Федерального закона «О ветеранах», позднее измененной с учетом разграничения сфер ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации за финансирование его отдельных статей.

Согласно поправкам от 19 декабря 2005 года порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются субъектами Российской Федерации.

В нашем селе 20 людей имеют почетное звание «Ветеран труда». Среди них :

1. 2 обладателя нагрудных знаков «Почетный работник РФ» (Ооржак Мария Середаровна, Куулар Светлана Бопууевна);

2. 3 передовых чабана (Ооржак Борис Алдын-оолович, Ооржак Дончут-оол Чучанмаевич, Ооржак Дадар Достай-ооловна);

3. 12 матерей-героинь ;

4. 2 обладателя наград «За преданный и многолетний труд» (Ооржак Светлана Кыдыранновна, Ооржак Светлана Хомушкуевна);

5. 1 член семьи репрессированного Ооржак Хирбаа ( Ооржак Серенмаа Хирбааевна).

Мы изучили биографии 5 заслуженных земляков.

2.1. Ооржак Светлана Хомушкуевна

Светлана Хомушкуевна родилась 5 мая в 1952 году, по прописке в селе Шекпээр, фактически всю жизнь живет в с. Дон-Терезин. Окончила 8 классов. С самого детства она помогала своей маме в поле и по хозяйству. Рано начала работать. Несколько лет работала чабаном в совхозе, закончив курсу секретаря, начала работать в райкоме села. Вышла замуж за чабана нашего села Ооржак Конгар-оол Домур-ооловича. Они вырастили и воспитали 2 прекрасных дочерей. Старшая дочь Оксана Конгар-ооловна работает в управлении администрации Барун-Хемчиксого кожууна по специальности бухгалтер. Вторая дочь Аяна Конгар-ооловна и зять живут и работают в городе Кызыле, стали учителями английского языка.

Звание ветеран труда присудили в 2000 году за многолетний и добросовестный труд. Сейчас, несмотря на то,что Светлана Хомушкуевна находится на почетном отдыхе, получает пенсию и помогает воспитывать внуков старшей дочери, она по сей день вносит большой вклад в развитие родного села, является депутатом хурала представителей сумона.

2.2. Куулар Светлана Бопууевна.

Светлана Бопууевна родилась 12 марта в 1959 году в семье трудовых аратов. Она была шестым ребенком в семье. У нее были три брата и три сестры. В 1976 окончив среднюю школу, поступила в Кызыльский государственный педагогический институт по специальности «Учитель начальных классов». Начиная с подросткового возраста Светлана Бопууевна была активисткой, участвовала во многих конкурсах того времени. Закончив институт, она как истинный патриот приехала работать обратно в свое родное село. 1980 году она начала свою педагогическую деятельность. И по сей день она кропотливо трудится во благо нашей школы. Сколь учеников она воспитала, сосчитать даже невозможно. Педагогический стаж – 34 года. Она обладательница звания «Почетный работник РФ» и имеет медаль ветерана труда.

Воспитала три прекрасных дочери, которые своим трудом радуют свою мать.

2.3. Ооржак Мария Середаровна.

Мария Середаровна родилась в 1961 году пятого мая. Она выросла в большой и дружной семье. С малых лет знала, что такое тяжелый труд. В 1977 году поступила Кызыльский педагогический институт и закончила его в 1981 году по специальности «Учитель математики». В 1981 году начала свою педагогическую деятельность в школе с. Дон-Терезин в качестве учителя математики. Имеет 5 детей, три дочери и два сына. Сейчас Мария Середаровна- директор нашей школы вот уже 13 лет. Под ее крылом работает творческий коллектив школы. Она обладательница многих похвальных грамот республиканского и муниципального уровня, благодарственных писем, ей присуждено звание «Почетный работник РФ» в 2009 году за доблестный труд.

2.4. Хомушку Галина Серээдашовна

Галина Серээдашовна родилась 27 ноября 1947 года. В семье она была старшей дочерью и на ее хрупкие плечи пали тяжесть домашнего хозяйства. Она помогала своим родителям по дому и смотрела за младшими сестренками. Как и ее родители она родила 5 детей и достойно их воспитала. Сейчас все ее дети работают, завели семьи и подарили Галине Серээдашовне много внуков и внучат. Она вместе с мужем держали скот и всю жизнь была дояркой в местном колхозе. В 2005 году ей присвоили звание «Ветеран труда», за воспитание пятерых детей звание «Мать – героиня». Ее дети вносят большой вклад в развитие сумона.

2.5. Ооржак Зоя Хирбеевна

Зоя Хирбеевна родилась 25 июня 1945 года. Выросла в семье колхозников-аратов. С малых лет приучилась к тяжелому труду. Как она рассказывает: «Когда мне было 6 лет заболела мать, пригласили из района фельдшера, она ее вылечила…». С тех пор она хотела стать врачом и ее желание исполнилось. В 1970 году поступила в Кызыльское государственное медицинское училище и по окончании в 1975 году она вернулась в родное село. Стала работать местным фельдшером с 1976 года. 30 лет она проработала в этой должности и удостоена звания «Ветеран труда».

Заключение.

У времени есть своя память – история. История нашей Родины полна яркими и значимыми событиями. Ветераны заслужили своим трудовым подвигом право на справедливую и честную память. Эту память заслужили и те, кто погиб, и те, кто сейчас живет рядом с нами.

Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто трудился во благо нашему государству: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!»

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:

1.Через историю своей малой родины мы приобщаемся к национальному достоянию нашей страны, гордимся трудолюбивым, терпеливым и героическим народом.

2. Наши земляки удостоены такого почетного звания, как «Ветеран труда»

3. Опыт и труд ветеранов труда — поддержка молодого поколения в будущем.

В настоящее время уменьшилось количество людей, удостоенных звания «Ветеран труда». Это прежде всего объясняется развитием в современном обществе предпринимательства, исчезновением коллективного хозяйства (аратской хозяйство,совхоз,колхоз), демографией населения.

Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Литература

  1. Материалы музея МБОУ СОШ с. Дон-Терезин
  2. Личные воспоминания ветеранов труда
  3. «Заслуженные люди нашей родины» — сборник материалов. Кызыл, 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *