Солнечная система модель

Содержание

Перед началом изготовления макета солнечной системы ознакомьтесь с расположением планет, изучите их окраску и размер. В этой статье мы рассмотрим: как сделать наглядное пособие солнечной системы своими руками.

Чтобы с лёгкостью запомнить название планет существуют специальные запоминалки. Например: Маша Веником Землю Мела, Юра Сидел У Норы Паука – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Карта неба

Вам понадобится: картонная основа для макета, акриловые краски чёрного, фиолетового, синего и серебряного цвета, кисточки, листы бумаги формата А4, гофрированная бумага жёлтого и оранжевого цвета, ножницы, клей, гуашь, вода, жидкое мыло, коктейльная трубочка, белая скорлупа яйца, верёвочка для подвешивания.

Мастер-класс

  1. Покрасьте картонную основу макета чёрной акриловой краской.
  2. Сделайте набрызги синей, фиолетовой и серебристой акриловой краской.
  3. Нарисуйте орбиты планет серебристой краской.
  4. Сделайте диск солнца «торцеванием» — нарежьте гофрированную бумагу на мелкие кусочки, затем приклейте их плотно друг к другу, так чтобы они были приподняты вверх.
  5. Раскрасьте гуашью листы бумаги в цвет планет.
  6. Чтобы сделать кратеры и пятнистую поверхность для некоторых планет, налейте в тарелку гуашь, воду и жидкое мыло. Возьмите коктейльную трубочку, выдуйте пузыри и перенесите их на бумагу.
  7. Дождитесь, пока бумага высохнет, затем вырежьте планеты.
  8. Приклейте скорлупу в качестве льдин на Плутон.
  9. Приклейте планеты по порядку к макету.
  10. Прикрепите верёвку для дальнейшего подвешивания.

Карта неба готова! Рекомендую к просмотру данное видео!

Солнечная система из пряжи

Вам понадобится: ватман, краски синего, чёрного и белого цвета, пряжа (толстые нитки) разных цветов, воздушные шары, вода, клей пва, ножницы.

  1. Раскрасьте ватман синей краской, дождитесь, пока она высохнет, затем нанесите чёрный слой.
  2. Сделайте набрызги белой краской.
  3. Смешайте клей с водой в пропорции 1:1.
  4. Поместите пряжу в клеевой раствор и оставьте на 30 минут для хорошей пропитки.
  5. Надуйте шары.
  6. Обмотайте шары пряжей в хаотичном направлении. Подробный мастер-класс о том, как сделать шар из ниток, .
  7. Подвесьте шары и оставьте на несколько часов для полного высыхания.
  8. Лопните шары, затем достаньте их.
  9. Приклейте нитяные шары к ватману.

Солнечная система из пряжи готова!

Оригинальная солнечная система

Вам понадобится: бумага для создания шара, картонный ватман, акриловые краски синего, жёлтого и серебристого цвета, жёлтый картон, ножницы, клеевой пистолет, ёлочные игрушки, клеевой пистолет.

  1. Покрасьте ватман синей краской, а когда высохнет, вырежьте круг.
  2. Сделайте шар из папье-маше, затем окрасьте в жёлтый цвет.
  3. Нарисуйте орбиты планет.
  4. Прорежьте в центре синего круга небольшой круг.
  5. Вырежьте лучики солнца и приклейте их.
  6. Приклейте ёлочные игрушки в качестве планет.
  7. Вырежьте несколько звёздочек, затем приклейте их.
  8. Прикрепите шар папье-маше в центр круга.

Оригинальная солнечная система готова! Преимущество такой поделки в том, что её можно крутить как юлу. Идея ещё одной замечательной поделки показана в этом видео!

Планеты солнечной системы

Вам понадобится: 8 воздушных шаров, газеты, картон, бумага, вода, крахмал, акриловые краски, кисти, грунтовка, лак, ножницы, губка, иголка.

  1. Надуйте шары в масштабе планет.
  2. Сделайте клейстер таким способом: 3 ст.л крахмала смешайте с половинкой стакана холодной воды. Добавьте 2 стакана кипятка, тщательно перемешайте и дождитесь остывания.
  3. Подготовьте газетные полоски, затем окуните их в клейстер и обклейте в 3 слоя каждый шар по принципу папье-маше, не забывайте о том, что каждый слой перед нанесением следующего должен высохнуть.
  4. Когда все 3 слоя бумаги просохли, проткните шары иголкой, аккуратно вытащите их, а отверстия заклейте полосами бумаги.
  5. Покройте планеты грунтовкой и дождитесь полного высыхания.
  6. Покрасьте планеты в несколько слоёв, используя губку и дождитесь, полного высыхания.
  7. Покройте планеты лаком.
  8. Сделайте круг из картона и приклейте на Сатурн.

Планеты солнечной системы в технике папье-маше готовы!

Подвижная модель солнечной системы

Вам понадобится: шарики из пенопласта диаметром – 12,7; 10,2; 7,6; 6,4; 5,1; 3,8; 3,2 см, (потребуется по 2 шара диаметром 3,8; 3,2 см), лист пенопласта 12,7 х 12,7 см толщиной 1,3 см (для колец Сатурна), акриловые краски оранжевого, красного, жёлтого, зелёного, синего, светло-голубого, бирюзового, чёрного и белого цвета, клей, деревянная стержень длинной 76 см для крепления планет, прозрачная леска, миска, чайная ложка, ножницы, канцелярский ножик, кисточка, вода, деревянные палочки.

  1. Воткните в каждый шарик по палочке до середины.
  2. Разместите шары в таком порядке – 12,7; 3,2; 3,8; 3,8; 3,2; 10,2; 7,6; 6,4; 5,1 см.
  3. Вырежьте кольца Сатурна таким способом: возьмите лист пенопласта и обведите миску карандашом, затем нарисуйте внутреннее кольцо и вырежьте их канцелярским ножиком.
  4. Сгладьте края колец чайной ложкой.
  5. Покрасьте деревянный стержень чёрной краской.
  6. Покрасьте планеты и поставьте их в банку для полного высыхания.
  7. Нанесите клей на край Сатурна и оденьте кольцо.
  8. Отрежьте нити для каждой планеты разного диаметра и на конце каждой завяжите узелок.
  9. Вытащите шпажки с планет и приклейте узелок в отверстие от шпажки.
  10. Привяжите нити с планетами к деревянной основе.

Подвижная модель солнечной системы готова! Рекомендую к просмотру фото-галерею идей солнечной системы сделанной своими руками!

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Модель солнечной системы своими руками 🥝 из бумаги и картона, фото

Для того чтобы изучить строение планет и с головой окунуться в загадочный мир астрономии, не обязательно отправляться в планетарий. Совсем не сложно изготовить макет солнечной системы в домашних условиях. Для этого лишь нужно запастись терпением и всеми необходимыми материалами. На выполнение работы при этом уйдет самый минимум времени и затрат.

Макет солнечной системы своими руками для школы: какие материалы можно использовать

Самостоятельно сделать модель солнечной системы совсем не сложно. Поделка эта лишь на первый взгляд может показаться невероятно сложной. На самом же деле все безумно просто. Необходимо лишь определиться, какие материалы будут использоваться в работе. Чаще всего работу выполняют с помощью таких материалов:

  • пластилин;
  • пенопласт;
  • вата;
  • газеты;
  • картон;
  • цветная бумага;
  • CD-диски.

Список этот можно продолжать еще долго. Ведь предела творческой фантазии не существует. Достаточно лишь представить, как именно должна в итоге выглядеть поделка и сразу станет ясно, какие материалы при этом потребуются.

>Макет солнечной системы своими руками (видео)

Как сделать макет солнечной системы, созвездия или луны из пластилина

Для того чтобы сделать самостоятельно солнечную систему, проще всего использовать пластилин. В результате получается вполне реалистичная трехмерная модель, на изготовление которой уйдет не более часа.

Для того чтобы сделать самостоятельно солнечную систему, проще всего использовать пластилин

Ход работы:

  1. Из оранжевого пластилина слепить шарик – получается Солнце.
  2. Смешать между собой материал коричневого и оранжевого цветы и скатать шар меньшего диаметра – получается Меркурий.
  3. Такие же манипуляции произвести и с третьим шариком, только коричневого пластилина добавить немного больше. Получается Венера.
  4. Чтобы сформировать землю, скатать голубой шар и обмотать его слепленой из зеленого материала колбаской. Размазать ее немного по всей заготовке.
  5. Путем смешивания черного и красного пластилина скатать Марс.
  6. Чтобы слепить Юпитер, скатать коричневый шар, а вокруг него обвернуть пару колбасок из более светлой массы.
  7. Для того, чтобы получился Сатурн, вокруг планеты сформировать кольцо.
  8. Из сине-серой массы сделать Уран.
  9. Используя синий материал изготовить Нептун.

Все планеты нанизать на спички и присоединить к Солнцу. Постройте свой макет планет по окружающему миру.

Галерея: картинки и макет солнечной системы своими руками (25 фото)

Макет солнечной системы из пластилина на картоне

Чтобы создать объемную модель, наглядно демонстрирующую устройство солнечной системы, достаточно лишь вооружиться пластилином, картоном и фломастерами. Когда все необходимое под рукой, можно приступать к творческому процессу. Аппликация не займет много времени, а вылепить такую тему понравиться как взрослому, так и ребенку.

Работу из пластилина можно выполнить и на картоне

Ход работы:

  1. Скатать шары из пластилина, выбирая соответствующие цвета для всех планет.
  2. К солнцу приделать лучики, отрезав от трубочки небольшие отрезки.
  3. На картонном листе фломастером начертить орбиты и подписать места, на которых в дальнейшем будут помещены все шарики.
  4. Поместить каждую планету на свое место.

Это интересно! Прочитайте статью о том, как легко сделать макет из бумаги.

Макет вселенной для детей своими руками

Собрать наглядный макет можно и из пенопластовых шаров. Процесс этот хоть и кропотливый, но несложный и увлекательный. Такую работу вполне можно выполнять и вместе с детьми. Благодаря этому они наверняка запомнят, как выглядит каждая из планет.

Собрать наглядный макет можно и из пенопластовых шаров

Что необходимо:

  • пенопластовые шары разного диаметра;
  • лист пенопласта;
  • краски;
  • стержень из дерева;
  • нитка или леска;
  • клей;
  • крючок;
  • нож;
  • ножницы;
  • пара банок;
  • чайная ложка;
  • палочки из дерева;
  • пластиковые чашки;
  • кисточка.

Ход работы:

  1. В каждый шар пенопласта воткнуть деревянную палочку.
  2. Вырезать кольца Сатурна из листа пенопласта.
  3. Чайной ложкой сгладить края вырезанного кольца.
  4. Держа шары за палочку, раскрасить каждый из них в нужный цвет.
  5. Подождать, пока краска просохнет и после этого приступать к сборке макета.
  6. Собрать Сатурн и промазать его кольца клеем.
  7. Нитки прорезать на отрезки разной длины и прикрепить их к каждому шару.
  8. Палочки из планет теперь нужно извлечь.
  9. Второй конец каждой из нитей привязать к стержню.

В стене зафиксировать крючок и на него подвесить макет.

Как сделать Солнце

Для изготовления макета солнышка понадобятся не совсем обычные материалы. Изготавливаться оно будет в технике папье-маше. Поделка получается объемная и невероятно красивая. Для тех, кто уже выполнял работы в данной технике, создание Солнца окажется невероятно легкой задачей.

Что необходимо:

  • Воздушный шарик;
  • старые газеты;
  • картон;
  • бумага;
  • вода;
  • крахмал;
  • краски;
  • грунтовка;
  • кисточка;
  • губка;
  • ножницы;
  • лак.

Ход работы:

  1. Надуть воздушный шарик.
  2. Смешав воду с крахмалом приготовить клейстер.
  3. Газеты нарезать полосами произвольной длины и ширины.
  4. Каждую полоску окунуть в клейстер и приклеить к воздушному шарику. Всего должно получиться как минимум три газетных слоя.
  5. Отверстия около хвостика шарика обязательно оставить открытым.
  6. После формирования каждого слоя, дать немного времени заготовке просохнуть.
  7. После того, как клейстер уже хорошо схватился, а сама заготовка высохла, шарик нужно аккуратно проколоть с помощью иголки недалеко от хвостика.
  8. Воздух из шарика не спеша спустить, а отверстие, которое образовалось, сразу же заклеить бумагой.
  9. Покрыть будущее Солнце грунтовкой, чтобы поверхность была абсолютно ровной.
  10. Дать материалу время высохнуть.
  11. Нанести на получившийся шар краску. Слоев должно быть несколько.
  12. Придать необходимую текстуру с помощью губки.

После высыхания краски изделие дополнительно покрыть еще и лаком. Благодаря этому оно приобретет привлекательный глянцевый вид.

Планета Марс своими руками

Такой макет может не только украсить детскую комнату, но и занять почетное место на школьной выставке. Изготовление его хоть и несложное, но тем не менее имеет свои особенности. Только при соблюдении всех правил удастся создать столь необычную конструкцию.

Что необходимо:

  • клей;
  • глобус;
  • шпатлевка;
  • бумага;
  • лак;
  • краски;
  • кисточки.

Только при соблюдении всех правил удастся создать столь необычную конструкцию

Ход работы:

  1. Снять глобус с подставки и убрать карту, наклеенную на него.
  2. Приготовить бумажную массу. Для этого порвать листы бумаги, размочить их в воде и после этого смешать обрывки с клеем и шпатлевкой.
  3. Нанести приготовленную бумажную массу на всю поверхность бывшего глобуса.
  4. В течение суток не трогать заготовку, чтобы она полноценно просохла.
  5. Сформировать кратеры.
  6. Нанести на заготовку базовый слой краски.
  7. После высыхания краски нанести на изделие еще один слой.
  8. Выделить еще раз кратеры.
  9. Покрыть Марс лаком, как минимум в два слоя.

Модель солнечной системы: поделка в детский сад (видео)

Создание макета солнечной системы – один из самых увлекательных и познавательных творческих процессов. Вариаций таких поделок существует немало, но не стоит сразу же останавливаться на самых простых. Ведь если уделить работе немного больше времени и сил, то и результат трудов будет намного лучше. Да и удовольствие от самого процесса создания этой конструкции будет получено максимальное. Даже представить невозможно, что может быть интереснее, чем создавать свою собственную вселенную.

Другие виды рукоделия

Декупаж шкатулки

Коврик из помпонов

Игрушки из бисера

Поделки из кофейных зерен

Как сделать пластилин

Приятного чтения!

Мастер-класс «Макет «Планеты Солнечной системы»

Дидактическое пособие своими руками. Макет «Планеты Солнечной системы» .

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие к планетам солнечной системы» для детей 6–7 лет .

Макет «Море». Мастер-класс Продолжаем пополнять наглядными пособиями свой «Центр природы». Для изготовления макета «Море» нам понадобятся: — Лист плотного картона.

Макет «Планеты Солнечной системы» В нашем детском саду была создана КОСМИЧЕСКАЯ КОМНАТА. От каждой группы был представлен материал на космическую тему. Мы с ребятами решили.

Макет «В горах». Мастер-класс Для изготовления макета нам понадобятся: 1. Лист картона или ДВП. 2. Пенопласт. 3. Газета. 4. Салфетки. 5. Цветной песок. 6. Гуашь или акварельные.

Макет вулкана. Мастер-класс Не так давно, Галина Шинаева опубликовала мастер-класс изготовления макета вулкана. Ее замечательная идея мне очень понравилась и я, добавив.

Мастер-класс: макет из ткани и ниток «Космос. Планеты Солнечной системы» Берем обруч среднего размера и обматываем изоляционной лентой Обтягиваем тканью соответствующей расцветки Делаем шары из бумаги.

Мастер-класс «Макет «Аквариум» Аквариум чистый сверкает стеклом, И рыбки нарядные плавают в нём. Спросил я : «Хотите ли корм из рачков?» Но рыбки на это молчали молчком.

Мастер-класс «Макет «Перекрёсток» Мастер — класс макет «Перекрёсток» Новикова Наталия Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.

Мастер-класс «Макет «Подводный мир» Алексеенко Татьяна Анатольевна,воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко». Описание: Красота подводного мира завораживает и успокаивает:.

Поделка планета — как сделать необычную поделку своими руками? Смотрите пошаговую инструкцию, мастер-класс и фото готовых работ

Дети очень ценят внимание. Их любовь невозможно ничем купить. Они крайне чувствительны ко всему новому. Чем больше уделять времени их развитию, тем одарённее они будут.

В этом процессе поможет совместное выполнение какой-либо занимательной работы. Главное, чтобы эта работа включала в себя образовательный процесс.

Пусть, это будет научно-популярная информация, но именно она сможет повлиять на заинтересованность чада. Быть может, именно после этого он откроет книгу, содержащую в себе научные факты, формулы и теории. Главное, правильно преподнести необходимый материал.

Космос на ладони

Неотъемлемой частью образовательного процесса является погружение чада в естественные науки. Мир знаний так устроен, что если рассматривать происходящие в нём процессы неотделимо от себя, можно незаметно «утонуть» в познавательной информации.

К сожалению, сейчас, в школах не преподают занимательную астрономию. По этой причине, ребёнок просто не имеет возможности «отправится» в увлекательное путешествие по Вселенной.

Родителям, данный вопрос необходимо раскрывать самостоятельно. Ведь, нет ничего увлекательнее звёзд, чёрных дыр и потока метеоритов. Началом познавательного пути может стать совместная работа над поделкой планет солнечной системы.

Быть может, ребёнок ещё не знаком с такими понятиями как — безграничная вселенная не имеющая верха и низа, космические тела, или горизонт событий. Почему бы не познакомить его и науку?

Начнём с простого

Разрабатывая проект задуманной идеи необходимо учитывать все нюансы: размеры, форма, цвета, удалённость объектов. Также, будет не плохо, если родители предварительно изучат примеры готовых работ.

Так будет проще представить к какому результату следует стремиться. Не нужно от ребёнка требовать многого. Не каждый взрослый справиться с таким заданием. Подобрав необходимые фото поделок планет, можно предложить их ребёнку на выбор.

А быть может у него имеются собственные идеи? Стоит расписать каждую из них подробно, сделав предварительные графические заметки или чертежи.

>Как много идей…

Как только выбран подходящий вариант и подобраны необходимые материалы — можно приступать к работе.

Мягкий мир

Планетарная система может быть выполнена в технике валяния. Сейчас, эта система резво набирает популярность. А сам процесс приносит огромное удовольствие.

Валяние бывает мокрым и сухим. Первое выполняется при помощи воды, мыла и шерсти. Второй — специальных крючков и шерсти. Каждый сам выбирает нужный способ.

Быть может стоит посоветоваться с ребёнком?! Систему необходимо подвесить на леску или нитку. Получится оригинальная замена детского мобиля над кроваткой. В будущем, эта игрушка может пригодиться младшему поколению.

Бумага

Поделка планет из бумаги — самый простой вариант выполнения работы. Отрисовать и вырезать — что может быть легче? При этом необходимо помнить, что данный процесс должен происходить строго под присмотром взрослых!

Ножницы детям не игрушка. Сама поделка может быть размещена на плоскости. Пусть это будет картина, ватман или альбом.

Пластилиновые формы

Такая поделка на тему планет закрепляется на устойчивом основании. Его можно сделать самостоятельно, или импровизируя соорудить из подручных материалов.

Макет солнечной системы может быть как подвижным, так и стабильным в своём размещении. Но статичность не позволит рассматривать объекты под разным углом. Поэтому, стоит задуматься над первым вариантом.

Пластилин весьма податливый материал. Разумно использовав свою фантазию и фантазию ребёнка, можно смешать имеющиеся в палитре цвета и смастерить собственную планетарную систему. Пусть она будет необычной, но зато оригинальной.

Лепим и красим

С глиной работать очень увлекательно. Когда все детали готовы, их необходимо обжечь. Так, глина приобретёт такие качества как плотность, устойчивость к воздействию и водонепроницаемость.

Последнее крайне важно, так как, при неосторожной влажной уборке, можно легко испортить работу. Выполненной идее необходимо придать цвет и придумать ей оригинальное название. Например: поделка «Зелёная планета». Только оно должно совпадать с задумкой.

Ценно то, что сделано с любовью

Увлёкшись созданием планетарной системы, родителям не нужно забывать и про образовательную часть процесса. Стоит разъяснить какие отличия имеет каждый объект, почему он окрашен именно в такой оттенок, какого его влияние на другие тела.

Возможно именно тогда, дитя полюбит древнюю науку. Ведь все мы, живущие на каменном шарике, летим в неизвестность. Родитель может задавать открытые вопросы, или предложить сыграть в игру «вопрос — ответ».

В которой, каждый предыдущий ответ входит в основу следующего вопроса. Поделки планет сделанные своими руками помогут развить в ребёнке тягу к знаниям. Ведь его мир ещё так мал. А мир окружающий его многообразен в красоте и обличии своём.

Полезный вывод

Космос — необъятное пространство, привлекающее разнообразием форм. С ним можно смело сравнить фантазию малыша. Однажды, потеряв интерес к миру, теряется интерес и к себе. Этого нельзя допускать. Ведь мы — часть этого мира. А часть, как известно, не может существовать без целого.

Возможно, после рассказа о том, что наши тела когда-то были звёздной пылью, повлияет на ум маленького будущего гения. И когда-нибудь, именно он откроет новую звезду или планетарную систему.

Фото поделок планета

Пожалуйста, сделайте репост;) 0

Современные модели возникновения Солнечной системы (ХХ и ХХI веков)

Первой моделью образования Солнечной системы была гипотеза Канта — Лапласа, выдвинутая в конце 18 века.

Кант и Лаплас считали, что Солнце и планеты образовались вместе из одной первичной туманности за счет конденсации и сжатия в силу ньютоновской гравитации отдельных частиц. При этом частицы такого газообразного облака с меньшими угловыми скоростями будут падать на центр и образуют тело — Солнце, остальные же частицы образуют Вращающийся диск, постепенно разбивающийся на отдельные конденсированные тела, образующие потом планеты.

Модель Канта — Лапласа потом критиковались Максвеллом, который изучая кольца Сатурна, пришел к выводу, что диск так и должен остаться диском подобно кольцам Сатурна.

Учитывая критические замечания Максвелла возникла гипотеза столкновения Джинса, согласно которой планеты должны были образоваться при прохождении около Солнца или столкновения другой звезды. Однако гипотеза Джинса не могла объяснить, почему планетные орбиты столь близки к круговым.

Советский ученый Отто Юльевич Шмидт предложил гипотезу образования планет Солнечной системы из холодного газового облака, которое медленно вращалось. Примерно таких же взглядов на образование Солнечной системы придерживался в своей модели и советский астроном В.Г. Фесенков.

В настоящее время, оценив модели Джинса, Шмидта и Фесенкова, ученые вновь обратились к гипотезе Канта — Лапласа. Критика Максвелла этой модели образования Солнечной системы перестала быть актуальной в связи с новым знанием о химическом составе материи во Вселенной. В отличие от кислорода, кремния и железа, составляющих Землю, Вселенная в основном состоит из других элементов. Так, Солнце в основном на 99% состоит из водорода и гелия2.

Большие планеты Юпитер и Сатурн также содержат много водорода и гелия и в этом смысл ближе к Солнцу и другим звездам, чем Земля. Поэтому первоначальный диск был смесью гелия и водорода, а также космической пыли. Конденсации пыли могли образовать протопланеты.

Первоначальная Солнечная система выглядела как множество гигантских комет, вращающихся вокруг Солнца. Затем, по мере разогревания Солнца, оно за счет радиационного

Давления «сдуль» многие эти газообразования. Часть этого газа осталась как атмосфера планет.3

Из гипотез происхождения Солнечной системы наиболее известна электромагнитная гипотеза шведского астронома Х.Альвена, усовершенствованная Ф. Хайлом. Альвен исходил из того, что некогда Солнце обладало очень сильным электромагнитным полем. Туманность, окружавшая светило, состояла из нейтральных атомов. Под действием излучений и столкновений атомов, они ионизировались. Ионы попадали в «ловушки» из магнитных силовых линий и увлекались вслед за вращающимся светилом. Постоянно Солнце теряло свой вращательный момент, передавая его газовому облаку.

Слабость предложенной модели образования Солнечной системы заключалась в том, что атомы наиболее легких элементов должны были концентрироваться ближе к Солнцу, атомы тяжелых элементов — дальше. Значит, ближайшие к Солнцу планеты должны были бы состоять из наилегчайших элементов — водорода и гелия, а более отдаленные — из железа и никеля. Но данные научных наблюдений говорят об обратном.

Чтобы преодолеть эту трудность, английский астроном Ф.Хойл предложил новый вариант гипотезы. Солнце зародилось в недрах туманности. Они быстро вращалось и туманность становилась все более плоской, превращаясь в диск. Затем в нем образовались планеты. Это произошло потому, что диск тоже начал разогреваться, а Солнце тормозилось. Момент количества движения переходил к диску и в нем образовались планеты. Если предположить, что первоначальная туманность уже обладала магнитным полем, то вполне могло произойти перераспределение углового момента.

Следует отметить, что до сих пор наукой не найдено окончательное решение проблемы происхождения Солнечной системы и Земли.

клеточный рациональность биотический солнечный

Реферат: Происхождение солнечной системы

План:

Введение . 3

1. Гипотезы о происхождении солнечной системы .. 3

2. Современная теория происхождения солнечной системы .. 5

3. Солнце – центральное тело нашей планетной системы .. 7

4. Планеты земной группы .. 8

5. Планеты-гиганты .. 9

Заключение . 11

Список использованной литературы .. 12

Введение

Солнечная система состоит из центрального небесного тела — звезды Солнца, 9 больших планет, обращающихся вокруг него, их спутников, множества малых планет — астероидов, многочисленных комет и межпланетной среды. Большие планеты располагаются в порядке удаления от Солнца следующим образом: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Три последние планеты можно наблюдать с Земли только в телескопы. Остальные видны как более или менее яркие кружки и известны людям со времен глубокой древности.

Один из важных вопросов, связанных с изучением нашей планетной системы — проблема ее происхождения. Решение данной проблемы имеет естественно-научное, мировоззренческое и философское значение. На протяжении веков и даже тысячелетий ученые пытались выяснить прошлое, настоящее и будущее Вселенной, в том числе и Солнечной системы. Однако возможности планетной космологии и по сей день остаются весьма ограниченными — для эксперимента в лабораторных условиях доступны пока лишь метеориты и образцы лунных пород. Ограничены и возможности сравнительного метода исследований: строение и закономерности других планетных систем пока еще недостаточно изучены.

1. Гипотезы о происхождении солнечной системы

К настоящему времени известны многие гипотезы о происхождении Солнечной системы, в том числе предложенные независимо немецким философом И.Кантом (1724—1804) и французским математиком и физиком П.Лапласом (1749—1827). Точка зрения И. Канта заключалась в эволюционном развитии холодной пылевой туманности, в ходе которого сначала возникло центральное массивное тело — Солнце, а потом родились и планеты. П. Лаплас считал первоначальную туманность газовой и очень горячей, находящейся в состоянии быстрого вращения. Сжимаясь под действием силы всемирного тяготения, туманность вследствие закона сохранения момента импульса вращалась все быстрее и быстрее. Под действием больших центробежных сил, возникающих при быстром вращении в экваториальном поясе, от него последовательно отделялись кольца, превращаясь в результате охлаждения и конденсации в планеты. Таким образом, согласно теории П. Лапласа, планеты образовались раньше Солнца. Несмотря на такое различие между двумя рассматриваемыми гипотезами, обе они исходят от одной идеи — Солнечная система возникла в результате закономерного развития туманности. И поэтому такую идею иногда называют гипотезой Канта—Лапласа. Однако от этой идеи пришлось отказаться из-за множества математических противоречий, и на смену ей пришло несколько «приливных теорий».

Наиболее знаменитая теория была выдвинута сэром Джеймсом Джинсом, известным популяризатором астрономии в годы между Первой и Второй мировыми войнами. (Он также был ведущим астрофизиком, и лишь в конце своей карьеры обратился к созданию книг для начинающих.)

Рис. 1. Приливная теория Джинса. Звезда проходит рядом с Солнцем,

вытягивая из него вещество (рис. А и В); планеты формируются

из этого материала (рис. С)

Согласно Джинсу, планетное вещество было «вырвано» из Солнца под воздействием близко проходившей звезды, а затем распалось на отдельные части, образуя планеты. При этом наиболее крупные планеты (Сатурн и Юпитер) находятся в центре планетной системы, где некогда находилась утолщенная часть сигарообразной туманности.

Если бы дела действительно обстояли таким образом, то планетные системы были бы чрезвычайно редким явлением, так как звезды отделены друг от друга колоссальными расстояниями, и вполне возможно, что наша планетная система могла бы претендовать на роль единственной в Галактике. Но математики снова бросились в атаку, и в конце концов приливная теория присоединилась к газообразным кольцам Лапласа в мусорной корзине науки.

2. Современная теория происхождения солнечной системы

Согласно современным представлениям, планеты солнечной системы образовались из холодного газопылевого облака, окружавшего Солнце миллиарды лет назад. Такая точка зрения наиболее последовательно отражена в гипотезе российского ученого, академика О.Ю. Шмидта (1891—1956), который показал, что проблемы космологии можно решить согласованными усилиями астрономии и наук о Земле, прежде всего географии, геологии, геохимии. В основе гипотезы О.Ю. Шмидта лежит мысль об образовании планет путем объединения твердых тел и пылевых частиц. Возникшее около Солнца газопылевое облако сначала состояло на 98% из водорода и гелия. Остальные элементы конденсировались в пылевые частицы. Беспорядочное движение газа в облаке быстро прекратилось: оно сменилось спокойным движением облака вокруг Солнца.

Пылевые частицы сконцентрировались в центральной плоскости, образовав слой повышенной плотности. Когда плотность слоя достигла некоторого критического значения, его собственное тяготение стало «соперничать» с тяготением Солнца. Слой пыли оказался неустойчивым и распался на отдельные пылевые сгустки. Сталкиваясь друг с другом, они образовали множество сплошных плотных тел. Наиболее крупные из них приобретали почти круговые орбиты и в своем росте начали обгонять другие тела, став потенциальными зародышами будущих планет. Как более массивные тела, новообразования присоединяли к себе оставшееся вещество газопылевого облака. В конце концов сформировалось девять больших планет, движение которых по орбитам остается устойчивым на протяжение миллиардов лет.

С учетом физических характеристик все планеты делятся на две группы. Одна из них состоит из сравнительно небольших планет земной группы — Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Их вещество отличается относительно высокой плотностью: в среднем около 5,5 г/см3 , что в 5,5 раза превосходит плотность воды. Другую группу составляют планеты -гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти планеты обладают огромными массами. Так, масса Урана равна 15 земным массам, а Юпитера— 318. Состоят планеты-гиганты главным образом из водорода и гелия, а средняя плотность их вещества близка к плотности воды. Судя по всему, у этих планет нет твердой поверхности, подобной поверхности планет земной группы. Особое место занимает девятая планета — Плутон, открытая в марте 1930 г. По своим размерам она ближе к планетам земной группы. Не так давно обнаружено, что Плутон — двойная планета: она состоит из центрального тела и очень большого спутника. Оба небесных тела обращаются вокруг общего центра масс.

В процессе образования планет их деление на две группы обусловливается тем, что в далеких от Солнца частях облака температура была низкой и все вещества, кроме водорода и гелия, образовали твердые частицы. Среди них преобладал метан, аммиак и вода, определившие состав Урана и Нептуна. В составе самых массивных планет — Юпитера и Сатурна, кроме того, оказалось значительное количество газов. В области планет земной группы температура была значительно выше, и все летучие вещества (в том числе метан и аммиак) остались в газообразном состоянии, и, следовательно, в состав планет не вошли. Планеты этой группы сформировались в основном из силикатов и металлов.

3. Солнце – центральное тело нашей планетной системы

Солнце — ближайшая к Земле звезда, представляющая собой раскаленный плазменный шар. Это гигантский источник энергии: мощность излучения его очень велика — около 3,86×1023 кВт. Ежесекундно Солнце излучает такое количество тепла, которого вполне хватило бы, чтобы растопить слой льда, окружающий земной шар, толщиной в тысячу км. Солнце играет исключительную роль в возникновении и развитии жизни на Земле. На Землю попадает ничтожная часть солнечной энергии, благодаря которой поддерживается газообразное состояние земной атмосферы, постоянно нагреваются поверхности суши и водоемов, обеспечивается жизнедеятельность животных и растений. Часть солнечной энергии запасена в недрах Земли в виде каменного угля, нефти, природного газа.

В настоящее время принято считать, что в недрах Солнца при огромнейших температурах —около 15 млн. градусов — и чудовищных давлениях протекают термоядерные реакции, которые сопровождаются выделением огромного количества энергии. Одной из таких реакций может быть синтез ядер водорода, при котором образуются ядра атома гелия. Подсчитано, что в каждую секунду в недрах Солнца 564 млн т водорода преобразуются в 560 млн т гелия, а остальные 4 млн т водорода превращаются в излучение. Термоядерная реакция будет происходить до тех пор, пока не иссякнут запасы водорода. В настоящее время они составляют около 60 % массы Солнца. Такого резерва должно хватить по меньшей мере на несколько миллиардов лет.

Почти вся энергия Солнца генерируется в его центральной области, откуда переносится излучением, а затем во внешнем слое — передается конвекцией. Эффективная температура поверхности Солнца — фотосферы — около 6000 К.

Наше Солнце — источник не только света и тепла: его поверхность излучает потоки невидимых ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, а также элементарных частиц. Хотя количество тепла и света, посылаемого на Землю Солнцем, на протяжение многих сотен миллиардов лет остается постоянным, интенсивность его невидимых излучений значительно меняется: она зависит от уровня солнечной активности.

Наблюдаются циклы, в течение которых солнечная активность достигает максимального значения. Их периодичность составляет 11 лет. В годы наибольшей активности увеличивается число пятен и вспышек на солнечной поверхности, на Земле возникают магнитные бури, усиливается ионизация верхних слоев атмосферы и т. д.

Солнце оказывает заметное влияние не только на такие природные процессы, как погода, земной магнетизм, но и на биосферу — животный и растительный мир Земли, в том числе и на человека.

Предполагается, что возраст Солнца не менее 5 млрд лет. Такое предположение основано на том, что в соответствии с геологическими данными наша планета существует не менее 5 млрд лет, а Солнце образовалось еще раньше.

4. Планеты земной группы

Объединенные в одну группу планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, — хотя и близки по некоторым характеристикам, но все же каждая из них имеет свои неповторимые особенности. Некоторые характерные параметры планет земной группы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Среднее расстояние в табл. 1 дано в астрономических единицах (а.е.); 1 а.е. равна среднему расстоянию Земли от Солнца (1 а.е = 1,5 • 108 км.). Самая массивная из данных планет — Земля: ее масса 5,89 • 1024 кг.

Существенно отличается планеты и составом атмосферы, что видно из табл. 2, где приведен химический состав атмосферы Земли, Венеры и Марса.

Таблица 2

Меркурий — самая малая планета в земной группе. Эта планета не смогла сохранить атмосферу в том составе, который характерен для Земли, Венеры, Марса. Ее атмосфера крайне разрежена и содержит Ar, Ne, Не. Из табл. 5.2 видно, что атмосфера Земли отличается относительно большим содержанием кислорода и паров воды, благодаря которым обеспечивается существование биосферы. На Венере и Марсе в атмосфере содержится большое количество углекислого газа при очень малом содержании кислорода и паров воды — все это характерные признаки отсутствия жизни на данных планетах. Нет жизни и на Меркурии: отсутствие кислорода, воды и высокая дневная температура (620 К) препятствуют развитию живых систем. Остается открытым вопрос о существовании каких-то форм жизни на Марсе в отдаленном прошлом.

Планеты Меркурий и Венера спутников не имеют. Природные спутники Марса — Фобос и Деймос.

5. Планеты-гиганты

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун относятся к планетам-гигантам. Юпитер — пятая по расстоянию от Солнца и самая большая планета Солнечной системы — находится на среднем расстоянии от Солнца 5,2 а.е. Юпитер — мощный источник теплового радиоизлучения, обладает радиационным поясом и обширной магнитосферой. Эта планета имеет 16 спутников и окружена кольцом шириной около 6 тыс. км.

Сатурн — вторая по величине планета в Солнечной системе. Сатурн окружен кольцами, которые хорошо видны в телескоп. Их впервые наблюдал в 1610 г. Галилей с помощью созданного им телескопа. Кольца представляют собой плоскую систему множества мелких спутников планеты. Сатурн имеет 17 спутников и обладает радиационным поясом.

Уран — седьмая по порядку удаления от Солнца планета Солнечной системы. Вокруг Урана вращается 15 спутников: 5 из них открыты с Земли, а 10 — наблюдались с помощью космического аппарата «Вояджер-2». Уран имеет и систему колец.

Нептун — одна из самых удаленных от Солнца планет — находится на расстоянии от него около 30 а.е. Период обращения ее на орбите — 164,8 года. Нептун имеет шесть спутников. Удаленность от Земли ограничивает возможности его исследования.

Планета Плутон не относится ни к земной группе, ни к планетам-гигантам. Это сравнительно небольшая планета: ее диаметр около 3000 км. Плутон принято считать двойной планетой. Его спутник, примерно в 3 раза меньший по диаметру движется на расстоянии всего около 20000 км от центра планеты, совершая один оборот за 4,6 суток.

Особое место в Солнечной системе занимает Земля — единственная живая планета.

Таким образом, современная теория гораздо более правдоподобна, которая, как ни странно, ближе к идеям Лапласа, чем к теории Джинса. Считается, что планеты сконденсировались из облака космического материала, связанного с молодым Солнцем, поэтому все они близки по возрасту. Это объясняет, почему Солнечная система четко разделена на две части. Ближе к Солнцу температура была очень высокой, поэтому такие легкие газы, как водород и гелий, вытеснялись на периферию, а на внутренних планетах происходило накопление более тяжелых элементов. В дальнейшем температура понизилась и появилась возможность удерживать легкие элементы: поэтому планеты-гиганты, в отличие от внутренних членов системы, не являются плотными и каменистыми. Действительно, у планеты-гиганта может быть твердое ядро, но большей частью они состоят из жидкости, с очень мощной атмосферой, богатой водородом и гелием.

Процесс образования Солнечной системы нельзя считать досконально изученным, а предложенные гипотезы — совершенными. Например, в современной гипотезе не учитывалось влияние электромагнитного взаимодействия при формировании планет. Выяснение этого и других вопросов — дело будущего.

Список использованной литературы

1. Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов/М.: Академический проспект, 2001.

2. Мур П. Астрономия с Патриком Муром. Пер. с англ. К. Савельева/М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

3. Самыгина С.И. «Концепции современного естествознания»/Ростов н/Д: «Феникс», 1997.

4. Эйнштейн А. Эволюция физики/М.: Устойчивый мир, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *