Стихи мой родной край


Будет солнце искры золотые
В бирюзовость волн морских метать,
Полетим по ней мы, удалые,
Острова чудесные искать!
Будет белой наша каравелла,
Будет парус, как заря, алеть,
Благородный капитан и смелый
Будет вдаль в трубу свою смотреть!
Ну, а ты, мой юнга светлоокий,
Будешь ловок, весел и горяч
И поднимешь флаг наш на высокой
Самой-самой из высоких мачт!
Милый юнга, мальчик-колокольчик…
Звонкий голос песенку поёт…
Ну, а если шторм вдруг захохочет,
Он наш парус алый не порвёт!
Этот парус я сошью однажды
Из мечты, из детства и из снов,
Если только капитан отважный
Проплывёт у наших берегов…
Звонкий юнга! Ветер ты мой вольный!
Рифы — это только миражи,
Если только веры в нас довольно,
И огня в достатке у души!
Обращают гавани в болота
Злые люди с узкою душой.
Но рыбак сказал, что видел кто-то,
Будто на заре корабль пришёл!
Мальчик юнга! Мы его дождёмся!
А пока хоть лодочку спусти.
Брось бутылку — вдруг он отзовётся?
К острову сокровищ полетим!
Странно, юнга… Здесь повсюду люди,
А как будто остров лишь пустой.
Мир спешит и сердится, и судит…
И стареет сам в борьбе с собой.
Не стареем только мы, играя!
Мы богаты морем и душой!
Оттого поём, всех удивляя,
Оттого дышать нам хорошо!
Мальчик юнга, поплыви к востоку!
Юнга, капитана отыщи!
Ведь и он нас ищет там. Далёко…
Горизонт меж нами точно щит.
Ляжем спать. И пусть он нам приснится,
Сильный, синеокий, как и ты.
Так редки у нас такие лица
Мужественной, гордой красоты!
Словно птица наша каравелла…
На корме её летим втроём,
Всем друзьям, мечтающим и смелым,
Солнцу, морю счастливо поём!
Нам сокровищ островов не нужно.
Главное сокровище — у нас.
Алый парус в вольных наших душах,
Синяя безбрежность наших глаз!

«Люблю свой край родной»

Подготовила: Ошарова Н.М.

МБДОУ Детский сад с. Боград

воспитатель

Цель: Создание условий для формирования у детей, знания о родном селе, о его улицах, достопримечательностях; прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.

Задачи:

  • Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство
  • Расширить и закрепить знание детей о родном селе, его достопримечательностях и истории
  • Закрепить умения детей составлять описательный рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления
  • Развивать умение рассказывать связно, полно и выразительно, использовать образные слова и выражения
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине
  • Прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины.
  • Расширение словарного запаса детей

Оборудование:

Наглядно демонстративный материал: ноутбук, слайды с изображением достопримечательностей села,

ХОД ООД:

Под музыку: «С чего начинается Родина?

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята,

Мы сегодня с вами поговорим о том, что такое Родина? Какая она?

Ребята страна, где мы живем называется Россия. Удивительно красивое имя неправда ли? Много на планете земля замечательных, красивых стран, везде живут люди, но Россия для нас – единственная, необыкновенная, священная земля, потому что она – наша Родина – значит, родная, как мама и папа.

Воспитатель: читает стихотворение З. Александрова:

Если скажут слово «Родина» —

Сразу в памяти встает:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки – березка-скромница

И ромашковый бугор,

Или степь от маков красная,

Золотая целена.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель: Ребята, а как, называется столица нашей Родины?

Дети: Москва!

Воспитатель: Да! Мама, Родина, Москва – это для нас главные слова.

Воспитатель просит детей прочитать стихотворение раннее заученные «Главное слово».

1 ребенок: В детском садике узнали

Мы прекрасные слова,

Из в первые прочитали:

Мама, Родина, Москва.

2 ребенок: Пролетит весна и лето,

Станет солнечной листва

Озарятся новым светом

Мама, Родина, Москва.

3 ребенок: Солнце ласково нам светит,

Льется с неба синева.

Пусть всегда живут на свете

Мама, Родина, Москва!

Воспитатель: Москва – как много в этом звуке

Для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, как называется наш край, в котором мы живем? Еще говорят про морозы, какие они?

Дети: Сибирь! Хакасия, а морозы у нас сибирские

Воспитатель: а как называется столица Хакасии – это: г. Абакан – наш областной центр. Ребята, а как называется наш поселок?

Дети: Боград!

Воспитатель: Какое интересное название поселка Боград – славен он березовыми лесами, цветущими полями и лугами, но самое большое богатство – это люди. Почетных гостей пригласили мы сегодня на встречу. По-моему, я слышу шаги наверно, это они.

С песней «Здравствуйте гости» (авторская) в зал входят гости: (приглашенные заранее)

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Разрешите вас представить: ( ) перед тем как гости расскажут нам интересное про то как развивался наш район мы пригласим гостей посмотреть наше выступление (гости усаживаются, дети выходят на чтение стихов).

Воспитатель: (показывает слайды о Бограде, во время чтения стихов).

Дети старшей группы.

1 ребенок: Любимый край моей России

В бескрайних нивах золотых

Мой синеокий край Сибирский,

Живешь ты в буднях трудовых.

2 ребенок: Здесь травы дышат чистым светом.

С зарей купаются в росе.

И называют бабьим летом,

Дни золотые в сентябре.

Зовут всегда нас в край Родной.

Исполняется песня «Край родной»

Воспитатель: -А давайте дети поиграем, назовем ласковыми словами наш родной Боград какой он вам кажется?

После игры: чтение стихотворения.

Ребенок: – Что такое родина?

Я спросил у бабушки,

Вместе с нею рядышком,

Грядку бороня.

И сказала бабушка:

Воспитатель: – Родина журавушка

Это мама с папою,

Дедушка и я.

Ребенок: а потом добавила.

Воспитатель: И река, и полюшко,

Что шумит бескрайнее, вон за тем леском,

Бросишь в него зернышко – и оно на солнышко

Прорастет живучее,

Звонким колоском,

Велика Росси юшка,

Широка просторами,

Но главнее главного,

Помни, внучек мой,

Не бывает Родины

Без людей, с которыми

Ты живешь и трудишься

На земле родной.

Дети исполняют парный танец на муз. М. Басовой.

«Песня о Сибири».

Воспитатель: Эй, девчушки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

1ребенок: Я в поселочке Бограде

Очень весело живу

Пою частушки я задорно

Ну и прянички жую.

2ребенок: Маша сшила сарафанчик:

«До чего ж я хороша!

Даже козочка Маренка

Растопырила глаза!»

3ребенок: Мы по улице идем

Все бугры да кочки,

Мы Боградские девчата

Словно как цветочки!

4 ребенок: Что за горе посту шок?

От него одна беда:

Как зевнет, так все коровы

Убегают кто куда!

5 ребенок: Заплету я руссу косу

И пройду по улице

Пусть любуется народ,

И петух, и курица.

6 ребенок: Заиграйка, гармонист,

Растяни гармошку

Мастерица я плясать,

Завлекать Антошку.

7 ребенок: Ой, березка ты моя,

Раскудрявенькая!

Я девчонка боевая

Хоть и маленькая.

8 ребенок: У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Воспитатель: Спасибо нашим девочкам за веселые частушки. Слышите опять шаги, наверно, еще кого-то к нам в гости идет (входит Человек Рассеянный)

Воспитатель: Вот еще к вам гость пожаловал, хотя может и не к вам и одет он очень странно, и отвечает невпопад.

Воспитатель: Здравствуйте, Человек – Рассеянный с улицы Бассейной.

Человек — Рассеянный: — Здрасьте, коль не шутите, а меня откуда знаете?

Воспитатель: — Мы про вас читали, как вы сели в отцепленный вагон на котором вы так никуда не уехали.

Человек – Рассеянный: Верно. Я тогда вскричал:

— Что за шутки?

— Еду я вторые сутки,

— А приехал я назад?

— А приехал в Ленинград!

— А сейчас куда же я приехал?

Воспитатель: В Сибирь, на станцию Сон в поселок Боград, в детский сад «Солнышко».

Человек Рассеянный: — Здорово! У меня здесь бабушка живет. Постоянно гостинцы мне шлет. Вот прислала оладушек!

Воспитатель: — А где ж они?

Человек Рассеянный: — А я их под лавку положил!

Воспитатель: Экий вы, Человек – чудак!

Человек Рассеянный: — А вы бы как?

Воспитатель: — Я бы их в печку положила, а вы бы пришли и поели.

Человек Рассеянный: — А мне бабуля брюки прислала.

Воспитатель — А где ж они?

Человек Рассеянный: — Я их в печку положил!

Воспитатель: — Экий вы, Человек – чудак!

Человек Рассеянный: — А вы бы как?

Воспитатель: — Я бы их повесила в шкаф!

Человек Рассеянный: — А еще мне бабуля прислала барана.

Воспитатель: — А где ж он?

Человек Рассеянный: — А я его повесил в шкаф!

Воспитатель: Экий вы Человек – чудак!

Человек Рассеянный: — А вы бы как?

Воспитатель: — Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала!

Человек Рассеянный: — Бабуля мне прислала сестренку Аленку!

Воспитатель: — А где ж она?

Человек Рассеянный: — Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Воспитатель: — Экий вы, Человек – чудак!

Человек Рассеянный: — А вы бы как?

Воспитатель: — Я бы ее за стол посадила, чаем напоила!

Человек Рассеянный: — А бабуля мне прислала свинью!

Воспитатель: — А где ж она?

Человек Рассеянный: — Я ее за стол посадил, чаем напоил!

Воспитатель: — Дети, правильно сделал Человек Рассеянный?

Дети: Нет!

Человек Рассеянный: — Я понял! Сейчас я гостинцы от моей бабушки принесу сюда, и вы мне поможете распаковать посылку (убегает).

Воспитатель: Наша встреча подходит к концу и хочется спросить вас, любите ли вы свой край? Свой поселок? Свой дом? Свою семью? (дети отвечают)

Ребенок читает стихотворение.

Дорог луг нам и лесок,

В поле каждый колосок,

Озера, небо голубое —

Это наше все, родное!

Где родился, вырос я,

Там и Родина моя!

Дети п исполняют песню «Русская сторонка»

Выбегает с посылкой Человек Рассеянный. Посылка завязана крепкой лентой (длинной)

Человек Рассеянный: — Вот посылка от бабули, сколько за ленты не тянул, развязать никак не мог, хоть бы кто из вас помог!

Воспитатель: Мы поможем, что нам стоит, вы Человек Рассеянный, вставайте к одному концу ленты, а я к другому, а ребята выстроятся за нами, так и будем мы тянуть, как дед репку. Ну, ребята, становись в 2 колонны быстро! Начинаем тянуть (взрослые делают вид, что очень стараются) ничего не получается:

Воспитатель: а может нам нужно всем друг к другу ближе подойти, и попросить ласково и дружно: «Узелок, развяжись, пожалуйста»

Все становятся в тесный круг просят, развязывается узелок, а в посылке – яблочный пирог с конфетами.

Воспитатель: что нужно с таким угощением делать Человек Рассеянный?

Человек Рассеянный: Всех за стол посадить чаем напоить, с пирогом яблочным и конфетами!

Воспитатель: Правильно! Всех пригласим и всех угостим. Когда мы вместе, все дружны – мы сильны. Родину нужно не только любить, но и хранить. Будьте здоровы и счастливы! Берегите себя и своих близких! До новых встреч.

Чаепитие в группе.

Родный мой край начинается там,
Где просторы теряются в свете луны,
Где дыханием зимы лес отдался снегам,
С горизонтом сольются морозные сны.
Дали вольные где шепчут мне свой ответ,
Где никак не могу отыскать я покой,
Рукой, вскинутой вверх, где встречаю рассвет,
Солнце лишь увидав, засыпаю с зарей.

Волчьи стаи где рыщут средь черных лесов,
Шкуры серые где замелькают во тьме,
Где к земле припадет стон голодных клыков,
Где их жуткие песни несутся к луне.
В наковальню груди Молот Сердца где бьет,
Когда в Русском лесу я один остаюсь,
Когда песню свою моя Русь мне поет,
А я песней Войны за нее отпоюсь!
С упоением дышу я Родной стороной,
Звоном листьев весной и журчанием рек,
Грозовыми дождями, осенней землей,
Русской чистой душой, что белее, чем снег.
Песни птиц на заре, печаль тихих озер,
Царство темных лесов и бездонную высь,
Никогда не забыть, как украл у нас вор,
Чтоб забыли навек, зачем мы родились.
Землю-Родину Матерь и заветную Русь
Сохранить в первозданной своей чистоте,
В глубине синих глаз (Им на верность клянусь!)
В белой коже и в светлых волос красоте!
Свою Родину вижу я в лицах родных,
В сильной Воле и в чистых порывах души,
В гордой смерти всех тех, кто не предал своих,
В боли тех, кто продолжил бороться и жить.

В Вере тех, кто навечно остался в строю,
Кто, сжав зубы, упал в окровавленный снег,
Кто не дрогнул в последнем смертельном бою,
Кто боролся и стал выше, чем человек.
Белой Расы оплот в наших венах бурлит,
Царство Ариев в Духе, что жаждет войны,
Моя Родина в Солнце, что щедро горит
И в сиянии звезд, где останемся мы.
Под водою застыла в полупризрачном сне,
В ледяной усыпальнице в бездне миров,
В нашей крови сокрыта, как мудрость извне,
Что наполнит наш разум дыханьем веков.
В склепе звезд затаилась тенями Отцов,
Что нас гневом питают все сильней и сильней.
И я верю — в огне погребальных костров
Моя Родина встретит своих Сыновей.

Цели:

  • привить учащимся чувство любви к Родине, к родному краю;
  • вызвать интерес учащихся к творчеству поэтов-дальневосточников;
  • закрепить навыки работы с поэтическим текстом;

Оборудование: Портреты поэтов-дальневосточников, вальс «На сопках Маньчжурии”, «Песня о родном крае”, пластинка с голосами птиц, выставка фоторабот, рисунков, книг.

Ход урока

Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое…

П.Комаров.

1. Вступительное слово учителя (на фоне вальса «На сопках Маньчжурии”):

О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем преисполнена, земля Русская…

Это слова древнего летописца. Великое слово «Родина” стучало в сердцах многих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Родине посвящали вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Кольцов, Е.Баратынский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев …

Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово «Родина”. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.

Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле…

«Пою тебя, мой край родной…” (объявление и запись темы)

2. Итак, традиция поэтического воспевания родного края нашла отражение в творчестве амурских поэтов. Предлагаем вашему вниманию небольшую литературную композицию. Ваша задача – записать имена поэтов, название стихотворений.

1 ученик:

Просторы – не окинешь взором.
То мелколесье, то стога,
Отполированы озера
И кем-то вправлены в луга.
Косяк ли уток пронесется,
Иль песня вспыхнет над рекой –
Все это в сердце отзовется
Необъяснимою тоской.

Почти все произведения Владимира Колыхаева посвящены теме освоения природных богатств Дальнего Востока. Родился поэт в 1934 году. В 1955 приехал в Благовещенск. Работал на строительстве дорого, а потом стал журналистом, редактором Амурского радиокомитета. Печатается с 1960 г.

2 ученик:

Поэзия – выражение внутреннего мира поэта. Олег Маслов по профессии врач, кандидат медицинских наук. Профессия дает ему хлеб насущный, а стихи – пищу духовную.

Амурские села.

Ехал я с гостем столичным
По сторонке. По родной,
И названьям сел привычным
Удивлялся спутник мой:
Где кишели рыбой воды,
А вокруг – тайга и зверь,
Там охотные народы
Промышляют и теперь.
— Где ж экзотика Востока,
Где амурский колорит?
То Полтавка, то Тамбовка,
То Ивановка дымит…
И названий постарее
Эвенкийских тож не счесть
Есть и Зея , и Бурея,
Тында есть, и Тыгда есть.
Та ж российская подобность,
Лишь пропорции не в лад.
Сам район размером в область,
А райцентр – увы не град.
А по долам хлебопашным,
По брегам великих рек
Основали предки наши
Села русские навек.
И назвать их неужели
Поновей не смог никто?
— Все могли – не захотели.
И спасибо им за то.
И. храня Отчизне верность,
В память дедовской земли
Именами всех губерний
Эти веси нарекли.
Так случилось, что издревле
Люди тут не лили кровь
За ухоженные земли,
А осваивали новь.
Так без всякого засилья
Отразилась, и вполне,
География России
На амурской стороне.

3 ученик:

Игорь Игнатенко родился в Амурской области, окончил БГПИ. Работал на БАМе. Вышло двенадцать книг стихотворений и прозы. Лауреат Амурской премии в области литературы и искусства за книгу стихотворений и поэм «Прощай…”. Председатель Амурской областной писательской организации.

Я, словно клен,
К земле родной прирос.
О, как горчат живительные соки!
Хмелею до невыплаканных слез,
Глотая ветер на обрыве сопки.
Речная пойма в синих лоскутах –
Дробится солнце в старицах, протоках,
Сухие гнезда на сухих кустах
Качают ветры северо-востока.
Гнездовья, потерявшие птенцов,
Найдут ли вас усталые пичуги?
Пусть желторотых выведут птенцов
И щебетом разбудят жизнь в округе.

4 ученик:

Игорь Еремин родился в 1934 году. В 1952 г. приехал на Дальний Восток. Окончил БГПИ. С 1957 года его стихи печатаются в областных газетах. Выпустил сборники стихов «Березовые окна”, «Весны”, «Ладони”, «Земные корни”, «Сердцевина”. Поэзию Игоря Еремина отличает высокое чувство причастности к делам и судьбам людей, глубина мыслей, искренность чувств.

Пройду, пройду по родине,
Где ветры травы мнут,
Где к молодой смородине
Влюблено пчелы льнут.

Что надо мне, что хочется
В том дорогом краю,
Который дал мне отчество,
Фамилию мою?

А ничего особенно,
Найти из всех примет
Хотя бы мостик сгорбленный,
Оставшийся с тех лет.

5 ученик:

Виктор Алюшин родился в Амурской области, окончил литературный институт им. А.М.Горького. Член союза российских писателей.

Дальний Восток.

Где встретите еще такие виды?
Уже колхоз заканчивает сев,
А в чаще, всеми вьюгами изрыты,
Лежат сугробы, даже не осев.
Багульником зарозовела сопка,
Плывет по небу птичий караван.
И ручеек бежит из чащи робко,
Как будто он от вешней сини пьян.
А дальше – степь.
В озерах столько блеска!
И на меня здесь веет дорогим,
Но вот пейзаж стремительно и резко,
Как кинокадр, сменяется другим.
Плоты и баржи Зея укачала,
Все выше и скалистей берега
Отсюда и берет свое начало
Бескрайняя Амурская тайга.
А ближе к океану – там другое.
Держа тумана космы на весу,
Соленый ветер мчится над тайгою,
Над родиной охотника Дерсу.
Стволы березок оплетая туго,
Лианы вьют причудливую вязь.
Природа Севера с природой Юга
Когда-то здесь навек переплелась.

6 ученик:

Леонид Завальнюк родился в 1931 году. С 1951 г. жил в Благовещенске. Окончил Литературный институт. Печатается с 1952 года. Амурское книжное издательство выпустило 5 книг его стихотворений, песен, две повести.

Я люблю эту землю —
И в сиянье, и темную,
И покрытую зеленью,
И пургой заметенную
И тебя, новый век,
Темноту добивающий.
И тебя, человек,
От любви прозревающий.
По судьбе – и случайную,
Даровую – и трудную.
И пустынно-печальную,
И веселую, людную.
Небо синюю кровлю
Уронило на Зею…
Сердцем, всей своей кровью
Я люблю эту землю.
Я люблю эту землю –
С голубыми составами,
С городами далекими,
Молодыми и старыми.

— Какая тема объединяет стихотворения, прозвучавшие в композиции?

— Назовите авторов, которых вы записали.

Этот ряд можно дополнить другими именами: Николай Фотьев, Виктор Яганов, Владимир Илюшин, Светлана Борзунова, и многие другие.

С каким чувством поэты говорят о Родине?

3. Чтение наизусть стихотворения П.Комарова «Приамурье”

— Какой интонацией проникнуто стихотворение?

— Какие строчки выражают основную мысль стихотворения? (обращаемся к эпиграфу)

Сегодня мы обратимся к творчеству этого замечательного поэта.

Сообщение о жизни и творчестве П.Комарова.

П. Комарова называют певцом Дальнего Востока. И это действительно так. Все свое вдохновенное творчество поэт посвятил дальневосточному краю, его неповторимой природе, его замечательным людям.

П.Комаров родился в 1911 году в Новгородской губернии. Семилетним мальчиком приехал он вместе с родителями-переселенцами на зейские берега, в таежную деревушку. Здесь учился в школе, потом в сельскохозяйственном техникуме. Рано начал сотрудничать в газетах и писать стихи. Первый сборник «У берегов Амура вышел в 1940 году.

Затем почти каждый год появлялись новые книги. Жизнь П.Комарова оборвалась в 1949 году в самом расцвете творческих сил.

П.Комарову присуще то особое видение мира, без которого не может быть подлинного поэта. Комаров писал исторические поэмы, стихи о новостройках, о людях-тружениках и защитниках родной земли. Но при этом всегда оставался лириком. Природа в стихах П.Комарова всегда осязаема, зрима. В мире животных и растений поэт ориентируется легко и свободно. Отвергая всякие красивости, П.Комаров поэтизирует самое обычное, будничное в природе.

Стихи об отчизне, о малой родине, пожалуй, лучшие у П.Комарова. прозвучавшее стихотворение «Приамурье” — это гимн родине, мелодия которого проста и естественна, как дыхание, прозрачна, как слезы восторга, благодарности, счастья. «только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!”

П.Комаров слагает песни и сказки – свои стихи, наполненные глубочайшей любовью к родине, они необыкновенно музыкальны и поэтичны, прославляют родной край!

Давайте обратимся к немногим из них.

4. Читаем стихотворение «Когда бы я не был знаком”:

Когда бы я не был знаком
С твоими холмами зелеными,
Что пахнут лесным чесноком,
Сосновой смолой и пионами,

Когда бы не знал я дорог
К твоим соловьиным кустарникам,
К лугам, где мышиный горох
Обнялся с травой-золотарником,

Когда бы в полях не бывал,
Где зреют колхозные озими,
Где с осени каждый увал
Под пашню возделан колхозами,

Когда бы ручьи позабыл,
Где каждая струйка – хрустальная, —
Наверно бы, так не любил
Тебя, сторона моя дальняя…

— Какова основная мысль стихотворения? В каких строках она выражена?

(«Наверно бы, так и любил тебя, сторона моя дальняя”)

— Из каких образов складывается картина, нарисованная в стихотворении?

— Скажите есть что- то особенное в этих образах? Почему же поэту он так дороги?

— Каким синтаксическим приемом поэт подчеркивает волнение, выражает восторг, любовь к родине? (повтор начальных строк)

— Сколько в стихотворении предложений и почему? (одно)

-Почему в конце предложения автор ставит многоточие?

Итак, из будничного, повседневного, обыденного складывается поэтических образ родины, стороны дальней, которую так любит поэт:

Читаем стихотворение «Сосна” ( второе название «Лесная музыка”):

Скрипит высокая сосна,
И, молнией расколота,
Весной на землю льет она
Смолы живое золото.

И каждый вечер по весне
Своей тропинкой узенькой
Идет к расколотой сосне
Медведь – любитель музыки.

Чуть слышно дерево поет…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Плечом сосну певучую.

Когда ты ходишь по лесам –
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

— Какие бы эпитеты вы подобрали к этому стихотворению (необыкновенное, музыкальное)

— Почему два названия?

-Что сумел подслушать и подсмотреть поэт? Каждому ли это доступно?

— Почему именно медведь – любитель музыки у П.Комарова?

— К чему призывает поэт?

— Лесная музыка… Какая она по-вашему? (скрипы, шорох трав, шелест листьев и щебет птиц…)

Давайте послушаем эту лесную музыку (пластинка «Звуки весеннего леса”)

Читаем стихотворение «Сыростью повеяло из рощи”:

Сыростью повеяло из рощи,
Затихает иволга вдали.
И тумана белые озера
Между синих сопок залегли.

Как ночные путники, березки
Где-то затерялись на пути
И стоят в озерах по колено,
Словно вброд хотят их перейти.

— Из каких микрообразов складывается картина, изображенная поэтом в стихотворении? (роща, иволга, белые озера, синие сопки, березки в воде)

Стихотворение очень теплое, нежное, негромкое.

— Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какова она? (белый, синий цвет)

— Почему именно эти цвета? Что они символизируют?

(чистота, свет, простор, ширь и бездонность неба)

Обратим внимание – березки – символ родины для русского человека.

Чтение стихотворения «Снегопад”

Кривые сучья подняты пугливо
К вершинам гор. Тайга молчит, пока
Над ней несут заснеженную гриву
Косматые, седые облака.
И в пригоршни игольчатые тихо
Ложится снег. Под елью вековой
Усталая скрывается лосиха,
И рядом – лось, как верный часовой,
Он вдаль глядит, и вздрагивают губы, —
На них снежинки тают, — и во мгле
Дымятся ноздри. К сумрачной скале
Слетают пара медленные клубы.
Распущены невидимой рукою
Тенета белые от неба до земли.
Серебряной качает головою
Скрипучий кедр. Над северной рекою
Высокие сугробы залегли.
И вот по ним скользит на легких лыжах
Охотник смелый. Влажные следы
Ведут его к сохатому. Все ближе
Упрямый зверь. Предчувствие беды
Его по насту гибельному гонит.
Лежат рога на взмыленной спине.
И свищет ветер, и следы погони
Покрыты кровью. Выстрел в тишине
Гремит тайфуном. И опять все тихо.
Давно прошел таежный снегопад.
И только лось к испуганной лосихе
Уже не возвращается назад.

— На сколько смысловых частей можно разбить стихотворение?(две, описание зимнего пейзажа и трагедия в лесу)

Уже в начале стихотворения слышны тревожные нотки. Докажите это.

— Какая важная проблема поднята автором?

— Что значит — любить природу?

Природа Дальнего Востока удивительна, сказочна. Но она нуждается в нашей защите. На территории области есть два заповедника: Зейский и Хинганский. Там сохраняется весь природный комплекс в целом.

В Хинганском заповеднике под охраной находятся журавли, которые есть еще только в Японии. Таи же находятся удивительные по красоте озера с лотосами. И, конечно же, человеку нужно приложить усилия для сохранения этой первозданной красоты. Что для этого нужно? (ответы детей)

Может быть, ответ мы найдем в стихотворении О.Маслова. (звучит отрывок из стихотворения «Весна в Приамурье”):

Край ты мой, Приамурье родное,
Что же мы сотворили с тобой,
Что во всем нашем праведном быте –
Недобор, недохват, недород,
Что багульник – и тот в дефиците
Под охраной закона цветет?
А ведь горы сдвигали, дерзая,
И твердили везде, где могли,
О щедротах любимого края,
Да любовь на слова извели.
В песнях славили предков заветы,
Только жили потомкам во вред,
Как последние люди планеты,
У которых грядущего нет.
Пробудятся ль душевные недра,
И придет ли бездумью конец?
Но сдувают апрельские ветры
Стынь-дремоту и с наших сердец.
Оживают могучие реки,
Лось призывную песню трубит,
И взывает земля к человеку:
— Полюби ты меня, полюби.

Заключительное слово:

Искренне и задушевно говорят дальневосточные поэты о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать и любить природу родной земли.

Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.

На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок.

История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране. (Звучит песня «Родной край”)

Сайт «Мама может все!» собрал лучшие стихи о Родине для детей начальной школы. С их помощью ребята познакомятся с таким понятием как Родина и узнают о ней много интересного.

***

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

***

Родная земля.
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновения,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величие,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

***

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

***

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле — каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!

***

Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

***

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь людей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира…
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира!

***

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

***

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

***

Золочёными очами
Виновато смотрит Русь.
Русь великая,святая
За неё всю жизнь молюсь.

Здесь с малиновым рассветом
Ветер выспался во ржи,
Он хмельной,студёный летом
Встретить солнце поспешил.

Ранним утром выйду в поле:
Росы падают в траву,
Пахнет травами-раздолье,
Этим запахом живу!

Ах ты,Русь моя родная,
Небо с радугой-дугой,
Ты от края и до края
Стала сердцу дорогой!

***

Родная земля.
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновения,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величие,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

***

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

***

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

***

Мы патриоты России,
Здесь наша Родина-Мать,
В ней наша гордость и сила,
Наша великая рать.

Здесь наши деды сражались
Жизни своей не щадя,
Чтобы нога иноземца
Не осквернила тебя.

Чтобы в краях, где Есенин
Русский простор воспевал,
Русичей землю родную
Грязный сапог не топтал.

Родина наша святая,
Наша великая Русь,
Сердце тебе отдавая,
В верности вечной клянусь

***

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

***

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

***

Родина — слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
куст сирени за окошком
и на щёчке родинка –
это тоже Родина.

***

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

***

Я возьму карандаш, нарисую дом,
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было тепло тем, кто в доме живёт,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.

Я возьму карандаш, нарисую цветы,
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтобы вечно была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь из заботливых рук.

Я возьму карандаш, нарисую лес,
Нарисую поля и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой Земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.

***

Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса.

Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны!..

Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.

***

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

***

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

***

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

***

Если скажут слово «Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

***

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

***

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

***

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

***

Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной…
С добрым утром,
Край родной!

Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной…
С добрым утром,
Край родной!

Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной…
С добрым утром,
Край родной!

***

В полях сверкало. Близилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тотчас очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.

Возница злой. Он долго был в пути.
Усталый конь потряхивает гривой,
А как сверкнёт — шарахнется пугливо
И не поймёт, куда ему идти.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,
Как славен дом и самовар певучий!
Вон то село, над коим вьются тучи,
Оно село родимое и есть…

***

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *