Стихи о гласных звуках

Гласные, согласные…
Трудные, ужасные…
Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!
«Голос» называли «глас» —
Вот и гласные у нас:
А, О, И, Е, У, Я, Ы —
Голосом протянем мы.
Иль, к примеру, буква Ё —
Тянем голосом её.

Есть твердые и мягкие,
Бывают и другие…
Вот, давайте, например
Приведем такой пример:
Ш и Щ — мы шипим,
С — как будто свистим,
М — мычим,
Р — рычим…
Ж — жужжим,
З — зудим,

Стало легче понимать?
Будем верно отвечать?

Гласные, согласные…
Милые, прекрасные!

Мария Лэнг

*****

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.

*****

Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

*****

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они согласные.

*****

Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная — безударная.

Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.

Для закрепления понятий «Гласный звук» я использую авторское универсальное стихотворение.

В это стихотворение на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».

Звуки ГОЛОСА польются,

их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)

Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,

в каждом слове их найдём.

А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

ГЛАСНЫЕ пропели мы.

Когда в подготовительной группе знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить понятие «ЗВУКИ» на понятие «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:

Звуки ГОЛОСА польются,

их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)

БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,

в каждом слове их найдём.

А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

ГЛАСНЫЕ пропели мы.

И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте рифму) это стихотворение может звучать так:

Звуки ГОЛОСА польются,

их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)

БУКВЫ ГЛАСНЫМИ зовутся,

в каждом слове их найдём.

А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

ГЛАСНЫЕ пропели мы.

Е, Ё, Ю, Я-(дети загибают пальцы)

Их запомните, друзья!

10 гласных- 10 пальцев.

Для закрепления понятия «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» использую такое четверостишие:

Во рту всегда преграда есть.

Их даже петь нельзя.

Мы их СОГЛАСНЫМИ зовём

Запомните, друзья!

И конечно же использую классическое, всем известное двустишие о «Звуках» и «Буквах»:

ЗВУКИ мы произносим и слышим.

А БУКВЫ мы видим, читаем и пишем.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ СТИХОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Рыбинцева Галина Валентиновна
учитель-логопед МБДОУ№127, г.Мурманска
При знакомстве с гласными звуками и буквами сочиняю короткие стихи, которые вносят в занятие оживление, служат «мостиками” при переходе от одного задания к другому и помогают детям быстрее и легче усвоить предложенный материал.
*Рот открыт, и звук поётся, нет преграды на пути.
Скажет кто, как он зовётся?..
Верно! Гласный! Молодцы! /авт./
*Гласную песенку красиво пропевай
И место на занятии скорее занимай. /авт./
(Дети могут пользоваться при этом карточками с символами гласных звуков.)
*Правило о звуках и буквах вспоминайте,
Громко и чётко нам отвечайте. /авт./
*Услышишь гласный звук – фонарик поднимай.
Не спеши, подумай, но и не отставай. /авт./
*Похожи они, как родные сестрёнки,
Есть голос у них и поют они звонко”. /авт./
*Чтоб в тетрадочках писать – нужно пальчики размять. /авт./
(Пальчиковая гимнастика с маленькими шариками или другими тренажерами).
*Слова по картинкам вы называйте
И гласный в них определяйте. /авт./
(Дети называют картинку и определяют какие гласные звуки есть в названии)
*А сейчас —
Буквы все мы назовём
И стихи о них прочтём. /авт./
(Дети называют буквы и читают стихи)
*Гласные звуки очень важны,Гласные звуки всем нам нужны.
Даже животные, птицы и звери
Без гласных звуков
Жить не умеют. /авт./
(Дети подбирают символы гласных звуков к картинкам с изображение птиц и животных)
*Звуки гласные ловите
И слова мне подарите. /авт./
(Придумывают слова с предложенным гласным звуком.)
Физминутка. /авт./
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики.
Будем гласные считать: Хлопают ладошками и кулачками.
А – это АИСТ на крышу забрался, Стоят на одной ноге, руки на поясе.
У – это УШКИ у зайки дрожат. «Дрожат” поднятыми вверх руками.
О – это ОСЛИК в дорогу собрался, Наклоняются вперёд, руки на спине.
И – это ИГЛЫ торчат у ежат. Наклонившись вперёд, поднимают назад-вверх руки с разведёнными пальчиками.
это ЭХО кричит нам из леса. Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.
Ы – отдыхает А где его место? На сложенные ладошки наклоняют голову. На вопрос — удивляются, приподнимая плечи.
Пусть отдыхает, но каждый узнает, Машут рукой.
Что слов на звук Ы никогда не бывает. Грозят пальчиком.
А, У, О, И, Э, Ы – Хлопают попеременно ладошками и кулачками.
Это точно знаем мы,
Что гласных звуков ровно шесть,
Их не сложно перечесть.
*Если в слове буква Ё – ударение падает на неё. /авт/
При знакомстве с согласными звуками и буквами тоже использую свои коротенькие стихи.
*Чтобы твёрдый звук найти,
Крепко кулачок сожми. Дети крепко сжимают кулачок.
Чтобы мягкий отыскать,
Не надо сильно его сжимать. /авт./ Дети чуть-чуть сжимают пальцы.
*Если звук глухой,
Мы знаем-
Наши ушки отдыхают.
Если звонкий –
То звенят,
Очень радуют ребят. /авт./
При работе с предлогами тоже помогают стихи. Дети отлично запоминают, что предлог – это отдельное слово, только коротенькое и писать его нужно раздельно с другими словами.
*Я – предлог — господин,
Я всегда стою один.
Между мной и словом
Всегда «окно” готово. /авт./
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте предполагают работу в тетрадях. Вырабатываю умение работать самостоятельно, следить за своей осанкой.
*В тетрадь к соседу заглянул –
Ошибку к себе перетянул./авт./
*За своей спинкой я слежу-
Всегда прямо её держу./авт./
Воспитываю у детей умение слушать своего товарища.
*Своего товарища я уважаю,
Слушая его ответ, не перебиваю. /авт./
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте проходят живо, интересно, доставляют большое удовольствие и мне, и детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *