Стихи о лодке

«Хозяин» из кн. «Повести и рассказы» (Баныкин)


Сережа — сын лесника Степаныча — сидел в конце лодки за кормовиком. Сидел прямо, ловко работая послом, и, как положено капитану судна, зорко смотрел по сторонам, жмуря от нестерпимого солнечного света свои круглые карие глаза — не по-детски сейчас серьезные.
Такого буйного разлива давно не помнил даже отец Сережки — бывалый человек, знавший волжскую пойму как свои пять пальцев.
Вертлявая речушка, петлявшая по лугам и к осени чуть ли не совсем пересыхавшая, в весеннее это половодье расхлестнулась на диво широко, затопив и березовую рощу, и Волчий луг. А ниже деревни она уже по-панибратски обнималась с самой Волгой.
Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок, то вблизи одевшихся первой травкой островков, то неподалеку от зарослей тальника, дрожащих под напором упругих струй.
Где-то на гриве крякали, надрываясь, две утки. И когда лодка поравнялась с высоким старым осокором, над нашими головами вдруг застучал дятел.
В ногах Сережки лежало два мешка, туго стянутые сыромятными ремешками. В одном мешке сидел присмиревший барсучишка, в другом — большом, брезентовом — четыре русака. Трех матерых зайцев Сережка спас час назад. Они панически метались по крохотной косе, теперь уж, наверно, скрывшейся под водой. Четвертого паренек снял с проплывавшего мимо лодки бревна. Этот вот четвертый, с виду такой робкий и тихий, до крови оцарапал Сережке руку, когда тот схватил его за длинные, в рыжеватых подпалинах уши.
С трудом запихав вырывавшегося буяна в жесткий мешок, Сережка стянул его поспешно надежным ремнем. А уж потом только полизал языком кровоточащую ссадину. И снова как ни в чем не бывало взялся за кормовик.
От напряжения упругие щеки паренька разгорелись, а над тонкими, в ниточку, дегтярно-черными бровями проступили светлые капельки.
Вскоре лодка вошла в спокойную, прямо-таки сонливую заводь. Сережка расстегнул ворот у дубленого полушубка и вытер варежкой лоб. Улыбнулся:
— Не спешите теперь.
Мимо нас проплывали грязно-серые пятачки — затопленные еще бугорки и бугорочки. На одном островерхом бугре торчал ивовый куст. В развилке куста сидела, нахохлившись, ворона, следя пристально за крысиной мордой, высунувшейся из воды.
Внезапно Сережка перебросил кормовик с правого борта на левый и сильно, рывками, заработал им, направляя послушную нашу лодочку к невысокому замшелому пеньку.
Оглянувшись назад, я увидел на стоявшем в воде пеньке маленького, сжавшегося в комок зайчонка. Зайчонок дрожал от холода.
— Сушите весла! — подал команду Сережка, когда лодка, Поравнялась с замшелым пеньком. И, привстав, ловко схватил за шиворот перепуганного насмерть зайчонка.
Теперь глаза паренька светились безмерной добротой.
— Экий шельмец, совсем застыл! — проворчал ласково Сережка и сунул живой пушистый комочек себе за пазуху. — Отогревайся, заинька, а вернемся домой, я тебя молочком напою. — Покосившись застенчиво в мою сторону, прибавил: — Ему ведь, чай, от роду денечков пять. Мамка, поди, покормиться убежала, а тут вода подкатила к гриве. И отрезала глупыша от мамки.

Я смотрел на Сергея. Смотрел и думал с теплым, радостным чувством: «Хозяин. Растет молодой хозяин! Такому, когда подрастет, Степаныч смело может доверить свое большое хозяйство».
(455 слов) (По В. И. Баныкину. Повести и рассказы)
Перескажите текст (подробно или сжато).
Определите, выражает ли заголовок главную мысль рассказа.
Ответьте на вопрос: «О каких качествах главного героя — Сережи — свидетельствует данный текст?»

Садясь в лодку жизни, многие даже не притрагиваются к веслам… так и плывут по течению… ФанТом
лодка и берега
Аркадий А Эйдман
а берег молча ткнётся в лодку
и будет из гранитных сил
у неожиданной находки
свиданья долгого просить.
та по граниту щёлкнет носом,
потом, смеясь, вильнёт кормой
и тут же даст команду вёслам:
«табань, табань! вперёд — домой!
туда, где берег ждёт песчаный,
нас проводивший в дальний путь».
и вслед ей — только крики чаек:
«не позабудь, не позабудь…»
Ах, лодка, лодка, лодочка…
Борис Бударин Вдоль по речке, по реке
Лодочка скользила,
С тихой грустью налегке
Унося что было.
Унося за горизонт
Боли и печали,
Под раскрытый неба зонт
Да к другим причалам.
Ах, лодка, лодка, лодочка,
Какая благодать —
На небе нет ни облачка,
Ненастью не бывать.
Я выйду к речке-реченьке
Да помашу рукой
Любви своей невстреченной,
Желанной, дорогой.
Любовь моя не встречена,
Ничья я не жена,
Лишь лодочка доверчиво
Пока плывёт одна.
Ах, лодка, лодка, лодочка,
Плыви, плыви, плыви,
По самой по серёдочке
Невстреченной любви.
Вдоль берега покатого
Иду я без дружка,
А лодочка — накатами
Да мимо бережка.
Рябины заневестились
Который год подряд,
А то, что мы не встретились,
Никто не виноват.
Ах, лодка, лодка, лодочка
Плывёшь ты на закат,
К тебе забыла тропочку
И нет пути назад…
На реке
Джулия Рум
Как по речке, по реке
Плыли мы на лодочке.
Вправо, влево — два весла,
По течению несла.
Плыли, начали крутиться,
Не могли договориться,
Как веслом нам управлять:
Кто-то три, а кто-то пять.
Волны, брызги, пузыри —
Хохот и веселье.
Хоть уплыть мы не смогли —
Подняли настроение.
Катание в лодке
Дмитрий Абрамов
Придём мы на пристань,
И лодку возьмём,
От берега тихо её оттолкнём,
Садимся за вёсла, и тут же при всех,
Плывём по реке мы, и прямо наверх.
Течение сильно и сносит уж нас,
Но мы уплываем под берег, — и раз!
Уже от катанья кружит голова,
Пристанем мы к берегу быстро — и два!
Но, вскоре уж руки заломит от боли,
И наши ладони покроют мозоли,
Тогда мы на лодке, и вниз, по реке,
Вот пристань родную мы зрим вдалеке,
Она нас зовёт, и мы к ней плывём,
Обед уже скоро,
Мы лодку сдаём,
И снова, как Библии Новый Завет,
Мы в новое утро — на лодке, привет!
Лодка
Екатерина Щетинина
Всё пройдёт…
И мы пройдём —
На платформах, шпильках, в сабо,
Через этот окоём,
Через светотени сада.
Мы пройдём —
Как дождь с грозой,
Как коклЮш и корь природы,
Мы пройдём как мезозой,
Как зигзаг капризной моды.
Мы пройдём по мостовым,
Постепенно исчезая…
Но вглядись в туман и дым:
Предназначена ЖИВЫМ
Лодка —
Дедушки Мазая.
Лодочка
Константин Вуколов
Через речку перейти,
Да вода глубокая.
Согласись перевезти,
Чудо синеокое.
Ты мне лодочку причаль
К берегу вечернему,
Проводи тоску- печаль
Дальше по течению.
Речка лёгкою волной
Балует и милует.
Вышел месяц молодой,
Смотрит, нам завидует.
Тихо лодочка плывёт
И шуршит по отмели.
Рядом, счастье ты моё,
И не дам, чтоб отняли.
Речка лентой голубой
Вьётся и надеется,
Что любовь от нас с тобой
Никуда не денется.
Двое в лодке
Любовь Сердечная
Мы раскачиваем лодку.
И она, поймав наш импульс,
Отрывается от суши,
Устремляясь в никуда…
И раскачивает волны.
А они, забыв про верность,
Устремляются на Берег,
Оставляя Океан…
И раскачивают Землю.
И она летит в Пространстве,
Захватив с собою Солнце,
Чтобы то вовсю светило
В нашу маленькую лодку,
Когда мы, забыв про время
И про Землю, и про Солнце,
Наслаждаемся друг другом,
Устремляясь в никуда,
И раскачиваем лодку…
Лодочка
Надежда Яковлева 2
Мы с тобой гуляли на закате
И катались в лодке голубой.
Поправляя шелковое платье,
Я хмелела рядышком с тобой.
И реки медлительные воды
Рассекало узкое весло,
В дивный край неистовой свободы
Чувство незнакомое влекло.
Распахнув небесные палаты,
Дух Любви над нами закружил.
Уплывала лодочка куда-то,
Словно без руля и без ветрил.
Задрожали звезды виновато
И умолкли в роще соловьи…
Помню только золото заката
И объятья жаркие твои…
Жизни лодочка
Нелли Вахрушева
Жизни лодочка, всё плывёт вперёд,
То вдоль бережка, то почти что вброд,
Накренилась, зачерпнув воды,
Жизни лодочка, не было б беды.
Ветры буйные, дуют всё сильней,
Дожди струйные и ненастный день,
Всё летят года, не воротятся,
Жизни лодочка плыть торопится.
Ты плыви, плыви моя лодочка,
Вижу, как вдали горит звёздочка,
Поверну скорей, поведу веслом,
Надо, чтобы мне в жизни повезло.
Лодочка
Ника Водолей
На лодочке, на новенькой
катались вечерком
(бывало и до зореньки)
девчата с пареньком.
То время незабвенное —
где молодость и флирт,
все сладкие мгновения
та лодочка хранит…
Чуть свет — уже в уключинах
у лодки два весла,
работают, скрипучие,
и вертятся в делах.
Уловом лодка полнится
и к берегу спешит,
где нос уткнет, устроится
в песок — дремать в тиши…

Служила верой правдою
исправно много лет.
Теперь — ничто не радует…
и будущего нет…
Катание на лодке
Руфина Канчурина
Мы на лодочке катались,
Упивались красотой,
Дети речкой восхищались,
Получали свой настрой.
Все плохое утекает
По течению в никуда,
А хорошее всплывает
Только трудишься когда.
Сложен путь? А ты на весла
Посильнее налегай
Если хочешь новой жизни,
То трудись, не отдыхай.
Ты гребешь одним веслом?
И что же получается?
А стоишь совсем на месте,
Вокруг себя катаешься.
Сушишь весла? Ты устал?
И опять назад попал.
Весла в руки взял? Вперед!
И тебя удача ждет.
Так катались мы, катались,
Закону жизни удивлялись.
Лодочка
Светлана Скуратова
В небесах бескрайних
Лодочка плывёт,
У причалов дальних
Где приют найдёт?
В невесомых горках
Ночь несёт волной
От звезды до зорьки
Неземной тропой.
Путь ладьи проторен,
И корма ярка —
В море навигатор —
Сердца моряка.
Сквозь туманы бросит
В воду якоря —
Путник ждёт и просит…
Жду тебя и я.
Берега-обереги
Татьяна Гостюхина
По житейскому морю вперёд —
На судёнышке в долгое плаванье.
Берега не пускают в обход,
Доведут до назначенной гавани…
Если в омут меня понесло,
Правлю к тихому берегу милому.
Налегаю опять на весло —
Со стихией не меряюсь силами.
После шторма вдруг ласковый штиль —
Я легонько плыву по течению.
А на мель натыкается киль —
Виновато излишнее рвение.
В лабиринте путей и дорог
Нелегко пережить неизбежное.
Дом, любимые люди и Бог —
Навсегда берега обережные…
Две лодочки причалены…
Татьяна Гостюхина
Две лодочки причалены.
Немного опечалены:
Так много позади.
Им снятся воды быстрые,
Дни светлые, лучистые…
Теперь они одни.
Где волны шаловливые,
Объятия под ивою
Да трели соловьёв?
Два маленьких судёнышка,
Бока подставив солнышку,
Хранят в сердцах любовь.
Плывут моторки модные,
Крикливые, свободные.
А мы вдвоём с тобой
Спускаемся со взгорочка,
Садимся в наши лодочки.
…Нескоро им отбой!

Подготовка к заданию 16 ЕГЭ-19

Задание 16. Вариант 1 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

2

1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.

2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.

3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.

4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.

5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.

3

1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.

2) Конфликт мечты и реальности является основой мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов.

3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.

4) Платёж можно совершить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет.

5) Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения.

4

1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления.

2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.

3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.

5

1) А.С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

6

1) Я лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2) Одна стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

7

1) Гусаков уже был наслышан о проделках лётчиков и партизан и старшина тоже должен был об этом кое-что знать.

2) Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.

4) С поэтами-декабристами А.А.Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни.

5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

8

1) Солнце садилось в травы туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего гомона и перелива в кустах.

2) Стремление человека к приобретению знаний полезно как для самого приобретателя так и для всего общества.

3)В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками.

4) С вершины пологого холма передо мною то золотым то посеребрённым морем пестрела спелая рожь.

5) На столе и на подоконнике и на комоде лежали книги.

9

1) Поезд вышел из лесов в луга и стал виден тихий закат.

2) От влаги в окнах повело рамы и местами сошла с дерева краска.

3) Пафос поэзии М. Ю. Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности.

4) Мы шли то по узким лесным тропам то по широкой дороге.

5) Алексей не слышал моих слов или умышленно никак не отреагировал на них.

10

1) Работы хохломских мастеров радуют нас яркими красками и щедростью узоров и мастерством исполнения.

2) Окончилось жаркое лето и осенней желтизной вспыхнули берёзки у меня во дворе.

3) Марья Алексеевна оказалась женщиной красивой и умной доброй и щедрой.

4) Сложенные палатки и рюкзаки ребята оставили под большим деревом и отправились к реке.

5) Мир Раскольникова и Свидригайлова в изображается с помощью ряда сходных или очень близких мотивов.

11

1) Михаил сурово и отрывисто на всех покрикивал и выглядел взволнованным.

2) Сердце в груди задрожит и забьётся и потонет в приятных воспоминаниях.

3) Большие облака мерно плыли по небу и то закрывали то открывали солнце.

4) Мама любила стихи и книги деревья и небо.

5) Всё кругом цвело жужжало пело и светлое чувство охватывало душу.

12

1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.

2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.

3) Москва – это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.

4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.

5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.

13

1) Снег ложился на деревья и кусты на скамейки и дорожки.

2) Выглянуло яркое солнце и вспыхнули засветились резвые ручейки.

3) От дома и от деревьев и от голубятни побежали далеко длинные тени.

4) По отношению человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его общем культурном уровне но и о характере его духовных ценностей.

5) Лица присутствующих выражали не то страх не то беспокойство не то недовольство.

14

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.

15

1) Муж и жена шли рука об руку и были абсолютно счастливы.

2) Рядом с дорогой тянулись узкие тропинки да длинные цветочные клумбы.

3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

4) Сонечка прекрасно шила и вышивала вязала спицами и крючком.

5) Наступил долгожданный август и родители всё чаще стали говорить о моих грядущих школьных занятиях.

16

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

17

1) Я ушёл незаметно и по дороге думал о маленьком Саше и его матери.

2) Стало темнеть и скоро в доме появилась бабка Настя и заварила нам чай.

3) Река то и дело круто поворачивала то в одну сторону то в другую.

4) Митька был не столько испуган сколько обескуражен шокирован случившимся.

5) Мы передали в музей и дедушкины книги и бабушкины скатерти и наш фарфоровый сервиз.

18

1) Через открытое окно доносились то гудки паровозов то лай собак.

2) Миша не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.

3) Писатели и журналисты широко используют пословицы и поговорки в своих произведениях.

4) Кистью Айвазовского двигало неуёмное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией и о неизведанной красоте лучезарного моря о родных просторах и о далёких побережьях.

5) Весна выдалась сухая тёплая и лишь изредка выпадали короткие дожди.

Задание 16 Вариант 2 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. 1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял его.

5) Волшебная сказка дала волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.

2

1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.

4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

3

1) Помещичья свадьба в начале XIX в отличалась от дворянской не только богатством но и заметной «европеизацией».

2) Степени сравнения прилагательных образуются с помощью суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.

3) Роман «Мастер и Маргарита» бросает вызов рационализму и мещанству пошлости и подлости.

4) Как хороши были на старом пруду эти лилии и полевые ромашки и придорожные васильки!

5) У самого подножия горы зеленел мелкий кустарник и пестрели разноцветные стайки цветов.

4

1) Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы и это не только противоречие точек зрения мемуаристов но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича.

2) Пушкин был физически крепок и вынослив обладал силой и хорошим здоровьем.

3) Холодно и ярко сияет над тучами голубое небо и из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков.

4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота.

5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо задумчиво смотрел не то на слушающих не то будто внутрь себя.

5

1) Книга Н. Заболоцкого «Столбцы» стала вехой не только в творчестве поэта но и в поэзии того времени в целом.

2) Персонажи в произведении бывают главными или второстепенными сквозными или эпизодическими а по своим характерам делятся на положительных и отрицательных.

3) Лесные тропинки прыгали по твёрдым корням дубов и лип и моя некованая лошадь начала спотыкаться.

4) Ни один экзамен по литературе ни одно сочинение не должны обходиться без использования специального языка литературоведения его терминов и понятий.

5) Сад у тётки славился соловьями да цветами да яблоками.

6

1) Горького интересует не столько социальный аспект противостояния героев сколько их неготовность реально осмыслить своё положение.

2)Течение времени в платоновском «Котловане» то почти останавливается то стремительно но ненадолго ускоряется.

3) В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел утвердить идею человечности и самоценности жизни и непреложность традиционных нравственных ценностей.

4) Природа в лирике Н. Заболоцкого жива и бесконечно многообразна изменчива и противоречива.

5) В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали станцию и велось строительство верхнего деревянного этажа.

7

1) Поздравить юбиляра пришли его родственники и коллеги и многочисленные друзья.

2) Герой-романтик находит равное себе начало в общении со стихией: с миром океана или моря гор или скал.

3) В отрывке из «Антоновских яблок» Бунина ощущается не столько желание автора быть помещиком сколько стремление быть свободным от мелочных дел.

4) Постоянное движение устремлённость к иным пределам составляет суть творческой жизни и как раз об этом написал Пастернак в одном из стихотворений.

5) Утром восток загорелся румянцем и мелкие облачка окрасились в нежный цвет.

8

1) С образом Плюшкина в «Мёртвых душах» тесно связан мотив запустения и гниения омертвения и деградации.

2) Революция и Гражданская война не только изменили обстановку в стране но и повлияли на мысли людей.

3) О появлении незнакомца в городе говорили на следующий день и через неделю и даже через месяц.

4) Каждый день я старался узнавать что-то новое не желал терять ни одного часа ни одной минуты.

5) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и летели на набережную тяжёлые брызги прибоя.

9

1) Вдали послышался звук мотора или хруст упавшего дерева.

2) Василий Порфирыч раздал детям по микроскопическому кусочку просфоры напился чаю и засел в кабинет.

3) Это был господин немолодых уже лет чопорный и осанистый с осто- рожною и брюзгливою физиономией.

4) Веками роднились с нами эти деревья и дарили нашим предкам скрипучие лапти и бездымную лучину.

5) Дарвин отличался почти всю жизнь расстроенным здоровьем и это не помешало ему проявлять высочайший уровень интенсивности умственного труда.

10

1) По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2) Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3) Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениями и воздерживаюсь от предположений.

4) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5) Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

11

1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.

2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.

4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился тенями.

5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.

12

1) Дед Митяй неотрывно смотрел в окно и то покряхтывал то ворчал что-то себе под нос.

2) На новогоднем карнавале весело и задорно подмигивали красные и жёлтые синие и зелёные огоньки гирлянд.

3) Вечерами бабушка топила печку и взрослые играли в умную карточную игру – преферанс.

4) На столе лежали только книги да подшивки старых газет.

5) Акулину в нашем доме любили не столько за умение готовить вкусные обеды сколько за добродушие тепло.

13

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

14

1) Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.

2) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.

3) Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.

4) Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.

5) На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.

15

1) Судебные уставы предусматривали призыв присяжных как в палаты так и в Сенат.

2) Я спускался по лестнице и обдумывал всё увиденное и услышанное.

3) Иван Прокофьевич был человеком крутого характера но зато редких добродетелей.

4) Днём и ночью утром и вечером Никита страстно скучал по своей семье жаждал поскорее вернуться.

5) Вдохновлялись ли вы какими-то героями или сценами из классических или современных фильмов?

16

1) На дубовом столе были голубые и белые тарелки с трещинками и старые металлические и деревянные ложки.

2) Утром мы наскоро попили чаю с вареньем мёдом и свежим хлебом и все четверо отправились на другой берег.

3) Отваренный и очищенный картофель нужно выложить на доску и разрезать пополам или на четвертинки.

4) Я забрался на чердак и долго искал свой сундучок с письмами однако находил только груды старой одежды да связки пожелтелых газет да осколки битой посуды.

5) Меня порадовал и согрел не столько сам подарок сколько внимание и забота Марии Юрьевны.

17

1) Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.

2) Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень хотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.

3) Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.

4) Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это .

5) Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.

18

1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.

2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.

3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.

4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

1) Я не умею ни красиво говорить ни спорить ни поддерживать разговора.

2) На этих вечеринках хозяйка и гости не играли в карты и не танцевали а развлекали себя разными художествами.

3) В тихую июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.

4) В старших классах на дополнительных уроках мы читали вслух Гоголя или Пушкина или писали сочинения.

5) С самого утра в тот памятный день ярко и жизнерадостно светило солнце и воробьи весело чирикали о чём-то друг с другом.

1) Она увлечённо и страстно танцевала вальс и польку и кадриль.

2) Было тихо темно и только высоко на вершинах дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.

3) Женя грустно посмотрела на сестру и на мать и вышла.

4) Весь день шёл либо дождь либо мокрый снег.

5) В постановке школьного спектакля участвовали не только дети но и родители.

1) Она не то испугалась не то удивилась и поглядела на него большими глазами.

2) Сад не только не постарел но и разросся вытянулся ветвями к небу и теперь был весь в цвету.

3) Дальше поднимались десятки всевозможных труб и правильными рядами горбились крыши отдельных корпусов.

4) Первые лучи солнца блеснули в небе и побежали по земле и небу золотые блики.

5) За ночь навалило много снегу деревья оделись в белое и воздух был необыкновенно прозрачен и нежен.

1) Залетит случайная пчёлка усядется на одуванчик и напомнит Танечке о дедовой пасеке и тягучем мёде из свежесобранных сот.

2) Топор звучал всё глуше и глуше белые щепки летели на росистую траву и слышался лёгкий треск дерева.

3) Кот оказался не только платёжеспособным но и дисциплинированным зверем.

4) На первом плане мокрые берега с тростником и лугами садами и дачами развалины замков.

5) Семейства изредка тихим голосом перекидываются словами о приятном вкусе такого-то кушанья или напитка и красивом виде с горы Риги.

1) Дул то с одной то с другой стороны ветерок.

2) По вечерам я стал читать и оценил вполне лампу над столом и седые угольки на подносе самовара и стынущий чай.

3) На широком лугу пасутся коровы да лошади или козы с овцами.

4) У Пахомки ни детей ни воспитанников никогда не было.

5) В воздухе жужжали мухи и наперегонки носились разноцветные бабочки.

1) Охотник терпеливо натаскивал щенка не только по утке на пруду но и на тетеревов в ближних полях и на вырубках.

2) Гусаков уже был наслышан о замечательных проделках как лётчиков так и партизан и старшина тоже должен был об этом кое-что знать.

3) После этого он достал из-под сиденья лопаточку и ведро спрыгнул на землю и аккуратно собрал в ведро все осколки.

4) Одни и те же мальчишеские и девчоночьи физиономии блуждали и мелькали перед глазами обоих.

5) Конь то и дело норовил уйти домой или скрывался в лесу либо в дальних логах.

1) Всю ночь грохотала гроза и ливень гремел по окнам и по крыше дома.

2) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и командовал.

3) Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо к озеру и проводил там не меньше месяца.

4) У подножия этого холма бесстрашно и беззаботно сидят скрипачи и скрипачки и трогательно наигрывают классические мелодии.

5) Великий курфюрст Богоданной и Светозарной земли обладал железной волей и необычным упрямством.

1) В штабе он уже был наслышан о замечательных и порой удивительных проделках как лётчиков так и партизан.

2) Его ругали не то за неприспособленность к деревенской жизни и неумение работать в поле не то за чрезмерное добродушие отзывчивость и готовность помогать каждому встречному.

3) Высоко в горах воздух был кристально чистым и вода была особенно целебной.

4) То и дело мне попадались на пути шлагбаумы или мосты железнодорожные переезды асфальтовые ямы или упавшие брёвна.

5) В угловой комнате и в большой зале было много поваров и официантов званых гостей и просто случайных людей.

1) Рано или поздно между лидерами возникает скрытое соперничество или даже явная конкуренция.

2) С высоты не только сами они но и их надежды и устремления казались мелкими и незначительными.

3) Надо было либо встать и уйти либо вступиться за этого маленького человека и защитить его от нападок собравшихся.

4) Институтов в этот момент не то брезгливо не то пугливо ютился на пороге собственного кабинета держал нараспашку дверь и выпроваживал гостя.

5) Ранним утром над озером шёл ливень и буйствовала гроза.

1) Учитель наш слыл радикалом и бранил за легкомыслие не только Пифагора но даже Лейбница и Ньютона.

2) Семён Иванович брал по порциям или одни щи с пирогом или одну говядину.

3) Трактирщик то помогал некоторым то отбегал в сторону и всё командовал критиковал.

4) В комнате Риты окна были открыты настежь и пахло яблоками.

5) Мать положила в мешок хлеба и соли и сахара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *