Стихи о жестокости людей

Кошка

Когда-то давно жил я в стареньком доме.
С тех пор пролетел не один уже год.
И всем его жителям было известно
Насколько уродлив был местный наш кот.
Уродливый кот был всегда узнаваем –
Он был одноглазый и с ухом одним.
И знал он, как трудно на свете бывает,
Когда ты один и никем не любим.
Оторванный хвост, и поломана лапа
Срослась под каким-то неверным углом.
И множество шрамов.. А был он когда-то
Приятным на вид полосатым котом.
Кота никогда и никто не касался.
Бутылки и камни бросали в него.
Водой ледяной поливали из шланга.
Пытаясь прогнать со двора своего.
И лапы ему защемляли дверями,
Когда он пытался войти в чей-то дом.
Страдая от боли, зализывал раны
Уже много раз он под чьим-то окном.
Но все удивлялись, насколько отважен
Был этот невзрачный уродливый кот.
И если из шланга его поливают –
Он мокнет покорно, но не отойдёт.
И даже когда в него что-то бросали,
Он тёрся о ноги о ласке прося.
Увидев детей, он бросался за ними.
Мечтал о заботе, да только вот зря..
Не мог он понять, почему в целом мире
Не встретить того, кто бы смог приютить.
И хоть он уродлив и грязен снаружи,
Но с чистой душой и умеет любить.
Однажды кота покусали собаки,
Что жили напротив в соседнем дворе.
Послышался лай и о помощи крики.
Спустился я вниз – кот лежал на земле..
Уродливый кот был ужасно искусан,
Всё тело в крови. Он почти умирал.
Пытаясь укрыться от страха и боли,
Свернувшись в клубок, неподвижно лежал.
Он знал — наступает конец грустной жизни.
И след от слезы пересёк его лоб.
Я нёс его в дом, он хрипел, задыхался.
Мне стало вдруг плохо, меня бил озноб..
Я чувствовал то, как ему было больно.
И как тяжело ему просто вздохнуть.
Но вдруг он к лицу моему потянулся
И робко меня попытался лизнуть.
От слёз задыхаясь, к нему я прижался.
Прильнул он к ладони моей головой.
Его добрый глаз вдруг ко мне повернулся –
И кот замурлыкал, почти неживой..
И даже сквозь самые сильные боли
Просил этот кот лишь о капле любви.
О капле сочувствия, что в этой жизни
Мы доброе сердце сберечь не смогли.
Я в этот момент неожиданно понял,
Что самый красивый и любящий тот,
Кто смотрит сейчас на меня, умирая,
Обычный уродливый уличный кот.
Впервые он чувствовал чью-то заботу.
Нашёл он того, кто сумел полюбить.
И счастлив, что встретил того, кто смягчает,
А не пытается боль причинить…
Он умер чуть раньше, чем мы были дома.
Я сел у подъезда с котом на руках.
Держал его долго, пока не стемнело.
В душе поселились тревога и страх.
Ведь я осознал, что несчастный калека
Меня изменил за один только миг.
Он мне сообщил о страдании больше,
Чем тысячи лекций, уроков и книг.
Он мне расцарапал не тело, а душу.
И пусть в моей жизни немало забот,
Но я к одному только буду стремиться —
Учиться любить как Уродливый Кот…

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Пояснительная записка

Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.

Эти требования в полной мере обеспечивает метод проблемного обучения, который позволяет реализовать содержание представленной темы. Актуальность данной методической разработки определяется недостаточным использованием технологии проблемного метода в структуре уроков средней школы, где чаще преобладает репродуктивное обучение. К тому же проблемный метод обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования.

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов – основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы.

На этапе поиска решения проблемы проводится лабораторная работа в группах – изучение статей «Кодекса Хаммурапи». Групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать. То есть, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

При работе с историческим источниками, поднимается значение исторического факта, вырабатывается самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, как к историческим памятникам. Ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Таким образом, развивается такие ключевые компетенции обучающихся, как ценнностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная.

Но, работая над вопросом справедливости законов, ученики сталкиваются еще с одной исторической проблемой: жестокие законы и законы в отношении рабов сочетаются с законами, защищающими свободных людей от превращения их в рабов. Учитель в ходе диалога с учениками подводит их к мысли о том, что общество без законов – это общество хаоса, беспорядка, что даже такие, несправедливые на первый взгляд, законы вавилонского царя поддерживают порядок в обществе, укрепляя тем самым государство.

Эффективность оценки этого урока можно рассмотреть с точки зрения формирования гражданско-правового сознания: заставить ребенка перенести проблему законодательства Древнего мира в современную плоскость и осознать необходимость влияния законов на жизнь общества. Главный вывод, который дети должны сделать на уроке — «законы укрепляют государство».

Проведение самооценки на этапе рефлексии развивает у учащихся способность к самоорганизация и самоопределению. Ученики оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения знаний и взаимодействия с товарищами, фиксируют и анализируют затруднения в собственной учебной деятельности.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается на выбор выполнить творческое задание, где ученик может в полной мере выразить свои творческие способности.

Обучение в технологи проблемного метода делает уроки более продуктивным, усвоение знаний более творческим и успешным, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, позволяет осуществить компетентностный подход к образованию.

Использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентации в Power Point позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся исторические памятники, способствует более четкой и эффективной организации уроков.

Тип урока:Открытие новых знаний.

Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
  • Показать особенности законов – их социальную направленность.
  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.
  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • лабораторная работа.

Оборудование:

  • Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания, игра «Чистая доска».
  • Костюмы для моделирования ситуации.
  • Пакеты документов для лабораторной работы.
  • Таблицы для работы групп.
  • Карточки для составления схемы на доске.
  • Презентация к уроку (Приложение 6), ноутбук, проектор, проекторная доска.

Ход урока

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Учитель: А почему её так называют?

Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)

(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).

3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта.Какие у вас есть предположения?

Учащиеся: — Законы защищали богатых жителей. — Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4, Приложение 5)

Лабораторная работа

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Деление общества на свободных и несвободных.
2. Положение рабов.

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».
2. Система правосудия (наказания за преступления).

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Положение должников.
2. Юридическая защита должников.

4 этап. Решение проблемы. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Предположительные выводы

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учащиеся: Сильным.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

5 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).

Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).
  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).
  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).

На экране — заграничная любовь.
Пальмы. Женщины в цветастом оперенье.
И мужчины с респектабельностью львов
элегантно совершают преступленья.

Всех красавчик парфюмерный победит.
Будут пляжи, «мерседесы» и облавы.
В ритмах музыки — восточный колорит,
и она до неприличия слащава…
На сеансе самом позднем — благодать:
кто целуется в глуши большого зала,
кто пытается актрисе подпевать,
кто зевает откровенно и устало.

Рядом с выходом из зала — туалет.
Две девчонки по четырнадцати лет
грабят женщину. Наплёвано в углу.
Пахнет хлоркой. Раздевают на полу.
Их добыча: из вельвета пальтецо.
Шарфик. Сумочка. Да с камушком кольцо.
Ну а в сумке кроме книжки записной
пара трёшниц да единый проездной.

На суде звучат гуманные слова, —
безотцовщина, в семье недоглядели…
Адвокат (седая женщина) права:
исключительности фактор в этом деле.
Аргумент защиты взвешивает суд.
И девчонок, нет, не то чтобы прощают —
доучиться им в колонии дадут.
Нынче хор они тюремный посещают.
Только, может, эта мягкость развращает,
ибо вскорости избили старика
пацаны почти у школьного порога.
Даже шапку не украли (на фига?) —
отлупили просто так, за-ради бога…

Это было не с тобою. Не со мной.
Неужели лишь поэтому привычно
укрываться, как за каменной стеной,
за сомнительным словечком «нетипично»?
Не заметим. Отмахнёмся. Промолчим.
А молчанье, как и прежде, знак согласья.
У жестокости есть множество причин.
Безразличье — тоже форма соучастья.
Где впервые я отвёл трусливый взгляд?
Как стихи мои утратили сердечность?
В фильмах гангстерские выстрелы гремят.
Человечеству грозит бесчеловечность.

Две преступницы, две грешницы ведут
нас, безгрешных, на скамью для подсудимых…
Их глаза пустые спать мне не дают.
Страшно мне от их сердец неуязвимых.
Неотступно, как возмездие грядёт
и над ними — и над нами — «Суд идёт!».

Казань помнит своих замечательных земляков…
Вероника Тушнова (27.03.1911, Казань — 7.07.1965, Москва) — одна из самых ярких звёзд на её поэтическом небосклоне. Казанское литобъединение им.Гарифа Ахунова, руководителем которого я являюсь с 1997 года, 20 лет проводит Открытые молод. фестивали поэзии «Галактика любви» им.В.Тушновой при поддержке наших единомышленников в Казани, Зеленодольске, Альметьевске, Чистополе и Раифе.
Жизнь и творчество любимой поэтессы слиты неразрывно, а трагическая история ее любви достойна пера Шекспира…
***
История великой любви:
«Нет повести печальнее на свете…»
Вероника Тушнова
Хмурую землю
стужа сковала,
небо по солнцу
затосковало.
Утром темно,
и в полдень темно,
а мне всё равно,
мне всё равно!
А у меня есть любимый, любимый,
с повадкой орлиной,
с душой голубиной,
с усмешкою дерзкой,
с улыбкою детской,
на всём белом свете
один-единый.
Он мне и воздух,
он мне и небо,
всё без него бездыханно
и немо…
А он ничего про это не знает,
своими делами и мыслями занят,
пройдёт и не взглянет,
и не оглянется,
и мне улыбнуться
не догадается.
Лежат между нами
на веки вечные
не дальние дали —
года быстротечные,
стоит между нами
не море большое —
горькое горе,
сердце чужое.
Вовеки нам встретиться
не суждено…
А мне всё равно,
мне всё равно,
а у меня есть любимый,
любимый!
Вероника Михайловна Тушнова, известная советская поэтесса, родилась 27 марта 1911 года в Казани в семье профессора медицины Казанского университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урождённой Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских курсов в Москве.
Переехав в Ленинград, она закончила учёбу в медицинском институте, начатую ещё в Казани, вышла замуж за известного врача Юрия Розинского и родила в 1939 году дочь Наталью. Второй муж Тушновой — Юрий Тимофеев.
Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны — многое не сохранилось, потерялось, родственники тоже хранят молчание.
Она рано начала писать стихи и после окончания войны, во время которой ей пришлось работать в госпиталях, навсегда связала свою жизнь с поэзией.
Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913–1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».
«Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по её стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.
Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе.
Но вскоре тайное становится явным. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределён и неизбежен.
Вот такая предыстория появления последних стихов Вероники Тушновой — пронзительных и исповедальных — ярчайшего образца женской любовной лирики.
Я стою у открытой двери,
я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, —
всё равно напиши, прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
от которой спасенья нет,
напиши мне письмо, пожалуйста,
вперёд на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!
***
Бывало всё: и счастье, и печали,
и разговоры длинные вдвоём.
Но мы о самом главном промолчали,
а может, и не думали о нём.
Нас разделило смутных дней теченье —
сперва ручей, потом, глядишь, река…
Но долго оставалось ощущенье:
не навсегда, ненадолго, пока…
Давно исчез, уплыл далёкий берег,
и нет тебя, и свет в душе погас,
и только я одна ещё не верю,
что жизнь навечно разлучила нас.
***
В чём отказала я тебе, скажи?
Ты целовать просил — я целовала.
Ты лгать просил, — как помнишь, и во лжи
ни разу я тебе не отказала.
Всегда была такая, как хотел:
хотел — смеялась, а хотел — молчала…
Но гибкости душевной есть предел,
и есть конец у каждого начала.
Меня одну во всех грехах виня,
всё обсудив и всё обдумав трезво,
желаешь ты, чтоб не было меня…
Не беспокойся — я уже исчезла.
***
Гонит ветер туч лохматых клочья,
снова наступили холода.
И опять мы расстаёмся молча,
так, как расстаются навсегда.
Ты стоишь и не глядишь вдогонку.
Я перехожу через мосток…
Ты жесток жестокостью ребёнка —
от непонимания жесток.
Может, на день, может, на год целый
эта боль мне жизнь укоротит.
Если б знал ты подлинную цену
всех твоих молчаний и обид!
Ты бы позабыл про всё другое,
ты схватил бы на руки меня,
поднял бы и вынес бы из горя,
как людей выносят из огня.
Письмо
Просто синей краской на бумаге
неразборчивых значков ряды,
а как будто бы глоток из фляги
умирающему без воды.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?
Почему так медлила безбожно
почта, избавление неся?
Наконец-то отдохну немного.
Очень мы от горя устаём.
Почему ты не хотел так долго
вспомнить о могуществе своём?
***
Мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас уступи!
…А она есть. Есть. Есть.
А она — здесь, здесь, здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих жгучим течёт свинцом.
Это она — светом в моих глазах,
это она — солью в моих слезах,
зренье, слух мой, грозная сила моя,
солнце моё, горы мои, моря!
От забвенья — защита, от лжи и неверья — броня…
Если её не будет, не будет меня!
…А мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!
***
Я прощаюсь с тобою
у последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.
Пусть иная, родная,
та, с которою — рай,
всё равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!
Вспоминай меня, если
хрустнет утренний лёд,
если вдруг в поднебесье
прогремит самолёт,
если вихрь закурчавит
душных туч пелену,
если пёс заскучает,
заскулит на луну,
если рыжие стаи
закружит листопад,
если за полночь ставни
застучат невпопад,
если утром белёсым
закричат петухи,
вспоминай мои слёзы,
губы, руки, стихи…
Позабыть не старайся,
прочь из сердца гоня,
не старайся,
не майся —
слишком много меня!
***
Не сули мне золотые горы,
годы жизни доброй не сули.
Я тебя покину очень скоро
по закону матери-земли.
Мне остались считанные вёсны,
так уж дай на выбор, что хочу:
ёлки сизокрылые, да сосны,
да берёзку — белую свечу.
Подари весёлую дворняжку,
хриплых деревенских петухов,
мокрый ландыш, пыльную ромашку,
смутное движение стихов.
День дождливый, темень ночи долгой,
всплески, всхлипы, шорохи во тьме…
И сырых поленьев запах волглый
тоже, тоже дай на память мне.
Не кори, что пожелала мало,
не суди, что сердцем я робка.
Так уж получилось, — опоздала…
Дай мне руку! Где твоя рука?
***
— Ты сам виноват, — сказал Маленький
принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе
было больно, ты сам пожелал, чтобы я
тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.
Сент-Экзюпери
***
Сто часов счастья… Разве этого мало?
Я его, как песок золотой, намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле, по искре, по блёстке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок от каждой звезды и берёзки…
Сколько дней проводила за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлёта его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала…
Случалось, бывало,
что из горького горя я счастье своё добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце лениво, спесиво,
чтоб за малую малость оно говорило «спасибо».
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана…
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
***
Всё в доме пасмурно и ветхо,
скрипят ступени, мох в пазах…
А за окном — рассвет и ветка
в аквамариновых слезах.
А за окном кричат вороны,
и страшно яркая трава,
и погромыхиванье грома,
как будто валятся дрова.
Смотрю в окно, от счастья плача,
и, полусонная ещё,
щекою чувствую горячей
твоё прохладное плечо…
Но ты в другом, далёком доме
и даже в городе другом.
Чужие властные ладони
лежат на сердце дорогом.
…А это всё — и час рассвета,
и сад, поющий под дождём, —
я просто выдумала это,
чтобы побыть с тобой вдвоём.
А вот такой предстает Тушнова в описаниях знавших ее людей:
«У Вероники — красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)» (Лев Аннинский)
«Ошеломляюще красива» (Марк Соболь)
«Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту её называли смеясь «восточной красавицей»)»
«Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в неё… Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час… О Веронике нужно писать с позиции её сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…» (Надежда Ивановна Катаева-Лыткина)
«У моего стола присаживалась Вероника Тушнова. От неё заманчиво пахло хорошими духами, и как ожившая Галатея, она опускала скульптурные веки…» (Ивинская О. В. «Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени»)
«…У неё с детства сформировалось язычески восторженное отношение к природе. Она любила бегать босой по росе, лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками, следить за спешащими куда-то облаками и ловить в ладони лучики солнца.
Она не любит зиму, зима у неё ассоциируется со смертью» («Русская жизнь»)
Когда Вероника лежала в больнице в онкологическом отделении, Александр Яшин навещал её. Марк Соболь, долгие годы друживший с Вероникой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений:
Я, придя к ней в палату, постарался её развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали злые антибиотики, стягивающие губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришёл — он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…». Я обернулся — и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что всё, написанное ею, — правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией…
В последние дни перед смертью она запретила пускать Александра Яшина к себе в палату — хотела, чтобы он запомнил её красивой, весёлой, живой.
Умирала Вероника Михайловна в тяжёлых мучениях. Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Яшин, потрясённый смертью Тушновой, опубликовал в «Литературной газете» некролог и посвятил ей стихи — своё запоздалое прозрение, исполненное болью потери.
Думалось, всё навечно,
Как воздух, вода, свет:
Веры её беспечной,
Силы её сердечной
Хватит на сотню лет.
Вот прикажу —
И явится,
Ночь или день — не в счёт,
Из-под земли явится,
С горем любым справится,
Море переплывёт.
Надо —
Пройдёт по пояс
В звёздном сухом снегу,
Через тайгу
На полюс,
В льды,
Через «не могу».
Будет дежурить,
Коль надо,
Месяц в ногах без сна,
Только бы — рядом,
Рядом,
Радуясь, что нужна.
Думалось
Да казалось…
Как ты меня подвела!
Вдруг навсегда ушла —
С властью не посчиталась,
Что мне сама дала.
С горем не в силах справиться,
В голос реву,
Зову.
Нет, ничего не поправится:
Из-под земли не явится,
Разве что не наяву.
Так и живу.
Живу?
Александр Яшин
«Какое огромное впечатление Александр Яковлевич производил везде, где появлялся. Это был красивый, сильный человек, очень обаятельный, очень яркий»
«Меня немало удивил облик Яшина, который показался мне не очень деревенским, да пожалуй, не очень и русским. Большой, горделиво посаженный орлиный нос (у нас такого по всей Пинеге не сыщешь), тонкие язвительные губы под рыжими, хорошо ухоженными усами и очень цепкий, пронзительный, немного диковатый глаз лесного человека, но с усталым, невесёлым прижмуром…» (Фёдор Абрамов)
«… Вологодский крестьянин, он был и похож на крестьянина, высокий, ширококостый, лицо лопатой, доброе и сильное… Глаза с хитроватым крестьянским прищуром, пронзительно-умные» (Григорий Свирский)
Так кто же он — «один единый», который стал воздухом и небом для Вероники Тушновой?
Яшин (настоящая фамилия — Попов) Александр Яковлевич (1913–1968), поэт, прозаик. Родился 14 марта (27 н. с.) в деревне Блудново Вологодской области в крестьянской семье. В годы Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма.
Именно Яшину во многом обязаны своим становлением в русской литературе поэт Николай Рубцов и прозаик Василий Белов.
После выхода рассказов «Рычаги» и «Вологодская свадьба» для лауреата Сталинской премии закрылись двери издательств и редакций. Многие его произведения остались недописанными.
Жизнь Александра Яшина — и литературная, и личная — не из лёгких. К этому времени относится его полное отчаяния стихотворение:
Матерь божья, не обессудь,
По церквам я тебя не славлю,
И теперь, взмолившись, ничуть
Не юродствую, не лукавлю.
Просто сил моих больше нет,
Всех потерь и бед не измерить,
Если меркнет на сердце свет,
Хоть во что-нибудь надо верить.
Ни покоя давно, ни сна,
Как в дыму живу, как в тумане…
Умирает моя жена,
Да и сам я на той же грани.
Разве больше других грешу?
Почему же за горем горе?
Не о ссуде тебя прошу,
Не путёвки жду в санаторий.
Дай мне выбиться из тупика.
Из распутья, из бездорожья,
Раз никто не помог пока,
Помоги хоть ты, матерь божья.
Его любит удивительная женщина, талантливая, красивая, тонко чувствующая… «А он ничего про это не знает, своими делами и мыслями занят… пройдёт и не взглянет, и не оглянется, и мне улыбнуться не догадается».
«Не случайны на земле две дороги — та и эта, та натруживает ноги, эта душу бередит», — писал в своём стихотворении Булат Окуджава.
«Натруживало ноги» Александру Яшину многое — и гражданская позиция, когда он, как мог, утверждал в своих рассказах и стихотворениях своё право на правду, и огромная семья, в которой тоже не всё просто складывалось, и тот образ радетеля народных традиций, которому должен был следовать отец семерых детей, любящий и заботливый муж, нравственный ориентир для начинающих писателей
Из дневниковых записей 1966 года:
«Уже давно у меня появилось желание творческого одиночества — этим объясняется и строительство дома на Бобришном Угоре… Очень уж моя жизнь стала тяжёлой, безрадостной в общественном плане. Я слишком много стал понимать и видеть и ни с чем не могу примириться…
Переселение на Бобришный Угор… Разложил свои тетрадки и гляжу в окно, наглядеться не могу. Мать и сестра ушли домой под дождём.
Я остался и рад. Удивительное чувство покоя. Пожалуй, сейчас я понимаю отшельников, старых русских келейников, их жажду одиночества… Из-за одной этой лунной тихой, правда ещё холодной, ночи стоило строить мою избу… Мне такое заточение в глуши лесов, снегов дороже славы и наград — ни униженья, ни оскорбленья, ни гоненья. Я тут всегда в своём дому, в своём лесу. Здесь родина моя…» («Первое сентября»)
Друзья Яшина вспоминали, что после смерти Вероники он ходил, как потерянный. Большой, сильный, красивый человек, он как-то сразу сдал, словно погас внутри огонек, освещавший его путь. Он умер через три года от той же неизлечимой болезни, что и Вероника. Незадолго до смерти Яшин написал свою «Отходную»:
О, как мне будет трудно умирать,
На полном вдохе оборвать дыханье!
Не уходить жалею —
Покидать,
Боюсь не встреч возможных —
Расставанья.
Несжатым клином жизнь лежит у ног.
Мне никогда земля не будет пухом:
Ничьей любви до срока не сберег
И на страданья отзывался глухо.
Сбылось ли что?
Куда себя девать
От желчи сожалений и упреков?
О, как мне будет трудно умирать!
И никаких
нельзя
извлечь уроков.
На Угоре, согласно завещанию, его и похоронили. Яшину было всего пятьдесят пять лет.

Лариса Бабуркина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *